16. Что такое смерть?

Как мы упоминали в предыдущей главе, смерть завершает процесс освящения христианина. В момент кончины душа верующего человека мгновенно становится совершенной и входит в присутствие Божье. Но полное совершенство души и тела наступит лишь по возвращении Христа на Землю, ибо в то время тела верующих людей будут воскрешены и также сделаны совершенными. В этой главе мы рассмотрим то, что происходит во время обоих этих событий, а также то, что происходит между смертью и возвращением Христа.

Почему христиане умирают?

Смерть не является для христиан наказанием. В последних четырёх главах мы убедительно показали, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1). Полное наказание за грехи христианина понёс Иисус Христос.

Однако Бог решил, что христианам незачем испытывать все благословения спасения сразу же. Например, христиане всё ещё грешат, болеют, страдают от последствий природных бедствий и становятся жертвами злых людей. И, как и прочие люди, умирают. Всё это — последствия жизни в мире, который не вполне свободен от проклятия греха.

Апостол Павел говорит, что хотя Христос победил смерть, воскреснув из мёртвых, она станет последним проклятием, которое будет снято с мироздания, искажённого грехопадением: Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1Кор.15:25,26).

Бог использует смерть как средство, чтобы сделать нас всецело подобными Христу, — ею Он завершает наше освящение. По сути, в жизни христианина Бог нередко использует тяготы и боль, чтобы дать верующему человеку благо. Павел учит в Рим.8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Часто боль и трудности служат воспитательными средствами для Божьих детей: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает … для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:6,10,11).

Но не все дисциплинарные взыскания призваны исправить нас, если мы поступили неправильно. Часто Бог воспитывает верующего, чтобы сделать его сильнее, тогда это действие становится средством освящения. Хотя Иисус никогда не грешил, «однако страданиями [привык к] послушанию» (Евр.5:8) и стал совершенным «через страдания» (Евр.2:10). По мере взросления и на протяжении жизни слушаться Бога становилось всё сложнее — требовалось немало страдать. Но, благодаря страданиям, Иисус научился абсолютному послушанию.

Поскольку Бог совершает Свою работу даже благодаря смерти -завершая освящение, — сохранение жизни и комфортное существование нельзя считать высшим жизненным приоритетом. Послушание Богу и верность при любых обстоятельствах для христианина куда важнее. Потому и Павел мог сказать пресвитерам в Ефесе: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).

Хотя Бог даже смерть использует ради нашего блага, важно помнить: смерть не является чем-то «естественным», как часто думают люди, которые не знают Божьего Слова. Точно так же неестественны болезни, зло и несправедливость. В Божьем мире подобным вещам не было бы места. Хотя сейчас мы испытываем страдания, настанет день, когда все они — даже смерть — будут уничтожены (1Кор.15:24-26).

Смерть христиан

Если вы верите в Иисуса, то Библия призывает вас не страшиться смерти. Иисус умер, чтобы «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:15). Скорее, мы должны с радостью ожидать своей кончины, зная, что после смерти мы будем с Христом. Апостол Павел демонстрирует ясное понимание этого факта во 2Кор.5:8: «… мы … желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». Нечто подобное говорит он и верующим в Филиппах: «… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23).

Если вы боитесь смерти и вам трудно поверить Павлу на слово, возможно, вам стоит сказать об этом Господу. Попросите Его помочь вам понять, что произойдёт после смерти, и усилить вашу веру в Его благость.

Когда христиане умирают, их души мгновенно перемещаются в присутствие Божье. Хотя тела остаются в земле, души предстают перед Творцом. Поэтому апостол Павел и пишет о выходе из тела в момент смерти (2Кор.5:8) и пребывании с Христом, разрешившись в смерти (Флп.1:23). Душа христианина пребывает в вечном блаженстве в присутствии Бога, и нет нужды молиться за неё после смерти человека. (В этом отношении Римско-католическая церковь придерживается иного взгляда, считая, что христиане отправляются в чистилище, и наши молитвы помогают им быстрее выбраться оттуда.)

Хотя мы знаем, что души христиан вечно блаженствуют в присутствии Бога, вполне логично, что мы печалимся, когда умирают наши родственники или друзья. Когда Стефана побили камнями, «мужи благоговейные … сделали великий плач по нем» (Деян.8:2). Иисус расплакался у гроба своего друга Лазаря (Ин.11:35), — опечалившись не только из-за смерти друга, но и зная обо всех тех, кому придётся вкусить смерть до того, как Он вернётся.

Но такая печаль не лишена надежды, ибо мы знаем, что верующий человек отправляется к Господу. Апостол Павел напоминает, что мы не скорбим, «как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13).

Смерть неверующих людей

Когда умирают люди, которые отвергают Христа, их души мгновенно отправляются в место вечного наказания. Тела, между тем, остаются в земле до возвращения Христа, когда они соединятся со своими душами для последнего суда (см. Мф.25:31-46; Ин.5:28, 29; Деян.24:15; Откр.20:12). Писание не даёт нам возможности предположить, что после смерти будет ещё один шанс поверить в Христа. Более того, как показано в притче о богаче и Лазаре (см. Лк.16:24—26) и других текстах о смерти и суде (ср. Евр.9:27: «человекам положено однажды умереть, а потом суд»), людям, отвергшим Христа при жизни, надеяться, по сути, не на что.

Таким образом, в печали, ощущаемой при смерти того, кто, на наш взгляд, отверг Христа, не присутствует надежда. Вспоминая о своих соотечественниках евреях, отвергших Христа, апостол Павел ощущает «великую … печаль и непрестанное мучение сердцу» (Рим.9:2). Однако часто мы не можем быть уверенными в том, что друг или близкий человек отвергал Христа вплоть до самой кончины. Осознание надвигающейся смерти может побудить даже самое ожесточённое сердце искренне раскаяться и поверить. В некоторых случаях мы просто не знаем всех обстоятельств. Тем не менее после смерти неверующего человека было бы неправильно говорить о том, что у него есть шансы попасть на Небеса, поскольку это может лишить человека желания совершить покаяние как можно быстрее. Когда умирает неверующий человек, есть смысл с искренней благодарностью говорить о прекрасных качествах, которые были очевидны в жизни почившего, -как это делал Давид, узнав о гибели царя Саула (2Цар.1:19-25).

Когда христиане восстанут из мёртвых?

Итак, если вы верите в Иисуса, то после смерти ваше тело останется в земле, а душа мгновенно отправится в присутствие Бога. И до тех пор, пока не вернётся Христос, мы будем ждать «усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:23,24). Настанет день, обещает апостол Павел, когда мы «прославимся» с Христом (Рим.8:17).

Для умерших христиан день возвращения Христа будет последней стадией искупления. В тот день их обновлённые, совершенные тела воссоединятся с душами. Христос был первым, кто получил «тело воскресения», и апостол Павел говорит, что «в пришествие Его» все верующие воскреснут точно так же (1Кор.15:22, 23). У христиан, которые будут жить, когда вернётся Христос, несовершенные тела вдруг превратятся в совершенные. Павел говорит: «… не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:51, 52). Таким образом, все верующие в Иисуса получат новые тела — подобные тому, какое Сам Иисус получил при воскресении (1Кор.15:20,23,49; Флп.3:21). Этот процесс называется прославлением, поскольку наши тела обретают небесную славу.

Эти новые тела будут «нетленными» (1Кор.15:52), то есть они не будут изнашиваться, стареть, болеть и страдать. Они будут постоянно здоровыми и крепкими. Новые тела будут такими, какими Бог их изначально планировал — более прекрасными и привлекательными, чем мы можем себе это сейчас представить. Воскресшие с Христом будут вечно жить в телах, обладающих всеми превосходными качествами, с которыми их сотворил Бог. Эти тела будут живым доказательством мудрости Божьей в творении — творении, которое Он счёл «весьма хорошим» (Быт.1:31).

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Почему христиане умирают? Как ответ на этот вопрос влияет на ваши мысли о собственной смерти?

2. Что происходит с телами и душами христиан, когда они умирают? Что вы чувствуете по этому поводу?

3. Что случится с телами христиан, когда Иисус вернётся на Землю? Какие именно качества вам непременно хотелось бы иметь в своём новом теле?