Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10401 Все тексты автора Чарльз Сперджен
63. Молитва против врага
Заглавие
«Начальнику хора». На некоторое время исполнение этой песни было поручено начальнику хора. Все главные музыканты в наших церквах должны относиться к своей роли как к священной обязанности, ведь исполнять песнопения народа Божьего — очень серьезная ответственность. «Псалом Давида». Жизнь Давида была преисполнена битв и сражений, и почти во всех его псалмах так или иначе упоминаются враги. В псалме шестьдесят третьем все внимание Давида сосредоточено на молитве против могущественного врага.
Композиция
В стихах 2—7 описывается жестокость и лукавство врагов, в стихах 8—11 дается пророчество об их истреблении.
Истолкование
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. 6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
2. «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей». Молитва вслух, как известно, приносит душе немалую пользу, однако и безмолвные молитвы достигают Бога, как если бы у них был свой голос. В книге Исход мы читаем, что Бог спросил у Моисея: «Что ты вопиешь ко Мне?», хотя он не открывал своих уст. Возможно, тихие молитвы, которые исходят из сердца, громче других звучат на небесах. Обратите внимание на то, как часто Давид прибегает к молитве. Молитва — это его боевое оружие, его непобедимая секира. Он пользуется им постоянно — в гонениях, в исповеди, в противостоянии врагам, в борьбе с нашествиями язычников и с внутренними мятежами. Если мы прибегаем к молитве в любой нужде, то мы поистине мудры. «Сохрани жизнь мою от страха врага». Защити меня от врага и от страха врага. Или «Ты сохранишь меня от страха врага». Все наши молитвенные жертвоприношения должны быть сдобрены солью веры.
3. «Укрой меня от замысла коварных». Избавь меня от вражеских сетей. Разрушь советы нечестивых. Да разобьются их козни о Твой мудрый промысел, да преткнется их зло о камень Твоей любви. «От мятежа злодеев». Спаси меня от открытого бунта и жестокого восстания. Смешай замыслы врагов Своим вечным советом. Пусть Твоя всемогущая справедливость расстроит их злые намерения. Удали меня от их ярости и гнева — удали прочь с нечестивых глаз. Победа над врагом — великое благо, но гораздо лучше, когда Бог нас ограждает от его коварных замыслов и избавляет от противостояния с ним. Бог — источник мира для святого народа, и когда Он решает ниспослать нам мир, то сокрушает как замыслы коварных, так и их действия могуществом державной десницы Своей.
4. «Которые изострили язык свой, как меч». Клевета всегда была излюбленным оружием нечестивых, они пользуются им при всякой возможности. Как воины натачивают свои мечи, чтобы разить врага насмерть, так и бессовестные злодеи оттачивают свою ложь с тем, чтобы причинять страдания праведным, порочить их доброе имя и навлекать на них позор. Нечестивый язык необуздан — ни перед чем не остановится. Клеветнические уста полны злоречия и лукавства. «Напрягли лук свой — язвительное слово». Их обвинения летят в цель как отравленные стрелы, пущенные искусными лучниками. Нечестивцы готовят свои подлые речи с тщательностью и прилежанием, а затем хладнокровно наводят свой лук на избранную жертву и выпускают в нее стрелы, отравленные ненавистью. Все, что они хотят, — это причинить боль праведному, нанести ему удар, а затем уничтожить. На Востоке оскорбления, насмешки и глумление всегда считались своего рода искусством, но даже если в нашем более цивилизованном обществе такое поведение не считается нормой, мы все должны оставаться бдительными: яд на устах не становится менее смертельным из-за того, что мы его не видим. Так давайте же во всех обстоятельствах прибегать к Господу за помощью. Давид защищался от меча и лука нечестивых одним-единственным средством — молитвой.
5. «Чтобы втайне стрелять в непорочного». Трусливые злодеи притаились в засаде и натянули свои луки, чтобы втайне стрелять в непорочного. Праведность и добродетель не защитят нас от клеветы и злоречия нечестивых. Дьявол, как мы помним, стрелял в самого Сына Божьего; мы можем быть уверены, что у него припасена стрела и для нас. Иисус Христос был воистину непорочен; мы же непорочны лишь в определенном смысле, и в нас еще сохраняется достаточное количество горючей смеси, которая легко воспламеняется от огненных стрел лукавого. Обратите внимание на низость и подлость нечестивых: они никогда не вступают в открытый бой, но избегают прямых стычек, они прячутся по кустам и подстерегают тех, кто не знаком с обманом настолько, чтобы заподозрить измену, тех, кто слишком благороден, чтобы подражать позорным методам ведения войны.
«Они внезапно стреляют в него и не боятся». Злодеи нападают из укрытия и делают это внезапно. Они не дают своей жертве опомниться и взяться за оружие, но набрасываются на нее, как дикие звери на свою добычу. Им нечего бояться: они столь тщательно продумывают свои планы, что не опасаются разоблачения. В жизни часто бывает так, что мы видим стрелу, сразившую беззащитную жертву, но не знаем, откуда она была пущена, не можем сказать, кто изготовил ее наконечник и кто напитал его ядом. О божественное правосудие, можно ли придумать достаточно суровое наказание для того, кто втаптывает в грязь мое доброе имя, сам оставаясь незамеченным?! По сравнению с этим демоном, явный лжец — сущий ангел. Гадюки и кобры по сравнению с этой ехидной — милые существа. Дьявол и тот покрывается краской стыда, слыша о том, что творят его истинные дети.
6. «Они утвердились в злом намерении». Праведники часто падают духом сами и ввергают в уныние других. Что же касается сынов века сего, то они мудры в своем роде, и каждый из них умеет ободрять других таких же злоумышленников и тем самым поощрять их злые намерения. Они делают все, чтобы только утвердиться в своем злодействе, тратят на это все свои силы. «Совещались скрыть сеть». Они собираются на совет и обсуждают различные варианты коварства, стараясь придумать все новые способы уловления душ. Они понимают все выгоды сотрудничества и не пренебрегают ими. Они складывают свой опыт в общую копилку, и каждый учит брата своего новым способам обмана.
«Говорили: кто их увидит?» Они скрывают свои коварные замыслы столь тщательно, что не боятся разоблачения. Они маскируют свои ямы и прячутся от посторонних глаз столь хорошо, что их никто не может заметить. Так они думают. Но они забывают о всевидящем оке и об испытующем взоре Господа. Все великие заговоры, как правило, проваливаются. Пороховой заговор[1] — наглядный пример того, что в любом заговоре есть свои недостатки. Истина находит себе союзников даже среди заговорщиков, и даже камни вопиют против них. Христианин не должен бояться тайных и коварных заговоров, ибо ни один замысел против Иакова не устоит, ни одно проклятье против Израиля не достигнет цели. Все сети будут прорваны, все луки сокрушены и все замыслы ниспровергнуты. Не бойтесь же коварства злодеев, о трепещущие души, ибо Господь одесную вас и не позволит врагу восторжествовать над вами!
7. «Изыскивают неправду». Нечестивые старательно изыскивают способы вымещения своей злости; они совещаются, строят замыслы и плетут козни. Они не просто злодеи, а изобретатели злодейств, первооткрыватели беззакония. Как печально, что нечестивцы стремятся к столь недостойной цели, как уловление праведника, с такой же страстью, с какой люди ищут сокровища. Орудия пытки, изобретенные инквизицией, были не менее хитроумны, чем сложные современные машины. В поворотные моменты истории проявляется вся сила человеческого разума, и нередко дипломатия скрывает жажду мести, а благородные компромиссы — дьявольские интриги.
«Делают расследование за расследованием». Они проводят свои расследования до победного конца и с криком «эврика!» придумывают надежный способ вымещения своей злобы. Тонкая работа ненависти не лишена известного изящества: ремесленники зла выковывают свои козни, черпая вдохновение из самого ада. Нечестивцы исследуют землю и ее недра в поисках материала для изготовления оружия, и искусные мастера воплощают их замыслы в реальность. «Даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца». Злодеи обладают недюжинным умом; их смекалка закалена практикой и отточена лютой ненавистью. Способностям их нет предела: они умеют спешить медленно, губить лестью, убивать помощью, унижать похвалой. Всякий, имеющий дело с семенем змея, должен уповать на помощь свыше. Порождения ехидны скользки и изворотливы, лукавы и двуличны, неизменно движутся к своей цели, стараясь добраться до нее самым коротким путем. О, как опасно положение праведника и как близка его погибель! Таково сетование разума и плач неверия. Но если посмотреть на положение праведника глазами веры, то мы увидим, что он в полной безопасности, поскольку пребывает в руках Господа Бога.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
8. «Но поразит их Бог стрелою». Как они направляли в праведных свои стрелы, так и Бог поразит их стрелой. Величайший из лучников выпустит в сердце злодея смертоносную стрелу и не промахнется. Одной стрелы вполне достаточно, поскольку этот лучник никогда не бьет мимо цели. Господь обращает злодейство нечестивых на их же собственную голову и поражает беззаконни-ков их же оружием. «Внезапно будут они уязвлены». Они хотели застать праведника врасплох, но сами встретили внезапную погибель. Они жаждали нанести доброму человеку смертельную рану, но были поражены стрелой Всевышнего, от которой нет спасения. Они еще только налаживали свои луки, а великий Бог уже стоял наготове, Он выпустил свою стрелу тогда, когда они меньше всего ожидали справедливого возмездия. «Мне отмщение, Я воздам», — говорит Господь. Праведным незачем знать приемы самозащиты или нападения — их безопасность в надежных руках.
9. «Языком своим они поразят самих себя». Клевета в конце концов обратится на их же голову. Они изрыгали проклятья, но сами будут прокляты. Языком своим они поразят самих себя. Они пользовались языком как мечом, луком и стрелами, и все это оружие обратится против них и обрушит на их головы справедливое возмездие. «Все, видящие их, удалятся от них». Бывшие союзники убоятся как их участи, так и гнева Божьего, и удалятся от них, опасаясь за собственную безопасность. Кто рискнет подойти близко к Ироду, поедаемому червями? Кто захочет присоединиться к фараону в тонущей колеснице? Льстивые приспешники тиранов первыми покидают своих монархов, когда приходит день гнева. Горе вам, лжецы! Кто захочет общаться с вами в озере, горящем огнем и серой?
10. «И убоятся все человеки». Суды Господни наполнят сердца злодеев трепетом, так же, как хананеи вострепетали, увидев, как утонуло войско фараона в Чермном море. Грешившие безо всякого страха исполнятся ужасом в присутствии праведного Судьи. «И возвестят дело Божие». О великом возмездии Господнем будут говорить все, от мала до велика — столь славной, окончательной и ужасной будет Его победа над врагом. Нечестивые грешили втайне, а их наказание будет явлено всему миру. «И уразумеют, что это Его дело». Суды Господни столь очевидны и прозрачны, что едва ли их можно неверно истолковать, и всякий, в ком есть хоть капля здравого смысла, может извлечь из них урок. Некоторые суды Божьи — бездна великая, но что касается суда над нечестивыми, то здесь нет никакой тайны, и любой, даже самый необразованный, человек может уразуметь их смысл.
11. «А праведник возвеселится о Господе». Праведник воздаст славу справедливости Господа и всем сердцем согласится с Его судами. Он возрадуется восстановлению правды для невинных, но радость его будет не эгоистичной и не чувственной, а исключительно духовной — он будет радоваться о Господе. «И будет уповать на Него». Он увидит, что Господь действует на благо Своего народа, и укрепится в вере. Он будет знать, что исполнивший Свои угрозы никогда не забудет Своих обещаний. «И похвалятся все правые сердцем». Победа гонимых над гонителями станет победой всех праведных, и все воинство избранных возрадуется триумфу добра над злом. При виде силы и правды Божьей нечестивые исполнятся страха, а дети Божьи — радости и ликования. То, что ужасает беззаконников, радует праведных. О милосердный Боже, сохрани нас ото всех врагов наших и даруй нам вечное спасение в Сыне Твоем!
Советы проповедникам
Стих 2.
1. Давид жаждет спасения:
а) он просит Бога о спасении;
б) уточняет, о каком конкретно: от смерти, от страха и т. д.
2. Молитва о сохранении жизни:
а) ради самосовершенствования;
б) ради принесения пользы;
в) ради божественной славы.
Стих 3 (первая часть). Применительно к сатане.
1. Размышление об опасности:
а) враг — нечестивый, могущественный, злобный, опытный;
б) его замысел — его искушения хитры и продуманы;
в) его тайные дела: настраивает других против меня или сеет зло в моем сердце.
2. Молитва об избавлении. «Укрой меня»:
а) сохрани от искушений;
б) сохрани от падениях в искушениях;
в) выведи меня невредимым;
г) будь моим убежищем.
3. Утешение веры:
а) Господь хранит взывающих к Нему;
б) наш враг — Его враг;
в) Он уже уберег нас;
г) мы принадлежим Ему;
д) наше спасение — слава Господа.
Стих 4. «Изострили язык свой». Злой язык постоянно обвиняет, приписывает ложные мотивы, преувеличивает, лжет, дает жизнь старым сплетням, разжигает вражду.
Стих 7 (первая часть). Охотник за чужими грехами: его мотивы, его безнравственность, его лицемерие, его наказание.
Стих 10.
1. Тема для размышлений — суд над нечестивыми:
а) суд как таковой;
б) суд Господа как деяние Господа.
2. Размышления над темой. Суды Господни — предупреждение остальным. Мы должны размышлять о них.
3. Плод размышлений:
а) страх перед Господом;
б) прославление Господа. «Возвестят».
Стихи 10-11.
1. Дела Господни.
2. Их воздействие на человека: все убоятся и возвестят.
3. Особая ответственность, возложенная на благочестивых.
Стих 11.
1. Люди:
а) кто они, чем отличаются от остальных: они праведные, оправданные;
б) кем они являются по сути: правыми сердцем — не совершенными, но искренними верующими.
2. Их благословение:
а) радоваться о Господе, несмотря на скорби;
б) уповать на Господа даже в опасностях.