Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7846 Все тексты автора Уэйн Грудем
1. Что такое Библия?
На любую из христианских доктрин нужно смотреть исходя из того, что по этому поводу говорит Бог. Поэтому, приступая к рассмотрению основных доктрин, мы поступим весьма благоразумно, обратившись к основанию для них — словам Бога, иначе говоря, Писанию. В Библии подробно излагается то, что Бог думает по тому или иному доктринальному положению. Его Слово (читай: Писание) можно характеризовать четырьмя базовыми категориями: авторитетность, ясность, необходимость и достаточность.
Авторитетность Писания
Все слова в Библии — это слова Самого Бога, а потому неверие или непослушание им равнозначны неверию в Бога и непослушанию Ему. В Ветхом Завете часто встречается вводная фраза «Так говорит Господь» (см. Исх.4:22; Нав.24:2; 1Цар.10:18; Ис.10:24; также Втор.18:18-20; Иер.1:9). Эту фразу можно сравнить с указом царя -следующему за ним повелению следовало повиноваться без обсуждения. Даже те слова, которые прямо не приписываются Богу, считаются Его словами. Апостол Павел ясно это утверждает: «Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16).
Точно так же в Новом Завете утверждается, что слова, в нём содержащиеся, принадлежат Богу. Апостол называет послания Павла частью «Писаний» (2 Петр. 3:16). Очевидно, что Пётр, как и все верующие в ранней Церкви, считали письма Павла столь же авторитетными, как и писания Ветхого Завета, — т.е. словами Самого Бога.
Кроме того, Павел пишет, что «Писание говорит»: «Не заграждай рта у вола молотящего» и «Трудящийся достоин награды своей» (1Тим.5:18). Первая цитата — о волах — взята из Ветхого Завета (ср. Втор.25:4), вторая — из Нового Завета (см. Лк.10:7). Безо всякого колебания Павел называет обе части Библии «Писанием». Итак, новозаветный текст считается словами Самого Бога, а потому Павел мог с уверенностью утверждать: «…я пишу вам … заповеди Господни» (1Кор.14:37).
Поскольку и Ветхий, и Новый Заветы считаются Писанием, будет справедливо заявить, что они буквально «выдохнуты Богом» (2Тим.3:16). Это вполне логично, если вспомнить обещание Сына Божьего о том, что Святой Дух «напомнит» ученикам обо всём, что говорил им Иисус (Ин.14:26). Это и происходило, когда ученики писали богодухновенные слова — Евангелия и послания.
В Библии утверждается, что слова Бога в Писании излагаются «многообразно» (Евр.1:1). Иногда Бог говорил непосредственно с автором, который просто записывал то, что слышал (Откр.2:1,8,12). В иных случаях писатель полагался на беседы с очевидцами и личные исследования (Лк.1:1-3). А бывало, что Святой Дух напоминал о том, чему учил Иисус (Ин.14:26). Вне зависимости от того, как слова доходили до авторов, записываемое ими было обусловлено складом их характера, навыками, воспитанием и образованием. И тем не менее это были именно те слова, которые Бог ожидал от них, — Он утверждает, что это Его собственные слова.
Если Бог признаёт слова Писания Своими словами, то кроме Писания не существует иного, более авторитетного источника истины, к которому можно было бы прибегнуть, чтобы доказать истинность этого утверждения. Ибо кто обладает авторитетом, превосходящим авторитет Божественный? Итак, авторитетность Библии основывается на её содержании. Однако заявления Писания становятся личными убеждениями только благодаря работе Святого Духа в сердце человека.
Святой Дух не меняет слова Писания каким-либо образом; эти слова не превращаются в слова Бога неким сверхъестественным образом. Однако Святой Дух помогает читателю понять, что Библия не похожа на какую-либо из книг, которую он прежде читал. Читая, они убеждаются, что слова Писания действительно являются словами Самого Бога. Как сказал Иисус: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и … идут за Мною» (Ин.10:27). Прочие аргументы (историчность, внутренняя непротиворечивость, точное исполнение пророчеств, влияние на людей, литературная красота текста и мудрость, в нём содержащаяся) могут помочь нам увидеть разумные основания для библейских утверждений.
Являясь словами Самого Бога, слова Писания не просто правдивы, они — сама истина (Ин.17:17). Они являются самым точным эталоном, с которым следует сверять любые утверждения, претендующие на истинность. Истинно лишь то, что соответствует Писанию; то, что противоречит ему, истинным быть не может. Новые научные факты или результаты исторических исследований могут заставить нас пересмотреть интерпретацию текста Писания, но они никогда не будут противоречить библейским истинам.
Говоря об истинности Писания, не следует ожидать, что Библия расскажет обо всех событиях и явлениях, используя научные термины (хотя все подробности описываемых событий или явлений вполне правдивы). Истинность Писания не означает, что Библия содержит всё, что нам необходимо знать, или всё, что человек может узнать о чём-либо. Ни одного подобного заявления в Библии вы не найдёте. Кроме того, поскольку Библия написана обычными людьми, которые использовали привычный для них язык общения, в ней встречаются не совсем точные цитаты, а также неожиданные грамматические формы и написание слов. Но это никак не затрагивает её авторитетность. Библия, в своей первоначальной форме, не содержит фактов, противоречащих реальности.
Если бы в Библии нашлось что-либо противоречащее фактам, тогда всей информации, которая содержится в ней, нельзя было бы всецело доверять. Но если нельзя доверять Библии, то и Богу доверять невозможно. Считать, что в Библии есть ложные утверждения, — значит не доверять Самому Богу. Не доверяя Богу, мы предполагаем, что обладаем большим авторитетом, поскольку заявляем о том, что глубже понимаем тот или иной факт.
Если Библия утверждает, что она содержит слова Самого Бога, мы должны стремиться понять эти слова, ибо, поступая так, мы стремимся понять Самого Бога. Мы должны стараться доверять словам Писания, ибо, поступая так, мы стараемся доверять Самому Богу. Наконец, мы должны стремиться повиноваться словам Писания, ибо, поступая так, мы стремимся повиноваться Самому Богу.
Ясность Писания
Читая Писание и стремясь понять его истины, мы обнаруживаем, что одни отрывки понять легче, чем другие. Но хотя некоторые тексты на первый взгляд кажутся непонятными, Библия написана так, что всё необходимое, чтобы стать христианином, вести соответствующий образ жизни и приобретать зрелость, изложено совершенно ясно.
В Писании встречаются загадочные отрывки, но это не должно смущать нас. Ибо «откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс.18:8). И «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118:130). Божье Слово настолько понятно и ясно, что даже «простаки» (люди, которым недостаёт здравомыслия) с его помощью могут приобрести мудрость.
Поскольку о путях Божьих надобно «судить духовно» (1Кор.2:14), верное понимание Писания обусловливается скорее духовным состоянием человека, нежели его интеллектуальными способностями. А тем, кто отвергает учение Иисуса, истина Писания часто представляется «безумием» (ст. 14).
Тем не менее это не значит, что любое непонимание сути библейской истины обусловлено духовным состоянием читателя. Есть много благочестивых христиан, которые серьёзно заблуждаются в своём понимании отдельных частей Писания. Даже ученики неоднократно превратно понимали слова Иисуса (ср., напр., Мф.15:16). Иногда это происходило из-за тугодумия (Лк.24:25), иногда для понимания необходимо было дождаться того, что случится в будущем (Ин.12:16). Кроме того, первые христиане не всегда одинаково понимали написанное в Библии (пример этого см. в Деян.15 и Гал.2:11-15).
Когда люди не имеют единого понимания какого-либо текста Писания, винить следует не Библию (Бог направлял её написание таким образом, чтобы суть любого послания была ясна), а самих себя. Иногда из-за собственных недостатков мы неверно понимаем то, о чём Писание учит вполне ясно. Поэтому нам следует молитвенно читать Библию, прося Господа открыть нам истину Своего Слова.
Необходимость (важность) Писания
Всё необходимое для того, чтобы стать христианином, вести соответствующий образ жизни и приобретать духовную зрелость, изложено в Библии совершенно ясно. Но не только это! Истина заключается в том, что без Писания мы не могли бы знать об этом. Для познания Бога, прощения грехов и осознания того, чего Он от нас ожидает, необходимо либо самому читать Библию, либо узнать о её содержании от кого-либо.
На это и намекает Павел, спрашивая, как кто-либо может стать христианином «без проповедующего» (Рим.10:14). Ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Если никто не проповедует послание Христа, говорит Павел, то людям невозможно обрести спасение. А эти слова записаны в Писании. Итак, чтобы узнать, как стать христианином, человек должен либо прочесть об этом в Библии, либо кто-то должен объяснить ему то, что в ней написано. Как Павел говорил Тимофею, «священные писания … могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15).
Но христианская жизнь не только начинается с Библии, она продолжается только в том случае, когда верующий живет в соответствии с нормами Писания. В Мф.4:4 Иисус говорит: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Как наши тела существуют благодаря ежедневному принятию пищи, так и духовная жизнь предполагает, что человек будет питаться Словом Божьим. Пренебрегая регулярным чтением Библии, мы можем подорвать здоровье нашей души.
Помимо этого из Библии мы можем узнать о благой и определённой воле Божьей. Хотя Бог не открыл нам все аспекты — ибо «сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему», — многое нам всё же явлено в Писании, «чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29). Нашу же любовь к Богу мы показываем исполнением «Его заповедей» (1 Ин.5:3), которые находим на страницах Писания.
Хотя Писание и даёт нам всю необходимую информацию для жизни, но кое-что о Боге, Его характере и нравственном законе мы можем узнать из других источников, потому как «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Павел утверждает: «что можно знать о Боге, явно [даже] для [нечестивцев], потому что Бог явил им» (Рим.1:19). Нечестивцы не только знают о Боге, но и располагают неким пониманием сути Божьего нравственного закона (Рим.1:32; 2:14,15).
Итак, это «общее откровение» о существовании Бога, Его характере и нравственном законе дано всем людям. Оно становится очевидным, когда мы задумываемся о мироздании, Божьих деяниях в истории или прислушиваемся к своим внутренним ощущениям. «Общим» это откровение называется потому, что оно дано всем людям без исключения. (Его важно отличать от того, которое содержится в Библии.) Такое откровение отличается от откровения «частного» — данного отдельным народам. Писание — пример «частного откровения», равно как и непосредственные обращения Бога к пророкам, описанные в Библии.
Достаточность Писания
Хотя живущие во времена Ветхого Завета не имели полного откровения — оно появилось только в Новом Завете, — им были даны все необходимые «глаголы Божьи». В наше время человек может отыскать в Библии слова Бога, необходимые для того, чтобы стать христианином, жить как христианин и возрастать в вере. Чтобы быть «непорочными» перед Богом, нам следует лишь повиноваться Его Слову: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118:1). В Библии Бог даёт нам наставления, которые готовят нас «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:16, 17). Вот что значит «достаточность» Писания.
Соответственно, только в Писании мы ищем Божьи слова, обращённые к нам. И должны быть удовлетворены тем, что там находим. «Достаточность» Писания должна побуждать нас к исследованию Библии, чтобы обнаружить мнение Бога по тому или иному вопросу или понять, как следует действовать в той или иной ситуации. Всё, что Бог хочет сказать всем людям всех времён относительно какого-то вопроса или ситуации, можно найти на страницах Библии. Пусть Библия не всегда отвечает на любой вопрос, который приходит нам в голову, — ибо «сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему» (Втор.29:29), — она предоставит нам необходимое наставление для «всякого доброго дела» (2Тим.3:17).
Не находя в Библии чётких ответов на определённые вопросы, мы не вольны дополнять заповеди Писания проверенными на практике прагматическими советами. Вполне возможно, что Бог укажет нам, как поступать в определённой житейской ситуации, но никакие современные откровения, вразумления или наставления, которые, как нам кажется, исходят от Бога, нельзя уравнивать с Писанием. Не следует переносить «ведение», данное нам, на других христиан или членов нашей церкви, потому как мы можем заблуждаться, и Бог не желает, чтобы наши умозаключения имели такой же статус, как и Его слова, записанные в Библии.
Существуют вопросы и ситуации, в отношении которых Бог не дал столь чётких указаний и правил, как нам бы хотелось. Например, одна церковь может собираться в воскресное утро, а другая — совсем в другое время, потому что Библия ничего не говорит по поводу времени, когда следует начинать богослужение. И если одни христиане убеждают других, что следует собираться в определённый час, то этим они показывают неверие в «достаточность» Писания и потому грешат.
В отношении христианской жизни доктрина «достаточности Писания» напоминает нам: то, что Библия прямо или косвенно не запрещает, не может считаться грехом. Мы, таким образом, не должны формулировать разного рода запреты в тех ситуациях, в отношении которых Писание, на наш взгляд, выражается недостаточно однозначно. В жизни возникают ситуации, когда христианам не следует употреблять кофеин, ходить в кинотеатр или есть мясо, пожертвованное идолам (см. 1Кор.8-10). Но поскольку Писание не содержит определённого учения, которое бы воспрещало всем христианам поступать гак во все времена, сами по себе вышеназванные действия не являются грехом.
Итак, при возникновении разного рода доктринальных, этических и моральных вопросов мы должны довольствоваться тем, что Бог изрёк для нас в Писании. Он открыл именно то, что служит нам во благо. Различия, которые вызвали разделение церквей и деноминаций, вытекают из вопросов, о которых Библия упоминает вскользь. Большинство умозаключений по поводу корректной формы церковного руководства, точной природы присутствия Христа в символах Вечери Господней, нюансов событий, следующих за возвращением Христа, основываются скорее на сложных логических построениях, чем на прямых библейских утверждениях. А потому нам следует проявлять смиренную нерешительность в акцентировании тех вопросов, которым Библия уделяет незначительное внимание.
Вопросы для закрепления и практического применение прочитанного
1. Почему так важно, чтобы основой наших убеждений являлась Библия?
2. Отвечает ли Библия однозначно на любой вопрос, ответ на который мы ищем в ней? Почему?
3. Приведите пример того, о чём Библия говорит ясно и однозначно. Приведите пример проблемы, по поводу которой Библия не высказывается однозначно. Используйте эти примеры, чтобы понять, следует ли уделять слишком много внимания такого рода вопросам.