20. Победная царская песнь

Тема

Из заглавия псалма мы узнаем мало. В нем лишь сказано: «Начальнику хора. Псалом Давида». Несомненно, псалом был написан Давидом, исполнялся Давидом, был посвящен Давиду и был пророчеством Давида о своем Господе, в котором слова псалма исполнились в полной мере. Псалом, безусловно, продолжает тему девятнадцатого и следует за ним не случайно. Девятнадцатый псалом предвосхищал то, о чем двадцатый говорит как о свершившемся факте. Если мы молимся о чем-то и получаем ответ в этот же день, то мы должны еще до захода солнца возблагодарить Господа за эту милость, а иначе в следующий раз мы не дождемся ответа. Эти восхитительные строки получили название триумфальной песни Давида, мы же запомним его как «победную царскую песнь». О царе говорится здесь в каждом стихе, и мы сможем извлечь пользу из этих строк, только если будем размышлять о нашем Царе Иисусе Христе. Нам надлежит короновать Владыку славой нашего спасения, воспевая Его любовь и могущество. Если следующий псалом переносит нас к подножию креста, то этот — подводит нас к ступеням престола.

Композиция

Переводчики подсказали весьма удачное деление псалма. Благодарение за победу (стихи 2-7), уверенность в дальнейших успехах (стихи 8-14).

Истолкование

2 Господи! Силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. 3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, 4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. 6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. 7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего.

2. «Господи! силою Твоею веселится царь». Царем является Христос. На вопрос, Царь ли Он, Спаситель дал исчерпывающий ответ: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Христос не просто царь, но истинный Царь. Он Царь наших умов и сердец, Владыка, правящий любовью. По сравнению с Ним всякая другая власть — насилие. Он был провозглашен Царем даже на кресте, ибо и там очи веры смотрели на Него и видели на престоле Царя, благословляющего страдающих сынов человеческих с царской щедростью. Иисус свершил спасение народа Божьего, однако Он, как человек, черпал силу в Боге-Отце, к которому Он обращал Свои молитвы с безмолвных холмов Иудеи и в мрачном одиночестве Гефсиманского сада. Автор псалма с благодарностью признает эту силу и поет о ней с радостью. Муж скорбей ныне умащен елеем радости более соучастников Своих. Возвратившись с победоносной войны, Он воспел в небесном храме торжественный гимн Богу, безмерно радуясь силе Божьей. Пусть каждый верноподданный Царя небесного подражает своему Владыке. Давайте полагаться на силу Господа, давайте радоваться о ней, непоколебимо веря в нее, давайте восхищаться ею в песнях благодарения. Иисус возрадовался и еще возрадуется, когда увидит, как сила божественной благодати вызволяет искупленных сынов Божьих из обителей греха и нечестия. Радость наша будет расти по мере познания силы спасающей десницы Божьей. Пусть наши немощи расстраивают наши арфы — сила Божья вновь настроит их на торжественный лад. Когда мы не можем пропеть ни ноты во славу собственной силы, мы, по крайней мере, можем возрадоваться всемогущему Господу.

«И о спасении Твоем безмерно радуется». В этом стихе все приписывается Богу. Бог — и источник силы, и совершитель спасения. Все происходит по замыслу и определению Господа Бога. Он совершает наше спасение и венчает его, а потому спасение принадлежит Ему. Радость описана здесь весьма выразительно: «Безмерно радуется». Ликование воскресшего Господа должно было быть столь же невыразимым, как и Его страдание. Если потоки Его радости были столь же полноводны, как и реки Его печали, то Его блаженство воистину простирается до седьмого неба. Ради ожидавшей Его радости Он претерпел крест, пренебрег посрамлением, и теперь эта радость постоянно растет, ибо искупленные Им один за другим обретают спасение в Его крови. Давайте же вместе с Господом возрадуемся спасению, которое исходит от Бога, приходит к нам, идет к другим людям и вскоре обойдет всю землю. И не стоит бояться, что радость наша будет чрезмерна. Столь прочное основание выдержит любой храм радости, каким бы высоким он ни был. Безудержное ликование первых методистов Бог простит быстрее, чем наше полное равнодушие. Наша радость должна быть столь сильной, что и выразить будет невозможно.

3. «Ты дал ему, чего желало сердце его». Находясь на земле, Господь страстно стремился к исполнению Своего желания молитвами, делами и крестными муками. Он показал, что Его сердце желало искупления народа Божьего, и теперь на небесах желание Его сердца исполнено, ибо ныне Он видит возлюбленных Своих, восходящих на небеса, чтобы быть там же, где и Он. Желания Господа нашего шли из глубин Его сердца, и потому Он был услышан. Если сердце наше праведно перед Богом, то Он исполнит наши желания, ибо «желание боящихся Его Он исполняет».

«И прошения уст его не отринул». В сердце, как в глубоком колодце, хранятся тайны, но они становятся известны благодаря устам, поднимающим тайны из сердца, подобно ведру, которым черпают воду из колодца. Только те молитвы истинны, которые произносятся прежде всего в сердце и только потом устами. Иисус молился как вслух, так и про себя — речь помогает нам осмыслить молитвы. Некоторым из нас проще собраться с мыслями, когда мы молимся вслух, даже когда вокруг нас никого нет. Прошения Спасителя не были отринуты. Он был и остается Просителем, которому нет отказа ни в чем. Наш небесный Ходатай не обращается к престолу Божьему тщетно. Молясь в небесном храме, Он просил Отца об избранных, просил для них благословения и славы будущего века, и прошения Его были исполнены. Он всегда готов ходатайствовать за нас у небесного престола. Возможно, прямо сейчас у вас есть желания, которые вы хотели бы вознести Отцу небесному через Иисуса Христа. Не будем же пренебрегать молитвами к нашему благоволящему, любящему и всепобеждающему Ходатаю.

«Селах». Пауза здесь весьма кстати, ибо мы должны восхититься успешностью молитв Царя и подготовить свои молитвы, чтобы потом вознести их через Него. На наших богослужениях не хватает безмолвных пауз — они приносят немалую пользу.

4. «Ибо Ты встретил его благословениями благости». Слово, переведенное как «встретил», ранее употреблялось в значении «предварять» или «предшествовать». Благословения Отца предшествовали во времени благословениям Сына. Задолго до смерти Христа святые спасались ожиданием благословенного искупления, и, прежде чем Он явился миру, верующие уже видели Его день и радовались Его скорому пришествию. Кроме того, сам Бог благоволил к сынам человеческим. Отец так жаждал излить благодать через Сына, что не только не сдерживал ее потоков, но даже предвосхитил пришествие Сына, даровав благодать прежде Его воплощения. «И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас». Отец отвечает еще до того, как Сын обратился к Нему с прошением; Иисус еще говорит, а Бог уже услышал все, что будет сказано.

Благословения куплены кровью, однако они даются человеку даром. Господь любит нас не потому, что Христос принес себя в жертву на кресте — любовь Отца предшествовала великому искуплению и побудила Его послать Сына в мир ради нашего спасения.

Читатель, ты тоже будешь блажен, если, подобно Господу, увидишь, что Бог Отец встречает Тебя благостью и благодатью, что Он предупреждает всякую твою нужду и устрояет тебе верный путь.

Как часто мы получаем от Бога больше милостей, чем просим или желаем! Все наши стремления и ожидания — ничто по сравнению с милостями, дарованными нам Богом. Они превосходят наши самые смелые ожидания. Благодать, восполняющая все наши нужды, достойна благодарственной песни. Пусть же этот стих и будет такой песней. Все полученные нами милости следует почитать «благословением». Дары блаженного Бога даются нам, чтобы сделать нас блаженными. Они — «благословения благости», а не результат наших заслуг. Они «встречают» нас, то есть даются нам по мудрому предвидению, на которое способна только безусловная любовь Бога.

«Возложил на голову его венец из чистого золота». Когда-то на голову Иисуса был возложен терновый венец, ныне же голова Его украшена венцом из чистого золота. Этот венец символизирует царскую власть, монаршее достоинство, великие завоевания и божественное помазание. Этот венец сделан из самого дорогого, самого красивого и самого долговечного материала — золота. То, что это золото высочайшего качества, чистое золото, указывает на совершенство Его правления. В отличие от прочих монархов, которые лишались своих корон очень быстро, венец вечного Владыки останется на Нем всегда. Господь — вечный Царь, и никакая сила не может поколебать Его Царства, ибо сам Иегова возложил на Него венец из чистого золота. Как известно, Наполеон короновал себя сам, Господь Иисус же был помазан на царство Богом. Империя первого растаяла на глазах, а Царству второго нет конца. Согласно некоторым переводам, Бог возложил на Царя «венец из драгоценных камней». Возможно, драгоценные камни, украшающие царский венец, — это возлюбленные Божьи. О них сказано: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею». О, если бы и нам стать драгоценными камнями в золотом венце вечного Царя!

5. «Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век». Если первые слова могли относиться к царю Давиду, то «долгоденствие на век и век» может относиться только к Мессии. Будучи человеком, Иисус молился о воскресении плоти, получил его, и ныне Он бессмертен. Однажды Он умер, но, воскреснув из мертвых, уже не умирает. «Я живу, и вы будете жить». Спаситель имеет в виду, что мы разделим с Ним Его вечную жизнь. Мы никогда не нашли бы этого сокровища, если бы Господь не отвалил камень, скрывавший его.

6. «Велика слава его в спасении Твоем». Эммануил несет пальмовые ветви, но когда-то Он нес Свой крест. Отец прославил Сына, и теперь нет во всей вселенной славы подобной Его славе. Прочтите грандиозное описание Христа в Откровении Иоанна. Царство Его простирается от моря и до моря. Взгляните на Его величие, явленное в пылающем огне. Господи, кто подобен Тебе? Соломон во всей своей славе не сравнится с Тобой, о некогда презренный и отверженный Назарянин! Запомните: спасение — от Бога, таким образом Сын, наш Спаситель, прославляет Своего Отца. Впрочем, слава Сына явлена не меньше, ибо и Отец прославляет Сына.

«Ты возложил на него честь и величие». Паркхерст переводит несколько иначе: «великолепие и красоту». Они были возложены на Христа так же, как золото, звезды и знаки почета возлагаются на князей. Как брусья скинии были отделаны чистым золотом, так и Иисус облачен в славу и честь. Если «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу», то какова же должна быть слава самого Господа? На Него была возложена вся тяжесть человеческого греха, поэтому совершенно справедливо, что слава искупления рода человеческого должна была достаться Ему же. Возлюбленному Сыну должна была достаться слава соразмерная Его уничижению, ибо Он вполне заслужил ее. Почитать Иисуса сверх меры невозможно. То, что доставляет радость нашему Богу, мы можем делать не жалея сил. Да преумножится слава Того, кто был изранен терновым венцом!

Да будет увенчан славою Тот,

Кто оставил для нас небеса.

Да славит Его все, что в мире живет,

И пусть песне не будет конца!

7. «Ты положил на него благословения на веки». Господь благословен в самом себе, ибо Он — Бог всей вселенной, благословенный вовек. Однако здесь эти слова относятся к Господу как к Посреднику, которому благословение было дано в качестве воздаяния. Альтернативное прочтение гласит: «Ты положил Ему быть благословением». Он неиссякаемый источник благословений для всех живущих, солнце, наполняющее вселенную своим светом. Господь поклялся Аврааму, что обещанное ему потомство будет источником благословений для всех народов земли. Для этого Господь и был отделен, к этому и был предназначен, и для этой цели воплотился. Он сделал это, чтобы благословить сынов человеческих. О, если бы грешники образумились и почитали Господа Тем, кем Бог предназначил Ему быть — Спасителем погибших душ человеческих!

«Возвеселил его радостью лица Твоего». Тот, кто был благословением для других, не может сам не радоваться. Великие благодеяния Христа принесли Ему безмерную радость. Любовь и благоволение Отца, Его светлый лик вселяли в Иисуса невероятную радость. Это — чистейший родник радости, и другого Иисус не искал. Радость Его была полной. Ее источник — Бог. Продолжается она вечно. Если лик Божий возвеселил небесного Князя, то сколь же более мы должны искать его и какие старания должны прилагать, чтобы не прогневать Господа и из-за грехов не потерять Его благоволения! Мы с радостным трепетом ожидаем того часа, когда радость Господа нашего изольется на всех святых и лик Господень осияет всех искупленных кровью. И тогда мы «войдем в радость Господина» нашего.

Итак, до сих пор мы слышали только крики торжества и песни празднества. Давайте и мы присоединимся к этому веселью, ибо Иисус — наш Царь, и Его победы — наши победы.

8 Ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя.

10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.

11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, 12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли.

13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их. 14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

8. «Ибо царь уповает на Господа». Будучи истинным Царем и Вождем, Господь мастерски владел боевым оружием и безупречно пользовался щитом веры. Он подал нам блестящий пример непоколебимого упования на Бога. Он чувствовал себя в безопасности в руках Отца, доколе не пробил Его час. Он знал, что всегда будет услышан на небесах. Он поручил Свое дело праведному Судье. Умирая на кресте, Он предал Свой дух в руки Бога. Радость предыдущих стихов — это радость веры, и все победы были одержаны благодаря той же добродетели. Доверие Богу — вот ключ к победе. Этот триумфальный псалом был сложен задолго до того, как Господь начал сражение, однако вера, вырываясь из оков времени, поет «1о triumphe» одновременно с боевыми песнями.

«И во благости Всевышнего не поколеблется». Посредническое служение Иисуса утверждено вечной милостью. Всевышний Господь, пребывающий выше небес, всем Своим могуществом утверждает престол благодати, на котором правит Царь Сиона. Господь не поколебался в Своих намерениях, Его не заставили поколебаться ни страдания, ни враги, и Он, не колеблясь, совершит задуманное. Если Его не сбили с пути бесчисленные враги, то Он не оставит Своего дела, доколе не доведет его до конца. Господь вчера, сегодня и вовеки тот же. Время разрушает великие империи, а растущее владычество Господа утверждается вечной милостью. Цари приходят и уходят, потому что уповают на силу суетную; наш же Царь правит в могуществе и славе, уповая на единого Бога. Милость Бога явлена нам в том, что престол Царя пребывает среди нас. Он стоит только божественной милостью, ибо человеческая злоба уже давно сокрушила бы его, если бы могла. Мы должны довериться Богу в том, что Он распространит Царство Искупителя, ибо сам Господь уповает в этом на всевышнего Бога. Всякое неверие, особенно упование на человеческие способности, должно быть удалено из Царства, в котором сам Монарх подает пример упования.

9. «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя». Истребление нечестивых — достойный повод для радости. Этому радуются все любящие праведность. Вот почему здесь, как и во многих духовных песнях, эта тема затронута с благодарностью. «Низложил сильных с престолов» и «вознес смиренных» — слова одной и той же песни. Хотя мы испытываем жалость к погибшим, мы не можем жалеть их, так как они враги Христа. Никто не в силах избежать гнева победоносного Царя. Рука Господа найдет всех Его врагов и сделает это безо всяких усилий, ибо Господь вездесущ. Напрасно нечестивцы надеются на бегство: Он найдет всех грешников и накажет всех без исключения. Кара падет на них быстро и внезапно, ибо будет послана десницей великого Воина. Нам кажется, Господь не просто обнаружит то место, где нечестивые укрываются от гнева, но и коснется их затвердевших сердец так, чтобы они почувствовали мучительную боль. Когда Господь явится судить ожесточенные сердца, все люди мира сего ощутят великий ужас, а гордецы — еще и стыд. Тот, кто имеет ключ к человеческой природе, может управлять всеми ее побуждениями, когда только пожелает. Он найдет способ привести в полное замешательство тех, кто некогда похвалялся своей ненавистью к Нему.

10. «Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную». Они сами станут для себя печью огненной, сами будут себя мучить. Тот, кто пылал гневом на Господа, будет поглощен Его гневом. Огонь греха разожжет пламя гнева. Как Содом и Гоморра были испепелены Богом, так и враги Господа Иисуса будут полностью сокрушены и истреблены. Некоторые переводят это предложение так: «Ты бросишь их как бы в печь огненную». Подобно брошенной в огонь вязанке дров, они воспылают жарким пламенем, разожженным гневом Господним. «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Какие ужасные слова! Горе тем учителям, которые пытаются с помощью софистики смягчить их! Читатель, никогда не относись к аду с безразличием, иначе ты станешь безразличен и ко греху. Ад грешников, должно быть, и вправду невыразимо ужасен, ибо только этим можно объяснить столь страшные слова. Кто осмелится быть врагом Сына Божьего, если Его врагов ожидает подобная участь?

Выражение «время гнева» напоминает нам о том, что хотя ныне мы живем во время благодати, Бог установил и день гнева. Судья займет Свое место в строго определенное время. День мщения не за горами. Пусть же презирающие день благодати помнят о нем.

«Во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь». Господь сам посетит врагов Сына Своего в день отмщения. Господь Иисус будет судить землю как бы по поручению Бога, чье согласие и содействие будут подтверждать Его приговор. Здесь подразумевается полное уничтожение души и тела: человек будет охвачен отчаянием и мукой. О, день гнева! Кто выдержит его? Отче, сохрани нас от сего дня ради Господа Иисуса Христа.

11. «Ты истребишь плод их с земли». Труд всей их жизни будет уничтожен, а тяжкая работа принесет им одни разочарования. Предмет их гордости будет забыт; даже их имена будут стерты из памяти как мерзкие и отвратительные.

«И семя их — из среды сынов человеческих». Дети их, идущие их путями, будут встречаться с теми же напастями, пока их род не истребится вообще. Мы знаем, что праведные часто оставляют своему потомству в наследство благословение, как если бы оно было фамильной ценностью, а грешники, умирая, завещают своим потомкам только свое проклятье. Если человек ненавидит Сына Божьего, он не должен удивляться, что его дети не знают благословений.

12. «Ибо они предприняли против Тебя злое». Бог смотрит на наши намерения. Тот, кто хотел совершить зло, но не смог, не менее виновен, чем тот, кто сумел его совершить. Церковь Христова и дело Господа подвергаются нападкам не только со стороны тех, кто не понимает деяний Божьих — вокруг немало просвещенных, которые возненавидели свет. Сознательное зло заражено вирусом, которого нет в грехе невежества. Поскольку нечестивые нападают на Евангелие Христово намеренно и сознательно, грех их воистину велик, а наказание их будет соответственным. Слова «против Тебя» показывают, что замышляющие злое против наименьшего из верующих злоумышляют против самого Царя. Берегитесь, гонители!

«Составили замыслы, но не могли выполнить их». Недостаток силы — это путы на ногах богоненавистников. У них есть только замыслы, они могут их составлять, но, благодарение Богу, у них нет сил, чтобы выполнить задуманное. Впрочем, Бог будет судить их по их намерениям, и в день Страшного Суда их замыслы подвергнутся осуждению, как и сами деяния. Читая хвастливые угрозы со стороны врагов Евангелия, будем всегда обращать внимание на слова: «Но не могли выполнить их». Змея может шипеть, но у нее пробита голова. Лев может рычать, но он не может причинить вреда. Буря может неистовствовать, но она не может убить. Изрыгая свои проклятья, дьявол и его приспешники вынуждены в ужасе отступить от неприступных врат Сиона, за которыми обитает сам Господь.

13. «Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их». Какое-то время враги Божьи неистовствуют и грозят уничтожить все и вся, но пробьет час, когда все их слова обратятся в пустой звук. Исполненные греховной самонадеянности, они дерзко бросают Богу вызов, однако Господь встречает их лицом к лицу, и, вкусив сурового суда Божьего, нечестивцы отступают в страхе. В оригинале сказано, что нечестивые стали как бы мишенью для Бога, целью, в которую летят стрелы Его гнева. Какая страшная картина! В качестве иллюстрации масштабного наказания возьмите хотя бы осажденный Иерусалим, а как пример мучений отдельного человека прочтите историю смерти Френсиса Спиры. Бог никогда не бьет мимо цели; кто хочет стать Его мишенью? Стрелы Его остры и пронзают сердце; кто желает получить смертельную рану? О враги Божьи, скоро вашему бахвальству придет конец, ибо Господь уже натянул Свой лук!

14. «Вознесись, Господи, силою Твоею». Прекрасный заключительный стих! Сердца наши вторят этим словам. Вспоминая благость Бога к возлюбленному Сыну и Его победу над врагами, мы непременно должны прославить Господа за Его милость. Каждый христианин должен славить Бога всей своей жизнью. Но поскольку мы слишком немощны и не можем восхвалить Его должным образом, давайте призовем Его самого на помощь. Будь превознесен, Господи, и поддержи Свое величие Своим могуществом, ибо никакая другая сила не может этого сделать!

«И мы будем воспевать и прославлять Твое могущество». Какое-то время святые скорбят и стенают, однако славное явление божественного Избавителя пробуждает в них радость. Радость всегда присутствует там, где течет река благодарения. Мы должны превозносить все качества Бога и петь им хвалу сердцем и устами. Видя явление Божьего могущества, мы должны превозносить Его до небес. Господь даровал нам спасение, и потому вся слава принадлежит Ему одному.

Советы проповедникам

Стих 2

Радость Иисуса и святого народа о силе Божьей и Его спасении.

Стихи 2-3

Учение о воскресении Иисуса Христа, содержащееся в этом тексте, можно рассмотреть с трех сторон:

1. Воскресение — ответ на молитву.

2. Воскресение — радость Господа.

3. В качестве необходимого дополнения: как слава Божья и Его радость касаются нас лично.

Стих 3

Адвокат, выигрывающий дело.

Стих 3 (первая часть)

Господь встречает нас милостями.

Стих 3 (вторая часть)

Бог предваряет нас, предвосхищает наши нужды Своей преизобильной милостью. Бог встречает нас благословениями благости.

1. Когда мы рождаемся в мир.

2. Когда мы становимся грешниками.

3. Когда мы сталкиваемся с ответственностью и заботами взрослой жизни.

4. Когда перед нами открываются новые возможности.

5. Когда мы идем «долиной смертной тени».

6. Он дает нам множество милостей даже без нашего прошения, и тогда мы должны не молиться, а благодарить и славить Его.

7. Он открывает для нас врата небес и наполняет небесные обители всякой благостью для нашего блаженства.

Стих 4 (вторая часть)

Иисус коронован.

1. Его земные труды.

2. Дарованная Ему власть.

3. Как Его короновали.

4. Кто Его короновал.

Стих 5

Иисус живет вечно.

Стих 6

Слава Посредника.

Стих 7

Блаженство Иисуса.

Стих 8

Иисус дает нам пример веры и ее плодов.

Стих 9

Разоблачение грешников. Господь видит их, где бы они ни были.

Стихи 9-10

Неотвратимость и тяжесть наказания нечестивых.

Стихи 12-13

Грех и наказание злых намерений.

Стих 13

Отступление легионов ада.

Стих 14

Славословие искренней веры.

1. Прославление Бога.

2. Прославление только Бога.

3. Прославление Бога Его силой.

4. Народ Божий прославляет Всевышнего.