Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7819 Все тексты автора Уэйн Грудем
5. Что такое молитва?
Молитва — это один из способов общения, которые Бог предлагает Своему творению. Личный разговор с Богом не только помогает нам узнать о Боге, но и позволяет по-настоящему познать Его. В молитве мы можем выражать свои просьбы Богу, исповедовать грехи, воздавать Ему славу, выражать благодарность и поклоняться.
Зачем молиться?
Бог не хочет, чтобы мы молились только ради того, чтобы сообщить Богу о своих потребностях; Иисус сказал: «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). Вместо этого следует молиться, чтобы усиливалась наша зависимость от Бога. Когда мы просим у Него чего-то в молитве, мы тем самым выражаем Ему своё доверие, в награду за которое Он и ответит на просьбу. Вот почему Иисус сравнивает наши молитвенные просьбы с тем, как ребёнок просит у отца рыбу или яйцо (Лк.11:9-12). Подобно малышу, который доверяет отцу и ждёт, что тот удовлетворит его потребность, должны поступать и христиане, с верой уповая на помощь Божью. Поэтому Иисус и сказал: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
Бог не просто хочет, чтобы наше доверие Ему возрастало благодаря молитве, — Он ждёт, что усилится наша любовь к Нему и взаимоотношения станут более глубокими и осмысленными. Когда мы молимся по-настоящему, всё наше естество соединяется с Его естеством. Таким образом, молитва выявит то, что мы думаем о Нём и что чувствуем по отношению к Нему. Это, в свою очередь, углубит любовь и понимание Бога и приведёт, в конце концов, к более осмысленным взаимоотношениям с Ним. Это и радует Бога, и приносит Ему славу.
Наконец, Бог ожидает наших молитв, позволяющих нам включиться в деятельность, результаты которой имеют непреходящее значение для вечности. Когда мы молимся, Божье Царство расширяется и Его воля вершится «на земле, как на небе» (Мф.6:10).
Эффективность молитвы
Когда мы просим чего-либо в молитве, Бог нередко отвечает на просьбы. Иисус недвусмысленно обещал это: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9, 10). Часто мы не получаем того, что Бог был бы рад дать нам, по одной лишь причине: мы не просим Его об этом. Недаром апостол говорит: «…не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2).
В Писании приводится много примеров Божьих ответов на молитвы — иногда Он даже меняет Свои намерения в ответ на молитву. Например, когда Бог сказал, что уничтожит израильский народ за грех, Моисей вознёс молитву: «Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх.32:12). В ответ «отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32:14). На более личном уровне Иоанн уверяет, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). Два этих примера, наряду со многими другими, которые можно найти в Писании, должны побудить нас молиться чаще, дерзновенно прося Господа сделать то, что в силах сделать только Он.
По большому счёту, мы не имеем права просить у Бога что-либо. Наши грехи мешают нам просить о чём-то у святого Бога. Но наши молитвы будут эффективны, обещает Библия, если мы верим в Иисуса. Он стал «единым посредником между Богом и человеками» (1Тим.2:5). Как сказал Иисус, «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Итак, Бог не обязан отвечать на молитвы тех, кто отвергает Его Сына. Хотя Бог слышит и такие молитвы, а иногда из милосердия даже отвечает на них, Он не обещает слышать и отвечать на молитвы неверующих так, как отвеча-ет на молитвы верующих людей, которые молятся в соответствии с Его волей.
Иисус — единственный посредник между Богом и грешными людьми. Потому Он учил Своих последователей: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23). Сказав это, Христос не имел в виду, что следует бездумно и многократно повторять фразу «во имя Иисуса» во всякой молитве. Речь шла о том, чтобы просьбы выражались от имени посредника и в соответствии с Его характером. Именно это отчасти и подразумевается в словах Иоанна, который обещал «верующим во имя Сына Божия», что, «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин.5:13,14).
Наше отношение к молитве
Он не только слушает нас, говорит Иоанн, но «когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин.5:15). Столь эффективные молитвы, на которые отвечает Иисус (и какие мы жаждем возносить), должны соответствовать «воле Его» (1 Ин.5:14). Молитва «по воле Божьей» требует смирения с нашей стороны, ибо подразумевает, что мы молимся не только о своих желаниях, но и о воплощении планов Божьих.
Иногда воля Божья в конкретном случае вполне ясна, и молиться в соответствии с ней совсем нетрудно. Например, молясь согласно Божьей воле, изложенной в Писании, мы просим Его делать то, что Он и так желает делать. По сути, Иисус призывает нас использовать Божье Слово в молитве: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7).
Однако часто бывает так, что воля Божья по тому или иному вопросу не совсем ясна. Тогда нам следует молиться сообразно общим принципам Писания и просить Бога сделать всё наилучшим образом -насколько мы понимаем ситуацию. При этом мы должны делать это смиренно, понимая, что просим Бога ответить, если только Его воля согласуется с нашей просьбой. Иногда Бог даёт то, о чём мы молимся. Иногда Он помогает нам глубже понять ситуацию, так что мы начинаем просить о другом. А иногда Он, кажется, молчит. В такие сложные моменты мы должны довольствоваться осознанием того, что исполнение Божьих желаний гораздо лучше, чем исполнение того, о чём мы просили.
Вместе с тем Иисус советует молиться с верой, что мы уже получили (будто Бог уже решил дать нам это) просимое (ср. Мк.11:24). Такую веру мы не в силах иметь сами по себе — это дар от Бога, который Он нередко посылает прямо во время молитвы. Это «осуществление ожидаемого» и «уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Такая уверенность основывается на вере в существовании Бога, Который «ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
Молитве мешает всё то, что неугодно Богу. Псалмопевец объясняет: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс.65:18). И вообще, «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15:29). Ведь «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1 Петр. 3:12).
Однако для того, чтобы Бог услышал наши молитвы, необязательно быть абсолютно безгрешным. Если бы Он отвечал только на молитвы совершенных, безгрешных людей, кроме молитв Иисуса ни одна другая не была бы услышана. Но, как сказано выше, только благодаря посредничеству Иисуса Бог отвечает на наши молитвы. Тем не менее нам следует стремиться к святости, ибо это путь к большим благословениям.
Когда мы согрешаем, Бог приглашает нас использовать молитву, чтобы попросить у Него прощения. Исповедуя Богу свои грехи, мы восстанавливаем взаимоотношения с Ним — тогда Бог, «будучи верен и праведен», прощает грехи наши и не наказывает за них (1 Ин.1:9), потому что наказание за них уже понёс Христос. Имея такую прерогативу, мы должны просить о прощении не только за те проступки, которые нам известны, но молить очистить «от тайных» грехов (Пс.18:13). Ко всему прочему Иаков советует: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга», чтобы получить исцеление (Иак.5:16).
Наконец, в свете того, что всё нам даёт Бог, мы должны обращаться к Нему в смирении, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Мы понимаем, что не всегда нам удаётся просить так, как следует, или согласно Его воле, а потому иногда ответ на молитву будет не таким, какого мы ожидаем.
Когда наши просьбы остаются без ответа, не следует унывать: молитвы Иисуса и Павла тоже иногда оставались безответными. Иисус перед распятием просил Отца, чтобы Бог пронёс «чашу сию мимо» Него. Но во второй части молитвы Он явил смирение и покорность Божьей воле: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).
«Трижды» молил апостол Павел «Господа о том, чтобы удалил [ жало во плоти] от меня». Но Господь сказал Своему служителю: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:8,9). Отсутствие ответа на молитвы не поколебало веру Иисуса и Павла в Бога, Который делает всё «ко благу» верующим в Него (Рим.8:28). Бог и доныне обещает: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). А потому мы можем уверенно сказать, не обращая внимания на сложность ситуации: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр.13:6).
Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного
1. Почему Бог хочет, чтобы мы молились? Какую пользу принесли вам молитвы в последнее время? Поблагодарите Бога за то, как Он благословляет вас благодаря молитве.
2. Обязан ли Бог давать нам то, что мы просим? Почему «да»? Почему «нет»?
3. Присутствует ли что-либо в вашей жизни, препятствующее молитве? Если да, то попросите Бога удалить всё, что создаёт препятствия.