2. Псалом Мессии-Царя

Заглавие

Мы не слишком ошибемся, если назовем этот возвышенный псалом псалмом Мессии-Царя, ибо он рисует нам, словно в чудесном видении, мятеж народов против Помазанника Господнего, непоколебимое намерение Бога возвеличить Своего Сына и царствование Сына над всеми Его врагами. Будем же читать его глазами веры, наблюдая, как в зеркале, окончательную победу Господа Иисуса Христа над Своими врагами. Вот как прокомментировал этот псалом Лоут: «Тема псалма — воцарение Давида вопреки противостоянию его врагов. Давид вкладывает в свой псалом два смысла: буквальный и аллегорический. Если читать этот псалом, имея в виду простого человека, Давида, то его значение очевидно и совпадает со священной историей. Вместе с тем, в выражениях и образах псалма мы замечаем необыкновенный свет: слог автора то и дело воспаряет к небесам, Давид как бы намекает, что в его песне содержится более глубокий, скрытый, но величественный смысл, и побуждает нас поразмышлять о нем. Если же видеть в этом псалме описание личности и миссии духовного Давида, то перед глазами тотчас возникнет череда великих событий священной истории, и значение этих строк становится еще более очевидным и возвышенным. Стиль, не вполне приличный царю Израиля, не покажется чрезмерно величественным, если мы переведем взгляд на его великий прообраз. Но давайте рассмотрим этот псалом как целостное произведение, и тогда мы увидим всю красоту и величие этого удивительного поэтического творения. Мы ощутим, что между двумя смысловыми пластами этого псалма существует полная и совершенная гармония, между ними можно проводить четкие параллели, они перекликаются во всех подробностях, при этом аналогия настолько удачна, что даже непонятно, какой из Давидов является образом, а какой — прообразом, какой из смыслов является оригиналом, а какой — копией. Двоякий смысл псалма позволяет нам взглянуть на его содержание в новом свете; благодаря этой его особенности стихи становятся более глубокими и захватывающими, внимание автора постепенно переходит с земного на небесное, с человеческого на божественное, тема становится все возвышенней, пока наконец псалом не достигает сияющих небес».

Композиция

Этот псалом проще будет понять, если разделить его на четыре части. Стихи 1, 2 и з — мятеж народов, с 4-го по 6-й — насмешка Господа, с 7-го по 8-й — Сын возвещает определение, а с 10-го и до конца — совет царям покориться Помазаннику Божьему. Такая композиция обусловлена не только смыслом, но и поэтической формой псалма, который естественным образом распадается на четыре строфы, по три стиха в каждой.

Истолкование

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

В первых трех стихах говорится о том, что человеческая природа ненавидит Господа Христа. Едва ли эту ненависть можно было прокомментировать лучше, чем то сделали апостолы в своей молитве (Деян.4:27-28): «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

1. Начинается псалом с гневного вопроса, который, впрочем, вполне уместен. Стоит ли удивляться, что один вид немощных тварей, вооружившихся против Бога, вызвал у псалмопевца гневное недоумение? Мы видим, как народы мятутся, ревут, подобно морю, пенящемуся грозными волнами во время большого шторма. Затем мы переводим взгляд на племена, замышляющие против Бога тщетное. Где много ярости, там всегда много глупости, и здесь мы видим ее в преизбытке. Заметьте, что мятежи начались не только по желанию народа, но и по воле вождей.

2. «Восстают цари земли». В неистовой злобе они собрали все свои силы для войны с Богом. Их злость не мимолетная, а глубоко укоренившееся и давняя: они решительно воспротивились Князю мира. «Князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Свою войну они ведут искусно, не с глупой поспешностью, а обдуманно. Они используют весь свой опыт. Подобно фараону, они кричат: «Перехитрим же его!» Если бы люди были вполовину столь мудры в служении Богу, как мудры враги Божьи, штурмующие Его Царство! Грешники проявляют смекалку, а святые — глупость.

3. Но что же говорят мятежники? В чем цель их мятежа? «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». «Вырвемся на свободу, чтобы беспрепятственно творить свои беззакония. Сами будем себе богами. Избавимся от всех ограничений!» Призывая к мятежу, предатели добавляли: «Свергнем с себя оковы их», (как будто это так просто!), «сбросим с себя узы их». Что? О цари! Неужто вы вообразили себя Самсонами? Разве узы всемогущего Бога — это ивовые прутья? Не думаете ли вы, что можете разорвать повеления Божьи, уставы Всевышнего, словно тонкую бечевку? Вам ли говорить: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»?

В истории действительно были монархи, говорившие такие слова, и по сей день на земле достаточно мятежных царей. Каким бы безумием ни был мятеж против Бога, человек упражняется в нем с момента своего сотворения. Славное Царство Христово, грядущее в последний день, настанет только после того, как народы поднимут великий мятеж. Его пришествие будет подобно огню очищающему, а тот день будет печью огненной. Земля предала своего законного Владыку и предпочла узурпаторов: великая битва последнего дня явит как любовь мира к греху, так и могущество Господа Саваофа, который отдаст царство Сыну Своему единородному. Для безбожника иго Христово тяжко и невыносимо, а для спасенного грешника оно легко и приятно. Испытать себя просто: нужно только спросить себя, любим ли мы это иго или желаем его сбросить.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею…»

4. Давайте оставим совещания злонамеренных и ярость мятежников и обратимся к тайной премудрости Божьей. Что ответил на это Бог? Как поступил Царь с людьми, отвергнувшими единородного Сына, Наследника мира? Обратите внимание, с каким достоинством всемогущий Господь изливает на князей и взбунтовавшиеся народы Свое презрение. Он не потрудился даже подняться с престола, чтобы вступить с ними в битву, потому что знал, сколь бессмысленны, безумны и тщетны их потуги. Он просто посмеялся над ними.

5-6. Посмеявшись над безумцами, Господь готов говорить; Ему незачем вступать с ними в бой: одного дыхания Его уст вполне достаточно, чтобы стереть их с лица земли. Он пошлет против них Слово и сделает это именно тогда, когда их могущество достигнет апогея, а ярость выйдет из берегов. Что же скажет Он? Воистину, слова Его изумляют. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Восхитительно, не правда ли? Господь говорит, что уже сделал то, чему враги пытаются помешать. У них только зреют злые планы, а Он уже сотворил все, что было необходимо. Воля Господняя свершилась, а воля человеческая неистовствует тщетно. Помазанник Божий воцарился и не будет постыжен.

Оглянитесь на минувшие века, полные неверия. Вспомните, с какой ненавистью и злобой человек всегда отзывался о Всевышнем, прислушайтесь к грохоту земных богохульств и задумайтесь о том, что все это время Бог говорил: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Иисус царствует, на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством, и Его непобедимое Царство наступит, когда Он примет Свою власть и будет править от великой реки и до края земли. Даже теперь Он правит с Сиона, и наши торжествующие уста возносят хвалу Князю мира. Возможно, грядут великие битвы, но мы можем быть уверены, что победа будет за Господом и Царем. Будущее — за великими победами; да грядут они, Господи! Слава и радость Сиона — присутствие великого Царя; Он защищает его от врагов и насыщает всяким благом. Иисус сидит на престоле благодати и власти посреди Церкви Божьей. Он — лучшая защита для Сиона, да возрадуются в Нем все жители святого града!

Крепки цитадели небесного града.

У врат неприступных стражи стоят.

Мощны основанья, вовек недвижимы

Под ними — советы и мудрость Твоя.

Напрасно враги замышляют бунтарство —

Их ярость пред Богом слаба и смешна.

Бушуют они, словно волны на море,

Но, встретивши берег, стихает волна.

7 «…Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

7. Второй псалом похож на сценарий пьесы: в этих стихах на сцену выходит третий персонаж. Мы уже знаем о совещаниях нечестивых и о престоле Божьем, а теперь перед нами предстает Помазанник Божий. Он предъявляет Свои права на верховную власть и грозит изменникам неминуемой карой. Бог посмеялся над замыслами и яростью нечестивых, и теперь на сцене появился Христос, Помазанник Божий, как воскресший Искупитель, который «открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим.1:4). Помазанник смотрит на дерзкие лица мятежных князей и говорит: «Если вы до сих пор не поняли, как глупо вести войну со Мной, Я возвещу определение». Господь провозглашает установление Царства — именно против этого народы бунтуют.

«Ты Сын Мой». Это вернейшее свидетельство божественности Эммануила. «Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» Какое благословение, что нам дарован божественный Искупитель! На Него мы можем уповать! «Я ныне родил Тебя». Эти слова возвещают о божественности Господа Иисуса Христа, но не стоит слишком углубляться в эту тайну, ибо она бездонна. Ее следует принять благоговейно, не подвергая рациональному анализу. Эти слова, с другой стороны, относятся и к человеческой природе единородного Сына Божьего. Прочитав их, мы должны просто возрадоваться этой тайне и не осквернять ее священный смысл чрезмерным любопытством. Довольно с нас того, что открыто, а бесплодные исследования — пустая трата времени. Многие пытались найти исчерпывающее определение Троицы и раскрыть тайну Божества, но в результате потеряли самих себя — великие корабли разбились об эти рифы. Что же ждет нас, плывущих в утлых лодках?

8. «Проси у Меня». Все великие люди любят давать своим фаворитам то, что они захотят (см. Есф.5:6; Мтф. 14:7). Иисусу стоило только попросить. Он сказал, что даже народы отданы Ему в наследие, и возвестил им Свое определение. «Узрите народы!» — воскликнул Помазанник Божий, держа в некогда пронзенной руке скипетр верховной власти. Господь Бог вложил в десницу Помазанника Своего жезл гнева, который поразит мятежные народы. Несмотря на всю свою мощь, они будут сокрушены, как сосуды горшечника, разбиты вдребезги жезлом всемогущего Сына Божьего. Тот, кто не покорится Сыну, будет сломлен. Никто не восстановит разбитые сосуды; если грешников поразит Христос, они навсегда погибнут.

О, грешники, ищите благодати,

Ведь гнев небесный слишком тяжек вам.

Благословенный крест да будет вам приютом,

И обретете избавленье там.

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

10. Сцена меняется, и злоумышленники слышат совет от Господа Бога. Он увещевает их покориться Сыну, воздать Ему честь и служить Тому, кого прежде они ненавидели. «Итак вразумитесь, цари!» Принимать наставление всегда мудро, особенно если это наставление душеспасительно. Так вразумитесь же ныне, нечестивцы, оставьте злые помыслы и с радостью покоритесь Тому, кто все равно заставит вас покориться. Как велика мудрость слушающих Иисуса и как ужасно безумие непокорных!

11. «Служите Господу со страхом»; пусть в вашем служении присутствует и благоговение, и смирение. Бог исполнен величия; мы же — ничтожные твари. Поэтому склоните перед Ним колени в смиренном трепете, и пусть сыновний страх научит вас послушанию Отцу вечности.

«Радуйтесь с трепетом». Христианская радость всегда смешана со святым трепетом, и эту священную смесь, этот фимиам, должно воскурять только на жертвеннике всевышнего Бога. Страх без радости — мучение, а радость без священного страха — самонадеянность. А если так, надо смириться перед Богом и покориться Ему. Как страшно погибнуть во грехе, на пути бунтарства, и как внезапно может испепелить нас гнев Господень. Богу даже не нужно в семь раз больше обычного разогревать Свой гнев, стоит ему разгореться хоть немного, и Он сотрет нас с лица земли. О, грешник, внемли предупреждениям Господним, ибо «Бог наш есть огнь поедающий»!

Обратите внимание на благословение, данное в заключение псалма: «Блаженны все, уповающие на Него». Имеем ли мы часть в этом благословении? Уповаем ли мы на Него? Наша вера может быть тоньше паутинки, но если это подлинная вера, то мы воистину благословенны. Чем больше мы уповаем, тем больше мы познаем это блаженство. Посему завершим сей псалом апостольской молитвой: «Умножь в нас веру».

Если в первом псалме праведный противопоставлялся нечестивому, то во втором мятежный и непокорный дух безбожного мира противопоставляется воцарению праведного Сына Божьего. Если в первом псалме нечестивые были «как прах, возметаемый ветром», то во втором псалме нечестивцы сравниваются с разбитым сосудом горшечника. Если в первом псалме праведник уподоблен дереву, посаженному у потока, то здесь мы видим Христа, совершителя нового завета, ставшего не просто деревом, посаженным у потоков водных, но и царем над многочисленными островами. Ему поклонились все язычники, они повержены в прах; Он же раздает благословения всем, уповающим на Него. Первые два псалма достойны особого внимания, ибо являются, по сути, введением в Псалтирь. Некоторые древние авторы даже соединяли их в один псалом. И все же это два псалма, поскольку Павел цитировал именно второй псалом (Деян.13:33). Первый псалом открывает нам характер и удел праведников; второй — показывает, что все псалмы свидетельствуют о Христе-Мессии, великом Князе, владычество которого простирается от реки до концов земли. Мы ничуть не сомневаемся в том, что оба этих псалма пронизаны пророческим духом, однако мы не чувствуем в себе достаточно мудрости, чтобы вторгаться в эту область, и предоставляем это право более достойным толкователям Библии.

Советы проповедникам

Тема псалма

Сущность греха и ужасные последствия упорства в грехе.

Стих 1

Люди, лишенные веры, лишены и здравого смысла. Глубокая тема. В псалме перечисляются причины, по которым люди бунтуют против Бога. Все доводы мятежников опровергаются. Ненависть к божественному Посреднику — самый ужасный грех.

Стихи 1-2

Противостоять Евангелию — безрассудно и бессмысленно.

Стихи 1-2

Служа Богу, мы не должны надеяться на человека. Мы не должны уповать на множество воинства, одержимость бунтарей, силу самонадеянных и советы мудрецов, поскольку все они чаще противостоят Христу, чем проявляют солидарность.

Стих 3

Истинная причина противления нечестивцев — нежелание связывать себя благочестием.

Стих 4

Бог всегда смеялся, смеется и будет смеяться над мятежниками.

Стих 5

Глас гнева. Проповедь из серии «Качества Бога и их проявление».

Стих 6

Верховное владычество Христа.

1. Противление владычеству Христа: «Я помазал Царя».

2. Право Христа на владычество: «Я помазал Царя Моего над Сионом».

3. Владычество Христа утверждено силой Божьей: «Я помазал».

4. Место проявления владычества Христа: «Над Сионом, святою горою Моею».

5. Благословения, даруемые владычеством Христа.

Стих 7

Божественное решение о Христе и его связь с избранием и провидением. Сыновство Иисуса.

Данный стих учит нас прилежно возвещать Божьи дары и призвание.

Стих 8

Наследие Христа. Необходимость молитвы — Иисус должен был просить Отца.

Стих 9

Гибель нечестивых неотвратима, ужасна и несомненна; они подобны «разбитым сосудам горшечника».

Человеческим заблуждениям и противоборству обязательно придет конец. Евангелие — жезл железный, способный разбить сосуды человеческой мудрости.

Стих 10

Истинная мудрость царей и судей заключается в послушании Христу. Евангелие — это учебник для тех, кто желает научиться царствовать и судить праведно. Цари находят в Евангелии жизненные принципы, пример для подражания, учатся правильному отношению и т. п.

Стих 11

Смешанные чувства. Вспомните чувства женщин, пришедших к гробнице Христа (Мтф. 28:8). По этому стиху можно сказать очень утешительную проповедь, если Дух Святой направит мысли проповедника в нужное русло. Истинная вера — это сочетание многих добродетелей и чувств.

Стих 12

Настойчивый призыв.

1. Повеление.

2. Довод.

3. Блаженство уповающих на Христа.

Стих 12 (последнее предложение)

Сущность, предмет и благословение спасительной веры.