36. Великий парадокс

Заглавие

«Псалом Давида». Никаких других указаний на авторство псалом не содержит. Был ли он песнью или размышлением — неизвестно. Эти строки были написаны Давидом в старости (ст. 25), и потому представляют собой еще большую ценность, ибо в них отражен его многогранный опыт.

Тема

Великий парадокс — процветание нечестивых и скорбный удел праведных — ставил в тупик очень многих. Здесь он рассматривается с точки зрения будущего. Господь категорически запрещает нам роптать и сетовать по этому поводу. В данном псалме Бог с великой нежностью и заботой отвечает на те сетования, которые чаще всего раздаются из уст людей Божьих. Он утешает их сердца описанием того, как Он поступает с избранной паствой и волками, грозящими ей гибелью. Псалом содержит восемь важных повелений, две автобиографические иллюстрации и изобилует контрастами.

Композиция

Разделить псалом на несколько четких частей невозможно. В этом отношении он напоминает главу из Притч Соломоновых, большинство стихов которой носят самостоятельный, законченный характер. Псалом написан акростихом. За некоторым исключением, каждый стих псалма начинается новой буквой еврейского алфавита. Возможно, Давид выбрал такую форму не только из поэтических соображений, но и для простоты запоминания. Прочитайте псалом целиком, прежде чем обратиться к комментариям.

Истолкование

1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

1. Псалом начинается повелением. Увы, великое множество верующих считает, что скорби, выпавшие на их долю, свидетельствуют о суровости Божьей, особенно когда они видят, как процветают и благоденствуют люди развращенные и безбожные. Посему заповедь «не ревнуй злодеям» очень необходима. Ревновать в данном контексте значит тревожиться, терять покой, сердиться, огорчаться. По своей природе мы склонны очень быстро выходить из себя, когда видим, что беззаконники разъезжают на лошадях, а верные рабы Божьи влачат жалкое существование. Этот урок можно усвоить только в школе благодати: человек должен научиться видеть самые парадоксальные деяния Божьи сквозь призму твердой уверенности в абсолютной благости Господа во всех Его промыслах. Плотскому уму сложно смириться с тем, что лучший кусок отдается псам, в то время как верные дети Божьи страдают от голода. «Не завидуй делающим беззаконие». Тот же совет, но по-другому сформулированный. Когда человек беден, отвержен, когда он страдает, его ветхая природа, естественно, начинает завидовать богатым и великим мира сего. А если к тому же мы уверены в том, что наша праведность превышает их праведность, к нам тут же приходит дьявол и нашептывает нам богохульные мысли. Вместо того чтобы завидовать делающим беззаконие, мы должны испытывать к ним презрение и омерзение. Но, увы, их богатые столы и золотые украшения слишком часто обольщают наши полуоткрытые глаза. Кто завидует быку, которого украшают ленточками и венками, перед тем как вести на бойню? Но ведь именно так обстоит дело с нечестивыми. Они подобны тельцам, откормленным на заклание.

2. «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены». Смерть точит свою косу. Трава зеленеет, а коса срежет ее одним махом. Истребление нечестивых будет стремительным, внезапным, неотвратимым, ужасным и окончательным. Трава не может убежать от косы. «И, как зеленеющий злак, увянут». Полуденный зной быстро иссушает зеленеющие злаки; так и слава нечестивых испарится в момент их смерти. Смерть скосит нечестивых как траву, гнев Божий иссушит их как солому. Они уйдут в небытие, и имя их будет забыто. О, какой конец ожидает тех, чьим бахвальствам не было конца! Стоит ли тратить время на зависть насекомому, которое рождается и умирает в один день? В верующих живет нетленное семя, пребывающее вовек; зачем же нам завидовать плоти и славе ее, которая опадает, как цвет полевой?

3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

3. «Уповай на Господа». Это второе повеление, весьма уместное в данном контексте. Вера исцеляет всякий ропот. Наши глаза видят только кажущуюся реальность, поэтому в нашем сердце возникает зависть и ропот. Но чистый, незамутненный взгляд веры видит реальность такой, какая она есть. Это дает сердцу мир. «И делай добро». Истинная вера активна в своем послушании. Добрые дела — отличное лекарство от ропота. Радость святых дел изгоняет из сердца недовольство. «Живи на земле». На земле, где текут молоко и мед, в духовном Ханаане. Ты уже не будешь скитаться по пустыне сетования, а будешь пребывать в обетованной земле покоя и довольства. «А входим в покой мы уверовавшие». Обстоятельства нашей жизни во многом зависят от нашего внутреннего состояния: если у человека рай в сердце, то рай будет и в его доме. «И храни истину». Бог обещает всем уповающим на Него и правым сердцем удовлетворить их насущные нужды. Добрый Пастырь проявит Свою пасторскую заботу ко всем верующим. Воистину, они будут насыщены и будут насыщены истиной. Обещание Божье станет их вечным пиршеством. У них не будет недостатка ни во временных благах, ни в вечных. Некоторые переводят эту фразу как «насыщайся истиной». Насыщаться истиной — великая радость, которая навсегда изгонит недовольство из сердца.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

4. Третье повеление еще более возвышенно. Сначала Бог повелел нам не завидовать, затем — активно уповать на Его милость, а теперь Он заповедует утешаться Господом и испытывать к Нему святое влечение. «Утешайся Господом». Сделай Господа радостью и весельем духа твоего. Нечестивые находят удовольствие в плотских утехах; не завидуй им, когда они набивают свое чрево упованием на идолов. Ищи лучшего утешения и насыщайся истинной пищей. В некотором смысле нам следует даже подражать грешникам: коль скоро они наслаждаются своей долей, то и мы должны находить наслаждение в своей и не завидовать им, а, напротив, испытывать к ним жалость. Когда мы вспоминаем о том, что Бог — наш удел и сокровище, в нас не остается места для зависти и ревности, а только желание и влечение к святому наслаждению, изысканному и невообразимому удовольствию. Каждое имя, свойство, слово и деяние Господа должны доставлять нам радость. Размышляя о них, мы должны наполняться такой же радостью, какую испытывает эпикуреец, предвкушающий трапезу изысканных яств. «И Он исполнит желания сердца твоего». К столь приятной обязанности добавлено еще одно удовольствие. Человек, утешающийся Богом, просит только о том, что угодно Богу. Поэтому Господь безо всяких опасений дает ему право просить. Его воля подчинена Божьей воле, и он может получить все, что хочет. Здесь Давид имел в виду наши истинные желания, а не прихоти. Желания нашей плоти не всегда совпадают с тем, что желает для нас благодать. Обещание этого стиха относится к глубинным желаниям, о которых человек долго и упорно молится.

5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

5. «Предай Господу путь твой». Отдай Господу бремя всей твоей жизни. Возложи на Него не только сегодняшнее недовольство, но и все заботы вообще. В самом деле, предай Ему свой путь со всеми его превратностями. Сбрось груз беспокойств, смири свою волю, покорись Его судам, отдай все в руки Божьи. Упование — лучшее средство от зависти! Четвертое повеление возвещает поистине великое благо. О, как блажен тот, кто каждый день исполняет его! «И уповай на Него, и Он совершит». Мы с радостью совершим свое поприще, если будем во всем уповать на Бога. И тогда мы блаженно воспоем:

Твоим путем, а не моим,

Хотя б окутан был он тьмой,

Веди меня, Господь, веди,

На небеса Своей рукой.

Каким бы ни был он, веди,

Ведь путь Господень — лучший путь.

Нас ждет всех радость впереди,

Не дай, Господь, с пути свернуть.

Наполни чашу до краев

Печалью иль блаженством дней.

Даруй мне горе иль любовь В великой мудрости Твоей.

Земледелец пашет и сеет, а урожай предает в руки Господа. И разве мог бы он сделать что-то еще? Он не в силах затянуть небо облаками и вызвать дождь. Он не может вывести из-за туч солнце или сотворить росу. Он поступает совершенно правильно, предавая все в руки Бога. Так и для нас истинная мудрость состоит в том, чтобы смиренно уповать на Бога, предать Ему свой путь и ожидать благословенных результатов.

6. «И выведет, как свет, правду твою». Что касается нашего доброго имени, то здесь мы можем совершенно спокойно и без малейшего опасения предать наше оправдание в руки Судье всей земли. Чем больше мы проявляем в этом отношении нетерпения, тем хуже для нас. Крепость наша в спокойствии и уповании. Бог обязательно оправдает оклеветанных. Если мы будем искать Его славы, Он будет искать нашей. Удивительно, что, когда душа переносит злословия и клевету спокойно и с терпением, ее невозможно запятнать, ибо грязь отскакивает от нее, как снег от гранитной стены. И даже когда человек на время лишается своего доброго имени, в конце концов Бог дарует ему оправдание, как свет утренней зари, который светлеет до тех пор, пока некогда оклеветанный не станет предметом всеобщего восхищения. «И справедливость твою, как полдень». На праведном не останется ни единого пятна. Бог выведет справедливость его как полдень, он засияет как солнце. Мрак скорби и злословия врагов уйдут навсегда.

7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

7. «Покорись Господу». Чтобы исполнить пятое повеление, требуется много благодати, ибо оно поистине божественное. Все благочестивые души должны стремиться к смирению духа: они должны научиться молчать пред Богом, терпеливо ожидать Его судов и благовременного избавления. «Аарон молчал». «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это». Зачастую молчание является признаком не только мудрости, но и святости. «И надейся на Него». Ожидай Господа, ибо время для Него — ничто. Пусть оно ничего не значит и для тебя. Ожидание Бога окупится сторицей. Бог никогда не приходит слишком рано и никогда не опаздывает. Иногда бывает трудно понять ход сюжетных линий рассказа, если мы не знаем развязку. Так и к пьесе под названием «жизнь» нельзя относиться предвзято, не зная ее конца. Мы должны дождаться финальной сцены, и тогда поймем, в чем смысл.

«Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему». Нет ничего хорошего в том, чтобы завидовать процветанию безбожных злоумышленников. Это приносит нам один вред. Давайте избегать предвзятых суждений — они бесславят Господа и утомляют нас самих. Решите, что, какими бы ни были успехи нечестивых, вы будете относиться к их процветанию с безразличием и никогда не позволите себе усомниться в праведности и благости Господа. А что если лукавые замыслы осуществляются, а ваши планы рушатся? Пусть так. В ваших поражениях больше любви Божьей, чем во всех достижениях грешников.

8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

8. «Перестань гневаться и оставь ярость». В особенности перестань гневаться на божественное провидение и не завидуй временным благам тех, кто очень скоро лишится всякого утешения. Любой гнев — безумие, а гнев на божественное водительство безумен вдвойне. Гнев набивается к нам в друзья, но мы должны оттолкнуть его. «Не ревнуй до того, чтобы делать зло». Никогда не позволяй себе вставать на этот путь. Ревность — преддверие великого беззакония. Многие из тех, кто позволяет себе постоянно пребывать в недовольном расположении духа, в конце концов впадают в грех, чтобы заполучить то, что ошибочно считают своим. Опасайтесь зависти и недовольства, приложите все усилия, чтобы не сходить с пути истинного. И пусть сетования и брюзжания сердца пугают вас не меньше, чем явные грехи.

9. «Ибо делающие зло истребятся». Смерть будет им суровым наказанием. Со смертью нечестивые не просто переходят на другой, более приятный уровень существования, но претерпевают настоящую казнь и испытывают на себе карающий меч правосудия. «Уповающие же на Господа». Те, кто с верой и долготерпением ожидают своего удела в будущей жизни. «Наследуют землю». Уже в этой жизни они получают большую часть истинных наслаждений, а в будущем веке их ждет слава и триумф. Как сказано в аллегории Джона Беньяна, страсть желает получить свое благо немедленно, но оно оказывается мимолетным. Терпение получает вечную награду в конце пути.

10. «Еще немного, и не станет нечестивого». Когда злодеи возвышаются, суд Божий настигает их очень скоро. Их богатство истлевает, сила уходит, блаженство превращается в скорбь, да и сами они нисходят в преисподнюю. Скоротечность жизни нечестивых дает нам понять, что все их величие — не более чем пустой звук. О страждущий святой, зачем тебе завидовать тому, кто очень скоро обратится в пыль? «Посмотришь на его место, и нет его». Дом его будет пуст, должность — не занята, имение лишено владельца. Нечестивый будет истреблен полностью, возможно, своим же собственным распутством, или же встретит голодную смерть в результате невоздержанности и мотовства. Он растает, как утренний туман и будет забыт, как дурной сон. Что тогда станет со всем его бахвальством и угрозами? Что станет со всем его блеском и величием, которые делали его внешне столь благословенным?

11. «А кроткие наследуют землю». Они насладятся жизнью раньше всех остальных. Даже страдания и скорби не смогут перевесить всех их утешений. Наследовать землю — значит получить благословения завета Божьего и спасение. Кроткие сердцем получат свой удел вместе с другими наследниками благодати, которым благословения даются по священному праву первородства. «И насладятся множеством мира». Они возлюбили мир и получат его в изобилии. Если они не найдут множества золота, то найдут множество мира, а это — большее благословение. Кто-то находит радость в распрях и пожинает горе; мир же ведет к еще большему миру, и чем больше человек любит его, тем больше ему дастся. Полностью пророческий смысл этих строк откроется в последние дни, когда земля будет пребывать в блаженном покое.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. 14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.

Портрет вооруженного до зубов тирана.

12. «Нечестивый злоумышляет против праведника». Почему он не может оставить доброго человека в покое? Потому, что между семенем змея и семенем жены существует вражда. Почему он не вызовет его на честный бой? Зачем замышлять зло и строить козни? Потому, что сущность змея — коварство. «И скрежещет на него зубами своими». Нечестивые своим поведением показывают, что они сделали бы, если бы могли. Если они не могут грызть, то они будут хотя бы скрежетать зубами. Если они не могут укусить, то будут, по крайней мере, лаять. Именно так поступил безбожный мир с праведным Сыном Божьим, с Князем мира. Тем не менее Он не стал мстить в ответ, но, уподобившись кроткому агнцу, принял удары мира с терпением.

13. «Господь же посмевается над ним». Благочестивому человеку нет нужды тревожиться о восстановлении справедливости — он должен предоставить отмщение Господу, который посмеется над злобой нечестивых. Пусть гордый злодей скрежещет зубами и злословит праведного с пеной у рта — скоро ему придется иметь дело с Тем, кто оценит его безумные речи и посмеется над ними. «Ибо видит, что приходит день его». Злой человек не видит, как близко подошло к нему отмщение. Он хвалится своей жестокостью в тот самый момент, когда рука правосудия уже занесена над ним и готова раздавить его в лепешку. Грешники пытаются причинить зло детям Божьим даже в руках разгневанного Бога. О жалкие души! Они наткнутся на меч отмщения.

14. «Нечестивые обнажают меч». Они вынимают меч из ножен и ждут возможности напасть на праведных. «И натягивают лук свой». Если одного оружия недостаточно, они готовят другое. Луки их крепки — они натягивают их изо всех сил. У нечестивых нет недостатка ни в силе, ни в решимости. «Чтобы низложить бедного и нищего». Бедные и нищие — добыча, на которую они охотятся; против них направлена их отвратительная злоба. Эти трусы не нападают на тех, кто может дать им отпор, а ищут верных рабов Божьих, которые не могут защитить себя в силу кротости духа и недостатка средств. Вспомните, как наш кроткий и смиренный Господь испытал на себе ненависть жестоких врагов, вооруженных всеми видами оружия. «Чтобы пронзить идущих прямым путем». Нечестивых удовлетворит только полное поражение и смерть праведных. Благочестивые и искренние люди ненавистны коварным злодеям, которые находят удовольствие в неправде. Обратите внимание на то, что грешники вооружены и мечом, и луком, и вспомните слова Господа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

15. «Меч их войдет в их же сердце». Подобно Аману, они будут повешены на виселицах, приготовленных ими же для праведных Мардохеев. История подтверждает это множеством примеров. Саул, искавший души Давида, упал на собственное копье, и даже лук — его излюбленное оружие, обращаться с которым он учил детей Израильских, — не спас его на горе Гелвуйской. «И луки их сокрушатся». Все их коварные измышления окажутся бесполезными. Злоба обманывает саму себя. Она выпивает чашу яда, которую замешала для другого. Она сгорает на костре, разожженном ею для праведного. Зачем завидовать процветанию злонамеренных, если они прилежно роют себе могилу, воображая при этом, что причиняют вред святым?

Следующие девять стихов описывают главным образом черты характера и благословения благочестивых; Господь выводит правду их на свет, иногда вспоминая о нечестивых и их мрачной участи.

16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,

17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

16. «Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых». Прекрасные слова. Малое у праведника противопоставляется богатству многих нечестивых, и это делает речь псалмопевца еще более убедительной. Лучше блюдо зелени у праведного, чем дом нечестивого, полный заколотого скота. Нечестивцы пиршествуют в суматохе, а праведники наслаждаются тихой и скромной трапезой. Мы скорее будем голодать с Иоанном, чем пировать с Иродом. Лучше вкушать скромную трапезу с пророками в пещере Авдия, чем пировать со жрецами Ваала. Жизнь человека — не в богатстве накопленного имения. Довольство находит multum in parvo, многое в малом, тогда как нечестивое сердце не удовлетворится и богатством мира.

17. «Ибо мышцы нечестивых сокрушатся». Бог лишит их всякой возможности творить зло, и руки, которые они поднимали на Бога, сокрушатся. Бог часто лишает безжалостных людей всякой силы. Есть ли более отвратительное зрелище, чем беззубая злоба и безрукая ненависть? «А праведников подкрепляет Господь». Их путь и их правда будут неприкосновенны, ибо они в надежных руках. Обоюдоострый меч одновременно поражает нечестивых и защищает праведных.

18. «Господь знает дни непорочных». Господь предузнал участь неправедных и посмеялся над ними, но в отношении благочестивых очи Его узрели благословенную картину. Именно поэтому Он назвал их наследниками спасения. Господь заранее знает все события, и это утешало и утешает нас. Ничто в нашей жизни не может застать Его врасплох. Ни одна стрела не может пронзить нас случайно, ни одна опасность не может подкрасться к нам исподволь. Ни в земной жизни, ни в небесной с нами не может приключиться никакого зла. Наше будущее — это не что иное, как постепенное раскрытие Господней благости, которую Он приготовил для нас на небесах. «И достояние их пребудет вовек». Наследие их не увядает. Оно гарантировано им, и потому никто не может лишить их будущей жизни. Наследие их хранимо Богом, и никто не может его уничтожить. Вечность — особая привилегия праведных.

Пока мы на земле, мы в полной безопасности, а когда мы взойдем на небеса, то насладимся бесконечной милостью Божьей.

19. «Не будут они постыжены во время лютое». В этом мире праведным не избежать скорбей, но вместе с ними Бог даст и спасение. Поскольку праведные знают, что страдания на этой земле будут, они не будут разочарованы их приходом, но, напротив, предадут себя в руки Бога и снова будут уповать на Его верность и любовь. Бог с нами не только в безоблачную погоду, Он — друг, который познается в беде. «И во дни голода будут сыты». Кадка муки и кувшин масла не истощатся, доколе Бог не даст нам избавление, и если вороны не принесут нам пропитания, то хлеб и вода будут доставлены каким-то другим способом. Именно это утешало Господа нашего, когда Он голодал в пустыне. Верой Он дал отпор искусителю. То же самое утешение может спасти и нас от недовольств и зависти, которые, в конечном счете, ведут к греху. Наше наследие — благодать Божья, а потому нам не нужно беспокоиться о цене на хлеб. Господь вовеки царствует над плесенью, сорными травами и засухой. Неверие не спасет от гибели ни единого стебля пшеницы; вера же, если и не сохранит урожай, может сделать гораздо больше — сохранить нашу радость в Господе.

20. «А нечестивые погибнут». Какими бы ложными надеждами ни тешили себя нечестивые в этом мире, будущее их окутано мраком и непроглядной тьмой. Бог осудил их на смерть, и их ожидает казнь. Они хвалятся своими шелками и дорогими одеждами и каждый день утопают в роскоши, а меч уже занесен над их головой. Если бы глаза их открылись и они увидели бы свою участь, то сменили бы веселье на плач. «И враги Господни, как тук агнцев». Как жертвенный тук полностью сжигался на алтаре, так и нечестивые будут истреблены и лишатся всех своих почестей и привилегий. И разве может быть иначе? Чего может ожидать солома, бросающая вызов огню? «Исчезнут, в дыме исчезнут». Очень скоро они исчезнут в дыму как сухие поленья, как груда листьев, как горящие уголья. Sic transit gloria mundi, так проходит слава мира. Они раздувались от гордыни, но их сдует ветер. Они кипели от злости, но испарятся как утренний туман. Они обрастали туком, но утонут в собственном жиру. Они жаждали поглотить праведных, но исчезнут в дыме.

21. «Нечестивый берет взаймы и не отдает». Нечестивый не отдает отчасти потому, что не хочет, а отчасти потому, что не может. Расточительство порождает нужду и долги, и нечестивые впадают в этот грех весьма часто. Мотовство в конечном счете приводит их к дверям заимодавца, а затем к разорению. «А праведник милует и дает». Милость была к нему щедра, поэтому и он сыплет щедро. Праведник дает, а рука его не оскудевает. Он никогда не берет взаймы, а только дает. По мере сил и возможностей праведник старается внимать просьбам о помощи, но вместо того, чтобы беднеть, он только богатеет и становится еще более щедрым. Он дает не для того, чтобы поощрять нерадивость, а чтобы помочь в настоящей нужде. Эти строки учат нас тому, что, как правило, лучше отдавать, чем давать взаймы. Когда мы даем взаймы, нам чаще всего все равно приходится прощать долг. Поэтому хорошо заранее ожидать подобного исхода и сразу просто отдавать, чем давать взаймы.

22. «Ибо благословенные Им наследуют землю». Благословение Божье — самое большое богатство. Истинное счастье, уготованное по обещанию всем избранным ко спасению, — дар милости Божьей. «А проклятые Им истребятся». Неудовольствие Бога равносильно смерти, смерти в аду.

23. «Господом утверждаются стопы такого человека». Все события его жизни милостиво предопределены Господом; шаги его утверждены божественной мудростью. Над нами не довлеет ни рок, ни случай. Каждый наш шаг определен божественной волей. «И Он благоволит к пути его». Бог благоволит к пути праведника так же, как родитель радуется нетвердым шагам своего малыша. Что интересно святому, интересно и небесному Отцу. Бог радуется, видя стремление души к небесам. Иисус пребывает в постоянном общении со святыми, когда они претерпевают скорбь, и с великой радостью утешает их сердца.

24. «Когда он будет падать». Несчастья и страдания могут повергнуть его в прах: он может лишиться всего, как Иов, попасть в темницу, как Иосиф, или оказаться в пучине морской, как Иона. «Не упадет». Но его падение не будет окончательным. Он опустится на колени, но не упадет ниц. И даже если на короткое время это произойдет, он наверняка поднимется. Ни один святой не упадет окончательно. Печаль может повергнуть нас в прах, смерть может низвести нас в могилу, но мы не можем опуститься ниже. Очень скоро Бог выведет нас из бездны и поставит на необозримые высоты. «Ибо Господь поддерживает его за руку». Бог милостиво поддерживает праведника за руку. Он сам приходит к нему на помощь и не вверяет его заботам посредников. Господь дарует нам помощь, даже когда мы падаем. Если благодать не избавит нас от падения, то избавит от пребывания в долине плача. Иов получил вдвое больше, чем имел до страдания, Иосиф стал править Египтом, Иона был выброшен на берег живым и невредимым. Святые поднимаются после каждого падения не потому, что они сильны, мудры или благочестивы, а потому, что Бог поддерживает их и никто не может их одолеть.

25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.

25. «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». Таким был опыт Давида. Я не могу сказать, что его опыт полностью совпадает с моим, ибо мне не раз приходилось оказывать помощь голодным детям добропорядочных и благочестивых людей. Впрочем, это не означает, что псалмопевец не прав. В ветхозаветные времена материальное благосостояние было в большей мере, нежели сегодня, признаком благословения Божьего. Ныне же мы рассматриваем личную веру как лучшее благословение. Бог действительно никогда не оставляет праведников, и это правило не имеет исключений. Дети их очень редко просят хлеба; и хотя это иногда случается в результате распутства, лени или других пороков со стороны детей, тем не менее, это столь редкое явление, что не многие видели его. Зайдите в любой сиротский приют и посмотрите, как мало там детей благочестивых родителей. Зайдите в тюрьму, и вы увидите то же. Наоборот, дети бедных проповедников часто становятся богатыми. Я не стар, но видел на своем веку бедные благочестивые семьи, которые со временем становились богатыми, видел, как Господь награждал верность отцов процветанием сыновей. Посему я считаю, что лучший способ обеспечить своим потомкам безбедное существование — это стать нищим ради Христа.

26. «Он всякий день милует и взаймы дает». Праведные всегда чувствуют побуждение давать. Они процветают не за счет скряжничества, а за счет щедрости. Добрые дела приносят им радость, как и их щедрому Отцу, Подателю всякого совершенного дара. Тем, кто читает в Библии подобные стихи, сложно понять, как скаредные и алчные люди, считающие себя христианами, вообще могут надеяться на спасение. «И потомство его в благословение будет». Бог щедро воздает праведным благословением их потомства. Если дети праведного человека не веруют в Бога, то это результат недосмотра со стороны родителей или какой-то иной их вины. Друг отца — друг семьи. Бог Авраама является одновременно Богом Исаака и Иакова.

27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. 29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь мы видим седьмое повеление. Бог говорит, что нужно делать, а что не нужно. Оно — суть всего псалма.

27. «Уклоняйся от зла, и делай добро». Мы не должны завидовать делателям беззакония, нужно избавляться от их влияния. Как Лот покинул Содом не оглядываясь назад, так и мы должны полностью распрощаться с грехом. С грехом нельзя ни примиряться, ни вступать в переговоры. Мы должны убегать от него безо всякого колебания и намеренно идти в другом направлении. Тот, кто не делает добра, скоро начнет делать грех. «И будешь жить вовек». Обретай непреходящее наследие. Греховные богатства и наслаждения скоротечны, а воздаяние благодати вечно.

28. «Ибо Господь любит правду». Богу нравится воздавать честь тому, кто ее достоин, особенно если праведник был очернен и оклеветан. Очевидно, выправлять кривизны и разрушать замыслы злодеев приносит Богу великое удовольствие. Владыка человеческих судеб воздаст по справедливости и бедным и богатым, и добрым и злым, ибо Он любит правду. «И не оставляет святых Своих». Оставить святых было бы неправильно, и потому этого не будет вовек. Бог верен тем, кого Он возлюбил так же, как Он справедлив к человечеству в целом. «Вовек сохранятся они». Бог заключил с ними непреложный завет и гарантировал им спасение. Что бы ни произошло, святые соблюдаются к спасению в Иисусе Христе и будут жить, потому что Он жив. Как царь хранит свои сокровища, так и Иегова сохранит Свой народ. Как манна была сохранена в золотом сосуде под крышкой завета, хотя в обычном состоянии таяла, так и верные будут соблюдены заветом могущества Христова, жертвой умилостивления. «И потомство нечестивых истребится». Они истребятся как дом Иеровоама и дом Ахава, из которых не осталось в живых ни единой собаки. Неправедное богатство и незаслуженная слава обычно не доживают и до третьего рода; проклятие созревает очень быстро и обрушивается на потомков нечестивцев всей своей силой. Удел нечестивого — суд над всем его домом.

29. «Праведники наследуют землю». Будучи сонаследниками небес с Иисусом Христом, они получат в удел небесный Ханаан, прообраз «земли обетованной», а также все обещания нового завета. «И будут жить на ней вовек». Условия владения могут быть разными, однако само владение будет неотчуждаемым правом святых. Рай — их наследие, и они будут наслаждаться им вовек. Кто откажется быть святым на таких условиях? Кто будет завидовать временным благам нечестивых?

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.

32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; 33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.

30. «Уста праведника изрекают премудрость». Коль скоро псалом был написан с целью противопоставить участь праведников участи нечестивых, псалмопевец должен был привести какой-то критерий для их различения. Уста человека всегда показывают его нрав. Язык говорит от избытка сердца. Как правило, благочестивые говорят к назиданию слушающих: их здравые речи и духовные мысли сочетаются с истинным знанием Бога. Праведность — это мудрость в действии, поэтому все благочестивые люди обладают практической мудростью и изрекают мудрые мысли. «И язык его произносит правду». Он защищает правду, верно судит о вещах и человеческом поведении и предвещает близкий суд Божий, грядущий на всех нечестивых, как было в прежние века. Речи его не безумны, не грубы, не бессодержательны и не богохульны. То, что изрекают наши уста, гораздо важнее, чем многие привыкли думать.

31. «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его». Само совершенство помещено в самую суть человека и производит самые совершенные плоды. Когда сердце человека владеет таким богатством, уста его по вполне понятным причинам изрекают премудрость. Любить святость, иметь святые побуждения и желания, быть всей душой преданным Богу — самый надежный способ достичь великих целей своей жизни и утвердить свои стопы на этом пути, избегнув тем самым серьезных ошибок. Идти прямым путем во время скорби — удел тех, чьи сердца преданы Богу, кто может, как гласит этот отрывок, назвать Бога своим Богом. Политические махинации часто заводят в тупик, приводят к плачевным результатам, а искренность идет прямым путем и достигает своей цели.

32. «Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его». Если бы не справедливые законы, мы очень скоро стали бы свидетелями массовых убийств праведников. Враги постоянно следили за Христом и жаждали Его крови: если Господин испытал ненависть врагов и принял жестокую смерть от рук нечестивых, то Его ученикам не приходится ждать лучшей доли.

33. «Но Господь не отдаст его в руки его». Бог очень часто спасает Своих рабов, а когда тело их все же погибают в этой жизни, Он дает их душе такую радость и мир, что они возносятся в ликовании над могуществом своих гонителей. Какое-то время мы можем пребывать во власти врага, как Иов, однако Господь не оставит нас в его руках. «И не допустит обвинить его, когда он будет судим». Либо время отменит поспешный приговор земного суда, либо вечность аннулирует его обвинения. Праведные будут оправданы в нужное время. На земле мы претерпеваем несправедливое обращение по воле Божьей, ради осуществления Его мудрых намерений, но горькое не всегда будет называться сладким, а светлое не всегда будет именоваться темным. Правда явится в свой срок, и тогда все лицемерное и притворное будет разоблачено, а праведность и истина явлены миру.

34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; 38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.

39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби; 40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

34. «Уповай на Господа». Здесь дано восьмое повеление. Выполнить его — значит совершить поистине великое приобретение. Не торопите приход Господа. Ожидайте Его в смирении как раб, в надежде как сонаследник вечной жизни, в уповании как верующий христианин. Сказать «уповай» гораздо легче, чем это сделать. Тем не менее вера должна это делать. «И держись пути Его». Идите узкою тропой; не стремитесь к богатству и роскоши, дабы не впасть в грех. Пусть вашим девизом будет: «Вперед, вперед, вперед». В усердии не ослабевайте и не сворачивайте с пути Господнего. «Претерпевший же до конца спасется». «И Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю». На земле ты получишь все, что является настоящим благом для тебя, равно как и все небесные благословения. Уделом праведных будет ликование. «И когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь». Какое ужасное зрелище, и какой урок! Какой стимул не завидовать нечестивым! Какое побуждение благодарить Бога! О душа, остановись в безмолвии, и узри страшный конец врагов Божьих!

35. Во второй раз Давид обратился к своему дневнику. Теперь он излагает свои наблюдения в поэтической форме. Нам также было бы полезно вести записи об избавлениях, которые совершил в нашей жизни Господь. «Видел я нечестивца грозного». Он был грозен, правил людьми жестоко и всюду сеял страх; Цезарь в расцвете могущества, Крез в зените славы и богатства. «Расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву». Он добавлял к своему имению новые дома и становился все могущественней. Казалось, он никогда не завянет и не засохнет. Он рос, как дерево на плодородной почве, корни которого никогда не тревожили. Хотя автор не имел в виду никакого конкретного дерева, в качестве иллюстрации мы можем представить себе ветвистый бук или раскидистый дуб. Корни этих деревьев уходят глубоко в почву, но вся их слава окончится опадающими листьями. И хотя какое-то время они затмевает своим величием мелкие растения, прозябающие в его тени, очень скоро дуб или бук услышат удары дровосека. В высоком и ветвистом дереве, считающимся царем всех деревьев, явлена преходящая слава нечестивых. Но еще немного, и мы увидим, как летят щепки и обнажаются корни.

36. «Но он прошел». Нет больше ни дерева, ни человека — ни сына человеческого, ни растения лесного. О, как сильны удары смерти! «И вот нет его». К вящему удивлению мира, могущественного нечестивца не стало, имение его было распродано, дело прогорело, дом опустел, имя его было скоро забыто — и все это за несколько месяцев. «Ищу его и не нахожу». Если нам любопытства ради захочется узнать, где нечестивец сейчас находится, то узнаем, что от него не осталось и следа. Люди вечно помнят даже самых смиренных праведников, и их имена благоухают в Церкви Божьей, а о могущественных нечестивцах и богохульниках уже через несколько лет никто не вспоминает. Те, о ком вчера говорили все, завтра будут вычеркнуты из памяти, ибо только добродетель достойна вечной памяти.

37. «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного». Посмотрев на гибель нечестивых, поразившись их скорому исчезновению, перенесите свой взор на благочестивого мужа и отметьте его благословенную долю. Благочестивые люди достойны нашего внимания и тщательного изучения. Святые — это чудо благодати, на которое стоит взирать постоянно. «Ибо будущность такого человека есть мир». Миротворец получает в наследие мир. Бесконечный мир ожидает в конце пути того, кто шел с Богом. Возможно, путь этот был тернист, но он вел к дому. День верующего может начаться с дождя, продолжиться полуденной грозой, излиться потоками вечернего ливня, но еще до заката небо обязательно расчистится. Битва может бушевать до последнего часа, но скоро она затихнет, и мы не вспомним о ней вовек.

38. «А беззаконники все истребятся». Всех, кто причастен к мятежу, ожидает полное истребление. «Будущность нечестивых погибнет». Дни жизни их сократятся, счастью придет конец, а надежды будут разрушены. Неминуемая кара будет висеть над ними как дамоклов меч. По множеству беззаконий дни их сократятся; коварные не доживут и до половины дней своих. Будущность нечестивых погибнет, а будущность праведных — великое наследие.

39. «От Господа спасение праведникам». Это здравое учение — самая суть Евангелия благодати. Под спасением Давид имел в виду всякое избавление — не только окончательное спасение, ведущее нас во славу, но и избавление от мелких неприятностей на жизненном пути. Все это — дело рук Божьих. Только Он избавляет нас от опасностей. Пусть же те, кого Бог избавляет, воздадут Ему хвалу и славу. «Он — защита их во время скорби». Если нечестивых скорбь губит, то праведных она направляет к могущественному Избавителю, который любит миловать.

40. «И поможет им Господь». Господь будет помогать избранным Своим во всякое время. В самый разгар битвы к нам присоединится великий Союзник со Своим воинством. «И избавит их; избавит их от нечестивых». Как Даниил был избавлен ото львов, так и возлюбленные Божьи будут спасены от врагов. Посему они не должны завидовать нечестивым и падать духом. «И спасет их, ибо они на Него уповают». Залог безопасности святых — вера. Вера — это признак, по которому овцы будут отделены от козлищ. Различие между ними состоит не в заслугах, а в уповании. Кто откажется от пути веры? Истинно верующий в Бога не будет досадовать на кажущуюся несправедливость земной жизни, но будет пребывать в уверенности, что все необъяснимое справедливо, а все сложное ниспослано божественным милосердием. Псалом завершается словами о вере. Они звучат как похоронный звон по всякой безбожной неудовлетворенности, о которой было сказано в начале. Блажен тот, кто может пением благодарных песен вывести себя из дурного расположения духа и ввести в состояние благословенного упования.

Советы проповедникам

Стих 1. Искусство безмятежности.

Стихи 1—2. Частое искушение и двойная защита против него — смерть грешников и их состояние в аду.

Стих 2. Когда и как погибают нечестивые.

Стих 3

1 .Упование помогает святости.

2. Хранение истины ведет к счастливой жизни на земле.

Стих 3. Портрет верующего.

1. Объект его веры.

2. Образ жизни.

3. Место обитания.

4. Восполнение всех его нужд.

Стих 4. Объясните, в чем состоит утешение верующего, каковы желания его сердца и какова связь между его утешением и желаниями.

Стихи 5—6. Благословенная жизнь.

1. Основана на искреннем смирении.

2. Проистекает из веры.

3. Бог являет ее все больше и больше.

4. Кончается в зените славы.

Стих 6. Сладостное утешение оклеветанных. В каком состоянии их репутация сейчас? Кто явит их доброе имя? Доброе имя восстанавливается медленно, но верно. Благословенный исход.

Стих 7. «Покорись Господу». Что? Где? Когда? Зачем? Как?

Стих 7. Мир, терпение, самообладание.

Стих 7. «Покорись Господу».

1. Покорись воле Господа, ибо Его воля всегда совершенна. Бог желает тебе высшего блага.

2. Надейся на любовь Господа и часто размышляй над словами Иисуса: «Возлюбил их, как возлюбил Меня».

3. Надейся на милость Божью.

4. Надейся на Слово Божье.

5. Надейся на отцовство Бога.

6. Надейся на Господа, воплотившегося в Иисусе Христе.

Стих 8. Проповедь для ревнителей и завистников.

1. Оставьте гнев. Гнев — это безумие и грех. Он препятствует нашим молитвам и перерастает в ненависть. Ведет в геенну.

2. Откажитесь от гнева вообще. Покайтесь в нем, противостаньте искусителю, укрощайте свои страсти и т. п.

3. Избегайте всякой зависти, нетерпения, недовольств и т. п., ведущих ко греху.

Стих 9. Кроткие — истинные хозяева земли.

Стих 10.

1. Чего лишается умерший грешник? Имения, удовольствий, славы, целей, надежд и т. п.

2. Куда он попадает?

3. Какова ваша участь в вечности?

Стихи 10—11. Ужас для нечестивых; утешение для праведных.

Стих 11. Наслаждение кротких или «жатва безмятежного ока».

Стих 15. Саморазрушительная сущность зла.

Стих 16. Лучше меньше.

Стихи 16—17.

1. Противопоставление праведного нечестивому.

2. Сравнение их «имений».

3. Предпочтение.

4. Причины такого выбора.

Стих 17 (последняя часть).

1. К кому Бог благоволит.

2. Господь восполняет их нужду — «поддерживает» их.

3. Их исключительное благословение: Бог «поддерживает их» в испытаниях; скорбь не сломит их, но они восторжествуют над ней.

4. Их великий Заступник.

Стих 18. Размышления о божественном всеведении утешают душу. Достояние праведных вечно.

Стих 18.

1. Люди. Непорочные.

2. Время. В земной жизни. Дни их известны Господу.

а) Это знание включает милость и благодать.

б) Господь знает число наших дней.

в) Он знает их содержание.

3. Удел. Достояние пребудет вовек.

Стих 18 (последняя часть). Что такое достояние? Как оно досталось праведным? Как долго оно пребудет с ними?

Стих 19. Добрые слова для скорбных дней.

Стих 21. Денежные операции испытывают характер.

Стих 22. Секрет счастья — Божье благословение. Самое большое несчастье — неудовольствие Божье.

Стихи 23—24.

1. Божье предопределение.

2. Божье благоволение.

3. Божья поддержка.

Стих 24. Временные страдания.

1. Их следует ожидать.

2. У них есть предел.

3. Они приносят свой плод.

4. У нас есть тайное утешение в страданиях.

Возможное. Невозможное. Неотвратимое.

Стих 25. Наблюдения старого человека.

Стих 26. Милостивое сердце праведного, его щедрость и великая награда.

Стих 26. Благословение семени праведного. Что это такое, и что оно исключает.

Стих 27. Активная и пассивная праведность. Ее вознаграждение.

Стих 28.

1. Господь любит праведность.

2. Его верность святым.

3. Их сохранность дважды гарантирована.

4. Гибель нечестивых неотвратима.

Стих 29. Ханаан является образом небесного наследия святых.

Стих 30. Наши уста показывают наше благочестие.

Стих 31.

1. Самое лучшее.

2. В наилучшем месте.

3. Приносит наилучший результат.

Стихи 32—33. Наши враги. Их жестокая ненависть. Наше спасение и оправдание.

Стих 34.

1. Два увещевания:

а) «уповай на Господа»;

б) «держись пути Его».

Уповай и трудись, уповай и ходи путями Господними, приобщайся благодати и отдавай ее другим.

2. Два обещания:

а) «Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю». Наше величие и слава зависят только от Бога.

б) «Когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь». Нечестивые будут истреблены.

Стих 34. Долготерпеливая вера, неотступная святость и обещанное величие.

Стих 34 (последняя часть). Какие чувства испытывает праведник, видя гибель нечестивых?

Стих 34 (последняя часть). Бог истребляет нечестивых.

1. В этой жизни — лишает их имений, богатств и надежд.

2. В смерти — они лишаются всех накопленных благ и удовольствий.

3. В последний день Он лишит их участия в воскресении жизни.

Стихи 35—37. Три незабываемые сцены.

1. Зрелищный спектакль.

2. Неожиданное исчезновение.

3. Радостный исход.

Стихи 39—40.

1. Суть учения о благодати,

2. Опыт праведных, выраженный в двух словах.

3. Главное обещание благодати.

4. Основной признак благодати: «Ибо они на Него уповают».