Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 2
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 7878 Все тексты автора Чарльз Сперджен
26. «Господь — свет мой»
Тема и заглавие
Из заглавия невозможно с точностью установить обстоятельства написания данного псалма, поскольку фраза «псалом Давида» встречается весьма часто. Если судить по его содержанию, то автора, очевидно, преследовали враги (ст. 2—3), он не мог приблизиться к дому Божьему (ст. 4), собственные отец и мать оставили его (ст. 10), а окружающие оклеветали (ст. 12). Возможно, все это имело место, когда Доик Идумеянин донес Саулу на Давида.
Этот псалом — радостная песнь тех, кто научился в испытаниях полагаться на руку всемогущего Господа. На сегодняшний день существует три интерпретации этого гимна, каждая из которых по-своему полезна. Его можно рассматривать как слова Давида, как слова Церкви и как слова Господа Иисуса Христа. Такой многогранный подход еще выразительней являет полноту Писаний.
Композиция
Сначала поэт возвещает свою нерушимую веру в Бога (ст. 1—3), говорит о своем желании общаться с Ним (ст. 4—6). Затем он обращается к Богу (ст. 7—12). В заключение он акцентирует внимание на жизнеутверждающей силе веры, которая помогает ему в испытаниях, и призывает других следовать своему примеру.
Истолкование
1 Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
1. «Господь — свет мой и спасение мое». Псалмопевец понимает, что Бог нужен лично ему, поэтому он называет Его «свет мой», «спасение мое». Он был уверен в своем спасении и заявлял об этом прямо. «Свет мой» — в момент рождения свыше душа человека озаряется небесным светом, предвестником спасения. Там, где нет божественного света, позволяющего человеку увидеть тьму собственного сердца и возжелать Господа Иисуса Христа, там нет и спасения. Спасение застает нас во тьме, но не оставляет во тьме. Оно просвещает тех, кто пребывает в долине смертной тени. После обращения Бог становится нашей радостью, вождем, утешителем и во всех отношениях — светом. Он есть свет внутри и снаружи, свет, что исходит от нас, свет, который нисходит на нас. Заметьте, что, согласно первому стиху, Господь не просто дает свет, но и является светом. Он не просто дает спасение, но и является спасением. Тот, кто верой держится за Господа, получил все обещанные заветом благословения. Не всякое светило является солнцем, но солнце — источник всякого света. Опираясь на этот непреложный факт, Давид сформулировал свой аргумент в форме вопроса: «Кого мне бояться?» Ответ на этот вопрос очевиден. Не нужно бояться сил зла, ибо Господь, наш свет, уничтожил тьму века сего. Проклятие ада не должно вселять в нас страх, ибо Господь — спасение наше. Это заявление не имеет ничего общего с хвастовством Голиафа: те пустые слова имели под собой совершенно иное основание. Уверенность Давида проистекала не из тщеславного упования на силу человека, а из упования на безмерное могущество Иеговы.
«Господь крепость жизни моей». Третий эпитет показывает, что надежда псалмопевца была крепкой, как тройная веревка — ее невозможно было порвать. Когда Господь изливает на нас океан благодати, мы можем ответить Ему потоками славословия. Жизнь наша полностью зависит от Того, кто является ее Создателем. Если Он сделает нас сильными, то никакой враг не сможет нас сломить.
«Кого мне страшиться?» Своим дерзновенным вопросом псалмопевец показывает, что ему некого бояться ни в настоящем, ни в будущем. Если Бог с нами, то кто может противостать нам в этом мире и в будущем?
2. В этом стихе псалмопевец описывает свои прошлые переживания — опыт божественного избавления. Мы также должны вспоминать о событиях прошлого, чтобы укрепиться, когда нас одолевают скорби в настоящем. Каждое слово этого стиха содержит наставление. «Если будут наступать на меня злодеи». Ненависть нечестивых — добрый знак. Если бы нашими врагами были праведники, это было бы просто ужасно. Если же нам противостоят злодеи, то их ненависть лучше их любви. «Противники и враги мои». Их было много; они были разные, но все как один ненавидели Давида и желали ему зла. Они напали на него внезапно, обрушились на свою жертву, как лев на ягненка. «Чтобы пожрать плоть мою». Они были подобны людоедам, которые пожирают человека целиком или разрывают его на множество кусков, ликуя в неистовой злобе. Враги душ человеческих такие же свирепые; они не знают жалости и не заслуживают ее. Итак, Давид оказался в окружении многочисленных, могущественных и безжалостных врагов. И тем не менее он был безмятежен и спокоен, потому что знал, что будет дальше. «Они сами преткнутся и падут». Дыхание уст Божьих сбило их с ног. На пути их оказались камни, о которых они и не подозревали. Об эти камни они и преткнулись к своей бесславной гибели. Все это произошло буквальным образом в Гефсиманском саду, когда пришедшие взять Господа под стражу отпрянули назад и пали наземь. Господь в этот момент был предтечей всех подвизающихся со злом — они восстанут с колен и сокрушат противника силой своей веры.
3. «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое». Перед битвой с врагом сердца воинов часто трепещут, пребывая в состоянии волнительного ожидания. Вражеское воинство часто внушает больше страха тогда, когда собирается вступить в битву, чем тогда, когда битва уже началась. Как говорил Янг, «некоторые испытывают тысячу смертей, боясь одной». Несомненно, для боязливых сердец тень опасности страшнее самого испытания. Вера же укрепляет человека и придает ему храбрости, изгоняя боязливость прочь. «Если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». Когда дело доходит до рукопашного боя, щит веры поможет отразить все удары врага. Даже если первая стычка будет всего лишь началом долгой войны, флаг веры будет смело развеваться перед лицом врага. Даже если сражениям не будет конца и один бой будет сменять другой, верующий не падет духом из-за того, что война продолжается очень долго. Читатель, обратите внимание, что третий стих логично вытекает из второго: уверенность есть дитя опыта. Были ли вы хоть раз избавлены из великой беды? Тогда поднимите высоко свой флаг, ждите у сигнального костра, и пусть враг делает, что хочет.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его,5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
4. «Одного». Если мы пытаемся уследить сразу за двумя объектами, то, как правило, путаемся, не можем сосредоточиться и от этого разочаровываемся. Тот велик, кто изучает одну книгу; тот удачлив, кто посвящает себя одному делу. Пусть все наши желания сольются в одно желание, и пусть оно будет направлено на небеса. «Просил я». То, что мы не можем получить сразу, мы можем желать и просить. Бог судит нас, большей частью, по желаниям нашего сердца. Едущего на хромой лошади едва ли обвинят в медлительности, если, конечно, он старается ехать как можно быстрее, и хотел бы ехать быстрее, если бы была возможность. Бог приравнивает желания к действиям. «У Господа». Вот достойный объект желаний и колодец, из которого мы можем черпать воду жизни. Именно в эту дверь мы должны стучать, из этого источника черпать силы. Желай того, чего желают люди, и ты окажешься на навозной куче, где лежал Лазарь. Желай Бога, и ангелы вознесут тебя на лоно Авраамово. Наше желание Господа должно быть чистым, смиренным, постоянным, покорным и страстным. Хорошо, когда все наши желания, как желания псалмопевца, устремляются к одному. Можно было бы понять Давида, если бы он в таких сложных обстоятельствах жаждал покоя, безопасности и тысячи других вещей. Но он возжелал самого дорогого, позабыв обо всем остальном.
«Того только ищу». Святые желания должны вести к решительным действиям. Под лежачий камень вода не течет. Семя желания должно быть брошено в плодородную почву деятельности, а иначе оно не принесет плода. Наши желания будут как облака без дождя, если мы не воплотим их в конкретные действия. «Чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей». Ради того чтобы пребывать в общении с Царем, Давид был готов навсегда поселиться в царских чертогах. Служение в скинии ничуть не утомляло его. Напротив, он жаждал заниматься им постоянно, ибо это было самым большим удовольствием в его жизни. Больше всего он жаждал быть в семье Божьей, ребенком, живущим в доме Отца. Таково и наше заветное желание, только мы связываем его исполнение с наступлением вечности. О, как мы томимся по Отчему дому на небесах, пристанищу нашей души! А о благах и бедах этой никчемной земной жизни мы нисколько не заботимся. Наше сердце жаждет только золота Иерусалима.
«Созерцать красоту Господню». Это дело годится как для земных, так и для небесных поклонников. Мы должны посещать собрания верующих не для того, чтобы что-то увидеть или чтобы нас кто-то увидел, и даже не для того, чтобы услышать проповедь. В собрание праведных следует приходить со страстным желанием узнать больше о любящем Отце, о прославленном Сыне и о таинственном Святом Духе, дабы еще больше восхищаться великим Богом и поклоняться Ему с еще большим трепетом. Какие великолепные слова: «Красота Господня»! Поразмыслите о них, дорогие читатели, а еще лучше — воззрите на них глазами веры. «И посещать храм Его». Мы должны посещать дом Господень с целью получить наставление. Бога следует искать не только грешникам, ищущим покаяния, но и святым, утвержденным в благодати. Мы должны спрашивать Господа о Его воле, о том, как ее исполнить, о небесном граде, о том, как нам наверняка туда попасть. Когда мы окажемся на небесах, мы уже не будем спрашивать Бога ни о чем, ибо познаем все. Однако в этом мире необходимо сидеть у ног Иисуса и всеми силами пытаться познать Его.
5. Псалмопевец желал общения с Богом, потому что оно давало ему безопасность в час скорби. «Ибо Он укрыл бы меня… в день бедствия», в то самое время, когда Давид остался один. «В скинии Своей». Бог даст мне самый надежный приют в самых тяжелых обстоятельствах. Царский шатер всегда располагался в центре стана и охранялся могучими воинами. Вечное владычество Божье,
утвержденное Его всемогуществом, укрывало верующего от бед и давало ему безопасность. Верующий прятался в царских чертогах не тайно — сам Царь вводил его в Свой шатер. «Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего». Система жертвоприношений помогает Божьей любви ограждать избранных от зла. Никто из древних не осмеливался войти в святое святых — это грозило неминуемой смертью. Если же Господь укрывает там Своих людей, кто дерзнет причинить им вред? «Вознес бы меня на скалу». Бог защищает не только Своим всевластием в святом святых, но и Своими неизменностью, вечностью и всемогуществом. Благословен человек, которого Бог возносит на безопасную скалу. Скала эта неприступна, ни один враг не в силах взять ее штурмом. Как же мы жаждем пребывать с Господом, защищающим Свой народ столь надежно!
6. «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня». В этом Давид был совершенно уверен. Благочестивые мужи древности молились с верой, не сомневаясь, и считали ответ на свои молитвы лишь делом времени. Вера дала Давиду такую уверенность в полной победе над врагом, что он заранее наметил в сердце своем, что он сделает, когда все его враги будут повержены. На это его подвигло чувство благодарности. «И я принес бы в Его скинии жертвы славословия». Радость победы он выразит именно в том месте, которого он так жаждал во время испытаний. Он не станет устраивать празднеств в царских палатах и пировать в огромных залах — по случаю избавления Давид принесет жертвы славословия Богу. «Стал бы петь и воспевать пред Господом». Он подтвердил свое намерение, выразив его другими словами и добавив небольшое пояснение. Всю хвалу он пообещал воздать Господу. Пусть все, кто желает молчать, молчат — верующий же, получивший ответ на молитву, должен воспеть Богу хвалу. Пусть все, кто желает петь песни суете мира сего, поют их — верующий же поет свои песни только Господу.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
7. «Услышь, Господи, голос мой». Молитва плавно превращается в благодарение. Голос, который в предыдущем стихе воспевал Богу песни, теперь взывает. Давид был настоящим воином, поэтому хорошо владел боевым оружием, в частности, оружием «всякой молитвы». Обратите внимание, что Давид молит Бога услышать его тревоги. Фарисеям было совершенно все равно, слышит ли их Бог. Им было достаточно того, что их слушали люди. Они тешили свое самолюбие, произнося публичные молитвы, и тем довольствовались. Но искреннему человеку необходимо услышать ответ Божий. Мы можем молиться вслух, даже когда молимся в одиночестве, ибо это весьма полезно, хотя и необязательно. Это помогает не отвлекаться на посторонние мысли. «Помилуй меня». Милость — это надежда для грешников и убежище для святых. Все богоугодные молитвенники непрестанно размышляют об этом качестве Бога. «И внемли мне». Мы должны ожидать ответа на молитву и не успокаиваться до тех пор, пока его не получим. Мы должны ждать его, как ответа на письмо, которое мы послали своему другу.
8. Этот стих учит нас, что мы должны быть внимательными к словам Бога, если хотим, чтобы Он услышал нас. Искреннее сердце должно вторить воле Божьей, как альпийские скалы разносят эхом мелодию сладкозвучного рожка. Обратите внимание, что повеление Божье выражено глаголом множественного числа, а значит, обращено ко всем святым: «Ищите лица Моего». Давид же применил его лично к себе: «И я буду искать лица Твоего, Господи». Голос Господа действует, когда все остальные голоса умолкли в бессилье. Сердце псалмопевца, то есть вся его сущность, рвалась исполнить волю Божью. Заметьте, как быстро он последовал призыву: сказано — сделано. Как только Бог сказал: «Ищите», сердце Давида ответило: «Я буду искать». О, если бы в нас было больше святой решимости! Господи, даруй нам быть послушной глиной в Твоих руках; дай нам быть чуткими к прикосновению Святого Духа!
9. «Не скрой от меня лица Твоего». Верующий не может вынести даже минутного отсутствия Бога. Если бы Господь удалился от нас, то повеление искать Его лица было бы просто невыполнимым. Светлый лик Бога — величайшее из утешений, а Его неудовольствие — худшая из кар. «Не отринь во гневе раба Твоего». Другие рабы Божьи были отринуты во гневе, как, например, его предшественник Саул. Поэтому и Давид, осознававший свои прегрешения, боялся, что долготерпение Божье может иссякнуть. Когда мы остро ощущаем свою никчемность, тогда мы можем молиться этой молитвой. «Ты был помощником моим». С какой готовностью мы присоединяемся к этим словам, ибо Бог был нашим помощником в самых разных испытаниях на протяжении многих лет! Мы должны быть признательны Господу. Кто-то сказал, что «неблагодарность свойственна невозрожденным людям, а людям духовным она отвратительна».
«Не отвергни меня и не оставь меня». Псалмопевец молится о будущем, вспоминая о прошлом. Если бы Господь хотел оставить нас, то зачем Ему было обращать на нас внимание? Если вы хотите в будущем отвергнуть человека, зачем вы будете избавлять и спасать его? Когда Давид просит «не отвергни меня», он, скорее всего, молит Бога, чтобы Он не скрывал от него лицо Свое даже на время. Когда он просит «не оставь меня», он умоляет Господа не оставлять его насовсем. Мы должны просить Бога, чтобы нас не постигло ни первое, ни второе. Кроме того, Бог обещал нас никогда не оставлять навечно — мы можем напоминать Ему об этом обещании, когда будем взывать к Нему. «Боже, Спаситель мой!» Какое благословенное имя! Воистину, оно достойно наших размышлений.
10. «Ибо отец мой и мать моя оставили меня». Отец и мать никогда не оставляют своих детей, но даже если молоко человеческой доброты иссякнет в родительской груди, небесный Отец никогда не забудет о Своих чадах. Многие великие святые были отвергнуты родителями и гонимы за правду. «Но Господь примет меня». Господь призрит на мое несчастье и выведет меня из бед лютых, Он понесет меня на руках, глава моя вознесется над многочисленными врагами, и я обрету наконец вечное пристанище на небесах.
11. «Научи меня, Господи, пути Твоему». Давид не просит Бога, чтобы тот разрешил ему предаваться своим страстям, а желает узнать тот путь, по которому праведный Господь хочет, чтобы он шел. Эта молитва показывает, что смиренный Давид признает собственное невежество, готов учиться и искренне, добровольно слушаться. «И наставь меня на стезю правды». Давид просил Бога как о наставлении, так и о помощи. В пути нам нужна не только карта, но и проводник. В отличие от нечестивых, предпочитавших коварные и извилистые пути, Давид желал пути прямого и истинного. Благочестивые редко преуспевают в сомнительных делах и коварных замыслах. Более всего наследникам небес подобают прямодушие и искренность. Давайте же оставим хитроумные уловки и позабудем о политической целесообразности, которой руководствуются люди мира сего. В новом Иерусалиме все жители бесхитростны и искренни. «Ради врагов моих». Враги непременно уловили бы нас в свои сети, если бы могли, но путь чистого и искреннего прямодушия свободен от их коварства. Поразительно наблюдать, как честность и простота одерживают верх над лукавством. Истина — это мудрость. «Честность — лучшая политика».
12. «Не предавай меня на произвол врагам моим». Иначе я стану добычей львов, буду растерзан на куски и съеден заживо. Благодарение Богу, что наши враги не могут сделать с нами все, что им угодно, иначе Смитфилд (город, где было сожжено на костре множество мучеников. — Примеч. ред.) снова запылал бы огнем. «Ибо восстали на меня свидетели лживые». Клевета — это древний вид оружия из арсенала преисподней, который до сих пор широко используется. Каким бы святым человек ни был, всегда найдутся те, кто очернит его. «Обзови пса дурной кличкой и можешь его удавить». Благодарение Богу, что народ Божий — не псы, и их обесславленные имена не сулят им ничего дурного. «И дышат злобою». Ненависть к добрым людям — как воздух для нечестивых. Они не могут сказать и слова без проклятия в адрес праведных. Таким был и Павел до его обращения. Выдыхающие злобу должны помнить, что в конце концов они окажутся в том месте, где им придется дышать воздухом своей родины — адом. Берегитесь, гонители правды!
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
13. Уныние сердца — весьма распространенное состояние. В нем пребывал даже тот, кто поразил Голиафа. Вера же подносит к устам души спасительный эликсир и исцеляет всякую немощь. Надежда — это небесный бальзам для кровоточащих ран. В мире, объятом смертью, мы утешаемся ожиданием дивного наследия в земле живых. Бог в милости Своей преградил туда доступ всякому нечестию. Там благочестивые духи святых утешают своим общением христиан, которые подверглись на этой земле поношению и презрению. Мы должны веровать, чтобы видеть, а не видеть, чтобы веровать. Мы должны ждать определенного Богом срока и утолять голод души предвкушением вечной благости Господней, которая очень скоро станет нашей трапезой и песней.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
14. «Надейся на Господа». Ожидай Его у дверей с молитвой на устах, ожидай Его в служении, исполняя Его волю, ожидай Его, сидя у окна. В этом мире просители часто получают холодный отказ начальников и вельмож даже после долгого и смиренного ожидания. Лишь тот по-настоящему преуспевает, кто стучится во врата небес. «Мужайся». Пусть этот девиз воина станет и нашим девизом. Мы должны быть мужественными; на то есть свои причины, ведь мы воины Иисуса Христа. «И да укрепляется сердце твое». Господь может укрепить в тебе то, что обязательно должно быть крепко. Укрепи сердце, и весь человек наполнится силой: сильное сердце делает руку крепкой. «И надейся на Господа». Давид как бы подтвердил данное ему от Бога слово, повторив его еще раз. Это не только повеление Бога, но и призыв Давида. Кроме того, пишущий эти скромные комментарии и сам свидетельствует, что это повеление было для него столь сладостным, животворным и ценным, что от себя он может сказать то же самое: «Надейся на Господа!»
Советы проповедникам
Стих 1 (первая часть). Связь между просвещением и спасением или необходимость в свете для спасения.
Стих 1. Герой веры и тайный исток его мужества.
Стих 1. Верующий бросает смелый вызов.
Стих 2. Характер, число, сила и жестокость врагов Церкви, их неожиданное поражение.
Стих 3. Мир христианина.
1. Проявляется в спокойном предвидении проблем.
2. Проявляется в терпеливом перенесении скорбей.
3. Хранится Божьей помощью и прошлым опытом (ст. 1—2).
4. Приносит великие плоды, например, прославляет Бога.
Стих 4. Образцовая жизнь христианина.
1. Неразделенное сердце.
2. Целеустремленное действие.
3. Близкое общение с Богом.
4. Созерцание небесной истины.
5. Успешное приобретение божественных знаний.
Стих 4 (вторая часть). Субботние занятия и небесные радости.
Стих 4 (последняя часть). Вопросы, которые задавались Богу в древнем храме, в контексте новозаветного учения.
Стих 5. Тройная защита.
Стих 6. Победа святых над духовными врагами в этом мире, благодарность, выраженная в действии, и громогласная хвала.
Стих 7. Молитва. К кому она обращена? Как она звучит? «Взываю». Когда? Время не определено. На чем она основана? «Помилуй». Чего хочет молящийся? «Услышь… внемли».
Стих 8. Сердце в ладу с Господом. Обратите внимание на то, что ответ Давида был скорым, страстным, личным, открытым, точным и решительным.
Стих 9.
1. Страстная молитва о присутствии Божьем.
2. Аргумент, основанный на опыте.
3. Мольба о божественной помощи.
Стих 9. Ад, где мучаются грешники, вызывает у святых ужас.
Стих 10. Участь сироты, утешение для гонимых, рай для умерших.
Стих 11. Давид желает идти «стезей правды», Бог одобряет этот путь («путь Твой») и учит по нему идти («научи, Господи»),
Стих 13. Вера предшествует видению. Объект веры и источник ее силы.