39. Пророчество о пришествии Мессии

Заглавие

«Начальнику хора». Поручить столь великолепный псалом искуснейшему из музыкантов — самое правильное решение. Для такой великой темы нужна необыкновенная музыка. Как видно из заглавия, псалом предназначался для богослужения, он не был личной песнью Давида, хотя все мысли в нем высказываются от первого лица. «Псалом Давида». Нет никаких сомнений, что автором псалма был царь Давид. Святой Дух вознес псалмопевца к вершинам пророческого предвидения и дал ему откровение об истинном Царе.

Тема

Не вызывает никаких сомнений то, что эти строки говорят о Христе. И хотя мы вполне можем видеть в них одновременно и Давида и Господа, и Христа и Церковь, не искажая при этом общего смысла, тем не менее, такой стереоскопический взгляд опасен тем, что может привести к недопониманию, а потому пусть солнце сияет, даже если звезд при этом видно не будет. Даже если бы в Новом Завете не существовало тому ясных подтверждений, мы все равно должны были бы заключить, что в стихах 7—10 Давид говорил о Господе. Впрочем, апостол не оставил нам никаких вариантов. В Послании к евреям 10:5—9 он написал, что это слова Господа, пришедшего в мир, чтобы творить волю Отца.

Композиция

Начинается псалом благодарением (ст. 2—4). Далее Давид возвещает благость Господа ко всем святым (ст. 5—6). Стихи 7—11: клятва верности Господу. Стихи 12—18: Давид молится об избавлении от многочисленных бед и о поражении врагов.

Истолкование

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

2. «Твердо уповал я на Господа». Твердое упование на Бога было отличительной чертой Господа нашего Иисуса Христа. Сердце Его не знало нетерпения, а уста никогда не произносили опрометчивых слов. Именно долготерпение помогло всемогущему Господу выдержать страдания Гефсиманского сада, суд и издевательства у Ирода и Пилата и крестную муку. Кроткий Агнец Божий не бросил на Своих врагов ни единого гневного взгляда, не произнес ни одного недовольного слова и не предпринял никаких действий, чтобы отомстить Своим гонителям. Он лишь уповал на Бога. В Нем было совершенное терпение, намного превосходящее терпение мучеников, прославивших Бога на кострах. Иов, сидевший в прахе, не сравнится с Иисусом, распятым на кресте. Иисус Христос — царь мучеников. Если единородный Сын Божий терпеливо ожидал спасения, можем ли мы проявлять нетерпение и роптать на Всевышнего?

«И Он приклонился ко мне и услышал вопль мой». Упование Иисуса и членов Его Тела никогда не будет напрасным. Обратите внимание на то, что Бог «приклонился», как если бы Христос взывал к Нему из глубин отчаянья; милостивая любовь спустилась в недра преисподней, чтобы услышать слабые стоны Спасителя. Какое чудо, что Господу Иисусу пришлось взывать так же, как взываем мы, и ждать так же, как ждем мы! Как удивительно, что помощь Божья пришла к Нему только после того, как вера Его была испытана так же, как испытывается наша вера! Молитвы Спасителя на горных склонах Иудеи и в Гефсиманском саду — иллюстрация к этому стиху. Сын Давидов был низведен на самое дно преисподней, однако восстал из праха и восторжествовал. И ныне Он учит нас вести войну так, чтобы одержать славную победу. Вооружимся же Христовыми мыслями и будем вести священную войну, облекшись во всеоружие терпения, молитвы и веры.

3. «Извлек меня из страшного рва». Господь, принявший на себя проклятие нашего греха, был ввергнут в пучину отчаяния, словно пленник в мрачную и страшную темницу. Из ее глухих и зловещих коридоров доносился звук текущей воды, а над головой слышалась тяжелая поступь безжалостных врагов. Господь как будто оказался в страшном рве: Он был забыт всеми людьми, заточен в оковы мрака, ужаса и отчаянья. Но Бог вознес Его из тьмы и уничижения, и Он покинул бездну ада, в которую был ввергнут за наши беззакония. Тот, кто стал залогом нашего спасения в безнадежной ситуации, наверняка избавит нас от меньших скорбей.

«Из тинистого болота». Страдалец не мог найти опоры стопам Своим; Он падал и погружался в трясину. Давид описал это так, как будто Господь был не только отягощен возложенным на Него бременем, но и лишен всякого утешения в Своих скорбях. Ничто не облегчало Его путь. Если мы поставим человека на твердую землю, то ему легче будет нести свою ношу. Но оказаться посреди трясины, тинистого болота — двойное испытание. О читатель, смиренно возблагодари драгоценного Искупителя, который ради твоего спасения лишился всякого утешения и был со всех сторон окружен отчаяньем. Смотри, как благодарен Он был за то, что Бог поддержал Его среди скорбей и страданий, и присоединись к хвалебной песне, если и ты испытал помощь Господа.

«И поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои». Искупитель свершил Свой труд. Ныне Он стоит на твердом основании Своей исполненной миссии. Бог избавил Его от страданий навек, и славному царству Его нет конца. Какое утешение знать, что Господь и Спаситель Иисус Христос стоит на твердом основании и все, что Он делает для нас, незыблемо. Деяния Его любви тверды и непоколебимы, и ничто не может им помешать, ибо Бог навеки утвердил стопы Сына Своего. Воистину, Он может спасти всех приходящих через Него к Отцу, ибо Он вовеки живет, чтобы ходатайствовать за них перед небесным престолом. Иисус Христос — истинный Иосиф, освобожденный Богом из темницы, чтобы быть Царем над всем миром. Какое великое утешение знать, что если нас, как некогда Иисуса Христа, бросят в страшный ров позора и скорби, то мы верой вознесемся на твердое основание божественной милости и верности.

4. «И вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему». После пасхи, перед самым страданием, Господь Иисус Христос воспел один из самых величественных старинных гимнов; но что это в сравнении с той музыкой, которая звучит в Его сердце ныне, когда Он стоит посреди искупленного народа? Что за песнь поет Он радостным сердцем вместе с хором святых? Ни песнь Мариам, ни торжественный гимн Моисея, ни на секунду не могут сравниться с этой новой песней. Восстановленная справедливость, победоносная благодать, побежденный ад, прославленные небеса, сраженная смерть, дар бессмертия, умерщвленный грех, ослепительная праведность — вот о чем воспоет Господь в тот день, когда станет пить с нами новое вино в Царстве Отца Своего! Мысль о предлежавшей Ему радости ободряла Его еще на земле; именно она помогла Ему претерпеть страдание. «Богу нашему». Богу Иисуса Христа, Богу Израиля, «моему и вашему Богу». О, как же мы прославим Его тогда! Солистом в этом небесном хоре будет Христос; вслед за Ним священное воинство, искупленное кровью, воспоет аллилуия, и звуки хвалы вознесутся к престолу Божьему.

«Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа». Бессчетное количество народа увидит муки и победу Христа; они вострепещут от мысли о том, что отвергли Его, и по благодати Божьей получат дар веры и станут уповать на Господа. Такова награда Господа нашего. Именно эта надежда делает проповедников дерзновенными, а работников упорными. Читатель, принадлежишь ли ты к числу искупленных? Узри путь спасения: это и зрелище, и страх, и упование! Знаешь ли ты, какое благословение ощутит твоя душа, если ты постоянно будешь видеть перед собой Господа, бояться Его и возлагать на Него упование? Упование на Бога — это подтверждение, нет, сущность нашего спасения. Истинный верующий воистину искуплен от власти греха и сатаны.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.

5. «Блажен». Такое же восклицание, как и в первом псалме: «О, как счастлив!..» Благословения Божьи поистине велики: «Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен». «Человек, который на Господа возлагает надежду свою». Обещания даются по вере. Искреннее упование на Бога — безошибочный признак блаженства. Даже если человек беден как Лазарь, презираем как Мардохей, болен как Иезекия, одинок как Илия, никакие скорби по плоти не могут исключить его из числа блаженных, если только он верой держится за Господа. Но даже самые богатые и самые преуспевающие из людей прокляты, если у них нет упования.

«И не обращается к гордым». Гордецы ожидают, что все вокруг должны перед ними преклоняться, как если бы в Израиле снова был введен культ золотого тельца. Однако верующие слишком любят Бога, чтобы поклоняться денежным мешкам и пресмыкаться перед показным величием. Они преклоняются перед смирением и благостью, тогда как напыщенная самонадеянность не вызывает у них никакого восхищения. Примером подобного отношения стал для нас Господь Иисус Христос. Он никогда не льстил царям и великим мира сего, никогда не воздавал честь бесчестным. Он никогда не благоволил надменным и гордым.

«И к уклоняющимся ко лжи». Всякая ересь и всякое идолопоклонство — ложь так же, как любостяжание, мирская суета и погоня за удовольствиями. Горе тем, кто следует лжи. Господь Иисус Христос есть истина, отец лжи не имеет с Ним части. Мы не должны почитать ни отступников, ни приспособленцев, ни лжеучителей. Все они — порочная закваска, и чем дальше мы уходим от них, тем лучше. Блаженны те, кого Бог хранит от заблуждений, как в вере, так и в делах. Согласно этому стиху, многие внешне удачливые люди на самом деле прокляты, ибо с готовностью поклоняются кошелькам, экипажам и большим доходам. Им не важно, кому все это принадлежит: распутникам или святым, безумцам или философам. Воистину, если бы сам сатана ездил на великолепном экипаже и жил как большой вельможа, очень многие искали бы с ним знакомства.

6. «Много соделал Ты, Господи, Боже мой». Творение, провидение Божье и искупление полны чудес, как море полно жизни. Псалмопевец обращает наше внимание, главным образом, на великие чудеса креста. Искупление, добытое на кресте, осуществило множество целей и намерений Божьих. Плоды крестной смерти бесчисленны, благословения креста простирают свои лучи дальше, чем лучи солнца. Крест даровал нам бесчисленные чудеса благодати: усыновление, прощение, оправдание и множество чудесных проявлений божественной любви. Обратите внимание, что Господь Иисус назвал Бога Своим: «Боже мой». Таким образом, Человек Иисус Христос принял для себя и для нас обещания Бога нового завета. Пусть личные отношения с Богом и жажда общения с Ним всегда остаются нашим главным сокровищем.

«О чудесах и помышлениях Твоих о нас». Бог совершает Свои дела только после предварительного обдумывания; Божьи мысли всегда идут рука об руку с Его делами. Все помыслы Господа об избранных благи и милосердны. О, как многочисленны, чудесны и практичны добрые мысли Господа о нас! Подумай о них, дорогой читатель, ибо такие сладкие мысли никогда еще не занимали твой ум. Божьи мысли о тебе многочисленны; пусть же и твои мысли о Нем не будут скудны! «Кто уподобится Тебе!» Мысли Твои бесчисленны, их невозможно счесть. Человеческий ум не может ни измерить, ни систематизировать мысли Господни. Так и должно быть, ибо сказано: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Нет такого лабиринта, в котором можно было бы потеряться так же, как в разных проявлениях Божьей любви. Быть пораженным, побежденным, сраженным неотразимой любовью Божьей — что может быть слаще?

«Хотел бы я проповедовать и говорить». Воистину, язык мой и уста мои говорили бы во всякое удобное время. «Но они превышают число». Человек не в силах их сосчитать. Мысли о вечности, о грехопадении, об искуплении, об обращении, о прощении, о сохранении веры, о совершенствовании, о вечной награде — слишком много мыслей, их невозможно перечислить все. Величие милости Божьей невообразимо, его не оценить. Но даже если мы не можем возвестить всех дел Господних, пусть это не заграждает нам уста, ибо Господь Иисус Христос часто говорил о милосердии Отца небесного и тем самым подал нам пример.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: 9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. 11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

7. Далее следует один из самых удивительных фрагментов Ветхого Завета, фрагмент, в котором мы видим Сына Божьего не через тусклое стекло, а прямо перед собой.

«Жертвы и приношения Ты не восхотел». К жертвам как таковым и прочим обрядовым приношениям закона Господь Бог не благоволил. Ни кровавые возлияния, ни благовоние хлебного приношения не могли удовлетворить Господа. Он не хотел ни тельцов, ни козлов, ни пшеницы, ни вина, ни масла. Все эти жертвы имели лишь символическое значение, но когда явился Христос, они потеряли всякую ценность, как свечи становятся бесполезными при свете солнца.

«Ты открыл мне уши». Господь с готовностью исполнял волю Своего Отца. Они не были, как колодцы Иакова, засыпаны филистимлянами; голос Отца мог свободно проникать до глубин Его души. Главная мысль этого стиха — полная покорность Господа воле Отца. Возможно, здесь имеется в виду следующая ветхозаветная традиция: «Но если раб скажет: люблю господина моего… не пойду на волю… то пусть господин его… поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Проколотое ухо, как знак беззаветной преданности раба своему господину, является образом верности благословенного Господа делу Своего Отца и Его любви к детям Божьим. Господь всецело посвятил себя служению рабам Бога ради нашего блага и славы Отца. В Септуагинте этот фрагмент звучит так: «Но тело уготовал Мне». Именно его процитировал Павел в Послании к евреям 10:5. Откуда взялось такое прочтение, сказать трудно, однако коль скоро оно получило признание апостола, то и мы не почитаем его ошибочным, но рассматриваем как одно из возможных прочтений. Так или иначе, здесь мы видим единородного Сына Божьего, приходящего в мир ради исполнения воли Отца. Он пришел в реальном физическом теле и реальной жизнью и смертью положил конец всем символам ветхозаветного закона.

«Всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал». Еще две разновидности жертвоприношений. Таким образом, Бог отверг также жертвы благодарения и приношения за грех. Ему не нужны были ни жертвы от всего народа, ни жертвы от отдельных людей. Какой смысл приносить в жертву символы, когда присутствует сама реальность? Отсюда мы узнаем, что Господу Богу наше послушание важнее, чем тщательное исполнение обрядового закона, и что искупление мы получаем не в результате скрупулезного следования обрядам, а благодаря послушанию нашего великого Заступника.

8. «Тогда я сказал». Когда стало совершенно ясно, что ни жертвы, ни другие приношения не могут помочь роду человеческому, когда стало очевидно, что символов искупления не достаточно, Господь Иисус пришел нам на помощь лично. О, благословенные слова: «Тогда я сказал»! Господи, даруй нам всегда слышать такие слова и насыщаться ими, ибо только Ты мог их произнести. «Вот, иду». Взирайте, небеса, земля и преисподняя! Это зрелище достойно самого пристального внимания. Смотрите с благоговением: невидимый Бог нисходит на землю в подобии плоти человеческой, младенец Эммануил спит на груди девы! Эммануил никого не посылал, но пришел на землю сам. К нам явился истинный Бог; Божество во всем Своем величии оставило небесные чертоги и спустилось в долину плача. Господь явился к нам вовремя, в назначенный час. Со священной готовностью Он пришел принести себя в жертву.

«В свитке книжном написано о мне». О смерти Сына было предначертано в вечном повелении Божьем. В таинственном свитке предопределения, разворачивающемся согласно божественной воле, был начертан завет, по которому Бог должен был прийти на землю при наступлении полноты времен и исполнить то, чего не могли исполнить тельцы и козлы. Какая великая честь, что наши имена записаны в книге жизни, и какое благословение, что список начинается именем Иисуса Христа! Господь исполнил Свой древний завет в точности, тем самым научив нас держать свое слово. Если мы что-то пообещали, то мы должны во что бы то ни стало исполнить обещанное.

9. «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой». Только Господь Иисус мог исполнить волю Божью полностью. Заповедь слишком широка, чтобы мы, немощные существа, могли исполнить ее надлежащим образом. Христос же не просто исполнил волю Бога, но и желал это сделать всем сердцем. Он жаждал исполнить этот труд еще прежде создания мира. Будучи на земле, Он страдал и испытывал нужду, доколе не пришло время крещения огнем, которым Он возвеличил закон. Даже в Гефсиманском саду Господь отрекся от Своей воли в пользу воли Отца. Здесь мы видим сущность послушания, а именно, добровольное посвящение себя Богу. Послушание Господа нашего полностью удовлетворяет этому условию. Несмотря на безмерные страдания, Господь нашел радость в поручении, которое Ему было дано, как и сказано: «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление».

«И закон Твой у меня в сердце». Послушание Христа не было лишь внешним и формальным; Он посвятил себя Отцу полностью, ходил в святости, а исполнение воли Отца насыщало Его, как пища. Каждый из нас должен иметь в сердце такую же любовь и ревность, а иначе мы не истинные ученики. Богу не угодны служители, не испытывающие радости от своего служения, не жаждущие закона Божьего всем сердцем. Пусть же благочестивый читатель восхитится искренней радостью Господа, побудившей Его принести себя в добровольную жертву.

10. «Я возвещал правду Твою в собрании великом». Иисус проповедовал нравственную чистоту и непорочность и постоянно возвещал о праведности Божьей. Вся жизнь Господа нашего была непревзойденной проповедью, которую миллионы слушают до сих пор. Каждый день Своего земного странствования Он возвещал всю волю Божью. Господь ясно и недвусмысленно говорил о замысле Отца. Он открыто учил в храме и не стыдился быть верным и истинным свидетелем Божьим. Он был величайшим евангелистом, царем странствующих проповедников и вождем уличных миссионеров. О служители Божьи, не прячьте свои светильники, но возвещайте другим то, что Бог открыл вам. Особенно же свидетельствуйте своей святой жизнью и подвизайтесь за правду в слове и деле.

«Я не возбранял устам моим. Ты, Господи, знаешь». Господь не боялся ни людей, ни трудностей — это не мешало Ему говорить. Он увещевал «во время и не во время». Бедные слушали Его, правители внимали Его упрекам, мытари восторгались Его словами, а фарисеи неистовствовали — все, так или иначе, слышали от Него истину с небес. Хорошо, когда испытанный верующий свидетельствует перед Богом, что он, не стыдясь, провозглашал всю волю Божью. Не сомневайтесь: если мы не постыдились своего исповедания, то и Он не постыдится признать нас Своими. Не удивительно ли, что Сын Божий молился так же, как молимся мы, и просил Бога о том, о чем просят Его верные служители! Воистину, Он должен был «во всем уподобиться братиям».

11. «Правды Твоей не скрывал в сердце моем». Напротив, «никогда человек не говорил так, как этот Человек». Господу был хорошо известен замысел спасения, и Он возвещал его ясно и во всеуслышание. Великий Наставник излил глубины Своего сердца в красноречивых притчах и увещеваниях. Учение о праведности по вере было изложено Им удивительно просто и недвусмысленно. Он ясно истолковал как закон, так и Евангелие. «Возвещал верность Твою и спасение Твое». Господь много раз говорил о том, что Бог верен Своим обещаниям и что спасение дается людям по благодати; эти две темы удивительным образом переплелись в возвещенном Им Евангелии. Особая суть этого Евангелия состоит в том, что Бог, будучи верен сам себе, Своему закону, тем не менее, спас грешников. Неизменная верность Божья — радость и утешение всех последователей Господа.

«Не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим». Господь Иисус не утаил от великого собрания ни милости, ни строгости Божьей. Великий апостол нашего исповедания возвестил нам всю волю Отца. Он никогда не проявлял малодушия; никогда голос Его не дрожал от нерешительности. Едва ли можно обвинить в греховном молчании Того, кто, будучи двенадцатилетним отроком, разговаривал в храме с учеными мужами, проповедовал пяти тысячам и в последний день праздника свидетельствовал перед великим множеством народа в Иерусалиме. Он готов был провозглашать имя Божье во всякое время. Господь хранил безмолвие, когда это соответствовало древнему пророчеству или было продиктовано благоразумием, но в прочих обстоятельствах проповедь Царства была Его насущным хлебом; Он не скрывал ничего, что могло бы принести пользу ученикам. Именно на этот момент указывал Он, обращаясь к Богу в день Своего страдания. Он был верен Своему Отцу и просил Отца о том же. Пусть же каждый из нас, кто не возвещает волю Божью всей своей жизнью, содрогнется при мысли о том, что в день своего страдания он едва ли сможет представить Богу подобный довод.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне. 15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!» 17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!» 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

12. «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня». Увы, на короткое время, пока Господь висел на древе проклятья, щедроты Божьи были удержаны от Него. Перед страданием Христос молился о поддержке Божьей, и явление укрепившего Его ангела было исчерпывающим ответом на Его молитву. Бог уже посылал ангелов на помощь Своему Сыну, когда Тот был в пустыне, и теперь, готовясь войти в долину смертной тени, этот праведный, преданный Богу и испытанный муж вознес Отцу святую и исполненную жалости молитву о милости. Он никогда не утаивал истины Божьей и просил, чтобы Отец не удерживал от Него Своих щедрот. В оригинале этот стих звучит скорее как исповедание веры в то, что Бог не откажет Ему в помощи. Впрочем, как бы мы ни восприняли данный стих — как молитву или как исповедание веры — он в любом случае полезен тем, для кого страдания Господа являются примером, и показывает, насколько Он «уподобился братиям». «Милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно». Всю земную жизнь Господь возвещал как милость, так и истину Божью, и теперь желал испытать их в Своей жизни. Он просил Бога сохранить Его в день злой и спасти от врагов и напастей. Сердце наше исполняется любовью к Господу, когда мы слышим Его «сильные вопли и слезы», направленные к «Могущему спасти Его от смерти». О Господь Иисус, в минуты душевного борения мы будем вспоминать Тебя.

13. «Ибо окружили меня беды неисчислимые». Беды обступили Господа со всех сторон; наш великий Заступник был осажден горестями. Насколько неисчислимы были наши беды, настолько велики были Его горести. Как мы не могли найти выхода из наших беззаконий, так и Ему не было спасения от скорбей, уготованных нам. Зло наступало на Господа отовсюду, но в Его сердце оно не нашло приюта. «Постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу». В Нем самом не было греха; на Него были возложены наши беззакония. Он принял их и понес как Свои. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Спаситель по-настоящему взял наш грех, и он произвел в Нем такой ужас, что Он не мог взглянуть в лицо Богу, так как был отягчен чрезмерно. О грешник, где бы душа твоя оказалась в вечности, если бы великий Заступник не согласился взять на себя твой грех? «Господь возложил на Него грехи всех нас». О бездна великой любви, возложившей на плечи Безвинного наши беззакония, дабы Он претерпел ужас, уготованный тем, кто осознал свой грех! «Их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня». Удары божественного правосудия были бесчисленны, и сердце Спасителя не выдерживало их тяжести. Он был изможден настолько, что с чела Его струился кровавый пот. Силы оставили Его, Он был подавлен и объят мукой.

14. «Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне». Как трогательно, как смиренно, как жалобно взывал Христос к Своему Отцу! Мы содрогаемся, когда думаем о том, что эти слова были произнесены самим Господом. Он просил не столько о том, чтобы чаша миновала Его вообще, сколько о том, чтобы Отец укрепил Его в страданиях и избавил в нужное время. Он искал и избавления, и помощи; более того, Он просил о помощи скорой, как и мы просим Бога о скором вмешательстве. Разве в этом Господь не уподобился «братиям»? Заметьте, что Бог услышал Господа нашего за Его благоговение, ибо после Гефсиманского сада Он мужественно претерпел страдание, достойное славы не меньше, чем сама победа.

15. «Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!» Не важно, воспринимаем ли мы эти слова как прошение или как пророчество, силы греха, смерти и ада будут посрамлены, когда их злоба в конце концов обратится им же на погибель. Сатана был навеки посрамлен, когда его попытки уничтожить Спасителя обратились на его же голову. Ныне вражеское сборище постыжено и повержено в прах, ибо Господь Иисус Христос разгромил Своих врагов на всех фронтах и обратил их мудрость в безумие.

«Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!» Воистину так. Воинство тьмы потерпело сокрушительное поражение и ныне предано на вечное посмеяние. Как злорадствовали сердца их при мысли о скорой гибели семени жены, но Распятый одержал верх. Назарянин предал их осмеянию, умерший Сын Человеческий смертью смерть попрал. Да будет имя Его благословенно вовеки веков!

16. «Да смятутся», или смутятся. Как Христос пребывал в смятении во время Своего страдания, так и враги Его пусть исполнятся отчаянья, когда Он поразит их рукою крепкой. Смущение, посеянное в сердцах злых духов и злых людей их же ненавистью, злобой, недовольством, ревностью и отчаяньем, будет им справедливой карой за то, что они не проявили жалости к Господу, когда Он оказался в их руках. «От посрамления своего говорящие мне: „хорошо! хорошо!»» Как злобный враг измывался над Господом! Награда ему — стыд и посрамление! Посрамляется ли имя Господа ныне? Господь отомстит врагам Своим неисчислимыми бедами и погибелью. Иисус Христос — кроткий Агнец для всех, кто ищет милости через Его жертву. Ненавистники же пусть трепещут — ибо Господь есть Лев из колена Иудина: «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» Иудейские начальники торжествовали и кивали головами, говоря: «Хорошо, хорошо», но когда по улицам Иерусалима потекли реки крови, когда храм был разрушен до основания, тогда дом их пришел в запустение и кровь последнего из пророков, как они и желали, обратилась против них и детей их. О неверующий, если ты читаешь эти строки, то бойся преследовать Христа и народ Его, ибо Господь воистину отомстит за избранных Своих. Злорадство обойдется тебе слишком дорого. Трудно тебе идти против рожна.

17. «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя». Господь сошел с горы Гевал, поднялся на гору Гаризим и произнес благословения над Своим народом. Обратите внимание, кого Он назвал благословенным. Не всех, а только некоторых: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Господь молил об ищущих Его: о меньших в Царствии Божьем, о младенцах в небесной семье, о тех, чьи желания искренни, молитвы проникнуты жаждой, а сердце полно стремления к Богу. Пусть все ищущие Бога радуются, услышав это слово! Какая великая благодать: в час жесточайшей скорби Христос вспомнил о Своих овцах! И чего же Он просил для них? Двойной радости. Он желал, чтобы радость их была совершенна и безмерна — именно поэтому псалмопевец повторился: «Радуются и веселятся». Господь примирил нас с Богом Своей смертью, желая сделать всех ищущих Бога счастливыми и даровать им то, чего жаждало их сердце. Глубина Его скорби была соразмерна Его желанию видеть народ Свой счастливым. Он стенал, чтобы мы пели, истекал кровавым потом, чтобы помазать нас елеем радости.

«И любящие спасение Твое да говорят непрестанно: „Велик Господь!»» Распространение славы Божьей людьми, чьи сердца исполнены благодарности и торжествуют о спасении, — еще один плод крестной смерти Спасителя. Желание Господа должны быть нашим ориентиром; если мы любим спасение Божье всем сердцем, то должны устами провозглашать Его славу, явленную в нашем спасении. Пусть хвала не умолкает. Насколько сердце согрето радостью, настолько уста должны хвалить Бога. Если мы не можем совершить всего необходимого для распространения Царства Божьего, то должны, по крайней мере, жаждать его пришествия и приближать его в своих молитвах. Давайте же каждым вздохом и биением сердца провозглашать славу Божью. Искупитель желал, чтобы в результате принесенной им жертвы народ Божий был бы посвящен на служение славословия. Предлежавшая Ему радость состояла в прославлении Бога Своей жертвенной смертью.

18. «Я же беден и нищ». В заключение муж скорбей произнес еще одну молитву, назвав себя бедным и нищим. «Но Господь печется о мне». Эта мысль услаждала святое сердце великого Страдальца. Когда мы думаем о Божьей заботе, это приносит нам радость, ибо Господь милостив к нам всегда, и внимание Его неистощимо. Господа оставили Его ученики и друзья, но Он знал, что Отец все равно заботится о Нем, и это поддержало Его в час скорби. «Ты — помощь моя и избавитель мой». Христос уповал исключительно на Бога. О, если бы все верующие подражали твердой вере великого Апостола и Первосвященника, претерпевшего бесчисленные скорби и мрак отчаянья! «Боже мой! не замедли». Над Ним нависла неотвратимая угроза, положение Его было отчаянным, и Он не мог вынести промедления со стороны Отца. Ответ пришел незамедлительно: к Нему явился ангел и укрепил Его. Христос поднялся с молитвы исполненным мужества и готовым встретить врага лицом к лицу. Господи Иисусе, во всех наших испытаниях даруй нам Свою драгоценную веру, дабы мы, уподобившись Тебе, всегда и во всем побеждали!

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Моя роль — молиться и ожидать.

2. Роль Бога — милостиво отвечать на молитву.

Стих 3.

1. Глубина Божьей любви к Своим детям. Она находит их в страшном рву или тинистом болоте.

2. Высота любви Господней. Он извлек меня из тинистого болота и поставил на камне ноги мои.

3. Широта любви Господней утвердила стопы мои, вернула мне благоволение Божье, убедила в том, что Бог был со мной даже в испытаниях. Он всегда был верен мне, хотя я не всегда был верен Ему.

4. Сила Его утвердила стопы мои. После каждого падения я становлюсь сильнее.

Стихи 3—4. Положение грешника и спасение по благодати.

Стихи 3—4. Одним Своим деянием Господь добывает нам спасение, уничтожает наших врагов и созидает Церковь.

Стих 4. Новая песнь, певец, учитель.

Стих 5 (вторая часть).

1. Кто уклоняется ко лжи: атеисты, паписты, и все, уповающие на собственную праведность и любящие беззаконие.

2. В чем состоит их безумие: отвернулись от Бога и истины, обратились ко лжи, ведущей к погибели.

3. Как уберечься от подобного безумия: изберите истину, общайтесь с честными людьми, и главное — служите Господу.

Стих 6.

1. Бог действует в Своем народе и на благо Своего народа. К деяниям Божьим относятся: сотворение мира, поддержание его жизни, искупление святого народа, а также благодатное действие в них Святого Духа.

2. Дела Господни чудесны: своим многообразием, своей способностью удовлетворять нужды святых, могуществом.

3. Они — результат заботы Божьей. Они не случайны. Каждая дарованная нам милость соответствует какой-то благой мысли Божьей о нас.

4. Помыслы Божьи бесчисленны. Если бы мы увидели все милости Божьи к народу Своему и Его чудные дела на благо каждого из нас, они были бы бесчисленны как песок морской.

Стих 7. Здесь Давид говорит не от своего лица, от лица Сына Давидова. Это — ответ на чудные дела Божьи и Его бесчисленные помыслы на благо человека.

1. Бесполезность жертв. Жертвы и всесожжения, предписанные законом, не могли искупить.

а) Когда их следовало приносить? В промежуток между Адамом и Христом.

б) Когда они стали бесполезны?

в) Какова их польза в Ветхом Завете?

2. Необходимая жертва. Жертва, принесенная на Голгофе,

а) удовлетворяла требованиям божественной справедливости, мудрости, верности, любви, славы и чести;

б) была необходима человеку, чтобы он обрел спасение и уверенность в спасении;

в) была необходима для установления нравственного владычества Бога во всей вселенной.

3. Кто был принесен в жертву? «Ты открыл уши мне». Эти слова Христа указывают на то, что

а) Он знал, какая жертва нужна, и

б) сделался жертвой во славу Божью.

Стих 7. «Ты открыл уши мне». Готовность слышать Бога, целеустремленность, совершенство послушания и полнота посвящения.

Стихи 7—9. Бог делает нас способными слышать Его слово, исповедовать, любить и хранить его.

Стих 8.

1. Время пришествия Христова. «Тогда сказал я». Христос пришел: когда старая система жертвоприношений исчерпала себя, когда должны были исполниться древние пророчества, когда человеческая мудрость достигла своего предела, когда мир находился во власти одной империи.

2. Замысел пришествия Христова. «В свитке книжном написано о мне».

а) Две природы во Христе.

б) Его учение.

в) Праведность жизни.

г) Смысл смерти.

д) Воскресение и вознесение.

е) Установление Царства.

3. Добровольность Его жертвы. «Вот, иду». Христос пришел на землю по доброй воле, хотя и был послан Отцом.

Стих 9. «Желаю исполнить волю Твою, Боже мой».

1. Исполнение воли Божьей подтверждается фактом нашего спасения.

2. Воля Божья видна в замысле спасения. Все совершалось, совершается и будет совершаться в соответствии с этим замыслом.

3. Воля Божья видна в осуществлении нашего спасения: Бог послал Сына Своего в мир как Посредника и жертву умилостивления, а также как исполнителя закона и Главу Церкви.

Стих 10. Здесь говорится о Господе.

1. Великий проповедник.

2. Великая тема проповеди.

3. Великое собрание.

4. Великая преданность проповеди.

Стих 11 (первая часть).

1. Праведность, присущая Богу.

2. Праведность, заповеданная Богом.

3. Праведность, дарованная Богом.

Стих 11.

1. Проповедник должен возвещать всю волю Божью

а) о праведности закона и Евангелия;

б) о благодати Господа;

в) обо всех аспектах истины.

2. Он не должен

а) давать половинчатых объяснений;

б) заменять одну истину другой;

в) говорить о букве, пренебрегая духом.

Стих 12. Молитва о щедрости Господней и Его заступничестве. Истинное богатство — дар благодати Божьей и плод Его милостивой заботы. Любовь и верность Бога — самая надежная защита.

Стих 13. Сравните стих 13 со стихом б — число наших грехов с неисчислимыми помыслами любящего Бога о нас.

Стих 14.

1. Молитва, полная веры — избавь меня, помоги мне. Псалмопевец ищет избавления и помощи только у Бога.

2. Ревностная молитва — поспеши на помощь мне.

3. Смиренная молитва — благоволи Господи, если Тебе угодно.

4. Неотступная молитва. Помоги мне — псалмопевец усердно содействовал своему спасению.

Стих 17 (вторая часть). Кто может произносить эти слова? Что они означают? Почему они подобают ищущим Господа? Почему они должны быть непрестанны?

Стих 18. Смирение псалмопевца и его твердая вера. Смиренное «я же» и славное «но Господь». Благословенная молитва.

Стих 18. «Но Господь печется о мне». Удивительное снисхождение со стороны Бога, а также:

1. Обещанное благословение.

2. Практическое благословение — Господь восполняет наши нужды, защищает, направляет, освящает и т. п.

3. Драгоценное благословение — благие помыслы Божьи и Его неистощимая благодать.

Стих 18.

1. Чем меньше мы думаем о себе, тем больше Бог думает о нас.

2. Чем меньше мы уповаем на себя, тем больше мы можем уповать на помощь Божью.

3. Чем настойчивей и ревностней наши молитвы, тем скорее Бог явит Свою помощь.