18. Что будет, когда вернётся Христос?

На протяжении всей истории Церкви не прекращались дебаты по поводу будущего. Споры касались нюансов возвращения Христа, Тысячелетнего царства, последнего суда, вечного наказания для неверующих и нескончаемого блаженства верующих и жизни с Богом на новом Небе и новой Земле. Исследования этих вопросов (так называемых «последних дней») называются «эсхатологией» (от греч. эсхатос- «последний»).

Возвращение Христа

Иисус пообещал Своим ученикам прийти на Землю во второй раз: «…приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:3). Из этого и других стихов (ср. Деян.1:11; 1 Фес. 4:16; Евр.9:28;2Петр. 3:10;

1 Ин.3:2) вполне ясно то, что Иисус вернётся на Землю, равно как и то, что «никто не знает» (Мк.13:32) точного времени этого события, «ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:44).

Хотя никто не знает времени возвращения Христа, все верующие должны относиться к этому событию так, как Иоанн, когда он услышал от Христа: «Ей, гряду скоро!» Иоанн ответил: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Время возвращения

Хотя в стихах, приведённых выше, совершенно ясно сказано, что о времени возвращения Христа никто не будет знать заранее, другие библейские тексты предполагают, что этому событию будут предшествовать определённые признаки. Следующие стихи описывают эти знамения:

• «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк.13:10; см. также Мф.24:14).

• «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк.13:19,20).

• «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк.13:22; см. также Мф.24:23, 24).

• «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мк 13:24, 25; см. также Мф.24:29, 30 и Лк.21:25-27).

• «… Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:1, 3,4).

• «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей … так весь Израиль спасется» (Рим.11:25, 26).

Иисус не говорил, что знамения даны для того, чтобы люди думали: раз знаков не было, значит, Христос не вернётся. Скорее знамения будут явлены, чтобы усилить предвкушение Его возвращения: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:28).

Однако упоминание о знамениях рождает два логичных вопроса: «Совершилось ли уже какое-либо из этих знамений?», «Если этого не произошло, может ли Христос вернуться в любое время?». Разные церкви по-разному отвечают на эти вопросы.

Некоторые христиане уверены, что всех этих знамений ещё не было, а потому Христос не может вернуться в любой момент. Однако ещё ученикам Иисус говорил: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33), Мнение, что Христос не может вернуться внезапно, противоречит заявлению Христа.

Другие убеждены, что Христос вполне может вернуться в любой момент, а в отношении знамений они высказывают три разных точки зрения. 1) Будут два разных возвращения: одно — тайное, а второе — очевидное для всех. Однако библейские тексты, в которых говорится о возвращении, такой взгляд никоим образом не поддерживают (см. обсуждение этого вопроса ниже). 2) Все знамения уже исполнились в истории ранней Церкви, а потому Христос может вернуться когда угодно. Однако некоторые знамения (например великая скорбь, спасение Израиля, появление «человека беззакония», падение звёзд с неба) во времена ранней Церкви не исполнились. 3) Возможно (хотя и маловероятно), что знамения исполнились, а потому Христос может вернуться в любое время.

Ввиду неоднозначности вопроса об исполнении знамений нам представляется, что последняя точка зрения наиболее разумна. Она позволяет нам считать, что знамения, предшествующие возвращению Христа, ожидают нас в будущем, но поскольку мы не уверены в этом наверняка, нам следует быть готовыми, что Он вернётся в любой момент. (При таком отношении готовность к возвращению Христа напоминает использование ремня безопасности в автомобиле: человек не предполагает попасть в аварию, но пристёгивается на тот случай, если столкновение всё же произойдёт.)

События во время пришествия

Большая часть разногласий по поводу возвращения Иисуса касается толкования одного библейского отрывка — Откр.20:1-6. Если говорить конкретно, речь идёт о том тысячелетии, которое Иоанн упоминает в Откр.20:4, 5, говоря, что некоторые люди «ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение». Часто этот тысячелетний период называют латинским словом «миллениум», и относительно его сущности и времени наступления существует три взгляда.

Амилленаризм: тысячелетний период длится сейчас; Иисус вернётся по его окончании

Наиболее упрощённый взгляд на миллениум заключается в том, что Откр.20:1-6 описывает не будущий период, а нынешний век Церкви. Придерживающиеся такого толкования верят, что многие или все ранее упоминаемые знамения случились во время первоапостольской церкви, потому Христос может вернуться в любое время. Имеется в виду следующее: когда Иоанн пишет, что «они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4), это означает, что почившие христиане в духовном смысле царствуют с Христом (см. Мф.28:18, где Иисус говорит: «дана Мне всякая власть на небе и на земле», и Еф.2:6, где апостол утверждает, что мы посажены «на небесах во Христе Иисусе»). Поскольку события, описываемые в Откр.20, исполняются в Церкви в настоящее время, тысячелетний период, упомянутый в Откр.20:4,5, — это образное выражение. Оно обозначает длительный период времени, а точнее, всё время существования Церкви — от Пятидесятницы до второго пришествия Христа.

Согласно этому взгляду сила сатаны, который в Откр.20:2,3 «скован» и заключен в бездну, «дабы не прельщал уже народы», была серьёзно подорвана во время земного служения Христа (Мф.12:28, 29; Лк.10:18). Тот факт, что апостол Павел мог учить всех язычников «о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян.28:31), свидетельствует, что сатана действительно «скован», так что не может уже «прельщать народы».

Приверженцы таких взглядов называются амилленаристами потому, что отрицают существование будущего тысячелетнего царства, о котором говорится в Откр.20:4, 5, как до, так и после возвращения Христа. Они верят, что по пришествии Христа будет общее воскресение и верующих, и неверующих. Те, кто верит в Иисуса, отправятся на Небеса; тем же, кто не верит, уготован последний суд, после которого они отправятся в место вечного проклятия. Тогда и возникнут новое Небо и новая Земля, которые будут пребывать вечно. В пользу этого взгляда говорит его простота: Христос возвращается, происходит суд -и мы все живём на новом Небе и новой Земле целую вечность.

Постмилленаризм: тысячелетний период наступит постепенно; Иисус вернётся по его окончании

Есть христиане, которые уверены, что Иисус вернётся после тысячелетнего периода, упоминаемого в Откр.20:4, 5. По мере роста Церкви и возрастающего влияния христианского мировоззрения общество будет всё больше и больше функционировать, опираясь на Божьи принципы. Постепенно на Земле воцарится тысячелетие благоденствия и справедливости (оно не обязательно будет продолжаться тысячу лет). Христос не будет физически присутствовать и царствовать на Земле всё это время — скорее христиане будут иметь огромное влияние в обществе, и царство Христа наступит благодаря их деятельности. Придерживающиеся этого толкования основывают свою точку зрения на стихах, в которых говорится, что царство Божье растёт незаметно, но неуклонно — с крохотных размеров до огромных масштабов. Например, они упоминают в этой связи притчу о горчичном семени, которое стало большим деревом (Мф.13:31, 32), и утверждение Иисуса о том, что «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33). Постмилленаристы также подчёркивают слова Иисуса: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18) и ожидают, что царство Божье будет мощно распространяться по всей Земле, пока повсюду не наступит Тысячелетнее царство.

Согласно этому взгляду Иисус придёт в конце существования этого царства. Потом произойдёт общее воскресение и верующих, и неверующих. Те, кто верит в Иисуса, отправятся на Небеса; тем, кто не верит, уготован последний суд, после которого они отправятся в место вечного проклятия. Тогда и возникнут новое Небо и новая Земля и будут существовать вечно; Христос будет царствовать на Земле в телесной форме. Этот взгляд называется постмилленаристским потому, что второе пришествие Христа и воцарение на Земле случится после будущего «миллениума».

Премилленаризм: тысячелетний период наступит внезапно; Иисус вернётся до его начала

Наконец, некоторые христиане верят, что Иисус вернётся до событий, описываемых в Откр.20:1-10. Поэтому этих верующих называют премилленаристами. Сторонники этого подхода также считают, что до возвращения Иисуса должен наступить период великого страдания — иногда он называется великой скорбью (см. Мф.24:21-31).

Согласно премилленаристскому толкованию событий последних дней Христос вернётся и будет царствовать на Земле на протяжении «миллениума» (необязательно буквальное тысячелетие), о котором идёт речь в Откр.20:4,5. Когда Иисус вернётся, чтобы начать Своё правление, все верующие в Него воскреснут, чтобы царствовать с Ним. Так следует толковать слова в Откр.20:4.

На время миллениума сатана и бесы будут лишены всякого участия в земной жизни, что описывается в Откр.20:1—3:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Поскольку правление Иисуса на Земле будет характеризоваться миром и справедливостью, многие люди обратятся к Нему за спасением. И всё же неверующие останутся, точно так же как были те, кто «усомнился» после того, как видели Иисуса воскресшим (Мф.28:17). Некоторые не поверят в Христа, потому что подлинная вера должна проистекать из изменённого сердца и не может быть насильно насаждена под напором внешних доказательств и несокрушимых аргументов. Несмотря на полное отсутствие влияния сатаны и бесов, некоторые люди всё ещё будут делать зло, демонстрируя тем самым, что причина греха не столько в сатане, сколько в самой человеческой природе.

Согласно воззрениям премилленаристов после окончания Тысячелетнего царства Христа на Земле будет последний суд, и верующие в Иисуса продолжат царствовать с Ним в течение вечности; отвергшие Его будут навечно осуждены.

Такая позиция соответствует естественному прочтению Откр.20:1-6, и многие верующие именно так и понимали этот отрывок со времён ранней Церкви. Кроме того, ветхозаветные тексты — например Ис.65:20 — указывают на время в будущем, которое будет радикально отличаться от нынешнего века, в котором всё ещё присутствуют грех и смерть: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем». Другие тексты — Пс.71:8-14; Ис.11:2-9; Зах.14:6-21; 1Кор.15:24; Откр.2:27; 12:5; 19:15 — свидетельствуют о времени, когда царство Криста будет преобладать, но грех и зло не будут окончательно искоренены. Это вполне соответствует описанию будущего тысячелетного правления Христа.

Кроме того, будущее, но не окончательное правление Христа утверждается в Откр.2:26,27, где упоминается царство «жезлом железным» над мятежным народом. Этот вид правления подразумевает премилленарное правление. О нём свидетельствуют и другие новозаветные тексты, в которых утверждается, что верующие в Иисуса будут царствовать с Ним на Земле в будущем (Лк.19:17, 19; 1Кор.6:3; Откр.2:26,27; 3:21).

У одной разновидности премилленаристского взгляда есть много приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Некоторые верующие считают, что Христос вернётся до великой «скорби» (лат. трибулацио), упоминаемой в Мф.24:21-31, поэтому такой взгляд называется претрибуляционным премилленаризмом. Те, кто придерживается этого взгляда, верят, что Христос вернётся дважды: сначала втайне — чтобы внезапно забрать («восхитить») христиан из мира, а потом, семь лет спустя, вместе с христианами придёт, чтобы царствовать с ними тысячу лет. На протяжении семи лет отсутствия Христа и христиан на Земле будет период великой скорби, когда подавляющее большинство евреев поверят в Христа как в Мессию и будут проповедовать Благую весть оставшимся на Земле.

Проблема сторонников этой позиции состоит в том, что очень трудно обнаружить в Библии стихи, в которых бы говорилось о тайном возвращении Христа. Все тексты, где упоминается второе пришествие, всегда свидетельствуют о вполне очевидном, публичном явлении (напр. 1 Фес. 4:16): «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде».

Царь-победитель

Не так уж удивительно то, что взгляды христиан на события будущего разнятся. Частично это вызвано предметом обсуждения — ведь то, что произойдёт завтра, от нас по большей части сокрыто. Но независимо от времени возвращения Христа все христиане верят, что окончательная победа Иисуса над сатаной (Откр.20:7-10) случится в будущем. Они уверены, что сатана «будет освобожден из темницы своей» (Откр.20:7), чтобы собрать обольщённых им на битву. В том последнем сражении Иисус окончательно разобьёт сатану и его воинство, после чего сатана будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10). По окончании той последней битвы Иисус, царь-победитель, совершит Свой суд. А потом будет царствовать во веки веков.

Как Иисус сказал Иоанну, в этом обетовании христиане могут черпать великую надежду, ибо Его слова «верны и истинны» (Откр.22:6). Иисус сказал: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:6). Верующие в Иисуса, независимо от того, как они толкуют Откр.20:1-6, должны вторить Иоанну: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. По каким эсхатологическим вопросам все христиане должны иметь единое мнение? Размышление о каком из них приносит вам наибольшую радость?

2. По каким вопросам, касающимся пришествия Христа, мнения верующих расходятся? Как христианам следует относиться к этому разномыслию?

3. Прочтите Откр.22:12. Присоединитесь к молитве Иоанна в Откр.22:20.