14. Вопрос и ответ

Тема

Этот псалом не имеет заглавия, которое указывало бы на конкретные обстоятельства его написания. Весьма вероятно, что он, как и схожий с ним псалом 23, был написан в связи с перенесением ковчега Господнего на святую гору Сион. Давиду было крайне необходимо определить, кто имел право нести ковчег: вследствие самовольных действий некоторых людей, не имевших права доступа к святыне, Давид не сумел перенести ковчег Господень с первого раза. Во второй раз он проявил больше осторожности и не только поручил нести ковчег левитам, которые были избраны для этого Богом (1Пар.15:2), но и оставил его в доме благословенного человека, Овед-Едома, который вместе со своими многочисленными сыновьями служил в доме Божьем (1Пар.26:8, 12). В духовном смысле данный псалом представляет собой описание человека Божьего, который принадлежит к Церкви на земле и пребудет в небесном жилище Господа вовек. Главным образом, это относится к Христу, совершенному человеку, а через Него и ко всем, кто преображен благодатью в Его славный образ.

Композиция

Первый стих ставит вопрос, а остальные стихи дают на него ответ. Мы озаглавили этот псалом так: «Вопрос и ответ».

Истолкование

Вопрос

1 Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

1. «Господи!» О превознесенный и святый Боже, кто может пребывать с Тобой? Небеса нечисты в очах Твоих, и в ангелах Своих Ты усматриваешь недостатки! Как же пребывать с Тобой смертному человеку, о Господь-Ревнитель, огонь поедающий? Смиренный ум задает Господу этот вопрос, когда сознает величие Его славы, святость Его жилища, служения и ангелов. Может ли человек поклоняться Богу там, где даже ангелы закрывают лица свои? Несмысленные люди полагают, что приблизиться к Всевышнему очень просто: поклоняясь Богу, они не задумываются, достойны ли этой чести. Что же касается воистину смиренных, то они трепещут от чувства собственного недостоинства и никогда не дерзнули бы приступить к престолу Божьей святости, если бы не Господь, Ходатай наш, обитающий в небесном храме, ибо праведность Его пребывает вовек.

«Кто может пребывать в жилище Твоем?» Кто может войти в дом Божий, чтобы жить под его крышей и наслаждаться общением с Богом? «Кто может обитать на святой горе Твоей?» Кто может быть жителем Сиона, обитателем небесного Иерусалима? Это не риторический вопрос, на него надо дать ответ. Далеко не все люди достойны такой чести, и даже среди тех, кто называет себя верующим, немало таких, кто не имеет части в наследии Божьем, ибо они не общаются с Богом втайне. Никто не может получить право жить с Богом на основании закона, ибо никто из живущих на земле не удовлетворяет справедливым требованиям, выдвинутым следующими стихами. Вопросы псалма обращены к Господу, ибо только божественный разум может ответить на них так, чтобы успокоить встревоженную совесть. Мы должны узнать от Господа снятой скинии, каковы условия служения Ему. А получив это знание, мы поймем, что только совершенный Иисус Христос и все, преображенные в Его образ, могут быть приняты Господом небес.

Неуемное любопытство часто заставляет людей спрашивать, кто будет спасен и сколько будет спасенных. Тог, кто ради праздности своей интересуется, кто может обитать на святой горе Божьей, пусть лучше задумается о себе и исследует свою душу. Члены видимой Церкви, жилища Бога на земле, должны готовить свои сердца так, чтобы быть достойными обитателями святой горы. Без брачных одежд — праведности Христовой — мы не имеем права участвовать в праздничной вечере Господней. Если мы живем неправедно, значит, мы не достойны даже несовершенной Церкви на земле, не говоря уж о совершенной Церкви на небесах.

Ответ

2 тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; 3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего,

4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; 5кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

2. В ответ на эти вопросы Господь через откровение Святого Духа показал нам, какой человек может пребывать на святой горе. В полноте святостью, достойной этого места, обладает только Муж скорбей, но благодаря действию Святого Духа она есть в какой-то мере и в людях Божьих. Вера и действие Духа здесь не упомянуты потому, что псалом описывает внешнее поведение человека: когда мы смотрим на плоды, мы не видим корня, но он, конечно, есть.

Обратите внимание на три действия угодного Богу человека: он ходит, делает и говорит. «Ходит непорочно». Он держит себя прямо, подобно канатоходцу, — стоит ему потерять равновесие, и он тут же упадет. Благочестивого человека можно сравнить с людьми, носящими хрупкий груз на голове. Они потеряют все, что имеют, если не удержат равновесия. Истинные верующие не пресмыкаются, подобно льстецам, не извиваются, подобно змеям, не раболепствуют, подобно лизоблюдам, и не виляют, подобно мошенникам. Они ходят прямо, укрепленные жизнеутверждающим принципом благодати, и, будучи праведны по натуре, поступают непорочно. Хождение в праведности гораздо важнее разговоров о праведности. Только тот праведен, кто прав в делах и правдив в словах.

«Делает правду». Вера такого человека выражается в делах, а следовательно, она не мертва. Дом Божий — это улей для пчел, а не приют для трутней. Люди, радующиеся тому, что Господь Иисус совершил для них всякую правду, и ненавидящие законничество, — лучшие труженики, ибо труд их основан на евангельских принципах. Если мы не служим Господу всей жизнью и не исполняем Его святую волю изо всех сил, подлинность нашего спасения оказывается под большим вопросом, ибо дерево, не приносящее плода, должно быть срублено и брошено в огонь.

«Говорит истину в сердце своем». В предыдущем псалме мы видели, что безумец говорит ложь в сердце своем. Обратите внимание на разительный контраст между праведником и нечестивым, изображенный в этих двух псалмах, как, впрочем, и во многих других местах. Святые не только чтут истину устами и говорят о ней вслух, но стремятся иметь истину в сердце. Они не лгут в сердце своем, зная, что Бог видит их мысли. Они ненавидят двусмысленность, уклончивость, хитрость, ложь во спасение, лесть и лукавство. И хотя истина, подобно розе, имеет шипы, благочестивые носят ее на груди. Если мир отречется от истины и начнет гнать ее, сердце наше должно стать для нее святилищем и пристанищем. Несмотря на все опасности, мы должны приютить в своем доме ангела истины, ибо истина есть дочь Божья. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы в сердце наше не проникло лицемерие, ибо восприимчивость совести к голосу истины, подобно цветкам персика, нуждается в нежном обращении. Если мы утратим эту восприимчивость, вернуть ее будет очень трудно. Иисус был воплощением искренности и святости. Господи, преобрази и нас в Свой светлый образ!

3. Вслед за утверждением идет отрицание: «Кто не клевещет языком своим». Кто думает о ближнем плохо, тот клевещет на него в сердце своем, однако именно язык выпускает клевету на свободу. Некоторые языки кусаются больнее, чем зубы. Язык — не железо, но он разит, как меч, и исцелить нанесенные им раны очень трудно. Самые смертоносные удары язык наносит в спину и редко нападает на нас в честном бою. В законе Моисеевом сова считалась нечистой птицей; в человеческом же обличии она вызывает отвращение у всех без исключения. Клеветники суть дьявольские мехи, раздувающие пламя раздоров, но хуже всего поступают те, кто раздувает это пламя втайне.

«Не делает искреннему своему зла». Тот, кто обуздал свой язык, не позволит и руке своей творить беззакония. Любовь к ближнему побуждает нас ревностно относиться к его доброму имени, не причинять вреда его имению и не искушать его своим плохим примером. «Не принимает поношения на ближнего своего». Кто берет себе украденное, тот глупец, если не плут. Клевета и воровство похожи: принимающий клевету — то же, что вор. К ели бы не было любителей послушать сплетни, на клевету не было бы спроса. Как говорит Трэпп, «у сплетника бес в языке, а у слушающего сплетни — в ушах». Глагол «не принимает» можно также перевести «не выносит», иначе говоря, терпеть сплетни о ближнем — грех. «Выведите этого человека вон!» — требуем мы при виде пьяницы, однако едва ли его недостойное поведение причинит столько же вреда, сколько россказни сплетника. «Полиция! Полиция!» — зовем мы, когда видим вора. Но разве не должны мы исполняться негодованием, когда слышим досужие толки? «Бешеная собака! Бешеная собака!» — кричим мы, но ни одна дворняга не кусается так, как клеветник с его злоязычием. «Пожар, пожар!» — вопим мы, поднимая тревогу, однако язык злоречивого «воспаляется от геенны», и всякому потворщику клеветы лучше бы исправить свои пути, пока не поздно, а иначе ему придется изведать особый огонь, уготованный в аду для необузданных языков. Господь наш, Иисус Христос, никого не злословил, но, напротив, молился за Своих врагов. Нам надлежит уподобиться Ему, а иначе нам никогда не быть с Ним.

4. «Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит». Отдавать дань уважения так же важно, как платить по счетам. Воздавайте честь всем, кому вы обязаны воздавать честь. Мы должны воздавать честь всем добрым людям, но у нас нет никакого права воздавать честь нечестивцам, занимающим высокие посты. Когда нечестивые люди занимают высокие должности, наш долг — уважать должность и одновременно, чтобы не поступиться совестью, порицать людей. С другой стороны, когда истинные верующие пребывают в нищете и скорбях, мы должны сочувствовать им и почитать их ничуть не меньше. Мы можем ценить самую уродливую шкатулку из-за хранящихся в ней алмазов, но мы не должны хвалить поддельные драгоценности в богатой оправе. Грешник с золотой цепочкой на шее, одетый в шелка, по сравнению с истинным верующим в обносках — то же, что свет догорающей свечи по сравнению со скрывшимся за тучами солнцем.

«Кто клянется, хотя бы злому (в англ. — «во вред себе». — Примеч. ред.), и не изменяет». Верующие нового завета, согласно Писанию, не клянутся вообще, и слово их так же незыблемо, как клятва. Те мужи Божьи, которые позволяют себе клясться, проявляют при этом великую осторожность и молятся о том, чтобы их слова ни в коем случае не разошлись с делом. Даже когда святые заключают сделки, которые оборачиваются неудачей, они все равно остаются честными людьми. Наш благословенный Поручитель поклялся что называется «себе в убыток», но все же исполнил Свою клятву! Какое утешение для нас, что Он не изменяет Своей клятве! Какой пример для подражания: мы тоже должны держать свое слово и исполнять свои обещания. Даже самый предусмотрительный торговец может заключить сделку, которая приведет к значительным потерям, но что бы он ни потерял, если он сохранит свою честь незапятнанной, все потери можно будет перенести. Если же он потерял честь, то он потерял все.

5. «Кто серебра своего не отдает в рост». Ростовщичество всегда было и остается мерзостью как для Бога, так и для человека. Участие заимодавца в прибыли, полученной в результате вложения его денег, вполне понятно и допустимо, однако если кредитор обирает до нитки бедняка, ставшего по несчастью его должником, то он совершает великое зло. Те, кто обирает бедных торговцев, вдов и всех страждущих, назначая им чрезмерные проценты, в конце концов обнаружат, что золото и серебро превратилось в прах. Человек, желающий взойти на гору Божью, должен стряхнуть с себя этот грех, подобно тому, как Павел стряхнул с себя змею.

«Не принимает даров против невинного». Взяточничество — это грех как берущих, так и дающих. На Востоке судьи часто берут взятки, в нашей же судебной системе взяточничество почти изжито. Однако в других обличиях этот грех распространен и по сей день, о чем говорить читателю нет нужды. Истинный сын Божий не приемлет взяточничества в любом его обличии. Он помнит, что Господь Иисус не принимал даров против невинных, но умер за виноватых.

«Поступающий так не поколеблется вовек». Никакая буря не сдвинет праведника с его прочного основания, ни один ураган не порвет его якорную цепь. Подобно Господу Иисусу Христу, царству которого нет конца, истинный христианин никогда не потеряет свой венец. Он не просто будет на Сионе; он будет как Сион — тверд и недвижим. Он будет пребывать в скинии всевышнего Бога, и ни смерть, ни суд не лишат его этой чести и благословения.

Уделим же время молитве и самоисследованию, ибо этот псалом подобен огню, плавящему золото, и печи, очищающей серебро. Выдержим ли мы это испытание?

Советы проповедникам

Стих 1

Условия вступления в Церковь земную и Церковь небесную. Повод для самоисследования.

Стих 1

1. Сравнение Церкви со скинией. В ней явлено присутствие Божье, приносятся жертвы, хранятся сосуды благодати. Незначительная с виду, она исполнена внутреннего величия.

2. Сравнение положения Церкви со скинией. Она странствует по пустыне, но в то же время утверждена на горе.

3. На каких условиях человек получает доступ в Церковь и в скинию? Проведите параллель со священниками и проч.

Стих 1

Жизненно важный вопрос. Взгляните на него через призму разных ситуаций: праздного любопытства, отчаяния, благочестивого страха, истинной ревности, удрученности падением других, святой веры. Дайте ответ для каждой ситуации.

Стих 1

Желание знать, кто есть истинный святой: насколько оно допустимо и полезно.

Стих 1

Только Бог знает истинных святых.

Стих 2

«Тот, кто ходит прямо».

1. Каким должен быть этот человек? В его сердце должна жить прямота. Тот, кто хитрит, не может ходить прямо.

2. Как он должен поступать? Он не должен руководствоваться эмоциями, честолюбием, выгодой, страхом, не должен быть падким на лесть. Он не должен сгибаться ни под каким давлением, а должен стоять прямо.

3. Что его ждет? Сети нечестивых и т. п.

4. Куда он должен идти? Он должен следовать путем долга — только тогда он останется непорочным.

5. Куда он должен смотреть? На небеса — и будет непорочен.

Стих 2

«Говорит истину в сердце своем». Что есть ложь и истина в сердце?

Стих 2 (первая часть)

Житель Сиона ходит прямо.

Стих 2 (вторая часть)

Житель Сиона поступает праведно.

Стих 2 (третья часть)

Житель Сиона говорит истину.

Стих 3

Грех злословия. Его влияние на клеветника, оклеветанного и слушающего сплетни.

Стих 3

«Не принимает поношении». Человек, с готовностью слушающий сплетни, совершает грех. Этот грех широко распространен, беспощаден, безумен, вредоносен.

Стих 4

Мы должны на деле почитать боящихся Бога — хвалить, уважать, помогать, следовать их примеру и т. п.

Стих 4

Когда мы оцениваем человека лицеприятно, мы совершаем грех.

Стих 4 (вторая часть)

Господь Иисус — залог нашего спасения; Его клятва и страдание.

Стих 5

Признаки благочестивого человека и дарованная ему честь.

Стих 5 (вторая часть)

Безопасное положение благочестивых.