44. Жених и Невеста

Заглавие

У этого псалма много названий, что свидетельствует о его величии, глубине содержания и о радостном настроении слагавшего его певца. «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан». Вероятнее всего, слово «шошан» переводится «на лилиях». Это либо образное название, которым на древнем Востоке обозначались особенно величественные гимны, либо мелодия, на которую должен был петься псалом, либо музыкальный инструмент. Я придерживаюсь первой теории. Меня ничуть не удивляет, что автор избрал для столь красивой, чистой, изысканной и совершенной оды имя прекрасных цветов, затмивших своим нарядом славу царя Соломона. «Учение сынов Кореевых». Для столь божественного гимна назначаются особые певцы. Неприлично славословить Царя Христа нестройными воплями, ведь Он достоин прославления из уст искуснейших певцов. Для Бога нет пения мелодичней того, что исходит из чистых сердец. Для Него не столько важна мелодичность голосов, сколько благоговейные чувства. Сердца наши должны быть готовы к прославлению Христа. Этот псалом, кроме всего прочего, очень поучителен. Он не просто веселая песенка, и, следовательно, понимание данного псалма должно быть духовным. Благословен народ, разумеющий смысл этой радостной оды! «Песнь любви». Не сентиментальная песнь о плотских утехах, а небесный гимн вечной любви, достойный ангельского хора.

Тема

Слепы те, кто видит в этом псалме только Соломона и Суламиту, дочь фараона, и близоруки те, кто видят здесь и Соломона, и Христа. С духовной точки зрения, этот псалом посвящен только Христу; если же Соломон и виден здесь, то исключительно как расплывчатый силуэт на заднем плане фотографии. «О Царе». Господь Бог, владычество которого в род и род, — не человек, и Царство Его не ограничено пределами Ливана и Нила. Посему эта песнь — не обыкновенный свадебный гимн, а хвала небесному Жениху и Его возлюбленной Невесте.

Композиция

Стих 2 представляет собой вступление. В стихе 3 прославляется несравненная красота Мессии. В стихах 4—10 автор воспевает достоинства Христа. Стихи 11—13 обращены к невесте. В стихах 14—16 речь идет о Церкви, а в заключение, в стихах 17—18, звучит пророчество о вечной славе Царя.

Истолкование

2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.

2. «Из сердца моего». Ничто не сравнится со словом, идущим от сердца. Песни, в которых нет души, — оскорбление небес. «Излилось… слово благое». В добром сердце могут обитать только добрые мысли. Если чист источник, то и текущие из него потоки чисты. Ученые мужи считают, что слово «изливается» может переводиться как «бьет через край», «бурлит» или «клокочет». Это свидетельство о том, что сердце автора переполнено любовью и благоговейными чувствами, которые он выражает посредством богатого и образного языка. Душа его возбуждена и полна сладостного волнения. Мы не найдем здесь ни единого бесстрастного выражения, автор не пытается следовать строгим поэтическим правилам. Строки вырываются из души псалмопевца точно гейзеры. Подобно приношению хлебному, приготовляемому на огне, любовь автора пылает искренней преданностью Богу. Печально, когда сердце безразлично к прекрасному, но еще хуже, когда горячее сердце исполнено дурных помыслов. Если же горячее сердце полно благих мыслей, то это верх совершенства. Единственным богоугодным и сладостным приношением с нашей стороны может быть только горячее сердце, полное благодарности и восхищения.

«Я говорю: песнь моя о Царе». Главная тема этой песни — Царь и Его слава. Автор совершенно справедливо называет ее «словом благим». Он пишет вдумчиво и старательно, называя псалом «песнью моей». Мы можем приносить в жертву Господу только то, что нам самим дорого и над чем мы долго трудились. Чтобы писать о столь возвышенном предмете, необходим особый талант и мастерство. Все, что мы поем о великом и славном Господе, должно прежде пройти через наше сердце. Слова этой песни родились из личного опыта псалмопевца, из его общения с Царем.

«Язык мой — трость скорописца». Главное в этом сравнении не скорость, ибо здесь преимущество и так на стороне языка, а точность, тщательность, взвешенность и искусность речи. Слова пылких уст редко могут сравниться по глубине и меткости с verba scripta, словами записанными, выходящими из-под пера талантливого писателя. Здесь же богодухновенный сочинитель совмещает эмоциональный порыв с отточенным стилем опытного автора. Его мысли — не поверхностные суждения, ибо они выходят из-под пера человека, который пишет степенно и на века. Даже лучшие из авторов не всегда могут писать в таком стиле, а когда у них это получается, они не должны сдерживать потока благочестивых переживаний. Одаренный ум и пылкое сердце, слившись воедино, выражают себя в возвышенной поэзии, которая обогащает поклонение в доме Божьем.

3Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.

3. «Ты». Псалмопевец оканчивает свой пролог и в благоговении обращается к Господу, как будто Бог внезапно предстал перед ним. Любящее сердце ясно видит предмет своей любви, а преданное сердце зорче разума. Христос является нам именно тогда, когда мы открываем Ему свои чувства. Чаще всего Он приходит к нам, когда мы готовы к Его приходу. Если сердце наше согрето теплом, мы знаем, что где-то сияет Солнце, а если до нас дошли его теплые лучи, значит, скоро мы увидим и свет.

«Ты прекраснее сынов человеческих». Нет никого прекрасней великого Царя; Его благость и премудрость не знают себе равных. В древнееврейском оригинале слово «прекрасный» употреблено дважды: «Прекрасен, прекрасен Ты». Чтобы описать всю красоту и великолепие Иисуса Христа, не хватит слов. Среди сынов человеческих немало тех, чей благочестивый нрав заслуживает похвалы, однако у каждого из них есть свои недостатки. В Иисусе же все совершенства пребывают в полной гармонии. Он красив со всех сторон, особенно же в брачном союзе с Церковью, ибо жертвенная любовь озаряет Его совершенство сиянием славы.

«Благодать излилась из уст Твоих». Красота и красноречие, соединяясь в человеке, делают его поистине великим. Эти качества присущи Господу Иисусу Христу во всей полноте, ибо Он назван прекрасным, и из уст Его изливаются благодатные реки. Из Его уст изливается благодать, потому что Он наполнен благодатью. Благодать была дарована Христу в таком преизбытке, что она изливалась из Его уст и укрепляла народ Божий в его тяжких испытаниях. Обещания, призывы, утешения изливались из уст Царя в таком количестве, что по сравнению с ними даже речи Моисея были лишь редкими каплями дождя, скудной утренней росой. Всякий, кто лично общался с Возлюбленным Отца и слышал Его голос, может сказать: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек». Истинны слова Невесты, сказавшей о своем Женихе: «Губы его — лилии, источают текучую мирру». Одного слова из уст благословенного Царя было достаточно, чтобы растопить сердце Савла из Тарса и превратить этого человека в апостола. Одним словом был возвращен к жизни томившийся на острове Патмос Иоанн Богослов. Нередко одно Его слово превращает нашу глухую полночь в утро, а холодную зиму — в весну.

«Посему благословил Тебя Бог на веки». Кальвин перевел этот стих так: «Потому что Бог благословил Тебя на веки». Христос благословен от Бога, благословен на веки, именно поэтому Он прекрасен и из уст Его струятся потоки благодати. Бог Отец излил на Христа столь преизобильную благодать, что народ Его, находясь в общении со Спасителем, благословлен всяким духовным благословением. Если следовать нашему переводу, то Отец благословил великого Посредника в награду за Его славные труды. И воистину Он достоин этого воздаяния. Тот, кого благословил Бог Отец, достоин нашей хвалы, особенно если учесть, что все Его благословения перешли на нас.

4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,5 и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.

6 Остры стрелы Твои, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя. 7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.10 Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.

4. «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим». Все любящие Бога и ревнующие о Его славе желают увидеть Его в боевом облачении, стоящим за правое дело. Меч Духа не должен бездействовать и пылиться на оружейном складе, ибо он острый и крепкий, он может разрезать и пронзать. Восстань, Господь Иисус, в Своей божественной силе и вступи в бой со злом! В этих словах псалмопевец призывает Царя облачиться в боевые доспехи и препоясаться мечом. Христос — истинный воин Церкви; все остальные — лишь Его подчиненные, черпающие силу в Его могуществе. Единственная надежда праведников — десница Царя. Все мы должны молиться словами этого стиха. В настоящее время Господь не действует так же очевидно, как раньше, а потому мы должны посредством настойчивых молитв призывать Его на войну, ибо без Господа мы, как и греки без помощи Ахилла, очень скоро потерпим поражение.

«Сильный». Господь заслужил это звание — не то что тщеславные простые смертные, называющие себя светлостями, превосходительствами и высочествами. Христос — истинный воин. Только перед таким воином, как Он, можно преклоняться. Христос спасает нас могуществом Своей силы и благословляет любовью. «Славою Твоею и красотою Твоею». Пусть меч Твой обретет для Тебя славу и царство, препояшь мечом Свое царское облачение. Любящие Бога жаждут увидеть своего Владыку облаченным в подобающие царю одеяния. Они плачут, видя Его облаченным в одежды уничижения, и безмерно радуются, видя Его облаченным в ризы спасения. Победоносному Христу невозможно воздать слишком много славы. И небеса едва достойны быть Ему наградой! Но даже ликования ангелов, архангелов, престолов, царств, начальств и властей недостаточно, чтобы сотворить Христу достойную хвалу. Только слава самого Христа может полностью удовлетворить желание народа Божьего прославить небесного Владыку.

5. «И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу». Псалмопевец призывает победоносного Монарха, подпоясанного мечом и облаченного в доспехи, воссесть на Свою боевую колесницу. Пошли нам, о Боже, Своего Эммануила, чтобы Он явился на колеснице любви и, поразив всех наших духовных врагов, освободил Своей властью души тех, кто был искуплен драгоценной кровью. «Ради истины и кротости и правды». Эти слова можно перевести иначе: «Воссядь на колесницу истины, кротости и праведности». Вот три благородных скакуна, несущих колесницу Евангелия. Если придерживаться принятого перевода, то, призывая Господа на защиту истины, кротости и праведности, мы возносим Ему могущественную молитву. Если только Богочеловек, воплощение этих трех качеств, не вступится за правое дело, то истина будет предана осмеянию, кротость — подавлена грубой силой, а праведность — уничтожена. Мы должны неотступно молить Бога о том, чтобы могучая десница Христова защитила дело благодати и не позволила злу одержать верх. «И десница Твоя покажет Тебе дивные дела». Предвидя результаты божественного вмешательства, псалмопевец пророчествует о том, что десница Мессии покажет Ему самому грядущую победу над врагами. Христа ведет Его правая рука. Ему не нужны иные учителя, кроме Его же могущества. Дай и нам, Господи, узреть Твою скорую победу, чтобы мы увидели все, на что способна десница Твоя!

6. «Остры стрелы Твои». Наш Царь в совершенстве владеет всеми видами оружия. Он может поразить врага как вблизи, так и с расстояния. Все дела Господа Иисуса совершенны, все копья Его остры, все стрелы летят в цель. «В сердце врагов Царя». Доблестный Воин поражает врагов в сердце, а не в голову, и никогда не промахивается. Стрелы Его летят прямо и вонзаются в самое сердце. Как в любви, так и на войне, Христос никогда не бьет мимо цели, и раны от Его стрел не скоро заживут. Исцелить эти раны может только Он сам. Стрелы божественного обличения остры, разят в самое сердце; именно такими стрелами наполнен колчан служителей Слова Божьего. Более всего их запомнят беспечные сердца, в которые они вонзились. Это стрелы Господа. Он сделал их и стреляет ими в Своих врагов. Он заостряет их и отправляет в сердце. Не дай Бог, чтобы в кого-то из нас вонзились стрелы божественного осуждения, ибо они разят наповал! Когда Господь Иисус вступает в бой, враги падают перед Ним, точно скошенные колосья. Господь посылает Слово Свое, и народы, трепеща, покоряются Ему. Видя могущество Господа, они падают перед Ним ниц, будто пораженные в самое сердце. Никто не может устоять перед Сыном Божьим, натянувшим тетиву Своего смертоносного лука. Как будет ужасен тот час, когда колчан Господа опустеет, когда Он выпустит все Свои огненные стрелы в сердца врагов! Народы падут, и цари будут повержены в прах.

7. «Престол Твой, Боже, вовек». Эти слова могут быть сказаны только о Господе. Псалмопевец дает выход своим восторженным чувствам. Глаза пророка узрели в царственном Женихе Бога, достопоклоняемого Господа, царствующего вовек. Как благословенны очи пророка! Кто не видит во Христе Господа Бога, тот слеп. Пока мы не постигнем славы и божественной сущности Господа Иисуса Христа, мы не сможем до конца оценить той великой милости, которую Господь даровал нам, восприняв человеческую плоть и посадив нас с собой на небесах. Какая милость явлена нам в том, что наш Спаситель — сам Господь Бог! Кроме Него, никто не смог бы спасти нас. Какое благословение, что царству Господа пет конца и что престол Его вовек, ведь для нашего счастья требуется как всемогущая благодать, так и вечная любовь! Если бы Царству Христа мог прийти конец, то наше блаженство не было бы вечным. Кроме того, если бы Христос не был Богом, то и царство Его не могло бы быть вечным. Только престол Господа Бога может пребывать вовек. Все прочие царства преходящи.

«Жезл правоты — жезл царства Твоего». Господь — законный Царь над всей землей. Царство Его утверждено на праведности. Закон Его истинен, а власть справедлива. Наш Царь — не узурпатор и не тиран. Даже когда Он поражает врагов жезлом железным, то поступает праведно. Божественная справедливость включает в себя как благодать, так и отмщение. Мы доверяем Богу всем сердцем, ибо Он не может ошибиться. Ни одно испытание от Господа нельзя назвать слишком тяжелым, ни один вердикт Его уст нельзя отвергнуть как чрезмерно суровый. Благословенные руки Христа! В них покоится жезл царской власти. Все праведные радуются владычеству Царя, царствующего в праведности.

8. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие». В великой битве между добром и злом Христос отнюдь не бесстрастен. Он ненавидит зло ровно настолько, насколько любит добро. Нет качества, которое было бы монарху более к лицу! Нет более прочного основания для надежды у народа Божьего! Земная жизнь Господа подтверждает истину этих слов. Смерть Господа за Свой народ, освободившая избранных от греха и провозгласившая на земле Его царство, открывает Его ненависть ко греху и любовь к праведности. Его провидение, которым Он управляет жизнью мира, учит тому же. А день последнего суда явит эти Его качества во всей их славе и полноте. Любовь и ненависть должны проявляться в нас так же, как во Христе. И то, и другое необходимо зрелому христианину.

«Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Христос, наш великий Посредник, всецело отдал себя Богу Отцу и сделался Ему покорным, став по виду как человек. За Свою праведную жизнь Он получил от Бога великое воздаяние — невыразимую радость. Другим Божья благодать даровала священное общение с Ним. Но на основании их единодушного согласия и Его заслуг Он — первый среди них, Он обладает самой великой радостью, ибо Он источник всякой их радости. На Востоке было принято возливать елей на самых желанных и почитаемых гостей, приходивших на пир. Бог сам помазал Иисуса Христа, когда Он пришел на небесный пир, в награду за Его благословенный труд. И теперь Он радуется радостью весьма великой. Таким образом Бог вознаградил Христа за все Его страдания. Обратите внимание, что в восьмом стихе однозначно утверждается божественность Христа, а в седьмом есть подтверждение Его человеческой сущности. Могут ли эти строки относиться к кому-то еще? Иисус Христос — наш Элохим. «Иисус» значит «Бог с нами».

9. «Все одежды Твои, как смирна и алой и кассия». Бог помазал доблестного Воина — все Его одежды благоухают. Господь приятен всем нашим чувствам: глаза видят Его прекрасным, уши слышат Его благословенные речи, а духовное обоняние наслаждается Его дивным ароматом. Совершенства Иисуса Христа драгоценней редчайших благовоний. Они разнообразны и сравнимы не только со смирной, но и со всеми мастями мира, смешанными вместе. Бог всегда благоволит к Сыну Своему и всегда рад Его лицезреть. Так и возрожденные христиане радуются Господу всегда, ибо Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Заметьте, что благовоние исходит не только от самого Христа, но и от Его одежд. Все, к чему Он прикасается, принимает на себя часть Его совершенства. Все одежды Его благоухают — не одна, а все. Народ Божий радуется как царскому пурпуру, так и белоснежным священническим ризам, как пророческим одеяниям, так и бесшовной одежде Друга. Все Его одежды источают сладостный аромат. Нет нужды отыскивать духовный смысл всех упомянутых мастей, ибо очевидный смысл стиха в том, что Христос есть средоточие всех ароматов, и они распространяются везде, где Он присутствует.

«Из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя». Ныне обитель Христова по-царски великолепна; слоновая кость и золото — лишь тусклые образы Его царственного престола. Он радуется пред лицом Бога Отца и в окружении Его святых. Как великолепен Он в Своих благоухающих одеждах! Если один аромат Его присутствия наполняет наши души благоговейным восторгом, что же нас ждет по ту сторону жемчужных ворот, посреди чертогов слоновой кости и обителей Сиона, «торжествующих с ликованием», где находится престол Давида и вечное присутствие Царя! Мысль о радости Господа, о Его ликовании наполняет наши сердца торжеством победы уже сейчас. Коль скоро наш Царь и Возлюбленный воссел на Своем небесном престоле, мы, бедные странники на чужбине, можем воспеть гимн победы.

10. «Дочери царей между почетными у Тебя». При дворе небесного Царя нет недостатка в придворных, и все они — знатные вельможи и прекрасные девицы. Непорочные души — словно девы во дворах Бога нашего, истинные небесные лилии. Господь считает Своими самыми близкими друзьями кротких и смиренных сердцем; их место рядом с царским престолом, а не среди слуг. Наступит день, когда «дочери царей» в буквальном смысле сочтут за честь служить Церкви Божьей. Ныне же любая верующая сестра является духовной дочерью Царя и членом небесного семейства.

«Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Вступила в обитель любви, чести и могущества. Слава и радость Господа передаются и Его Церкви. Он ввел ее в славу и облачил в самые богатые одежды. Золото — самый драгоценный из металлов, а офирскому золоту нет равных. Христос никогда не одевает Свою возлюбленную Церковь во второсортные одежды. Церковь облачена в дарованную и вмененную праведность Господа как в богатую одежду. Блаженны те, кто принадлежит к столь славной и возлюбленной Церкви. И несчастны гонители драгоценного народа Божьего, ибо, как муж не допустит неподобающего отношения к своей жене, так и небесный Жених не оставит врагов Церкви без скорого отмщения. Не забывайте же торжественного великолепия этих стихов. Небесный Царь вселяет в нас благоговение, подпоясывается мечом, облачается в царские одежды, садится в колесницу, выпускает смертоносные стрелы и поражает врагов. Затем Он восходит на Свой небесный престол, берет в руки царский жезл, наполняет Свои чертоги благоуханием, принесенным из тайных обителей, собирает вокруг себя свиту и призывает к себе Невесту, красоте которой нет равных. И Невеста встает одесную Царя в окружении царских дочерей. Верующему хорошо известна эта картина, и всякий раз помышляя о ней, он исполняется восхищением, любовью, радостью и сладостным ожиданием.

11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоето.12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твое.

11. «Слыши, дщерь, и смотри». Слышать и смотреть — священный долг Церкви. Вера приходит от слышания, а укрепляется размышлением, пристальным рассматриванием представленных в Божьем Слове образов. Нет заповеди более достойной внимания Невесты Христовой, чем «приклони ухо твое». Приклони ухо, чтобы не пропустить ни единого слова. Святому учению следует внимать всеми силами души и разума.

«И забудь народ твой и дом отца твоего». Отречься от мира непросто, однако это долг каждого, кто обручается с великим Царем, ибо разделенное сердце не может хранить верность. Обручиться со Христом без искренней любви было бы бесчестием для Царя и горем для Невесты. Мы должны оставить своих нечестивых друзей и даже тех, кто просто равнодушен ко Христу, ибо дружба с ними не сулит нам никакого блага — только вред. Дом, в котором мы родились, — это дом греха. Во грехе родила нас мать наша. Плотские помыслы суть вражда против Бога; мы должны выйти из обители падшей природы, ибо она находится в городе Разрушение. Это не значит, что благодать разрывает семейные узы — она разрывает лишь греховные узы. Прежде чем чему-то научиться, нам необходимо многое забыть, а это так сложно, что достичь успеха можно лишь усердным слушанием, размышлением и стремлением к цели. Впрочем, даже в этом случае ничего не происходит без помощи Божьей благодати.

Зачем постоянно вспоминать Египет, в котором мы когда-то были рабами? Что проку в луке и чесноке, когда вы связаны по рукам и ногам железными оковами, а безжалостный фараон принуждает вас к рабскому труду? Бог призывает нас оставить безумие ради мудрости, плотские утехи ради вечного блаженства, ложь ради истины, бедствия ради благословения, идолов ради любящего Бога. Внимайте, христиане, заповедям Божьим, записанным в священной Книге. Увы, вокруг столько обмирщения! Церковь осквернена, а слава великого Царя померкла. Великолепие и мощь христианства дарит мир только тогда, когда вся Церковь отделится от скверны мира и будет хранить непорочность.

12. «И возжелает Царь красоты твоей». Искренняя любовь должна присутствовать в любом брачном союзе; а в таинственном небесном союзе между Христом и Церковью — особенно. Церковь должна оставить все свои прежние связи и прилепиться только ко Христу, иначе она не сможет угодить Ему и не вкусит Его любви в полной мере. Может ли Христос просить меньше, может ли Церковь предлагать меньше, чем любовь от всего сердца? Христос видит в Церкви великую красоту, которая радует Его сердце, если она не осквернена миром. Христос всегда пребывает рядом со Своими святыми, когда они с радостью берут свой крест и выходят за стан. Однако дух Его скорбит, когда святой народ вступает в общение с иноплеменниками и перенимает их пути. Пока любящие Иисуса Христа не докажут своей любви, выйдя из среды нечестивцев и отделившись от мира, никакого духовного пробуждения в стране и быть не может.

«Ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему». Господь — великий Царь; милосердие и благодать не ослабляют, а, напротив, упрочивают Его престол. Наш Спаситель является также Властелином мира. Муж — глава жены, но его любовь к ней не снимает с нее обязанности повиноваться, а, напротив, утверждает ее. Церковь должна преклоняться перед Христом, смиряться перед Ним в трепетном благоговении. Его нежное отношение к ней дает ей свободу, а не право творить все, что угодно. Он снимает с нее все тревоги и заботы, но возлагает на ее плечи Свое легкое иго. Можно ли желать лучшей доли? Служение Богу — это рай в раю, а безупречно исполненное служение — это рай на земле. Господи, Тебя единого Церковь воспевает в своих нескончаемых славословиях и превозносит в непрекращающихся песнях. Научи нас быть верными Тебе всегда и во всем. Будь к нам долготерпелив и действуй в нас Духом Святым, доколе мы не исполним волю Твою на земле, как она исполнена на небе.

13. «И дочь Тира с дарами». Когда Церковь исполнится святости, соседние народы и племена возложат к ее ногам многочисленные дары. Слава ее впечатлит и привлечет языческие племена, и они присоединятся к ее хвалебной песне. Успех миссионерского служения в дальних странах зависит от состояния Церкви в нашей стране: святая Церковь — это сильная Церковь. Когда ее сердце исполнится благодатью, сокровища рекой польются в ее хранилища. Дары доброхотно жертвующих людей позволят беспрепятственно нести Евангелие погибающим грешникам. Торговцы будут жертвовать на благо Церкви безо всякого принуждения со стороны великого Царя.

«И богатейшие из народа будут умолять лицо Твое». Богатые мира сего обратятся к Господу не потому, что Церковь будет потворствовать их прихотям, а потому, что она будет обличать их грехи. Не Церковь будет умолять богачей, а они придут умолять Церковь. Она не станет раболепствовать перед сильным мира сего, но будет, как царица, раздавать свои милости смиренным просителям. Сейчас мы собираем средства на нужды Церкви Христовой, точно нищие на паперти, и многие из нас идут на компромисс с великими мира сего, замалчивая истину, которая может оттолкнуть тех. Исполнившись святостью и величием, Невеста Христа никогда не опустится до такого позора. В то время сердца народов станут щедрыми, и к подножию царского престола будет возложено великое множество даров и приношений.

14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; 15 в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, 16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.

14. «Вся слава дщери Царя внутри». Велика красота Церкви, ожидающей брачного пира в своих тайных палатах. Она незрима для людей, но Царь видит ее каждый день и хвалит ее красоту. «Но еще не открылось, что будем». Эти слова можно понять иначе: Церковь прекрасна своим внутренним миром. Все поистине красивое в Церкви сокрыто в ее сердце, в тайниках ее души, в сокровенных желаниях. Господу не нужна только внешняя миловидность; Он благоволит к красоте и мудрости сердца. Церковь названа дочерью Царя, а следовательно, она благородна происхождением и обладает царским величием. Она красива внутри, а следовательно, очищена и обновлена.

Обратите внимание на местоимение «вся». О Женихе сказано, что все Его одежды источают благоухание, а о Церкви — что вся ее слава внутри. Полнота и завершенность — великое приобретение. Как от Христа не исходит ни одного неприятного запаха, так и Церковь свята целиком и полностью — совершенна без пятна и порока.

«Одежда ее шита золотом». Драгоценный материал и тонкая работа. В изготовление одежд праведности для Своего народа Господь вложил все Свое мастерство! Никакое расшитое золотом платье не сравнится с шедевром Его святого искусства. Та, которую великий Царь почтил Своей любовью, достойна самых богатых одежд. Господь позаботится о том, чтобы слава и красота Его Возлюбленной была непревзойденной.

15. «В испещренной одежде ведется она к Царю». Грядет день небесного бракосочетания, и в данном стихе мы видим описание свадебной процессии: подруги ведут свою Царицу к царственному Жениху. Когда наступит полнота времен, вся вселенная с восторгом узрит славу Невесты Агнца. Если она была исполнена славы даже за закрытыми дверями, когда ее святые жили втайне от мира, то каково же будет ее великолепие в последний день, когда она явится подобной своему Господу и Спасителю? Даже расшитая золотом одежда — лишь жалкий образ того небесного великолепия, в которое будет облачена Церковь, освященная Духом. В этом стихе мы читаем о том, где Церковь обретет свой покой — у груди Царя. Она будет приведена в место покоя всемогущей благодатью; это произойдет в будущем, поскольку слава Церкви еще не открыта. В будущем Церковь явится в богатых одеждах в сопровождении праведных духов.

«За нею ведутся к Тебе девы, подруги ее». Все любящие Церковь и служащие ей ради Господа разделят ее блаженство «в день оный». В определенном смысле они являются частью Церкви, однако изображены здесь как подруги Невесты ради полноты образа. И хотя этот образ несовершенен, мы видим, что подруги приступают к Царю так же свободно, как сама Невеста, поскольку истинные служители Церкви являются ее частью и разделяют с ней ее блаженства. Обратите внимание на то, что принятые в вечное общение со Христом чисты сердцем («девы»), не осквернены связями с миром («подруги невесты»), непорочны в жизни {«ведутся к Тебе»). Только тот, что очищает себя от скверны в этом мире, имеет надежду на мир небесный.

16. «Приводятся с весельем и ликованьем». Брачный пир не мыслим без веселья. Какое же ликование ждет нас в день небесного пиршества, когда все искупленные Господом соберутся в небесных обителях! Стены нового Иерусалима содрогнутся от ликования святых и торжества ангелов.

«Входят в чертог Царя». Тихие обители святых находятся там, где Царь Христос правит в вечной славе и величии. Там они обретут покой и успокоение от мирских тревог. Они получат право на свободный вход в святое святых. Они вступят в славу по действию всепобеждающей благодати. Если даже вхождение в чертоги Царя сопровождается весельем и ликованием, то какова же будет радость, когда они окончательно вступят в славу! Какова будет их радость, когда начнется небесный пир! Прославленные приводятся к Господу не для того, чтобы быть пахарями на нивах небесного Царства, а для того, чтобы водвориться у Господа и как принцы крови стать частью царского дома. Благословен тот час, когда мы вкусим небесного блаженства и забудем печали дольнего мира в торжестве вечной победы.

17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. 18 Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.

17. «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои». Древние отцы, служившие великому Царю в прошлом, почили, но на их место пришли их сыновья. На смену погибшим воинам приходят новобранцы. Род благодати не прекратится вовек. Пока стоит этот мир, истинному апостольскому преемству ничего не грозит. «Ты поставишь их князьями по всей земле». Служители Христовы — цари. Однако человек, обративший ко Христу племя или народ, обретает не просто царскую честь — его имя прославляется наряду с самыми великими именами земли. Христос делает людей царями. Целеустремленный воин, усердно подвизающийся за дело Христа, обретает в Его армии неувядаемую славу, доблестные воины получают из рук Царя нетленные венцы. Вся земля покорится Господу Христу, и воистину благословенны те, кто благодатью Божьей будет иметь участие в этой победе. Они будут править со Христом, когда Он снова придет на землю.

18. «Сделаю имя Твое памятным в род ирод». Устами пророка Господь обещает Князю мира вечную славу и продолжение рода. Его слава, совершенство и благость заключены в Его имени. Народ Божий радуется этим качествам Христа и никогда их не забудет. Слава Христа пребудет вовек. Имена, известные в одном поколении, забываются в другом. Слава же Христа будет пребывать вечно, как неувядающий лавр, и имя Его никогда не померкнет. Все это совершит Бог Отец Своей милостью и благодатью. Бог не отдал славу Мессии в человеческие руки. Он сам прославляет Своего Христа, и обещание Его исполнится. Во все века память о Гефсимании и Голгофе будет источать лучезарный свет. Ни бег времени, ни туман заблуждений, ни злоба ада не омрачат славы Искупителя.

«Посему народы будут славить Тебя во веки и веки». Они признают Тебя тем, кто Ты есть, и вечно будут воспевать славу имени Твоему. Все сердца должны возносить славу возлюбившему нас и искупившему кровью Своей Христу. Хвала ему не перестанет вовек, ибо мы всегда будем перед Ним в неоплаченном долгу. Чем больше Он дает нам благодати, тем больше растет наш долг. Давайте же умножать хвалебные песни Господу. Род открывает грядущему роду любовь Господа; пусть же каждый год песни неба и земли умножаются и с громогласным ликованием возносятся к престолу Того, кто жил, умер и се, живет во веки веков, Тому, кто держит в Своих руках ключи от ада и смерти.

Советы проповедникам

Стих 2. Во вступлении пророк превозносит Того, о ком будет писать, называя Его

а) «словом благим» — Сын Божий есть высшее благо;

б) словом для нас — наше высшее благо заключается в союзе между Христом и Церковью.

Стих 2. То, что изливается из сердца человека, свидетельствует о его характере.

1. Истинный почитатель Христа искренен — «из сердца моего».

2. Он умеет чувствовать.

3. Он умеет размышлять о Боге.

4. Он свидетельствует о Господе.

Стих 2. Три характеристики христианского учения:

1. Оно должно быть «словом благим» и касаться высшего блага — Царя.

2. Язык проповеди должен быть четким и ясным:

а) благодаря дару проповедника;

б) благодаря развитию этого дара;

в) благодаря действию Духа.

3. Оно должно истекать из сердца — «излилось из сердца моего».

Стих 3. В каком смысле Христос прекраснее сынов человеческих?

Стих 3. Иисус Христос — Его личность, Его Благая весть, богатство Его благословений.

Стих 3.

1. Мы можем и должны славить Христа. Христа славят ангелы, Бог Отец, Писание, ветхозаветные и новозаветные святые, а значит, это должны делать и мы. Это небесное служение мы начинаем нести уже на земле.

2. За что мы должны славить Христа?

а) За Его красоту. Является ли мудрость, праведность, любовь, кротость красотой? Все эти качества пребывают во Христе во всей полноте.

б) За Его благодать. Во Христе обитает вся благодать Божья.

3. Блаженство Христа — от Бога, оно вечное.

Стихи 3—6. В этих стихах Христос изображен:

1. Воплощением красоты.

2. Избранником небес.

3. Воином-победителем.

Стих 6.

1. Стрелы божественного гнева остры.

2. Стрелы благого провидения еще острее.

3. Но нет ничего острее стрел всепобеждающей благодати. Колчан всемогущего Господа полон таких стрел.

Стих 6. Что это за стрелы; кому они принадлежат; кого поражают; куда поражают; каковы последствия.

Стих 7. Бог, Царь, Его престол, вечное царство и жезл. Мы должны преклониться перед Ним, повиноваться Ему, уповать на Него, смиряться пред Ним и радоваться в Нем.

Стих 8. «Возненавидел беззаконие». Христос возненавидел его в пустыне, когда боролся с искушениями, возненавидел его в других, отрекся от него, умер ради его уничтожения, вернется для его осуждения.

Стих 8. Любовь и ненависть Христа.

Стих 9. Все облачение Христа — Его тройное служение, две природы, два установления — источает благоухание.

Стих 9. «Увеселяют тебя». Мы веселим Христа своей любовью, хвалой, служением, дарами, святостью и общением с Ним.

Стих 9.

1. Благоухание одежд Христа — не запах войны и крови, а благовоние мастей.

2. Величие царских чертогов: слоновая кость символизирует богатство, чистоту, долговечность и т. п.

3. Источники Его радости.

а) Благоухание Его совершенств.

б) Народ Божий, красота спасенных.

в) Поражение врагов. «Христово благоухание… в погибающих».

г) Все блаженные святые существа, желающие радовать Его.

Стихи 10—11. Связи Жениха следует помнить, а связи Невесты — забыть.

Стих 12. «И возжелает Царь красоты Твоей». Христос восхищается красотой праведных.

Стихи 14—16.

1. Новое имя Невесты: «Дщерь Царя». Церковь названа дочерью Царя по двум причинам:

а) она рождена Богом;

б) она обручена с Сыном Божьим.

2. Красота Невесты: «Вся слава… внутри».

а) Потому что Христос полностью владеет ее сердцем.

б) Потому что она — храм Святого Духа.

3. Одежда Невесты: «Шита золотом… испещренная». Ее одежды — это праведность Христа или Его совершенное послушание и искупительная смерть.

4. Спутницы Невесты: «Ведутся девы».

5. Вхождение невесты в дом Жениха: «В испещренной одежде ведется она к Царю». Входит с радостью и ликованием.

а) Она узрит Царя во всем Его великолепии.

б) Царь возвестит всему миру Свою любовь к Церкви.

Стих 18.

1. Христос — радость Отца. «Сделаю».

2. Он — тема песен верующих. Его имя будет «памятно в род и род».

3. Он — слава небес. «Будут славить Тебя».