Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 1
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 13110 Все тексты автора Чарльз Сперджен
18. Два тома одной Книги
Тема
Пытаться выявить точное время написания этого великолепного стихотворения — занятие пустое и бесполезное, ибо ни в заглавии, ни в самом псалме мы не находим на это никаких указаний. Заглавие «Начальнику хора. Псалом Давида» сообщает нам, что автором сочинения был Давид и что псалом предназначался начальнику хора для исполнения на богослужении. Давид с юности посвятил себя изучению двух величайших книг Божьих — творения и Писания — и, заботясь об отцовских стадах овец, проникся духом этих единственных книг в своей библиотеке настолько, что мог свободно и благочестиво сопоставлять и противопоставлять их, возвеличивая совершенства запечатленного в них Автора. Поистине велико безумие тех, кто вместо того чтобы признать эти два священных источника и наблюдать действие божественной руки, равно видимое в обоих, тратят все свое время на то, чтобы находить в них несоответствия и противоречия. Мы же можем не сомневаться, что истинные «свидетельства сотворения» никогда не будут противоречить книге Бытие и что подлинный «космос» всегда будет соответствовать повествованию Моисея. Тот поистине мудр, кто читает Книгу творения и Книгу откровения как одно произведение, состоящее из двух томов, и воспринимает обе его части как творение Отца нашего небесного.
Композиция
В песне четко прослеживаются три составные части. Первая: творение свидетельствует о славе Божьей (ст. 2-7); вторая: Слово являет благодать Бога (ст. 8-12); третья: Давид молится о благодати (ст. 13-15). Таким образом, хвала здесь перемешана с молитвой. Те, кто прославляет дела Божьи в мире, молятся о действии Божьей благодати в своих сердцах.
Истолкование
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. 4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
2. «Небеса проповедуют славу Божию». Книга творения состоит их трех частей: небес, земли и моря, из которых первая, небеса, обладает наибольшей славой, ибо с ее помощью мы можем увидеть славу двух других. Любая книга без титульного листа — неполная; это относится и к Книге творения, ибо ее первые страницы, солнце, луна и звезды, проливают свет на все остальное и являются своего рода ключом, без которого остальные начертания остались бы непонятными и туманными. По-видимому, Бог создал человека прямоходящим для того, чтобы он мог свободно обозревать небеса. Кто начинает изучение творения с наблюдения за звездами, тот открывает эту книгу на правильной странице.
Слово «небеса» употреблено во множественном числе потому, что они включают в себя все многообразие облаков, воздушное пространство, в котором образуются бури, дневное небо, являющее нам все великолепие озаренного солнцем мира, и звездное небо, дарующее нам чудеса ночи. Каковы же небеса небес — не приходило то на сердце человеку, но там, как ни в каком другом месте, провозглашается слава Божья. Любая часть творения содержит в себе больше наставлений, чем человек в состоянии принять, однако небесная сфера особенно полна духовным знанием. Небеса проповедуют. Свидетельство их не прекращается ни на минуту, каждый миг лучезарные глашатаи возвещают с небес существование Бога, Его силу, мудрость и благость. Тот, кто желает узреть величие Господа, должен направить свой взор на звездное небо. Тот, кто желает представить себе вечность, должен воззреть на бескрайние просторы вселенной. Тот, кто желает увидеть божественную мудрость, должен поразмышлять о взаимодействии небесных тел. Тот, кто жаждет уразуметь верность Божью, должен заметить постоянство движения планет. А тот, кто хочет познать могущество, величие и красоту Бога, должен подумать о силе всемирного тяготения, размерах звезд и великолепии воинства небесного.
Небеса проповедуют не просто славу, а «славу Божью». Мы видим в них неопровержимое доказательство существования разумного, всемогущего и всевластного Творца, имеющего вполне конкретные намерения, и это доказательство убедительно для любого беспристрастного наблюдателя. Свидетельство небес — это не туманный намек, а четкое и ясное заявление; голос небесной тверди звучит непрестанно. Но какой толк даже в самой громко провозглашенной вести для глухого? Какая польза от самого ясного откровения для духовно слепых? Мы должны быть просвещены Святым Духом, а иначе даже все бесчисленные солнца Млечного пути не заставят нас прозреть.
«И о делах рук Его вещает твердь». Небесная твердь полна произведений Господних, созданных искусными и умелыми руками Творца. Здесь сказано, что у великого творящего Духа есть руки для того, чтобы с помощью метафоры показать, что Он постоянно заботится о мире и непрестанно творит, чтобы помочь нашему немощному разуму осознать эту истину. Нас смиряет мысль, что даже самые благочестивые и возвышенные умы, желавшие выразить глубокие мысли о Боге, вынуждены были прибегать к земным словам и сравнениям. Все мы — дети и должны честно признать, что мыслим как дети и говорим как дети. Господь будто бы воздвигает на небесах Свое звездное знамя, сигнализирующее жителям земли: Царь небесный на престоле. Он выставляет Свой геральдический щит, запечатленный в небесной тверди, дабы показать атеистам, что Он презирает их отречение от веры. Тот, кто, посмотрев на небеса, назвал себя атеистом, заклеймил себя безумцем или лжецом.
Удивительно, что те, кто любят Бога, иногда боятся изучать книгу творения Божьего. Превратная духовность некоторых верующих, слишком «духовных», чтобы обратить внимание на небеса, дала повод безбожникам хвалиться тем, что природа якобы противоречит откровению. Однако мудрейшие из людей с благоговейным трепетом изучают действие Божье как в творении, так и в мире благодати. Только глупцы боятся того, что честное изучение первого, подорвет веру во второе. Доктор Мак-Кош весьма точно подметил: «Как часто нам приходится оплакивать попытки людей противопоставить дела Бога Слову Божьему, чтобы тем самым разжечь, распространить и увековечить вражду между тем, что должно существовать в полном и неразрывном единстве. В частности, печальны попытки принизить значение естествознания ради возвеличивания религии; нам всегда казалось, что это не более чем принижение одной части божественного откровения ради возвеличивания и восхваления другой. Давайте же не будем делать науку и религию врагами, не будем натравливать их друг на друга, дабы их доблестные легионы не грозили друг другу уничтожением. Если задуматься, то у них слишком много общих врагов, чтобы нападать друг на друга: они должны противостоять невежеству и предрассудкам, страстям и порокам во всех их проявлениях. Как у науки, так и у религии есть прочное основание, пусть же они объединятся и их основание станет еще шире. Тогда они станут двумя элементами величественного строения, воздвигнутого во славу Божью. Пусть наука будет внешним двором, а религия — внутренним. На первое давайте смотреть с восхищением, а второе пусть будет местом, где верующие преклоняют свои колени, молятся и славословят. Наука пусть будет святилищем, в котором человеческая ученость воскуряет свой фимиам Господу Богу. Религия же, самая священная область человеческого бытия, пусть будет отделена от нее покрывалом, ныне разодранным надвое. Пусть она будет окропленным кровью престолом, пред которым наши сердца, обретшие мир с Богом, изливают свою любовь и у которого мы слышим глаголы Божьи».
3. «День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание».
Один день подхватывает рассказ другого, и одна ночь передает знание следующей. Читатель, читающий этот стих по-еврейски, обязательно почувствовал бы, что день и ночь говорят постоянно, что они — неиссякаемые источники хвалы. О, какое это было бы блаженство — постоянно черпать воду из небесного колодца и вкушать истинную славу Божью! Небесных глашатаев нельзя убить, никто не может заставить их замолчать. Они непрестанно открывают знание о Боге и вещают со своих высот, нисколько не боясь суда человеческого. Даже смена дня и ночи безмолвно красноречива; свет и тень открывают нам невидимого Бога. Пусть же и превратности судьбы делают то же самое, и давайте, благословляя Бога радости и веселья, восславим Бога, дающего нам «песни в ночи». Все люди должны усвоить урок, преподающийся нам днем и ночью. И в дневных, и в ночных размышлениях нам надлежит помнить о скоротечности времени, изменчивом характере бренного бытия, временности радостей и печалей, ценности жизни, нашей неспособности вернуть прошлое и неуклонном приближении вечности. День призывает нас трудиться, а ночь — помнить о конце жизни. День учит нас служить Богу, а ночь — покоиться в Нем. День поощряет нас ждать вечного света, а ночь — бежать от вечного мрака.
4. «Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их».
Голос звезд может услышать каждый. Земные обитатели говорят на разных языках, а небесные — всегда на одном, понятном любому, кто желает его понять. И здесь даже язычники из язычников не имеют никакого оправдания, если не видят невидимых свойств Божьих в деле рук Его. Ведь солнце, луна и звезды суть странствующие проповедники; они апостолы, путешествующие по миру и утверждающие тех, кто почитает Господа. Они подобны судье, объезжающему свой округ и карающему всякого идолопоклонника.
У этого стиха есть и альтернативное, более буквальное прочтение: «Нет языка, нет слов, голос их неслышен». Иначе говоря, учение небесной тверди не предназначено для уха и не издает членораздельных звуков. Ее речь — это наглядность, она предназначена для глаз и сердца. Это не касается того, через что приходит вера, — слышания. Иисус Христос назван Словом Божьим потому, что Он воплощает в себе Божество полнее, чем все воинство небесное. Небеса, в конечном счете, — лишь бессловесные символы. Ни звезды, ни солнце не могут вымолвить ни слова; Иисус же — совершенный образ личности Бога, и имя Ему — Слово Божье.
5. «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Хотя небесные тела движутся в торжественной тишине, тем не менее слух нашего разума внимает ценным наставлениям. Они не произносят никаких слов, однако их учение достаточно ясно и понятно, поэтому сказано, что оно выражено словами. По мнению Хорна, употребленная в оригинале фраза подразумевает язык знаков. Таким образом, небеса проповедуют нам своими действиями и присущими им закономерностями. Речь творения подобна речи глухих и немых, благодать же говорит об Отце небесном прямо. «Звук их», скорее всего, означает масштабы их влияния, которое вместе с их свидетельством доходит до пределов обитаемой вселенной. Никто из живущих под небом не находится за пределами епархии придворных проповедников Господа Бога. Проигнорировать свет служителей, подобных звездам в деснице Сына Божьего, легко, однако на каждого, кто еще не совсем сгорел в своей совести, найдется свой Нафан, который в облике безмолвных звезд обличит его в грехе, Иона, который предостережет его о каре, или грозный Илия, который упрекнет его. На благочестивые души голос небес производит еще большее впечатление; они ощущают на себе благословенное влияния Плеяд, а великолепный пояс Ориона влечет их к Отцу.
«Он поставил в них жилище солнцу». Солнце поставило свой шатер на небесах и шествует по небу, подобно могущественному монарху, проходящему свой славный путь. У него нет постоянного жилища; оно подобно страннику — то ставит свой шатер, то убирает его. Скоро этот шатер будет свёрнут, как свиток, и исчезнет вообще. Как царский шатер всегда стоял в центре военного лагеря, так и солнце восходит на небе, подобно царю среди множества звезд.
6. «И оно выходит, как жених из брачного чертога своего».
Жених, выходящий из брачного чертога, облачен в богатые свадебные одежды, и лик его сияет радостью, которая передается всем вокруг. Таков и восход солнца — только в тысячу раз прекраснее. «Радуется, как исполин, пробежать поприще». Как атлет, готовый к забегу, солнце выходит из своего небесного чертога и совершает свой путь по орбите с абсолютной точностью и неутомимой быстротой. Для него это не больше, чем забава; оно не прилагает никаких видимых усилий и не выказывает никаких признаков утомления. Ничто не дает земле такой радости, как ее небесный жених, солнце. Никто — ни конь, ни орел — не может сравниться по быстроте с этим исполином. Но вся его слава — это слава Божья; даже солнце заимствует свой свет от великого Отца Светов.
О солнце, все глаза и души в этом мире,
Взирают на великого Творца.
Хвали Его, когда взбираешься на небо,
Хвали, когда приходит жаркий полдень,
Хвали, когда уходишь на ночлег.
7. «От края небес исход его, и шествие его до края их». Солнце несет свой свет до края вселенной и, неуклонно шествуя по зодиаку, дарует свой свет всякому, кто находится в зоне досягаемости его лучей. «И ничто не укрыто от теплоты его». Солнечное тепло распространяется повсюду. Даже в недрах земли лежит то, что когда-то было произведено солнечными лучами; даже самые глубокие пещеры ощущают на себе влияние солнечного тепла. Туда, куда не доходит свет, доходит тепло. Хоть и менее заметно, солнце оказывает свое действие и на эти места.
Между небесами благодати и обыкновенными небесами, несомненно, существует много общего. Путь благодати совершенен и исполнен Божьей славы. Все его проявления должны прилежно изучаться и вызывать в нас восхищение. Его свет и его тень равным образом проповедуют нам знание. В некоторой мере это знание уже было проповедано всем народам, и в свое время будет возвещено полностью до края вселенной. Иисус обитает посреди Своего откровения подобно солнцу; Он пребывает среди народа Своего во всем Своем великолепном сиянии. Будучи Женихом Церкви, Он с радостью открывает себя всем людям и, подобно атлету, приобретает себе славу. Он шествует по земле, расточая Свои милости и благословляя все уголки вселенной. Нет ни одной ищущей души — как бы порочна и греховна она ни была — которой было бы отказано в спасительном тепле и милосердии любви Божьей. Даже смерть ощутит на себе влияние Христова присутствия и отдаст тела почивших святых. И тогда падшее творение будет восстановлено в своей первоначальной славе.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
В следующих трех стихах (ст. 8 -10) мы видим шесть наименований Слова Божьего, шесть его качеств и шесть его плодов.
8. «Закон Господа совершен». Автор подразумевал не только закон Моисеев, а все учение Божье, Священное Писание во всей его полноте. Давид называет явленный ему Богом закон совершенным, хотя у него была только небольшая часть Писания. Если фрагмент Библии, не до конца понятный и касающийся в основном истории, совершенен, то что же можно тогда сказать обо всей Книге? Насколько же более совершенна наша Библия, в которой мы имеем самое прекрасное повествование о Божьей любви, самое ясное описание искупления и благодати! В Слове Божьем нет ничего лишнего, оно не нуждается в дополнении — замысел благодати совершенен. Напрасно люди пытаются украсить прекрасную лилию и позолотить очищенное золото. Евангелие совершенно и целиком, и во всех своих частях. Добавить к нему — преступление, исказить его — измена, отнять от него — святотатство.
«Укрепляет душу» (в англ. — «обращает душу». — Примеч. ред.). Закон возвращает человека в то место, из которого он был изгнан из-за греха. Слово же Божье обращает человека к себе, к Богу и к святости. Обращение происходит не только внешне, но и внутренне: обращается и обновляется также «душа» человека. Слово Божье — великое средство для обращения грешников, и чем больше мы пребываем в нем, тем успешнее будет наше служение. Укрепляет душу именно Слово, а не человеческие комментарии к нему. Когда Закон понуждает, а Евангелие влечет, действия совершаются разные, но цель одна и та же. В конечном счете душа человека, смиренная воздействием Духа Святого, взывает: «Обратись ко мне, и я буду Твой!» Попробуйте изменить испорченную природу человека философскими рассуждениями и логическими доводами — ваши усилия окажутся тщетными, а Слово Божье быстро преображает человека.
«Откровение Господа верно». Бог обличает мир в грехе и свидетельствует о праведности. Он говорит как о нашем падении, так и об искуплении. Откровение уст Его ясно, однозначно и непогрешимо, и мы должны принять его как истину. Откровение Слова Божьего столь верно, что мы можем без колебаний черпать из него уверенность как в земной жизни, так и в вечной. Оно непоколебимо: никакие нападки на него, какими бы изощренными и коварными они ни были, не достигнут цели. Какое благословение, что в столь ненадежном мире у нас есть нечто твердое и прочное, за что мы можем ухватиться! Мы оставляем зыбучие пески человеческих мудрствований и бежим к terra firma (лат. «твердая земля». — Примеч. ред.) божественного откровения.
«Умудряет простых». Смиренные, искренние и открытые умы принимают Слово и становятся мудрыми ко спасению. Сокрытое от мудрых и ученых открыто младенцам. Те, кто открыт для наставления, растут в мудрости, а те, кто ропщут и сетуют, остаются глупцами. Закон обращает человека к Богу, а откровение наставляет. Не достаточно просто обратиться к Богу — мы должны стать учениками Христовыми. А если мы познали могущество истины, то должны и далее полагаться на нее в жизни. Совершенство Евангелия обращает нас к Богу, а его истина наставляет нас в благочестии. Если мы хотим быть мудрыми, то нам не следует неверием подвергать сомнению Божье обещание, ибо если мы сомневаемся в Евангелии, то нам не стать мудрыми. Только то, в чем мы убеждены, может воистину укрепить нас.
9. «Повеления Господа праведны». Повеления и уставы Господни основаны на праведности и вполне понятны человеку в здравом рассудке. Как врач прописывает нужное лекарство, как наставник дает мудрый совет, так и Книга Божья наставляет на путь истинный. «Веселят сердце». Обратите внимание на то, каков был путь благочестивого человека: сначала он был обращен, затем умудрен, и, наконец, он обрел счастье. Истина, дающая сердцу праведность, дарует человеку и радость. Дар благодати наполняет сердце блаженством. Мирское веселье втекает в человека через уста и истощает жизненные силы человека, а небесная радость питает сердце и наполняет разум светом. Нет утешения подобного тому, что льется из сосуда повелений Божьих.
«Заповедь Господа светла». В ней нет ошибок, она безупречна и чиста; она — как неразбавленное молоко и чистейшее вино. «Просвещает очи». Будучи чистой, она очищает разум от земной скверны. Помутнел ли наш взгляд от печали или греха, Писание, подобно искусному окулисту, проясняет наш взор. Если посмотреть на солнце, то оно ослепит нас; если же посмотреть на откровение, сияющее еще ярче, то оно просветит наши очи. Чистый белый снег вызывает у скалолазов, покоряющих Альпы, так называемую снежную слепоту, а истина Божья производит противоположный эффект: она исцеляет естественную слепоту души. Давайте снова вспомним стадии развития души: сначала обращенный становится учеником, затем душа его учится радоваться, и, наконец, заповедь просвещает его очи, и он может духовным образом судить обо всем. О нем же никто судить не может.
10. «Страх Господень чист». Здесь истинное учение описано с точки зрения своего духовного воздействия на человека, то есть внутреннего благочестия или страха Господня. Страх Господень сам по себе чист и искореняет из наших сердец любовь ко греху, освящая тем самым место своего царствования. Господин Страх Божий не успокоится до тех пор, пока все улицы и закоулки города Душа не будут очищены от затаившихся в них дьяволят.
«Пребывает вовек». Грязь способствует разложению; чистота же — надежное средство от тления. Благодать Божья, пребывающая в сердце человека, не просто чиста — она пребывает вовек. Ее можно подавить на время, но уничтожить полностью невозможно. Когда Господь пишет что-то в Слове Своем или на сердце человека, Он, как и Пилат когда-то, говорит: «Что Я написал, то написал». Бог не станет исправлять написанного и уж тем более не позволит другим это делать. Явленная нам воля Божья неизменна; Христос пришел не для того, чтобы отменить ее, а для того, чтобы исполнить. Даже церемониальный закон был сохранен по своей сущности — изменено было лишь то, что являлось тенью грядущего. Когда революции сметают правительства и отменяют древние конституции, как утешительно знать, что престол Божий утвержден навеки и что закон Его неизменен!
«Суды Господни истина, все праведны». Слова Господни истинны как в совокупности, так и в отдельности. То, что совершенно в каждой своей части, совершенно и целиком. Каждое предложение в Книге Жизни истинно, как и вся Книга в целом. Суды Божьи во всякой форме справедливы, и нам не нужно прилагать никаких усилий, чтобы оправдать их. Судебные решения Иеговы, явленные в законе или воплощенные в истории промысла Божьего, являются чистейшей истиной. Они вожделенны для каждого честного ума. Их власть абсолютна, а справедливость безупречна.
11. «Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого». Библейская истина обогащает душу. Давид пытается найти образ, который бы ярче всего описал ценность истины: она как золото, как золото чистое, как множество чистого золота. Она хороша, она лучше, она лучше всех, поэтому ее нужно желать всем сердцем. Поскольку духовное сокровище благороднее обычного земного богатства, его должно искать с большим усердием. Иногда люди говорят о непреходящей ценности золота, но разве можно сравнить его ценность с ценностью истины? Ради золота человек отказывается от удовольствий и удобств и готов даже рисковать жизнью. Разве мы не можем делать то же ради истины?
«Слаще меда и капель сота». Как сказал Трэпп, «старики ищут выгоды, а молодые — удовольствий. Здесь есть и золото для стариков, множество чистого золота, и мед для молодых — сладкий сотовый мед». Удовольствие от верного понимания божественных откровений не сравнимо ни с чем: все земные удовольствия меркнут на его фоне. Сладкие, сладчайшие радости становятся уделом тех, кто унаследовал Божью истину.
12. «И раб Твой охраняется ими» (в англ. — «и раба Твоего предупреждают они». — Примеч. ред.). Слово Божье возвещает нам о нашем долге, о сопряженных с ним опасностях и о пути спасения. Если бы Слово Божье своевременно не предупреждало нас о грядущей буре, на жизненном океане было бы гораздо больше кораблекрушений. Библия должна быть нашим наставником, советчиком, постоянным напоминанием о смерти и пути истинном, а также стражем нашей совести. Как жаль, что лишь немногие внимают этому предупреждению, данному столь милостиво и щедро. Его принимают только рабы Божьи, ибо только они желают исполнять волю Господа.
Рабы Божьи не только с удовольствием служат Господу, но и получают за это доброе воздаяние: «В соблюдении их великая награда». Нас ждет награда, великая награда, однако эта великая награда дается нам не по долгу, а по милости. Какое-то время святые могут терпеть неудачи, но в конечном счете их ждет славная победа. Даже в этой жизни они имеют спокойную совесть, что само по себе немалая награда за послушание. Те, кто обладает душевным миром, воистину блаженны. Но главная их награда еще впереди, на что указывает и употребленное здесь слово, которое означает «пятку». Это указание на то, что награда ждет нас в конце жизни, когда наш труд будет закончен. Награда будет дана не тогда, когда мы еще будем свершать свой труд, а когда он будет завершен. Мы как бы будем смотреть на свои дела сзади и увидим их «пятку». И какая же слава явится тогда! Одной мысли о грядущей радости достаточно, чтобы лишиться чувств. Наши кратковременные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас. Плывя по морю невыразимой радости, мы познаем всю ценность Писания.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня 14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
13. «Кто усмотрит погрешности свои?» Это риторический вопрос. Было бы логичнее поставить после него восклицательный знак, а не вопросительный. Грех познается законом, и псалмопевец поражается количеством и тяжестью своих грехов, обнаруженных божественной истиной. Только тот знает себя, кто знает Слово Божье, но и такой человек, скорее, будет поражен тем, сколького он не знает, чем польщен тем, что он много знает. Промахи людей часто становятся поводом для смеха, но у благочестивого человека его ошибки вызывают плач. Часто в конце книги можно найти краткий список допущенных опечаток; наш список опечаток занимал бы всю книгу, если бы мы вообще смогли их выявить. В конце жизни Августин написал книгу под названием «Отречения»; нам пришлось бы написать целую библиотеку, если бы у нас было достаточно благодати, чтобы найти все ошибки и исповедать их.
«От тайных моих очисти меня». Бог может заметить во мне грехи, о которых я ничего не знаю. Увидеть все беззакония своего сердца невозможно, а потому, Господи, очисти искупительной кровью даже те грехи, которые моя совесть не смогла узреть. Тайные грехи подобны заговорщикам: их необходимо выследить до того, как они нанесут непоправимый вред. Об этом надлежит молиться непрестанно. На Латеранском соборе римско-католической церкви было принято постановление о том, что каждый верующий должен раз в год исповедовать все свои грехи священнику. Кроме того, на нем было сказано, что не соблюдающие этого правила не имеют надежды на прощение. С чем можно сравнить нелепость такого постановления? Уж не думают ли они, что могут назвать все свои грехи, как пять пальцев? Напротив, если бы наше спасение зависело от того, сможем ли бы перечислить все грехи, совершенные нами за последний час, то никто из нас не попал бы на небеса, поскольку помимо явных грехов существует огромное количество тех, которые мы оплакиваем ничуть не меньше, но о которых нам ничего неизвестно. Если бы мы смотрели на вещи глазами Бога, то думали бы о себе совсем иначе. Те беззакония, которые мы замечаем и исповедуем, не более чем образцы товара, выставляемые фермером на продажу, тогда как весь основной урожай остался дома, в житнице. Грехи, которые мы способны заметить, составляют лишь горсть по сравнению с той огромной массой, которая сокрыта от наших глаз и от глаз наших ближних.
14. «И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною». Эта искренняя и смиренная молитва учит нас, что если бы не благодать и ее сдерживающая сила, то святые впали бы в тягчайший из грехов, а посему нам следует бодрствовать и молиться, дабы не впасть в искушение. Даже в лучших из нас есть склонность ко греху, и ее следует сдерживать так же, как лошадь сдерживается уздой. Умышленные грехи особенно опасны. Все грехи велики, и все же некоторые из них более серьезны, чем другие. В каждом грехе есть яд бунтарства, каждый грех полон мятежного духа, каждый из них — восстание против Бога. Но некоторые грехи — открытый мятеж против Господа, их человек совершает с выражением надменности на лице, бросая вызов Всевышнему. Неверно думать, что, коль скоро все грехи ведут к осуждению, все они равны между собой. Хотя всякое беззаконие — воистину тяжкий и серьезный грех, тем не менее некоторые преступления ужаснее других и навлекают большую вину.
Умышленные грехи, упомянутые псалмопевцем, — худшие из грехов. Это самые тяжкие беззакония, которые только могут быть. Примечательно, что, хотя в законе Моисеевом было предусмотрено искупление для всякого греха, существовало одно исключение: «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх.21:14). Хотя в Новом Завете, благодаря благословенной жертве Господа Иисуса Христа, предусмотрено милостивое искупление умышленных грехов, тем не менее коварные и злонамеренные грешники, умирающие без покаяния, несомненно, подвергнутся наказанию Божьему в гораздо большей мере, чем прочие. Таким людям уготованы ужаснейшие муки в озере огненном. Вот почему Давид так жаждал освобождения от этого великого зла и боялся, как бы оно не овладело им.
«Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». Давида пугала мысль о том, что он может совершить непростительный грех. Тайные грехи постепенно ведут к явным и умышленным, а это — преддверье того, что в Писании названо «грехом к смерти». Тот, кто не упорствует в грехе, стоит на пути, который приведет его к такой святости, которая только возможна для грешного человека. А те, кто соблазняет дьявола искусить их, идут по дороге, которая ведет их от плохого к худшему, а от худшего к наихудшему.
15. «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» Воистину благословенная молитва. Она столь духовна, что используется в христианском богослужении почти так же часто, как и апостольское благословение. «Слова уст» пусты, если не исходят из сердца, которое любит размышлять; скорлупа бесполезна, если в ней нет ядра. Но и слова уст, и помышления сердца — ничто, если они не благоугодны. И даже если они благоугодны только людям, то они — суета, ибо должны быть благоугодны пред Богом.
Молясь Господу, мы должны почитать Его своей твердыней и избавителем, а иначе молитвы наши не будет благоугодны. В молитве необходимо использовать личное местоимение «мой», чтобы исповедать Бога сокровищем своего сердца, а иначе молитвы наши не будут услышаны. «Избавитель мой!» — какое великолепное окончание псалма! Он начинается с небес, а заканчивается именем Того, чья слава наполняет небо и землю. О благословенный Искупитель, да будут наши размышления о Твоей сладчайшей любви и доброте благоугодны пред Тобой!
Советы проповедникам
Стих 2
Могущество, благость, верность, величие и слава Бога видны в небесах.
Стих 2
«Небеса проповедуют славу Божию». Мы можем делать одно дело с небесами. Это дело возвышенно, полезно, приносит удовольствие, является нашим долгом.
Стихи 2-6
Сравнение небес с откровением Бога в Писании. Христос — центр, солнце Писания.
Стих 3
Голос дня и ночи. Дневные и ночные размышления.
Стих 4
Проповедь смиренной жизни: она безмолвна, но ее слышат.
Стих 5
В каком смысле Бог явлен всем людям.
Стихи 5-7
Солнце правды.
1. Его скиния.
2. Его явление как небесного Жениха.
3. Его радость исполина.
4. Масштабы Его влияния.
Стих 6
«Радуется, как исполин». Он радуется своей силе, своему святому делу и грядущему воздаянию.
Стих 7
Пронизывающее воздействие Евангелия.
Стих 8 (первая часть)
Святое Писание.
1. Что это такое — «закон».
2. Чье оно — «Господа».
3. Его сущность — «совершен».
4. Его действие — «укрепляет душу».
Стих 8 (вторая часть)
1. Ученые.
2. Учебник.
3. Учитель.
4. Успех.
Стихи 8-10
Шесть наименований Слова, шесть его свойств и шесть плодов.
Стих 8 (вторая часть)
Мудрость простой веры.
Стих 9 (первая часть)
Почему Слово веселит сердце.
1. Основано на праведности.
2. Не обманывает.
3. Оказывает неизменное воздействие.
Стих 9 (вторая часть)
Самая лучшая глазная мазь.
Стих 10
Чистота и постоянство истинной веры, а также истина и справедливость принципов, на которых она утверждена.
Стих 11
Две причины любить заповеди Божьи — награда и наслаждение.
Стих 11
Невыразимая радость размышлений над Писанием.
Стих 12 (первая часть)
1. Что происходит? «Охраняется».
2. Как? «Судами Господними».
3. Кто? «Раб Твой».
4. Когда? «Ныне».
Стих 12 (вторая часть)
Евангельская награда — в соблюдении заповедей, а не за их соблюдение.
Стихи 13-14
Три степени греховности: тайные грехи, умышленные грехи, непростительные грехи.
Стих 14 (вторая часть)
«Великое развращение». Чем оно не является, чем оно может быть, как оно происходит и к чему оно ведет.
Стих 15
Молитва о том, что свято для нас.
Стих 15
Все люди стремятся угодить кому-то. Некоторые себе. Некоторые людям. А некоторые Богу. Давид принадлежал к последней категории. Его молитва:
1. Свидетельствует о его смирении.
2. Показывает его чувства к Богу.
3. Говорит о том, что он осознавал свой долг.
4. Являет заинтересованность Давида собственной судьбой.
Стих 15
Богу благоугодна гармония между словами уст и помышлениями сердца.