14. Что такое оправдание и усыновление?

В Рим.8:30 апостол Павел пишет, что тех, кого Бог призвал, Он «и оправдал». «Призыв» мы обсудили в предыдущей главе, а в этой рассмотрим, что Бог делает после того, как человек положительно отзывается на действенный призыв Божий, демонстрируя покаяние и спасительную веру.

Оправдание подразумевает законное и официальное решение Бога

Когда человек откликается на призыв Божий покаянием и верой, Бог, в ответ на такую веру, считает его грехи прощёнными и вменяет ему Христову праведность. Бог провозглашает этого человека праведным в Своих глазах. Этот акт Божий называется «оправданием». Оправдание — это единовременное деяние Божье, в котором Он (1) считает наши грехи прощёнными, а праведность Христа — принадлежащей нам, а потому (2) признаёт нас праведными в Своих глазах.

Апостол Павел чётко полагает, что оправдание наступает после отклика на евангельский призыв; оправдание — это Божий ответ на веру человека. В Рим.3:26 апостол пишет, что Бог есть «оправдывающий верующего в Иисуса», а в Рим.5:1 — что мы оправдываемся верой. Он утверждает, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал.2:16). Эти стихи ясно показывают, что оправдание осуществляется по вере.

(Говоря, что человек «оправдывается делами» (Иак.2:21,24,25), апостол не противоречит Павлу, а скорее использует слово в другом смысле -не то, что Бог признаёт человека праведным, а то, что человек демонстрирует праведность перед другими людьми. Это совершенно ясно в контексте Иак.2:18-26, где говорится о видимых проявлениях веры человека.)

Признание праведными перед Богом

Оправдание — это официальное суждение Бога: Он действует как судья, объявляя человека праведным в Своих глазах. Если Бог объявил человека праведным, тому не придётся нести наказание за прошлые, настоящие и будущие грехи. Как пишет апостол Павел: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1). Чуть ниже он утверждает, что никто не может обвинить или осудить Божьих избранных (Рим.8:33). Люди, которых Бог оправдал, наслаждаются тем, что их грехи полностью прощены.

Грехи оправданных людей считаются прощёнными, потому что Бог возложил их на Христа, Который и понёс за них наказание. Но Бог не только считает эти грехи Христовыми, но и полагает, что праведность Христа принадлежит также и нам. Христос занял место преступника, которое заслуживали мы, с тем, чтобы мы могли обрести прощение, получить которое так стремились. Как сказано во 2Кор.5:21, «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Благодаря подвигу Христа Бог может считать наши грехи прощёнными и признавать нас абсолютно праведными в Своих глазах.

Оправдание только верой

Апостол Павел объясняет, что люди получают «оправдание» по Божьей благодати, которая даётся «даром … искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24). В Еф.2:8, 9 апостол недвусмысленно заявляет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (курсив мой. — У.Г.).Оправдание происходит посредством Божьей благодати (т.е. мы его не заслуживаем), и является Божьим ответом на нашу веру (в противовес упованию человека на самого себя или свои добрые дела).

Хотя оправдание всегда осуществляется посредством Божьего действия в ответ на веру человека, это не значит, что вера является нашей заслугой перед Богом. Вовсе не вера заслуживает благосклонность Бога. Писание ясно утверждает: оправдание целиком и полностью основывается на результатах подвига Христа (см. Рим.3:24), и наша вера тут ни при чём. Это отличная новость, потому что нам не надо зарабатывать спасение или прощение грехов самостоятельно. Благодаря Христу мы можем взирать на Бога с надеждой: получить даром то, что мы не в состоянии заработать или заслужить сами.

Учение об оправдании стало камнем преткновения между протестантами и римо-католиками во времена Реформации, которая началась благодаря Мартину Лютеру в 1517 году в немецком городке Виттенберге. Лютер и его последователи настаивали, что оправдание возможно получить «только лишь по вере», тогда как римо-католики возражали: мол, оправдание обретается по вере и с помощью «средств благодати», которые заключены в церковных таинствах (таких как крещение, конфирмация, евхаристия и исповедь). Протестантская доктрина оправдания заключается в том, что мы будем абсолютно оправданы Богом в тот самый миг, когда поверим, ибо «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, по по духу» (Рим.8:1). Римско-католическая церковь учит, что мы не будем оправданы до тех пор, пока наша жизнь не будет окончательно очищена от греха (а это случится не раньше чем мы умрём и очистимся в чистилище). Протестанты же отвергают идею существования чистилища. Различия во взглядах протестантов и римо-католиков на оправдание имеют место и по сей день.

Усыновление: вхождение в новую семью

Помимо оправдания тем, кто ищет Бога для того, чтобы спастись, дарована ещё одна привилегия — Бог делает нас членами Своей семьи. Это действие Бога называется усыновлением.

В Ин.1:12 мы читаем, что всем принявшим Христа — «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Эта привилегия доступна не всем; в Еф.2:2, 3 апостол утверждает, что не поверившие в Христа — это «сыны противления» и «чада гнева».

Так как верующие являются детьми Божьими, то они наслаждаются многими благами усыновления уже сейчас. Будучи чадами Божьими, мы имеем глубокое личное общение с Богом, Которого зовём своим Отцом (Рим.8:15). Нам не нужно влачить жалкое существование рабского повиновения — мы можем наслаждаться жизнью наследников всех благословений, которые Бог хочет излить на Своих детей (Рим.8:15,17).

Принятые Богом в Его семью переживают некоторые из благословений уже сейчас, но полнота радости у верующих впереди — когда вернётся Христос. С одной стороны, «мы теперь дети Божии», а с другой — мы «в себе стенаем», ожидая дня, когда полные благословения усыновления будут нашими (Рим.8:23).

А пока жизнь Божьих детей будет отмечена не только многими благословениями, но и страданиями (Рим.8:17). Но они, обещает апостол, «ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» по возвращении Христа (Рим.8:18). В тот день Бог Сам отрёт «всякую слезу» с очей Своих детей, и тогда «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр.21:4).

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Что значит «быть оправданным»?

2. Каким образом оправданы христиане? Верите ли вы, что раз и навсегда были полностью оправданы?

3. Если вы христианин, что чувствуете при мысли о своей принадлежности к Божьей семье? Почему вы это чувствуете? Назовите несколько конкретных благословений, которые даёт нам усыновление.