33. В гостях у Авимелеха

Заглавие

«Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Об этих происшествиях, которые показывают Давида не с самой лучшей стороны, кратко сказано в Первой книге царств 21:1—15. Чувство благодарности подвигло Давида свидетельствовать о благости Господа, удостоившего его незаслуженного спасения, однако он не упомянул о своем избавлении непосредственно в повествовании, а сосредоточил все внимание на том, что Бог услышал его в день печали. Его пример учит нас не выставлять свои грехи напоказ, как делают некоторые тщеславные люди, называющие себя верующими. Конечно, Давид притворялся глупцом весьма мастерски, но он не был настолько глуп, чтобы воспевать свои греховные подвиги. В оригинале из заглавия нельзя заключить, что псалом был написан Давидом во время бегства из Гефа. Скорее всего, он был написан в воспоминание об этих событиях. Воздвигать милости Господней величественные памятники весьма полезно. Бог заслуживает наших лучших работ. В память о том, что Бог избавил его от страшной опасности, Давид написал данный псалом с великим усердием: почти каждый его стих начинается с новой буквы еврейского алфавита. Таким образом, этот псалом, как и двадцать четвертый, написан акростихом.

Композиция

Псалом разделяется на две большие части стихом 10, где Давид, закончив славословия в адрес Бога, обращается к человеку. Если первые десять стихов можно назвать гимном, то остальные двенадцать являются проповедью. Чтобы облегчить процесс чтения, разделим псалом на следующие части: в стихах 2—4 Давид обещает благословить Господа и призывает других присоединиться к его хвале, в стихах 5—8 он описывает свой опыт, а в стихах 9—11 призывает благочестивых к неотступной вере; в стихах 2—15 он обращается к слушателям с непосредственным увещеванием, а в стихах 16—23 преподает им учение.

Истолкование

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. 4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

2. «Благословлю Господа». Давид был полон решимости. Сам он готов был славить Бога независимо от того, что хотели делать другие. Он был умен и ревностен; он знал, кто достоин хвалы, какая это должна быть хвала, за что и в какое время ее нужно возносить. Хвала наша должна быть направлена непосредственно к Богу; мы не должны хвалить средства, которыми Он нас спас. Богу принадлежит исключительное право на хвалу святого народа. Даже когда милость Божья напоминает нам о нашем грехе, как было в случае с избавлением Давида от руки филистимского царя, мы не должны лишать Господа заслуженной славы только потому, что совесть справедливо осуждает нас за наши греховные действия. Хотя крючок был ржавый, Господь все равно послал нам рыбу, и мы должны быть за нее благодарны.

«Во всякое время». Во всех ситуациях, при любых обстоятельствах, до и после испытаний, в дни радости и в мрачные часы беспокойств Давид не переставал хвалить Господа. Он никогда не был уверен, что восхвалил Его достаточно, и постоянно чувствовал, что не воздал Господу всей чести, которую Он заслуживает. Как блажен тот, чьи пальцы не расстаются со струнами арфы! Тот, кто хвалит Бога за милость, никогда не будет ощущать недостатка милостей, за которые можно было бы хвалить. Благословлять Господа можно всегда. «Хвала Ему непрестанно в устах моих». Не только в сердце, но и в устах. Наша благодарность не должна быть немой, ее следует выражать в прекрасном пении. Язык наш — слава наша, и он должен возвещать славу Божью. Как сладки для гортани нашей слова благодарения! Как они очищают и освежают душу! Если бы уста человеческие всегда были наполнены хвалой, Бог никогда не слышал бы нашего ропота или клеветы на ближних. Если бы мы постоянно держали во рту этот лакомый кусочек, горечь ежедневных скорбей перебила бы сладкая радость. Бог заслуживает благодарности наших сердец и хвалы наших уст — добрых мыслей в уединении и добрых слов среди людей.

3. «Господом будет хвалиться душа моя». Человеку свойственно хвалиться, и если бы он всегда хвалился Господом, то этой похвалы никогда не было бы слишком много. Восторг этого стиха — не пустые слова. Давид вложил в похвалу всю свою душу. Он чувствовал благодарность в сердце и выплескивал ее. Хвалиться Господом — значит хвалиться и Его характером, и Его заветом, и Его обещаниями, и деяниями, и многим, многим другим. И все это — совершенно, безупречно и величественно. Мы можем превознести все эти качества до небес, но никто не сможет обвинить нас в пустословии. Пишущему эти строки нечем гордиться, но есть что оплакивать, и, тем не менее, никто не запретит ему хвалиться Богом до самой смерти. «Услышат кроткие и возвеселятся». Кротких обычно печалит, когда кто-то хвалится. Они, как правило, не хотят слышать бахвальств и напыщенных речей, однако хвалиться Господом — совсем другое дело. Такая похвала веселит и утешает кротких. Дерзновение зрелых верующих — источник великого утешения для менее опытных братьев. О Божьей благости следует говорить намеренно, дабы другие утвердились в своем уповании на верного Бога.

4. «Величайте Господа со мною». Обращался ли Давид к смиренным и кротким? Если так, то это вполне резонно. Кто может возвеличить Бога так, как те, кто осознал собственное ничтожество? Псалмопевец просил их возвеличивать славу Господа среди сынов человеческих. Иегова абсолютен, Его нельзя сделать более великим, чем Он есть; вместе с тем слава Его имени может возрастать по мере того, как Его творения узнают Его лучше. Только так можно возвеличить Бога. Хорошо, когда душа чувствует неспособность прославить Господа надлежащим образом и зовет на помощь других. Это хорошо как для самого человека, так и для его товарищей. Лучше всего мы хвалим Бога тогда, когда ощущаем собственную никчемность: взирая на упирающиеся в небо альпийские вершины, мы чувствуем, как наше собственное я теряется в святом благоговении. «И превознесем имя Его вместе». Совместное поклонение — естественный инстинкт новой жизни. На небесах мы будем наслаждаться им в полной мере; земля превращается в рай там, где верующие поклоняются вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. 7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

5. «Я взыскал Господа, и Он услышал меня». Давид, очевидно, молился сбивчиво, и в его молитве звучали нотки самодостаточности, поскольку иначе он не прибег бы к столь сомнительному средству — не стал бы притворяться безумцем и строить из себя умалишенного. Тем не менее его сбивчивая молитва была услышана, и Бог помог ему в беде. Тем больше у него было причин славить преизобильную милость Божью. Мы можем искать Бога даже тогда, когда мы согрешили. Если бы грех мог лишить нас милости Божьей, то участь наша была бы незавидной. Но милость Божья заключается в том, что Бог благодетельствует даже бунтарям и выступает ходатаем за тех, кто согрешил. «И от всех опасностей моих избавил меня». Бог умеет это делать. Он устраняет как сами опасности, так и их причины — все до единой. Да будет имя Его славно — молитва, словно бравая конница, проносится по полю боя, сражает наповал всех врагов и даже погребает их останки. Заметьте, что и в пятом, и в предыдущих стихах Давид говорит о себе. И мы не должны стыдиться говорить о себе, если таким образом мы можем прославить Бога. Некоторые стараются вести себя как можно скромнее, но им следует помнить, что скромность, лишающая Бога славы, в высшей степени нескромна.

6. «Кто обращал взор к Нему, те просвещались». Псалмопевец обратил наше внимание на то, что его случай отнюдь не уникален. То же самое происходит в жизни других верующих. Они тоже смотрят на Господа и просвещаются; лица их начинают сиять, а дух просветляется. Какая же благодать исходит от одного взгляда на Господа! Взирая на распятого Христа, мы получаем жизнь, свет, свободу, любовь. Больное сердце никогда не смотрело на благого Целителя напрасно; не было такого, чтобы умирающая душа обратила свой взор к медному змею и не получила животворной силы. «И лица их не постыдятся». Лица их сияли радостью, на них не было и следа стыда. Тот, кто уповает на Бога, не должен стыдиться своего упования, ибо оно не постыдит его ни ныне, ни вовек.

7. «Сей нищий воззвал». Давид снова заговорил о себе. Он был нищ, рядом с ним не было ни одного верного человека, поэтому его жизнь была под угрозой. Но он воззвал к великому покровителю народа Божьего, и Бог избавил его. Молитву его можно назвать воплем за ее краткость и горесть, ревность и простоту, бесхитростность и печаль. Это был крик нищего. Но нищий этот обрел благоволение на небесах, ибо «Господь услышал». А быть услышанным Господом значит быть спасенным. Посему сказано: «И спас его от всех бед его». Раз и навсегда Давид был избавлен от своих несчастий. Господь изгоняет наши скорби так же, как человек разоряет осиное гнездо или как ветер рассеивает туман. Молитва может избавить нас от скорбей так же легко, как Господь избавил Египет от жаб и мошкары по заступничеству Моисея. Этот стих — личное свидетельство псалмопевца: «и по смерти он говорит еще». Пусть же страждущий читатель ободрится и не падает духом.

8. «Ангел Господень». Ангел нового завета, Иисус Христос, стоит во главе воинства небесного, обступившего жилища праведных плотным кольцом. Служащие духи ополчаются вокруг избранных Божьих, как армия, окружившая город. Их цель — служить и помогать, защищать и утешать. «Ополчается вокруг боящихся Его». Неусыпные стражи блюдут покой избранных денно и нощно, а силе их Начальника не может противостать никто. «И избавляет их». Как мало мы знаем о том, сколькими избавлениями мы обязаны невидимым рукам, которые подхватывают нас, дабы мы не преткнулись о камень ногою своей!

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!10 Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. 11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

9. «Вкусите, и увидите». Испытайте, испробуйте на собственном опыте благость Господа Бога. Пока вы не попробовали, вы не можете ее увидеть, но как только вы попробуете, вы увидите ее, ибо она просвещает очи, подобно меду Ионафана. «Как благ Господь!»

Человек может узнать это только на опыте. Ибо Господь сделает «трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» (Ис.25:6). Впрочем, эта трапеза станет вашей только тогда, когда вы сделаете благословения благодати своими, приобщитесь к ним всей своей жизнью. «Блажен человек, который уповает на Него!» Вера — это вкусовые рецепторы души. Те, кто вкушает Господа своим упованием, всегда находят эту трапезу приятной и благословенной и сами становятся благословенными. Во второй части стиха говорится о причине, по которой нужно взывать к Господу, о чем было сказано в первой части.

10. «Бойтесь Господа, святые Его». Воздавайте Ему честь в детском смирении, ходите Его путями, почитайте Его волю, бойтесь Его обидеть, спешите Ему служить. Не страшитесь гнева человеческого и не позволяйте людским угрозам склонять вас ко греху. Бойтесь Господа и не бойтесь больше ничего. «Ибо нет скудости у боящихся Его». Господь не попустит Своим верным рабам умереть с голоду. Возможно, Он не даст нам роскошествовать, но обещание восполнить наши насущные нужны Он выполнит. Многие прихоти останутся неудовлетворенными, однако все истинные нужды будут восполнены. Страх Божий и истинное благочестие — не только долг, но и безопасность с утешением для тех, кто называет себя святыми, народом, отделенным на святое служение. Благочестие имеет обещание жизни настоящей. Если бы нам было суждено умереть, как собакам, и у нас не было бы завтра, даже тогда страх Господень послужил бы к нашему счастью. Тот, кто уповает на Господа Бога Саваофа как на своего покровителя и защитника, воистину будет благоденствовать.

11. «Молодые львы бедствуют и терпят голод». Молодые львы свирепы, хитры, сильны. Но даже они временами рычат от нестерпимого голода. Так и коварные злоумышленники, несмотря на всю свою изобретательность и беспринципность, часто испытывают нужду. В то же время бесхитростные верующие, которые не смеют вести себя подобно голодным львам, едят досыта. Упование на Бога — лучшая политика, которой вас не научат даже мудрейшие государственные мужи. «А ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе». Тех, кто всю жизнь ищет Господа и делает это от всего сердца, невозможно лишить благ. Мир называет их глупцами, но Господь явит их мудрость. Они одержат победу там, где даже мирские мудрецы лишатся всех своих сокровищ, и тогда Бог обретет славу.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? 14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

12. «Придите, дети». Псалмопевец не стыдится учить детей, хотя он воин и царь. Учителя молодежи — истинные аристократы. Их труд почетен, а награда велика. Возможно, дети в Гефе смеялись над Давидом, когда он прикидывался сумасшедшим. Позже он решил исправить свою ошибку и стал наставлять подрастающее поколение. Дети — самая благодатная почва для наставления, поэтому мудрецы, желающие распространить свои принципы, прежде всего стремятся завоевать внимание молодежи. «Послушайте меня: страху Господню научу вас». В той мере, в которой подрастающее поколение можно научить словами уст, в них следует взращивать веру и страх Божий, прививая формирующимся душам принципы благочестия. Словами этого стиха может обращаться к своим воспитанникам любой наставник воскресной школы или родитель к своим детям. Учителям не обойтись без наставления. Мы должны уметь расположить детей к себе и привлечь их к наставлению, а не отталкивать грубыми словами. Необходимо отвлечь их от игрушек и забав и попытаться занять их чем-то лучшим, ибо мы не можем учить их, пока их голова забита другими вещами. Нам следует постоянно обращать внимание на самое главное и больше всего говорить о страхе Господнем. При этом мы можем приводить примеры из собственной жизни и ссылаться на личные убеждения: таким образом мы сможем раскрыть пред детьми свою душу.

13. Все мечтают жить счастливо, а тот, кто смог дать молодому поколению рецепт счастливой жизни, наверняка будет пользоваться популярностью. Жизнь — это не просто существование. Искусством жить счастливо, по-настоящему и с радостью овладел далеко не каждый. Научить человека жить и умирать — вот цель истинного религиозного наставления. Молодежь следует учить нравственной жизни, показывать им плоды добродетельного существования. Уча благочестию перед Богом, мы также должны учить добродетельности по отношению к людям.

14. «Удерживай язык свой от зла». Следи с неусыпной бдительностью за этим опасным членом тела, чтобы он не говорил злое. А иначе зло обратится против тебя и отнимет у тебя счастье.

Невозможно извергать из себя яд и самому не отравиться. «И уста свои от коварных слов». Человек, жаждущий благоденствия, должен изо всех сил избегать коварства. Коварный злоумышленник живет как шпион на вражеской территории, постоянно опасаясь разоблачения и гибели. Честность и нелицемерные речи приносят человеку счастье, ибо дают его совести покой и безмятежность. В то же время лживый и злой язык набивает нашу подушку колючками, и наша жизнь превращается в круговорот страхов и стыда. Давид однажды решил походить по кривым путям, но теперь распрощался с ними. Он увещевает нас избегать коварства и злых мыслей, если мы желаем жить долго и счастливо.

15. «Уклоняйся от зла». Оставь его. Не просто выпусти его из рук, но удались от него вообще. Не живи там, где живет зло. Обходи стороной логово льва, оставь в покое змеиную нору. Отойди от искушения на достаточное расстояние. «И делай добро». В делании добра будь практичен, активен, энергичен и неотступен. Активная добродетель способствует пассивной добродетели: тот, кто делает добро, будет уклоняться от зла. «Ищи мира». Не просто предпочитай мир войне, но старайся искать мира изо всех сил. Ищи мира с Богом, с собственной совестью, с ближними, ищи его так, как купец ищет драгоценные жемчужины. Мир приносит самое полное счастье. Вражда будит в нас страсти, разъедающие сердце своей губительной силой. Гнев губит и того, кто гневается, и того, на кого гневаются. «И следуй за ним». Преследуй его, как охотник добычу; беги за ним, как за сокровищем. Его очень легко потерять; воистину, труднее всего сохранить мир. Однако приложите к тому все усилия и не сейте вражду. Бегите за миром, когда он ускользает от вас. Отрекитесь от духа состязаний и распрей. Мир, который вы сотворите, вернется к вам добрым воздаянием и будет для вас неиссякаемым источником утешения.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. 17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. 18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

16. «Очи Господни обращены на праведников». Господь смотрит на праведников с одобрением и нежной заботой. Они столь дороги Ему, что Он не может оторвать от них глаз. Он смотрит на каждого из них так внимательно и заботливо, как если бы тот был единственным человеком в мире. «И уши Его — к воплю их». Как очи Господа, так и уши Его обращены к святым; все внимание Бога отдано праведникам; даже если все вокруг отвернутся от них, Господь не забудет о них никогда. Он слышит их вопль сразу же, как мать слышит крик своего больного ребенка. Крик этот может быть надрывным, жалобным, печальным, тихим или отчаянным, но уши Отца ловят каждый звук их печали и взываний, и помощь Его не замедлит.

17. «Но лицо Господне против делающих зло». Бог не закрывает глаза на деяния беззаконных: Он гневается на них, лишает их Своего благоволения и покровительства, и разрушает их планы. Господь положил в сердце Своем, что нечестивые не увидят благоденствия, и противится им всей Своей силой. «Чтобы истребить с земли память о них». Он разорит их очаг, слава их превратится в бесчестие, а имена их будут прокляты или забыты. Удел всех безбожников — полное истребление.

18. «Взывают праведные». Взывают, как Израиль взывал в Египте под бременем нестерпимого гнета. Праведные отягощены грехом, искушениями, заботами и печалями. «И Господь слышит». Господь, как ночной страж, спешит на помощь, как только слышит звон набата. «И от всех скорбей их избавляет их». Нет такой сети, из которой Господь не смог бы нас освободить. Скорби наши могут быть многочисленными и тяжелыми, однако молитва избавит нас от всех бед, и Господь явит Свою силу в спасении нашем.

19. «Близок Господь к сокрушенным сердцем». Господь близок к нам как друг, готовый принять и утешить. Сокрушенным сердцам кажется, что Бог далеко, когда на самом деле Он гораздо ближе, чем обычно. Очи их закрыты; они не видят своего лучшего Друга, но Господь пребывает с ними и в них, хотя они об этом не знают. Они беспокоятся и суетятся, ища успокоения в делах, чувственных переживаниях, что-то планируют, принимают какие-то решения, забывая, что Господь всегда с ними и Его можно увидеть простой верой. «И смиренных духом спасет». Воистину, сокрушенное, смиренное сердце — залог благословения. В тот момент, когда грешник осуждает себя, Господь милостиво отпускает ему грехи. Если мы смиряем себя, то Господь непременно смилуется над нами. Он никогда не опустит жезл осуждения на тех, кто уже мучается осознанием собственных грехов. Спасение тесно связано со смирением.

20. «Много скорбей у праведного». В этом они приобщаются к страданиям Иисуса Христа, начальника и совершителя веры. Писание, в отличие от придуманных историй, не пытается внушить нам, что милость Божья оградит нас от всех скорбей. Напротив, оно снова и снова увещевает нас ожидать испытаний в земной жизни. Скорби приходят к нам отовсюду; они так же многочисленны, как москиты в тропиках. Удел праведных на земле — идти по заросшему тернием пути. Более того, им приходится жить среди этих сорняков, лишающих отдыха и сна. «И от всех их избавит его Господь». Это утверждение вырывает из предыдущих слов ядовитое жало. Господь Бог приведет искупленных сынов к победе целыми и невредимыми, несмотря на все их беды и напасти. Страданиям верующего придет конец, и это будет воистину радостный исход. Ни один волос с его головы не испортят страдания; печь огненная выпустит его на свободу, как только Господь возгласит: «Выйди». Удел праведных был бы тяжел, если бы обещание об избавлении не услаждало их сердце. Господь, пославший испытание, заберет его, как только замыслы Его будут исполнены, но Он никогда не позволит скорбям и тревогам причинить вред Его возлюбленным детям.

21. «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится». Давид вышел из испытания с синяками и ушибами, но ни одна его кость не была сломана. Бог хранит верующих от настоящей беды. Вечность уврачует все их земные раны. Истинная сущность праведников находится в полной безопасности: их можно ранить, но не убить. Скорее всего здесь имеется в виду, что Бог будет покровительствовать святым: поскольку праведники ломают кости не меньше, чем все прочие, это обещание не может в абсолютном смысле относиться к сохранности тела, но должно, как нам кажется, рассматриваться духовно, в приложении к душевным ранам, от которых Господь нас навеки оградил Своей великой любовью. Ни одна кость мистического тела Христова не будет сокрушена, так же как земная храмина Господа осталась неповрежденной по воле Отца. Божественная любовь покровительствует каждому верующему, как она покровительствовала Иисусу Христу. Бог не позволит кому бы то ни было причинить нам настоящий вред. В Царстве Божьем не будет ни хромых, ни увеченных, по окончании земных страданий мы войдем на небеса без пятна и порока, спасенные Иисусом Христом и могуществом Божьим через веру.

22. «Убьет грешника зло». Несчастья убьют грешников. Для них скорби не лекарство, а яд. Нечестивым не хватает только веревки, иначе они непременно повесились бы. Их убьют собственные злодеяния. Ад — не что иное, как полностью вызревшее зло; оно мучает тех, в ком пребывает. Как блаженны те, кто обрел в Иисусе Христе убежище от прошлых грехов! Только они избегут ада. «И ненавидящие праведного погибнут». Они ненавидели общение с лучшими из людей, а потому погибнут в одиночестве. Они будут оставлены, разорены, их постигнет несчастье, они лишатся всякой надежды. Бог сделал так, что змея жалит саму себя. О, какую безысходность ощущают сердца проклятых и как справедливо их наказание!

23. «Избавит Господь душу рабов Своих». Он искупит их души великой жертвой и великой силой, драгоценной кровью и водой Духа. Все искупленные принадлежат Тому, кто их купил. Это закон справедливости и благодарности. С радостью мы будем служить Тому, кто столь милостиво искупил нас кровью Своей и избавляет Своим могуществом. «И никто из уповающих на Него не погибнет». Вера — это признак искупленных детей Божьих; в ком бы она ни обитала, пусть даже в самом ничтожном из верующих, она неизменно приносит вечное спасение. Верующий, ты никогда не будешь покинут или обречен на погибель. Бог, твой Бог, сохранит и защитит тебя и дарует тебе вечное блаженство.

Советы проповедникам

Стих 2. Твердая решимость; трудности на пути ее осуществления; Божья помощь; благословенные плоды. Шесть вопросов. Кто? Я. Что сделаю? «Благословлю». Кого? «Господа». Когда? «Во всякое время». Как? По какой причине?

Стих 2. Как привнести небеса в земную жизнь.

Стих 3. «Похвальная» похвала и довольные слушатели. Мы можем хвалиться самим Господом, Его откровением, Его отношением к нам, нашим желанием к Нему, нашими ожиданиями от Него и т. п. Верующие должны делиться своим опытом, чтобы благословить других.

Стих 4. Призыв к совместному прославлению.

Стих 4. «Величайте» — прославляйте дела Божьи. Благословенное занятие.

Стих 5. Исповедь искупленной души. Простая, воздает честь Богу, исключает личные заслуги и поощряет других искать Бога.

Стих 5. Четыре стадии: опасности, поиск Бога, Бог услышал, Бог избавил.

Стих 6. Взор веры и его могущество.

Стих 7.

1. Наследие нищего — беды.

2. Заступник нищего.

3. Крик нищего.

4. Спасение нищего.

Стих 7. Богатство нищего. Роль молитвы в спасении души по благодати. Стих 8. Служение ангелов. В каком смысле Иисус — «Ангел Господень». Стих 9. «Вкусите». Священные яства, довольный гость, небесный хозяин. Стих 10. Блаженство человека, боящегося Бога.

Стих 10. Страх, изгоняющий страх. «Подобное изгоняется подобным».

Стих 11. Скимны бедствуют, а дети не терпят нужды.

1. Описание истинного христианина — «ищущие Господа».

2. Обещание Господне выражено противопоставлением.

3. Исполнение обещания.

Стих 11. Что такое благо?

Стих 12. Великий Наставник. Его юные ученики. Его способ наставления: «Придите». Его излюбленный предмет.

Стих 12. Работа воскресной школы.

Стихи 13—15. Как воспользоваться благами обоих миров.

Стих 14. Грехи уст — их губительность, причина, исправление.

Стих 15 (первая часть). Связь между активной и пассивной добродетелью.

Стих 15 (вторая часть). Царская охота. Дичь, трудности погони, охотники, их методы, их награда.

Стих 16. Наш наблюдательный Бог. Очи и уши Господни обращены к праведным.

Стих 17. Истребление нечестивых с земли. После смерти никто о них не вспомнит.

Стих 18. Скорби и их тройное благословение.

1. Они побуждают нас молиться.

2. В испытаниях Господь внимает нашим молитвам особым образом.

3. Они дают повод для радости об избавлении.

Стих 19. Близость Господа к сокрушенным сердцем и непреложность их спасения.

Стих 20. Зло и добро; яд и противоядие. Особый народ, особые испытания, особые избавления, особая вера как обязанность детей Божьих.

Стих 21. Безопасность верующего в скорбях. Бог хранит его душу, духовную жизнь, веру, надежду, любовь, жажду общения с Богом, сыновство и оправдание.

Стих 22. Зло карает само себя. Проиллюстрируйте из Библии, истории и на примере погибших в аду. Благоразумный вывод. Безысходность нечестивого.

Стихи 22—23. Кто погибнет, а кто останется в живых.

Стих 23. Избавление — его разные смыслы. Вера — ее неистребимость. Господь — Его несравненная слава в деле благодати.