Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7819 Все тексты автора Уэйн Грудем
4. Что такое творение?
Откуда возникла Вселенная? Есть ли смысл её существования? Как нам следует воспринимать мироздание — хорошим или злым? В этой главе мы постараемся объяснить, каким образом Бог сотворил Вселенную, какой Он её создал и что мы должны думать о творении сегодня.
Сотворённый мир
Бог создал Вселенную из ничего, ибо ничего, кроме Бога, не существовало до того, как появилось мироздание. Всё — то, что Быт.1:1 называет «небо и земля», — было сотворено Богом. Это подтверждается новозаветными авторами: «Все чрез Него начало быть» (Ин.1:3), «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол.1:16). Как мы узнали из предыдущей главы, в этом процессе участвовали все Лица Триединства.
Бог создал Вселенную словом — начиная с земли и вод и заканчивая растениями и животными (Быт.1:3-25), — то есть речь идёт обо всём мироздании, за исключением человека. Мужчина и женщина были сделаны руками Бога и получили жизнь от Божьего дыхания (Быт.2:7, 22). Такое интимное творение указывает на особый статус, который Бог определил для человека в системе мироздания. Вдобавок, только человека Бог создал «по образу Своему» (Быт.2:27). Походить на образ Божий — значит быть подобным Богу и представлять Бога. Таким образом, человек является вершиной творения и похож на Бога более, чем любое другое существо; только человека Бог избрал властвовать над остальным творением (Быт.1:28-31).
Существуют научные теории, которые противоречат библейскому взгляду на творение, например теория, что всё живое появилось в результате случайных мутаций в течение длительного периода времени, а не как результат Божьего разумного творчества вкупе с Его безграничным могуществом. Научные теории, которые не признают Бога Творцом, отказывают человеку в достоинстве, каким нас, согласно Библии, наделил Бог. Писание учит, что, хотя Богу не требовалось создавать что-либо, Он решил создать нас — по Своему образу и подобию.
С другой стороны, иногда научные наблюдения помогают опровергать человеческие заблуждения. В своё время многие христиане считали, будто Библия учит, что Солнце вращается вокруг Земли. Они выступали против теории Галилея, которого астрономические наблюдения навели на мысль, что Земля вращается и вокруг собственной оси, и вокруг Солнца. В конце концов, Церковь признала, что нигде в Библии не написано, что Солнце вращается вокруг Земли, и смогла примириться с выводами Галилея. Итак, нам следует быть бдительными, отвечая на вопросы о том, о чём Библия не говорит вполне определённо. Когда научные наблюдения противоречат истинам Писания, мы должны обратить пристальное внимание на обе стороны, стараясь обнаружить, что является причиной заблуждения: наше ограниченное понимание Писания или несовершенное знание. В конечном счёте проверенные на практике теории ученых и верное толкование Священного Писания не будут противоречить друг другу.
В Библии ясно сказано: Бог создал землю и всё, что на ней, из ничего. Человека Он сотворил из праха созданной Им земли. До творения ничего не существовало, кроме Самого Бога. Из этого следует: ничто, кроме Бога, не вечно и никто, кроме Него Самого, не может владычествовать над тем, что Он сотворил. Поэтому никто, кроме Бога, не достоин нашего поклонения. Тот факт, что мы являемся своеобразным результатом творческих усилий Бога, должен породить в нас особое смирение. Кроме того, поскольку Бог создал Вселенную из ничего — при том, что для Него не было необходимости создавать её, -Он наверняка создал мир с определённой целью. Наше уникальное сотворение наделяет нас высоким достоинством.
Творение отделено от Бога, но зависит от Него
Бог — Творец отделён от Своего творения — Он не является его частью. Он совсем иной, чем созданное Им мироздание, над которым Он правит. Он превосходит творение и абсолютно независим от него. Творение не является для Него чем-то необходимым.
Вместе с тем Бог активно действует в творении: Своим дыханием Он подарил жизнь Своему образу. «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:10). Бог Сам даёт «всему жизнь и дыхание и все», а потому «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:25, 28). «Мы — род Божий», утверждает Павел (Деян.17:29).
Бог одновременно и отделён, и активно действует в творении. Он не зависит от творения, хотя оно без Него не могло бы существовать. Поэтому в творении нет ничего достойного славы, которой заслуживает Бог. Хотя Бог безмерно превосходит творение, Он не бросает его на произвол собственного бытия. Бог определил для Себя труд: непосредственно влиять на творение, особенно на тех его представителей, которые созданы по образу Божьему. Итак, Он не удалён от нас настолько, что не может или не желает принимать участие в нашей жизни со всеми её тяготами. Он рядом, Он — «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс.45:2). Так как Бог превосходит всё творение и активно участвует в его бытии, нам нечего страшиться, если уповаем на Него.
Творение призвано воздавать Богу славу
Всё творение возникло для того, чтобы приносить славу Богу-Творцу. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Бог утверждает, что мы созданы для Его славы (Ис.43:7). Божьи творческие деяния делают Его достойным славы: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11).
Творение Бога указывает на Его непревзойдённые могущество и мудрость. «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер.10:12).
Даже краткое размышление о сложности, многообразии и красоте творения должно заставить нас славить Бога за Его могущество, мудрость и творческие способности.
От творения Богу не требовалась дополнительная слава — вся слава, которая Ему нужна, вовеки была в Триединстве. Библия ясно утверждает: Бог «сотворил все», и по Его воле всё «существует и сотворено» (Откр.4:11). Творение было абсолютно свободным Божественным актом. Он сотворил Вселенную для того, чтобы продемонстрировать Своё величие, показать Своё совершенство и получить наслаждение от Своего труда. Поэтому, когда мы получаем удовольствие, созерцая плоды Божьего труда, собственной творческой деятельности или творческой деятельности других людей, мы воздаём славу Богу, ибо подражаем наслаждению, которое Он черпает из Своего творения.
Благость творения
Бог наслаждается Своим творением, потому что оно приносит Ему славу. Он наслаждается им и потому, что, как сказано в Быт.1:31, когда Он взглянул на «все, что Он создал», то решил, что оно «хорошо весьма». Хотя мироздание не функционирует так, как должно, из-за грехопадения человека, нам следует считать окружающий мир хорошим. «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1Тим.4:4).
Итак, мы должны получать удовольствие от того, что Бог создал для нас. Хотя кое-что из сотворённого может быть использовано с греховными намерениями, их потенциально вредное употребление не делает их злым во всех ситуациях. Например, апостол Павел говорит: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10). Но апостол также утверждает, что Сам Бог даёт «нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17). Таким образом, мы должны с радостью пользоваться творением, данным нам Богом, стараясь относиться к нему так, чтобы принести славу и честь Божьему имени.
Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного
1 . Каким образом Божий творческий акт приводит нас к глубокому смирению? Каким образом это наделяет нас достоинством?
2. Назовите несколько способов, с помощью которых Земля, животные и человек могут воздать славу Богу-Творцу.
3. Как Бог относится к Своему творению? Насколько изменилось Его отношение после согрешения Адама и Евы? Насколько мнение Бога по поводу творения отличается от вашего мировоззрения в отношении определённых аспектов мироздания?