Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10401 Все тексты автора Чарльз Сперджен
69. Молитва о безотлагательной помощи
Заглавие
«Начальнику хора. Псалом Давида». Заглавие данного псалма полностью совпадает с заглавием тридцать девятого, и сам псалом является повторением псалма 39 с небольшими вариациями. Очевидно, Давид сначала написал псалом тридцать девятый, а потом время от времени брал из него небольшие фрагменты и использовал их для описания новых ситуаций. Что касается самого псалма, то это прекрасное дополнение к псалму 68 и не менее прекрасное вступление к псалму 70. «В воспоминание». Перед нами хроника скорбей Давида. Он молит Бога не забывать о постигших его несчастьях, и в этих стенаниях мы вполне можем услышать голос Сына Давидова, Иисуса Христа. Мы не должны забывать Господа даже тогда, когда нам кажется, что Он забыл нас. Данный псалом воспоминаний представляет собой связующее звено между двумя молитвенными псалмами, которые все вместе составляют благословенную песенную триаду.
Истолкование
2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне. 3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!»5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Бог!»
6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.
Исчерпывающее истолкование этого псалма читатель может найти в комментариях к стихам 14—18 псалма 39.
2. Это второй случай целого или частичного воспроизведения одного из предыдущих псалмов — как вы помните, псалом пятьдесят второй является копией тринадцатого. Однако начинается он со слов: «Поспеши, Боже», или, как гласит древнееврейский оригинал, с резкого и внезапного возгласа: «О Господи, поспеши мне на помощь», в отличие от псалма тридцать девятого, который, как вы помните, начинается словами: «Благоволи, Господи». Никто не запрещает нам взывать к Богу о немедленной помощи в час крайней нужды. Единственное отличие данного стиха от Пс.39:14 в том, что вместо имени «Иегова», в нем употреблено имя «Элохим». Что касается причин подобной замены, то об этом нам остается лишь гадать — возможно, предположения экзегетов верны, а возможно и нет. Если псалом повторяется дважды, давайте с двойным усердием внимать его учению. Мы должны каждый день взывать к Богу о помощи, поскольку беды и горести одолевают нас каждый день.
3. В данном стихе мы не видим слов «все» и «погибели», которые есть в Пс.39:15. Когда человек просит Бога о скорой помощи, он старается избегать излишних слов. Враги жаждали покрыть веру псалмопевца позором, и он стал молиться Богу и просить, чтобы Господь разрушил их коварные замыслы и постыдил лукавых злодеев. Рано или поздно молитва эта будет исполнена. Наступит день, когда к своему великому ужасу нечестивые будут ввергнуты в вечный позор и посрамление. «Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!» Те, кто отвращал праведников от пути истинного, в наказание будут сами обращены назад и преданы посмеянию.
4. «Да будут обращены назад». Это более мягкий вариант фразы: «Да смятутся от посрамления своего» (Пс.39:16). Впрочем, слова «обращены назад» вполне могут означать то же самое, что «да смятутся от посрамления своего»: в конце концов, от ущемленной гордыни до полного смятения — один шаг. Можно также предположить, что прожитые годы сделали Давида менее суровым и горячим. «За поношение меня говорящие мне: „хорошо! хорошо!»» Злобные враги жаждали покрыть праведника позором, но поношение обратилось на их же головы и стало их вечным уделом. Насмешки — излюбленное орудие нечестивых; им совершенно все равно, звучат ли их обвинения правдоподобно или более напоминают рев скота: главное — дать выход своей ненависти и досадить врагу. Враги Христа и Его народа, вне всякого сомнения, получат по заслугам. Бог отплатит им той же монетой. Они находили удовольствие в поношении — поношение покроет их несмываемым позором. Они станут притчей во языцех и олицетворением полного бесчестия.
5. Каким бы ни было наше негодование против врагов, мы не должны забывать о друзьях. Лучше спасти одного жителя Сиона, чем погубить тысячу врагов. «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя». Все истинные поклонники Господа Бога должны иметь причину для радости, даже если они до сих пор находятся в поисках Бога. Поиски Бога часто начинаются во тьме, но всегда приводят человека к свету. «И любящие спасение Твое да говорят непрестанно: „велик Бог!“» Все вкусившие божественной благодати и, следовательно, повенчанные с ней, становятся другими людьми. Они не только сами исполнены радости, но и непрестанно делятся ею со всеми окружающими и призывают их прославлять Господа. Славословие «Да возвеличится имя Твое» требует от человека больше мужества, чем собачий лай: «Хорошо, хорошо».
6. «Я же беден и нищ». Этими же словами псалмопевец молился в тридцатом стихе предыдущего псалма. Очевидно, святые очень любят приводить их в качестве аргумента, когда молятся Богу об избавлении от скорбей. Наша бедность — это наше богатство, как и наша немощь — это наша сила. Да уяснит человек смысл этой великой тайны! «Боже, поспеши ко мне!» В псалме 39 вместо этих слов звучит фраза: «Но Господь печется о мне». Это изменение не случайно: чаще всего псалом кончается на той же ноте, на которой начинается. Тема тридцать девятого псалма — опека Богом Своего народа; именно поэтому он заканчивается словами о Божьей заботе. Что же касается шестьдесят девятого псалма, то его основная тема — молитва о безотлагательной помощи Бога. Вот почему он кончается фразой: «Боже, поспеши ко мне».
«Ты помощь моя и Избавитель мой». Ты — помощь моя в бедах и Избавитель от скорбей. «Господи! не замедли». Здесь псалмопевец употребляет имя «Иегова» вместо имени «Боже мой». Каждое из имен Бога по-своему для нас утешительно, в каждом есть своя красота и величие. Мы должны являть свое почтение пред ними, используя их сообразно обстоятельствам, и избегать упоминания их всуе.
Советы проповедникам
Стих 2.
1. Повод для молитвы: скорбь, нужда.
2. Тема молитвы: избавление, помощь.
3. Настойчивость в молитве.
Стих 2.
1. Когда подобная молитва уместна и похвальна, а когда неугодна.
2. Почему псалмопевец мог рассчитывать на скорый ответ.
3. Что нас может утешить, если Бог не отвечает сразу.
Стих 3.
1. Враги ищут, как бы принести вред нашей душе.
2. Мы должны противостать им, не заключать с ними мир и не сдаваться.
3. Наше лучшее оружие — молитва к Господу.
4. Поражение врагов описано в данном стихе.
Стих 4.
1. Кто стыдит праведного?
2. Кому они служат?
3. Что их ждет?
Стих 5. Радость ищущих и занятие нашедших.
Стих 6.
1. Кто нуждается в помощи.
2. Кто подает помощь.
3. В чем она заключается: «Избавитель».
4. Как о ней следует молиться.
Стих 6.
1. Исповедь: «я беден и нищ».
2. Свидетельство: «Ты помощь моя и Избавитель мой».
3. Прошение: «поспеши», «не замедли».