2. Бог: такой Он?

Если Библия является наиболее авторитетным источником информации, когда речь заходит о ней самой, то и в отношении Бога можно сказать то же самое. И это вполне логично, ибо Бог не был бы Богом, если бы существовал превосходящий Его источник информации. Поэтому, чтобы больше узнать о качествах Бога, важно знать то, что Он говорит о Себе Самом. Такого рода знания мы можем почерпнуть, вникая в Писание.

Бог существует

Писание сообщает без обиняков: Бог существует. Первый стих Библии — «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1) — представляет Нога Творцом, не приводя никаких доказательств Его существования или действий.

Кроме того, в Библии сообщается, что у всех людей есть внутреннее ощущение существования Бога — того, что они существа тварные, а Он — их Создатель. В Рим.1:19 апостол Павел пишет, что это ощущение «явно [даже] для [нечестивцев], потому что Бог явил им». Хотя в наше время многие не собираются признавать, что Бог существует, Павел утверждает: таковые «заменили истину Божию ложью» (Рим.1:25) и таким образом добровольно отвергли истину о Божьем существовании и Его характере, известную им изначально. По сути, они убеждают себя в том, что «Бога нет» (Пс.9:25).

Апостол говорит о том, что знания о Боге даются человеку «от создания мира через рассматривание творений» (Рим.1:20). Каждый элемент мироздания доказывает существование Творца и повествует о Его характере. Самое же убедительное доказательство -это сам человек, созданный по образу Божьему.

Итак, вера в Бога — это не «слепая вера», она основывается на доказательствах, предлагаемых Писанием и мирозданием.

Бог познаваем

Бог не просто существует — Он существует таким образом, что мы можем познавать Его и даже познакомиться с Ним лично.

Естественно, мы никогда не познаем Его полностью, ибо Он бесконечен: «Величие Его неисследимо» — слишком велико, чтобы познать совершенно (Пс.144:3). «Разум его неизмерим» (Пс.146:5). Божье знание слишком «дивно» для нас — оно настолько высоко, что мы не можем «постигнуть его» (Пс.138:6), и будь мы в состоянии сосчитать мысли Бога, то количество их превзошло бы количество песчинок на Земле (Пс.138:17,18).

Хотя мы никогда не сможем получить исчерпывающие знания о Боге, мы можем лично знать Его. Иисус сказал, что вечная жизнь заключается в познании Его и «единого истинного Бога», пославшего Его (Ин.17:3). Это куда лучше, чем просто знать о Боге. Бог прямо так и говорит: «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иер.9:24).

Кроме познания Самого Бога, мы можем знать о Нём то, что Он сообщает о Себе Самом на страницах Библии. Например, в Писании сказано, что Бог есть любовь (1 Ин.4:8), свет (1 Ин.1:5), дух (Ин.4:24), что Он праведен (Рим.3:26). Некоторые атрибуты Божественной природы легче понять потому, что Он разделяет их с нами; другие — сложнее, ибо они присущи только лишь Ему. Поскольку мы ограниченные создания бесконечного Творца, мы никогда не сможем узнать всего, что возможно, о любом из Божественных атрибутов. Тем не менее в их изучении кроется огромная польза, ибо в них мы обнаруживаем истину о Боге, которую Он хочет нам открыть. Будучи существами, созданными для Его славы (Ис.43:7), мы можем прославлять Его. Для этого нам нужно подражать Ему во всём.

Бог независим

Независимость Бога означает, что Он не нуждается ни в нас, ни в иной части творения для чего бы то ни было. Он создал нас не потому, что был одинок и Ему необходимо было общение с людьми. Бог существовал всегда, и Он совершенно удовлетворён в Своём бытии. Апостол Павел говорит: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем… не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:24,25; курсив мой. — У. Г.).

Бог существовал всегда. Он не был создан. Псалмопевец провозглашал: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс.89:3). Итак, Бог самодостаточен. Поистине, поскольку Он-Бог, Он не может зависеть от кого-либо или чего-либо. Напротив, всё Его творение не может существовать независимо от Него. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

Однако, хотя Бог совершенно независим, Он смотрит на нас как на ценные и значимые творения. Мы дороги в Его глазах! Как сказал пророк Исайя: «Каждого, кто называется Моим именем… Я сотворил для славы Моей» (Ис.43:7). Ему вторит Софония, утверждая, что Бог «возвеселится» о нас «радостью» и «будет торжествовать» о нас «с ликованием» (3:17). Хотя Бог не нуждается в нас, Он позволяет нам радовать Его так, что радость эта переходит в полный восторг! Это признак подлинной значимости.

Бог неизменен

Бог не меняется. Но неизменен Он только в тех категориях, о которых сказано в Библии — в Своих бытии, атрибутах, целях и обещаниях. Псалмопевец превозносит Бога за то, что Он «тот же» (Пс.101:28). Бог подтверждает этот вывод, говоря, что Его атрибуты постоянны: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6). Неизменные бытие Бога и Его атрибуты резко контрастируют с человеческими: наше бытие меняется, равно как меняются и наши атрибуты. Бог же вечно пребывает неизменным.

Кроме того, Бог не меняет Своих целей. Однажды постановив нечто, Он обязательно исполнит это. «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род» (Пс.32:11). Его извечные замыслы (см., напр., Мф.25:34 и Еф.1:4,11) непременно исполнятся.

Бог не изменяет и Своих обещаний. Как сказано в Писании, «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числ.23:19).

Несмотря на это, в Писании встречаются слова, которые на первый взгляд противоречат идее Божьей неизменности, — особенно в том, что касается Его целей и обещаний. Например, Бог не разрушил Ниневию, как обещал, когда люди покаялись (Иона 3:4, 10; ср. также Исх.32:9-14 и Ис.38:1-6). Однако эти случаи следует рассматривать как подлинное выражение нынешнего отношения Бога к конкретной ситуации. Когда ситуация меняется, Божье отношение или намерение тоже изменяется.

То, что Бог неизменен, не означает, что Он всегда действует однообразно или отказывается по-разному относиться к разным ситуациям (Его едва ли можно считать благим и справедливым, если к греху Он будет относиться так же, как к покаянию и праведности). Этот атрибут также не предполагает бездействия или равнодушия Бога. Откровенно говоря, одним из способов, которым Бог показывает, что Он «Бог, а не человек», является привычка удерживать «ярость гнева Его» от уничтожения народа; напротив, когда «повернулось» в Нём «сердце» Его и «возгорелась вся жалость» Его, Бог откладывает кару (Ос.11:8,9).

Бог вечен

Вечный Бог не имеет ни начала, ни конца — Его бытие не обусловлено последовательностью тех или иных событий. Это подтверждается в Пс.89:3: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Он трудился ещё «прежде создания мира» (Еф.1:4) — Его бытие не имело точки отсчёта. По словам Писания, Он — первый и последний, начало и конец, «Альфа и Омега… Который есть и был и грядет» (Откр.1:8). Апостол Иуда говорит, что «слава и величие, сила и власть» принадлежали Богу «прежде всех веков», а также «ныне и во все веки» (Иуд.25).

Ввиду вневременного бытия Бога Его видение времени отличается от нашего. Например, «тысяча лет» для Него? «как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс.89:5). Вся история мироздания для Бога проходит перед Его очами, словно всё только что случилось. Апостол Пётр подтверждает это, когда пишет, что «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Петр. 3:8). Однако он же предупреждает, что один день растянут перед Богом так, как для нас длится тысяча лет, — «…и тысяча лет, как один день».

Обобщив эти данные, мы понимаем, что всю историю мира Бог видит как кратковременное событие, но в то же время краткие события рассматривает так, словно они длятся неимоверно долго. Бог знает обо всех событиях — прошлых, настоящих и будущих — и всё видит одинаково отчётливо. Хотя Он Сам не подвержен течению времени, Бог видит последовательность событий в разные периоды времени. Сотворив время и властвуя над ним, Бог использует временные рамки для Своих целей.

Бог вездесущ

Как Бог не ограничен временными рамками, так Он не связан и рамками пространства. Бог вездесущ; Он присутствует во всём пространстве всем Своим естеством. Он не может быть ограничен пространством, ибо Сам его создал (Быт.1:1).

Бог присутствует в каждой части пространства, наполняя небо и Землю (Иер.23:23, 24). Как восклицает поэт: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10). Вместе с тем Его бытие таково, что даже «небо и небо небес не вмещают» Его (3Цар.8:27).

Хотя Бог присутствует повсюду, Он бывает и действует в разных местах по-разному. Часто Его присутствие является благословением, как это описывается в Пс.15:11: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». А в другом месте (в преисподней, например) Бог присутствует лишь для того, чтобы продемонстрировать Свою справедливость (Ам.9:1-4).

Кроме того, Божья вездесущность обусловливает существование и функционирование Вселенной в том состоянии, в котором Он её создал. Так, во Христе «все Им стоит» (Кол.1:17) — Он постоянно поддерживает Вселенную «словом силы Своей» (Евр.1:3).

Бог есть дух

Иисус утверждал, что Бог ни в коей мере не ограничен пространственными пределами, заявив: «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Бытие Бога не обусловлено существованием материи — Он не имеет ни неких компонентов, ни размеров. Его невозможно воспринять органами чувств. Невозможно мыслить о бытии Бога в категориях созданной Вселенной, ибо Его бытие превосходит любой другой вид существования.

Но Бог решил даровать нам частичку Своей духовной природы. Он наделил нас духом, в котором мы должны поклоняться Ему (Ин.4:24). Апостол Павел говорит, что «соединяющийся с Господом» становится «один дух с Ним» (1Кор.6:17). Единение с Ним подразумевает присутствие Святого Духа в нас, Который свидетельствует

о нашем статусе — усыновлении Богом (Рим.8:16). Когда мы умрём, наш дух вернётся «к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7), — при условии, что мы соединены с Ним.

Бог невидим

Поскольку Бог есть Дух, то Он невидим: «Бога не видел никто никогда» (Ин.1:18). Никто никогда не сможет увидеть Его естества или вникнуть в Его бытие. В Библии, однако, можно прочесть о случаях, когда люди видели явные проявления Бога. Исайя утверждает, что он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6:1). «Господь явился» Аврааму «у дубравы Мамре» (Быт.18:1). Иаков также говорил, что «видел Бога лицом к лицу» (Быт.32:30). В этих и других аналогичных случаях Бог принимал видимую форму, чтобы явить Себя людям. Но наиболее явное проявление Бога осуществилось в Иисусе Христе. Как Он Сам сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

Хотя никто не может увидеть Бога во всей Его сущности (она подразумевает невидимость), Бог иногда являлся людям в виде существа; уникальное явление Творца людям осуществилось посредством прихода на Землю Иисуса Христа.

Бог всеведущ

Бог «знает все» (1 Ин.3:20). Бог совершенно знает Себя Самого и все возможные и существующие вещи. Он знает всё, что существует, и всё, что происходит. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13). В совершенстве зная Самого Себя (1Кор.2:10, 11), Он обладает исчерпывающим знанием обо всём, что мог бы сотворить, но не сотворил. Знает и обо всех событиях, которые в действительности не происходили, а также те события, которые произошли бы, если бы иные судьбоносные события пошли по иному пути развития (см., напр., Мф.11:21).

Бог постоянно, в любое время, полностью всё осознаёт. Его всеведение никогда не меняется и не возрастает. Ничто не удивляет Его, потому что от Него ничего не скрыто. Бог извечно знал всё, что произойдёт, и всё, что Он намеревался создать.

Бог мудр

Бог обладает не только всеведением, но и премудростью. Это значит, что Он всегда выбирает наилучшие цели и наиболее оптимальные средства, чтобы этих целей достичь. Он есть «единый премудрый Бог» (Рим.14:26), Который «премудр сердцем» (Иов.9:4) и «у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов.12:13).

Божья премудрость проявляется во многих сферах бытия. Например, Он создал всё премудро (Пс.103:24). Мудрость Его очевидна, если понаблюдать за жизнью «любящих Бога» и «призванных по Его изволению». Им, благодаря Божьей мудрости, «все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Бог наделяет мудростью Своих детей. Подразумевая этот факт, Иаков напоминает читателям послания: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -и дастся ему» (Иак.1:5). Мудрость благочестия — черта характера, демонстрируемая в житии, угодном Богу, — обнаруживается в чтении Божьего Слова и повиновении Его гласу. «Откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс.18:8).

При этом мы никогда не сможем снискать всю премудрость Божью. Велика «бездна богатства и премудрости и ведения Божия», а потому «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим.11:33). Иногда Он позволяет нам понять, почему что-то происходит определённым образом, но в другое время мы не сумеем уяснить всех причин, по которым то или иное событие или явление имело место. В такие трудные времена нам следует надеяться «на Господа всем сердцем» и «не полагаться на разум» свой (Притч. 3:5).

Бог есть истина

«А Господь Бог есть истина» (Иер.10:10). Знание Бога и все Его слова являются наиточнейшим эталоном истины. Если Он что-то сказал, не может быть сомнений в том, что так оно и случится, — Он вовеки верен Своим обетованиям (Числ.23:19). Суть подлинной веры заключается в полном доверии Богу и уповании на то, что Он исполнит обещанное.

Мы частично способны подражать Его верности, стремясь обрести истинное познание Его Самого и Его Слова. Кроме того, наши слова и поступки также могут быть показателем подражания Богу в истинности (Кол.3:9,10).

Бог благ

Иисус сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19). А потому Бог являет нам эталон благости — Его сущность и Его дела достойны лишь одобрения. Нет более высокого стандарта благости, чем собственно Божий характер и Его одобрение того, что соответствует Его характеру. Например, Его благость очевидна в творении: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31).

Поскольку Бог является непревзойдённым эталоном благости, то в конечном счёте Он же является и источником всех благ. Апостол Иаков уверен: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Это Бог посылает хорошие подарки Своим чадам, обещая не лишать благ «ходящих в непорочности» (Пс.83:12). Иисус подтверждает это, говоря, что Бог «даст блага просящим у Него» (Мф.7:11). Даже наказание от Бога является проявлением Его доброты и любви (Евр.12:10). Таким образом, всё благо, к которому мы стремимся, в конечном счёте находится у Бога. Псалмопевец чётко это осознал и написал: «…с Тобою [т.е. «кроме Тебя»] ничего не хочу на земле» (Пс.72:25).

Божью благость часто можно увидеть в Его милосердии и благодати. Божественное милосердие — это Его благость к несчастным и страждущим. Благодать — это Его благость к тем, кто заслуживает только лишь наказания. Мы, как получатели Божьей благости (т.е. милосердия и благодати Божьей), призваны являть их другим. Так советует апостол Павел: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).

Бог есть любовь

Как уже упоминалось выше, «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8) — Он вечно жертвует Собой ради блага других. Иисус говорит, что этот атрибут самопожертвования действовал «прежде основания мира» (Ин.17:24). Изначально любовь Божья проявлялась в отношениях между Отцом, Сыном и Святым Духом (Ин.17:24; 14:31).

Но эта вечная любовь выражается ныне в жертвенной любви к Божьим детям. Апостол Иоанн утверждает: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин.4:10). Это же подтверждает и апостол Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

Поскольку Бог возлюбил нас и будет это делать вечно, мы можем щедро делиться такой любовью с другими. По сути, Иисус утвердил нашу ответственность перед Богом, повелевая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. … Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37, 39). Подобно любви Божьей, наша любовь должна быть жертвенной (1Ин.3:16, 17) — «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:18).

Бог свят

«Свят Господь, Бог наш» (Пс.98:9). Святость Бога подразумевает, что Он отделён от греха и посвятил Себя поиску славы Самому Себе. В Библии Бог неоднократно именуется «Святой Израилев» (Пс.70:22, например), а серафимы (крылатые существа) вокруг Его престола постоянно провозглашают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3).

Святость Бога являет Его чадам образец для подражания. Он Сам говорит: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев.19:2). Силой Святого Духа мы должны стараться «иметь … святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Автор послания также утверждает, что Бог наказывает Своих детей для того, чтобы «нам иметь участие в святости Его» (12:10). Приобретая святость — и лично, и в Теле Христовом, — мы ожидаем того дня, когда всё творение на Небе и на Земле будет отделено от зла, очищено от греха и всецело посвятит себя прославлению Бога, обладая подлинной нравственной чистотой (Зах.14:20,21).

Бог праведен и справедлив

Великий вождь Израиля сказал о Боге: «Все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.32:4). Действительно, Бог всегда действует справедливо, ибо Он и есть сама справедливость. В качестве Судьи мира Он всегда судит верно (Быт.18:25). Он изрекает правду и открывает «истину» (Ис.45:19). А потому, когда мы стараемся поступать справедливо — то есть стремиться к порядку в мире, — мы должны соотносить свои действия с Божьим характером, потому что это самый точный эталон справедливости.

Поскольку Бог праведен и справедлив, Он поступает с людьми так, как они того заслуживают. Он наказывает то, что противостоит Ему, — то есть грех. Несомненно, иногда Бог прощает и не наказывает людей за совершённые грехи. Если Он справедлив, как такое возможно? Прощение возможно потому, что Христос взял на Себя наказание за грех «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:25,26).

Бог всемогущ, а потому в конце концов Он восстановит справедливость. Мы получили благословения благодаря Его праведности и справедливости, и потому должны, подражая Судье Вселенной, поступать справедливо. Мы должны искать правды и восстанавливать справедливость от лица тех, кто не имеет возможности добиться её своими силами. Как сказал мудрец, «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21:3).

Бог — ревнитель

Объясняя первую из Десяти заповедей, Бог говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Бог постоянно стремится защитить Свою честь. Он хочет, чтобы вся слава воздавалась только Ему, и никому и ничему другому. И упрекнуть в этом Бога нельзя, потому что только Бог заслуживает таких почестей. Вот почему Он может справедливо сказать: «Славы Моей не дам иному» (Ис.48:11).

Бог гневается на грех

Бог весьма сильно ненавидит грех. Его гнев горит против греха, и в конце концов Он уничтожит тех, кто отвергает Христа и упорствует в своём нечестии. Иисус сказал: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). «Открывается гнев Божий», говорит апостол Павел, «с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

Итак, гнев — это Божественный атрибут, за который мы должны благодарить и прославлять Бога. Если бы Бог нисколько не беспокоился по этому поводу, то Он не был бы Богом, достойным нашей хвалы и поклонения. Грех должен вызывать в нас отвращение. По сути, нам необходимо следовать примеру Христа, который ненавидел грех и нечестие (Евр.1:9). Хотя мы не должны радоваться гибели других, а должны любить и молиться о том, чтобы они раскаялись в своих грехах, вполне правильно ликовать оттого, что зло справедливо наказано. В конечном счёте мы должны молиться о том, чтобы нечестивцы покаялись, ожидая от Христа прощения. В отношении тех, кто доверился Христу, Божий гнев удовлетворён, так как Христос понёс справедливое наказание на кресте (Рим.3:25; 5:8,9). Таким образом, верующим в Иисуса нет причин страшиться гнева Божьего — заслуженный нами, он пал на Иисуса, Который через смерть и воскресение «избавляет нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10). А вот тем, кто отвергает Иисуса, следует бояться Божественного гнева, потому что он остаётся на них (Ин.3:36).

Бог волен вершить Свою волю

Бог постоянно совершает «все по изволению воли Своей» (Еф.1:11).

Его воля — основополагающая причина всего происходящего. Ею Он одобряет и совершает каждое действие, необходимое для Своего собственного бытия и деятельности, а также всего Своего творения. Воля Божья связана с выбором — ею Он решает, что Ему делать и от чего воздержаться.

Например, всё было сотворено по Божьей воле (Откр.4:11), мировые правительства обретают власть согласно ей (Рим.13:1), а иногда Божьи дети страдают по Его же воле (1 Петр. 3:17). Вся наша жизнь предопределена Божьей волей, и поэтому апостол советует не говорить, что мы задумали и непременно сделаем то или иное, а руководствоваться принципом: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем» (Иак.4:15).

Даже смерть Христа и все сопутствующие ей события произошли по воле Вседержителя. Лука утверждает, что повинные в казни Иисуса сделали то, что «предопределила рука» Божья — согласно Его замыслу (Деян.4:27,28).

Иногда Божья воля явно открыта — когда из Писания вполне очевидно, что именно мы должны делать или как Бог заповедал нам поступать. Именно об этом идёт речь, когда Иисус говорит молиться так: «Да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Мф.6:10). А порой Писание не даёт нам чётких указаний по поводу правильного поведения в том или ином случае. Тогда мы должны смиренно уповать на Бога и Его полновластное руководство всеми событиями нашей жизни. Соответственно, и планировать свои поступки мы должны так, как рекомендует Иаков: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак.4:15).

Итак, мы должны с большой осторожностью, особенно в трудных ситуациях, утверждать волю Божью, если она недостаточно ясно выражена в Писании. Существует, к примеру, серьёзная опасность в утверждении, что некое зло совершается по воле Творца, даже если мы можем обнаружить в Библии высказывания, подтверждающие этот вывод. Оправдывая зло упоминанием о Божьей воле, мы представляем дело так, словно в грехе и зле можно винить Бога; мы будто предполагаем, что Бог радуется свершающемуся злу. Но, согласно Библии, в злых, греховных поступках всегда повинны люди и демоны (падшие ангелы), а не Бог. И казнь Христа, о которой Библия ясно утверждает, что она случилась «по определенному совету и предведению Божьему», была приведена в исполнение «руками беззаконных» (Деян.2:23).

Бога нельзя винить или считать ответственным за зло или грех людей. Он сознательно не открыл нам совершенно явно, каким образом соотносятся Его воля и зло. Нам остаётся, в таком случае, утешаться тем, что «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор.29:29).

Бог обладает свободой

Поэт утверждает: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс.113:11). Ничто не может предотвратить осуществление Божьей воли. Бог ничем не связан и волен делать всё, что пожелает. Он не подчиняется какой-либо власти, ибо нет такой личности или силы, которая бы могла диктовать Богу, что и как Он должен делать.

Хотя мы можем подражать Богу в Его свободе, руководствуясь своей нолей, все наши решения подчинены Божьей воле. Так, Писание гласит: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16:9). Даже «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1).

Бог всемогущ

«Есть ли что трудное для Господа?» — звучит в Быт.18:14 риторический вопрос. Ответ на него встречается на страницах Писания многократно, но самый ясный и недвусмысленный слышится из уст Иеремии: «Для Тебя ничего нет невозможного» (Иер.32:17).

Бог всемогущ — Он способен совершить всю Свою святую волю. Нет границ могуществу в Его деяниях. Апостол Павел уверен, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф.3:20). Иисус сказал, что «Богу все возможно» (Мф.19:26).

Но существует, однако, то, что Бог не может сделать, — желать или делать то, что противоречит Его сущности. Например, Он не может лгать (Тит.1:2), быть искушаемым злом (Иак.1:13), отречься от Самого Себя (2Тим.2:13). Таким образом, всемогущество Божье определяется Его атрибутами.

Подражая Богу в использовании своей ограниченной силы, которой Он наделил нас для исполнения Его намерений, мы являемся очень слабым отражением Его бесконечного могущества и таким образом приносим Ему славу.

Бог совершенен

Иисус говорил, что наш Небесный Отец совершенен (Мф.5:48). Это значит, что Бог обладает всеми превосходными качествами и у Него нет недостатка ни в одном, каким Он желает обладать. Мы же призваны Христом стремиться быть «совершенными» (Мф.5:48). Пусть мы не станем безупречными на Земле, но, благодаря подвигу Христа, можем на протяжении всей своей жизни совершенствовать себя.

Бог блажен

Блаженство Бога предполагает, что Он всецело наслаждается Самим Собой и всем тем, что Он сотворил. Он Сам является средоточием счастья и восхищения, а потому вся полнота радости обнаруживается в Нём. Но Бог также наслаждается Своим творением. Увидев его, Он сказал, что оно «весьма хорошо» (Быт.1:31). Бог жаждет радоваться о Своих детях, «как жених радуется о невесте» (Ис.62:5).

Черпая радость и наслаждение в том, что приятно Богу — будь то труд других, аспекты нашей жизни или элемента мироздания, -мы демонстрируем удовлетворение Его благословениями и таким образом приносим Ему честь, подражая Ему в блаженстве. Величайшее блаженство и высочайшее наслаждение мы находим в источнике всякого блага — Самом Боге.

Бог прекрасен

В одном из своих произведений псалмопевец сообщает, что самое неистребимое его желание — обитать в доме Господнем все дни жизни (Пс.26:4). Одна из причин подобного желания — потребность «созерцать красоту Господню». Бог обладает всеми качествами, которые поистине желанны. Давид обнаружил, что все наши сокровенные желания могут быть удовлетворены только в Боге, ибо только Он подлинно прекрасен.

Бог един

Хотя на отдельных атрибутах Бога, кажется, мы сосредоточиваем больше внимания, чем на других, крайне важно понимать: Бог целостен во всех Своих качествах. Ни один из Его атрибутов не превосходит другой. Бог не состоит из частей, и не бывает так, чтобы Он был неким атрибутом в один момент, а в другой — становился другим. Он всецело и совершенно обладает всеми атрибутами (даже не упомянутыми здесь) одновременно.

В Писании ни один из Божьих атрибутов не выделяется как наиболее важный. Например, читаем: «Бог есть свет» (1 Ин.1:5) и «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). Бог не являет любовь только днём, а свет -только ночью. Он во всякое время и во всех отношениях является светом и любовью. Каждый из Божественных атрибутов определяет остальные атрибуты Бога.

Каждый из Божественных атрибутов представляет собой один из аспектов Его сущности, и все они помогают нам понять, каков Бог на самом деле. Кроме того, они указывают нам на то, какими Бог создал нас.

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Какие из атрибутов Бога наиболее явно присущи нам? Какие из атрибутов нам почти несвойственны? Назовите один из Божественных атрибутов, который вы бы хотели более явно проявлять в повседневной жизни, и объясните почему.

2. Можете ли вы сказать, какую опасность представляет подразделение Божественных атрибутов на более и менее важные?

3. Какие из Божественных атрибутов представляются вам наиболее удивительными? Что вы узнали о Боге, глядя на Него сквозь призму этого качества?