68. Пророчество о страданиях Мессии

Заглавие

«Начальнику хора. На Шошанниме». Заглавие «на лилиях» встречается нам уже во второй раз. Как мы помним, в сороковом псалме речь шла о золотых лилиях, источающих благовонную мирру и цветущих в садах, разбитых вокруг чертогов из слоновой кости. В этом псалме прекрасная лилия долины растет среди терний, в Гефсиманском саду. «Псалом Давида». Если вас интересует, о ком идет речь в данном псалме, о Давиде или о ком-то другом, мы ответим: «И о Давиде, и о ком-то другом». Кто этот «другой», обнаружить не сложно: это распятый Господь, сказавший: «В жажде моей напоили меня уксусом». Все слова этого псалма подробно расписаны Святым Духом в Новом Завете, и потому мы не сомневаемся в том, что Давид пророчествует здесь о Сыне Божьем. Но, несмотря на то, что Дух часто дает нам образы, являющие частичное подобие сынов человеческих Первородному Сыну Божьему, мы, тем не менее, видим и различия между ними и Господом. В частности, в этом псалме есть строки, которые я никогда не рискнул бы приписать Господу Иисусу Христу, и я трепещу при мысли о том, что некоторые братья все же пытаются применить ко Христу такие стихи, как шестой. Различие между Давидом и Господом особенно очевидны в том, что один проклинает своих врагов, а другой молится за них. Приступая к толкованию псалма, я испытывают глубочайшее благоговение, ибо понимаю, что вступаю с великим Первосвященником в святое святых.

Композиция

Условно псалом можно разделить на две равные части. Каждую из них, в свою очередь, можно разделить еще на три части. Стихи 2—5: сетование псалмопевца. Стихи 6—13: псалмопевец говорит о том, что гонения являются результатом его ревности по Богу. Стихи 14—19: молитва о помощи и избавлении. Во второй части псалма автор подробно расписывает злодеяния своих врагов (ст. 20—22). В стихах 23—29 он взывает об отмщении нечестивым, а в стихах 30—37 снова молится и смиренно ожидает божественного вмешательства.

Истолкование

2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.

5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.

2. «Спаси меня, Боже». «Других спасал, а Себя Самого не может спасти». «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:7). Так молился о спасении Давид, и его великий Сын, Иисус Христос, воззвал к Богу о спасении теми же словами. Это второй псалом, начинающийся со слов «спаси меня, Боже»; первый, псалом 53, является краткой версией данного псалма. Удивительно, что эта печальная песнь следует сразу же после радостной песни восхождения, но это еще раз доказывает то, что жизнь благословенного Искупителя была причудливым переплетением радости и печали. Ныне Его глава увенчана славой, но когда-то на нее был одет терновый венец. Тот, к кому мы взываем «спаси, Господи», когда-то взывал «спаси меня, Боже». «Ибо воды дошли до души моей». Душа Его была отягчена глубокой, смертоносной печалью. В первую очередь Спаситель сетовал не на физическую боль: жалоба Его начинается со слов о великом душевном страдании, а не со слов о желчи, данной Ему в пищу. Бушующее море не так опасно для корабля, как вода, попавшая в трюм. Кто может подкрепить пораженный дух? Господь наш в этом стихе подобен пророку Ионе, который воззвал: «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня». Иисус Христос вступил в глубокие воды, подвизаясь против греха по воле Божьей, и огромные волны, гонимые ураганным ветром, увлекли Его в бездну, наполнив душу великой скорбью. Впрочем, ныне Господь может сострадать нам, когда мы попадаем в подобные обстоятельства и взываем вместе с тонущим апостолом Петром: «Господи! спаси нас, погибаем».

3. «Я погряз в глубоком болоте». Если в воде человек может плыть, то в болоте любые движения бессмысленны. Оно засасывает свою жертву. «И не на чем стать». Искупитель потерял всякую опору, Ему не на что было наступить — тонуть в болоте намного страшнее, чем в воде. В этом стихе Он показал нам, что горести поразили Его в самое сердце и не ослабевали ни на секунду. «Начал скорбеть и тосковать». По мерзости грех можно сравнить только с болотом, и Спасителю было противно даже думать о соприкосновении с той скверной, с которой Он должен был соприкоснуться ради нашего искупления. Его чистая и чувствительная природа тонула в бездонной трясине; Он был здесь не в своей тарелке — в отличие от нас Господь не был рожден в грехе, и не ведал, что значит всю жизнь прожить в грязи. В этом отношении Он был подобен пророку Иеремии, о котором сказано, что враги бросили его «в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь». Уничижение Господа Иисуса ради нашего спасения было поистине великим, и потому наши сердца должны исполниться раскаянием и благодарностью.

«Вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня». Печали Спасителя множились; Он вступил в морскую пучину, и она захлестнула Его с головой. Сначала печаль ударила Его в сердце, затем окружила Его со всех сторон, а теперь накрыла с головой. Господь наш не был малодушным и сентиментальным; скорби Его были более чем реальны. И хотя Он переносил их с героическим мужеством, они были тяжелы даже для Него. Его страдания были не сравнимы ни с чем; воды печали проникали в самую душу. Болото, в котором Он тонул, было адской бездной; воды ее были глубоки и губительны. Нам Бог дал обещание: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Господь же не имел столь утешительного обещания. О душа, все это возлюбленный Сын Божий претерпел ради тебя! Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Вот почему Бог даровал тебе непреложное обещание: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя». Иисус Христос остановил течение бурных вод, и отныне мы можем вечно пребывать в любви Божьей.

4. «Я изнемог от вопля». Устал не столько от молитвы, сколько от вопля, от непрестанного взывания. Господь молился до тех пор, пока с чела Его не закапал кровавый пот; вполне понятно, что Он находился в полном физическом изнеможении. «Засохла гортань моя». Меня мучает жажда; гортань моя объята пламенем. От долгих взываний уста Его пересохли и горели нестерпимой жаждой. Мало кто из святых способен подражать Господу в этом молитвенном подвиге. Мы гораздо чаще теряем голос от пустой болтовни, чем от непрестанных молитв. Однако наша греховная плоть требует гораздо большего количества молитв, чем безгрешная природа Спасителя. Когда мы смотрим на Его упорство, мы начинаем стыдиться своей нерадивости. Прошения Господа нашего были осолены огнем и страданиями, и, разумеется, тело Его было истощено. Он был «мужем скорбей, изведавшим болезни».

«Истомились глаза мои от ожидания Бога моего». Во всех своих печалях Он жаждал только Бога; этого Ему было достаточно. Многие из нас по опыту знают, что такое долгое и утомительное ожидание, когда глаза утомляются от невзгод и несбывшихся надежд. Господь же вышел из этого испытания победителем, несмотря на то, что глаза Его были истощены ожиданием и проливали слезы за самое благородное из дел. Ни одному художнику доселе не удалось изобразить эти глаза; ни одна кисть не передала сочетания скорбных и одновременно прекрасных линий Его лика. Человеку вряд ли под силу изобразить слезы Спасителя. Господь знал, как плакать и молиться одновременно, и желает, чтобы мы освоили эту науку в полной мере. Иногда мы должны молиться до тех пор, пока гортань наша не пересохнет и глаза не ослабеют от долгого ожидания. Только тогда мы воистину сможем участвовать в Его страданиях. Можем ли мы бодрствовать с Ним хотя бы один час? Не откажется ли плоть наша повиноваться Господу? О порочная плоть, ты столь нежна к самой себе и столь скаредна по отношению к Господу!

5. «Ненавидящих меня». Нет ничего удивительней, чем ненависть к совершенству «без вины», без причины. У врагов Христовых не было никаких оснований для ненависти. Господь не злословил ни Бога, ни человека. Как говорил пророк Самуил, «у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, — и я возвращу вам». То же самое мог бы сказать и Христос. Он не только никого не обидел, но, наоборот, принес людям обильные и бесценные благословения. Вопрос Его был вполне уместен и справедлив: «За которое из них хотите побить Меня камнями?» От колыбели до креста жизнь Его была полна врагов. Как сказал пророк, врагов у Христа было «больше, нежели волос на голове». На Помазанника Божьего ополчились простолюдины и воины, миряне и священники, ученые и невежды, князья и их подданные. «Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше», — вот какие мысли двигали хранителями иудейского виноградника, предавшими Христа язычникам, которые и осуществили Его казнь. Легионы земли и ада сошлись воедино и осудили на смерть Того, кого не в чем было обвинить.

«Враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились». Враги Господни были не просто многочисленны, но и к тому же могущественны. Против Него восстала вся церковная и светская власть Израиля. Синедрион, римские легионы и чернь, объединившись, положили убить Помазанника Божьего. «Истреби с земли такого! Ибо ему не должно жить», — кричали разъяренные нечестивцы. Враг, от которого скрывался Давид, восседал на престоле израильском; враги Христа также были могущественными правителями и князьями. Тот, кого мир был недостоин, вынужден был терпеть поругания и оказался отвергнутым всеми человеками. «Чего я не отнимал, то должен отдать». Христос был невиновен, Он подвергался несправедливым обвинениям. Давид не участвовал в заговорах против Саула, но его обвинили в соучастии. Говоря о Господе, действительно можно сказать, что Он вынужден был отдать то, чего не отнимал. Он вернул Богу отнятую у Него честь, а человеку — утраченное счастье, хотя ни то, ни другое не было потеряно по Его вине. Обычно когда правитель грешит, его подданные стенают. Здесь же все произошло наоборот: овцы совратились, а их грех был возложен на невинного правителя.

6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. 7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, 8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.

9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, 10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;11 и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; 12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.

6. «Боже! Ты знаешь безумие мое». Давид, конечно, мог произнести эти слова, но его Господь — никогда. Но если Христос все же сказал их, то это было не более чем опровержением обвинений в безумии, выдвинутых против Него клеветниками. То, что было безумием с точки зрения людей, в глазах Бога было высшей мудростью. Мы часто употребляем эти слова в буквальном смысле, и они должны быть нашей непрестанной молитвой, если, конечно, мы не впали в самонадеянность и не позабыли о собственном безумии. Мы не должны оставлять молитв, когда совершаем глупые поступки, но, напротив, должны продолжать их со всяким усердием и прилежанием. Когда нам недостает мудрости, мы должны советоваться с Источником всякой мудрости. «И грехи мои не сокрыты от Тебя». Их не скроют листья фигового дерева; только Ты, Господи, можешь покрыть мою наготу и наготу моих безумий. Когда мы уверены в том, что Господь знает о нас все, мы можем исповедоваться Ему со спокойным сердцем. Молитва без исповеди может удовлетворить гордыню фарисея, но она никогда не принесет нам оправдания. Те, кто никогда не видел своих грехов так, как видит их всевидящий Бог, не могут взывать к всеведению Божьему в подтверждение своей непорочности. Только тот, кто может сказать: «Ты знаешь безумие мое», может добавить: «Ты знаешь, что я люблю Тебя».

7. «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил». Если бы Господь оставил его, все ходящие путями Божьими были бы постыжены. Неверующие жаждут услышать о праведных хоть что-то, что могло бы очернить их веру, а потому, Господи, пусть обстоятельства моей жизни не дадут нечестивым повода к богохульствам. Такова суть этого прошения. Благословенный Господь всегда заботится о Своем народе и никогда не допустил бы, чтобы Его печали постыдили святых.

«Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев». Ранее Он просил Бога о помощи, взывая к Его всемогуществу, а теперь воззвал к Его верности и непреложным обещаниям. Если предводитель войска потерпит неудачу в бою, то что станет с рядовыми бойцами? Если Давид обратится в бегство, что будет с его последователями? Если сам Царь верующих потерпит поражение и поколеблется в вере, что будет с миллионами немощных христиан? Однако даже в самые тяжелые минуты Своего земного поприща Господь не дал врагам повода постыдить святых. Он был человеком, поэтому плакал, но Он также был безгрешен, поэтому никогда не роптал. Как человек Он взывал к Отцу: «Пронеси чашу сию мимо Меня!», но как безгрешный человек добавлял: «Но не чего Я хочу, а чего Ты». Даже посреди жесточайших скорбей Спаситель не произнес ни одного недовольного слова, ибо в сердце Его не было ропота. Господь мучеников засвидетельствовал доброе исповедание. В час нужды Он получил подкрепление, и все преодолел. То же самое будет и с нами, если только мы будем до конца держаться своего исповедания.

8. «Ибо ради Тебя несу я поношение». Народ поносил Христа за то, что Он пришел исполнить волю Божью и учил истине. Священники ненавидели Его за то, что Он объявил себя Сыном Божьим. Чтобы совершить над Ним свой несправедливый суд, они вынуждены были прибегнуть к помощи лжесвидетелей, поскольку не могли найти в Нем ни единого греха. Впрочем, действительной причиной их ненависти было то, что Христос был с Богом, а Бог — с Ним; фарисеи же и книжники искали только собственной славы. Честному человеку всегда очень трудно выслушивать ложные обвинения в свой адрес; Господу же пришлось выслушать множество оскорбительных слов, несмотря на то, что Он был непорочен. Впрочем, Он знал, что терпит поношения ради Бога, и потому всем сердцем стал просить Его об утешении. То же самое утешение Бог дарует всем святым, терпящим поношения и клевету.

«И бесчестием покрывают лице мое». Человека, осужденного на смерть, обычно волокли к месту казни с закрытым лицом, как, например, было с Аманом в книге Есфирь 7:8. Точно так же лицо Господа нашего сначала покрыли клеветническими обвинениями, а затем только Его повели к месту распятия. Более того, Ему пришлось вынести жестокие оскорбления, плевки и побои, так что когда Пилат воскликнул: «Се, человек!», он привлек внимание мира к зрелищу невиданной скорби и уничижения. Несомненно, Господу также пришлось испытать стыд, когда враги сорвали с Него одежду на кресте — в этот момент на Него смотрели тысячи людей, жаждавших поглумиться. О благословенный Боже, Ты испытал этот стыд вместо нас! Нет ничего более постыдного и позорного, чем грех, и Тебе пришлось вынести всю тяжесть бесславия и уничижения, когда Ты сделался жертвой за наш грех. Благословенно имя Твое, Господи. Теперь это страдание в прошлом, и мы в неоплатном долгу перед Твоей жертвенной любовью.

9. «Чужим стал я для братьев моих». Иудеи отвергли Христа, хотя Он был их соотечественником, члены Его семьи и те были на Него в обиде, а ученики, братья по духу, оставили Его в час нужды и разбежались. Один из них предал Его, а другой — клялся и божился, что не знает Его. О Господи, как же Ты мучался, зная, что Ты предан теми, кто должен был любить Тебя, защищать, и умереть за Тебя при первой необходимости. «И посторонним для сынов матери моей». Они были Его ближайшими родственниками. Дети одного отца, рожденные от нескольких жен, не чувствуют кровной связи так же сильно, как рожденные от одной матери. Господь же стал посторонним для сынов собственной матери. Как братья завидовали Давиду с самого детства и всячески пытались очернить его в глазах окружающих, так и члены Господней семьи завидовали своему брату с самого рождения, а Его ближайшие и возлюбленные ученики отреклись от Него в час нужды и отказались открыто назваться Его последователями. Острые стрелы, вонзившиеся в грудь Спасителя, были пущены Его лучшими друзьями. Никто из нас не должен относиться к Господу подобным образом, никто не должен считать Его чужим или посторонним. Каждый из нас должен быть полон решимости взойти на крест вместе с Ним, и благодать Божья да поможет нам в этом великом подвиге.

10. «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня». Ревность по доме Божьем пылала в сердце Господа, словно неистовый пожар, и лишала Его силы. Сердце Его было подобно острейшему мечу, прорезающему ножны. Иные снедаемы развратом, иные — любостяжанием, иные — гордостью, а иные — славой Божьей: именно слава Господа Бога зажигала в сердце Иисуса Христа самую большую страсть. Он испытывал ревность по дому Божьему и любовь к Святой Троице. Люди мира сего не понимают, что такое ревность по Богу, и, как правило, гонят тех, кто снедаем этой страстью, обвиняют их в лицемерии, корыстных мотивах и безумии. Когда мы поглощены славой Божьей, нечестивцы готовы поглотить нас, и Господь был первым, кто претерпел над собой такое поругание, ибо никто не ревновал о Боге так, как Он. Огонь серафимов ничто по сравнению с пожаром, бушевавшим в сердце Спасителя.

«И злословия злословящих Тебя падают на меня». Все, кто прежде злословил Бога, стал злословить Меня. Я стал мишенью для стрел, нацеленных на Бога. В некотором смысле Господь Иисус стал заместительной жертвой как для нас, так и для Бога Отца, ибо Он понес одновременно и наши грехи, и злословия злословивших Бога.

11. «И плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне». Враги положили в сердце своем ненавидеть Его: все Его дела они превращали в повод для злословий. Когда Он пил и ел, как все остальные, Его называли пьяницей и обжорой. Когда Он плакал и одевался во вретище, Его обвиняли в одержимости и безумии. Нет ничего опаснее предубеждения: предубежденный человек рассматривает мир через призму собственных идей и поносит все, что видит. Господь, несомненно, пролил немало слез о наших грехах и часто страдал душой, когда думал о наших беззакониях. Горы и пустыни, в которых Он проводил часы одиночества, видели немало слез, и мы ужаснулись бы, если бы услышали их рассказ. Переживания наложили на Господа свой неизгладимый отпечаток; будучи всего тридцати лет от роду, Он выглядел на все пятьдесят. Страдания, которые были Его славой, стали для нечестивцев темой для злословий.

12. «И возлагаю на себя вместо одежды вретище». Если Давид одевался во вретище в буквальном смысле, то Господь мог это делать только в переносном смысле. Он всегда был полон печали и скорби, и потому в определенном смысле всегда носил вретище. «И делаюсь для них притчею». Его насмешливо называли «мужем скорбей» и «изведавшим печали». Он мог бы сказать: «Печаль моя всегда передо Мною». Он заслуживал сострадания, а получал только насмешки и оскорбления. Нет большего зла, чем сделать чье-то доброе имя притчей во языцех. Тот, кто презирает сокрушенное сердце, добавляет к жестокости кощунство.

13. «О мне толкуют сидящие у ворот». Собирающиеся у ворот сплетники толкуют о моих злоключениях, торговцы оставляют свою торговлю, чтобы услышать обо мне новую клевету, и даже нищие, ожидающие подаяния, поливают меня сквернословием.

«И поют в песнях пьющие вино». Нечестивцы не знают большего удовольствия, чем отпускать злые шутки в адрес святых. Клевета приятна на вкус; вину нечестия она придает особый аромат. Характер назаретянина был настолько непонятен для сильных мира сего, настолько непостижим для обычного мирского ума, что, разумеется, казался смешным и достойным пьяных песен. Смеяться над святыми — излюбленное занятие нечестивых. По сей день посетители таверн насмехаются над посетителями храма, по сей день в пивных лавках собираются зубоскалы. Какая великая милость дарована миру в том, что Господь, о котором ангелы слагают песни, добровольно согласился стать посмешищем у пьяниц. Отвергнутые обществом люди совершают поистине великий грех, поливая грязью Того, перед кем серафимы преклоняются с покрытыми лицами.

14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; 15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; 16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.

17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; 18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;19 приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.

14. «А я с молитвою моею к Тебе, Господи». Обратиться к Господу в час нужды — самое естественное, что может сделать верующий. К кому еще обращаться ребенку, если не к отцу? Кощунники остались без ответа; как овца перед стригущими ее Господь был безгласен, и отверз уста Свои только пред Богом-Вседержителем, ожидая от Него спасения и избавления. Молитва не может быть несвоевременной; она неизменно помогает нам в день скорби. «Во время благоугодное». Это было временем человеческого презрения и божественного благоволения. На земле владычествовал грех, а на небесах — благодать. Для каждого из нас есть время благоугодное, и горе нам, если мы не обратимся к Господу в этот благословенный срок. Время Божье должно быть нашим временем, а иначе по истечении отпущенного нам срока мы обнаружим, что для покаяния уже нет места. Молитвы Господа нашего всегда были благовременны и благоугодны.

«Боже, по великой благости Твоей услышь меня». Если даже совершенный Сын Божий обращался к великой благости Господа, насколько же это необходимо нам? Для человека, объятого скорбью, нет ничего слаще милости; при умножении скорбей благодать Божья становится бесценным сокровищем. Пусть число врагов моих умножается, но оно не может умножаться бесконечно; милостям же Господним нет числа. Не будем забывать о том, что вера, взывающая к милости, — великая сила. «В истине спасения Твоего». Верность Божья — еще один действенный довод в молитве. Спасение Господне — не обман, не насмешка, не пустое обещание, и потому псалмопевец просит Бога явить Свое спасение и показать всем людям Свою верность. Здесь Господь Иисус учит нас священному искусству действенной молитвы, сдобренной вескими аргументами. Он показывает, что свойства Господа Бога — это сокровищница несокрушимых доводов, которые побуждают Бога являть Свое могущество в ответ на наши молитвы.

15. «Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне». Господь возносит Богу Свои сетования. В наших сетованиях не должно быть ничего, что мы не могли бы сказать Богу в молитве. Мы можем просить Его как об избавлении от скорбей, так и о поддержке в страданиях. В Своей молитве Господь соединяет обе просьбы. Как странно слышать такие слова из уст Господа славы! «Да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод». Он ищет избавления от врагов и от того зла, которое они приносят. Бог может помочь нам любыми средствами, а, следовательно, мы можем приходить к Нему с самыми разными просьбами, не опасаясь, что Его милость или могущество имеют ограничения.

16. «Да не увлечет меня стремление вод». Снова Господь повторяет слова Своего сетования. Он готов претерпеть страдания, но молится о том, чтобы они не повергли Его в пучину отчаянья. За Свое благоговение Господь был услышан. «Да не поглотит меня пучина». Да восстану я из пучины скорбей, так же, как Иона восстал из бездны. Бог ответил на эту молитву Господа и ответит на нашу. Смерть не сможет удержать нас в своем чреве. «Да не затворит надо мною пропасть зева своего». Когда к гробнице Господней был придвинут камень, ее пленник оказался в полном одиночестве, словно узник, заточенный в Бастилию. Таково состояние человека, погрузившегося в отчаянье, заживо погребенного во мраке безнадежности. Господь молился об избавлении от этой участи и был услышан. Он был крещен в страданиях, но они не поглотили Его. Гробница захлопнула над ним Свою пасть, но Он вырвался на свет Божий, сокрушив двери Своей темницы. Есть поговорка: ищи ветра в поле, а правду на дне морском. Но даже дно морское не может удержать правду, ибо она восстает из глубин, являя Свое могущество. Так и Спаситель победил смерть и ад, восстав над смертными водами греха. Воистину, многие из нас могли бы молиться этой молитвой. Мы заслуживаем того, чтобы нас увлекли могучие воды, поглотила бездна греха, засосала трясина ада. Давайте же молиться о заступничестве Господа Иисуса Христа, дабы Бог спас нас ради Его заслуг.

17. «Услышь меня, Господи». Не отвергни молитвы Твоего плачущего Сына. Господь взывал к Богу непреложных обещаний, к вечному Иегове. «Ибо блага милость Твоя». Помилуй страждущего по великой любви Твоей. Размышление о величии милости Господней — сладчайшее утешение для всякой души. В скольких людей это короткое слово «милость» вдохнуло новую надежду! Его сладкий аромат наполняет изможденные сердца силой и ликованием.

«По множеству щедрот Твоих призри на меня». Если Бог призрит на страдальца и подаст ему руку помощи, всем бедам последнего придет конец. Нет ничего горше, чем быть отлученным от улыбки Господней. Скорбь Господа достигла своей наивысшей точки в вопле: «Или, Или! лама савахфани?» Более всего Спаситель сокрушался о том, что Отец покинул Его. Обратите внимание, что в данном стихе Христос взывает к милосердию и щедрости Господа Бога.

18. «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего». Для доброго раба нет ничего невыносимее, чем не видеть лица своего господина. Господь Иисус, раб рабов, который одновременно был и Царем царей, не мог вынести отлучения от Бога. Чем больше Он любил Отца, тем больше Он сокрушался о том, что не может видеть Его светлый лик. «Ибо я скорблю». В день, когда Ты возбудишь восточный ветер, пусть он не будет ураганом. Не умножай моих скорбей. Более всего человек нуждается в утешительном присутствии Бога в день скорби, и именно скорбь придает нашим молитвам вес и побуждает милосердного Бога к активным действиям на благо Своего народа. Мы можем молиться о том, чтобы бегство наше не случилось зимой и чтобы Господь не добавлял к нашим скорбям еще большее бедствие — отлучение от лица Божьего. «Скоро услышь меня». Спаситель нуждался в немедленной помощи, и всякое промедление было смертельно опасным. Тот, кто был воплощением долготерпения, взывал к Богу о скором избавлении и тем самым дал нам право делать то же. Однако во всех своих прошениях мы должны добавлять: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет».

19. «Приблизься к душе моей». Страдальцу нужна была только близость к Богу. Одной улыбки Бога было достаточно, чтобы утишить ярость ада. «Избавь ее». Душа моя будет избавлена, если Ты явишься ко мне с утешением. Эта молитва глубоко духовна, и ею может молиться всякий, кто жаждет приблизиться к Господу, Избавление душа обретает только в общении с Богом. «Ради врагов моих спаси меня». Спаси меня, дабы враги в своей самонадеянности не возвели на имя Твое хулы, сказав, что Ты не в силах спасать уповающих на Тебя. Когда Господь Иисус молился этими молитвами, Он косвенно исполнял просьбу своих учеников: «Научи нас молиться».

20 Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

Далее псалмопевец переходит к перечислению своих скорбей и людей, повинных в его страданиях.

20. «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое». Ты знаешь все мои страдания, ибо они продолжаются уже не один день. Ты, Боже, видишь их. Если же сам Бог видит страдания невинного, значит, этот человек может быть уверен в скором избавлении. Презрительное отношение врагов к Господу псалмопевец описывает тремя словами «поношение», «стыд», «посрамление». Спаситель не сомневался, что Отец видит все злодеяния, совершаемые против Его Сына. «Враги мои все пред Тобою». Ты, Боже, видишь этих крикливых и подлых злодеев. Ты видишь Иуду и его предательство, Ирода и его коварство, Каиафу и его совет, Пилата и его колебания. Ты предашь суду иудеев, священников, народ, правителей и всех, участвовавших в беззаконии.

21. «Поношение сокрушило сердце мое». Нет более тяжелого молота, чем злословие. Господь умер от разрыва сердца, и виной тому было злословие врагов. Несправедливые обвинения всегда вызывают в человеке невыносимые душевные страдания. Чувствительная натура совершенного Сына Божья не выдержала напора бессовестной клеветы; злословия врагов сокрушили сердце Спасителя. Могучее сердце Христа не выдержало ударов. «И я изнемог».

Поношения и оскорбления лишили Его всяких сил и повергли в прах. Спаситель изнемогал от страданий. В евангелиях мы находим множество убедительных описаний страстей Иисуса Христа, и каждое описание, каждый эпитет свидетельствует о невыносимости Его мучений. Чаша Его страданий была наполнена до краев.

«Ждал сострадания, но нет его». «И в смертный час покинут был Он теми, кому явилась Божья благодать». Никто не сказал Ему утешительного слова, никто не прослезился, видя Его страдания. Среди десятков тысяч врагов не нашлось ни одного, кто был бы потрясен зрелищем невинного страдания. Никто не испытывал к Нему человеческих чувств. «Утешителей, но не нахожу». Ученики разбежались, оставив Господа одного. Больной человек нуждается в утешителях; гонимый нуждается в сострадании. Господь же не получил ни того, ни другого в ту печальную и мрачную ночь, когда наступило царство тьмы. Душа Господа остро чувствовала предательство близких друзей и жаждала настоящего утешения. Евангельский рассказ о молитве в Гефсиманском саду свидетельствует об этом весьма ярко.

22. «И дали мне в пищу желчь». Это все, чем могли облегчить Его страдания жестокие враги. Обычно мы находим в пище удо-вольствие; Господь же вкусил горькую трапезу, которая лишь добавила Ему мучений. «И в жажде моей напоили меня уксусом». Невинному Господу пришлось испить напиток преступников; поистине горькая чаша досталась умирающему Господу. Жалкое утешение подала земля своему Господу и Спасителю. Как часто мы подаем Господу горькую чашу своих грехов? Когда мы обвиняем иудеев, не стоит забывать и о собственной вине.

23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; 24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; 25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;26 жи-лище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,27 ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.

28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.

Далее Давид и Господь на время разделяются, по крайней мере, согласно нашей версии перевода. Движимый суровым духом закона, псалмопевец произносит проклятья, а Господь тем временем кротко молится за Своих гонителей. Впрочем, если рассматривать эти строки как пророчества о грядущем суде, то они вполне могут относиться и к Господу Иисусу Христу. Это подтверждается тем фактом, что и апостол Павел в Послании к римлянам (9:10), и Иисус Христос в Евангелии от Матфея (23:38) цитировали эти стихи.

23. «Да будет трапеза их сетью им». Нечестивые запутаются в собственных сетях. Из всего своего пиршества они выделили невинному страдальцу только желчь; что ж, теперь трапеза станет им сетью. Как часто насущный хлеб, подаренный милостью Господа, вводит нас в искушение. Как птицы и звери заманиваются в сети с помощью приманки, так и человек соблазняется собственной трапезой. Кто презирает небесные источники благодати, для того земные источники обратятся в пагубу. Стол, за которым мы совершаем трапезу, так же может служить местом для бесед, ведения деловых переговоров, совещаний, увеселений или совершения религиозных обрядов. Ненавидящие Господа Иисуса Христа будут уловлены в сети, чем бы они ни занимались. Первое проклятье ужасно, а следующее за ним — еще хуже. «И мирное пиршество ихзападнею». Если внимательно следовать оригиналу и словам апостола Павла в Послании к римлянам, то это предложение — не более чем повторение предыдущего. Однако мы не ошибемся, если скажем, что для ненавидящих Христа даже то, что должно служить им во благо, обращается во вред. Они отвергают Христа и осуждаются за неверие; они спотыкаются о краеугольный камень, и он сокрушает их. Горе тем, кто проклят в земной жизни и лишился возможности спасения! «Там, где губительны бальзам и масло, помочь не в силах медицина». Не иметь возможности спастись — намного страшнее, чем потерять земные благословения.

24. «Да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть». Они будут бродить в полной темноте. Возлюбившие тьму больше, нежели свет, будут пребывать во мраке. В наказание за убийство Господа и гонения против апостолов на иудеев сошла слепота. Их ослепил тот самый свет, который они отвергли. Глаза, не видящие красоты Господа Иисуса Христа и пускающие в Него стрелы ненависти, ослабеют и помрачатся, пока смерть духовная не сменится смертью вечной. «И чресла их расслабь навсегда». Совесть их не найдет покоя, они постоянно будут трепетать от страха. Согласно некоторым переводам, они будут раболепствовать и пресмыкаться, гонимые ненасытной алчностью. Сила их иссякнет, они не смогут ходить прямо, будут постоянно спотыкаться и падать. Воистину, неверие лишает человека сил, достоинства и храбрости. Справедливое отмщение придет, и тогда все отказавшиеся видеть ослепнут, а сошедшие с прямого пути споткнутся и упадут.

25. «Излей на них ярость Твою». Может ли быть слишком суровое наказание для тех, кто отвергает Бога, пришедшего во плоти, и отказывается повиноваться заповедям благодати? Они заслуживают самого сурового наказания и получат его сполна. На всех, восстающих против Спасителя, Иисуса Христа, сойдет великий гнев, как сказано: «Но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2:16). Ярость Господа Бога — не пустяк. Нет ничего ужаснее, чем святой, справедливый, всемогущий и безмерный гнев Божий. Одной капли его достаточно для того, чтобы стереть врагов Христовых с лица земли; если же ярость Его будет изливаться потоками, то что станет со всем белым светом? Господи, кто знает силу гнева Твоего? «И пламень гнева Твоего да обымет их». Да настигнет их гнев Божий и да объемлет со всех сторон. Не дай им, Боже, спастись бегством; схвати их и осуди. Брось их в самую мрачную темницу и держи там до тех пор, пока не пробьет час отмщения. Так будет со всеми, кто упорствует в своем нечестии. Таков справедливый суд Господа. Бог поругаем не бывает. Никто не может поносить Сына Божьего, нашего всемилостивейшего Спасителя, и остаться без наказания. Если нарушивший закон Моисея без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему наказанию подвергнут будет тот, кто попирает Сына Божьего?

26. «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих». Очевидно, здесь имеется в виду то, что нечестивцы лишатся потомства и что место их жительства будет разорено. Или же это слова о храме, оставленном Богом и преданном на разорение язычникам. Судьба целого народа и судьба отдельного человека часто похожи: бесславная гибель Иуды является тому ярким свидетельством, ведь именно о нем апостол Петр сказал в Деян. 1:20: «Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем». Строжайший указ Навуходоносора «Из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» есть всего лишь тень того ужасного часа, когда враги Божьи будут полностью истреблены и стерты с лица земли.

27. «Ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют». Там, где нужно проявлять жалость, они проявляют жестокость. Когда человека постигает удар судьбы, вокруг него собираются друзья и стараются его всячески утешить. Нечестивцы же, напротив, преследуют тех, кого Бог поразил, и стараются навредить тем, кто и без того страдает. Безжалостные сердца изобретают новые мучения для тех, кто «поражаем… и уничижен Богом». «И страдания уязвленных Тобою умножают». Злые языки сыплют соль на открытые раны страдальцев. Они высмеивают их страдания, глумятся над их печалями и потешаются над их горестями. Именно эти люди глумились над ранами Спасителя, тем самым умножая Его скорбь. Так мир поступает с последователями Христа во все времена. «Злословьте, — говорит он, — и ваши слова разнесутся по всему свету». Когда у человека тяжелое финансовое положение, эти люди с радостью доводят его до разорения, а потом толкуют об этом на каждом углу. Бог же видит их нечестие и в свое время посетит подлых злодеев жезлом отмщения. Если Он и позволяет им время от времени быть орудием в Его руках, это не значит, что Он не отомстит за избранных Своих. «Так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло».

28. «Приложи беззаконие к беззаконию их». Нечестивцы прилагают беззаконие к беззаконию и тем самым умножают свое наказание. Это самое ужасное проклятие. То, что Господь позволяет нечестивцам беспрепятственно наполнять меру беззаконий своих, совершенно справедливо и одновременно ужасно. «И да не войдут они в правду Твою». Коль скоро они отвергают Евангелие, отлучи их от правды Твоей, Господи. Всякий, избирающий зло, получит то, что избрал. Господь не станет навязывать Свою милость тем, кто ее ненавидит. Он предоставит им творить беззакония до тех пор, пока чаша терпения Господнего не переполнится и не выльется на них потоком огня и серы.

29. «Да изгладятся они из книги живых». В самонадеянности своей они вписали свои имена в книгу жизни и заставили всех вокруг поверить в то, что они истинные верующие, но Господь разоблачит их притворство и отлучит от благодати навек. Они были вписаны в книгу жизни с почестями, а будут вычеркнуты с позором. Смерть изгладит о них всякое воспоминание; никто не будет помнить о них — даже те, кто когда-то их почитал. Иуда, а затем Пилат, Ирод и Каиафа в свое время получили по заслугам, и имена их остались в истории лишь как ругательства. Но никто никогда не вспоминает о них как об уважаемых и почтенных людях. «И с праведниками да не напишутся». Поскольку эти слова грамматически связаны с предыдущим предложением, мы должны заключить, что фраза «изгладятся из книги живых» на самом деле означает то, что они никогда не были туда вписаны. В человеческих списках может быть множество поправок — добавлений и исправлений; в книге же Господа Бога все записи сделаны раз и навсегда. Берегитесь, нечестивые, презирающие Христа и Его народ: души ваши вовек не вкусят праведности Божьей, без которой все мы осуждены на вечную погибель.

30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.31 Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, 32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.

33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих. 35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них; 36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, 37 и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.

На этом проклятья, пророчества и сетования прекращаются, и начинают звучать более мягкие молитвы, перемежающиеся вспышками славословий и утешительными видениями грядущей славы.

30. «А я беден и страдаю». Псалмопевец страдал всею душой, но уповал на Господа. В Евангелии нищие духом и плачущие названы блаженными, а значит, Господь должен вдвойне благословить бедного просителя. На свете не было большего страдальца, чем Иисус из Назарета, и Бог услышал Его вопль из глубин преисподней и вознес Его на вершину славы. «Помощь Твоя, Боже, да восставит меня». Эти слова исполнились в отношении Господа нашего в полной мере, ибо Он был не только избавлен от врагов, но и стал источником вечного спасения для всех Своих последователей. За это мы возносим Ему вечную славу. О бедные и нищие, поднимите голову к небесам, ибо участь Господа — ваша участь. Ныне вы всякий день подвергаетесь поруганию от врагов, но очень скоро вознесетесь на небеса небес. Помните, что вы уже сейчас восседаете одесную Бога во Христе Иисусе.

31. «Я буду славить имя Бога моего в песни». Тот, кто воспел гимн после пасхальной трапезы, по воскресении и вознесении славословит Бога в ликовании и безмерной радости. Воистину Его можно назвать «благословенным певцом Израиля». Он поет мелодии вечности, и святой народ подхватывает Его песни. «Буду превозносить Его в славословии». Господь Иисус был уверен в Своей победе, ибо обещал воспеть Богу песнь хвалы, еще находясь в горниле огненном. Водимые верой, мы также видим благословенный исход наших земных странствований и уже сейчас начинаем петь песни благодарения, которые звучат все громче и громче по мере нашего приближения к славе, и будут звучать вовеки. В этом и последующих стихах Господь явил нам радугу после потопа. Тьма осталась позади, и подобно полуденному солнцу воссиял свет славы. Вся слава принадлежит Тому, к кому были направлены наши молитвы. Только Он спасает и может спасать, Ему да будет слава вовеки веков.

32. «И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами». Бог есть Дух, и потому Он прежде всего благоволит к духовным жертвам. Волы и тельцы были угодны Богу исключительно в Ветхом Завете как знаки грядущей благодати. Сами по себе они не имеют ценности пред Богом. «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» В словах о рогах и копытах Господь показывает нам бесполезность жертвоприношений. Ему нет никакого дела до рогов и копыт, в то время как для иудейских священников они имели огромное значение и тщательно ими отбирались. Современные «раввины» не менее щепетильны в отношении смешивания воды с вином, изготовления облаток, священнического облачения и надлежащего совершения коленопреклонений. О безумцы, неужели вы до сих пор не уразумели волю Господа? «Принеси в жертву Богу хвалу», — вот единственное богослужебное правило. Душа псалмопевца была объята отчаяньем, и потому наслаждалась благодатью спасения и божественной силой в полной мере, воспевая Господу «песнь любви». Такой музыке вечный Господь благоволит во веки веков.

33. «Увидят это страждущие и возрадуются». Благодарные сердца всегда ищут тех, кого можно было бы обратить к Господу. Псалмопевец радуется тому факту, что страждущие, когда увидят дарованную ему от Господа милость, ободрятся в своей надежде на Бога и на Его милосердие. Опыт Христов — твердая надежда для всех праведных, ведь Его путь — это и наш путь. Более того, Его победа — это залог нашей победы, и у нас есть все основания возрадоваться в Нем. На подвиг души Своей Спаситель смотрел с довольством, ибо знал, какие благословения получит народ Божий в результате Его страданий. «И оживет сердце ваше, ищущие Бога». Похожее утешение звучит в псалме двадцать первом, который во многом подобен шестьдесят восьмому. Эти слова были бы пустыми, если бы Иисус Христос не одержал победу и не расчистил нам путь. Но великий Царь предварил нас на этом поприще, в Нем мы обрели живую надежду, живую веру и живую любовь, и теперь наша новая природа полна сил и может бросить вызов холодной и мрачной смерти.

34. «Ибо Господь внемлет нищим». Подтверждением тому служат многочисленные примеры избавления святых, равно как и милости, дарованные Давиду и Его Господу. Вожди народов, как правило, глухи к мольбам страждущих, тогда как Властелин вселенной всегда слышит молитвы нищих и с готовностью отвечает на них. Никто не был так уничижен, как Иисус из Назарета, но Бог дал Ему имя выше всякого имени. В какую бы бездну мы ни провалились, Господь, внимающий молитвам, способен вывести нас на свет. «И не пренебрегает узников Своих». Нищие, по крайней мере, свободны; узники же томятся в неволе. Впрочем, будучи узниками Господа, они являются узниками надежды. В глазах мира узник — самый отверженный и презренный из людей, но Господь смотрит не так, как смотрит человек. Он приходит на помощь к тем, кто томится в неволе, и отпускает пленников на свободу. Бог никогда никем не пренебрегает и не отвергает искренней молитвы. Он нелицеприятен; Евангелие проповедуется нищим, а узники получают свободу. Пусть же все нищие поспешат обратиться к Господу за помощью и отдадут Ему свою любовь.

35. «Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них». Вот славословие ликующего сердца. Тот, кто его принес, познал глубины преисподней, был вознесен превыше небес и теперь призывает все творение присоединиться к Его хвале. Возлюбленный Сын Божий призывает всех нас преклониться пред Господом в благоговении. Кто сможет удержаться от пения в такую минуту? Бог любит Сына Своего и благоволит ко всякой жизни. Радость Главы передается всем членам тела. Поскольку все творение будет освобождено от рабства тления благодаря жертве Христовой, все дышащее и движущееся должно воздать Господу славу и честь. Слава Тебе, Боже, за то, что Ты даровал нам победу Христову в качестве залога нашего спасения. Взирая на нее, мы видим грядущее ликование всех нищих и страждущих земли, и сердца наши радуются.

36. «Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины». Бедный, отверженный Иерусалим приобщится милости Господней. Но в первую очередь это обещание относится к Церкви Божьей, возлюбленной Невесте Агнца, которая будет укреплена и утверждена ко спасению. Святые древности любили Сион настолько, что не забывали о нем даже в скорбях. С первыми лучами солнца они вставали и молились за благоденствие святых. Вспомните многочисленные примеры подобных молитв в псалмах, которые мы уже разобрали (Пс.5:12; 13:7; 21:24; 50:20). Что же касается нашего времени, то мы с великой надеждой и радостью ожидаем лучшей доли для избранных Божьих и молимся об этом непрестанно. О Сион, обо всем на свете можно забыть, но о тебе — никогда. «И поселятся там и наследуют его». Сколько бы жертв им не пришлось принести, сколько бы бедствий ни пришлось вытерпеть, Ханаан будет возвращен святому народу, поскольку принадлежит ему по завету соли. То, что нищие духом обретают благословение от Господа в соответствии с заветом благодати, служит для нас знамением грядущей победы. Милости, дарованные Давиду, станут наследием всех его потомков.

37. «И потомство рабов Его утвердится в нем». Эти слова, по-видимому, имеют буквальное значение. Они описывают обильное благословение, которое получают как плод Христовых страданий. Окончание этого псалма очень напоминает окончание двадцать первого. Господь возлюбил семя Давида и искренне ищет его блага, благословляя его всеми обещанными благословениями. Они — рабы Божьи, и Он радуется их благоденствию. «И любящие имя Его будут поселяться на нем». Псалмопевец ревнует о славе Божьей, зная, что святые достигнут блаженства исключительно благодаря всемогуществу достославного Господа. Псалом, начавшийся в бездне отчаянья, заканчивается в святом граде, утвержденном на вечных основаниях. Слава Богу за столь дивное спасение! Аллилуия!

Советы проповедникам

Стих 2. Скорби подобны водам:

1. они не должны проникать в наше сердце;

2. иногда они все же проникают внутрь через трещины;

3. мы должны следить за состоянием своего «трюма»;

4. мы должны откачивать воду и звать на помощь.

Стихи 3—4. Грешник осознает свое плачевное положение, но не видит надежды, испытывает страх, не имеет утешения в молитве и не получает от Бога ободрения. Такого человека следует направлять и поддерживать.

Стих 4.

1. Вера посреди скорбей: «Бога моего».

2. Надежда посреди разочарований: «истомились глаза мои».

3. Молитва посреди отчаянья: «изнемог… засохла».

Или

1. Молитва сверх молитвы: «изнемог».

2. Надежда сверх надежды: «глаза мои».

Стих 6. Наше безумие. Где и как оно чаще всего проявляется? К чему оно приводит? Как с ним поступает Бог?

Стих 6.

1. Мысль о том, что Бог знает наш грех, должна побуждать нас к покаянию:

а) скрывать грех от Господа — глупо;

б) исповедаться во всех грехах — невозможно.

2. У нас есть основание для надежды на прощение:

а) Бог знает наш грех, однако обещает нам милость и полное прощение;

б) прощение возможно благодаря искупительной жертве, принесенной Богом. Он принес ее, зная все наши грехи.

Стихи 9—10.

1. Тяжкое испытание.

2. Достойная причина для испытания: ради Христа.

3. Утешение в испытании.

Стих 10.

1. Объект ревности: «по доме Твоем», по Сиону, по Церкви.

2. Мера ревности: «снедает». Господь был снедаем ревностью, равно как и Павел: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву».

3. Проявления ревности: «злословия», направленные против справедливости Божьей, Его закона, Его милости. «Он грехи наши Сам вознес».

Стихи 11—13. Пророчество:

1. о слезах Спасителя: «и плачу»;

2. о Его посте;

3. о злословиях против Него;

4. о Его смирении: «возлагаю… вретище»;

5. об извращении смысла Его слов: «Я разрушу храм сей нерукотворный»;

6. о противостоянии Ему фарисеев и правителей: «сидящие у ворот»;

7. о презрении черни: «поют в песнях пьющие вино».

Стих 14. «Во время благоугодное». Воздайте Богу хвалу, уповайте на Его обещания и ожидайте ответа в терпении, пока вы живы, а особенно же, когда вы пребываете в покаянии, осознаете свою нужду и молитесь непрестанно.

Стих 14. «По великой благости». Благость Бога проявляется в Его долготерпении до обращения человека, а также в прощении его грехов, бесчисленных дарах, множестве обещаний, частых посещениях и чудесных избавлениях. Кто исчислит хотя бы тысячную часть благих даров Господних?

Стих 14. «В истине спасения Твоего». Поучительная тема. Спасение реально, непреложно, совершенно и вечно, и это свидетельствует о его истинности.

Стихи 15—17.

1. Из какой глубины может возноситься молитва.

2. Какой высоты может достичь молитва. Иона, находясь во чреве кита, вознес молитву до небес.

Стих 16 (вторая часть). Великое зло; оно заслужено нами; страх перед этим злом; надежда на спасение от этого зла.

Стих 18.

1. Молитва: «не скрывай лица Твоего».

2. Молящийся: «раб Твой».

3. Довод: «ибо я скорблю».

4. Срочность: «скоро услышь».

Стих 19.

1. Бог знает страдания Своего народа: сколько они страдают, как долго, от чьих рук, ради чего.

2. Божье знание — утешение для святого народа:

а) испытание допущено Богом;

б) испытание дается по силам;

в) испытание дается во благо;

г) испытание кончится, когда Бог достигнет Своей цели.

Стих 21. Сокрушенное сердце Христа. Сокрушение сердца человека, вызванное ущемленной гордыней, покаянием, гонениями, состраданием.

Стих 22. Отношение людей ко Христу на протяжении всей Его жизни: они воздавали Ему злом за добро даже тогда, когда ответить добром на добро было совершенно естественно.

Стих 23. «Да будет трапеза их сетью им». Плотские излишества; распущенность в речи; беспринципность в делах; предрассудки в религии.

Стих 24. Справедливая кара, постигающая некоторых врагов Христа. Они теряют способность видеть истину, и трепещут, будучи не в состоянии воспринять утешения Господни.

Стих 30.

1. Уничижение, предваряющее прославление:

а) полное смирение: «я беден и страдаю»;

б) исповедь: «я беден»,

2. Прославление, следующее за уничижением:

а) даровано Богом: «помощь Твоя»;

б) совершенно: Бог ничего не делает наполовину.

в) чудесно: «да восставит меня».

Стихи 31-32.

1. Воздействие спасения на народ Божий. Оно наполняет их сердца хвалой и благодарением.

2. Воздействие хвалы на Бога. Господь благоволит к благодарению более, нежели к жертве. «Кто приносит в жертву хвалу…»

Стих 33.

1. Радость одного благочестивого сердца становится радостью других сердец.

2. Сердце праведного живет Богом.

Стих 34.

1. Праведные считают себя «нищими» и «узниками».

2. Бог воспринимает их иначе: Он знает о них, слышит их, не презирает их.

Стих 35. «Море». Как море прославляет Господа, как оно должно прославлять Господа и как оно прославит Господа.

Стих 36. Спасение, назидание, неотступность святых, мир, твердая уверенность.

Стихи 36—37. Обратите внимание на последовательность: «спасет», «создаст», «поселятся», «наследуют», «утвердится», «будут поселяться».

Стих 37.

1. Верный признак благодати: «любящие имя Его».

2. Дарование благословения.

3. Благословение вечно и непреложно: «будут поселяться».

Стих 37.

1. Наследие: мы царствуем со Христом на земле, а затем будем царствовать на небе.

2. Наш титул:

а) по закону: «потомство рабов Его», Авраама, Иакова, Давида и Господа, сына Давидова;

б) духовный: «любящие имя Его».

Стих 37.

1. Наследие завета.

2. Кому оно предназначается.

3. Они обязательно получат его.

4. Они будут вечно владеть им.