47. Песнь о великом городе

Заглавие

«Песнь. Псалом. Сынов Кореевых». Радостная песнь и псалом благоговения. Увы, не всякая песнь является псалмом, ибо не все поэты рождены свыше; не всякий псалом является песнью, ибо мы приходим к Богу не только с ликованием, но и сетованиями. Сыны Кореевы, несомненно, были рады разнообразию репертуара. Богослужение, на котором исполнялись разные песни, не могло быть скучным, ибо давало благочестивым сердцам простор для выражения самых разнообразных чувств.

Тема

Нельзя с абсолютной точностью определить, в связи с какими событиями в израильской истории был написан данный псалом. Мы не знаем ни автора псалма, ни времени его написания. В псалме рассказывается о том, как объединившиеся в военный союз цари подступили к Иерусалиму, но были так напуганы, что так и не смогли на него напасть. Упоминание о фарсийских кораблях дает возможность предположить, что данный псалом был написан в честь победы над аммонитянами, моавитянами и обитателями горы Сеир во время правления царя Иосафата. Прочитав 2Пар.20, а особенно 2Пар.20:19, 25, 36, вы, возможно, придете к такому же выводу.

Композиция

В стихах 2—4 речь идет о величии Господа и города, в котором Он прославляется. В стихах 5—9 говорится о смятении врагов Сиона и о славе Господа, наведшего на них этот страх. В стихах 10—15 звучат славословия в адрес Сиона и Бога, хранящего его во веки и веки.

Истолкование

2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. 3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.4 Бог в жилищах его ведом, как заступник.

2. «Велик Господь». Понять величие Божье в полноте невозможно. Вместе с тем, совершенно очевидно, что Господь велик в спасении Своего народа, велик в глазах искупленных Им сынов, а также в сердцах врагов, которых обратил в бегство их же страх. В отличие от ефесян, безумно кричавших «Велика Артемида!», мы несем разумное и несомненно истинное свидетельство: «Велик Господь!» Вся слава в Церкви принадлежит исключительно Господу Христу. Иисус Христос есть «Пастырь великий», Он — великий Бог и Спаситель, великий Первосвященник. Бог Отец дал Ему разделить добычу с великими, и имя Его славно по всей земле. «И всехвален». Прославлять Господа надлежит соответственно Его величию и совершенству. Прославление не бывает слишком долгим, слишком восторженным, слишком искренним, слишком благоговейным и слишком возвышенным.

«Во граде Бога нашего». Господь велик в святом граде, и его жители должны возносить Ему хвалу непрестанно. Избранный народ, живущий в благословенном городе, должен почитать Господа даже тогда, когда весь остальной мир отрекается от Него, ибо Господь явил Свое славное могущество в его стенах. Церковь должна прославлять Господа даже тогда, когда все другие народы бунтуют против Него. Как Иерусалим был избранным жилищем Бога Израилева, центром теократического царства и образцом истинного богослужения, так и Церковь является местом, в котором Бог являет себя миру. «На святой горе Его». Там, где мы можем постоянно видеть святой храм, священников и святые жертвоприношения. Гора Сион была самой известной частью древнего Иерусалима, и потому сам город часто назывался Сионом. Церковь Божья — это тоже гора; она возвышается над миром и привлекает к себе внимание. По этой причине она должна быть украшена святостью, а сыновья ее должны быть причастниками божественного естества. Должную хвалу могут сотворить только святые люди; прославление Бога — их повседневный труд.

3. «Прекрасная возвышенность». Положение Иерусалима было столь благоприятным, что его называли Царем Востока. То же самое относится к Церкви в духовном смысле: она пребывает там, где пребывает Бог, — в горах Его могущества, на возвышенностях Его истины и правды, в самом центре Его провидения. Красота Церкви в ее превознесенности. Чем больше она возвышается над миром, тем она краше. «Радость всей земли гора Сион». Иерусалим был солнцем мира — весь свет истины, который еще оставался на земле, исходил только из Писаний, сохранившихся у евреев. Для ревностного израильтянина святой город был центром земли, жемчужиной народов. Так и Церковь, отверженная людьми, остается истинной радостью и надеждой мира.

«На северной стороне ее город великого Царя». Это означает либо то, что Иерусалим располагался в северной части Иудеи, либо указывает на ту часть города, которая лежала к северу от горы Сион. Слава Иерусалима заключалась в том, что в его стенах пребывал Господь, великий Царь. Так же и радость Церкви состоит в том, что Бог пребывает среди ее членов во веки веков. Великий Бог — великий Царь Церкви; ради нее Он царствует над народами. Нет благословеннее народа, чем тот, который Господь вознаградил Своим присутствием. Межи его прошли по прекрасным местам. Наследие его приятно. Истинная слава Великобритании, северной части мира, состоит в том, что мы признаем и чтим Господа и что в ее пределах люди знают любовь Бога.

4. «Бог в жилищах его ведом, как заступник». Мы не поклоняемся неведомому Богу, ибо Господь открылся нам как заступник. Мы радуемся такой доле и обращаемся к Нему в любой нужде. Других заступников у нас нет. Хотя мы и цари, а дома наши — дворцы, мы не уповаем на себя, но возлагаем все надежды на великого Заступника, чье славное могущество служит нам опорой.

5 Ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах;8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.

5. «Ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо». Они пришли и ушли. Они рассеялись, не успев собраться. Они явились из одного места, а разбежались во все стороны. Как горды были сбирающиеся орды под предводительством тщеславных царей и в каком отчаянии бросились прочь от стен Иерусалима трепещущие военачальники! Они обрушились на святой народ пенистой волной и, как пена, растаяли. Событие это было столь значительным, что псалмопевец употребил фразу: «Ибо вот…» Как? Неужели столь могущественные цари так внезапно обратились в бегство? Врагов Церкви Божьей ожидает такая же участь. Паписты, любители обрядности, ариане и скептики — все прейдут и будут преданы забвению.

6. «Увидели и изумились». Они пришли, увидели, но не победили. Как только они увидели Бога, пребывающего в святом граде, они обратились в бегство. Бог еще не нанес им ни одного удара, а они уже смутились и начали отступать. «Смутились и обратились в бегство». Враги смутились. Их быстрое наступление окончилось внезапным отступлением. Их охватила паника, кони казались недостаточно быстрыми. О, как жаждали они унестись на крыльях ветра! Они отступили с позором, точно испугавшиеся дети. Благодарение Богу, такая же судьба ожидает врагов Церкви! Когда Господь явится нам на помощь, ветер унесет наших врагов. Если бы они могли предвидеть свое бесславное поражение, то, несомненно, отказались бы от своих коварных замыслов.

7. «Страх объял их там и мука». Они погрузились в пучину отчаянья. Вместо славной победы они встретили страх и ужас. Прежде чем они овладели городом, ими овладело отчаянье. «Как у женщин в родах». Они стали подобны женщине, которая от страха начинает рожать преждевременно, или роженице, объятой родовыми муками. На востоке образ рождающей женщины часто использовался для обозначения крайней степени страдания. Когда Господь придет на помощь Своей Церкви, самые дерзкие из врагов уподобятся напуганным женщинам, и этот ужас будет предзнаменованием их вечной погибели.

8. «Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли». Ты сокрушил могущественного врага так же легко, как сильный ветер бросает корабли на острые рифы. Можно прочитать этот стих и так: сила народов заключается в этих кораблях, но их корма скоро будет сокрушена. Наша же сила — в Господе, и потому она неиссякаема. Возможно и третье толкование: Господи, Ты наша защита, но в тоже время взыскиваешь с нас за грех; Ты хранишь нас, но отбираешь у нас наши корабли, радость и успех, чтобы мы уповали только на Тебя одного. Бог являет Свое могущество как на море, так и на земле. Еретические учения всегда сулят нам несметные сокровища из дальних стран, а на самом деле их цель — ниспровергнуть Церковь. Бог, однако, сокрушит их устами Своими. Церковь слишком часто полагается на ненадежную человеческую помощь, но делает это напрасно. Народ Божий должен всецело полагаться на заступничество Господа и Царя Иисуса Христа.

9. «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего». В святом городе оживают древние отеческие сказания. Мы слышали обещание и теперь видим его исполнение. Писания Сиона могут показаться невероятными, однако они истинны, ибо современные события полностью их подтверждают. Обратите внимание на то, что сначала Бог назван «Господом сил» (этот титул указывает на Его могущество), а затем «нашим Богом» (это имя знаменует завет милости между Богом и человеком). Коль скоро Бог носит оба титула, неудивительно, что Он поступает с нами человеколюбиво и всегда исполняет данные нам обещания. «Бог утвердит его на веки». Истинная Церковь не может быть сокрушена. Установления земных владык временны, а божественные повеления утверждены навек.

«Селах». Сделаем паузу и подумаем о прошлом с благодарностью, а о будущем — с надеждой.

10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего. 11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. 12 Да веселится гора Сион, и да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, Господи. 13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его.

10. «Мы размышляли, Боже». Святые любят размышлять. Они не допускают, чтобы божественные чудеса прошли мимо них. «О благости Твоей». Воистину благодатная тема для размышлений! Благочестивые умы помышляют о благости Господа неустанно. Размышление о былых милостях Господа помогает нам переносить скорби в настоящем и наполняет радостью во времена благоденствия. Воспоминания, наполняющие душу благодарностью, облегчают скорбь и умножают радость. «Посреди храма Твоего». Трудно вообразить себе более подходящее место для благочестивых размышлений. Любовь Бога открывается нам там, где мы с Ним встречаемся. Коль скоро собрание святых есть не что иное, как храм Бога живого, мы должны делиться друг с другом своими сокровенными размышлениями, поскольку это позволяет нам увидеть многоразличную благость Господа к Церкви. Воспоминания о милости должны всегда вызывать в нас желание славить Бога. Сразу за столом с хлебами предложения, символизирующими щедрость Господа, должен стоять жертвенник с воскуряемым фимиамом, символизирующим непрестанную хвалу.

11. «Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли». Великая слава принадлежит великим именам. Весть о славных победах Господа разлетелась во все концы вселенной; ангелы внимали ей с изумлением, и на каждой звезде разумные существа воспевали Господу славу и честь. Даже если человеческая хвала умолкнет, Господь будет прославлен в песнях гор, населенных многочисленными племенами и невидимыми духами. Как в раковине слышится шум морского прибоя, так и в содроганиях творения слышится хвалебная песнь Господу. «Десница Твоя полна правды». Твой скипетр и меч, владычество и отмщение — праведны. Рука Твоя никогда не пуста, но всегда полна могущества, щедрых даров и справедливости. Ни к святому, ни к грешнику Господь не приходит с пустыми руками, с обоими поступает праведно: первого праведно прощает, второго праведно предает вечной погибели.

12. «Да веселится гора Сион». Пусть Сион, столица Иудеи и главная цель захватчиков, первым воспоет радостную песнь. «Да радуются дщери Иудейские». Пусть к славословиям Сиона присоединятся малые города, ибо все они поют об общей победе. Пусть радость женщин, которых война касается больше всего, не знает предела, ибо лютый враг отступил. Радоваться Господу и славить святое имя Его должна как вся Церковь, так и каждый ее член в отдельности. «Ради судов Твоих, Господи». Праведные суды Божьи заслуживают самой искренней хвалы. Чтобы земля ни думала об этом, но небо с радостью и благодарением поет о вечной погибели нечестивых. В Откр.19:1—3 сказано: «Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков». Оказавшись на небесах, мы поймем, что суровая справедливость судов Божьих на самом деле является проявлением любви милостивого Бога и ярчайшей жемчужиной царского венца.

13. «Пойдите вокруг Сиона». Как Израиль обходил Иерихон несколько раз, так и вы осматривайте стены святого града снова и снова. Внимательно и неспешно изучайте все его укрепления. «И обойдите его». Обходите его опять и опять, чтобы проникнуться любовью к этой величественной крепости. Мы должны неустанно и глубоко изучать происхождение, благословения, историю, избавления и славу Церкви. Некоторые темы заслуживает лишь мимолетной мысли, но эта достойна самого тщательного исследования. «Пересчитайте башни его». Посмотрите, целы ли они или сокрушены ударами врага, сохранила ли Церковь Божья свое учение, силу и красоту. Сначала враги осматривали ее укрепления с завистью, затем — с ужасом; мы же должны восхищаться ими со святым ликованием. Наглядным воплощением этого образа может служить швейцарский город Люцерн, окруженный древними стенами и украшенный многочисленными башнями. Обойдя город со всех сторон и полюбовавшись каждой из этих башен, я понял, с какой любовью мы должны любоваться укреплениями, возведенными вокруг Церкви.

14 Обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти.

14. «Обратите сердце ваше к укреплениям его». Внимательно рассмотрите его укрепления и обратите внимание на то, что жители священного града находятся в полной безопасности, они защищены несколькими линиями обороны. Учение о безопасности святых не должно отодвигаться на второй план. Мы должны провозглашать его открыто и размышлять над ним часто. Эта истина может повредить только нечестивцам — сыны погибели даже Господа Иисуса Христа превращают в камень преткновения. Не удивительно, что они искажают библейскую истину о неотступности святых. Не стоит отказываться от изучения укреплений Сиона только потому, что вокруг них слоняются безумцы. «Рассмотрите домы его». Рассмотрите жилища праведных. Внимательно изучите Божьи обещания, в которых верующие сердца находят прибежище. Как крепки стены великого града и прекрасны уготованные для нас обители! Человек лучше всего знает свой собственный дом, а Церковь есть драгоценное и благословенное пристанище для верующих сердец. О, если бы ученые мужи больше помышляли о благословенном положении Церкви! Впрочем, они не только не считают башен великого Сиона, но и часто не знают, что это такое и где они находятся. Они слишком заняты своими финансами и отчетными книгами. Земельные участки измеряются с точностью до сантиметра. В отношении же небесного наследия и нетленного удела в Божьем Царстве мы проявляем беспечность и нерадивость. «Чтобы пересказать грядущему роду». Ради этого стоит изучать укрепления Сиона. То, что мы получили, мы должны передать другим. Но прежде чем стать учителями, нам необходимо самим учиться. Передавая знания о Боге грядущим поколениям, мы выражаем свою благодарность за полученные милости.

15. «Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки». Вот достойная причина хранить подробную летопись деяний Господа. Бог неизменен, а значит, прошлое — больше, чем история. Бог всегда останется Богом, вступившим в завет со Своим народом. Другого Бога нет, да мы и не нуждаемся в другом, даже если бы он существовал. Пытаясь утешить нечестивых и облегчить их муки в будущем веке, некоторые искажают смысл фразы «на веки и веки», говоря, что она обозначает лишь ограниченный отрезок времени. Мы же, вопреки превратным толкованиям, радуемся надежде на вечное блаженство, и для нас «на веки и веки» означает «навсегда». «Он будет вождем нашим до самой смерти». Господь милостиво ведет нас по жизни и пребывает с нами на смертном одре. После того как мы умираем, Он ведет нас к источникам воды живой. Он наша надежда на воскресение и вечную жизнь. Утешение наше непосредственно связано с деяниями Божьими в истории: враг отступил, а цитадели Сиона выдержали натиск сил зла. Коль скоро Бог пребывал с нами в прошлом, то и в будущем коварные замыслы врага не осуществятся.

Прощай, страх! Воспоем Богу с радостью, благодарностью и верой.

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Как Бог видит Церковь:

а) «Град», не толпа беззаконников, а организованная община;

б) Святая гора, являющая миру милосердие и праведность Бога, а также освящающую благодать.

2. Как Церковь видит Бога:

а) Бог — обитатель Церкви. Сион — Его город, Его святая гора. В Церкви Бог велик. Полностью величие Троицы проявляется только в Церкви — не в раю, не в законе, не на небесах небес. Нигде совершенство Бога не явлено так, как среди святых.

б) Церковь хвалит Бога. Ее славословия соответствует божественному величию.

Стих 3.

1. Древний Сион был расположен в удобном месте, так и новозаветная Церковь возведена на скале, на извечных намерениях Божьих и благодати.

2. Гора Сион была радостью всей земли. Так и новозаветная Церковь призвана нести миру радость.

3. Сион был особой радостью израильских колен (которые почти все находились к северу от Иерусалима), так и Церковь призвана быть особой радостью для верующих.

4. Сион был царственным и святым городом, так и Церковь.

Стих 4.

1. Бог — убежище в Церкви. Церковь — это город, в котором находится убежище, но убежищем является не она сама, а Бог.

а) В этом убежище грешники укрываются от гнева.

б) В этом убежище святые укрываются во время страхов и испытаний.

Стихи 5—8.

1. Противостояние мирских правителей и Церкви.

2. Они сокрушены собственными страхами. Мучителей Церкви мучит совесть. Язычники, захватившие ковчег завета, были рады вернуть его обратно вместе с многочисленными дарами.

3. Полная победа над врагом. Бог сокрушил их, как корабли фарсийские, и вверг в пучину.

Стих 9.

1. Бог для Своего народа вчера был таким же, что и сегодня. Что мы слышали о Нем, то и видим.

2. Бог для Своего народа сегодня тот же, что и вчера. Что мы видели, то и слышим.

3. Бог всегда будет тем же, что и сегодня. «Утвердит его навеки».

Стих 10.

1. Что есть благость Божья? Сострадание к несчастным, прощение для кающихся, помощь молящимся, утешение страдающим и т. п.

2. Где обитает благость Божья? Посреди храма.

а) Бог являет Свою благость в храме.

б) Бог дарует Свою благость в храме.

в) Мы должны искать благости Божьей в храме.

г) Здесь мы утешаемся благостью Божьей.

Стих 11. «Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя».

1. Возвышенна.

2. Безмерна.

3. До краев земли.

4. Вечна.

Стих 11. «Десница Твоя…»

1. Справедливость всемогущества.

2. Всемогущество, ограниченное справедливостью.

3. Всемогущество справедливости.

Стих 12.

1. Народ Божий радуется не только милостям, но и судам.

2. Причины такой радости:

а) потому что суды святы — нужны для безупречного управления миром;

б) потому что суды справедливы — нужны для утверждения справедливости;

в) потому, что они благи — нужны для достижения наибольшего блага.

Стих 13.

1. Что значит для Церкви быть защищенной?

2. Как она может защититься?

3. Почему важно знать, что является защитой Церкви?

4. Чему мы должны научить грядущие поколения в отношении защищенности Церкви?

Стих 14 (первая часть). Бог — наследие святых.

1. Святые уверены в том, что «Сей Бог есть Бог наш».

2. Они уверены в том, что «Сей Бог есть Бог наш на веки и веки».

3. Они радуются своему наследию.

Стих 15.

1. Отличие святых: «Сей Бог». (Сей Бог во Христе и в Церкви.)

2. Вера святых: «Бог наш».

3. Надежда святых: «На веки и веки».

4. Смирение святых: «Он будет вождем нашим».