7. Песнь оклеветанного

Заглавие

«Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова» (в англ. — «Шигайон Давида». — Примеч. ред.). Судя по комментариям ученых мужей и в результате сопоставления данного псалма с еще одним «шигайон» в Библии (Авв. 3:1), можно заключить, что заглавие псалма означает «изменчивые песни». Воистину, псалом нашей жизни состоит из изменчивых песен: одно четверостишие звучит раскатистым громом триумфа, а другое сокрушенно плачет и сетует гласом печали. На земле голоса святых часто звучат в миноре. Наш опыт так же изменчив, как погода в Англии.

В заглавии указана причина написания псалма. Очевидно, Хус из племени Вениаминова обвинил Давида перед Саулом в измене и заговоре против царской власти. Царь из зависти к Давиду и родственных чувств (он был сыном Киса, или Хуса) с готовностью поверил этой лжи. Тот, кто близок к трону, может вредить куда больше, чем обычный клеветник.

Псалом также можно назвать «песнью оклеветанного». Даже такое зло, как клевета, может быть поводом к написанию псалма. Как блаженны были бы мы, если бы могли обратить даже самое страшное событие в песнь и тем самым поменяться с противником ролями. Давайте же присоединимся к Мартину Лютеру, который однажды сказал: «Давид писал псалмы; мы также будем писать псалмы и петь их от всей души во славу Господу и на зло дьяволу».

Композиция

Во втором и третьем стихах автор указывает на грозящую ему опасность и возносит молитву к Богу. Затем он торжественно объявляет о своей невиновности (ст. 4-6) и молит Бога восстать на суд (ст. 7-8). Господь, восседающий на престоле, слышит настойчивые молитвы Своего оклеветанного раба (ст. 9-10). Он спасает Давида и предостерегает нечестивцев (ст. 11-14). Согласно видению, проклятие падает на голову клеветника (ст. 15-17), а Давид поет славу праведному Господу, ибо испытания его окончены. Псалом великолепно раскрывает учение стиха из Исаии: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь».

Истолкование

2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;

3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего.

2-3. Давид приходит к Богу и молится об избавлении от великого клеветника, сатаны, обвинившего его в измене и предательстве. Начинаются его молитвы возвещением веры в Бога. Сколь бы плачевным ни было наше положение, упование на Бога нам поможет. «Господи, Боже мой! Ты принадлежишь мне по обещанию особого завета, который скреплен печатью крови Христовой и запечатан в моей душе ощущением полного единства с Тобой». «На Тебя» — и только на Тебя — «я уповаю». Уповаю даже сейчас, когда меня объяли бесчисленные беды. Я потрясен, но скала моя недвижима. Не доверять Богу всегда плохо; уповать же на Него никогда не тщетно.

Давид, чувствуя связь с Богом, укрепленный святым упованием, изливает пред Богом свое желание: «Спаси меня от всех гонителей моих». Гонителей у Давида было великое множество, и один из них жаждал его погибели. Посему псалмопевец взмолился Богу об избавлении от всех врагов. Наша молитва останется незаконченной, если мы не попросим Бога об избавлении от всех грехов и всех врагов.

«И избавь меня». Избавь меня от вражеских сетей, сними с меня поношение, восстанови справедливость и мое доброе. Смотрите, как ясно псалмопевец излагает свои желания. Давайте и мы будем приступать к престолу благодати с ясными и определенными прошениями. Перед тем как начать молиться, задумайтесь над своими желаниями, чтобы не возносить Богу безумных прошений. Подумайте, чего вы хотите, и молитесь с еще большим усердием.

«Да не исторгнет он, подобно льву, души моей». Здесь к доводу веры присоединяется довод страха. Один из врагов Давида был могущественнее всех остальных; он был полон гордыни, силы и ненависти — «подобен льву». Давид настоятельно просит Бога избавить его от этого врага. Возможно, этим человеком был Саул, высокородный противник Давида. В любом случае, наш противник, дьявол, бродит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Посему мы вседневно молим: «Избавь нас от лукавого».

Заметьте, как красноречиво звучат слова: «…Терзая, когда нет избавляющего». Этот образ заимствован Давидом из прошлого опыта, когда он был еще пастухом. Свирепый лев бросается на беззащитного ягненка, разрывает его на куски, ломает его кости и после этого съедает его. Таков леденящий душу образ святого, преданного сатане. Бог с жалостью и состраданием смотрит на такого верующего. Отец не может молчать, когда его сын сильно страдает. Он не может спокойно смотреть, как его драгоценное чадо разрывают львиные клыки; Он придет на помощь беззащитной жертве. Господь Бог преисполнен жалости к нам и воистину спасет народ Свой от истребления.

Следует помнить, что этим образом псалмопевец описывает себя, оклеветанного злыми языками. И он отнюдь не преувеличивает, ибо раны, нанесенные мечом, рано или поздно заживают; раны же, нанесенные языком, проникают куда глубже и заживают очень нескоро. Клевета оставляет на человеке пятно, даже если он полностью оправдан. В клевету верят, даже зная, что она, скорее всего, — ложь. Стоит только пойти дурному слуху, и его уже ничем не остановишь. Итальянцы говорят, что доброе имя как кипарис: однажды срубленный, он больше не вырастет. Конечно, это нельзя отнести к нашей репутации, если она пострадала от рук врага, но даже в этом случае она не скоро восстановится. О, как низко и подло обливать грязью доброе имя человека, однако сатанинская ненависть действует вопреки всем правилам. Мы должны приготовиться к этому испытанию, ибо оно придет к нам. Если Бог был оклеветан в Эдемском саду, то и мы будем оклеветаны в этом грешном мире. Препояшьте же свои чресла, о дети воскресения, ибо вас ожидает это огненное искушение.

4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, 5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — 6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

Во второй части этой песни странствий мы видим Давида, доказывающего свою невиновность и призывающего гнев Божий на свою голову, если обвинения против него окажутся истинными. Он отнюдь не таил в сердце изменнических помыслов, не платил злом тому, кто был с ним в мире, но напротив, раз за разом щадил своего врага, когда тот оказывался в его власти. Дважды он сохранил жизнь Саулу: первый раз в пещере Одолламской, а второй — когда нашел его спящим посреди стана. Посему он мог с чистой совестью взывать к небесам. Тому, чья душа чиста, нечего страшиться проклятья. Тем не менее Давид произнес весьма зловещее проклятие на свою голову; его можно оправдать только крайними обстоятельствами и своеобразием ветхозаветной эпохи, в которую жил псалмопевец. Нам же Господь Иисус заповедал, чтобы наше «да» значило «да», а «нет» — «нет»: «А что сверх этого, то от лукавого». Если люди не верят нашим словам, никакие клятвы не помогут. Христианина простое слово обязывает больше, чем неверующего человека — клятва. О необращенный люд, бойтесь впустую произносить проклятия!

«Селах». С помощью паузы Давид сделал свое воззвание к небесному Судье еще торжественней.

На основании этих стихов мы можем заключить, что невиновность не спасает человека от клеветы. Давид делал все возможное, чтобы ни у кого не создалось впечатления, будто он восстает против Саула, которого он неизменно называл «помазанником Божьим». Но даже это не помогло ему избежать клеветы. Как тень следует за предметом, так и зависть преследует доброго человека. Камни бросают только в то дерево, на котором висят плоды. Если мы желаем всегда сохранять доброе имя, то нам придется сначала попасть в рай! Не будем же верить той напраслине, которая постоянно возводится на благочестивых. Верующий не будет подвергаться поруганию, только если ложь выйдет из моды — тогда репутация доброго человека будет в полной безопасности. Впрочем, ненависть никогда не говорит ничего доброго. Грешники же ненавидят святых и никогда не скажут о них ничего положительного.

7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — 8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.

Давид произносит новую молитву, связанную с только что сделанным им заявлением. Мы не можем молиться чрезмерно часто, и когда у нас чистое сердце, мы обращаемся к Господу в молитве так же естественно, как стрелка компаса обращается к северу.

«Восстань, Господи, во гневе Твоем». Печаль Давида была столь велика, что ему казалось, будто Господь-судья покинул Свое судейское место и ушел на покой. Вера боролась за то, чтобы Господь дал суд обиженным святым.

«Подвигнись против неистовства врагов моих» — эта строка еще яснее выражает желание псалмопевца, чтобы Господь воспользовался Своей властью и воссел на престоле судьи. Восстань, Господи, вознесись над врагами моими, и пусть Твоя справедливость окажется выше их злодеяний. «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал». Это высказывание Давида еще более смелое, ибо оно подразумевает, что Бог бездействует и даже спит.

Такое можно сказать о Боге только в очень ограниченном смысле. Ибо Бог никогда не спит, хотя часто кажется наоборот: нечестивые ликуют, а святых втаптывают в грязь. Молчание Бога — долготерпение, и если оно утомляет святых, то они должны сносить его с радостью, надеясь на то, что оно приведет грешников к покаянию.

«Сонм людей станет вокруг Тебя». Святые окружат Твое судилище своими жалобами или же своим почтением. «Над ним поднимись на высоту». Как люди подают свои жалобы выездному судье, когда тот приезжает в их округ, так и праведные станут вокруг Господа. Псалмопевец усиливает свою молитву мыслью о том, что если Господь займет Свое место судьи, то вместе с ним, Давидом, благословение получит целый сонм святых. Если я столь ничтожен и недостоин внимания, то хотя бы над сонмом святых «поднимись на высоту», ради любви к избранному народу Твоему выйди из Своего незримого шатра и воссядь у врат, дабы произвести суд народу Своему. Если моя тяжба является одновременно тяжбой всего праведного народа, то мое дело будет выиграно: «Бог ли не защитит избранных Своих?»

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.

10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!

9. Мне кажется, что Давид мысленно увидел, как Господь воссел на место судьи, и, не сводя с Его царственной особы глаз, приблизился к Нему, чтобы вновь изложить свою тяжбу. В двух предыдущих стихах Давид просил Господа восстать; теперь же, когда Господь восстал, он готов присоединиться к сонму праведных, обступивших Господа со всех сторон. Царские глашатаи торжественно объявили начало судебного заседания словами: «Господь судит народы». Псалмопевец тут же встал и смиренно воззвал: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне». Он положил руку на чистое сердце и воззвал к праведному Судье.

10. И вот Давид видит на лице Царя улыбку благоволения и от имени всего собрания просит: «Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи». Не этого ли жаждут все избранные? Когда мы будем избавлены от сквернословий содомских? Когда избавимся от безбожия Мосоха и мрачных шатров кидарских?

Какая великая и святая истина звучит в десятом стихе! О, бездна премудрости Господней! «Ты испытуешъ». Как строг, как безошибочен и точен Его вердикт! «Ты испытуешъ сердца и утробы», то есть тайные помышления и глубинные страсти. «Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».

11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий, 13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, 14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

11. Небесный Судья выслушал дело, оправдал невиновных и вынес приговор клеветникам. Давайте же выслушаем решение верховного суда. Некогда оклеветанный святой играет на арфе, воспевая праведность Господа и ликуя о своем спасении. «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем». Какое благословение иметь праведное сердце. Какими бы коварными ни были грешники, праведные расстроят их планы, ибо щит их — Господь. Грязь не долго будет покрывать светлые одежды святых; она будет омыта Господом Богом к великому неудовольствию кощунников и клеветников. Когда Господь оправдает нас, взойдет солнце нашей правды, а светило нечестивых угаснет вовек. Истина, подобно маслу, всегда всплывает наверх, и никакая сила не может утопить ее. При звуке последней трубы и воскресении мертвых мы очистимся от всей клеветы и воссияем во славе, а уста нечестивых умолкнут. О верующий, не бойся слов и дел нечестивых, ибо дереву, посаженному Господом, не повредит никакой ветер.

12. «Бог — судия праведный». Он не позволил тебе быть оклеветанному нечестивыми устами. Гонителям твоим не усидеть на престоле Божьем и не изгладить имени твоего из книги жизни. Оставь же их, ибо Бог найдет время для отмщения. «Бог, всякий день строго взыскивающий». Бог не просто ненавидит грех, Он строго взыскивает за него с тех, кто в нем упорствует. Наш Бог не бесстрастен и не безразличен к греху. Он испытывает гнев и, более того, гневается на безбожных и нераскаявшихся грешников каждый день. Даже самый лучший день в жизни нечестивого исполнен проклятия. Грешники могут пировать каждый день, однако каждый из этих дней несет в себе угрозу. Нет ни одного часа, когда бы печь Господа не была раскалена докрасна и не была бы готова поглотить нечестивцев, как солому.

13-14. «Если кто не обращается, он изощряет Свой меч». Что за удары наносит эта могучая рука! Меч Божий отточен на точильном камне человеческого нечестия, и если мы не обратимся, то скоро будем разрублены им в куски. Или обратиться, или погибнуть — вот единственный выбор грешника.

«Напрягает лук Свой и направляет его». Ненасытная стрела уже жаждет крови гонителя. Бог натянул Свой лук, навел его на цель, вставил стрелу. О грешник, что если стрела вонзится в тебя прямо сейчас? Помни, стрелы Божьи никогда не бьют мимо цели; каждая из них — «орудие смерти». Суд Божий может замедлить, однако он все равно придет вовремя. Как гласит греческая поговорка, «жернова Божьи мелят не сразу, но стирают в порошок».

15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; 16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: 17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

15. Далее мы видим историю клеветника в трех наглядных образах. Первая метафора связана с рождающей женщиной. «Вот, нечестивый зачал неправду». Он полон неправды и испытывает муки, пока не выплеснет ее наружу. Он жаждет осуществить свою злую волю и мучается, пока его планы не исполнятся. «Был чреват злобою». Таков исток его злых намерений. В него вошел дьявол и заразил его вирусом зла. Каков же плод этого порочного зачатия? Дитя достойно своего родителя, ибо имя его издревле — «отец лжи». Плод вполне достоин «отца», ибо нечестивый «родил себе ложь». Таким образом, этот образ доведен до совершенства. Далее псалмопевец переходит к другому образу — из жизни охотников.

16-17. «рыл ров и выкопал его». Нечестивый придумал хитроумный план и трудился над ним не покладая рук. Он снизошел до грязной работы: рыл яму. Он не побрезговал запачкать свои руки, копая яму другим. Чего только нечестивые ни сделают, чтобы отомстить праведным! Они выслеживают добрых людей, словно диких зверей. Однако они не охотятся за ними так, как охотились бы на зайца или лисицу, они охотятся на них тайно, поскольку не могут загнать их в угол или просто застрелить. Враг не приблизится к вам вплотную, ибо боится вас так же сильно, как ненавидит.

Давайте же посмотрим на конец нечестивца. Стих гласит: «Упал в яму, которую приготовил». Вот он — посмеемся над его неудачей. Смотрите, теперь он сам стал зверем, уловил собственную душу и поймал поистине крупную добычу. Так и должно было случиться. Посмеемся над этим пойманным ловцом, над плутом, который обманул сам себя. Не проявляйте к нему жалости, ибо этот мошенник ее не достоин. Он получил по заслугам и получил сполна. Он дышал злобой, а она обратилась на его же голову. Он поджег собственный дом тем факелом, огнем которого хотел сжечь ближнего. Он выпустил хищную птицу, а она напала на него самого. Он поднял жезл, но ударил по собственной спине. Он выпустил стрелу, но она «упала на его темя». Проклятья, как цыплята, — всегда возвращаются в свой курятник. Пепел всегда летит в глаза тому, кто его бросает. «Возлюбил проклятие, — оно и придет на него» (Пс.108:17). Как часто этот сценарий разыгрывался в истории мира! Люди обжигали собственные пальцы, когда хотели опалить руки ближнего. Если же этого не происходит сейчас, то непременно произойдет в будущем. По определению Господа псы лизали кровь Ахава в винограднике Навуфея. Рано или поздно злодеяния нечестивцев обернутся против них. Так будет и в последний день, когда огненные стрелы сатаны вонзятся в его собственное сердце, а его приспешники пожнут то, что посеяли.

18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

18. Завершается псалом ярким противопоставлением. В этом отношении все псалмы одинаковы: все они показывают блаженство праведных и подчеркивают его сравнением с судьбой нечестивых. Бриллиант ярче сияет в темной оправе. Благочестивые славословят Бога. Это их главное занятие в будущем веке и удовольствие в нынешнем. Лучше всего славословие выражается в песне, и потому святые воспевают Господу неба и земли. Некогда оклеветанный теперь поет песни радости. Он оставил свою арфу на короткое время, а теперь мы видим его извлекающим дивные аккорды и воспаряющим под звуки музыки на седьмое небо в славословии и хвале.

Советы проповедникам

Стих 2

Когда мы обращаемся к Господу, нам необходима вера. Объясните, почему молиться Богу, не доверяя Ему, бесполезно.

Стихи 2-3

Молитва об избавлении от всех врагов, главным образом, от сатаны, рыкающего льва.

Стих 4

Оправдание перед людьми. Если ситуация позволяет, это полезно и разумно. Отметьте, с каким настроем необходимо это делать.

Стих 5

«Лучшая месть». Воздавать злом за добро — поступать подобно дьяволу, злом за зло — подобно животному, добром за добро — подобно человеку, а добром за зло — подобно Богу.

Стих 7

Как и в каком смысле гнев Божий может стать надеждой для праведных. Огонь гасится огнем, а гнев человеческий — гневом Божьим.

Стих 8

«Сонм людей».

1. Кто они?

2. Почему они собрались?

3. Где они собрались?

4. Кого они поставили в центр своего собрания.

Стих 8

Собрание святых вокруг Господа Иисуса Христа.

Стих 8 (вторая часть)

Пришествие Христа для суда и для оправдания святых.

Стих 9

Судья всех концов земли и Его характер.

Стих 10 (первая часть)

Бог пресечет злобу нечестивых

1) изменяя их сердца;

2) сдерживая их злую волю;

3) лишая их силы;

4) истребляя их с лица земли.

Покажите, когда и почему следует возносить такую молитву, объясните, как мы можем способствовать ее исполнению становясь орудием в руках Бога, изменяющем сердца людей.

Стих 10

Две важные молитвы и неопровержимое доказательство того, что Бог на них ответит.

Стих 10

«Праведника подкрепи». Как и в каком смысле праведник (или истинная Церковь) получает подкрепление?

Стих 10 (вторая часть)

Бог испытывает сердца людей.

Стих 11

«Правые сердцем». Опишите характер таких людей.

Стих 11

Наше упование на Бога и Божья забота о нас. Покажите, как вера дарует нам Божью защиту и покровительство и как это покровительство укрепляет нашу веру.

Стих 12

Судья и два человека на суде.

Стих 12 (вторая часть)

Бог гневается на грешников постоянно, непрерывно, каждый день.

Стих 13

«Кто не обращен, тот обречен».

Стихи 15-17

Три образа гонителей; их уловки и поражение.

Стих 18

Приятный долг хвалить Бога.

Стих 18

Рассмотрите данный стих в свете общей темы псалма и покажите, спасение праведных и истребление нечестивых может быть темой для песни.