37. Третий покаянный псалом

Заглавие

«Псалом Давида. В воспоминание». Давиду казалось, что Бог оставил его. Он стал вспоминать свои горести и всем сердцем воззвал к Господу об избавлении. Такое же заглавие мы встречаем в псалме 69, в котором псалмопевец изливал пред Господом свои сетования. Установить конкретный исторический контекст данного псалма едва ли возможно. Он мог быть написан как в воспоминание о личных бедах и горестях Давида, так и для утешения больных и оклеветанных безо всякой связи с его жизнью.

Композиция

Начинается псалом молитвой (ст. 2); далее следуют несколько стихов сетования (ст. 3—9), затем — обращение к небесам (ст. 10); после этого — излияния сердца (ст. 11—15); затем — исполненная надежды мольба к Богу (ст. 16); затем — снова излияние горестей (ст. 17—21). Завершается псалом так же, как начался — прошениями (ст. 22—23).

Истолкование

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

2. «Господи! не в ярости Твоей обличай меня». Я заслужил упрек, ибо я заблудшее дитя, а Ты внимательный Отец. Только обличай меня не в ярости, будь со мной мягким и нежным, хотя грех мой велик. Я могу вынести ярость человеческую, но не Твою. Насколько любовь Твоя сладостна для души моей, настолько гнев Твой убивает мою душу. «И не во гневе Твоем наказывай меня». Наказывай меня, если нужно, ибо наказывать — право отцов, а терпеть — долг сыновей. Но, Боже мой, не превращай жезла Своего в меч и не наноси мне смертельных ударов. Даже если грехи мои разожгли в Тебе пламя гнева, угаси пылающие уголья потоками милости и долготерпения. Не обличай меня как врага и не обращайся со мной как с бунтовщиком. Вспомни Свой завет, Свое отцовство и мою немощь и пощади раба Своего.

3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

3. «Ибо стрелы Твои вонзились в меня». Под стрелами Давид подразумевал телесные и душевные недуги, хотя в большей степени, видимо, последние, ибо нет ничего болезненней и мучительней, чем раны души. Когда Дух с помощью закона производит в человеке осознание грехов, на душе у него появляются глубокие раны, которые не заживают очень долго. Эти стрелы не вынешь ни беспечностью, ни бездумным весельем; их не извлечь рукой самонадеянной гордыни. Господь стреляет так, что стрелы Его не просто вонзаются, но застревают в ране. Сознание грехов проникает в самые глубины человеческого духа, словно стрелы, вонзающиеся в темя. То, что Бог стреляет в Своих возлюбленных детей, может показаться странным, однако на самом деле Он стреляет не в них, а в их грехи. Те, в кого вонзились стрелы Господа в этой жизни, будут спасены от Его гнева в следующей. «И рука Твоя тяготеет на мне». Господь прижал псалмопевца к земле весом Своей могучей десницы, и он лишился покоя и сил. Из этого стиха мы узнаем, что сознание грехов разит как стрела, тяготеет как рука Господня, гноится и терзает как глубокая рана. Те, кто на опыте познал «ужасы Господни», подтвердят истинность этих описаний. Все это действительно так.

4. «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего». Душевное уныние сказывается на физическом здоровье; уныние вызывает множество телесных болезней, но само по себе оно ужаснее любого недуга. Болезнь души отражается на всем теле. Человек начинает терять силы, а это в свою очередь влияет на его душевное здоровье. Одной капли божественного гнева достаточно, чтобы нас стала трясти горячка. «Нет мира в костях моих от грехов моих». Болезнь проникла глубже, до самых костей, и поразила самое твердое, что есть в человеке. Как ужасно, когда человек лишается одновременно и здоровья, и покоя, но ведь именно это и происходит с человеком, осознавшим свой грех, пока Христос не даст ему надежду. Гнев Божий — это огонь, иссушающий силы человека. Он испытывает все его недра. Когда у человека болят кости, он мечется из стороны в сторону в поиске покоя, но не находит его. Он изнемогает от боли, и сознание греха вселяет в его душу великую тревогу, ужас, который сравним, пожалуй, только с ужасами ада.

5. «Ибо беззакония мои превысили голову мою», подобно волнам морским или трясине, засасывающей человека. Ужасы греха превысили мои надежды, силы и саму жизнь. Беспечный грешник считает свои грехи мелочью, а когда совесть его пробуждается, он видит в себе бездну нечестия. «Как тяжелое бремя отяготели на мне». Хорошо, когда грехи лежат на человеке непосильным бременем, когда сознание грехов тяготит нас сверх меры. Данный стих — вопль человека, ощущающего всю гибельность собственных беззаконий, но еще не знающего великой жертвы.

6. «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего». Если ранено тело — человек болеет и может умереть. Если же ранена душа — человек получает жизнь. Совесть наносит нам удар за ударом, пока раны не воспалятся и не загноятся, а разложение души не станет омерзительным. О, каким отвратительным видит себя человек, когда Дух Святой открывает ему посредством закона его порочность и греховность! Хотя в этом стихе Давид на самом деле мог говорить о физической болезни, потому что некоторые болезни именно так и протекают, все же мы склоняемся к мысли, что эти строки в высшей степени образны, поскольку слова «от безумия моего» указывают скорее на нравственное, чем на физическое страдание. Некоторым из нас по опыту известно, что такое презрение к самому себе. Даже худшие из болезней не так отвратительны, как грех. Никакие язвы, раковые опухоли и гноящиеся раны не сравнятся со скверной беззакония. Мы знаем это по собственному опыту и пишем о том, что сами испытали. Мы свидетельствуем лишь о том, что видели собственными глазами. Даже сейчас я содрогаюсь при мысли о том, сколько еще грехов гноится в нашей порочной природе.

7. «Я согбен». Я отягощен скорбью, корчусь от боли и изнываю от осознания своих грехов. «И совсем поник». Я потерял все силы и пребываю в крайнем унынии. Ничто так не лишает человека жизненных сил, как сознание собственного греха и неотвратимости божественного гнева. «Весь день сетуя хожу». Скорбящая душа не знала покоя. Даже когда Давид делал то, что мог сделать, он ходил сетуя, как человек, идущий за гробом, и слова его были словами плача, словно он оплакивал умершего. Для того чтобы лучше понять этот стих, представьте себе восточного человека, который скорбит по умершему. Он облачен во вретище и посыпан пеплом; он сгорбился, сидит в грязи, весь дрожит от плача и изнывает от страданий. Таковы муки грешника, осознавшего свой грех. Таков он не только с виду, но и на самом деле.

8. «Ибо чресла мои полны воспалениями». Болезнь сопровождалась жаром и омерзительными язвами. Так и в духовной жизни: когда наш грех выходит на поверхность, вся внутренность наша начинает пылать огнем. Обратите внимание, как выразительны образы Давида. «Воспаления» в «чреслах»: недуг проник в самые недра человека; человек весь наполнился болезнью. Кто на опыте знает, что такое осознание грехов, тот понимает, о чем идет речь. «И нет целого места в плоти моей». Псалмопевец снова повторил эти слова: Святой Дух постоянно возвращает нас к этой отрезвляющей истине, выбивает из-под наших ног любое основание для самовосхваления и дает нам понять, что в нас, то есть в плоти нашей, не живет ничего доброго.

9. «Я изнемог». Слово, использованное в оригинале, переводится также как «оцепенел» или «окаменел». Вот какие странные и парадоксальные вещи происходят в мятущейся душе и больном теле: в один момент человеку кажется, что он умирает от жары, а в другой — что он цепенеет от холода. Как души в папистском чистилище бросаются из огненной печи в обжигающий лед, так и сердца, объятые мучением, бросает то в жар, то в холод, но нигде они не находят отдохновения. Огненный страх, леденящий ужас, пылающая жажда и ужасающее бесчувствие — все эти ощущения, сменяя друг друга, ведут мятущегося грешника прямой дорогой к смерти.

«И сокрушен чрезмерно». Сокрушен, словно жерновами, растолчен, как зерно в ступе. Тело больного человека выглядит одной изможденной и трепещущей массой, а душа его пребывает в жалком состоянии. «Кричу от терзания сердца моего». Голос печали тяжел и прерывист, часто нечленоразделен, наводит жуть. Сердце знает, как молиться воздыханиями неизреченными; в человеческой речи нет слов, которые могли бы выразить боль души. Но даже когда наша речь больше напоминает рев животного, чем слова человека, милостивый Бог все равно слышит наши вопли. Он слышит сетования сердца и стон души, осознавшей свой грех, и вовремя подает нам помощь. Чем больше мы думаем о словах Давида, сравнивая его переживания со своими, тем более понятными становятся эти ужасные строки. Здесь описан не телесный недуг, а глубокая душевная мука.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

10. «Господи! пред Тобою все желания мои». Если не высказанные, то вполне осознанные. Благословен Бог, Он знает желания сердца нашего, и ничто не сокрыто от Него. Ему известно все то, что мы не в силах выразить. Псалмопевец был уверен в том, что не преувеличил способности Бога, и потому просил небо подтвердить его слова. Добрый Целитель знает симптомы всех наших болезней и видит нечестие, лежащее в их корне. Следовательно, болезни наши будут исцелены. «И воздыхание мое не сокрыто от Тебя». Люди часто не видят печали и скорби других; Господь же видит все. Сокрушенный сердцем грешник нередко пребывает в полном одиночестве, но Господь не оставляет его.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. 12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. 13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.

11. «Сердце мое трепещет». Давид начал говорить о другом горе. Безучастность друзей причиняла ему столько боли, что сердце его едва не разрывалось. Его удары были мучительны и тревожны. Давид уподобился загнанной косуле, трепещущей от страха и готовой к стремительному бегству. Когда душа объята печалью, она ищет человеческого участия и, не найдя его, заставляет сердце учащенно биться. «Оставила меня сила моя». Тяжелая болезнь и душевное уныние лишили Давида сил, и он приготовился к смерти. Осознания греха и отсутствия всякой помощи в отчаянном положении вполне достаточно, чтобы повергнуть человека в объятия смерти, особенно если никто не может сказать ему доброго слова и обратить сокрушенный дух к благословенному Целителю.

«И свет очей моих, — и того нет у меня». Свет очей и тот ушел из его потухших глаз, и душа его лишилась всякого утешения. Те, кто были светом души Давида, бросили его в беде. Даже надежда, этот последний светильник, угасал с каждой минутой. Вот в каком отчаянном положении оказался бедный грешник! Многие из нас были в таком положении и, несомненно, погибли бы, если бы не милость Господа. Теперь, вспоминая о любви и милости Господа, мы видим пользу от того, что собственные силы оставили нас, ибо это побудило нас просить силы у сильного Бога. Благо нам, что свет очей наших погас, ибо свет Господень стал нашей неугасимой надеждой.

12. «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей». Несмотря на все свои заверения в любви и преданности, они отступили от Давида, как только к нему пришла беда, дабы тонущий корабль не увлек их за собой в пучину морскую. Как тяжко смотреть, когда отрекаются друзья, которые первыми должны приходить на помощь. Когда душа глубоко скорбит, даже самые заботливые из друзей не могут понять переживаний страдальца. Как бы они ни старались, они не в силах перевязать ран чуткой совести. О, как велико одиночество души, обличенной Святым Духом! «И ближние мои стоят вдали». Как женщины и друзья Господа стояли поодаль и смотрели на крест, так и мир безучастно взирает на страдание уязвленной души, отказывая ей в помощи. Часто бывает так, что родственники не позволяют человеку искать Христа, еще чаще они проявляют полное равнодушие и очень редко пытаются обратить сокрушенного к Господу.

13. «Ищущие же души моей ставят сети». Увы, часто наряду с внутренними скорбями нам приходится иметь дело с искушениями извне. Коварные враги пытались уловить Давида в свои сети. Будучи не в состоянии низложить его законными средствами, они без зазрения совести прибегли к лукавству. Ставить сети для души — великая подлость, на которую способны только дьявольские приспешники. Но молитва к Богу освободит нас от вражеских сетей, ибо ведомые Духом могут противостать всем искусителям на свете и одержать победу. «И желающие мне зла говорят о погибели моей». Ложь и клевета изливалась из них потоком. Злые языки не умолкали ни на минуту, а коварные сердца порождали ложь за ложью. «И замышляют всякий день козни». Они не останавливались ни днем, ни ночью, злословиям не было конца. Когда они не могли вредить, они злословили, а когда не могли злословить, замышляли козни. Как неумолима лютая злоба! Злонамеренные не могут насытиться ей. Они обходят моря и сушу, лишь бы навредить святым. Они не брезгуют ни трудом, ни затратами: они готовы на все, чтобы стереть праведников с лица земли. Но утешение наше в том, что великий Господь знает о неотступности наших лютых врагов, и в свое время положит конец их коварству, как и ныне Он сдерживает злобу нечестивых.

14. «А я, как глухой, не слышу». Давид закрыл свои уши, и это было смело и мудро с его стороны. Святое пренебрежение злопыхательством — истинные мужество и мудрость. Не слышать слов ненависти и не видеть злобы — великое благо. Псалмопевец также мог иметь в виду, что глухота с его стороны была вызвана тем, что он не мог ответить на насмешки злодеев и чувствовал, что их коварные обвинения отчасти правдивы. «И как немой, который не открывает уст своих». И в этом Давид проявил мужество, став прообразом Господа нашего Иисуса Христа, чье славное молчание перед Пилатом говорило красноречивее всяких слов. Отказаться от самозащиты порой очень трудно, но чаще всего это самое мудрое, что можно сделать.

15. «И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа». Он снова повторил то же самое, чтобы мы обратили на его слова особое внимание и, восхитившись, научились поступать так же. У нас есть Заступник, и потому мы не должны самостоятельно добиваться справедливости. Господь сам обличит наших врагов, ибо у Него отмщение. Нам же надлежит терпеливо ожидать Его суда и находить крепость в тишине и уповании.

16 Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

16. «Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой». Давид предал себя целиком и полностью Судье праведному, и потому душа его была терпелива. Ничто так не успокаивает душу во время скорби, как надежда на Божье вмешательство и упование на силу молитвы. Обратившись от твари к Богу Вседержителю, к тому, кто даровал нам великие и славные обещания, мы найдем неиссякаемый источник утешения в своем уповании. Доброе имя может быть втоптано в грязь, подобно драгоценным жемчужинам, но Господь восстановит доброе имя праведника, и оно засияет, как солнце, когда придет время собирать жемчужины. Пребывай в покое, о оклеветанный раб Божий, и пусть душа твоя сбросит с себя бремя тревог.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. 18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. 19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

17. «И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои». Душа праведного была чувствительна и ранима, он боялся жалящих стрел презрения и злобы. Он опасался, что своим поведением или состоянием может дать нечестивым повод к торжеству. Этот страх побудил Давида молиться и взывать к Богу об избавлении. «Когда колеблется нога моя, они величаются надо мною». Нечестивые замечают даже самые незначительные промахи праведника. Не успел еще благочестивый человек упасть, а враг уже готов разнести его в пух и прах. Одного неверного шага достаточно, чтобы на тебя спустили свору адских псов. С какой осторожностью мы должны избирать свой путь, с какой неотступностью должны молиться о животворящей благодати! Мы, в отличие от Самсона, не желаем стать забавой для врагов, а потому давайте опасаться грехов, чтобы они, подобно неверной Далиде, не лишили нас глаз.

18. «Я близок к падению». Я похож на хромого, на человека с нетвердой походкой. Воистину, это описание подходит ко всем нам. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Как мало христианину нужно, чтобы походка его потеряла твердость: малейшего препятствия достаточно, чтобы сбить его с ног! Здесь говорится, что немощь есть результат скорби и страданий. Страдалец пребывал на пороге отчаяния; он настолько пал духом, что любая мелочь лишала его твердости. Многие из нас на горьком опыте узнали, что значит быть сухим поленом в огненной печи страданий. Это сомнения и колебания, это плач и воздыхания по любому поводу и по любой причине. «И скорбь моя всегда предо мною». Скорбь была рядом, ее не нужно было искать. Она была внутри, и псалмопевец стенал, оплакивая свое тело смерти, ибо оно стало для него проклятием. Сознание грехов гнетет совесть человека непрестанно. Душа человека не приемлет половинчатого мира. Она будет сражаться до тех пор, пока не положит конец вражде. Пока Святой Дух не омыл грехи драгоценной кровью Христа, сокрушенный грешник будет с ног до головы покрыт язвами, которые невозможно ни излечить, ни перевязать, ни смазать целительным бальзамом.

19. «Беззаконие мое я сознаю». Давид отверг клевету врагов, но принял обвинения совести. Исповедь — благо для души. Печаль, производящая в человеке смиренное признание грехов, благословенна; мы должны всем сердцем благодарить за нее Бога. «Сокрушаюсь о грехе моем». Моя исповедь сдобрена солеными слезами. Гораздо полезней исповедовать грехи, питающие скорбь, чем непрестанно оплакивать свои несчастья. Сокрушение по поводу греха не равноценно искуплению; сокрушение — это лишь отношение, с которым мы должны прибегать к Иисусу Христу, Спасителю нашему, примирившему нас с Богом. Положив конец своим грехам, человек скоро увидит конец и всем своим горестям.

20. «А враги мои живут и укрепляются». Каким бы немощным и изможденным ни стал праведник, противостоящее ему зло все равно остается могущественным. И мир, и плоть, и дьявол всегда в действии. Нечестивая троица трудится, не покладая рук, желая погубить нас. Только если бы дьявол заболел, наши вожделения ослабли, а мир вышел на пенсию, мы могли бы ослабить молитву. Впрочем, на это рассчитывать не приходится и мы вынуждены взывать к Богу день и ночь. «И умножаются ненавидящие меня безвинно». Мы вдвойне несчастны, ибо наши враги не только сильны, но и превосходят нас числом во много раз! Злые деяния всегда популярны, сколько бы в них ни было греха. Царство тьмы растет и ширится. Мы с ужасом смотрим, как друзья Иисуса Христа оставляют Его в скорбный час, а враги, напротив, собирают силы в кулак.

21. «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня». Этого следовало ожидать. Может ли благочестивый человек ожидать любви от безжалостных врагов? Хорошо, когда мы можем справедливо обвинить своих врагов в том, что они действуют, как дьявол, который всегда воздает злом за добро. «За то, что я следую добру». Если нас ненавидят по этой причине, то мы можем возрадоваться: своим гневом злодеи неосознанно отдают дань нашей добродетели. Это заявление ничуть не противоречит предшествующим признаниям, ибо человек может чувствовать себя виновным пред Богом, но быть совершенно невинным перед людьми. Одно дело — признать истину, но совсем другое дело — терпеть, когда на тебя клевещут. Даже если Господь наказывает меня справедливо, я все равно могу сказать своему ближнему: «Что ты бьешь меня?».

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

22. «Не оставь меня, Господи, Боже мой!» Сейчас я нуждаюсь в Тебе как никогда. Когда святого осаждают болезни, клевета и грех, он особенно нуждается в помощи небес и непременно получит ее. Он ничего не боится, пока Бог с ним, а Бог с ним всегда. «Не удаляйся от меня». Не лишай меня света Твоей великой и драгоценной любви. Яви себя. Вступись за меня. Дай мне понять, что Ты — милостивый и всемогущий друг, даже если все вокруг покинули меня.

23. «Поспеши на помощь мне». Промедление со стороны Бога было бы равносильно погибели. Бедный проситель находился в отчаянном положении, на пороге смерти, и только скорое вмешательство со стороны Бога могло его спасти. Обратите внимание: скорбь делает наши молитвы настойчивыми. Одним из благословеннейших плодов страдания — новая жизнь наших молитв. Страдания заставляют нас с большей ревностью прибегать к Богу. «Господи, Спаситель мой!» Спасение мое в Боге. Если Бог на моей стороне, то я уже имею спасение. Вера предвосхищает благословенный исход своих молитв: и в этом стихе, Давид начал приписывать Богу славу еще до того, как получил милость. Господь не оставит нас. Благодать Его поможет нам в нужное время, и на небесах мы увидим, что ни одно земное испытание не было напрасным, ни одно страдание — слишком тяжелым. Сознание греха уступит место радости спасения; вместо горя придет благодарность, а благодарность, в свою очередь, перельется в радость неизреченную и славную.

Советы проповедникам

Заглавие. Значение памяти. Святые реликвии. Полезность святых воспоминаний.

Стих 2. Обличение во гневе.

1. Давид заслужил его сполна.

2. Боялся его по понятным причинам.

3. Просил Бога удержаться от гневного обличения.

Стих 2. Прискорбные последствия греха.

Стих 2. Самое горькое из испытаний — гнев Божий. Почему Давид просил Бога удержаться? Как он избежал гнева?

Стих 3. Многих Своих детей Бог наказывает весьма строго, однако любит их от этого ничуть не меньше и не лишает их милости.

Стих 4 (последняя часть). Отсутствие мира — это последствие греха. Только Тот может даровать мир, кто может исцелить грех. Разъясните оба этих момента.

Стих 5 (первая часть). Различное влияние греха на человека. Для глаз грех приятен. В сердце вызывает боль. Кости сокрушает. Разум затмевает.

Стих 5. Исповедание пробудившегося грешника.

Стих 5 (вторая часть). Грех.

1. Его тяжесть — «бремя».

2. Огромная тяжесть — «тяжелое бремя».

3. Невыносимая тяжесть — «отяготели на мне».

4. Даже если он невыносим для меня, Иисусу эта ноша под силу; Он понес его на себе.

Стих 6. Безумие греха. Любая связь с грехом показывает человеческую глупость.

1. Грех ради забавы.

2. Совершение греха.

3. Пребывание в грехе.

4. Сокрытие греха.

5. Оправдание греха.

Стих 7. Сознание греха — скорбное, глубокое, продолжительное.

Стих 7. «Весь день сетуя хожу».

1. Греховное сетование.

2. Допустимое сетование.

3. Облегчение страданий.

Стих 10. Различные желания детей Божьих. Бог слышит их, даже если они не выражены, и обязательно их исполнит.

Стих 10. Всеведение Божье — утешение для падших духом.

Стих 14. Мудрость, величие, сила и трудность безмолвия.

Стих 16. Молитва — плод надежды. Уверенность в ответе Божьем укрепляет надежду.

Стих 18. Господин по имени «Близок к падению». Его родословная, его хворь, его костыли, его исцеление.

Стих 19. Величие смиренной исповеди.

Стих 19. Два дитя благодати: исповедь и сокрушение.

Стих 19 (последняя часть). У этой печали есть достойная причина. Эта печаль благотворна и угодна Богу.

Стих 20. Могущество и ужасное упорство сил зла.

Стих 23. Испытание, трепет, молитва, сила и победа веры.