Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 2
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 7878 Все тексты автора Чарльз Сперджен
46. Радуйтесь, пойте, рукоплещите
Заглавие
Для начальника хора было предназначено множество песен, но он не уставал от них. Служение Богу приносит нам столько радости, что едва ли может нам наскучить. Что же касается пения хвалебных песен, то это столь приятное занятие, что мы хотим уделять ему время снова и снова. Несомненно, начальник хора, исполнивший столько священных песнопений, жаждал новых сочинений, поскольку они приносили ему великую радость. «Сынов Кореевых». Я не согласен с теми, кто считает сынов Кореевых авторами этих псалмов. В них присутствуют все признаки пера Давида, которые только можно вообразить. Наши уши привыкли к звуку песен Давида, и он безошибочно угадывается в этих строках. Любой специалист вам подтвердит, что данный псалом написан в неповторимом стиле сына Иессеева — или же все мы глубоко заблуждаемся. Сыны Кореевы исполняли эти псалмы, но не писали их. Они вполне подходили на роль исполнителей, ибо глубоко сознавали грехи своих предков и благодать Божью, даровавшую им жизнь.
Тема
Какому конкретно событию был посвящен данный псалом — перенесению ковчега завета из дома Аведдара на гору Сион или празднованию очередной победы — сказать сложно. По этому поводу единого мнения нет даже среди специалистов, а потому и нам не стоит об этом спорить. Очевидно, что автор псалма стремился воспеть как всевластие Иеговы, так и Его окончательную победу над врагом. Что же касается вознесения Господа как пророчества о грядущих победах, то оно воспето с великой любовью.
Композиция
Столь короткий псалом едва ли нуждается в особом композиционном делении. Заметим только, что в пятом стихе встречается пауза.
Истолкование
2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости.
2. «Восплещите руками». Песни о победах Господа и окончательном пришествии Его Царства должны сопровождаться самыми естественными и восторженными жестами, выражающими радость и ликование. Господь не осудит нас за то, что мы внешне выражаем свою радость. «Все народы». Радость должна прийти ко всем народам. В первую очередь она приходит к Израилю, а затем и язычники присоединяются к ее триумфальному шествию, поскольку имеют удел в Царстве, где нет ни эллина, ни иудея, а только Христос все и во всем. Если бы только народы знали, что их надежда состоит в полновластном царствовании Иеговы над всеми народами! Даже если они не говорят на одном языке, они могут использовать всем понятный язык жестов. В последние дни Царство Господне придет ко всем народам, и все возрадуются этому владычеству. Если бы они были мудры, то уже ныне покорились бы Богу и возрадовались с рукоплесканиями и ликованием. «Воскликните», пусть радостные возгласы сольются с рукоплесканиями. «Богу», пусть Господу достанутся все почести, и пусть хвала будет громогласной, ликующей, всеобщей и единодушной. «Гласом радости». Пусть песни ликования будут веселы, ибо в них поется о славных победах, великом Царе, совершенном Царстве и благословенных подданных. На земле много языков, но народы могут возвестить хвалу Господу единым гласом радости.
Пера не может помышлять о пришествии Царства Божьего, не испытывая при этом сильных эмоций. Мысль о грядущем царствовании Князя мира заставит петь даже немого — каково же будет Его пришествие?
3 Ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею.
3. «Ибо Господь». Иегова, единый и всемогущий Бог. «Всевышний». Сила Его велика, власть безгранична, мудрость безбрежна, слава бесконечна. «Страшен». Никто не может противостать Господу Богу и выдержать Его гнев, но поскольку меч Господень защищает святой народ, у него есть все основания для радости. Сила Господа страшна для тех, кого она сокрушает, и благословенна для тех, кого защищает. При виде славного воинства Господня верноподданные небесного Царя исполняются радостью, зная, что доблестный Повелитель способен защитить Свой народ и вселить страх в сердца врагов. «Великий Царь над всею землею». Господь царствует не только над Иудеей — Его владычество охватывает весь мир. Господь Бог — не местное божество и не вождь одного племени; в неизреченном величии Он царствует над всем миром, будучи единым Вершителем судеб, Владыкой всех земель, Царем царствующих и Господом господствующих. Весь мир, каждая деревушка, каждый островок является частью Царства Божьего. Какое славное время наступит тогда, когда эта истина откроется всем и вся плоть узрит в Иисусе Христе славу Господа Бога!
4 Покорил нам народы и племена под ноги наши.
4. «Покорил нам народы». Покорил Своим безмерным могуществом. Эту битву ведет Господь, а не мы. Он, хотя и медлит, в Свое время одержит славную победу во благо Церкви. Благодатью Божьей истина и правда одержат верх. Исход этой войны предрешен. Ожесточенные и непокорные сердца смирятся перед всепобеждающей благодатью. Иудеи и язычники, принадлежащие Господу, могут рукоплескать и радоваться тому, что победа Господня будет принадлежать им. Мы будем попирать идолопоклонство, нечестие и предрассудки точно камни мостовой. «И племена под ноги наши». Церковь будет величайшей державой, ее победа будет блистательной и необратимой. Вся власть и все владычество перейдут ко Христу, и все племена земные признают одновременно и славу Господа и славу Его народа. Воистину, в будущем все будет иначе, чем теперь! Многие века народ Божий подвергался жестоким гонениям и вседневному поруганию; теперь же все будет наоборот: высшие почести будут воздаваться благочестивым.
5 Избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
5. Несмотря на то, что пока что мы не видим полной победы Христовой, мы с радостью предаем себя и свое будущее в Его руки. «Избрал нам наследие наше». Царство Господа изобилует благодатью, и мы уже сейчас жаждем покориться ей всем сердцем. Мы смиряем свою волю пред Его мудростью и предаем Господу все свои решения и желания. Пусть сам Господь дарует нам наследие как в этой жизни, так и в будущей. «Красу Иакова, которого возлюбил». Коль скоро Он даровал древнему народу благое наследие, Он даст его и нам. Большего мы и не просим. Наши рукоплескания будут воистину духовными лишь тогда, когда мы признаем всевластие Господа Бога, предав себя и свою жизнь в Его руки, дабы члены наши освободились от повседневных забот и были готовы славить Господа. Израиль хвалился своим Господом — мы также уповаем на Него и славим всем сердцем. Он любил народ Свой и был его величайшей славой. Он любит и нас и будет нам величайшей радостью. Мы молимся о том, чтобы в последний день Господь даровал нам наше наследие, ибо мы сонаследники Господу Христу, а большего мы и пожелать не можем. Наша красота, наше упование и сокровище — Господь, в которого мы веруем и которого любим.
«Селах». Воистину пришло время сделать паузу и поразмыслить над столь благословенной темой:
Пусть поразмыслит смиренная мысль,
Над благодатью великой, нетленной,
Царство Господне — до края земли,
Благость Его — до пределов Вселенной.
С радостью земли покорны Тому,
Кого называют единым Владыкой.
И рукоплещут в веселье Ему,
Чествуют Господа славы великой.
Дивный народ, перед Ним преклонись.
Радость твоя — не знает предела,
Бремя забот на Него возложи,
Чтобы душа в упоении пела.
Он — наш удел и радость вовек.
Чадом Господним стал человек.
6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
6. «Восшел Бог при восклицаниях». Вера слышит восторженные крики еще до того, как Господь одержал победу. И это не что иное, как исполнение заповеди первого стиха. Война окончена, и победитель торжественно поднимается на свою боевую колесницу и шествует к воротам родного города, прославленного его победой. Эти слова вполне соответствуют вознесению нашего Искупителя. Ангелы и прославленные духи, без сомнения, встретили Его радостными возгласами. Если Его пришествие на землю не обошлось без песни, то мог ли Он вернуться на небеса в полной тишине? «Господь при звуке трубном». Иисус — Господь Бог, Иегова. Звуки труб возвещают Его великую победу. Возвращающихся с триумфом всегда приветствуют военной музыкой. Вот Он возвращается из Восора в червленой ризе, возносится на небеса небес, пленив плен, звучит труба, возвещая благую весть о славной победе Эммануила.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте.
7. «Пойте». Каким же должно быть наше ликование, если автор призывает нас петь «Богу нашему» пять раз подряд! Господь достоин наших песен, ибо Он — Создатель мира и воплощение благости. «Пойте». Песнь благодарения да не умолкает! Не давайте музыке кончаться. Благость Господня пребывает вовек — пусть же наши хвалебные песни не прерываются ни на мгновение. Как странно, что к столь благому делу нас приходится призывать столькими увещеваниями! «Пойте Царю нашему, пойте». Воздайте Господу всю славу и не отдавайте ее никому другому. Вся слава принадлежит Христу. Пусть всевластие Господне будет для нас неиссякаемым источником радости. Всевластие Господа — благословение для верных. Воздадим Господу честь не в стонах, а в песнях. Бог — не деспот, повелевающий рабам восхвалять Свое правление.
Хвалебные песни естественны для подданных столь милостивого и благословенного Владыки. Пусть же все сердца, уповающие на владычество Господа, непрестанно поют Ему хвалу, ибо живущий под сенью небесного престола всегда имеет причину для благодарения.
8 Ибо Бог— Царь всей земли; пойте все разумно.
8. «Ибо Бог — Царь всей земли». Во времена Спасителя иудеи забыли об этой истине, но если бы их сердца были праведны, то они возрадовались бы ей. Они считали бы Бога своим уделом и не отдали бы языческим псам ни крошки со стола, с которого едят дети. Но увы, самодовольная гордыня превращает сладкий мед в горькую полынь. Иегова — Бог не только иудеев, но и всех народов на земле, которые благодаря Мессии обретут своего Господа. В то же время Господь царствует над всеми делами, творящимися под солнцем, будучи единым Вседержителем мира. «Пойте все разумно». Пусть ваши песни будут поучительны. Даже во времена Ветхого Завета, когда важны были символы и обряды, Господь высоко ценил духовное поклонение и желал вдумчивого, разумного и осмысленного пения. Печально, что некоторые не радеют о пении настолько, что считают любые звуки достойными Господа. Другие, как это ни прискорбно, придают слишком большое значение музыке и совсем не думают о смысле слов. Не грех ли тешить человеческий слух сладкими нотами, в то время как мы должны славить Господа? Какое отношение имеет наслаждение органной музыкой, пением гимнов и т. п. к истинному поклонению? Люди часто принимают плотское удовольствие за духовное действие. Когда мы возносим Богу мелодии, мы чаще думаем об угождении человеческому слуху, чем об угождении Богу. Только разум, просвещенный Святым Духом, способен возносить угодную Богу хвалу.
9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем.
9. В этот самый момент Бог тайно управляет самыми порочными из идолопоклонников. Но это можно постигнуть только верой. О, как мы должны жаждать того дня, когда эта истина станет реальностью и мы возрадуемся владычеству Господа, которое ныне осуществляется незаметно! «Бог воцарился над народами», эта истина является залогом того, что обещания Евангелия будут исполнены и Царство Господа придет. «Бог воссел на святом престоле Своем». Он восседает на святом престоле, и Его повеления, деяния и заповеди — сама святость. Можно ли это сказать о каком-либо земном престоле? Престол Господа никогда не осквернялся несправедливостью и грехом. Тот, кто восседает на нем, не знает страха, не ведает колебаний. Он пребывает в полном покое, ибо знает Свою власть и видит, что Его совет стоит вовек. Выразим же свою радость в святом пении!
10 Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесен над ними.
10. «Князья народов собрались». Пророческим взором псалмопевец видит верноподданных великого Царя, собравшихся для празднования Его славы. Здесь собраны не только бедные и нищие — князья и вельможи и те преклоняют колени перед Владыкой мира. «И будут цари… кланяться Тебе». На праздник соберутся представители всех народов; их вельможами будут добрые люди, царями — возрожденные христиане. Поистине знатным будет собрание, в котором сам Господь скажет вступительное слово, а князья народов воздадут Ему славу и честь! «К народу Бога Авраамова». Бог, которого поначалу знали лишь отдельные люди, такие как отец всех верных Авраам, будет прославлен всеми потомками Авраама, бесчисленными, как звезды небесные. Таким образом, исполнится обещание: «И благословятся в семени твоем все народы земли». И тогда явится Примиритель, «и Ему покорность народов». Вавилонское рассеяние будет обращено вспять десницей великого Пастыря и Царя, которая соберет воедино все племена и народы. «Ибо щиты земли — Божии». Все должны воздать славу Царю царей — и князья, и вельможи, и даже оружие. Все «достопочтимые» земли должны чтить Иисуса Христа, а «Их Величества» — признать Его своим Господом и тем самыми стать по-настоящему величественными. Защитники земли и хранители благополучия получают свою силу от Господа и сами принадлежат Ему. Все начальства и власти должны покориться Иегове и Христу, ибо «Он превознесен над ними». В благости, могуществе, совершенстве и славе Ему нет равных. О благословенные образы будущего века! Крутитесь же быстрее, колеса времени! «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».
Советы проповедникам
Стих 2. Сильные и даже необычные проявления радости допустимы и в некоторых случаях просто необходимы.
Стих 2—5. Радость — истинный дух поклонения.
1. Радость о благости Божьей.
2. Радость о владычестве Божьем.
3. Радость о победах Евангелия.
4. Радость о благоволении Господа к святым.
Стих 3. Ужасы Божьи внушают верующему сердцу радость.
Стих 3 (вторая часть). Владычество Христа над миром — какое оно есть и каким оно должно быть.
Стих 4. Надежда Церкви на победу. Кто будет покорен? Каким образом? Через нас. Чьей властью? Своей. Когда? Каковы признаки этого времени? Вознесение (ст. 6).
Стих 4.
1. Окончательный триумф святых. Полная победа над врагами как на земле, так и в аду, как внутри, так и извне. Победа
а) постепенная;
б) необратимая.
2. Чьей силой это будет совершено? Господь осуществит Свои намерения:
а) не без помощи средств;
б) не только с помощью средств;
в) с помощью избранных сосудов, наполненных божественной силой.
Стих 5. Это относится как к земной жизни, так и к вечности. Непреложная реальность, которую необходимо принять и возжелать и за которую нужно быть благодарными.
Стих 5.
1. Бог избирает для нас наследие как на земле, так и на небе.
2. Его выбор всегда лучше нашего — краса Иакова.
3. Господь не ограждает нас от последствий принятых нами решений.
4. Он помогает нам обрести то, что Он для нас избрал.
Стих 6. Вознесение. Произошло при многих очевидцах; его величие, триумф, радость. Кто вознесся? Куда? К кому? Для какой цели? С какими результатами?
Стих 7. Необходимость святых песнопений. Псалмопевец повторяет свой призыв ввиду нашей нерадивости, поощряя нас к искренней, непрестанной, радостной и совместной хвале.
Стих 8 (последняя часть). Песнопения наставленных в слове и наставление посредством песнопений. Хвала должна быть и плодом, и средством наставления.
Стих 9 (последняя часть). Всевластие Бога неотделимо от его святости. Стих 9. Бог восседает
а) на святом престоле, поэтому все люди должны трепетать перед Ним;
б) на престоле благодати, поэтому искупленные должны любить Его;
в) на престоле славы, поэтому все творение должно хвалить Его.
Стих 10.
1. Щит — милосердное оружие, в отличие от любого другого.
2. Щит — дерзкое оружие, уверенно принимает на себя удары, предназначенные для воина.
3. Щит — оружие силы, ибо о него разбиваются нечестивые стрелы.
4. Щит — оружие чести; лишить кого-то щита — значит победить его; остаться со щитом — значит стяжать славу.