Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 1
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 13106 Все тексты автора Чарльз Сперджен
21. Крестный псалом
Заглавие
«Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида». Эта прекрасная песнь была написана для лучших певцов иерусалимского храма. Лучший из десяти тысяч достоин похвалы из уст начальника хора — только лучший певец мог исполнять подобное произведение. Воспевая Господа Иисуса, мы должны приложить к тому все наши умения. Слова заглавия, переведенные как «при появлении зари», загадочны и неоднозначны. По мнению некоторых, они означали музыкальный инструмент, предназначавшийся для исполнения печальных мелодий. Однако большинство принимает перевод «о лани зари». Последний вариант весьма спорен. Калме считал, что псалом был написан для музыканта, который руководил хором, называвшимся «Лань на рассвете», а Адам Кларк полагал, что последнее предположение наиболее правдоподобно, хотя и считал, что это еврейское выражение лучше оставить непереведенным, так как оно случайно и бессмысленно, как и большинство восточных наименований. Господа Иисуса Христа часто сравнивали с ланью, а Его тяжелые обстоятельства, столь ярко описанные в этом трогательном псалме, заставляют нас верить, что под распространенной поэтической метафорой скрывается Господь Иисус. Как бы там ни было, Иисус — это та Лань на рассвете, о которой поет Давид.
Тема
Перед нами крестный псалом. Возможно, Господь Иисус произнес его от начала до конца, когда висел на кресте. Настаивать на верности этого предположения, конечно, не стоит, однако даже после беглого прочтения становится ясно, что этот псалом как нельзя лучше подходил для крестной молитвы. Псалом начинается с вопля: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» и кончается в оригинале возгласом: «Совершилось». По горестным высказываниям и стенаниям, исходящим из глубин невыразимой печали, этому псалму нет равных. Это точное изображение самых скорбных часов жизни Спасителя, запись Его предсмертных высказываний, сосуд с Его последними слезами, летопись о гаснущей радости. Давид и его страдания, если и присутствуют здесь, то в очень ограниченном смысле. Как звезды меркнут при свете солнца, так и образ Давида бледнеет для читателей, видящих здесь Иисуса. Перед нами описание крестной тьмы и крестной славы, страданий Христа и последовавшего за ними прославления. О, если бы по благодати Божьей нам открылось это великое зрелище! Псалом следует читать с благоговением, сняв обувь, как сделал Моисей перед горящим кустом, ибо если и есть в Писании святая земля, то она здесь, в этом псалме.
Композиция
Стихи 2-22 — жалобный крик о помощи. Они разделяются на две части стихом 11. Стихи 2 -11 — взывание к Божьим обещаниям. Стихи 11 -2 2 — страстная мольба помочь в отчаянной ситуации. Стихи 22-32 — предвкушение близкого избавления.
Истолкование
2 Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; 6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: 9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты -Бог мой.
2. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» Таков был ужасный вопль, прозвучавший с Голгофы. «Элои, Элои, лама савахфани?» Пока иудеи глумились над Мессией, ангелы на небесах превозносили Его. Вот великий Искупитель жестоко пригвожден ко кресту, и что же мы видим? Имея уши слышать, давайте слышать; имея очи видеть, давайте видеть! Давайте взирать со святым благоговением на вспышки света в этой полуденной тьме.
Прежде всего, нашего внимания и подражания заслуживает вера Господа, сияющая во всем своем величии. Господь ухватился за Отца обеими руками и дважды возопил: «Боже мой! Боже мой!» Чувство сыновства было сильно в Сыне Человеческом настолько, что Он ни на минуту не поколебался в Своей вере. О, если бы мы могли так же уповать на Бога, ранящего нас! Страдалец не подверг сомнению силу Божью и назвал Бога именем «Эл», что означает «сила». Это имя всемогущего Бога. Господь знал, что всемогущий Бог — источник всякой помощи и ободрения, поэтому без колебаний воззвал к Нему в час скорби.
Иисус страстно хотел узнать, почему Он оставлен; Он задал этот вопрос дважды, при этом не сомневаясь ни в силе, ни в верности Бога. Какой невероятный вопрос: «Для чего Ты оставил меня?» Мы должны внимательно рассмотреть каждое слово этого печальнейшего вопля.
«Для чего?» Какова причина столь странного события? Почему Бог оставил собственного Сына в такой тяжелый час? Он не заслужил такого отношения к себе, почему же Он был оставлен?
«Ты» — Я могу понять, почему Меня покинули Иуда-предатель и боязливый Петр, но Ты, Боже Мой, Мой верный друг, как мог Ты оставить Меня? Это хуже всего — хуже всех мыслимых бед. Самое страшное мучение в аду — отлучение души от Бога.
«Оставил». Свершившееся действие. Спаситель, задавая вопрос, испытывал весь ужас богооставленности. Бог на самом деле оставил Его. Как непостижимо! Божественный Искупитель так взывал к Отцу не потому, что Ему предстояло быть оставленным, а потому, что Он уже был оставлен. Я выдержал бы любое Твое наказание, ибо Твое лицо было бы обращено ко Мне. Но Ты оставил Меня совсем. Для чего?
«Меня», Твоего невинного, послушного, страдающего Сына. Зачем Ты оставил Меня умирать? Когда мы воззрим на себя глазами покаяния и когда глазами веры увидим Иисуса на кресте, мы поймем ответ на этот вопрос. Иисус был оставлен потому, что наши грехи произвели разделение между нами и Богом.
«Далеки от спасения моего слова вопля моего». Муж скорбей молился до тех пор, пока дар речи окончательно не оставил его. После этого Он мог лишь стонать и выть, как тяжело больной человек. Он уподобился раненому зверю. Какую страшную скорбь пришлось вынести нашему Господу! Что за слезы и вопли довели Его до хрипоты! Каким должно было быть Его мучение, когда Он обнаружил, что любящий Отец стоит в стороне и не помогает Ему! Более того, Бог отвернулся даже от Его молитв! Все это, конечно, заставило Сына Божьего обратиться к небесам с воплем. Тем не менее все это имело причину — это известно всякому, кто уповает на заместительную жертву Христа.
3. «Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне». Не только нам иногда кажется, что Бог не слышит наших молитв, — Господь Иисус испытал это чувство прежде нас. Однако мы видим, что Он, вопреки Своим чувствам, не оставил упования и непрестанно повторял: «Боже мой!» Вера Его не прекратила настойчивых молитв: посреди ужасов того страшного дня Он продолжал взывать к Богу. Даже в Гефсиманском саду Он провел всю ночь в непрестанных молитвах к Отцу. Господь молился, несмотря на то, что Бог не давал Ему утешительного ответа. Тем самым Он подал нам пример послушания Своим собственным словам: «Должно всегда молиться и не унывать». Ни яркий свет дня, ни непроглядный мрак ночи не должен отвращать нас от молитв. Ни промедление Бога, ни кажущаяся бесплодность молитв не должны мешать нам молиться с настойчивостью.
4. «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля». Сколько бы зла ни было в нашей жизни, в Тебе, Господи, нет никакого зла. Мы очень скоро начинаем обвинять Бога, когда чувствуем на себе тяжесть Его руки. Иисус так не поступал. Он слишком хорошо знал доброту Своего Отца, чтобы позволить внешним обстоятельствам очернить Его. В Боге Иакова нет никакой неправды, Он выше всех обвинений. Что бы Он ни делал, Он достоин похвалы. Пусть же царствует Он вовеки среди славословий избранного народа. Если наши молитвы остаются без ответа, то это не потому, что Бог неверен; на то есть другая, более веская причина. Если мы не можем понять, почему Бог медлит с ответом, не стоит пытаться разрешить эту загадку любой ценой, не стоит искушать Бога, придумывая себе ложный ответ. Несмотря на то, что страдающий Господь признавал святость Бога и преклонялся перед ней, Он, тем не менее, удивился, что святой Бог мог оставить Его и быть безучастным к Его воплям. Он воззвал: «Ты свят! Почему же Ты пренебрег помазанником Своим в час невыносимой скорби?» Мы не должны ставить под вопрос святость Бога, но можем основывать на ней свои прошения.
5. «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их».
Таково правило жизни всех верующих. Оно упомянуто трижды: они уповали, уповали и уповали, и никогда не оставляли своего упования, ибо в этом была их жизнь. И Бог избавлял их от всякой напасти. Вера избавляла их от всех тревог, трудностей и горестей, однако в случае Господа Иисуса Христа, вера, казалось, была бессильна. Из всех уповающих на Бога Он один остался без избавления. Опыт других верующих представляет для нас большое утешение, когда мы сами тонем в потоке скорбей, если только мы верим, что их избавление придет и к нам. Впрочем, когда мы тонем, нас едва ли утешит то, что другие плывут. Господь вспомнил то, как Бог обращался со Своим народом в прошлом, и на этом основании взмолился, чтобы Бог не оставил Его. Перед нами еще один пример искусного владения оружием молитвы. Употребление местоимения «мы» показывает, что даже на кресте Господь Иисус был един со Своим народом. Мы говорим: «Отче наш, сущий на небесах»; Иисус же, хотя сам и не имел отца по плоти, называл тех, кто дал нам жизнь, «нашими отцами».
6. «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». Господь как бы сказал: «Почему Я оставлен без помощи Божьей в час скорби, тогда как отцы наши получали избавление?» Мы можем напоминать Богу о Его прошлых милостях к Его народу и молить о таком же обращении с нами. Это истинная молитвенная борьба. Давайте же овладеем ей в совершенстве. Заметьте, что древние «взывали» и «уповали» — мы должны поступать так же, когда к нам приходит скорбь. Они неотступно просили и поэтому не оставались в стыде, ибо избавление приходило к ним вовремя. Так же будет и с нами. Молитва веры может совершить то, что не в силах совершить ничто другое. Давайте же с удивлением взирать на Христа, возносящего такие же молитвы, как и мы, и претерпевающего куда большие страдания, чем мы.
7. «Я же червь, а не человек». Какие невероятные слова!
Как мог Бог славы уничижиться настолько, чтобы стать не только меньше ангелов, но и меньше людей! Какая пропасть между «Я есмь» и «Я червь»! И все же такова была двойственная природа Сына Божьего, истекавшего кровью на кресте. Он чувствовал себя беспомощным, ничтожным червем, который даже не сопротивляется, когда его давят, — презренным и отвергнутым всеми, кто на него наступает. Господь сравнил себя с самым немощным существом на свете, состоящим из одной плоти, которое извивается и дергается в конвульсиях, когда на него наступают, и имеет силы лишь на то, чтобы страдать. Воистину, Он был подобен червю, когда в мучительные часы распятья Его тело и душа стали обезображенным куском плоти, воплощением горя и несчастья. Человек — червь по своей природе. Господь же поставил себя ниже человека, ибо, быв презрен и отвержен, ощутил в себе великую немощь. Посему Он добавил: «Я не человек». Благословения отцов не для Него, ибо Он был отвергнут Богом, и обычного человеколюбия Он тоже был лишен, ибо был в поношении у людей. Он был изгнан из человеческого общества и отлучен от небес. Спаситель опустошил себя до конца, отказавшись от всей славы и став презренным червем ради нашего спасения!
«Поношение у людей». Иисус стал притчей во языцех и предметом насмешек. О Нем судачила чернь, над Ним глумились правители. О, как невыносимы язвительные насмешки для того, кто принимает их с терпением; он все равно испытывает мучительную боль! «И презрение в народе». Глас народа осуждал Его. Те самые люди, которые когда-то были готовы сделать Его Царем, теперь презирали Его; исцелившиеся Его ранами глумились над Его болью! Грех достоин всякого осуждения и презрения, и Иисус, понесший наши грехи, должен был претерпеть позорное унижение.
8-9. «Все, видящие меня, ругаются надо мною». Прочтите евангельское повествование о том, какие насмешки пришлось вынести распятому Господу, и помыслите в свете вышеприведенных слов Господа, какое они доставляли Ему мучение. Железо вонзилось в Его душу. Особо болезненные насмешки мы называем жестокими; насмешки, которые претерпел наш Господь, были жесточайшими. Все без исключения глумились над Господом. Все вокруг были единодушны в своих издевательствах над Иисусом и состязались друг с другом в оскорблениях. Священники и простой люд, иудеи и язычники — все объединились в своем глумлении над Господом. И это произошло в то самое время, когда Он уже был без сил и на пороге смерти. Чему следует дивиться больше: жестокости людей или любви умирающего Спасителя? Как мы после этого можем сетовать на людские оскорбления?
«Говорят устами, кивая головою». Это были жесты презрения. Кощунники надували губы, трясли головами, высовывали языки — Господь претерпел самые разные надругательства. Люди строили гримасы Тому, перед кем ангелы закрывают лица и падают ниц в благоговении. Он изведал все мыслимые оскорбления, на которые только была способна человеческая злоба. Люди смеялись над Его молитвами, глумились над Его страданиями и относились к Нему как к ничтожеству.
«Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Здесь мы видим насмешки, направленные против веры страдальца — самого дорогого, что есть в душе благочестивого человека, зеницы его ока. Должно быть, они научились этому дьявольскому искусству от самого лукавого, ибо выказали в нем необычайное проворство. Согласно Евангелию от Матфея, 27:39-44, Господь Иисус претерпел пять видов насмешек. Этот вид насмешки упомянут отдельно, вероятно, потому, что он из всех наиболее мучительный. Он бьет человека сарказмом и жалит иронией. Конечно же, он ранил Мужа скорбей до глубины души. Подвергаясь подобному осмеянию, давайте помнить о претерпевшем большее поругание от грешников и находить в этом утешение. Читая эти строки, мы готовы вместе с Трэппом воскликнуть: «Что это: пророчество или летопись прошедших событий?» Это совершенно точное описание того, что происходило с Господом.
Глумившиеся иудеи, сами того не осознавая, засвидетельствовали, что Иисус из Назарета уповал на Бога. Почему же Бог позволил Ему умереть? Прежде Господь Бог всегда избавлял тех, кто возлагал на Него свои бремена. Почему же был оставлен этот человек? О, если бы они поняли ответ! Заметьте также, что слова «он угоден Ему», сказанные с иронией, были чистейшей истиной. Господь действительно благоволил к Своему возлюбленному Сыну, и даже, принявший образ человека и ставший послушным до смерти, Он все равно был угоден Отцу. Какой парадокс! Иисус был угоден Отцу, но Он все равно поразил Его. Отец благоволил к Сыну, но принес Его в жертву.
10. «Но Ты извел меня из чрева». Благость Господа присутствует во всяком рождении и выводит нас из чрева матери с божественной осторожностью. Но рождение Сына Человеческого, чудесным образом зачатого Марией от Духа Святого, было оберегаемо Богом особым образом. Вдали от дома и друзей Мария и Иосиф в нужде и бедности познали щедрую руку Божью, явившуюся в благополучном рождении младенца и здоровье матери. И вот Дитя ведет главную битву Своей жизни и вспоминает о милости, явленной Ему при рождении, как о причине, по которой Бог должен Ему помочь. Вера находит оружие во всем. Тот, кто хочет верить, всегда найдет причины верить.
«Вложил в меня упование у грудей матери моей». Неужели Господь был верующим со столь раннего возраста? Был ли Он одним из тех младенцев и грудных детей, из уст которых Бог устроил себе хвалу? Очевидно, так. А коль так, то молитва Его была поистине могущественной. Если мы веруем в Бога с раннего детства, то в испытаниях взрослой жизни у нас будет великое утешение, ибо Тот, кто любил нас в отрочестве, слишком верен, чтобы отвергнуть нас в зрелом возрасте. В некоторых переводах данный стих звучит так: «Дал мне причину веровать, сохранив меня от опасности». Нет сомнений, что провидение Божье хранило в детстве Господа особым образом, избавив Его от ярости Ирода, сохранив среди опасностей дальних переходов и тягот бедности.
11. «На Тебя оставлен я от утробы». Господь был принят руками Всемогущего, словно руками любящей матери. Какой утешительный стих! Бог окружает нас Своей заботой с первых часов жизни. Он милостиво качает нас на Своих коленях и держит на руках. Над нашей колыбелью висит покрывало божественной любви, мы совершаем свои первые шаги под Его неусыпным вниманием.
«От чрева матери моей Ты — Бог мой». Псалом начинается восклицанием: «Боже мой! Боже мой!», и здесь Господь не просто повторяет его, но и говорит о том, что Он принадлежал Богу с младенчества. О дивная настойчивость веры, твои нескончаемые прошения проникнуты духом изобретательности! В момент рождения мы были особенно немощны и беззащитны, и если всемогущая любовь поддержала нас в те мгновения, то, конечно же, она не оставит нас и ныне. Тот, кто был нашим Богом от чрева матери, будет с нами до тех пор, пока мы не вернемся к матери-земле. Он сохранит нас от гибели во чреве ада.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, 14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. 16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. 18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 9 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; 21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; 22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
Далее распятый Господь продолжает изливать пред Богом Свои сетования и молитвы. Мы нуждаемся в обильной благодати, чтобы, читая эти строки, участвовать в Его страданиях. Да явит нам благословенный Дух горести Искупителя в истинном свете!
12. «Не удаляйся от меня». Именно ради этого прошения Господь вознес Богу все предыдущие мольбы и стенания. Он страдал оттого, что Бог оставил Его; более всего Христос просил о присутствии Божьем. Животворное чувство Божьего присутствия — великое утешение для сердца, объятого тревогой.
«Ибо скорбь близка, а помощника нет». Союзы «ибо» и «а» показывают настойчивость веры; вера как бы дважды стучит во врата милости Господней. Перед нами могущественная молитва, в которой Христос использовал множество святых доводов. Близость скорби — хорошая причина для божественного вмешательства; наша скорбь трогает сердце Отца небесного и побуждает Его придти к нам на помощь. Господь — скорый помощник в бедах потому, что это приносит Ему славу.
Спаситель испытывал глубокую сердечную скорбь. Он сказал: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души». Потому молитва «не удаляйся от меня» была вполне уместной. Отсутствие дружеской поддержки — еще одна веская причина для божественного вмешательства. У Господа не осталось ни одного друга, ни одного помощника, поскольку Он один должен был «топтать точило». Тем не менее, Его тяготил тот факт, что все ученики покинули Его, что у Него не осталось ни поддержки, ни помощи. В полном одиночестве есть что-то ужасное, что-то невыносимое для человеческой души, ибо мы не были созданы для одиночества. Когда наше сердце одиноко, мы чувствуем себя как оторванная от тела рука.
13. «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня». Глазами, полными слез, жертва различила в толпе зевак своих могущественных гонителей. Священники и старейшины, книжники и фарисеи, правители и начальники кричали и вопили, расхаживая вокруг креста, подобно тельцам, откормленным на пастбищах Васана. Тучные и исполненные злобы, они били копытами и изрыгали проклятья в адрес невинной жертвы, желая пронзить Господа своими рогами. Представьте себе Иисуса Христа, беззащитного, безоружного, нагого, брошенного в самую гущу взбешенных быков. Богоненавистники были жестоки как дикие быки, многочисленны и сильны, тогда как отверженный Господь одиноко и беспомощно висел на древе. Столь отчаянное положение придает особый вес Его страстной мольбе: «Не удаляйся от меня».
14. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий». Подобно голодным людоедам, они раскрыли свои богохульные уста, готовые пожрать того, кого ненавидели. Их пасти были недостаточно широки, чтобы выплеснуть весь свой гнев за раз, и потому они раскрыли их изо всех сил. Уподобившись свирепым львам, они рычали и жаждали разорвать Спасителя на куски, как хищники набрасывались на свою жертву. Оставленная на милость безжалостных злодеев, вера Господа нашего, должно быть, перенесла суровейшее из испытаний. Он вышел из этой схватки победителем благодаря молитве. Даже опасности и беды были обращены Господом в молитву о спасении.
15. Отвернувшись от Своих врагов, Господь описал Свое состояние словами, которые невозможно читать без слез. «Я пролился, как вода». Его силы иссякли, подобно пролитой на землю воде. Сердце Его изнемогло и имело в себе твердости не больше, чем вода. Все Его существо было принесено в жертву, подобно жертвенному возлиянию. Он плакал уже несколько дней подряд; в Гефсиманском саду скорбь Его излилась кровавым потом, а на кресте Он превратился в сплошное кровавое месиво. У Него не осталось сил ни физических, ни душевных — Он был полностью истощен.
«Все кости мои рассыпались». Вполне вероятно, что крепкие веревки, связывавшие руки и ноги Спасителя, а также сотрясение, вызванное закреплением креста в земле, повредили кости распятого Господа. Как бы там ни было, эти слова свидетельствуют о крайней степени изможденности, при которой мышцы отказываются слушаться и возникает ощущение, что тело распадается на куски.
«Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей». Полное бессилие и адская боль заставили Спасителя почувствовать себя так, словно Он был куском воска, таящим в пламени свечи. В греческой литургии используется следующая фраза: «Твои неведомые страдания». Весьма точное выражение.
Огонь божественного гнева должен был навек поглотить наши души в аду; нести на себе всю мощь справедливого и страшного гнева Божьего — тяжкое бремя. Как мудро заметил доктор Гилл, «если сердце Христа, Льва из колена Иудина, не вынесло этого жара, то есть ли вообще сердце, способное выдержать гнев Божий?»
16. «Сила моя иссохла, как черепок». Перед нами изображение полного физического бессилия. Иисус сравнил себя с черепком, обломком глиняного сосуда, который обжигали на огне до тех пор, пока из него не выйдет последняя капля влаги. Вне всякого сомнения, изможденное тело Христа тряслось в лихорадке. Все силы Его были иссушены жарким пламенем божественного мщения по образу пасхального агнца, которого надлежало жарить на огне. «Язык мой прилъпнул к гортани моей». От недостатка влаги язык Спасителя прилип к гортани. Он чувствовал страшную сухость во рту, Его язык распух, Он едва мог говорить.
«И Ты свел меня к персти смертной». Господь мучался каждой клеткой Своего тела и чувствовал, будто Он распадается на атомы, при этом каждый атом Его тела был полон агонии. В те мгновения, когда Спаситель приносил умилостивление за наши грехи, ни одна частичка Его тела и души не избежала мучения. Эти слова можно трактовать так, что Иисус боролся со смертью, доколе не повалил Своего противника на землю, в персть. Посмотрите на уничижение Сына Божьего! Бог славы низвергнут в персть смертную. Иисус уничижил себя настолько, что согласился пребывать в прахе, среди разлагающихся останков.
17. Мы должны уяснить, что каждый элемент этой печальной картины Господь обратил в молитву о божественной помощи. Это, в свою очередь, даст нам представление о том, сколь неотступными были Его молитвы. «Ибо псы окружили меня». Иисус заметил возле себя других нечестивцев, которые хоть и были слабее своих безжалостных вождей, ничуть не уступали им в свирепости. Они выли и лаяли, как грязные и голодные псы. Охотники обычно окружают свою добычу и постепенно сжимают кольцо вокруг обреченной жертвы. Так было и с Иисусом. В центре круга стояла не загнанная лань, а истекающий кровью, обессилевший человек, вокруг которого ревели и неистовствовали безжалостные злодеи, успешно закончившие свою охоту. Здесь мы видим ту самую «лань на рассвете», которой посвящена эта жалобная песнь; она загнана в ловушку сворой кровожадных гончих.
«Скопище злых обступило меня». Так иудеи были отлучены от Церкви; называвшие себя собранием праведников, они справедливо запечатлены именем «скопище злых». И это не единственный пример того, как официальные церкви становились сатанинским сборищем, преследователями Святого Израилева. «Пронзили руки мои и ноги мои». Это не может относиться ни к Давиду, ни к кому-то еще, кроме Иисуса из Назарета, однажды распятого, а ныне прославившегося Сына Божьего. Остановись, читатель, и поразмысли о ранах Господа Иисуса.
18. Иисус был настолько истощен Своим постом и мучениями, что воскликнул: «Можно было бы перечесть все кости мои». Поза распятого на кресте, как считает епископ Хорн, растягивает тело и кожу человека настолько, что его кости становятся видимыми и их можно пересчитать. Ревность по дому Божьему снедала Господа; подобно доброму воину, Он терпел лишения. О, если бы мы думали о плотских наслаждениях меньше, а о деле Божьем — больше! Лучше считать, кости изможденного мученика, чем суетой истощать собственную душу.
«А они смотрят и делают из меня зрелище». Греховные очи нагло смотрели на наготу Спасителя и оскорбляли утонченность Его святой души. Вид изможденного тела должен был вызвать сострадание в душах зевак, однако он только усиливал их дикое и безудержное веселье, они воспринимали страдания Сына Божьего как увеселительное зрелище. Пусть же нам станет стыдно за род человеческий, пусть у нас прольются слезы за стыд, который претерпел наш Искупитель. Если первый Адам сделал всех нас нагими, то второму Адаму пришлось сделаться нагим, чтобы одеть наши души.
19. «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». Нередко одежда казненных доставалась палачам, но по жребию делить одежду было делом необычным. Слова Давида показывают, насколько ясно он увидел день Христов, и доказывают, что Иисус из Назарета на самом деле тот, о ком пророк сказал: «Так поступили воины». Тот, кто отдал Свою кровь ради нашего очищения, отдал Свои ризы, дабы покрыть нашу наготу. Как сказал Несс, «благословенный Агнец Божий отдал нам Свое золотое руно». Каждый эпизод страданий Господа бережно хранится в сокровищнице богодухновенного Писания, и каждая Его слезинка сохранена в янтаре священной песни. Следовательно, мы должны свято помнить все, что произошло с нашим Возлюбленным, и много размышлять обо всем том, что связано с Ним. Следует отметить, что любовь к азартным играм, как ничто другое, ожесточает сердце: солдаты играли в кости даже у подножия креста, когда на них капала святая кровь распятого Господа. Помня об этом, христианин должен гнушаться даже одного вида игральных костей.
20. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня». Непобедимая вера возвращается к своему делу и использует те же средства, что и раньше — настойчивую молитву. Господь повторяет жалостную мольбу, произнесенную Им в начале псалма. Даже в Своем уничижении Он жаждет только Господа. Он не просит о том, чтобы Бог вступил с Ним в сладостное общение — Ему достаточно, чтобы Бог не удалялся. Смиренные просьбы быстро обретают благоволение небес.
«Сила моя! поспеши на помощь мне». Тяжелые обстоятельства требуют незамедлительного вмешательства. Когда мы находимся в крайней нужде, мы можем настойчиво и уверенно просить Бога о немедленной помощи: «Поспеши на помощь мне!»
Однако в этой просьбе нет ни капли самоуверенности. Заметьте, что в полном изнеможении Иисус назвал Своего Отца «Сила моя!» Подражая своему Господу, каждый верующий может воспеть: «Когда я немощен, тогда силен».
21. «Избавь от меча душу мою». Под мечом Господь, вероятно, имел в виду окончательную гибель, которой Он, как человек, страшился. Или же Он жаждал избавления от окруживших Его врагов, которые были для Него как острый и смертоносный меч. Господь некогда сказал: «О, меч! поднимись на пастыря Моего». Теперь Он желает, чтобы божественная справедливость спасла Его от этого меча, когда сочтет возможным.
«От псов одинокую мою». Господь подразумевал Свою душу, или жизнь, — самое дорогое, что есть у человека. В оригинале сказано «мою единственную». Душа у человека одна, поэтому она ему дорога. О, если бы все люди дорожили своей душой — слишком многие обращаются с ней, как если бы она стоила не больше, чем уличная грязь! «Пес» может означать либо сатану, этого безжалостного цербера, всеми проклятого и всех проклинающего пса, либо всю совокупность врагов Христовых, которые были велики числом, но едины в желании разорвать Сына Божьего на куски. Если Иисус просил Бога о защите от этого адского пса, то мы и подавно должны это делать. Cave сапет, то есть берегитесь пса, ибо он весьма могущественен, и только Бог может защитить нас от его зубов. Пусть он лижет нам ноги — мы не должны вверять себя его власти, а когда он рычит на нас, необходимо помнить о том, что Бог держит его на цепи.
22. «Спаси меня от пасти льва и отрогов единорогов, услышав, избавь меня». В прошлом Бог не раз избавлял Спасителя от могущественных врагов, сильных, как единороги, поэтому Господь возносит последнюю мольбу о спасении от смерти — врага свирепого и могущественного, как лев. Молитва эта была услышана, и мрак креста рассеялся навеки. Так, вера, пройдя через испытание и даже получив от могущественного врага смертельное ранение, в конце концов победно торжествует. Если Глава одержала победу, то и все члены Тела присоединятся к ее торжеству. Мы одолели единорога и победим льва. Мы отнимем у них венец славы.
23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, 25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. 27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, 29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. 31 Потомство будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: 32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Переход от одной части псалма к другой очень заметен. Мы видим, как неистовая буря сменилась полным покоем. Мрак Голгофы рассеялся, и душа Спасителя больше не томится в предсмертной агонии. Господь воззрел на Свой подвиг и Его плоды, и лик Его просветлел. Мы прошли вместе с Ним мрак крестного пути, так давайте же насладимся вместе с Ним возвращением света. Кроме того, давайте обратим внимание на монолог Спасителя, произнесенный Им на кресте в последние мгновения жизни.
23. «Буду возвещать имя Твое братьям моим». Самая большая радость Иисуса — Церковь, поэтому как только Господь почувствовал облегчение, Его мысли тотчас вернулись в привычное русло. Он начал обдумывать то, как бы Ему благословить Своих возлюбленных. Он не стыдится называть их братьями: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя». Первыми словами Христа по воскресении были: «Иди к братьям моим». В стихе 23 Христос предвкушал счастье, которым Он насладится в общении со Своим народом. Он желал быть для них наставником и служителем, поэтому Он думает только об этом.
Евангелие Иисуса Христа возвещает «имя» Бога, то есть Его характер и деяния, всему святому братству. Народ Божий видит полноту Божества, пребывающую в Господе телесно, и радуется всем бесконечным совершенствам, которые явлены в их родном брате. Как непостижимо и драгоценно имя Божье! Только это имя достойно единородного Сына, чьей пищей было творить волю Отца. Из слов Иисуса мы можем заключить, что один из лучших способов выразить благодарность Богу за Его спасение — это рассказать братьям о том, что произошло. Мы всегда готовы говорить о своих горестях, почему же мы не торопимся говорить о том, как Бог нас спас?
«Посреди собрания восхвалять Тебя». Господь решил провозгласить любовь Божью не малому кругу людей, а торжествующему собору и Церкви первенцев. Это Господь делает постоянно посредством Своих представителей, глашатаев великого спасения и певцов хвалы Богу. Во вселенской Церкви Иисус — единственный Учитель с непререкаемым авторитетом, а все остальные учителя-в той мере, в какой они достойны своего звания — лишь Его эхо. Во второй части стиха Иисус открыл нам то, зачем Он провозглашает имя Божье — ради Его славы. Церковь непрестанно величает Бога за то, что Он явил себя в личности Иисуса Христа. Эту песнь ведет сам Иисус, являясь одновременно регентом хора и проповедником. О, как сладостны те мгновения, когда Иисус возвещает нашим сердцам божественную истину! В ответ мы поем Господу с великой радостью.
24. «Боящиеся Господа! восхвалите Его». Читатель должен представить себе Спасителя, обращающегося к собранию святых. Он увещевает верных присоединиться к Его славословиям. Выражение «боящиеся Господа» встречается в Писании весьма часто и несет в себе большой смысл. Страх Божий — начало мудрости и знак присутствия благодати в сердце человека. «Я еврей, чту Господа Бога небес» — таков был символ веры Ионы. Для того чтобы славить Бога, необходимо прежде иметь в сердце страх Божий, и никто не достоин петь хвалу Всевышнему, если не благоговеет перед Его Словом. Тем не менее этот страх ничуть не противоречит искренней радости, и его не следует смешивать со страхом перед законом, ибо этот страх изгоняется совершенной любовью. Святой страх — вот что постоянно вдохновляет Церковь на пение. Когда пение ведет Иисус, только святые уста могут вторить Ему.
«Все семя Иакова! прославь Его». Душа Евангелия — в хвале. Спасенные благодатью иудеи и язычники должны с ревностью совершать это благословенное дело — прославлять Бога Спасителя. Все святые должны воспеть единую песнь хвалы: ни одни уста не могут оставаться безгласными, ни одно сердце не может быть безучастным. Если Христос призывает нас славить Бога, можем ли мы отказаться?
«Да благоговеет пред Ним все семя Израиля». Весь духовный Израиль уже славит Бога, и мы надеемся, придет день, когда славить Бога будет и Израиль по плоти. Чем больше мы славим Бога, тем более благоговейным будет наш страх к Нему; чем глубже наше благоговение, тем слаще наши песни. Иисус так ценил хвалу, что даже в предсмертные минуты говорил о том, что святые должны славословить Господа.
25. «Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего». Это отличный повод для славословия. Опыт начальника и совершителя нового завета и нашего представителя должен воодушевить нас всех на прославление Бога благодати. Никто из живущих не страдал телом и душой так, как Господь, принявший скорбь как от друзей, так и от врагов, как с небес, так и из ада, как в жизни, так и в смерти. Этой скорби не было и не будет равных, однако все Его горести были посланы божественной любовью, а не ненавистью. Справедливость требовала того, чтобы Христос понес то бремя, которое Он, став заместительной жертвой, взял на себя. Но Бог Отец всегда любил Его и в любви возложил на Него это бремя ради Его же славы, а также для того, чтобы осуществить самое большое желание Сына. Несмотря на все скорби, Господь всегда был благоугоден в очах Отца и всегда был отрадой Его сердца.
«Не скрыл от него лица Своего». Другими словами, Бог сокрыл Свое лицо лишь на краткий миг. Не вечен и не окончателен был Его гнев. «Но услышал его, когда сей воззвал к Нему». За Свое благоговение Христос был услышан. Теперь Он призывает народ Свой воспеть вместе с Ним: «Слава в вышних!»
Каждый верующий должен найти в свидетельстве Мужа скорбей подкрепление для своей веры. Свидетельство Иисуса истинно всегда — как во время его написания, так и ныне. Никто никогда не скажет, что человек не был допущен к престолу Господа Бога из-за своих скорбей или нищеты. У врат божественного милосердия найдет прибежище даже самый незначительный из просителей.
Всяк, кто к престолу величья пришел,
Верность и благость у Бога нашел.
26. «О Тебе хвала моя в собрании великом». Господь воспевает исключительно Своего Отца. Когда верующий желает подражать Христу в Его славословиях, он должен петь только о Господе Боге. В оригинале использована фраза «от Тебя», значит, истинная хвала — небесного происхождения. Величайшие мелодии суть ничто, если их не посвящает Богу сердце, освященное Духом Святым. Священник говорит: «Воспоем хвалу и славу Богу», но как же часто хор поет хвалу и славу себе! Когда же наше песенное служение будет угодной жертвой? Обратите внимание на то, как Иисус любит хвалу святых и радуется великому собранию. С нашей стороны было бы нечестиво насмехаться над собраниями двух или трех верующих, однако, с другой стороны, небольшие группы не должны презирать большие собрания, как если бы они были менее достойными и угодными Богу. Иисус любит большие собрания.
«Воздам обеты мои пред боящимися Его». Иисус снова заявил о Своем желании исполнить божественную волю и выполнить обеты, данные Им в скорби. Иисус Христос, поднявшись на высоту, провозгласил благость Отца собранию прославленных сыновей Божьих. Вне всякого сомнения, распространение Евангелия есть ничто иное, как исполнение условий завета, заключенного нашим Искупителем на Совете вечности. Мессия клялся воздвигнуть духовный храм Господу Богу и во что бы то ни стало сдержит Свое слово.
27. «Да едят бедные и насыщаются» (в англ. — «будут есть и насыщаться». — Примеч. ред.). Заметьте, как умирающий Господь утешает Свою душу мыслью о плодах Своей смерти. Духовно нищие придут на пир и насытятся Христом, утоляя голод своей души. До Его жертвоприношения они были истощены, теперь же они насытились царскими яствами. Мысль о радости святого народа придавала сил умирающему Господу. Обратите внимание, кто вкушает от плодов Его святых страданий: «бедные», смиренные, уничиженные. Господи, сделай нас такими! Также обратите внимание на то, что крестный подвиг не окажется тщетным: «будут есть» и непременно будут «насыщаться».
«Да восхвалят Господа ищущие Его». Пост их продлится недолго, дни благодарения уже близко. «Да живут сердца ваши во веки!» Испытания не сломят ваш дух, вы не умрете от печали; удел ваш — вечная радость. Об этом Иисус даже с креста говорил страждущим. Если Его предсмертные слова столь утешительны, то сколь более утешительна мысль о том, что Он живет вечно и непрестанно ходатайствует за нас? Для тех, кто вкушает трапезу Христову, исполняется обещание: «Ядущий хлеб сей жить будет вовек».
28. Читая этот стих, мы поражаемся тому, что Мессия проповедовал Евангелие всегда. Его очень воодушевляла мысль о том, что Бог Отец будет познан во всех концах земли. «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли». Из малочисленной первой Церкви благословение Евангелия в его все возрастающей силе должно было распространиться по всему миру, дабы народы устыдились своих идолов, вспомнили истинного Бога, покаялись в своих злодеяниях и единодушно обратились к Богу. И тогда идолослужению придет конец. «И поклонятся пред Тобою все племена язычников». О единый истинный Господь! Надежда, которая была наградой для Иисуса, является стимулом к действию для тех, кто подвизается в Его битвах. Полезно обратить внимание на то, в каком порядке происходит обращение человека. Сначала народы «вспомнят», подобно тому, как блудный сын пришел в себя. Затем они «обратятся к Господу», то есть покаются, подобно тому, как Манассия оставил своих идолов. И, наконец, они «поклонятся», то есть станут служить Богу, подобно тому, как Павел стал служить Христу, которого прежде гнал.
29. «Ибо Господне есть царство». Будучи послушным Отцу, умирающий Спаситель радовался тому, что благодаря Его мукам воля Отца будет исполнена. Песнь «Господь царствует» была Его песнью так же, как она является и нашей песнью. Тот, чья власть безраздельна и кто управляет всем творением, установил Царство благодати, и силой непобедимого креста это Царство будет распространяться, доколе все народы не признают его и не провозгласят: «Он — Владыка над народами». Господь царствует, несмотря на все беды и потрясения, случающиеся в мире. Но в дни спокойствия и мира прекрасные плоды Его владычества будут очевидны всем. О великий Пастырь, да придет Твое славное Царство!
30. «Будут есть и поклоняться все тучные земли». Бог не забывает и о богатых, и о великих. Пока что большую часть своих жемчужин благодать находит среди бедных и нищих, однако в последние дни тучные земли «будут есть», то есть вкусят искупительной благодати и жертвенной любви, и будут «поклоняться» Богу, столь щедро благословившему нас в Иисусе Христе. Тот, кто духовно богат и силен, будет насыщен туком общения и поклонится Богу с особенным пылом. По завету благодати Иисус дарует нам наслаждаться благоденствием и утешает нас в уничижении, как гласит следующий стих: «Преклонятся пред Ним все нисходящие в персть». Мы чувствуем облегчение и утешение, когда поклоняемся Богу в отчаянных обстоятельствах. Даже в персти смертной искра молитвы разжигает огонь надежды.
Все приходящие к Иисусу Христу получают благословение, не важно, богаты они или бедны, однако никто из ненавидящих Его не имеет надежды на благословение. «Не могущие сохранить жизни своей». Вне Христа нет спасения. Нам нужна жизнь, и ее мы можем обрести лишь как дар Христа. Если мы не получим ее, нас ждет вечная смерть. Это непреложная евангельская истина, которую надлежит провозглашать по всем концам земли, дабы она, подобно гигантскому молоту, сокрушала всякую самонадеянность.
31. «Потомство будет служить Ему». Будущие поколения увековечат поклонение Всевышнему. Царству истины на земле не будет конца. Когда одно поколение уходит, его место занимает другое. Нам нет нужды опасаться за истинную апостольскую преемственность: она в безопасности. «И будет называться Господним вовек». Господь ведет счет времени по поколениям праведных и меряет историю родами верных. Поколения грешников не включаются Им в небесную родословную. В семье Господней нет места чужакам: к ней принадлежат только дети.
32. «Придут». Всемогущая благодать приведет на небеса искупленных из всех народов. Ничто не может помешать воле Божьей. Избранные обретут жизнь, веру, прощение, небеса. На это славное будущее Спаситель смотрел со священным довольством. О изможденный путник, возрадуйся той мысли, что извечный замысел Божий не может быть остановлен! «И будут возвещать праведность Его людям, которые родятся, что сотворил Господь». Те, кто будет привлечен к Отцу силой неотразимого креста, не будут молчать; напротив, они будут возвещать праведность Господню, дабы грядущие поколения узнали, что сотворил Господь. Отцы будут наставлять своих детей, которые, в свою очередь, возвестят праведность своим детям. Они будут всегда говорить о том, «что сотворил Господь», о том, что «совершилось». Славный труд искупления совершён — на земле мир и слава в вышних. «Совершилось», таковы были предсмертные слова Господа Иисуса и последние слова этого псалма. Да дарует нам Бог живой верой узреть, что спасение наше совершилось благословенной смертью Христа!
Советы проповедникам
Псалом в целом
Преподобный Джон Стивенсон написал книгу «Христос на кресте», в которой есть проповедь на каждый стих этого псалма. Ниже приведены заглавия этих проповедей, поскольку они могут помочь служителям в подготовке своих проповедей.
Ст. 2. Вопль. |
Ст. 20-22. Настойчивость. |
Ст. 3. Сетование. |
Ст. 22. Избавление. |
Ст. 4. Признание. |
Ст. 23. Благодарность. |
Ст. 5-7. Противопоставление. |
Ст. 24. Приглашение. |
Ст. 7. Укор. |
Ст. 25. Свидетельство |
Ст. 8. Издевка. |
Ст. 26. Обет. |
Ст. 9. Насмешка. |
Ст. 27. Насыщение бедных; |
Ст. 10-11. Взывание. |
ищущие Господа хвалят Его; |
Ст. 12. Мольба. |
вечная жизнь. |
Ст. 13-14. Нападение. |
Ст. 28. Обращение мира. |
Ст. 15. Немощь. |
Ст. 29. Воцарение. |
Ст. 16. Истощение. |
Ст. 30. Пример веры. |
Ст. 17. Пробитые руки. |
Ст. 31. Семя. |
Ст. 18. Измождение. |
Ст. 32. Вечная тема и вечное |
Ст. 18. Зрелище. |
занятие. Цель веры. |
Ст. 19. Дележ одежды, жребий. |
Стих 2
Предсмертный крик Спасителя.
Стих 3
Молитва, оставшаяся без ответа. Объясните причины. Укрепите надежду на ответ. Призовите к настойчивости.
Стих 4
Что бы Господь ни делал, мы должны твердо помнить, что Он свят и достоин всякой хвалы.
Стих 5
Верность Бога в прошлом — основание для молитвы о помощи в настоящем.
Стихи 5-6
Древние святые.
1. Их жизнь. «Уповали».
2. Их дела. «Взывали».
3. Их опыт. «Не оставались в стыде».
4. Их наставление нам.
Стихи 7-19
Поразительные утверждения о страданиях Господа.
Стих 12
Скорби верующего — его аргументы в молитве.
Стих 22
«Пасть льва». Жестокие люди. Дьявол. Грех. Смерть. Ад.
Стих 23
Христос как брат, проповедник и руководитель пения.
Стих 23
Утешительная тема, великий проповедник, взаимоотношения любви, небесное упражнение.
Стих 24
Три обязанности: «хвалить», «славить», «благоговеть». Один объект: Господь. Три типа людей-. «Боящиеся Господа», «все семя Иакова», «все семя Израиля». Все три типа — одно.
Стих 24
Слава Божья — плод древа, на котором висел Христос.
Стих 25
Утешительный факт, подтвержденный опытом всех живущих.
Стих 25 (первая часть)
Господь развеял всем знакомый страх.
Стих 26
Хвала в собрании.
1. Желанное занятие — «хвала».
2. Личное участие — «хвала моя».
3. Достойный объект — «о Тебе».
4. Особый источник — «от Тебя».
5. Подходящее место — «в собрании великом».
Стих 26 (вторая часть)
Обеты. Какие мы должны давать обеты, когда, как. Насколько важно их выполнять.
Стих 27
Духовный пир. Приглашенные, яства, хозяин, насыщение.
Стих 27 (вторая часть)
Ищущие станут поющими. Кто они? Что они будут делать? Когда? Почему мы уверены в том, что это непременно произойдет?
Стих 28 (вторая часть)
Вечная жизнь. Источник жизни. Образ жизни. Почему она вечная? Чем мы будем заниматься в вечности? Какое нам в этом утешение?
Стих 28
Природа истинного обращения, его масштабы в царстве Мессии.
Стих 28
Гарантия окончательного и повсеместного торжества христианства.
Стих 28
Порядок обращения. См. истолкование.
Стих 29
Царство Царя царей в настоящем и в будущем.
Стих 30
Благодать для богатых и бедных. Без благодати — погибель для всех.
Стих 30 (вторая часть)
Проповедь о грехе самонадеянности.
Стих 31
Неуничтожимость Церкви.
Стих 31 (вторая часть)
История Церкви — основа всей мировой истории.
Стих 32
Будущее Церкви.
1. В Церкви обязательно появятся новообращенные.
2. В Церкви обязательно будут проповедники.
3. Будущие поколения верующих получат благословение Господа.
4. Евангелие распространится.
5. Христос будет возвеличен.