52. Плач о греховности человека

Заглавие

«Начальнику хора». Начальник хора, удостоившийся чести исполнять торжественные гимны во славу Божью, не должен отказываться от исполнения и печальных песней, в которых оплакивается человеческий грех. Он исполняет этот псалом уже второй раз (см. пс. 13), и потому должен проявить двойное усердие. «На духовом орудии». Автор псалма либо указывает конкретную мелодию, на которую должен был петься псалом (скорее всего, что-то печальное и скорбное), либо предписывает использовать конкретное музыкальное орудие и просит начальника хора сделать его главным. В любом случае, это указание не содержится в первом варианте данного псалма, поэтому мы должны проявить к нему особое внимание. Само еврейское слово «махалат», переведенное как «духовное орудие», может означать «болезнь». И действительно, данный псалом можно назвать плачем о человеческой болезни, то есть о смертельном и врожденном недуге греха. «Учение Давида». Это второе дополнение к псалму 13, указывающее на то, что мы должны отнестись к учению этого псалма со всей серьезностью. Несмотря на всю схожесть пятьдесят второго и тринадцатого псалмов, первый не является копией последнего. Это второй вариант той же самой песни, в которую автор внес некоторые изменения, так как возник иной повод для ее исполнения.

Тема

Псалмопевец снова описывает плачевное состояние грешной человеческой природы и использует для этого почти те же богодухновенные выражения. Не все повторения бессмысленны. Человек забывчив, поэтому нуждается в многократном повторении одного и того же. Прожив долгую жизнь, Давид обнаружил, что со временем человек не меняется в лучшую сторону. В Священном Писании нет напрасных повторений, и потому второй вариант тринадцатого псалма имеет свое предназначение. Давайте же вчитаемся в него еще внимательней. По достижении пятидесятидвухлетнего возраста вы поймете учение этого псалма гораздо лучше, чем когда вам было тринадцать. Прежде чем перейти к истолкованию, мы настоятельно советуем вам перечитать наши комментарии к тринадцатому псалму.

Истолкование

2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их. 7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

2. «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“». Отрицание Бога есть результат безумия. Уста глупца говорят от избытка его сердца. В безумии своем он вторгается в непостижимое и приходит к несусветным выводам. С точки зрения морали и разума, атеист безумен — как сердцем, так и умом. Он безумен как в морали, так и в философии. Отрицание Бога ведет к жизни, полной бурных и губительных событий. Тот, кто основывает свою жизнь на отрицании Бога, готов на все.

«Нет Бога» — значит нет закона, нет порядка, нет предела распутству и разгулу страстей. Воистину, только глупец может принять такую философию. Если бы эти принципы стали универсальными, в какой хаос погрузился бы мир! Кто всем сердцем принимает безбожный дух и следует его наущениям до логического конца, тот истинный сын Велиара, безумный и презренный разрушитель общественных ценностей. Все невозрожденные так или иначе отрицают Бога. Практический атеизм — религия ветхого человека.

«Развратились они». Едва ли стоит относиться к ним как честным скептикам и безобидным мыслителям — они омерзительны. В наше время к атеизму принято относиться слишком терпимо; но это не безобидное заблуждение, а отвратительный и гнусный грех. Праведные должны называть вещи своими именами. Все, кто в какой-то мере отрицает Бога, становятся порочными. Сердце таких людей наполняется развратом, они перестают отличать добро от зла. «И совершили гнусные преступления». Безбожные принципы производят безбожные действия. Ни Вольтер, ни Томас Пэйн не подадут вам примера добродетельности. Тот, кто в дерзости своей отрицает Творца, не постесняется преступить закон, когда ему это будет выгодно. Беззаконие и преступность, которые мы видим вокруг, есть результат повсеместного отрицания Бога. То, что не все люди открыто творят беззаконие, объясняется действием других, более совершенных принципов, но само по себе отрицание Бога, столь присущее человечеству, ведет к самым ужасным последствиям. «Нет делающего добро». Все без исключения отступили от пути истинного. Это обвинение звучит в псалме дважды и еще раз в послании апостола Павла, являясь обвинением против всех людей из уст Того, кто никогда не ошибается, поскольку знает, что в человеке, и не приписывает ему лишней вины.

3. «Бог с небес призрел на сынов человеческих…». Господь призирает на сынов человеческих постоянно, от начала творения. Если бы на свете существовал хотя бы один разумеющий и любящий Бога человек, очи Всевышнего непременно увидели бы его. Как видно, всеведущий Господь не заметил тех «благородных дикарей» и «благочестивых язычников», о которых нам так часто твердят. И все потому, что они существуют только в нашем воображении. Господь искал среди сынов человеческих не беззаветной преданности, а всего лишь искренности и правильных побуждений, но все напрасно. Он призрел с небес на все народы, на всех людей, на все сердца и на все побуждения и не увидел ни ясного ума, ни чистого сердца. Если сам Господь не обнаружил в человеке никакого благочестия, значит, его нет.

4. «Все уклонились». От Бога отошли все, все человечество. Все люди движутся прочь от Бога и Его закона. Невозрожденный человек бунтует против закона Божьего — не просто отступает от него, а бросает ему вызов. «Сделались равно непотребными». Порочная закваска распространилась по всему тесту, род человеческий пропитался скверной греха насквозь и разложился до самого основания. Таким образом, в очах Божьих наша безбожная сущность не так уж простительна, как нам кажется. Вопреки распространенному мнению, Бог воспринимает наши заблуждения не как слабости, а как откровенное богохульство и зло. Всевидящий Иегова воспринимает мир совсем иначе, нежели слепец, которому все вокруг кажется прекрасным. «Нет делающего добро, нет ни одного». Да и как бы делающий добро мог существовать, если закваска порока распространилась на всех людей? Божественный вердикт означает конец всем досужим фантазиям о «благородных дикарях» и «индейцах с умом младенца». За всю историю мира род человеческий не произвел ни одного богопочитателя, ни одного святого подвижника. Да это и невозможно. Если Бог не ниспошлет Свою благодать, ни один представитель человечества никогда не будет следовать добру и истине. Вот что увидел Бог, призрев с небес на род человеческий. И кто посмеет Ему возразить?

5. «Неужели не вразумятся делающие беззаконие?» Эти люди лишены мудрости, но присущее всем людям знание могло бы удержать их от безумия. Разве они не понимают, что Бог существует? Разве не видят, что грех есть зло? Разве не разумеют, что беззаконие всегда оборачивается против тех, кто его совершает? Разве они настолько глупы, что не видят, как их собственные действия ведут их прямой дорогой в погибель? «Съедающие народ мой, как едят хлеб». Разве не видят они, что подобная пища обернется горечью в гортанях их, и они изблюют ее, когда на них обрушится жезл отмщения? Или они думают, что Бог позволит им безнаказанно пожирать избранный народ? Должно быть, они действительно потеряли рассудок. «И не призывающие Бога?» Они используют все мыслимые средства, чтобы навредить святым, но забывают о том единственном средстве, которое необходимо для благоуспешности любого дела, а именно, о призывании имени Господа. В этом отношении безбожные гонители более последовательны, чем фарисеи, которые «поедали дома вдов», не забывая при этом молиться. Невозрожденный человек, подобно Измаилу, ненавидит духовное семя и испытывает к нему сильную зависть.

Он с великой радостью уничтожил бы святого только потому, что Бог его любит. Но, несмотря на все это, нечестивец никогда не станет искать благоволения Божьего. Плотский ум завидует тем, кто обрел у Бога милость, но никогда не станет искать милости сам. В этом он подобен собаке на сене. Снедаемые злобной завистью, грешники проглатывают святых, молящихся Господу Богу; сами же никогда не прибегнут к молитве.

6. «Там убоятся они страха, где нет страха». Пророческим взором Давид увидел конец нечестивых и окончательную победу духовного семени. Побуждаемые неистовой злобой, нечестивцы выступили против праведных, но внезапно были охвачены необъяснимой паникой. Некогда неустрашимые гордецы вострепетали, как лист осины, и пустились в бегство при виде собственной тени. Этим предложением и этим стихом пятьдесят второй псалом значительно отличается от тринадцатого. Очевидно, поэт проникся мыслью о неминуемом крахе нечестивых настолько, что выплеснул свои эмоции более образным языком. Нечестивые убоялись страха, где не было страха. Всякий, отрицающий Бога, в глубине души трус; в своем неверии он подобен напуганному мальчишке, который «присвистывает для храбрости». «Ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя». Когда нечестивец видит кости своих товарищей, рассеянные по полю брани, сердце его по вполне понятным причинам наполняется ужасом. Орды осадивших Сион были могущественны, однако Бог, которому они посмели бросить вызов, рассеял их трупы и тем самым показал Свою силу. «Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их». Народ Божий может смело насмехаться над своими врагами, поскольку Бог насмехается над ними. Даже если они глумятся над нами, у нас все равно больше причин для смеха, ибо мы знаем, что Господь Бог скоро превратит их в пыль.

7. «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Гряди же, о час вожделенной победы! Когда же Господь отомстит за избранных Своих? Когда же закончатся притеснения праведников и слава увенчает их головы? В оригинале слово «спасение» стоит во множественном числе — тем самым автором подчеркивает величие спасения. «Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». Тяжкое бремя трудов и тяготы рабства сменятся сладостной свободой и радостью победы. Мы уповаем на второе пришествие Господа Иисуса Христа и на восстановление Израиля.

Советы проповедникам

Стих 2. Безумец внутри и снаружи.

Стих 2.

1. Безумие атеизма. Кто говорит, что Бога нет, тот безумен:

а) утверждение, что Бога нет, безосновательно;

б) оно противоречит здравому смыслу.

2. Атеизм коренится в сердце человека; это неверие сердца, а не интеллектуальные сомнения; дело в воле, а не в разуме.

3. Причины атеизма: а) любовь ко злу; 6) ненависть к добру.

Стих 3.

1. Бог не предоставил мир самому себе.

2. Он обращает внимание на все происходящее.

3. Он ценит людей, знающих Его имя.

Стих 5. Знание далеко от нечестивых и никак не сдерживает их зло.

Стих 5. Не взывать к Богу — грех.

1. Что значит призывать Бога: а) приближаться к Нему; б) говорить с Ним (1Цар.1:12—13); в) молиться Ему.

2. Как мы должны призывать Бога:

а) благоговейно, с размышлением, во-первых, о святости и величии Бога, а во-вторых, о нашем грехе и немощи (Быт.18:27);

б) с пониманием (1Кор.14:15), во-первых, того, о чем мы просим, а во-вторых, к кому обращаемся;

в) покорно;

г) с верой (Мр. 11:24; Иак.1:6);

д) искренно (Иак.4:3);

е) неотступно, всегда пребывая в молитвенном духе, во всякое время вознося Богу свои прошения, не допуская ни одного дня без молитвы.

3. Почему не призывающие имя Божье совершают грех:

а) молитва заповедана Богом (Ис.55:6; 1Тим.2:8);

б) молитва — одна из главных составляющих поклонения Богу.

4. Кто повинен в этом грехе:

а) все, кто молятся кому-то еще, кроме Бога; б) все, кто пренебрегает совместными, личными и семейными молитвами; в) все, кто молится Богу неподобающим образом.

Стих 6.

1. Притеснители в итоге приносят несчастье самим себе и испытывают страх, когда для него нет причин.

2. На земле они действуют слаженно, но Бог скоро рассеет их кости.

3. В глазах святых, которых они притесняли, они будут опозорены.

4. Бог насмехается над ними и презирает их.

Стих 7.

1. Израиль будет спасен. 2. Спасение придет с Сиона. 3. Спасение всегда пребывает на Сионе, даже когда израильтян уводят в плен.

4. По возвращении они обретут великую радость.