42. Не унывай, а уповай

Тема

Композиционное сходство сорок первого и сорок второго псалмов наводит некоторых исследователей Библии на мысль о том, что когда-то они составляли одну песнь и по ошибке были разделены. Однако подобные теории об «ошибках» в Библии всегда опасны. В данном случае эта гипотеза беспочвенна. Для чего нужно было разбивать псалом? Если бы сорок второй псалом когда-то действительно был частью сорок первого, то их никогда не разделили бы ввиду их сходства. Не легче ли предположить, что какие-то люди, вообразив себя мудрецами, ошибочно объединили эти псалмы в некоторых манускриптах? Нам кажется, что сходство псалмов объясняется тем, что автору нравился стиль сорок первого псалма, и он написал сорок второй в той же манере, сделав его своего рода дополнением к предыдущему. Будучи дополнением, псалом не нуждается в заглавии. Давид сетует на своих врагов и просит Бога о помощи и избавлении.

Композиция

В стихах 1—3 псалмопевец взывает к Богу в молитве; в стихе 4 он ожидает ответ и обещает воздать Богу славу; в стихе 5 он упрекает себя за уныние.

Истолкование

1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

1. «Суди меня, Боже». Люди не могут понять моих побуждений и не желают вынести мне справедливый приговор. Намерения моего сердца чисты, и потому я отдаю дело свое на Твой суд, ожидая, что Ты справедливо оценишь меня и защитишь от нечестивых. Суди меня, потому что для меня важнее, как Ты смотришь на мои дела, нежели то, что о них думают люди. Если совесть скажет мне, что Ты на моей стороне, то я посмеюсь над неправедным судом человеческим. Только Твой суд мне важен. Приговор Твой не останется неисполненным, Ты воздашь по справедливости Своему оклеветанному рабу. «И вступись в тяжбу мою с народом недобрым». Если Бог будет моим защитником, я смогу ответить на громкие обвинения врагов. Нечестивый народ не может быть справедливым. От неверных нельзя ожидать справедливого отношения к народу Божьему. Они ненавидят Царя, поэтому ненавидят Его подданных. Для большинства людей главное — мнение окружающих, праведные же думают только о суде Господа. Одно доброе слово из уст Бога перевесит все злословие нечестивых. Человек, уповающий на Бога, защищен прочным щитом, от которого отскакивают все стрелы клеветников.

«От человека лукавого и несправедливого избавь меня». Лукавство и несправедливость неразлучны. Тот, кто раболепствует, не побоится прибегнуть к клевете. Только Бог может избавить нас от злых людей. Его мудрость мудрее самого изощренного коварства. Господь сильнее самого свирепого льва. Доик ли, Ахитофел ли — не важно, злодеи всегда найдутся, и мы справимся с ними, только предав себя в руки справедливого Судьи. Если мы попытаемся сражаться с ними их же оружием, то вреда нам от этого будет больше, чем от вражеских козней. Избранные, предайте своих врагов в руки Божьи, ибо «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»! Обратитесь к Богу и молите Его об избавлении, и скоро вы прославите своего Спасителя.

2. «Ибо». Довод — основа всякой молитвы. Если бы мы чаще приводили Богу свои доводы, наши молитвы были бы более действенны. «Ты Бог крепости моей». Вся моя сила принадлежит Тебе, поэтому я не буду использовать ее только для себя, против своих врагов. Вся моя сила — от Тебя; я ожидаю от Тебя помощи, ибо Ты — Бог сильный. Вся моя сила в Тебе, вступись за меня. Вера, предающая врагов в руки Божьи, мудра. Заметьте, с какой уверенностью говорит Давид: «Ты Бог крепости». Он знает, что это так, а не просто предполагает или надеется. Наше утешение в твердой уверенности. «Для чего Ты отринул меня?» Почему Ты поступаешь со мной как с врагом? Разве я Тебе враг? Господь мог бы нас отвергнуть по множеству причин, однако ничто не заставит Его это сделать. Временами нам может казаться, что мы отвергнуты, но Господь никогда не оставляет народ Свой. Мы должны, подобно Давиду, вопрошать о причинах наших скорбей, но вопрошать у Бога, а не у своих страхов. Только Тот, кто посылает нам испытания, может истолковать их должным образом:

Слепым вовек не разобрать Его святых следов,

Ведь верно Бога толковать Умеет только Бог.

«Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?» Зачем я блуждаю, словно призрак? Почему я одеваюсь в траур и сердце мое отягчено скорбью? Гонения превращают мудреца в безумца. Боже, почему на мою долю выпало столько страданий? Давид задал Господу еще один важный вопрос. И вот ответ: потому что святые должны уподобиться Господу Иисусу Христу, а также потому, что печаль производит в нас смирение и другие достойные плоды. Мы должны не требовать у Бога отчета в Его действиях, а вопрошать Его смиренно и кротко. Боже, научи нас этому, чтобы в страданиях мы не грешили.

3. «Пошли свет Твой и истину Твою». Яви мне, Господи, радость Твоего присутствия и верность Твоего сердца. Пусть свет Твой восстановит мое доброе имя. Воздай мне по слову Твоему. Как солнце расточает свои лучи, так и Господь посылает рабам Своим благоволение и истину. Как творение радуется солнечному свету, так и святые торжествуют в любви и верности Господа Бога. Свет и истина, точно золотые лучи, просвещают самую густую тьму своим лучезарным сиянием.

«Да ведут они меня». Да ведет меня путеводная звезда к месту вожделенного покоя! Пусть мой альпийский проводник проведет меня через горные перевалы и крутые обрывы к чертогам благодати.

«И приведут на святую гору Твою и в обители Твои». Сначала вызволи меня из земного изгнания и приведи к Своей земной обители, а затем, когда придет время, возьми меня в небесные жилища. Мы ищем света не для того, чтобы свободно грешить, и истину — не для того, чтобы превозноситься, а чтобы оказаться как можно ближе к Богу. Только божественные свет и истина могут приблизить нас к Господу. Ни свет солнца, ни свет разума не укажут нам верный путь на небеса, равно как и нравственная или научная истина не может возвести нас на святую гору. Только свет Святого Духа и истина в Иисусе Христе способны возвеличить нас, освятить и усовершенствовать. Они введут нас в святое присутствие Господа. Как приятно видеть, что желание Давида избавиться от притеснений врага всегда порождало в нем еще большее томление по общению с Богом.

4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!

4. «И подойду я к жертвеннику Божию». Если бы у Давида появилась возможность вернуться в Иерусалим, он в первую очередь отправился бы не домой, а в храм Божий, к жертвеннику. Он возложил бы на него свое сердце, так как почитал за великую честь быть всесожжением, угодным Господу. С какой радостью приступают верующие ко Христу, образом которого служил ветхозаветный жертвенник! Чем ярче свет, тем более страстным должно быть наше стремление к Богу.

«К Богу радости и веселия моего». Давида, конечно, интересовал не сам жертвенник — он не был язычником, уповающим на силу ритуалов. Душа Давида нуждалась в духовном общении, общении с самим Богом. Что такое обряды и ритуалы, если в них нет Бога? Пустая шелуха без смысла и содержания! Обратите внимание, с каким восхищением Давид думал о Господе. Бог был не просто Богом, а Богом его радости, не просто источником радости, не просто ее подателем или хранителем, а самой радостью. Воистину, сердце наше может и должно желать близости с таким благословенным Богом.

«И на гуслях буду славить Тебя». Лучшую музыку Давид посвящал Тому, кого любил больше всего. Когда Бог наполняет нас радостью, мы должны выплеснуть ее перед Ним в потоках славословия. Все наши способности и таланты должны быть посвящены умножению славы Божьей. «Боже, Боже мой!» Давид твердил любимое имя снова и снова. Он повторял его, как будто из-под струн его арфы уже лилась музыка. Можно ли было придумать лучшие слова даже для самой дивной музыки? Пребывать в постоянном общении с Богом и познавать Его верой — значит пребывать на небесах небес и испытывать всю полноту радости.

5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

5. «Что унываешь ты, душа моя». Если Бог принадлежит мне, зачем унывать? Если Он поддерживает меня, почему я согнулся до земли? С небес капает любовь — восстань, сердце мое, воскресни! «И что смущаешься?» Есть ли у тебя причины для беспокойства? Зачем впускать в себя бессмысленную скорбь? Она никому не приносит пользы, а только смущает тебя и бесславит Бога! Пусть же заботы не лежат на тебе непосильным бременем! «Уповай на Бога», ожидай Бога. Мы должны быть долготерпеливы, ведь для надежды у нас есть все основания. Бог отомстит за избранных Своих. В конце концов небесный Отец сойдет с престола и вступится за Своих страдающих детей. Свет надежды обязательно воссияет над детьми Божьими, хотя какое-то время им, может быть, придется идти во тьме. Это так же верно, как и то, что солнце светит на небесах. Воистину, эта надежда должна укреплять душу нашу и наполнять ее мужеством!

«Ибо я буду еще славить Его». Время сетования скоро пройдет, и мы восславим Господа. О душа, выгляни в окно, вглядись в даль, обведи зорким взглядом горизонт и укрась свою обитель благоухающими цветами надежды. «Спасителя моего и Бога моего». Бог разгладит морщины на моем лице, отрет слезы со щек моих, и я выйду навстречу буре и улыбнусь ей. Псалом кончается благословением, и если мы хотим завершить свою земную жизнь на столь же благословенной ноте, то должны подражать вере Давида.

Советы проповедникам

Стих 1. Мы обращаемся к Богу:

1. Как к Судье: «Суди меня».

2. Как к Защитнику: «Вступись».

3. Как к Избавителю: «Избавь».

Стих 1. Божье благоволение важнее человеческого суда.

Стих 1. Как Господь вступается за Свой народ.

Стих 1. Два зла: лукавство и несправедливость. Их происхождение, сущность, безумие, участь.

Стихи 1—5.

1. Моя тяжба. «Вступись в тяжбу мою».

2. Моя крепость. «Ты Бог крепости моей».

3. Моя радость. «Бог радости и веселия моего».

4. Моя душа. «Что унываешь?»

5. Мой Бог. «Боже мой».

Стих 2. «Бог крепости моей».

1. Источник силы — Бог.

2. Он обновляет ее.

3. Я посвящаю ее Ему.

4. Он доводит ее до совершенства.

5. Он вознаграждает ее.

Стих 2 (вторая часть).

1. Кажущаяся богооставленность: мучительна, продолжительна, сбивает с толку.

2. Ее причины: обличение тайного греха, наказание за прошлые грехи, испытание, укрепление веры.

3. Как мы должны себя вести: взывать к Богу, исповедовать грех, смиряться пред Богом, молиться, уповать.

Стих 2 (последняя часть). Два вопроса «почему?». Сами вопросы; с какими мыслями они были заданы; возможные ответы.

Стих 3. «Пошли свет Твой и истину Твою».

1. Что такое истина?

2. Как она распространяется?

3. Почему ее следует распространять?

4. Кто должен это делать?

Стих 3. Желание благословения, просьба о водительстве, жажда окончательного спасения.

Стих 3. Чем мы должны руководствоваться в поклонении Богу?

Стих 4.

1. Долг праведника — идти к Богу.

2. Блаженство праведника — радость в Боге.

Стих 4 (первая часть).

1. Куда? «К жертвеннику Божию».

2. Кто? «Я».

3. Почему? «Радость и веселие мое».

Стих 4 (вторая часть). Только Бог может дать Своему творению истинную радость и веселье.

Стих 4.

1. Посредник радости: жертвенник Божий, то есть Иисус Христос.

2. Источник радости: качества Бога, явленные в искупительной жертве Христа (милость, праведность, могущество, мудрость).

3. Ценность радости: дает утешение и силу.

Стих 4. Бог радости и веселья — драгоценное имя, полное утешения и величия.

Стих 4 (последняя часть). Принадлежность Богу, хвала, твердое намерение.

Стих 5. «Ибо я буду еще славить Его».

1. «Я» — именно я, рано или поздно, совершенно точно.

2. «Буду» — несмотря на все беды, опасности и искушения.

3. «Славить» — с благодарностью, уверенностью и восторгом.

4. «Его» — никого другого, хотя в настоящий момент Он поражает меня.

Стих 5. «Спасителя моего». Бог смывает с меня грех, избавляет от стыда, забот, печали и немощи.