Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 1
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 13106 Все тексты автора Чарльз Сперджен
25. Молитва невиновного
Заглавие
Псалом Давида. Здесь мы видим благословенного певца Израиля терпящим поношения. Эти страдания были предвосхищением страданий великого Сына Давидова, Иисуса Христа. Кроме того, эти строки учат нас, что, когда на нас клевещут, мы должны изливать своё сердце перед Богом. По одной небезынтересной гипотезе Давид написал эту молитву после убийства Иевосфея, совершенного Рихавом и Бааной (2Цар.4:5-12). Давид отрицал какую-либо причастность к этому вероломному деянию. И хотя стиль псалма никак не противоречит данной гипотезе, без дополнительных сведений мы едва ли можем принять ее за истину.
Композиция
Псалом нелегко разделить на части, поскольку все стихи объединены общей темой. Диксон сделал замечательный обзор этого псалма: «Давид взывает к Богу; взывает к Высшему Судье с чистой совестью; прилагает все старания к тому, чтобы быть благочестивым (ст. 1-3); избегает сборищ злонамеренных и греховных деяний (ст. 4-5); со всей решимостью хранит святость и праведность, чтобы обладать благословениями народа Божьего (ст. 6-8); молится об избавлении от участи грешников (ст. 9-10); старается избегать их злодеяний (ст. и); завершает псалом выражением твердой уверенности в том, что молитва его была услышана (ст. 12)».
Истолкование
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. 2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, 3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей
1. «Рассуди меня, Господи». Торжественное воззвание к суду высшей справедливости, в котором судья — испытывающий сердца Бог. Эти слова были сказаны Давидом в ответ на несправедливые обвинения, выдвинутые против него врагами. Неповинная душа, утомленная человеческой несправедливостью, воспарила к Богу, чтобы у престола вечного правосудия найти убежище от своих обвинителей. Всякий, приносящий свое дело в высший суд, должен быть уверен в том, что правда на его стороне. Не в каждой ситуации можно обращаться к Богу с прошением о восстановлении справедливости. Что же касается нашей жизни в целом, то здесь просить Бога о справедливом суде не стоит вообще — если, конечно, мы не берем в расчет искупительную жертву Христа. Грешному человеку более подходит молитва: «И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих».
«Ибо я ходил в непорочности моей». Непорочность была и принципом жизни Давида, и ее характеристикой. Он не пользовался вероломными, незаконными способами обретения короны и был уверен, что во всех своих столкновениях с Саулом и его родственниками всегда руководствовался честью. Какое утешение — знать, что совесть нас не осуждает! Когда в душе нашей царит мир, мы можем не обращать внимания даже на ревущую вокруг бурю. Когда на моей груди сидит маленькая птичка и поет мне веселую песню, я могу не заметить даже уханья тысячи сов.
«И, уповая на Господа». Именно вера лежит в корне непорочности и питает ее. Тот, кто полагается на Господа, непременно будет ходить в непорочности. Давид знал, что получил царство от Бога, который заключил с ним завет, и потому не пытался захватить престол незаконными способами. Он не убил своего врага в пещере и не позволил своим людям умертвить его, когда тот спал без охраны. Вера служит Господу усердно, следуя при этом Его правилам; она никогда не согласилась бы участвовать в неправедных замыслах. Чтобы исполнить определение Божье об Иакове, Ревекка прибегла к отвратительной лжи. С ее стороны это было неверием. Авраам же предоставил Богу самому осуществлять Свои намерения и, следуя воле Божьей, принес в жертву своего сына. С его стороны это было верой. Вера предоставляет Богу самому осуществлять Свои замыслы. Зачем мне красть, если Бог обещал восполнить все мои нужды? Зачем мстить за себя, если Господь обещал восстановить справедливость? Упование на Бога — лучшая защита от греха.
«Не поколеблюсь». На пути нашем скользко, как на льду, однако вера не даст мне поскользнуться. Сомнительные пути очень скоро доведут нас до падения, а путь непорочности, каким бы ухабистым он ни был, всегда приводит нас к благу. Если мы не ходим в непорочности, то не можем доверять Богу. Только прямой путь и простая вера благополучно доведут странника до желанной гавани.
2. Псалмопевец призвал Бога испытать его трижды — прикосновением, запахом и огнем, согласно еврейскому оригиналу. Ни одно из обвинений, выдвинутых против Давида, не было истинным, и потому он всецело отдал себя на суд Господа. «Искуси меня, Господи». Пронзи меня взглядом, изучи мои мысли и побуждения, устрой мне перекрестный допрос. «И испытай меня». Устрой мне еще одно испытание — буду ли я делать то, в чем обвиняют меня враги? «Расплавь внутренности мои и сердце мое». Расплавь меня так, как расплавляют металл в печи. Расплавь внутренности мои, чтобы вышли на поверхность все мои тайные помышления. Проверь, Господи, действительно ли я люблю проливать невинную кровь, изменять и лгать.
Для такого человека, как Давид, это было весьма смелым прошением, поскольку он очень боялся Господа. Но оно указывает на то, что псалмопевец был совершенно уверен в своей невиновности. Фразы данного стиха иллюстрируют серьезность Божьего суда и побуждают нас во всем сохранять искренность и непорочность, дабы не оказаться осужденными. Враги наши безжалостны и грозят нам уничтожением, но храбрый Давид ничуть не боялся их угроз. Справедливый гнев Божий был для него страшнее. Кто бы устоял на Его суде? Как сказал благословенный певец Израиля, «перед морозом Его кто устоит?» Мы же вполне можем спросить: «Кто устоит перед огнем божественного правосудия?»
3. «Ибо милость Твоя пред моими очами». Милость была для Давида предметом воспоминаний и основанием надежды. Воспоминания об уже полученных милостях всегда вселяют надежду в сердце, объятое непроглядной тьмой. Память позволяет человеку наглядно представить грядущие милости, и эти видения отнюдь не призрачны. Поразмысли, дорогой читатель, над небесным словом «милость» и ощути его невыразимую сладость. Это слово драгоценней всего на свете, ему нет равных. Благость Господа всегда должна быть перед нашими очами, чтобы побуждать нас к действию. Мы не под законом, нами руководит благодать, а ее повеления намного могущественнее, хотя и намного милосерднее заповедей закона. Человек грешит, несмотря на то, что всегда имеет перед собой закон, но божественная любовь освящает нашу жизнь. Если бы мы реже забывали о милости Господа, то увереннее шли бы Его путем.
«И я ходил в истине Твоей». Псалмопевец избежал греха благодаря вере в Божьи обещания: он и полагался на их твердость, и старался сам быть достойным доверия. Из этого стиха следует, что ощущение божественной любви непременно проявляется в следовании божественной истине. Те, кто пренебрегает истинным учением или практическим благочестием, не должны удивляться тому, что истина не приносит им радости. Сколько бы мы ни говорили об истине, лучше всего в ней ходить. Иные клянутся творить добро, но клятв своих не исполняют. Только возрожденный человек может сказать: «Я ходил в истине Твоей».
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; 5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
Псалмопевец не только не нарушал законы Господа — он вообще не сообщался с делателями зла. Он предпочитал держаться подальше от служителей Велиара. Человек познается по своему окружению. Если мы никогда не сообщались со злодеями, это будет свидетельством в нашу пользу, доведись нам предстать перед судом. Тот, кто никогда не был в зернохранилище, едва ли мог украсть зерно. Кто никогда не выходил в море, не может быть повинен в гибели судна.
4. «Не сидел я с людьми лживыми». Добропорядочные граждане не сообщаются с изменниками. Давид не сидел в собрании лицемеров. Он не участвовал в их пирах. Они не были его советниками в делах правосудия, и он не водил с ними дружбу. Разумеется, мы вынуждены общаться и вести дела с людьми мира сего, однако мы ни в коем случае не должны находить отраду в этом пустом общении. Избегать следует не только развращенных, но и лживых. Все, живущие только для мира, пусты, поверхностны и лживы. Они не достойны дружбы христианина. Более того, поскольку эта пустота часто соседствует с притворством, мы поступим мудро, если вообще удалимся от развращенного рода, дабы нам не впасть в великое прегрешение и не сделать шаг от снисхождения ко лжи до восхищения ей.
«И с коварными не пойду». Я знаю, что лицемерное благочестие — двойной грех, и потому прекращу всякое общение с притворщиками. Даже если мне придется ходить с ними по одной улице, я не войду с ними в один дом и не сяду за один стол. Христианин не должен развивать отношения с лицемерами, ибо в конце концов они окажутся в бездне ада. Давайте же прекратим с ними всякое общение уже сейчас, ибо очень скоро нам не захочется иметь таких друзей. Они обвешивают себя четками, но в сердце их — бес. Давид выразил свое намерение в будущем времени, показав тем самым, что у него не было ни малейшего желания начинать общение с теми, кого он до сих пор избегал. Нам следует проявлять благоразумие и уходить со злых путей, видя приближение дня оного. Те, кто будет преображен Христом, не должны быть обезображены с миром. Категоричность Давида в этом вопросе говорит о том, что осторожность следует проявлять даже при выборе друзей среди христиан, ибо лживых людей достаточно как вне, так и внутри церкви. Лжецов и притворщиков надлежит избегать и там и тут.
5. «Возненавидел я сборище злонамеренных». С одной стороны, вердикт суров, а с другой — недостаточно суров. Только тот, кто всем сердцем ненавидит зло, может всем сердцем любить добро. Человека как такового мы должны любить. Он наш ближний, а, следовательно, его нужно любить как самого себя. Если же рассматривать злодеев как изменников, то ни один верноподданный не может их любить. Мы обязаны ненавидеть то, что Бог ненавидит. Сборище злонамеренных — это злодеи, объединенные одной целью: они хотят уничтожить праведных. Сборища сатанинские надлежит презирать. Как печально знать, что рядом с собранием праведных существуют собрания развратителей, рядом с Церковью Божьей — сборище сатанинское, рядом с семенем жены — семя змея, рядом с Новым Иерусалимом — древний Вавилон, рядом с непорочной Невестой Агнца, ожидающей венчания, — великая блудница, сидящая на водах многих в ожидании своей участи.
«И с нечестивыми не сяду». Святые воссядут за иной трапезой; они никогда не променяют тучные яства Царя царей на свиные рожки. Лучше сидеть со слепыми и хромыми за трапезой благодати, чем с нечестивыми на пирах разврата. Воистину, лучше сидеть в пепле вместе с Иовом, чем на престоле фараона. Каждый верующий должен проявлять благоразумие в выборе друзей, ибо с кем мы общаемся в этой жизни, с теми будем пребывать и в будущей.
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, 7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. 8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
«Буду омывать в невинности руки мои». Давид публично заявил о своей невиновности и отверг все выдвинутые против него обвинения. Если бы его можно было в чем-то упрекнуть, то он, несомненно, исправил бы свои ошибки. Умывание рук — весьма выразительный жест, показывающий, что мы не желаем иметь никакого отношения к тому или иному делу. Есть даже такое устойчивое выражение «умывать руки». Давид не претендует здесь на совершенную праведность, он лишь клянется в непричастности к тем беззакониям, в которых его обвинили враги. Впрочем, мы можем умывать руки и в смысле полной невинности, ибо жертва умилостивления, принесенная Христом, очищает нас от всякого греха. Нам не следует успокаиваться до тех пор, пока мы не убедимся в том, что наши грехи действительно омыты драгоценной кровью Христа.
«И обходить жертвенник Твой, Господи». Священники Господа должны всегда быть чистыми и непорочными: медный сосуд для омовений так же необходим, как золотой жертвенник. Для участия в поклонении Господу требуется личная святость. Тот, кто несправедлив по отношению к людям, не может быть угоден Богу, каким бы праведным он ни был. Человек не может приносить Богу жертву благодарения, если его руки осквернены грехом. С точки зрения Бога, любовь к правде и непорочности важнее тысяч закланных тельцов. Из этого стиха следует, что святые сердца находят утешение в поклонении Господу и обретают величайшую отраду у жертвенника Господнего. Главная забота праведных — избегать деяний, которые сделали бы их нечистыми и помешали бы святому общению с Богом. Очи наши должны быть устремлены к жертвеннику, освящающему как дар, так приносящего его. Однако искупительная жертва не является поводом для греха, напротив, она — мощный стимул к святости.
7. «Чтобы возвещать гласом хвалы». Давид был настолько мудр, что не стал говорить о символическом жертвоприношении, а сразу перешел к его духовному смыслу. Его интересовали не вопли тельцов, а благодарные песни поклоняющихся в духе и истине. Восхваление Бога благодати должно быть вседневным занятием прощеного грешника. Пусть нечестивые кощунствуют сколько угодно — мы же не будем лишать Господа подобающей Ему славы. Пусть собаки лают — мы же будем сиять, подобно луне.
«И поведать все чудеса Твои». Народ Божий не должен быть косноязычным. Чудеса благодати Божьей настолько изобильны, что заставят петь даже немого. Деяния Божьей любви поистине чудесны, если учесть недостоинство тех, ради кого они совершаются, какой ценой они совершаются и к какой славе приводят. Как обычные люди находят великое удовольствие в разговорах о том, что они считают удивительным и достойным внимания, так и святые с радостью возвещают великие дела Божьи, совершенные ради их блага.
8. «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего». Давид никогда не вошел бы в шатры нечестия, дом же Господа он любил. Мы были бы несчастными детьми, если бы не любили обитель Отца. Хотя у христиан и нет священных зданий, тем не менее, Церковь живого Бога является домом Божьим, и истинные христиане находят радость в ее установлениях, службах и собраниях. О, если бы все наши дни были духовными субботами!
«И место жилища славы Твоей». То есть Церковь, где Бог чтится во всякое время, где Он являет себя во славе благодати, где весь народ провозглашает Его Господом вселенной. Народ Божий собирается не для того, чтобы чтить проповедников; цель святых собраний — воздать славу Богу. И такое занятие любимо святыми Господа Бога. Что же касается собраний, где Бог не получает должной славы, то в очах Божьих они ни что иное, как кощунство и соблазн для народа Божьего. Хочется плакать, когда слышишь проповеди, в которых Бог не прославляется. Проповедник, их произносящий, поклоняется достоинству человека и помышляет больше о нем, чем о безмерном величии Божьем.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, 10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
«Не погуби души моей с грешниками». Господь, когда наступит время жать меня, как пшеницу, не клади меня в одну корзину даже с лучшими из грешников. Общество грешников столь ненавистно для детей Божьих, что мы не можем вынести даже мысли о том, что окажемся с ними в одном месте на всю вечность. Наше утешение в том, что великий Жнец отделит пшеницу от плевел. В предыдущих стихах мы видели, что псалмопевец старался никак не сообщаться с развращенными. Именно по этой причине он не попадет в их общество в будущем веке. Помыслите об участи грешников в аду, и молитва этого стиха сама собой придет вам на уста. Впрочем, если по определению Божьему плевелы будут отделены от пшеницы, то нам, перешедшим от смерти в жизнь, нечего страшиться.
«И жизни моей с кровожадными». Душа наша мучается, когда мы слышим их речи: они относятся к умерщвлению ближних как к забаве. Как это ужасно! Господи, не дай нам оказаться с ними в одной темнице, ибо рай, в котором живут такие люди, будет для нас сущим адом, если только они не оставят своих путей.
10. «У которых в руках злодейство». Руки их полны злодейства: они не только замышляют, но и осуществляют его. «И которых правая рука», то есть самая сильная рука, «полна мздоимства». Подобно бессовестным ворам, нечестивые подкупают правосудие. Дающий взятку так же виновен, как и берущий. Взяточничество должно быть ненавистно для христиан в любой форме, как падаль ненавистна для голубя или мусорная куча — для агнца. Пусть те, чьи руки запачканы взяточничеством, помнят, что ни смерть, ни дьявола подкупить нельзя, и они не позволят им избежать уготованной им страшной участи.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня.
Приверженец благочестия говорит Богу о своей ненависти к неправедной наживе. Он — нонконформист и готов стоять в одиночку за свои убеждения. Он плывет против течения, как рыба, идущая на нерест. Уповая на Бога, псалмопевец избирает прямой путь праведности, предоставляя другим ходить извилистыми путями насилия и лжи. Впрочем, он ничуть не хвалится своей силой и не уповает на собственную непорочность, ибо взывает к Богу об искуплении и милости. Наша непорочность не является абсолютной или врожденной; она — плод действия благодати в нашем сердце. К тому же, она всегда «подпорчена» человеческими слабостями. Вот почему нам необходимо прибегать к крови искупления и престолу благодати, признавая перед Богом тот факт, что. даже если среди людей мы считаемся святыми, то перед Богом мы грешники.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Если начало псалма звучит в миноре, то здесь мы наконец слышим мажорный аккорд. Как часто святые находят ободрение в пении! «Прямой путь», на котором стоит наша нога, был обещан нам заветом и непреложной клятвой Господа Саваофа. Поколебаться на столь прочном основании невозможно. Оно никогда не уйдет из-под наших ног. Когда мы утверждены в Иисусе Христе и скреплены с Ним животворной связью, наши мысли занимает только хвала Богу. Не будем же оставлять собрания своего, и пусть каждый из нас вносит свой посильный вклад в песнь благодарения. Каждый христианин — свидетель верности Божьей. Он должен быть готов засвидетельствовать о ней. Что же до клеветников, то пусть они стенают и ропщут за дверями Церкви, пока дети Божьи воспевают благодарные песни.
Советы проповедникам
Стих 1
1. Два неразлучных друга: упование и непорочность.
2. Блаженство человека, обладающего ими. Ему не нужно бояться ни суда, ни опасностей пути.
3. Единственный способ их получить.
Стих 1 (вторая часть)
Нас поддерживает доверие Богу.
Стих 2
Испытания Господни. Их разнообразие, суровость, обличающий характер, безошибочность и неизбежность. Когда их следует желать, а когда — страшиться.
Стих 3
Радость для очей и безопасность для ноги, или благословенные размышления праведного и его святые поступки, или небесные составляющие благочестия: мотив и действие, созерцание и служение, благодать и добрые дела.
Стих 3
Ибо милость Твоя пред моими очами. Мы должны подражать Давиду в его непрестанном размышлении о милости Бога. Четыре способа это сделать:
1. Милость Божья — предмет размышлений.
2. Милость Божья — источник утешения.
3. Милость Божья — причина для хвалы.
4. Милость Божья — пример для подражания.
Стих 4
Люди лживые. Кто они? Почему их следует избегать? Какова их участь? Коварные. Опишите этот многочисленный род. Каковы цели коварных людей? Какое зло они причиняют верующим? Мы должны избегать их, чтобы не разделить их страшной участи.
Стих 5
Сборище злонамеренных. Примеры их злых деяний. Несостоятельность их оправданий. Предостережение злодеям. Призыв оставить злые помыслы.
Стих 6
Необходимость личной святости для богоугодного поклонения.
Стих 7
1. Призвание верующего — издатель.
2. Автор и его замечательное произведение — «все чудеса Твои».
3. Метод рекламы — «гласом хвалы», «поведать».
Стих 8
Дом Божий. Почему мы любим его. Что мы любим в нем. Как мы показываем свою любовь. Как наша любовь будет вознаграждена.
Стих 11
Лучшие из людей нуждаются в искуплении и милости. Жизнь на виду у людей и тайное хождение перед Богом.
Стих 12
Прочное основание, великая честь, благодарная хвала.
Стих 12 (вторая часть)
Пение на собрании и наше личное участие в нем.