Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 2
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 7878 Все тексты автора Чарльз Сперджен
31. Второй псалом блаженства
Заглавие
«Псалом Давида. Учение». То, что этот великолепный евангельский псалом был написан Давидом, подтверждается не только заглавием, но и словами апостола Павла, сказавшего в Послании к римлянам 4:6—8: «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Очевидно, глубокое раскаяние произвело в Давиде такой блаженный покой, что он почувствовал необходимость излить душу в сладкозвучной песне. Скорее всего, этот псалом был написан после пятидесятого. С термином «учение» мы встречаемся впервые. Он указывает на то, что перед нами нравоучительный псалом. Давид наставляет других верующих, потому что сам приобрел богатый духовный опыт: он показывает им путь паствы Господней, утешает и направляет немощных. Давид добавил в заголовок псалма слово «учение», чтобы сомневающиеся верующие не подумали, что перед ними — описание уникального опыта одного святого, но чтобы они могли принять его как наставление от Духа Божьего. В пятидесятом псалме Давид обещал научить беззаконников путям Господним. В тридцать первом он исполнил свое обещание. Гроций считал, что данный псалом пелся на ежегодном еврейском празднике, посвященном исповеданию грехов и их искуплению.
Композиция
В стихах 1—2 идет речь о блаженстве прощенного, в стихах 3—5 содержится исповедь Давида, а в стихах 6—7 говорится, что уроки, преподанные Давиду, полезны для всех. В стихах 8—9 псалмопевец утверждает, что прощенный грешник слышит голос Божий, и в заключение, в стихах 10 — и, говорит о двух типах людей.
Истолкование
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! 2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
1. «Блажен». Как и Нагорная проповедь, псалом начинается с заповедей блаженства. Это второй псалом блаженства. Если первый псалом описывал плоды блаженного состояния, то тридцать первый подробно говорит о причинах блаженства. В первом псалме изображалось взрослое дерево, а в тридцать первом описывается, как это дерево было посажено. Муж, который в первом псалме, пребывал в законе Господа, в тридцать первом взывает о милости и получает ее от Бога. «Блажен, кому отпущены беззакония». Блажен ныне и вовек. Поистине, он блажен, несмотря на свою бедность, болезнь и скорбь. Благодать прощения — самый ценный дар на земле, ибо только он открывает нам истинный путь к блаженству. Услышать от Духа Божьего слова absolve te, «отпускаю твои грехи», — неизреченная радость. Мы видим, что блажен не тот, кто безупречно исполняет закон, ибо в этом случае блаженство никогда не стало бы нашим, а беззаконник, который был прощен по великой милости Господней. Самоправедные фарисеи не обладали этим блаженством. Приветствие было обращено именно к блудному сыну: это его приход был отмечен музыкой и ликованием. Полное, мгновенное, непреложное прощение превращает ад грешника в рай, и вместо гнева он наследует благословение. Слово, переведенное как «отпущены», в оригинале имеет значение «поднимать» или «снимать» — так снимают с плечей бремя или устраняют преграду. Поистине великий груз был снят с плечей псалмопевца! Чтобы взять на себя наше бремя, Спасителю пришлось покрыться кровавым потом, а чтобы снять его вообще — взойти на крест. Самсон нес ворота до самой Газы, но его бремя — как пылинка, по сравнению с бременем, которое пришлось понести Иисусу Христу.
«И чьи грехи покрыты!» Покрыты Богом, как ковчег был покрыт золотой крышкой, как Ной был «укрыт» от потопа, как египтян покрыли воды моря. Чем же покрыты наши грехи, что даже всевидящий Господь не видит в нас скверны плоти и духа? Тот, кто однажды видел грех в его ужасном обличии, оценит дар Божий, избавляющий нас от необходимости лицезреть ужас греха каждый день. Жертва Христова — это наше искупление, наш покров и полная свобода от греха. Душа, видящая этот дар и уповающая на него, знает, что она угодна Богу в Возлюбленном, и потому наслаждается вполне осознанным блаженством, которое есть предвкушение рая. Из текста совершенно ясно вытекает, что человек может знать о том, что он прощен: разве можно наслаждаться блаженством прощения, не зная о том, что ты прощен? Без сомнения, блаженство является результатом знания, поскольку именно знание является причиной нашего утешения.
2. «Блажен человек, которому Господь не вменит греха». Слово «блажен» стоит в оригинале во множественном числе. Можно сказать, что человек блажен блаженствами, то есть испытывает двойную радость, великую радость, неизреченную радость! Наше непослушание чаще всего в Библии обозначается тремя словами: преступление, грех и беззаконие. Это трехголовый цербер, охраняющий врата ада, но Господь Иисус навсегда запретил ему лаять на верующих. Пресвятая Троица восторжествовала над нечестивой троицей. Сущность прощения — невменение греха. Верующий совершает грехи, однако Бог не считает его виновным. Некоторые богословы с пеной у рта отрицают учение о вмененной праведности. Но нам пусть Бог даст увидеть, что грех не вменяется нам и что, как говорит апостол Павел, «Бог вменяет праведность независимо от дел». Воистину благословен тот, у кого есть Заместитель, который претерпевает его наказание.
«И в чьем духе нет лукавства!» Человек, получивший прощение, научился быть честным с собой, со своим грехом и с Богом. Прощение — это не обман и не иллюзия; мир, который приходит с прощением, — это не самовнушение. Самообман и лицемерие не могут дать человеку блаженства. Они могут утащить душу в ад, усыпив ее сладкими фантазиями, но в рай, в истинный покой, они не могут ввести свою многострадальную жертву. Освобождаясь от вины, мы освобождаемся от лукавства. Те, кого Бог избавил от греха, освободились и ото лжи. Лжец не может быть прощенным. Коварство, двойная игра, лукавство, скрытность — все качества детей сатаны. Христианин же, освобожденный от греха кровью завета, правдив, честен, прост и бесхитростен, как дитя. Мошенники, строящие коварные планы, не могут испытать блаженства. Они слишком боятся разоблачения, чтобы пребывать в покое. Дом их построен на пороховой бочке, и вечное проклятие — участь их. Обратите внимание на три слова, описывающие грех, и три слова, обозначающие прощение.
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, 4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
Давид переходит к описанию своего опыта. Мудрый наставник всегда делится своим опытом. Хорош тот писатель, который, подобно пауку, извлекает нить повествования из собственных недр.
3. «Когда я молчал». Пока я по нерадивости скрывал свой грех и от отчаяния боялся исповедать его, «обветшали кости мои». Опоры моего тела, мой скелет, обветшал и начал разрушаться от немощи, ибо печаль моя была столь велика, что истощила мои силы и лишила меня здоровья. О, как губителен грех! Это смертоносная болезнь и огонь в членах. Пока мы заглушаем в себе грех, он пылает внутри во всю мощь и мучает нас, подобно гноящейся ране. «От вседневного стенания моего». Давид молчал о своем грехе, но не о скорби. Мысли об ужасном преступлении заставляли Давида стенать. Со временем его голос перестал напоминать человеческую речь и стал больше похож на хрип раненого зверя — столько в нем было стонов и воздыханий. Только те люди знают, что такое муки совести, кто их испытал. Дыба, колесо, костер — пустяки по сравнению с тем адом, который совесть устраивает в душе человека. Лучше мучатся от всех болезней тела, чем чувствовать на себе гнев всемогущего Бога. Испанская инквизиция со всеми ее пытками — ничто по сравнению с тем пламенем, которую совесть разжигает в сердце.
4. «Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя». Бог может сокрушить нас одним пальцем — какова же тяжесть Его руки, которая к тому же тяготеет день и ночь? Когда человек ощущает муки совести, он не может спать по ночам: мрачные мысли дня преследуют его в ночное время. Эти мысли являются ему даже во снах, и тогда он просыпается в холодном поту, объятый ужасом. Если рука Божья помогает нам, мы радуемся ее присутствию, но когда она тяготеет над нами, это ужасно. Атланту, подпиравшему небо, было легче, чем Давиду, над которым тяготела рука Господня. «Свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху». Душевные силы Давида были истощены, и даже тело его из-за мук души лишилось свежести. В светильнике жизни почти кончилось масло, и его огонек мерцал, готовый погаснуть в любой миг. Неисповеданный грех, подобно сильному яду, иссушил жизненные силы Давида, и он стал подобен дереву, в которое ударила молния, растению, высушенному жарким тропическим солнцем. Горе бедной душе, осознавшей свой грех, но забывшей о Спасителе! Как ей тяжело!
«Селах». Время играть другую мелодию. Пока что в псалме звучали низкие и печальные аккорды, и от резких ударов по струнам расстроилась арфа. Следующий стих, несомненно, будет звучать иначе и напоет нам более радостный мотив.
5. «Но я открыл Тебе грех мой». После долгого ожидания сокрушенное сердце вспомнило о том, что нужно было сделать с самого начала, и излилось пред Господом в исповедании греха. Язва не заживет, если не произвести хирургическую операцию. Самое малое, что мы можем сделать, если хотим обрести прощение, — это признать свою вину. Если мы слишком горды, чтобы это сделать, то заслуживаем двойного порицания. «И не скрыл беззакония моего». Мы должны исповедать не только грех, но и свою вину. Скрывать ее бесполезно, ибо Господь и так все знает. Но для нас полезно признать ее пред Богом, ибо полная открытость смягчает и смиряет сердце. Необходимо открыть свою душу полностью, вырыть сокровище Ахана и измерить глубину и широту нашего греха.
«Я сказал». Давид был полон решимости довести дело до конца. «Исповедаю Господу преступления мои»: не человеку и не первосвященнику, а Господу. Даже в те далекие времена, когда богослужение лишь предвосхищало истинное жертвоприношение, верные обращались исключительно к Господу за спасением от бремени греха. Разумеется, именно так мы должны поступать сегодня, когда на смену образам и теням закона пришла утренняя заря. Когда мы решаем в сердце своем смириться и признать свою вину, к нам скоро приходит прощение. Посему мы читаем: «И Ты снял с меня вину греха моего». Господь простил не только грех, но и его вину. Он излечил этот смертельный вирус и сделал это мгновенно, как только Давид исповедал свой грех. Прощение Господне глубоко и всесторонне. Нож милосердия подрезает ростки греха под самый корень.
«Селах». Здесь нужно сделать еще одну паузу, ибо рассматриваемая тема не терпит спешки.
Почувствуй, о душа, восторг и удивленье,
Спроси, достойна ль ты немыслимой любви?
Вступила в Божий дом Господним изволенъем,
И стала частью ты божественной семьи.
Аллилуия! Тебя вовек благодарю.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
6. «За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное». Если Давид имеет в виду, что явление милости Божьей укрепляет надежду праведников, то он совершенно прав. Там, где один человек находит золотой самородок, начнут копать и другие. Мы должны смиренно принимать удары жизни хотя бы потому, что наш опыт может принести пользу другим. Без сомнения, обстоятельства, в которых оказался Давид, вселили во многих людей мужество и побудили искать Господа с новой силой, а без этого воодушевляющего опыта они могли бы умереть от отчаянья. Возможно также, псалмопевец хочет сказать, что праведники будут просить милости Божьей. И в этом мы тоже с ним полностью согласны, ибо праведники стремятся приблизиться к Богу так же, как он, если в их сердце правит благочестие. Люди приходят на небеса только по милости Божьей. Впрочем, молитва может быть действенной только в определенное время. Пока не настал судный день, правит милость, в это время мы можем найти Бога. Но как только Бог начнет Свой суд, к Нему бесполезно станет взывать — Он не внемлет осужденной душе. Читатель, не пренебрегай «временем благопотребным», не упусти день спасения! Благочестивые молятся в то время, в которое Бог обещал их услышать. Нечестивые же откладывают и откладывают свои молитвы. Они дождутся того момента, когда хозяин дома затворит дверь, и тогда их стук уже не найдет ответа. Какое благословение искать Господа до того, как великие воды вырвутся из своих хранилищ! Когда они явятся, мы будем в безопасности.
«И тогда разлитие многих вод не достигнет его». Воды хлынут мощным потоком, волны будут бушевать и реветь, как Атлантический океан в шторм. Водовороты и водяные смерчи обступят нас со всех сторон, однако человек молитвы будет находиться от них на безопасном расстоянии, он будет огражден от всякого зла. Давид, несомненно, не раз переживал наводнения. Он наверняка видел, как вода бурным потоком вливалась в русла полувысохших рек, и те выходили из берегов. Нередко эти бурные воды наносили огромный урон или, как было при разлитии Киссона, сметали на своем пути целые армии. Но Бог обещал оградить молящегося праведника от подобного бедствия. Тому, кто был спасен от греха, уже ничего бояться.
7. «Ты покров мой». Этот стих состоит их кратких, но глубокомысленных фраз. Духовная жизнь приносит блаженство, потому что Бог становится другом. Сделать Господа своим уделом, назвать Его «мой Господь» — великая радость. Обратите внимание, что в четвертом стихе этот человек тяготился присутствием Бога, а теперь он нашел в Нем свое убежище. Такую перемену произвели искренняя исповедь и полное прощение. Евангелие заместительной жертвы превращает нашего Судью в нашего Защитника. «Ты охраняешь меня от скорби». Скорби не причинят мне настоящего вреда, пока Бог со мной. Напротив, они принесут мне благо, ибо, подобно напильнику, лишь отчистят ржавчину, а металл не испортят. Обратите внимание, что псалмопевец говорит и о печальном прошлом (в начале псалма), и о радостном настоящем (в предыдущем стихе), и о благословенном будущем. «Окружаешь меня радостями избавления». Поистине золотые слова! Человек Божий будет окружен песнями избавления, обложен со всех сторон танцующими милостями, возвещающими торжество благодати. Круг этот будет замкнут, в нем не будет разрывов. Со всех сторон будет литься музыка. Впереди надежда бьет в кимвалы, сзади — благодарение играет на бубнах. Справа и слева, сверху и снизу воздух сотрясается от ликования, и все это для того самого человека, который несколько недель назад, стенал день и ночь. Какая перемена! Какие чудеса совершала и совершает благодать!
«Селах». Назрела необходимость в паузе. Нам следует поразмыслить о столь великой любви, а невыразимая радость требует тихого размышления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
8. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти». Это слова Господа. Он дал ответ на молитву псалмопевца. Наш Наставник — сам Господь. Бог снизошел до того, чтобы наставлять детей Своих на путь, которым им следует идти. Его святое Слово и увещевания Святого Духа направляют верующего в его словах и делах. Мы прощены не для того, чтобы жить по своим греховным похотям, но чтобы возрастать в святости и стремиться к совершенству. Небесное наставление — одно из благословений Нового Завета и результат нашего усыновления, ибо сказано: «И будут все научены Богом». Практическое наставление — лучшее из наставлений. Те трижды счастливы, кто научился следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел, даже если они никогда не сидели у ног Гамалиила и ничего не знают ни об Аристотеле, ни об учениях разных философских школ. «Буду руководить тебя, око Мое над тобою». Как рабы внимательно следят за взглядом хозяина, ожидая от него кивка или иного знака, так и мы должны повиноваться малейшему жесту Господа, не дожидаясь, когда разверзнутся небеса и выведут нас из состояния неисправимой медлительности. Мы должны откликаться на шепот и на нежные прикосновения. Господь наблюдает за всем, и очи Его видят все. Какое благословение для нас быть овцами Его паствы, идущими на голос Его мудрости!
9. «Не будьте как конь, как лошак несмысленный». У человека в отличие от животного есть разум, так давайте же не будем вести себя так, как будто мы его лишены. Человек должен уметь принимать советы и наставления и идти в том направлении, в котором указывает ему мудрость. Но увы, нам нужно напоминать о том, что глупость гнездится в сердце человека — мы слишком легко впадаем в этот грех. Нам следовало бы уподобиться ангелам, а мы уподобляемся животным. «Которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Как печально, что только удары хлыста могут заставить нас сдвинуться с места. Мы должны быть пушинкой в воздухе, послушной малейшему дуновению Святого Духа, но на самом деле мы как неподвижные бревна — не пошевелимся, даже если нам откроется видение райских кущ. Скорби и страдания показывают нам то, насколько мы упрямы, болезни и немощи, словно удила, обуздывают наш норов и своеволие. С нами не обращались бы как с лошаками, если бы в нас не было столько ослиных качеств. Если мы хотим проявлять свой норов, то нас ждет крепкая узда. О, если бы мы повиновались Господу от всего сердца и не уподоблялись своевольному рабу, который будет много бит!
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. 11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
10. «Много скорбей нечестивому». Нечестивцы сплошь покрыты ранами и синяками, как норовистые лошади и мулы. Их участь незавидна. Радости их мимолетны, а скорби, наоборот, многочисленны и бесконечны. Тот, кто сеет грех, пожнет скорбь огромными снопами. На земле нечестивые получают в удел угрызения совести, печаль разочарований и страх, а в будущем веке — муки сожаления и отчаянье. Пусть те, кто хвалится своими греховными радостями на земле, помыслят о будущем и вразумятся. «А уповающего на Господа окружает милость». Вера здесь противопоставляется нечестию, поскольку она есть источник всякой добродетели. Вера в Бога, как ничто другое, изгоняет беспокойство из наших сердец, и всякий, уповающий на Господа, обитает в атмосфере благодати, окруженный защищающей его милостью. Да даст нам Бог всегда уповать на Его милость, даже когда мы не видим ее проявлений, ибо милость Божья как Божье всезнание — она всегда присутствует в жизни верующего. Каждая мысль и деяние Бога — милостивы. Нечестивых окружают рой ос, «много скорбей», а вокруг нас кружит рой медоносных пчел — они готовят для нас сладкое угощенье.
11. «Веселитесь». Радость — не только привилегия, но и долг детей Божьих. Воистину, мы служим щедрому Богу, ибо Он заповедал нам кроме всего прочего веселиться. Как же мы грешим, когда ропщем на многомилостивого Бога! Разве не естественно для прощенного человека испытывать радость? Я где-то читал, что один преступник, осужденный на смерть, умер от радости прямо на эшафоте, когда ему объявили о царском помиловании. Можно ли получить оправдание в дар от Царя царей, но все равно печалиться? «О Господе». Это повеление помогает не путать веселье с легкомысленностью и ветреностью. Мы радуемся не греховным наслаждениям и утешаемся не хлебом, вином или маслом, а Богом, который есть дивный сад для души нашей. У нас есть повод для того, чтобы всегда веселиться и распевать радостные псалмы: милостивый Бог — наш Бог, Он будет нашим Богом всю вечность, Он наш Отец и примирившийся с нами Господь.
«И радуйтесь, праведные». Удвойте свою радость, ликуйте громогласно. Коль скоро Бог облек Своих хористов в белые одеяния святости, пусть они не сдерживают свой восторг, а, напротив, поют громко и торжественно. «Торжествуйте, все правые сердцем». Всем вокруг должно быть очевидно, что мы счастливы. Недостаток любви зачастую гасит в нас жаркое пламя радости, и люди тихо шепчут хвалу Богу, так сказать, соблюдая приличие, в то время как Бог ждет от них взрыва радостных чувств. Современная Церковь из-за излишнего стремления к внешнему благочинию, становится искусственной, а страстная молитва и восторженные крики святых все реже слышатся в ней, потому что они, в лучшем случае, считаются проявлением дурного тона, а в худшем — вообще запрещаются. Конечно, поощрять безудержный фанатизм тоже не стоит, но все же нам кажется, что обеих крайностей следует избегать. Что касается меня, то я всегда радуюсь, когда вижу немного «святых излишеств». Когда благочестивые мужи в порыве радости переходят призрачные границы приличия, не надо смотреть на них сверху вниз, подобно Мелхоле, дочери Саула.
Обратите внимание на то, что прощенные дети Божьи названы правыми сердцем, праведными, бесхитростными. Даже если у человека множество грехов, он все равно может быть спасен, а сердце лживое и притворное — верный признак проклятья. Человек с лукавым сердцем, ходящий кривыми путями, не имеет спасения и, скорее всего, никогда не будет спасен. Почва, на которой всходят ростки благодати, может быть каменистой и тернистой, но она обязательно должна быть честной и доброй. Опыт показывает, что у людей двуличных и коварных меньше всего шансов на спасение. Впрочем, благодать выпрямляет пути и мысли человека и освобождает их от коварства, лукавства и лицемерия. Какой восхитительный псалом! Читатель, получил ли ты удел в этой доброй земле? Если да, то покажи и другим пусть к спасению.
Советы проповедникам
Стих 1. Благословения Евангелия. Покажите на примере первого и тридцать первого псалмов гармоничное сочетание вероучительных и практических аспектов христианства. Или на примере первого, тридцать первого и сорокового псалмов покажите путь христианина от чтения Слова, к наполнению его силой и к практической помощи ближним.
Стих 1. Блаженство, даруемое Евангелием.
1. Первоначальное состояние человека.
2. Природа даруемого блаженства.
3. Каким образом он его получил.
4. Как его можем получить мы.
Стихи 1—2. Природа греха и средства прощения.
Стих 2. Чудесное учение о не вменении греха. Обоснуйте, объясните и примените его.
Стих 2. «Нет лукавства». Чистота прощеного сердца.
Стих 3. Нежелание открывать свою скорбь. Естественная склонность к страху и унынию; опасность подавления чувств; как открывать свое горе; мотивация это делать; блажен тот, кто готов выслушивать исповеди. Переносящий горе безмолвно страдает вдвойне.
Стихи 3—4. Угрызения совести и нежный призыв к покаянию.
Стих 4. Печаль души, осознавшей свой грех. Рука Господня тяготеет день и ночь. Душа слабеет и чувствует сокрушение.
Стих 4 (вторая часть). Духовная засуха.
Стих 5. Благословенные плоды исповеди или взгляд Библии на исповедь и отпущение грехов.
Стих 6. Портрет благочестивого человека, нарисованный карандашом Писания.
Стих 6. Опыт одного — ободрение для всех.
Стих 6 (первая часть). День благодати, как им воспользоваться.
Стих 6 (стих в целом). Прощение грехов — залог получения всех других благословений.
Стих б (последняя часть). Неотвратимые беды и великое избавление.
Стих 6 (последняя часть). Блаженство святых.
Стих 7. Псалмопевец чувствует опасность, знает, где от нее укрыться, заявляет, что это убежище принадлежит ему, и испытывает радость.
Стих 7 (первая часть). Во Христе мы имеем спасение от греха, сатаны и скорби перед смертью и на страшном суде.
Стих 7 (вторая часть). Беды, от которых верующие будут ограждены.
Стих 7 (последняя часть). В окружении песен: кто рисует этот круг, из чего он состоит, и кто находится в центре.
Стих 7. Песни избавления. От вины, ада, смерти, врагов, сомнений, искушений, несчастий, вражеских замыслов и т. п. Божественный Наставник, Его ученики, Его уроки, дисциплинарные взыскания и поощрения.
Стих 9. Узда и удила в руках Бога. Кто в них нуждается, и почему нам не следует этим животным уподобляться.
Стих 9. В чем наши действия разумнее поведения лошадей и мулов, а в чем они выше нас.
Стих 10. Множество скорбей как результат греха. Милость окружает праведника даже в самых тяжелых обстоятельствах. Участь нечестивых и удел праведных.
Стих 11. Радость верующего. Ее источник: «О Господе»; ее интенсивность: «торжествуйте»; ее законность: заповедана Богом; ее благословенные плоды и незыблемые основания.
Стих 11. «Правые сердцем» назидательное описание. Эти люди не раболепствуют, не пресмыкаются, не низкопоклонничают, не заискивают, а ходят прямо.