30. Плач и надежда

Заглавие

«Начальнику хора. Псалом Давида». Посвящение псалма начальнику хора указывает на то, что эта песнь, в которой так много печали, предназначалась для публичного богослужения. А это означает, что на богослужении могут звучать не только хвалебные песни. Подобные псалмы из-за своего печального слога, скорее всего, не стали бы использоваться в храмовом поклонении, если бы Святой Дух с особой заботливостью не запечатлел тот факт, что они были предназначены для публичного назидания народа Божьего. Нет ли в псалмах, так озаглавленных, намека на Господа Иисуса Христа? Псалом двадцать первый озаглавлен так же, и Христос виден там очень отчетливо. В пятом стихе тридцатого стиха мы также слышим Его предсмертные стоны. Христос — всему Глава, и во всех святых песнопениях Он и есть начальник хора. Теория о том, что этот псалом был написан Иеремией, не нуждается в комментариях, ибо заглавие гласит: «Псалом Давида».

Тема

Псалмопевец в скорби взывает к Богу о помощи с твердой надеждой и святой настойчивостью, и скоро сердце его получает такое подкрепление, что он славит Бога за Его великую благость. По мнению некоторых, поводом для написания псалма стало предательство людей из Кеиля, и сначала мы тоже склонялись к этой точке зрения. Однако после внимательного рассмотрения мы пришли к выводу, что, судя по печальному тону и упоминаниям великого беззакония, псалом был написан позже, и, скорее всего, относится к периоду восстания Авессалома, когда Давида оставили все придворные, а злые языки распространили о нем тысячу ложных слухов. Пожалуй, даже хорошо, что в псалме не указано, какие конкретно обстоятельства в жизни Давида побудили его написать эту песнь, ибо иначе, размышляя о том, как он связан с жизнью Давида, мы забыли бы о том, какое отношение он имеет к нам.

Композиция

Псалом сложно разделить на составные части. В нем переплетаются две темы: псалмопевец то опускается в долину плача, то взмывает к высотам надежды. Впрочем, для удобства мы можем разделить его следующим образом. Стихи 2—7: Давид заявляет о своем уповании и молит Бога о помощи; стихи 8—9: благодарность за ниспосланные милости; стихи 10—14: Давид описывает свое дело; стихи 15—19: Давид страстно молит об избавлении; стихи 20—23: Давид ожидает благословения с уверенностью и благодарностью; стихи 23—25: Давид говорит, как его дело влияет на жизнь всего народа.

Истолкование

2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. 7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

2. «На Тебя, Господи, уповаю». Как бы ни бушевала буря, у меня нет другого убежища. У псалмопевца было только одно убежище — самое надежное. Оказавшись посреди океана тревог, он возложил свое упование на якорь спасения. Пусть все остальное будет ненадежным — Давид заявил о своем уповании на Господа откровенно и прямо. Давид начал псалом с исповедания веры, чтобы впоследствии не забыть об этом. Таким образом он старался подняться над своими бедами и преодолеть их. Размышление о вере было для него и утешением, и молитвой к Богу. Он не упоминает о своих заслугах; его вера полагается только на благоволение и верность Господа. «Да не постыжусь вовек». Разве может Господь оставить в стыде человека, который возложил на Него все свое упование? Истинный и милосердный Бог так поступить не может. Если бы вера не получала в конце пути великое воздаяние, Бог лишился бы Своей славы. В день, когда упование на Бога перестанет утешать и помогать, истинная вера погибнет.

«По правде Твоей избавь меня». Ты — Господь справедливый, а потому не оставишь уповающую душу и не нарушишь Своих обещаний. Ты выведешь на свет правду Своего таинственного промысла и даруешь мне радостное избавление. Вера дерзает искать защиты даже у меча правосудия: Бог праведен и не позволит насмехаться над верой Своих детей. Как сладко звучит исповедание веры в первом стихе, особенно, если мы читаем его у подножия креста, созерцая непреложность обещаний Отца в Иисусе Христе и взирая очами веры на Бога, явившегося в распятом Господе.

3. «Приклони ко мне ухо Твое». Снизойди до меня и моего несчастья; выслушай меня внимательно, улови каждое слово. Хотя неземные красоты небесных чертогов могли бы полностью занять внимание Господа, Он каждую секунду прислушивается ко вздохам и стенаниям Своих страждущих сыновей. «Поспеши избавить меня». Мы не должны диктовать Богу сроки исполнения обещаний, однако мы можем со смиренным духом просить о скорой и спасительной помощи. Ценность милости Божьей часто возрастает из-за того, что Бог подает нам ее вовремя. Если бы Он замедлил, могло бы быть слишком поздно. Но, благодарение Богу, когда дело касается спасения возлюбленных детей, Он садится на херувимов и шествует на крыльях ветра. «Будь мне каменною твердынею». Будь моим Ен-Гадди, пещерой Одолламской, моим непоколебимым, неприступным и надежным прибежищем. «Домом прибежища, чтобы спасти меня», где я мог бы пребывать в безопасности. Пусть это будет обитель вечного спасения, а не временное убежище. Как просто молился благочестивый муж, но сколько смысла было в его словах! Он не прибегал к красноречивым фразам, ибо ситуация была слишком серьезной — витиеватые речи были неуместны. Как было бы прекрасно, если бы все молящиеся следовали этому правилу!

4. «Ибо Ты каменная гора моя и ограда моя». И снова страждущая душа заявила о своем уповании на Бога. Вера никогда не повторяется напрасно. Мы прославляем Бога главным образом тем, что свидетельствуем о своем уповании на Него во время скорби. Активное служение угодно Богу, однако бездеятельное упование не менее ценно в Его очах. Словами своего упования Давид как бы хватается за Бога изо всех сил и не ослабляет своей хватки ни на секунду. Два местоимения «моя» удерживают непреложные обещания Господа, словно два гвоздя. Боже, даруй нам благодать, чтобы и наши сердца держались за Тебя непоколебимой верой! Образы каменной горы и ограды можно проиллюстрировать на примере крепости в проливе Гибралтар, которая претерпела множество осад и атак, но так и не была взята. Древние цитадели играли в те далекие времена не менее важную роль, хотя и не были столь уж неприступными с точки зрения современных методов ведения войны. Так или иначе, ослабленные бойцы чувствовали себя в безопасности за стенами этих горных крепостей. Обратите внимание на тот странный факт, что Давид просил Господа быть его твердыней (ст. 3), потому что Бог был его твердыней. Из этого следует, что мы можем просить Бога даровать нам в опыте то, что мы уже знаем верой. Вера есть основа молитвы.

«Ради имени Твоего води меня и управляй мною». Псалмопевец, подобно философу, спорил с Богом при помощи аргументов. Господь, поскольку я так искренне уповаю на Тебя, говорил он, будь моим вождем. Вести и управлять — это практически одно и то же, однако, если задуматься, то мы заметим между этими глаголами некоторые отличия, особенно принимая во внимание, что последний из них может означать «восполняй мои нужды». То, что автор использовал два глагола, свидетельствует о его крайней нужде. Мы нуждаемся в двойном водительстве, так как мы неразумны и путь наш ухабист. Веди меня как воина, направляй меня как путешественника! Веди меня как ребенка, направляй меня как мужа. Веди меня, когда Ты со мной, направляй меня, даже когда Тебя нет рядом. Веди меня Своей рукой, направляй меня Своим Словом. Давид берет свой аргумент из сокровищницы благодати: не ради меня, но ради имени Твоего управляй мной. Мы взываем не к собственным заслугам, которые более чем призрачны, а к милости и благости Господа как к свойствам Его совершенного характера. Божья слава не может быть запятнана — если бы уповающие на Господа терпели разочарование, Бог лишился бы Своей славы. Такова была молитва Моисея: «И что сделаешь тогда имени Твоему великому?»

5. «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне». Враги Давида были не только могущественны, но и коварны. Будучи не в состоянии одолеть царя силой, они прибегли к обману. Наши духовные враги поступают так же; они — змеиное отродье, а потому пытаются уловить нас хитростью. Давид молился подобным образом, зная, что верующие могут попасть во вражеские сети, как птица в силки. Мы очень наивны, поэтому попадаем в руки врага очень часто. Птицеловы действуют хитро, и мы, как глупые птахи, попадаемся на их приманки. Давид спрашивает, может ли Господь вывести пленника из сетей врага. Да, Бог в силах это сделать! Вечная любовь вызволяет святых из пасти льва и из чрева ада. Чтобы вытянуть душу из болота искушения и вызволить ее из сетей обмана, нужно особое усилие. Но Господь достаточно силен, чтобы прийти на помощь в любой ситуации; даже самые хитроумно расставленные сети не смогут удержать избранных Божьих. Горе тем, кто замышляет коварство и расставляет сети — искушающие других сами будут ввергнуты в погибель. Злодеи, расставляющие сети втайне, будут наказаны явно и принародно.

«Ибо Ты крепость моя». Как сладко звучат эти несколько слов! С какой радостью мы можем приняться за труды и претерпевать страдания, зная, что небесная сила всегда в нашем распоряжении. Божественное могущество разорвет все путы врага, разрушит их замыслы и расстроит их гнусные козни. Тот блажен, кто всегда может воспользоваться этой великой силой. Своей силой нам не освободиться из вражеских сетей; Господь же всегда подает нам Свою силу. Стоит только призвать ее на помощь, и мы обнаружим, что она близко, у дверей. Если мы полагаемся только на могущество Господа Бога Саваофа, то мы можем просить Его о помощи на основании того, что веруем в Него.

6. «В Твою руку предаю дух мой». Эти животворные слова Давида были предсмертным возгласом Господа Иисуса Христа, а также последними словами многих святых в этом мире. Не сомневайтесь: это добрые, взвешенные, мудрые и святые слова. Мы можем произносить их как сегодня, так на смертном одре. Заметьте, что благочестивый муж просил Бога не о физическом здоровье и не о преумножении богатства, а о духе. Его тайным сокровищем, его драгоценностью был дух. Если с нашим духом все в порядке, то мы воистину благословенны. Обратите внимание на то, что Давид сделал со своей жемчужиной: он предал ее в руку Бога! Бог создал наш дух; он принадлежит Ему изначально. Господь поддерживает его Своим могуществом и может сохранить навечно. Посему предать его в руку Божью — мудрое решение. Рука Господня — надежное место; все, что мы предаем в эту руку, остается в полной сохранности как ныне, так и в день нашей смерти. Благочестивый человек отдает себя целиком в руки Отца небесного; он вполне доволен своим положением, ибо покоиться на раменах Господа — значит жить безмятежной жизнью и умереть блаженной смертью. Мы должны постоянно вверять себя на попечение Господа Иисуса, и тогда, даже если жизнь наша будет висеть на волоске, а враги умножатся как песок морской, душа наша будет пребывать в полном спокойствии, наслаждаясь злачными пажитями.

«Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». Искупление — прочная основа для надежды. Давид не знал о распятии Господа нашего так, как знаем о нем мы, но даже временное избавление радовало его сердце. Разве не должно вечное искупление услаждать нашу душу блаженной надеждой? Опыт прошлых избавлений — достаточное основание для обращения к Богу за помощью. То, что Господь сделал однажды, Он сделает снова, ибо Он неизменен. Наш Бог — Бог истинный, верный Своим обещаниям и милостивый ко всем святым. Он не отвергнет Свой народ вовек.

7. «Ненавижу почитателей суетных идолов». Отвергающие истинную десницу могущества обязательно придумают себе суетных идолов. У человека всегда есть бог, и если он не почитает единого живого и истинного Бога, то становится безумцем и поклоняется лжи, уповая на обман и ожидая милости от идола. Среди друзей Давида таких не было; он ненавидел почитателей других богов. Использованный здесь глагол может означать как настоящее, так и прошедшее время. Он ненавидел их за то, что они ненавидели Бога; он не выносил присутствия идолослужителей; сердцу его претила их глупость и нечестие. Он не мог терпеть их суетных ритуалов и называл их богов суетными идолами, пустым местом. Уповающие на Бога в Иисусе Христе должны избегать тех, кто поклоняется богатству, самому себе, своему уму или чему-либо другому. Им не стоит завидовать; напротив, они достойны нашей жалости, ибо надеются на пустое место. «Но на Господа уповаю». Возможно, уповать на Господа было немодно, однако псалмопевец предпочел быть одиночкой. Дурной пример не должен отвращать нас от истины; напротив, в атмосфере общего вероотступничества мы должны проявлять еще большее дерзновение. На протяжении всего псалма Давид снова и снова возвращается к своему твердому упованию на Господа: страждущий святой предает себя в руки Господа и полностью полагается на Его верность.

8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей 9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

8. «Буду радоваться и веселиться о милости Твоей». За прошлые милости Давид благодарил, а будущие ожидал с радостью и упованием. Даже в самых настойчивых наших ходатайствах есть место для славословия: хвала не только не мешает молитве, но, напротив, животворит ее. Как восхитительно звучит громогласный кимвал в перерывах между печальными мелодиями свирели! Глаголы «радоваться» и «веселиться» автор употребляет с назидательной целью. Мы не должны жалеть слов, воспевая святую победу. Это вино мы можем поглощать бочками, не опасаясь за количество выпитого. «Потому что Ты призрел на бедствие мое». Ты увидел его, взвесил на весах, направил к нужной цели, положил предел и во всем отнесся к нему с должным вниманием. Когда человек обращает на что-то свое внимание, это значит, что он напрягает свой разум. Что же такое полное внимание со стороны Бога?! «Узнал горесть души моей». Бог знает Своих святых даже тогда, когда никто другой не желает с ними знаться. Он не отказывается от Своих друзей. Он не думает о них хуже от того, что они одеваются в обноски. Он не судит о них превратно и не отвергает их, когда их лица исхудали от болезни, а сердца обессилели от отчаянья. Кроме того, Господь Иисус знает наши горести особенным образом и глубоко сочувствует нам в каждой из них. Когда никто другой не может понять наше горе из-за недостатка опыта, Иисус Христос погружается в самую пучину отчаянья вместе с нами, ибо знает все наши печали до единой, потому что Он испытал то же самое. Иисус — Целитель, который знает все болезни; для Него нет ничего нового. Когда жизнь озадачивает нас и мы не понимаем собственного состояния, Он знает нас совершенно. Дай нам, Господи, благодать, чтобы мы знали Тебя лучше! «Человек, познай себя» — хорошая мирская мудрость, а «человек, ты познан Богом» — высшее утешение для души. Слово «горесть» стоит в оригинале во множественном числе — много скорбей у праведного.

9. «И не предал меня в руки врага». Предать в руки врага — значит полностью отдать человека в его власть. Верующий не подвластен ни смерти, ни дьяволу, не говоря уж о человеке. Враг может иметь над нами временное преимущество, однако мы подобны узникам в темнице с открытыми дверями. Бог не позволит врагу запереть нас внутри и всегда дает нам способ убежать. «Поставил ноги мои на пространном месте». Благодарение Богу за свободу. Если гражданские свободы важны, а религиозные свободы драгоценны, то духовная свобода бесценна. Если она у нас есть, мы можем хвалить Бога во всех обстоятельствах. Многие святые освободились душой, когда тело их томились в мрачном подземелье. Благодати довольно на все чрезвычайные обстоятельства. Более того, именно в чрезвычайных обстоятельствах благодать Божья являет себя наиболее ярко.

10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. 11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. 13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, 14 ибо слышу злоречие многих; отовсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

10. «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне». Благочестивый муж начал в подробностях описывать свои беды. Он излил свое сердце, обнажил свои раны и выплеснул свое отчаянье. Первое предложение точно выражает все, что Давид скажет после; этими словами начинается его плачевная речь. Человеческое несчастье взывает к милости — ей не нужно других аргументов. «Помилуй» — это молитва, а «ибо тесно мне» — понятный и убедительный довод. «Иссохло от горести око мое». Тусклый и унылый взгляд — верный признак болезни. Слезы получают свою соль за счет наших жизненных сил, а их потоки вполне способны иссушить тот источник, в котором они берут начало. Бог хочет, чтобы мы рассказывали Ему о том, что у нас болит. И хотя Он знает об этом и без нас, Он желает, чтобы мы почувствовали свою нужду. «Душа моя и утроба моя». Душа и тело соединены между собой неразрывно, они не могут не чувствовать боли друг друга. Нам хорошо известно состояние, описанное здесь Давидом; мы также испытали физические страдания и знаем, что такое душевный недуг. Когда два этих моря сливаются в один бушующий океан, хорошо иметь на борту опытного Кормчего, который знает, как укротить безумную стихию.

11. «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях». Давид стенал постоянно. Все дни он пребывал в темнице горя. Его жизненные силы были всецело поглощены скорбью; он таял, словно горящая свеча. Несчастья укорачивали его дни и рыли ему могилу. Растрачивать свое жизненное богатство на рынке горя — что может быть печальней! И все же торговать там намного выгоднее, чем на ярмарке тщеславия. Лучше пребывать в доме плача, чем в доме пира. Черный цвет — подходящая одежда. Соленые слезы — целительное снадобье. Лучше провести свои годы в стенаниях, чем в грехе. Обе части стиха говорят об одном и том же, однако в Писании нет лишних слов. Повторение — отличный способ выразить ревность и настойчивость. «Изнемогла от грехов моих сила моя». Давид видел глубинную причину своей скорби — тайный грех. Благотворна та печаль, которая заставляет нас печалиться о своих грехах. Оплакивало ли сердце псалмопевца самое гнусное его преступление? Это ли иссушало его силы? Вполне вероятно. Греховные яства, хоть и сладки на вкус, превращаются в яд, попадая в желудок. Если мы в безрассудстве своем отдали часть своей силы греху, то очень скоро он отнимет у нас все силы. Грех лишает нас физических, умственных, нравственных и духовных сил. «И кости мои иссохли». Ветхость проникла во все тело Давида; даже кости его чувствовали растущую немощь. Оказаться в таком положении — великое горе.

12. «От всех врагов моих я сделался поношением». Они злорадно бросали в мою сторону упреки; мое плачевное положение было для них приятно, как музыка, — они полагали, что это Бог осудил меня на эту кару. Силу упрека едва ли может понять тот, кого никогда не упрекали; только тот, по кому прошелся этот хлыст, знает, что такое упрек. Даже у лучших из людей есть свои враги; даже они подвергаются жесточайшим насмешкам. «Даже у соседей моих». Самые близкие люди ранят больнее всего. Больше всего ударов мы получаем от тех, от кого должны бы получать сострадание. Возможно, друзья Давида боялись испортить свою репутацию, общаясь со своим «злополучным» другом, они отвернулись от него, чтобы заслужить милость, если не благосклонность, его врагов. Большинством людей руководит корысть: из-за корысти они разрывают даже священные узы и совершают самые отвратительные деяния без малейшего зазрения совести.

«И страшилищем для знакомых моих». Люди, которые прежде были самыми близкими друзьями, теперь стали чуть ли не заклятыми врагами. Он нашего Господа отрекся Петр, Его предал Иуда, все покинули Его в час нужды. На раненого оленя ополчается все стадо. Молоко человеческой благости киснет, как только отверженный верующий становится жертвой клеветнических обвинений. «Видящие меня на улице бегут от меня». Опасаясь, что их увидят в обществе презренного Давида, те, кто некогда не отходил от него ни на шаг, теперь бежали от него как от чумы. Клевета — поистине страшная вещь; даже всеми любимого святого она может превратить в предмет насмешек и всеобщего поношения! Она обрекает невинность на полнейшее бесчестие.

13. «Я забыт в сердцах, как мертвый». Вся былая доблесть Давида была забыта, люди уже не помнили, что когда-то он спас свою страну. Как скоро человек теряет чувство признательности! Популярность в высшей степени эфемерна: тот, о ком все говорят сегодня, завтра будет забыт. Лучше умереть, чем стать объектом клеветы. О мертвых, по крайней мере, говорят только хорошее; о псалмопевце же говорили только плохое. Не стоит искать воздаяния за свое человеколюбие по эту сторону небес: здесь даже самым верным слугам платят нищенское жалованье и выставляют их за дверь, как только они оказываются не в состоянии служить.

«Я — как сосуд разбитый» — бесполезный, ненужный, никчемный, отверженный, всеми забытый. Едва ли царь мог оказаться в более плачевном положении. Здесь мы можем увидеть образ Царя царей в Его уничижении, когда Он смирил себя и принял образ раба.

14. «Ибо слышу злоречие многих». Одной злоречивой гадины достаточно, чтобы сердце потеряло всякий покой — сколько же яда у целого выводка? Что ухо не слышит, о том сердце не болит. В адрес же Давида злобные голоса выкрикивали свои проклятия так громко, что не могли не нарушить его покоя. Злые языки осмелели настолько, что стали высказывать свои гнусные выдумки в присутствии жертвы. Семей был одним из них. Он кричал: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник!», и это были обычные слова для сынов Велиара. Но даже если на человека лает вся дьявольская свора, он все равно может оказаться помазанником Божьим. «Отовсюду ужас». Со всех сторон на Давида наступали страшные предположения, мысли, воспоминания и предчувствия; он был полностью обложен врагом.

«Когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою». Нечестивцы осуществляют свои коварные замыслы четко и слаженно. Остается лишь удивляться тому, что грешники зачастую организованы лучше, чем святые, что, как правило, они относятся к своему делу внимательней и прилежней, чем праведные. Обратите внимание на жестокость врагов Давида. Они не остановились бы, пока не увидели Давида мертвым — таков был их замысел и цель. Лучше оказаться в лапах льва, чем в руках злобных гонителей, ибо если сытый зверь может пощадить свою добычу, то злоба беспощадна и жестока, как голодный волк. Из всех врагов зависть — самый жестокий. Как ужасно было положение псалмопевца, когда на него одновременно нацелились тысячи отравленных стрел! Однако несмотря на все эти обстоятельства, вера его не ослабла и Бог не покинул его в беде. Для нас это великое утешение.

15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

17 Яви светлое лицо Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. 18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.

В этой части псалма Давид возобновил свои молитвы: настоящие борцы повторяют свои попытки до тех пор, пока не достигнут желаемого результата.

15. «А я на Тебя, Господи, уповаю». Несмотря на все обстоятельства, вера Давида осталась твердой. Давид продолжал верить Богу. О, какое спасительное слово! Пока вера наш щит, мы в полной безопасности; какой бы яростной ни была битва, исход ее предрешен. Но если мы лишимся веры, то наверняка погибнем, как погибли Саул и Ионафан. «Я говорю: Ты — мой Бог». Давид во всеуслышание заявил о своей беззаветной преданности Господу. Он верил не только во время благоприятное, но мог держаться своего упования даже в лютые морозы, завернувшись в него как в теплую одежду, способную защитить от всех жизненных тревог. Тому, кто может повторить эти слова вслед за Давидом, не нужно завидовать красноречию Цицерона. «Ты — Бог мой». Эти слова звучат слаще, чем все человеческие речи. Обратите внимание: Давид использует веру как аргумент и с его помощью убеждает Бога исполнить данное Им обещание и послать ему скорое избавление.

16. «В Твоей руке дни мои». Всемогущий властитель судеб держит в Своих руках все нити нашей жизни. Мы не бездомные бродяги, гонимые буйными ветрами по просторам жизненного океана. Неисследимая мудрость ведет нас за руку к желанной гавани. Провидение Божье — мягкая постель для тревожного сердца, средство от всех беспокойств и конец всякому отчаянью. «Избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих». Если на то воля Божья, то желание избавиться от гонителей вполне законно. Даже когда помощь не приходит к нам в том виде, в котором мы ожидаем, всемогущая благодать все равно пошлет нам избавление, и мы посмеемся над яростью врага.

17. «Яви светлое лицо Твое рабу Твоему». Даруй моей душе увидеть небесный свет, и я брошу вызов мирской стихии. Позволь мне вкусить Твоего благоволения, о Господи, и дай мне ощущение, что Ты доволен моей жизнью, и пусть тогда весь мир хмурится и негодует, сколько ему угодно. Рабу достаточно того, что хозяин им доволен. Даже если другие неодобрительно кивают головами, главное, что он принадлежит своему хозяину. Не они платят ему жалованье, а потому ему нет никакого дела до чужих мнений. «Спаси меня милостью Твоею». Благочестивый человек молится только о милости. Если кто-то и просил у Бога справедливости, то только не Давид.

18. «Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю». Да не посрамятся мои молитвы! Боже, не дай нечестивым устам насмехаться над моим упованием. «Нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде». Пусть они изумятся тому, что Ты исправляешь мои ошибки и смиряешь их гордыню. Князь мира кроток, и, живя в Его царстве, мы можем произносить только кроткие молитвы, а посему такие слова нам пристало употреблять только в пророческом смысле, зная, что стыд и смертная тишина — лучшее, чего могут ожидать грешники. То, чего они желали отверженным святым, падет на их голову. Таков будет приговор высшего правосудия, на который они уже не смогут посетовать: «Кто ищет зла, к тому оно и приходит».

19. «Да онемеют уста лживые». Хорошая и благословенная христианская молитва. Только плохой человек позволит лжецам действовать свободно. Пусть Бог затворит их уста: пусть Он либо приведет их к покаянию, либо подвергнет стыду, либо сделает так, чтобы все их слова не имели никакого авторитета.

«Которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем». Отчасти грех клеветников заключается в том, что они говорят: «Говорят злое». Их слова пронзают сердце благочестивых и наносят им рану в самое больное место — они подрывают их репутацию. Также их грех состоит в том, как они говорят: «С гордостью и презреньем». Они говорят так, как будто это они сливки общества, а праведные — его отбросы. Гордые мысли, как правило, учат человека принижать всех остальных. Чем больше места мы отводим себе, тем меньше остается нашим ближним. То, что нечестивые всегда громче всех порочат добрых людей, — великое зло. У них нет никакой возможности оценить нравственную чистоту, которой они полностью лишены, однако же им хватает дерзости судить тех, в сравнении с кем они — прах. Исполнившись праведного гнева, мы должны всем сердцем желать, чтобы мир был избавлен от столь невыносимой дерзости и отвратительной надменности.

20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! 21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.

22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!23 В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

Сердцем, полным веры, псалмопевец воздает Богу славу за ту милость, которая, несомненно, станет его уделом.

20. «Как много у Тебя благ». Не удивительно ли, что в столь печальных обстоятельствах звучит столь радостное утверждение? Воистину, жизнь веры — великое чудо. Всякий раз, когда вера обращала Давида лицом к Богу, он начинал петь. Заметьте, что он не сказал, как много у Господа благ, ибо не мог сказать об этом с точностью. Безмерная благость Господа не поддается измерению, ибо Он — сама благость. Святое восхищение прибегает к восклицаниям там, где ему не хватает обычных слов. Восклицательные знаки иногда помогают выразить мысль там, где обыкновенные объяснения не помогают. Мы редко восхищаемся тем, что нельзя измерить. Но хотя мы и не можем измерить благость Божью с точностью, мы все равно можем восхищаться ей от всего сердца.

«Которые Ты хранишь для боящихся Тебя». Размышляя о благости Господней, псалмопевец разделил ее на две части: благость, которая уже явлена, и благость, которая будет явлена в будущем. Господь хранит для избранных Своих бесчисленные блага. В сокровищнице завета, на поле искупления, в хранилище обещаний, в житнице провидения хранится благодать, способная восполнить все нужды народа Божьего. Нам надлежит часто вспоминать о той благости, которая еще не была излита на избранных, но уже приготовлена для них. Если мы будем размышлять об этом постоянно, то будем наполнены благодарностью к Богу, как Давид.

«И которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» Не вся небесная милость хранится на небесах — какая-то ее часть уже явлена святым в многоразличных дарах; ниспослана тем, кто твердо держится веры в Бога. Милость явлена Богом перед сынами человеческими, дабы род неверных постыдился. Свидетельства благости Господней к верующим поистине бесчисленны; история изобилует удивительными примерами, и в нашей собственной жизни полно чудес. Мы служим доброму Господину. Вера получает великую награду уже сейчас, но при этом ожидает полного наследия в будущем. Кто не захочет разделить участь тех, кто служит Господу безмерной любви, наполняющей все святые сердца восхищением?

21. «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских». Гордыня человеческая — опасное оружие: дерзкие слова гордеца пронзают душу железом. Однако уповающие на Бога пребывают в безопасности под покровом лица Господня, во внутреннем дворе, куда никто не смеет вторгаться. Там, в святом жилище Бога, сердца святых покоятся в мире, который не может нарушить никто. Те, кто часто пребывает у подножия креста, становятся неуязвимыми для вражеских насмешек. Раны Христа источают целительный бальзам, которым излечиваются все шрамы, оставшиеся от пущенных в нас стрел презрения. Воистину, когда мы вооружены умом Христовым, сердце наше неуязвимо для всех огненных стрел гордыни. «Скрываешь их под сенью от пререкания языков». Злых языков надлежит страшиться больше, чем хищных зверей. Когда они начинают произносить свои речи, они становятся похожими на стаю голодных волков, выпущенных на свободу. Впрочем, верующий может чувствовать себя в безопасности при любых таких обстоятельствах, ибо Царь царей хранит его под сенью чертогов Своих, где он находит прибежище и безмятежность. Святое святых и царские чертоги Всевышнего — двойная защита народа Божьего в самых тяжелых обстоятельствах. Заметьте, что Господь сам приходит к нам на помощь: Давид говорит, что Он «укрывает», «скрывает».

22. «Благословен Господь». Когда Господь благословляет нас, мы, по меньшей мере, должны благословить Его в ответ. «Что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!» Был ли это Маханаим, где Господь даровал Давиду великую победу над воинством Авессалома? Относятся ли эти слова к Равве Аммонитской, где Давид восторжествовал над врагом? Говорят ли эти строки об Иерусалиме, укрепленном городе, где Давид испытал безмерную благость Господа? Так или иначе, благодарность всегда найдет за что благодарить. Воздвигнутые ею монументы возвышаются, словно гигантский частокол, по обе стороны ее пути к небесам. В городах ли, в деревнях ли благословенный Господь явил себя нам, мы никогда не забудем этих священных мест. Одинокая гора Ермонская, селение Эммаус, остров Патмос или пустыня Хорив — все эти места становятся святынями, когда Господь являет себя нам в облачении любви.

23. Признавать ошибки всегда правильно, а когда мы размышляем над благостью Божьей, то вспоминать свои ошибки и грехи вдвойне необходимо. «В смятении моем я думал». Когда мы спешим говорить, чаще всего мы ошибаемся. Опрометчивые слова остаются на устах короткое мгновение, а мучают совесть долгие годы. «Отвержен я от очей Твоих». То были недостойные слова, однако неверие найдет уголок в сердце даже самого зрелого верующего и из этого уголка будет обвинять Господа, если только обстоятельства сложились не совсем так, как человеку хотелось бы. Никто из святых никогда не был отвержен от очей Господних. Многие так думали, многие так говорили. Да будут подобные мысли навсегда удалены от нас! «Но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе». Какая милость явлена нам в том, что Бог остается верным даже тогда, когда мы не веруем, и слышит наши молитвы, даже когда мы впускаем в себя порочащие Его сомнения! Если мы поразмыслим обо всех препятствиях на пути наших молитв, о том, как неумело мы их возносим, останется только удивляться тому, что Бог все равно нас слышит.

24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

24. «Любите Господа, все праведные Его». Какое трогательное увещевание! Оно ясно показывает нам глубину любви псалмопевца к Богу: в этих словах тем больше величия, что они свидетельствуют о любви к Отцу, наказывающему Своих детей, о любви, которую не угасят большие воды. Благословлять того, кто дает, легко. Если же мы прилепляемся к тому, кто забирает, то делаем это только под воздействием благодати. Все верующие благословлены священными страданиями одного, если только они внимают увещеваниям любить Господа все больше и больше. Если святые не любят Бога, то кто будет любить Его? Любовь — долг каждого спасенного христианина. Кто захочет заслониться от этого долга? Далее приводятся причины для такой любви, ибо любовь, проистекающая из веры, не слепа. «Господь хранит верных». Пока святые пребывают на земле, злоба нечестивцев не может им повредить, и, претерпев свой крест, они получат великое воздаяние. «И поступающим надменно воздает с избытком». Это тоже причина для славословий. Плод гордыни столь отвратителен, что Господь, воздающий надменным по заслугам, достоин любви всех святых сердец.

25. «Мужайтесь». Не падайте духом и не позволяйте малодушным мыслям проникать в сердце ваше. Когда страх уходит, мужество возвращается. Победа — это удел храбрых. «И да укрепляется сердце ваше». Бог укрепит нас силою свыше и пополнит наш источник жизненных сил. Он не только не оставит нас, но, напротив, еще больше приблизится к нам в час нужды и облечет нас Своей силой. «Все надеющиеся на Господа!» Поднимите головы, все уповающие на Господа, и воспойте Богу радостным сердцем. Господь верен; если Он не оставляет даже малых детей, которые только и могут, что надеяться, чего же страшиться нам?

Советы проповедникам

Стих 2. Давид исповедует веру, молит сохранить его от стыда и ищет избавления.

Стих 2 (первая часть). Публичное исповедание веры.

1. Что нужно сделать до исповедания: самоиспытание и т. п.

2. Как совершается исповедание веры.

3. Каким должно быть поведение человека, исповедавшего свою веру.

Стих 2 (вторая часть). Роль праведности Божьей в спасении верующего.

Стих 3 (первая часть). Бог внимает нашим молитвам по великой милости Своей.

Стих 3 (вторая часть). Насколько неотступными мы можем быть в своих молитвах.

Стихи 3—4. Нам необходимо искать то, что мы уже имеем.

Стих 4. Раскройте смысл метафоры: Бог каменная твердыня души.

Стих 4 (вторая часть).

1. Нужда в благословении, «води меня».

2. Достижимость благословения.

3. Бог дарует нам благословения «ради имени Своего».

Стих 5. Спасение пойманных в сети.

1. «Птицеловы».

2. Расставленные сети.

3. Уловление.

4. Крик попавшего в плен.

5. Спасение.

Стих 5 (вторая часть). Немощные получают силу с небес.

Стих 6

1. С точки зрения святых, умирать очень трудно.

2. Перед смертью дети Божьи больше всего заботятся о своей бессмертной душе.

3. Они сделали Бога своим уделом и теперь имеют преизобильное утешение в смерти — предают свой отлетающий дух в руку Господа, надеясь на то, что там он будет безопасен и блажен.

Стих 6. Реквием по верующему. Искупление — основание нашего покоя в Господе.

1. Наше дело — предать себя в руку Бога.

2. Божье дело — искупить нас.

Стих 7. Святое отвращение — добродетель, не имеющая ничего общего с фанатизмом. Правильная ненависть.

Стих 8.

1. Радость о милосердии Божьем.

2. Воспоминания о прошлом опыте.

3. Радость о непосредственном вмешательстве Бога.

Стих 8 (последняя часть). Господь знает страдание своих детей.

Стих 9. Свобода христианина, повод для радости.

Стих 10. Плач скорбящего.

Стих 10 (последняя часть). Чрезмерная скорбь, ее пагубное влияние на тело, разум и дух. Грех уныния и его исцеление.

Стихи 10—11. Стенания больного; напоминание тем, кто наслаждается добрым здоровьем.

Стих 11. «Изнемогла от грехов моих сила моя». Грех лишает нас сил.

Стих 12. Добрый человек терпит поношения.

Стих 13. Как мир обращается со своими лучшими друзьями.

Стих 14. Вера лучше всего проявляется во время великих испытаний.

Стих 16. Провидение Божье хранит верующего во все дни его жизни.

Стих 16 (первая часть).

1. Характер земной жизни христианина: «Дни мои», то есть все, что мне придется испытать.

2. Благотворность испытаний.

а) Испытания помогают христианину увидеть различные стороны своего характера.

б) Испытания укрепляют характер христианина.

в) Испытания производят в нас восхищение неизменным Богом.

3. Утешение на все времена.

а) Бог контролирует все, что происходит в нашей жизни.

б) Бог поддержит Свой народ в испытаниях.

в) Испытания, в конечном счете, принесут нам великое благо.

4. Поведение, достойное христианина. Преданность Богу во времена гонений; смиренное отношение к бедности и страданиям; ревность и надежда в трудах и испытаниях.

Стих 17. Ощущение благоволения Господня.

1. Его ценность.

2. Как человек его теряет.

3. Как его вернуть.

4. Как его сохранить.

Лучшая награда для раба Божьего.

Стих 17 (вторая часть). Молитва за святых на всех стадиях духовного пути. Прошение: «Спаси меня». Основание прошения: «Милостью Твоей». Молитва кающихся, больных, сомневающихся, скорбящих, зрелых верующих, умирающих святых.

Стих 18. Стыд и безмолвие нечестивых в аду. Могильная тишина и ее торжественное красноречие.

Стих 21. Ощущение божественного присутствия хранит святых от насмешек врага; слава Царя, которому они служат, защищает их от злоречия клеветников.

Стих 22. «Дивная милость». Милость чудесна потому, что я получил ее таким образом, в такое время, в такой мере и в таком количестве.

Стих 22. Мы должны постоянно возвращаться к памятным событиям прошлого, записывать их, размышлять над ними, говорить о них, благодарить за них Бога и основывать на них свою надежду.

Стих 23. Исповедание греха и прославление верности. Безрассудство опрометчивых слов.

Стих 24. Увещевание любить Господа.

1. «Любите Господа» — суть увещевания.

2. «Все праведные Его» — кому оно адресовано.

3. Кто его произносит.

4. «Господь хранит верных» — мотивация любить Господа.

Стих 25. Святое мужество. Совершенное качество; его трудно обрести, но оно придает человеку сил и дарует ему победу.