Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 1
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 13106 Все тексты автора Чарльз Сперджен
6. Первый покаянный псалом
Заглавие
Этот псалом известен как первый покаянный псалом, и, конечно же, его слова вполне соответствует духу кающегося человека, ибо выражает одновременно печаль (ст. 4, 7, 9), смирение (ст. 3, 5) и ненависть к греху (ст. 9), что является вернейшим признаком сокрушенного сердца, обращающегося к Богу. О Святой Дух, произведи и в нас истинное покаяние, в котором нам не пришлось бы каяться! Заглавие псалма гласит: «Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида» (см. 1Пар.15:21). Видимо, псалом предназначался главному певчему и должен был исполняться на струнных инструментах. Однако это лишь предположение. Точное значение еврейского слова, переведенного как «на восьмиструнном», неизвестно. Некоторые полагают, что оно обозначает тональность псалма. Мы не можем до конца разобраться в древних музыкальных терминах, и даже значение термина «селах» до сих пор не ясно. Впрочем, это не должно нас смущать. Едва ли мы многое теряем, не зная точного значения этого еврейского слова. Более того, это может даже укрепить нашу веру. Ведь тот факт, что в псалмах есть слова, значение которых остается загадкой даже для лучших гебраистов, доказывает, что они были написаны в глубокой древности. Конечно, это доказательство носит косвенный характер (я сказал бы «случайный», если бы не верил, что Бог сделал это для конкретной цели), однако оно свидетельствует в пользу того, что псалмы действительно были написаны царем Давидом в давние времена.
Композиция
Псалом естественным образом распадается на две части. В первой части, со второго по восьмой стих, псалмопевец, объятый великой печалью, молит Бога о помощи. С девятого стиха до конца псалма раскрывается совершенно другая тема. Настроение псалмопевца меняется, и, оставив минорный лад, он настраивает струны своей арфы на мажорный. Льется радостная мелодия уверенности, и Давид поет о том, что Бог услышал его молитву и избавил от всех бед.
Истолкование
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
2. Прочитав всю первую часть псалма, давайте внимательно разберем каждый стих, чтобы ухватить главную мысль. «Господи! не в ярости Твоей обличай меня». Псалмопевец осознает, что заслужил порицание, и чувствует, что Бог так или иначе обличит его — если не ради осуждения, то, по крайней мере, ради обнаружения греха и освящения. «Зерно очищается ветром, а душа — наказанием». Было бы безумием молиться о том, чтобы Бог удержал руку, наносящую столь целительные раны. Давид не просит, чтобы Бог удержал Свой жезл, ибо не хочет лишиться скрытого благословения. Он говорит: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня». Если Ты желаешь указать мне на грех, да будет так — только не обличай меня во гневе, дабы раб Твой не впал в отчаяние. Как сказал Иеремия, «наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня». Я знаю, что заслужил наказание, и хотя я страшусь Твоего жезла, тем не менее понимаю, что он будет мне во благо. Господи, «не во гневе Твоем наказывай меня», дабы жезл Твой не стал для меня карающим мечом, дабы, наказывая меня, Ты не предал меня смерти. Мы вместе с Давидом можем молиться о том, чтобы милосердный Господь смягчил Свои наказания и обличал нас «не во гневе», а с любовью, — если, конечно, Он не может их отменить вообще.
3. «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен». Пусть я заслужил смерть, но помилуй меня ради немощи моей. Именно так мы должны взывать к Богу, если хотим получить ответ. Не следует говорить Ему о своих достоинствах — говорите о грехах и немощах. Пусть вашим воплем будет: «Я немощен», а посему, Господи, ниспошли мне силу и не погуби меня совсем. Удержи силу ярости Твоей, дабы не сокрушить хрупкий сосуд. Укроти силу гнева Твоего, не погуби овцу беззащитную. Смилуйся над увядающим цветком, не преломи его тонкого стебля. Так больной человек просил бы своего друга о сострадании: «Будь ко мне милостив, ибо я немощен». Осознание греха так сокрушило гордыню псалмопевца и лишило его сил, что он, ослабленный сердечной печалью, не мог соблюдать закон и, возможно, с трудом мог положиться на Божье обещание. «Я немощен», в оригинале «я увядаю»; я подобен гибнущему, засыхающему растению. О возлюбленные дети Божьи, всем нам знакомы эти чувства, ибо мы знаем, что такое угасшая слава и увядшая краса.
4. «Исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены». Здесь Давид молится не просто об облегчении страданий, но и об исцелении, о полном устранении скорбей и заживлении ран. Кости его были «потрясены». Ужас, охвативший псалмопевца, был столь велик, что даже кости его содрогнулись. Он вострепетал не только плотью, но и всеми костями — был потрясен всем своим существом. «Кости мои потрясены». Когда душа осознает свой грех, этого достаточно, чтобы кости человека содрогнулись. Когда человек видит разверзшуюся под ним бездну ада, разгневанного Бога и опасность, грозящую со всех сторон, он начинает трепетать. Как точно сказано: «Кости мои потрясены»! Но чтобы мы не решили, что речь шла исключительно о телесном недуге — хотя телесный недуг может быть только внешним знаком — псалмопевец добавил: «И душа моя сильно потрясена». Душевное потрясение — причина любой человеческой скорби. Если человек крепок душой, то ему не страшны никакие потрясения; если же сама душа потрясена, то горе человека неизбывно.
«Ты же, Господи, доколе?» Предложение осталось незаконченным — псалмопевцу не хватило слов, чтобы выразить свою мысль, и капля утешения растворилась в океане скорби. Впрочем, надежда не покинула его совсем, и надеялся он только на Бога, взывая: «Ты же, Господи, доколе?» Пришествие в душу человека Христа, облаченного в священнические одеяния и расточающего благодать, — великая надежда для сокрушенного сердца. Так или иначе, святые всегда надеялись на явление Христово. Любимой фразой Кальвина была «Domine usque quo», «Господи, доколе?». Ни жесточайшие страдания, ни жизнь, полная испытаний, не смогли родить в нем иной фразы. Так же вопили святые под жертвенником Божьим, говоря: «Доколе, Владыка Святой и Истинный?» Таким же может быть вопль святых, ожидающих пришествия славы тысячелетнего царства: «Доколе, Господи, будешь удерживать Свои колесницы?» Тот, кто осознал свой грех, хорошо понимает, что, когда долго ожидаешь милости Господней, минуты кажутся часами, а часы — годами. Мы ожидаем пришествия благодати более, нежели стражи — утра. Встревоженный дух наш искренне вопрошает: «Господи, доколе?»
5. «Обратись, Господи, избавь душу мою». Отсутствие Господа было причиной несчастий Давида, а Его возвращение воистину избавит псалмопевца от скорбей. «Спаси меня ради милости Твоей». Давид знал, к какой руке Господа взывать. Не к левой руке Господа он воззвал, не к справедливости Господней, а к правой руке милости. Давид слишком хорошо знал свое нечестие, чтобы полагаться на совершенные им добрые дела и уповать на что-то, кроме благодати Божьей.
«Ради милости Твоей». Какая дивная молитва! Воистину, Бог не может не ответить на нее. Чего нам ждать от справедливости Божьей? Если же мы обратимся к милости Господа, то можем просить Его, сколько бы ни было в нас беззаконий: «Спаси меня ради милости Твоей». Обратите внимание, как часто Давид взывает к имени Господа. На протяжении четырех стихов он повторяет имя Бога пять раз. Разве это не доказывает, что славное имя Господа исполнено утешения для томящегося сердца? В имени Господа сокрыты вечность, бесконечность, неизменность и самодостаточность, и все это дарует сердцу великое утешение.
6. Давид охвачен страхом смерти — смерти как временной, так, возможно, и вечной. Но как бы вы ни прочитали этот стих, звучит он весьма убедительно и весомо. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» На кладбище царит тишина; среди могил не слышится песен. В сырой земле покоятся немые уста. Поэтому Давид взмолился: «Господи, если Ты пощадишь меня, то я восславлю Тебя. Если же я сойду в могилу, то моя бренная хвала смолкнет на время; если же я окажусь в аду, то уже никогда не буду славить Тебя. Из пылающей преисподней не исходит песен благодарения. Да, Ты будешь прославлен даже в моем вечном проклятии, но, Господи, я не смогу восхвалить Тебя по доброй воле, и среди сынов человеческих будет меньше тех, кто восхвалит Тебя». О трепещущий грешник, да поможет тебе Господь пользоваться этим веским доводом! Ибо спасение грешников содействует славе Божьей. Молясь о помиловании, мы не просим Бога о том, что порочит Его знамя или пятнает Его святое имя. Господь любит миловать. Это Его чудесное и неотъемлемое свойство. Милость делает Богу честь. Разве мы сами не говорим: «Милостью благословляется дающий и принимающий»? Воистину, в некоторой степени это можно отнести и к Богу, ибо Он прославляет себя, даруя милость нам.
7. Псалмопевец говорит о своих ужасных мучениях. «Утомлен я воздыханиями моими». Он молился до хрипоты, просил милости, доколе молитва не стала тяжким бременем. Народ Божий может стенать, но роптать — никогда. Более того, верующий должен стенать — иначе он не будет ликовать в день спасения. Следующие слова, как нам кажется, переведены неправильно. Стих должен звучать так: «Каждую ночь постель моя плывет в потоке слез моих» (когда плоть нуждается в отдыхе, и я пребываю наедине с Богом). Иначе говоря, горе мое ужасно даже сейчас, а если Бог не подаст мне помощь вскоре, горести мои умножатся и ложе мое утонет в потоке слез моих. Давид описывал скорее то, чего он страшился, чем то, что уже произошло. Разве не могут наши опасения побудить веру просить Бога о милости?
8. «Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих». Как зрение человека слабеет от старости, так, говорит Давид, око его «обветшало» от печали. Сознание греха может повлиять на человека таким образом, что даже члены его тела начинают страдать. Разве не этим объясняется то, что во время ирландского пробуждения у людей, ощутивших свою греховность, случались конвульсии и истерики? Удивительно ли то, что некоторые души падают наземь и начинают неистово вопить, если сам Давид орошал слезами ложе свое и истаивал под тяжестью руки Господней? Братья, осознавать себя грешником, осужденным на вечные муки, очень нелегко. Печаль данного стиха ничуть не преувеличена — так говорит человек, объятый великими страданиями.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, 10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. 11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
9. До сих пор Давид только стенал и плакал, но вот пришло время трепещущему святому снять свою арфу с ивы. Есть время для печали, но пусть оно будет коротко. Восстань, святой, восстань из праха! Отбрось вретище и стряхни пепел! Ибо вечером водворяется плач, а наутро — радость. Давид обрел мир и, встав с коленей, принялся очищать свой дом от нечестивых. «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие». Лучшее средство против нечестивых — это расстояние. «Удалитесь, ибо я не могу находиться с вами в общении». Покаяние — вещь практическая. Не достаточно просто оплакивать осквернение храма сердца — необходимо изгнать из него покупающих и продающих и перевернуть столы менял. Прощеный грешник ненавидит грехи, стоившие Спасителю крови. Благодать не может соседствовать с грехом — кто-то должен уступить.
«Ибо услышал Господь голос плача моего». Какой чудесный еврейский оборот и какая великая поэзия сокрыта в нем! Он услышал голос плача моего. Разве у плача есть голос? Разве плач может говорить? На каком языке выражает он свои мысли? Конечно, на том универсальном языке, который известен во всем мире и даже на небесах. Когда человек плачет, будь он иудеем, язычником, варваром или скифом, рабом или свободным, смысл его стенаний всегда один и тот же. Плач — это высокий слог печали. Это выдающийся оратор, не нуждающийся в толкователе: его понимают все. Разве не утешительно знать, что слезы говорят даже тогда, когда нам не хватает слов? Давайте же относиться к слезам как к текучим молитвам, а к плачу — как к настойчивым прошениям, которые, как капли дождя, точат камень. Они пробьют себе дорогу к престолу благодати. Когда я уже не в силах взывать, я буду плакать: «Бог мой!», ибо Он слышит голос плача моего.
10. «Услышал Господь моление мое». Святой Дух вложил в сердце псалмопевца уверенность, что молитва его была услышана. Это часто происходит со святыми. Помолившись молитвой веры, они чувствуют, знают наверняка, что Бог их услышал. Мы знаем о том, как Лютер однажды подвизался в молитве к Богу и выбежал из своей молитвенной комнаты с криком: «Vicimus, vicimus», что значит: «Мы победили, мы одолели Бога». Твердая уверенность — не пустая фантазия, ибо когда Святой Дух ниспосылает ее нам, мы знаем, что это такое, мы не можем в ней сомневаться, даже если все вокруг насмехаются над нашей уверенностью. «Господь примет молитву мою». Давид обратился к прошлому опыту и извлек из него надежду на будущее. «Услышал… примет». Научись же, верующий, этой неопровержимой логике.
11. «Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои». Это, скорее, пророчество, чем проклятие, ибо предложение можно прочитать в будущем времени: «Будут постыжены и жестоко поражены все враги мои». «Возвратятся и постыдятся мгновенно». Погибель застигнет их внезапно. Конец их — погибель, погибель неотвратимая и нежданная. Римляне говорили: «Стопы мстящего божества обуты в бархат». Возмездие подкрадывается к своей жертве бесшумно и незаметно, и удар его внезапен и сокрушителен. Если же это слова проклятья, то нам нужно помнить, что заповедь ветхого завета отличается от заповеди нового. Мы молимся за своих врагов, а не против них. Бог да помилует их и да направит на истинный путь! Таким образом, данный псалом, как и все предыдущие, являет разницу между уделом нечестивых и уделом праведных. Господи, почитай нас Своими детьми отныне и вовек!
Советы проповедникам
Стих 2
Проповедь для страдающих.
I. Бог действует двумя способами.
1. Обличение. Бог обличает нас проникновенной проповедью, осуждением, исходящим из уст другого человека, легким испытанием в нашей жизни, сильным воздействием Святого Духа на нашу совесть.
2. Наказание. Оно следует за обличением, когда человек не реагирует на последнее. Наказание — это всевозможные страдания, боль, лишения, потеря близких, уныние и прочее.
II. В обличении и наказании больше всего следует бояться гнева и ярости Бога.
III. Как избежать гнева и ярости? Через смирение, исповедь, исправление, веру в Господа и т. п.
Стих 2
Более всего верующий страшится гнева Божьего. Что этот факт говорит о человеческом сердце? Почему этот так? Что устраняет этот страх?
Стих 3
Argumentum ad misericordiam (лат.) — аргумент, взывающий к состраданию.
Стих 3
Первая часть: исцеление от Бога.
1. Что предшествует исцелению: кости мои потрясены.
2. Как оно дается человеку?
3. Что приходит вслед за ним?
Стих 4
Нетерпение человека, объятого печалью. К каким оно может привести грехам и бедам и как от него избавиться?
Стих 4
Когда Бог прекратит страдания праведников? Это благодатная тема для проповеди.
Стих 5
«Обратись, Господи».
Молитва
1. Порождена Божьим отсутствием.
2. Вдохновлена благодатью.
3. Сопровождается самоисследованием и покаянием.
4. Звучит пылко из-за великой опасности.
5. Будет непременно услышана Богом.
6. Содержит прошение о всякой милости.
Стих 5
Молитва святого, оставленного Богом.
1. Его состояние: душа его в оковах, жизни угрожает опасность.
2. Его надежда: возвращение Господа.
3. Его молитва: он взывает только к благодати.
Стих б
Полное прекращение земного служения и последствия этого шага.
Стих 6
Мы обязаны славить Бога, пока живы.
Стих 7
Слезы святых: их качество, количество и воздействие; как они утешают и каким образом прекращаются.
Стих 8
Голос плача. Что это такое?
Стих 9
Помилованный грешник оставляет дурное общество.
Стих 10
Ответы на молитвы в прошлом — основание для надежды в настоящих «Услышал… примет».
Стих 11
Бесчестие, уготованное нечестивым.