49. Псалом о жертве духовной

Заглавие

«Псалом Асафа». Это первый из псалмов Асафа, однако был ли он написан рукой искуснейшего музыканта или же просто исполнялся им, мы не знаем. Хотя имя Асафа предваряет двенадцать псалмов в Псалтири, мы не можем утверждать, что он был автором всех двенадцати, поскольку они были созданы на протяжении слишком долгого срока, чтобы быть написанными одним человеком. Как мы знаем, один из Асафов жил во времена Давида и служил начальником хора. Служение прославления сохранялось за его потомками долгие годы. В Четвертой книге царств упомянут другой Асаф, служивший писцом у царя Езекии. Еще один Асаф был хранителем царских лесов при Артаксерксе. Из 2Пар.29:30 мы узнаем, что Асаф, начальник хора при Давиде, написал, по крайней мере, некоторые из двенадцати псалмов: «И сказал царь Езекия и князья левитам, чтоб они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца». Из 1Пар.16:7 мы знаем, что некоторые из псалмов не были написаны Асафом, но лишь исполнялись им по поручению Давида: «В этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его». Не так уж важно, писал Асаф эти псалмы или только исполнял — в конце концов, поэт и музыкант служат одному делу, и если один пишет слова, а другой кладет их на музыку, то они оба в равной степени радуются, поклоняясь Господу.

Композиция

Стихи 1—6: Господь призывает землю приклонить ухо к Его словам. Стихи 7—15: Бог объясняет, какого служения Он ждет от человека. Стихи 16—21: Бог осуждает нечестивых за нарушение заповедей второй скрижали закона. Господь завершает судебное разбирательство предостережением (ст. 22) и словом о благодати (ст. 23).

Истолкование

1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

1. «Бог Богов, Господь». Эль, Элохим, Иегова — три имени славного Бога Израилева. Как в царских указах титулы и звания царя обычно перечисляются в начале текста, так и псалмопевец упоминает имена Господа в самом начале псалма для того, чтобы этот псалом произвел на слушателей большее впечатление. Он называет Бога всемогущим Господом, единственным достойным объектом поклонения и источником всякой жизни. «Возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада». Царство Господне — до краев земли, и потому Он обращает Свой глагол ко всему человечеству. Глагол Божий обращен ко всей земле, от запада до востока, ибо солнце освещает все уголки земли по велению небесного Владыки. Кто посмеет не ответить на призыв Царя? Кто осмелится пренебречь Его словом и тем самым навлечь на себя Его гнев?

2. «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог». Псалмопевец изображает Господа не только глаголющим, но и являющим Свою славу всей вселенной. Бог, издревле явивший себя Израилю, обитал на Сионе, среди избранного народа; здесь же сказано, что лучи Его славы достигают всех народов. Если в первом стихе речь шла об обыкновенном солнце, то здесь говорится о великом Солнце мира. Величие Бога явлено Израилю как никакому другому народу, однако не ограничено его пределами. Церковь — это не тусклый светильник, а подсвечник. Бог сияет не только на Сионе, но и с Сиона. Божье присутствие делает Сион совершенным, и это совершенство может видеть всякий, взирающий на лучи божественной славы. Обратите внимание на то, что призыв всемогущего Иеговы, обращенный к небу и земле, оглашается звуком труб и поднятием пламенеющего знамени.

3. «Грядет Бог наш». Псалмопевец говорит о себе и о своих собратьях так, как если бы они ожидали пришествия Господа со дня на день. «Грядет, грядет Бог, заключивший завет с нами», — твердили они друг другу. Они слышали Его голос издали и видели все признаки Его приближения. Так и мы должны ожидать возвращения Господа с небес. «И не в безмолвии». Бог явится не в безмолвии, Он придет для того, чтобы вступиться за Свой народ и осудить нечестивых. Он слишком долго терпел, но теперь будет говорить со властью. О, великое и страшное явление всемогущего Бога! Какая благословенная радость ожидает нас в последний день, когда образы этого псалма станут реальностью! «Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря». Явление Божье часто сопровождается огнем и бурей. «Бог наш есть огнь поядающий». «От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные». «В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога». Огонь — это символ божественного отмщения, а буря — символ Его всепобеждающей силы. Кто дерзнет пренебречь словом Судьи, обращающегося к небу и земле со Своего небесного престола?

4. «Он призывает свыше небо и землю». Бог призывает в Свои свидетели людей и ангелов, мир дольний и мир горний. Истину и величие божественного глагола засвидетельствует вся вселенная. И небо и земля общим гласом осудят грех. Нечестивые не смогут оправдаться, несмотря на то, что им представится такая возможность. Ангелам и людям хорошо известна вина человечества и благость Господа, и потому они подтвердят справедливость Его суда и скажут «аминь» Его праведному вердикту. Горе вам, кощунники! К кому вы обратитесь за помощью, где найдете прибежище в день последнего суда? «Судить народ Свой». Суд начинается с дома Божьего. Суд над видимой Церковью Божьей будет велик и страшен. Господь очистит гумно Свое — отделит лжеверующих от истинных детей Божьих и сделает это открыто, в присутствии всей вселенной. О душа моя, что будет с тобой в последний день? Переживешь ли ты великий и страшный день явления Господня?

5. «Соберите ко Мне святых Моих». Летите, о быстрокрылые посланники, и отделите праведных от нечестивых! Соберите жатву Господню в небесные закрома. Пусть избранный освящающей благодатью народ, долго пребывавший в рассеянии, соберется в одно место. Не всякий называющий себя верующим является таковым, а потому необходим отбор. Пусть же все называющие себя именем Господа соберутся у престола Судьи и услышат слово испытывающее, которое ввергнет притворщиков в погибель и явит миру детей Божьих. «Вступивших в завет со Мною при жертве». Вот истинное испытание от Господа, и все же находятся те, кто осмеливается приносить свою ложную жертву. Завет был заключен при жертве, при заклании и разделении приношения. Праведные хранят завет с Господом посредством веры в жертву умилостивления, принесенную на кресте; притворщики же утверждают, что могут повторить эту жертву в своем обряде. Пусть же они соберутся пред престолом для суда и испытания, и всякий, кто подтвердил завет с Богом своей верой в Господа Иисуса Христа, будет явлен миру сыном Божьим, тогда как лжесвященники поймут всю тщетность выдуманных жертв. О, великий и страшный суд! Душа моя смиряется в благоговении, ожидая пришествия Господня.

6. «И небеса провозгласят правду Его». Небесные существа и духи праведников, достигших совершенства, прославят справедливый суд Господа Бога. Как ныне они дивятся притворству человеческому, так и в день оный возрадуются Господу, отделившему пшеницу от плевел и не допустившему ни единой ошибки. «Ибо судия сей есть Бог». Именно поэтому суд Его справедлив и безошибочен. Ветхозаветные священники и впоследствии многие церкви совершали серьезные ошибки в своих суждениях; Бог же знает сердца человеческие и не делает ошибок. На великом судейском престоле сидят не люди, а сам изъязвленный Господь. Именно Он взвешивает свидетельства за и против и выносит вердикт. Эти строки псалма являются, во-первых, поэтическим образом, а во-вторых, богодухновенным пророчеством о дне пылающем, подобно печи огненной, в который Господь отделит праведных от нечестивых.

«Селах». Поразмыслим же над этими священными истинами в глубоком смирении, исследуя себя и обращаясь к Богу в кроткой молитве.

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

Следующие строки обращены к народу Божьему. Очевидно, что в первую очередь Бог говорит Израилю, но эти слова применимы так же и к Церкви. Формальное поклонение бессмысленно, если в сердце нет веры и человек уповает на соблюдение обрядов.

7. «Слушай, народ Мой, Я буду говорить». Израильтяне, народ Божий, должны внимать своему Господину, когда Он обращается к ним со словом. «Я буду говорить», — возвещает всемогущий Я ЕСМЬ. Призвав небо и землю в свидетели, Господь приготовился обличать и вершить суд. «Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя». Имя Израиля упомянуто для того, чтобы подчеркнуть серьезность выдвинутых обвинений. Со стороны богоизбранного народа равнодушное отношение к Богу, плотские помыслы, бездуховность и лицемерие были особенно тяжким грехом. Всевидящий Бог, которого невозможно ввести в заблуждение человеческими словами, сам станет свидетельствовать против Своего возлюбленного народа. Горе нам, когда против притворства видимой Церкви свидетельствует сам Бог Авраама, Исаака и Иакова!

«Я Бог, твой Бог». Господь избрал израильтян из числа других народов в Свой удел, и они торжественно поклялись Ему в верности. За нарушение этой клятвы они должны были дать Господу отчет. Закон начинался словами «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», поэтому заседание небесного суда началось с напоминания израильтянам об их особом положении и особой ответственности. Иегова — не просто Бог, а твой Бог, Бог Израилев; именно по этой причине Бог и требовал от народа отчета.

8. «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною». Господь не смотрел, насколько исправно израильтяне приносили Ему жертвы. Его заботил более важный вопрос. Евреям казалось, что главное в общении с Богом — это ежедневные жертвоприношения и всесожжения. На самом же деле Богу не были угодны жертвы, если тот, кто их приносил, не имел веры. То, что имело значение в их глазах, пред Богом было мерзостью. Все то же самое можно сказать и о нашем времени. Неверующие, считающие себя религиозными людьми, делают основной упор на так называемые таинства или священные обряды, в то время как Богу важно лишь духовное поклонение, о котором они забывают. Это не значит, что мы должны отвергнуть обрядовые установления самого Господа, но если им не сопутствует истинное духовное поклонение, то они — лишь пустое жертвоприношение, мертвый ритуал и даже мерзость пред Господом.

9. «Не приму тельца из дома твоего». В безумии своем они полагали, что могут угодить Богу тельцами и козлами, в то время как Бог искал поклоняющиеся сердца. Нечестивцы вообразили, что Бог нуждается во всех этих дарах и что, если они будут возлагать на жертвенник тучных тельцов, Бога это вполне удовлетворит. Они забыли, что «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». «Ни козлов из дворов твоих». Бог упоминает козла, менее ценное животное, для того, чтобы воззвать к здравому смыслу израильтян: разве можно угодить Богу принесением в жертву животных? Если бы Он и нуждался в них, то не стал бы истощать их скудные стойла. Господь не примет ни одного тельца, если он приносится недостойным образом — для того, чтобы задобрить Бога. Это свидетельствует о том, что ветхозаветные жертвы были прообразом высшей, духовной реальности. Они были угодны Богу только как образ истинной Жертвы. Истинный поклонник, принося жертву, взирал на духовное и невидимое и тем самым угождал Богу, а неразумеющий безбожник своей жертвой хулил Бога и опустошал собственный карман.

10. «Ибо Мои все звери в лесу». Как могли они вообразить, что Владыка неба и земли имеет нужду в животных, если вся лесная и полевая живность и так принадлежат Ему? «И скот на тысяче гор». Господу принадлежат не только дикие звери, но и домашние. Даже если бы Он нуждался в пище, то мог бы позаботиться о себе сам. Господь не был у израильтян в долгу, поскольку весь скот и так принадлежал Ему. От Дана до Вирсавии, от Неваиофа до Ливана не существовало ни одного зверя, не помеченного клеймом великого Пастыря. Разве мог такой Бог нуждаться в жертвоприношениях? Относясь к жертвам как к способу обретения Божьего благоволения, израильтяне бросали тень на саму систему жертвоприношений, установленную Богом. Как поразительно, что все эти истины были четко сформулированы уже в Ветхом Завете! В Евангелии же об этом сказано еще яснее: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Что скажете на это вы, поборники обрядов и таинств, новоиспеченные фарисеи?

11. «Знаю всех птиц на горах». Я знаю всех крылатых существ и пекусь о них. Зачем мне ваши горлицы и молодые голуби? Господь не только питает всякую тварь, но и знает каждую из них. Как же удивительно знание Господне! «И животные на полях предо Мною». Все, что живет на полях, принадлежит Господу; зачем же Ему наши волы и овны? Все движется и существует Господом, а потому безумен тот, кто думает, что Господь в чем-то нуждается. Бог есть Дух, и Он желает иной жизни и иной жертвы; Ему нужна жертва духовная — любовь, доверие, хвала в наших сердцах.

12. «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе». Какая странная мысль: Бог проголодался! Но даже если бы столь нелепая идея была правдой и если бы Господь действительно нуждался в пище, Он никогда не обратился бы к нам за помощью. Он смог бы напитать себя независимо от Своего творения. Даже если можно было бы представить себе нуждающегося Бога, вера в ритуальные жертвоприношения все равно была бы смехотворной. Зачем Богу знамена, музыка, благовония и нарядные одежды? Даже если бы Он в них нуждался, Он украсил бы Свои знамена звездами небесными, сделал бы Своей музыкой ветер и волны морские, развеял бы вокруг себя аромат тысячи цветов, облачился бы в снег, опоясался бы радугой и оделся в легкие облака. О безумцы, пренебрегшие мудростью, вы сами не знаете, чему поклоняетесь! «Ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее». В чем может нуждаться Тот, кто владеет вселенной и может создать все, что угодно? Так Бог неопровержимыми доводами противостоит безумию поборников обрядовости.

13. «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» Настолько ли вы слепы, что не видите очевидного? Могут ли у Всевышнего быть физические нужды и можно ли удовлетворить их таким способом? Язычники изображают своих богов едящим мясо и пьющими кровь, но смеете ли вы так же думать о Боге, сотворившем небо и землю? Как низко пал ты, о Израиль, что можешь так думать обо Мне! Господь приводит в Свою защиту самые веские доводы. Они летят, словно огненные стрелы, в самое сердце почитателей ритуалов! О жертвы Рима, прочтите эти строки и обратитесь! Услышьте разгневанные увещевания Господа, взвесьте Его неопровержимые доводы и сделайте должный вывод: Господу угодно только духовное поклонение, идущее от сердца. Обряды не могут удовлетворить Господа, если через них мы не выражаем свою веру и любовь.

14. «Принеси в жертву Богу хвалу». Принося жертвы, не думай, что Я нуждаюсь в них, — приноси их как проявление своей благодарности. Бог не приемлет жертвы, приносимой ради соблюдения формальностей, поскольку смысл жертвы состоит в том, чтобы выразить любовь и благодарность души. Только такая жертва благоугодна в очах Божьих. Такими должны были быть жертвы в ветхом завете; что же касается нового завета, упразднившего обрядовость ветхого, то в нем духовная суть жертвоприношений стала очевидной. Таким образом, Бог обличал Израиль не за недостаток жертвоприношений, а за нехватку благодарности и благоговения. Народ Божий преуспел в соблюдении обрядов, но сердце его — а оно самое главное — осталось пустым. И на многих это проклятие лежит по сей день. «И воздай Всевышнему обеты твои». Вознеси всевидящему Господу истинную жертву: воздай Ему любовью, послушанием и преданностью, в которых ты поклялся. Даруй нам, Боже, благодать, чтобы мы воздали Тебе обеты свои! По милости Своей дай нам силы, чтобы любить Тебя и жить по вере! Наша главная забота — быть истинными служителями Бога и почитателями Господа Иисуса Христа. Есть ли смысл в крещении, хлебопреломлении и церковных богослужениях, когда в нас нет страха Божьего и животворящей веры?

15. «И призови Меня в день скорби». О, благословенный стих! Не это ли истинная жертва? Разве Бог не ценит более всего остального наше упование на помощь небес? Истинно так. Больше всего Богу нужно наше упование. В молитвах о помощи проявляется наша вера и испытывается наша любовь — в скорби все мы прибегаем к тем, кого любим. Обращение к Богу в час нужды не кажется нам великой жертвой, однако Бог благоволит к ней более, нежели к закланию волов и козлов. Бог обращается к нам с престола, и голос Его исполнен милости. Хотя Господь восседает на буре и на крыльях ветра, из уст Его струятся потоки благодатного дождя. О страждущий святой, спеши вознести свою жертву! Кто станет утверждать, что ветхозаветные святые не знали Евангелия? Дух и суть Евангелия, подобно драгоценному благовонию, наполняют каждую строку этого святого псалма.

«Я избавлю тебя». Господь подтвердит, что Ему угодна твоя жертва, Своим ответом. Независимо от того, будет ли Мне приятно обонять твои всесожжения, смиренную молитву о помощи Я приму с великой радостью и явлю Свое благоволение в милостивом ответе на нее. Обещание этого стиха весьма обширно и может относиться как к спасению от земных тревог, так и к вечному спасению. Вера подобна обоюдоострому мечу херувимов — обращается к Богу всеми своими сторонами. «И ты прославишь Меня». Я буду прославлен твоими молитвами и благодарностью за полученные милости. Волы и козлы — бесполезная жертва; истинное же приношение всегда угодно Богу. Тельцы — бессмысленное приношение в отличие от жертвы искренних уст.

Итак, мы видим, что есть истинный обряд. Господь сам открывает нам правила настоящего богослужения. Главная жертва Богу — духовное поклонение. Все прочее гневит Бога, а не угождает Ему, так как совершается без веры. Ритуалы важны как вспоможение для души; когда же мы используем их не по назначению, это оскверняет их священную суть.

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; 21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.

В этих стихах Господь обращается к отъявленными нечестивцам среди израильтян. Даже в святилище Господнем их было достаточно. Если высоконравственные поборники обрядовости заслужили упрек от Господа, то что говорить о безнравственных лицемерах, претендовавших на близкое общение с Богом? Если даже благочестивые и добродетельные израильтяне отступили от истинного богослужения по недостатку веры, то что говорить о преступниках, которые умышленно нарушали закон, тем самым насмехаясь над священным смыслом жертвоприношений?

16. «Грешнику же говорит Бог». Обличив нарушителей первой скрижали закона, Господь обращается к преступающим вторую. «Что ты проповедуешь уставы Мои?» Как ты можешь проповедовать церемониальный закон, открыто нарушая нравственный? Как смеешь ты проповедовать закон, который сам же нарушаешь? Какая неслыханная дерзость! Какое богохульство! Что толку в том, что вы называете себя сынами Левия? Нечестием упраздняется ваше левитское происхождение, вы не имеет права на наследие своих отцов. Вы должны пристыжено молчать, и вы замолчали бы, если бы народ израильский имел духовную жизнь, которой Я жду от него. Они отказались бы слушать вас и приносить вам дары земли, по праву принадлежащие истинным служителям Господа. Вы подсчитываете свои праздники и встаете на защиту ритуалов, вы ратуете за обрядовость, однако презираете закон! О слепые вожди, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Лицемерие ваше начертано у вас на челе и очевидно всем.

«И берешь завет Мой в уста твои». Ты хвалишься заветом со Мной, но попираешь Мою святость, подобно топчущим жемчуг свиньям. Неужели ты надеешься, что Я оставлю это без наказания? Уста твои полны лжи и кощунства, и этими устами ты говоришь Мои слова, как если бы они исходили из твоего сердца. Как ужасно и возмутительно то, что закон Божий по сей день проповедуется теми, кто презирает Бога и Его заповеди! Эти люди используют благодать как повод к распутству и считают себя искренними верующими, хотя жизнь их полна скверны и растления. Мы нуждаемся в благодати учения не менее, чем в учении о благодати. Без благодати апостол остается Иудой, а красноречивый богослов — злейшим врагом Христа.

17. «А сам ненавидишь наставление Мое». Безбожные наставники слишком «мудры» и слишком ослеплены своим тщеславием, чтобы принимать наставление от Бога. Как ужасно, когда люди пытаются учить других тому, во что сами не верят и от чего открыто отрекаются! Горе тем наставникам, которые ненавидят наставление! «И слова Мои бросаешь за себя?» Презирают их, отвергают, как нечто ненужное, отмахиваются как от чего-то неприятного. Те, кто считает себя прилежным исполнителем закона, поступают так постоянно. В последнее время появилось немало тех, кто читает Слово Божье избирательно и отвергает практическое учение Писания. Они отрицают долг, ненавидят ответственность, искажают очевидный смысл текста и извращают Писания к своей собственной погибели. Когда человек не может читать Писание, не искажая его, — это дурной знак. А когда человек толкует обличения Писания так, чтобы они не касались его лично, это свидетельствует о его наглости и бесстыдстве. Воистину такие люди не имеют права говорить о завете Божьем, поскольку его дух никак не влияет на их жизнь!

18. «Когда видишь вора, сходишься с ним». Благодать и честность неразделимы. Если человек оправдывает беззаконие других, значит, он сам виновен в том же. Если он использует другого для совершения преступления, то он виновен в нем вдвойне. Если человек, как бы религиозен он ни был, своими действиями не обличает обман, он тем самым становится соучастником во зле. Если мы молча соглашаемся с беззаконием, то мы сами беззаконники, а наша вера — ложь. «И с прелюбодеями сообщаешься». Так грешники Сиона нарушали одну заповедь за другой. Под маской благочестивых граждан часто скрываются беззаконники. Мы становимся подобными им, если улыбаемся грязным шуткам, слушаем непристойности и потворствуем распутному поведению. Можно ли после этого проповедовать, произносить публичные молитвы и носить имя Христа? Бог требует от нас святости, «без которой никто не увидит Господа». Какими бы обширными ни были наши богословские познания, они не могут оправдать нечестия и блуда. Либо наше сердце будет очищено кровью Иисуса Христа, либо Господь обрушит на нас Свой гнев и ввергнет в глубины преисподней.

19. «Уста твои открываешь на злословие». Речь идет о нарушении девятой заповеди. Если человек называет себя христианином и при этом имеет привычку злословить, то он подлый лицемер. О духовном здоровье человека можно судить по его словам. Из дурного сердца исходят дурные речи. Некоторые люди злословят почти так же часто, как дышат, оставаясь при этом активными членами церкви и поборниками святости. До каких же глубин порока могут опуститься те, кто находит удовольствие в злословии! «И язык твой сплетает коварство». Это уже намеренное измышление коварства, плетение интриг и изобретение способов очернить человека. Некоторых людей можно назвать гениями злословия, и, увы, таковых немало среди тех, кто называет себя именем Христа. Они изобретают ложь, плетут интриги, выковывают клевету, а затем выгодно распродают свой товар. Примет ли Бог таких людей? Обретут ли они благоволение в Его очах, даже если возложат на алтарь свои богатства и будут произносить красивые речи о спасении? Подумать такое было бы богохульством. Они — мерзость пред Господом. Все лжецы будут ввергнуты в геенну огненную. Пока они не обратятся, Бог правды не примет их в Свои обители, как бы они ни проповедовали, ни молились и ни жертвовали.

20. «Сидишь и говоришь на брата твоего». Он садится, изобретает ложь, тщательно обдумывает ее, окончательно формулирует и становится мастером клеветы, профессором поклепа. Он не щадит ни друга, ни брата. «На сына матери твоей клевещешь». Он злословит того, кого должен любить. На Востоке братские узы всегда считались священными; клеветник же отвергает всякое родство. Воображая себя любимчиком небес, угодным Богу служителем, он нападает на брата своего под покровом ночи, направляет свои стрелы в того, кто вышел из той же утробы, что и он. Встречается ли такая бесчеловечность в наши дни? Несомненно. Эти люди оскверняют наши церкви, сеют ненависть, бесславят наши святые праздники. Они — звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы навеки. Если даже некоторые из них и прочитают эти строки, то все равно не вразумятся. Глаза их слишком ослеплены, чтобы видеть собственную немощь, сердца их покрылись туком, слух притупился. Бог послал им действие заблуждения, чтобы они верили лжи — да будут осуждены все.

21. «Ты это делал, и Я молчал». Бог не послал нечестивцу скорую кару, а милостиво долготерпел его грех. Небеса не разверзлись и не вспыхнули огнем отмщения. «Ты подумал, что Я такой же, как ты». Так кощунник истолковал долготерпение Господа. Преступник, которому дали отсрочку, решил, что Судья с ним заодно. Он принес Богу жертву с уверенностью, что она Ему угодна. Он продолжал грешить безнаказанно и в дерзости своей подумал: «Стоит ли верить этим безумным пророкам? Богу все равно, как мы живем, пока мы платим десятину. Ему все равно, где мы взяли того тельца, которого приносим в жертву». Как ужасно порой человек рисует себе Бога! То он изображает Его в виде золотого тельца, то приравнивает к себе самому. «Изобличу тебя». В конце концов Господь нарушит молчание и явит Свое истинное отношение ко греху. «И представлю пред глаза твои грехи твои». Я покажу тебе все твои грехи. Я открою твои глаза, и ты увидишь все, что сотворил. Тебе станет ясно, что, хотя Я и молчал, Я видел все и слышал все. Я заставлю тебя увидеть то, что ты пытаешься отрицать. Я покину на время ковчег завета и сяду на судейский престол, чтобы ты узрел разницу между святым Богом и грешным человеком.

22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.

22. «Уразумейте это, забывающие Бога». Господь, не желая смерти нечестивых, умоляет их оставить свой злой путь. Вразумитесь, уповающие на обряды и живущие во грехе, ибо ваш грех в том, что вы забыли Бога! Обдумайте свое незавидное положение и обратитесь к Господу. Вспомните, как вы кощунствовали над вечным Богом, и раскайтесь в своих грехах.

«Дабы Я не восхитил», подобно льву, раздирающему свою добычу на куски, «и не будет избавляющего». Не будет ни Спасителя, ни прибежища, ни надежды. Вы отвергли Посредника, а потому берегитесь! В день гнева вам понадобится помощь, но не будет избавляющего. Воистину, погибель нечестивых будет ужасной, полной, мучительной и позорной. Если Бог возвещает грядущий гнев со всей прямотой, то и служители Божьи должны описывать день гнева таким, каким он будет на самом деле. Вразумитесь же, читающие эти строки!

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

23. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Искренняя и усердная хвала, исходящая из святого сердца, — лучшая жертва Богу. Слуху Иеговы приятно вовсе не мычание волов, привязанных к жертвеннику, а радостные песни искупленных. Принесите Богу свою благодарность и любовь, и вы прославите Его. «И кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». Святость и благочестие — лучшие доказательства спасения. Тот, кто в жизни руководствуется волей Господа и чтит заповеди Его, тот приносит Богу благоугодную жертву через Иисуса Христа. Такой человек получит мудрость от Господа и познает спасение Божье на опыте. Он нуждается в спасении, поскольку даже безупречная, с нашей точки зрения, жизнь не может нас спасти. И Бог дарует ему это спасение. Заметьте, что благословение обещано не тому, кто соблюдает обряды, не тем, кто злословит устами, а тем, чье сердце переполнено благодарностью, а жизнь — святостью. О Господи, даруй нам в день суда присоединиться к Твоим истинным поклонникам, познавшим Твое спасение!

Советы проповедникам

Стих 1. Все люди должны знать, что сказал Господь.

Стих 1.

1. Кто возглаголал? Великий Бог — не человек и не ангелы.

2. К кому обращено Его слово? Ко всем народам, всем сословиям, всем типам людей. Этот факт должен пробудить, во-первых, почтение, ибо слово принадлежит Господу, во-вторых, надежду, ибо Бог снисходит к бунтарям и говорит с ними.

3. Как Он говорит? Бог говорит в творении, в провидении, в Слове.

Стихи 1—6.

1. Суд созван во имя Царя царей (ст. 1).

2. Судья восходит на престол (ст. 2—3).

3. Вызываются свидетели (ст. 4).

4. Звучит справедливый приговор (ст. б).

Стихи 1—15.

1. Обращение Бога к человеку.

2. Обращение человека к Богу.

Стих 2.

1. Внутренняя красота Сиона.

а) Красота мудрости, святости, любви.

б) В сравнении с красотой рая и небом ангелов.

в) Непревзойденная — включает в себя все совершенства Бога.

2. Внешняя красота Сиона. «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог»

а) всему миру;

б) душам благочестивых;

в) ангелам, желающим проникнуть в тайну;

г) вселенной.

Стих 4. Суд над видимой Церковью. Господь предаст Свой народ суду — открытому, испытующему, с огнем и бурей, совершенному и окончательному.

Стих 5. Собрание великой семьи. Кто собирается? Каким образом? К кому? Когда?

Стих 5 (вторая часть).

1. Завет.

2. Жертва завета.

3. Как мы ее приносим?

Стих 6 (вторая часть). Никакая клевета не повлияет на приговор суда. Он будет справедлив, нелицеприятен, основан не на лжи, а на правде.

Стих 7. Грехи народа Божьего, направленные против Бога и известные только Ему. Надо исследовать себя.

Стих 13—15. Угодные и неугодные Богу жертвы.

Стих 15.

1. Обстоятельства: «в день скорби».

2. Повеление: «призови Меня».

3. Обещание: «избавлю тебя».

4. Цель: «ты прославишь».

Стих 15. «Ты прославишь Меня». Молитвой, благодарностью за ответ, верой в обещания, смиренным отношением к наказанию, желанием прославить, преданностью, любовью к братьям по вере и ежедневным послушанием.

Стих 15.

1. Особый призыв: «призови Меня в… скорби».

2. Особое обещание принявшим призыв.

3. Особая обязанность получивших исполнение обещания.

Стихи 16—17.

1. Запрет нечестивым проповедникам, упорствующим в грехе

а) проповедовать;

б) учить (например, в воскресных школах);

в) молиться;

г) участвовать в таинствах.

2. Причина запрета

а) они не следуют своему же учению;

б) ненавидят его втайне;

в) отвергают его явно.

Стих 17.

1. Верные признаки нечестия:

а) нежелание учиться;

б) ненависть к учению.

2. О чем они свидетельствуют:

а) о гордыне;

б) о ненависти к Богу;

в) о безразличии к истине;

г) о неверии сердца;

д) о бесчувственности совести.

3. К чему это приводит: см. ст. 22.

Стихи 17—18. Отказ от здравого учения рано или поздно приводит ко греху. Примеры, причины, соответствующие наставления.

Стихи 20—21.

1. Человек говорит, Бог молчит.

2. Бог говорит, человек молчит.

Стих 21.

1. На время Бог предоставляет человека самому себе.

2. Человек выносит свое суждение о Боге.

3. В свое время Бог обличит его грехи. «Изобличу».

Стихи 21—23. Выбор: либо Бог управляет вашей жизнью сегодня, либо наказывает ваш грех завтра.

Стих 22.

1. Обличение: «вы забываете Бога» — Его всемогущество, власть, справедливость, благость, милость, слово и великое спасение.

2. Увещевание: «уразумейте это». Воспряньте ото сна и задумайтесь над своей жизнью.

3. Осуждение: «дабы Я не восхитил».

а) Ужас кары: Господь, подобно льву, раздирает Свою добычу — и душу, и тело.

б) Неотвратимость кары: «Не будет избавляющего».

Стих 23.

1. Спасение — Божье деяние.

2. Доказательство спасения — святость помыслов и поступков.

3. Видя свое спасение, мы хвалим Бога.

4. Наша благодарность прославляет Бога. Бог прославляется не сомнениями, не страхами и не сетованием народа Божьего, а только хвалой.