72. Благоденствие нечестивых и страдание праведных

Заглавие

«Псалом Асафа». Это второй псалом с именем Асафа и первый из одиннадцати следующих один за другим псалмов, в которых упомянуто имя этого прославленного певца. Некоторые экзегеты склонны считать, что эти псалмы все же были написаны Давидом, а Асафу было поручено только их исполнение, когда он стал начальником хора. И хотя сердце мое с радостью поверило бы в это, факты остаются фактами. В 2Пар.29:30 царь Езекия повелел левитам воспевать «словами Давида и Асафа прозорливца». Также в Неем.12:46 имена Давида и Асафа упоминаются вместе, отдельно от «глав певцов», как если бы они были авторами Псалтири. Таким образом, Асафа можно считать автором если не всех, то, по крайней мере, некоторых из этих двенадцати псалмов. Часто бывает так, что неискушенный наблюдатель видит одну звезду там, где на самом деле их две. Так и в Псалтири Давида мы вдруг обнаруживаем псалмы Асафа — у большого светила Давида есть спутник Асаф. Подробнее об этом служителе Божьем читатель может узнать из комментариев к псалму 49.

Тема

Семьдесят второй псалом посвящен той же теме, что и тридцать шестой. Псалмопевец рассуждает о том древнем камне преткновения, о который рано или поздно претыкаются все праведники и который сбил с толку друзей Иова, а именно: благоденствие нечестивых и страдание праведных. Для языческих философов это странное явление всегда было загадкой, а для верующих — великим соблазном.

Композиция

В стихе 1 псалмопевец возвещает, в чем состоит его надежда, и хватается за нее как за крепкий якорь, рассказывая о своих внутренних переживаниях. В стихах 2—14 псалмопевец излагает суть своего искушения. В стихах 15—17 он сбит с толку, но все же находит решение. В стихах 18—20 он описывает страшную участь нечестивых. В стихах 21—24 псалмопевец осуждает собственное безумие и восхищается благодатью Божьей. В стихах 25—28 он снова обещает уповать на Господа и находит в Нем свою радость и наследие.

Истолкование

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

1. «Как…» — а точнее «только» — «…благ Бог к Израилю». У Бога нет для Израиля ничего, кроме благости. Он не может быть по отношению к избранному народу несправедливым или немилостивым. Его благость к Израилю неизменна и чиста. «К чистым сердцем!» Именно они являются истинным Израилем — не те, кто омылись внешне, а те, кто омылись внутренне, кто очистил свои сердечные помыслы от скверны греха. Для таковых Бог только благ и является воплощением благости. Псалмопевец в этом ничуть не сомневается, но, напротив, утверждает эту истину с полной уверенностью. Твердое знание чего-либо — великое благословение, оно станет для нас надежным якорем посреди тех яростных бурь, которые время от времени налетают на нас из глубин неведомого. Мы многого не знаем и не понимаем, однако в жизни есть истины, в которых мы можем не сомневаться. Опыт указывает на неоспоримые факты. Так давайте же держаться этих фактов, чтобы нас не унесло шквалистым ветром безбожия, налетающим на нас внезапно из пустынь и, подобно смерчу, сокрушающему опоры нашего дома. Господи, не дай мне обвинять Тебя в несправедливости, даже если я не понимаю Твоих действий! Когда пути Твои слишком высоки для меня, не дай мне сомневаться в праведности Твоей. Ты праведен — иначе и быть не может. Ты никогда не оставишь на милость врагов тех, чьи сердца были обновлены Твоей благодатью.

2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — 3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, 11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» 12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. 13 Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

2. Здесь начинается описание великой духовной борьбы, духовного марафона, из которого полуповерженный вышел полным победителем. «А я». Псалмопевец противопоставил себя благому Богу. Он признал свою греховность и сравнил себя с чистыми сердцем, исповедав собственное нечестие. Господь благ к избранным Своим, «а я» являюсь ли одним из них? Имею ли я участие в Его благодати? Несомненно. Но я поступил недостойно того, кто чист сердцем. «Едва не пошатнулись ноги мои». Заблуждения сердца и ума быстро проявляются в поведении. Между мыслями и действиями существует тесная связь. Асаф пошатнулся и едва не упал; ему было трудно стоять прямо; он был как накренившаяся стена. Когда мы сомневаемся в праведности Божьей, мы не можем твердо стоять в собственной праведности. «Едва не поскользнулись стопы мои». Асаф не мог двигаться прямо; ноги его скользили, как если бы он стоял на льду. Он не мог творить добро, он легко мог совершить грех и позорно пасть. Как усердно мы должны хранить свое сердце, ведь от него зависит наше поведение! Асаф прямо и открыто исповедует свое внутренне состояние.

3. «Я позавидовал безумным». Словом «безумцы» псалмопевец обозначает всех нечестивых, однако из всех видов безумия нечестие — самое отвратительное. Воистину безумен тот, кто завидует таким людям. В некоторых переводах этот стих звучит так: «Я позавидовал гордым». Действительно, своей показной роскошью гордые возбуждают во многих сердцах зависть, и те, чья духовная жизнь оставляет желать лучшего, нередко заражаются этой губительной болезнью. Печально, когда наследник небес признается в том, что сердце его полно зависти, но еще хуже, когда он завидует безумцам. Меж тем, подобная исповедь необходима большинству из нас. «Видя благоденствие нечестивых». Очи его были прикованы к их настоящему, но не видели их будущего. Он видел их внешнее благополучие, но не замечал внутреннего смятения и отсутствие душевного покоя. Кто станет завидовать быку, откормленному на убой? И тем не менее многие святые в час скорби и страданий завидуют нечестивым грешникам, наслаждающимся временным изобилием. Впрочем, если задуматься хотя бы на минуту, то нам станет понятно, что у богача из притчи Иисуса было гораздо больше оснований завидовать Лазарю, чем у Лазаря — завидовать богачу.

4. «Ибо им нет страданий до смерти их». Псалмопевец говорит об этом с удивлением, ибо обычно считается, что смерть нечестивых должна коренным образом отличаться от смерти праведников. Люди до сих пор верят в то, что спокойно умирают только праведники, которым обеспечено райское блаженство. Псалмопевец же обнаружил, что это совсем не так. Безумные ожесточаются в сердцах своих и пребывают в плотской безмятежности вплоть до самой смерти. Некоторые из них боятся суда, но большинство все же верят в иллюзию благополучия настолько, что не видят очевидного. Приняв дозу морфия или придумав себе ложное упование, они движутся навстречу вечности безо всякой борьбы. Благочестивых порой мучают сомнения и беспокойства — плод святой ревности, нечестивые же не ведают подобных тревог. Они не боятся ни Бога, ни дьявола. «И крепки силы их». Зачем им думать о смерти? Эти люди дерзки и надменны и нередко произносят богохульства даже на смертном одре. Все это поразительно и печально, но совсем не привлекательно и не должно вызывать у праведников зависти. Что же касается смертного часа, то лучше умереть в духовном борении, чем в плотской безмятежности ожесточенного сердца. Как бы ни умирал праведник, его кончине стоит позавидовать.

5. «На работе человеческой нет их». Богатые нечестивцы не ведают человеческой работы; они едят хлеб, над которым не трудились, и пьют столько вина, сколько им захочется. Они никогда не мучаются вопросом: «Где мы возьмем пропитание и одежду | для детей наших?» Они не знают обычных домашних забот и человеческих тревог. Беды прочего человечества не достигают их.

К ним не приходят испытания, и наказания Господни их не касаются. Святые часто терпят нужду и скорбь; нечестивцам же не ведомо ни то, ни другое. Они хуже всех людей, но им от этого только лучше. Они не сеют, но собирают обильный урожай. Они заслуживают адского пламени, а пребывают в уюте. Только тот, кто умеет смотреть на мир глазами веры, сможет разгадать эту загадку, а кто пытается постигнуть пути этого мира слепым разумом, тот всегда будет спотыкаться об этот парадокс. В будущем веке нечестивцы лишатся всего, что имели, так пусть же набивают брюхо, пока пребывают в этом. В конце концов, все их богатства преходящи, и их призрачное благополучие учит нас не привязываться к временным благам. Если бы земные блага представляли собой истинную ценность, Господь никогда не отдал бы большей их части тем, кто Его ненавидит.

6. «От того гордость, как ожерелье, обложила их». Они гордятся собой, как если бы они были старейшинами Нового Иерусалима. Им не нужны другие облачения, кроме собственной напыщенности. Ни один ювелир не смог бы изготовить для них более подходящих украшений, чем их собственная гордыня. Никакие золотые цепи не сравнятся с ожерельем надменности. «И дерзость, как наряд, одевает их». Они облачаются в собственную дерзость и с гордостью носят ливрею сатаны. Когда вы видите их, у вас сразу же появляется чувство, что им нужно уступить место, ибо они и так возьмут все, что хотят, не считаясь с окружающими. Они хвастаются и дерзят, беснуются и угрожают, как если бы сам Бог дал им право издеваться над людьми.

7. «Выкатились от жира глаза их». Когда человек страдает ожирением, глаза его либо заплывают жиром, либо выкатываются из орбит. В любом случае выражение лица меняется, и нечестивый теряет свое человеческое обличие, становясь похожим, скорее, на откормленную свинью. Лицо — зеркало души: человек схватил больше, чем может удержать, откусил больше, чем может проглотить, его сокровища не вмещаются в сундуки. К тому же он — нечестивец, которого ненавидит Бог.

«Бродят помыслы в сердце». (В англ. — «Они имеют больше, чем их сердце могло желать». — Примеч. пер.) Им дано то, чего они желают, и даже больше. Их владения превышают даже их жадность. Они просят воды, а мир дает им молоко. Они просят сотен, а им дают тысячи. Сердце человека крайне алчно, но некоторые безбожные богачи явно получили в этой жизни больше, чем жаждало их сердце, и переоценили размеры собственных желудков.

8. «Над всем издеваются». Их поступки столь же порочны, как и их сердца. «Злобно разглашают клевету». Уста их источают зловоние могил, но они не только клевещут, но и защищают свою клевету, хвалятся ей и желают, чтобы все люди в мире поступали так же. «Какое нам дело до бедных? Зачем они живут на свете? Разве не для того, чтобы рабским трудом обеспечивать образованных людей из благородных семей? Этот плут и мошенник еще смеет рассуждать о своих правах! А всему виной кучка хитрых демагогов, которые зарабатывают себе на хлеб подстрекательством. Бедняки должны работать как мулы, а питаться как псы. А если посмеют жаловаться, мы бросим их в тюрьму или оставим подыхать у станка». Как ни странно, но такие разговоры можно слышать до сих пор, и хотя у рабочего класса есть свои грехи и пороки, которые вовсе не так уж безобидны, в некоторых кругах принято относиться к рабочему как к безмозглой скотине. Боже, прости тех, то грешит этим грехом. «Говорят свысока». Они вытягивают свои шеи, словно печные трубы, и испускают клубы ядовитого дыма. Из уст их льется бахвальство; слова их напыщенны и спесивы, а гордыня смехотворна. Они считают себя оракулами и во всех случаях говорят так, будто представляют собой истину в последней инстанции, ожидая, что весь мир будет перед ними благоговеть.

9. «Поднимают к небесам уста свои». Хула их поднимается к небесам, ибо направлена против Бога. Глядя на них, можно было бы подумать, что они сами полубоги, которые живут на облаках и всегда смотрят на людей сверху вниз. Впрочем, все их несусветные притязания тщетны; им не нужно даже бросать Богу вызов — одной гордыни достаточно для того, чтобы стать врагом Всевышнего.

«И язык их расхаживает по земле». Они расхаживают по земле важно и неторопливо, ища, кого бы очернить и над кем бы поиздеваться. Язык их успевает везде и всюду и никого не щадит. Они делают себя вселенскими судьями, но, по сути, являются бездомными бродягами. Они подобны слизнякам — везде оставляют свой ослизлый след. Если бы существовал еще один Эдем, они испортили бы его первозданную красоту своим вредоносным присутствием. Только они достойны почитания и уважения, тогда как все остальное человечество, за исключением горстки таких же паразитов, как они, составляют мошенники, глупцы, притворщики и подлецы. Языки их расхаживают по земле и ранят всякого, кого встречают на пути. Завидев их издали, все стараются уйти и скрыться, однако это не всегда возможно, ибо нечестивцы отправляются на прогулки в обоих полушариях, бороздя моря и пересекая сушу. Их можно встретить как в городе, так и в деревне. Они подстерегают праведников как на большой дороге, так и в лесах и полях. В руках у них длинная плеть, от которой очень сложно увернуться.

10. «Потому туда же обращается народ Его». Гонимый нуждой, народ Божий приступает к престолу благодати в поисках убежища. Псиный лай заставляет паству Господа бежать к безопасному загону. Снова и снова святые, стенающие от притеснений гордых злодеев, ищут защиты у своего Господа и изливают Ему свои горести. «И пьют воду полною чашею». Бог любит Свой народ, но тем не менее ему приходится пить горькую чашу. Чаша его столь же полна страдания, как чаша нечестивых — изобилия. Их печалит то, что злодеи возносятся до небес, в то время как они вынуждены пресмыкаться, но Бог не меняет Своего плана и продолжает наказывать Своих детей и откармливать Своих врагов. Целительный эликсир страданий предназначен для возлюбленных Господа, а не для безбожных бунтарей.

11. «И говорят: как узнает Бог?» Таковы дерзкие речи нечестивых. Они тешат себя надеждой, что их коварство и насилие остаются незамеченными небесным Судьей. Если Бог действительно существует, то Он, конечно же, слишком занят другими делами, чтобы следить за происходящим на земле. Так они утешают себя, когда им напоминают о грядущем суде. Они кичатся своими познаниями, а во всеведении Господа сомневаются. Воистину прав был Асаф, когда назвал их безумцами. Может ли Бог чего-то не знать? Это было бы логической несуразицей, терминологическим противоречием. Но именно так рассуждают безбожные теисты нашего времени. Они только называют себя теистами, не осмеливаясь открыто отречься от Бога и потерять уважение общества. Но если судить по их делам, то они абсолютные атеисты. Я не могу согласиться с комментаторами, которые считают, будто этот стих относится к сбитым с толку и заблудшим святым. Для меня немыслимо, чтобы такие слова могли сходить с уст верующих, в каких бы отчаянных обстоятельствах они ни находились.

12. «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем». Смотрите и дивитесь на великую тайну! Кто разрешит загадку Божьего провидения? О, соблазн для веры! Нечестивцы получают свою награду и потворствуют своим похотям не час и не день, а целую жизнь. Заслуживающие проклятья наслаждаются благоденствием от юности своей. Они достойны цепей и оков, а носят золотые цепи. Их следовало бы изгнать из мира, а они становятся его владыками. Жалкий и ничтожный разум восклицает: «Вот! Смотрите, дивитесь и ответьте себе, в чем же состоит справедливость Божья, если сможете». «Умножают богатство» или силу. Как правило, у таких людей есть и богатство, и здоровье. Их не тяготят ни долги, ни банкротство; богатство их умножается посредством грабительства и ростовщичества. Деньги идут к деньгам, золотые слитки никогда не приходят в одиночку. Богатые всегда богатеют, а гордые всегда становятся еще надменнее. Господи, как же такое возможно? Твои бедные служители беднеют и, стеная под неудобоносимыми бременами, дивятся Твоим таинственным путям.

13. «Так не напрасно ли я очищал сердце мое». Несчастный Асаф сомневается в пользе святости, так как получает награду в виде скорби. Он очищал сердце свое, но не увидел от этого никакой пользы. Он старался хранить себя в непорочности, но это оказалось бессмысленным занятием — туком земли наслаждаются грешники и безбожники. Таковы безумные рассуждения мудрецов, вера которых дремлет. Асаф был прозорливцем, однако ничего не видел во тьме, в которую привел его разум. Даже прозорливцы нуждаются в свете откровения, чтобы видеть, а иначе они обречены на бесцельные блуждания. Возможно, с точки зрения мира, праведники очищают свои сердца напрасно, однако мы ходим верой, а не видением.

«И омывал в невинности руки мои». Асаф старался быть непорочным как в поступках, так и в помыслах. Он хранил сердце свое и руки свои от скверны греха, но и то, и другое казалось ему напрасным занятием, поскольку дела его обстояли из рук вон плохо, в то время как бессовестные и коварные злодеи благоденствовали. И все же настал момент, когда мысли его повернулись в другую сторону. Он вдруг подумал о том, что выводы его нелепы и несуразны, пока Бог остается Богом. Все это слишком уж походило на ложь, чтобы душа благочестивого человека могла долго выносить подобные мысли. Вот почему вскоре псалмопевец оставляет свои мрачные рассуждения.

14. «И подвергал себя ранам всякий день». С утра до вечера он подвергался ударам. Беды его умножались каждый день. «И обличениям всякое утро?» Какой контраст с завидной долей нечестивых! Отступникам достался венец славы, а избранным — крест. Как странно видеть нечестивых поющими, а праведников стенающими. Возмутители спокойствия получили в награду мир, а миротворцы — борьбу. Отчаявшийся прозорливец пребывал в полном смущении. Все судьбы человеческие переплелись для него в один гордиев узел. Как может праведный царь допустить, чтобы все перевернулось с ног на голову, и правда стала кривдой?

15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. 16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, 17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

15. «Но если бы я сказал: „буду рассуждать так“». Выражать свои чувства можно не всегда. Если они останутся при вас, то пострадает только один человек. А если их выразить во всеуслышание, то вред от них может быть огромен. В устах такого человека, как Асаф, подобные слова были мощным оружием, которое могло бы подорвать веру и надежду всего народа. Посему он не посмел произнести вслух своих заключений и решил не афишировать свои чувства. И это было правильно с его стороны, поскольку его вторая мысль была гораздо лучше первой. «То я виновен был бы пред родом сынов Твоих». Я бы шокировал их, расстроил и, возможно, ввел в соблазн. Мы всегда должны думать о том, как наши слова влияют на других, а особенно на верующих. Горе тому, кто вводит других в соблазн! Большей частью своих проблем церкви обязаны необдуманным, безрассудным и скоропалительным речам. О, если бы все мы, подобно Асафу, влагали удила в свои уста! Если нам кажется, что мы хоть в чем-то неправы, лучше промолчать. Молчание делу не повредит, тогда как необдуманное слово может причинить непоправимый вред. Когда мы обескураживаем детей Божьих словами неверия и отступничества, мы совершаем отвратительный грех, и если бы совесть еретиков не была сожжена, они, несомненно, трижды подумали бы, прежде чем афишировать свое мнение. Речи, в которых уважаемые и зрелые люди обвиняют Бога в несправедливости или зле, подобны спичке, поднесенной к сухой соломе. Злонамеренные никогда не упустят возможности воспользоваться ими в своих коварных целях. Что же касается немощных братьев, то они, несомненно, впадут в отчаянье и будут еще больше сомневаться в благодати Божьей.

16. «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих». Асаф не мог и думать о том, чтобы ввести в соблазн детей Божьих, однако его собственные мысли бурлили, кипели и не давали ему покоя. Если бы он открыл уста, то утолил бы одно горе и одновременно создал бы другое. Вот почему он решил воздержаться от столь опасного решения. Однако его внутренние борения ничуть не ослабли, но, напротив, доставляли ему все больше мучений и грозили свести с ума. Как тяжело подавлять в себе печаль! Когда совесть не позволяет нам выпустить волка на свободу, он начинает грызть наши внутренности. Огонь, пылающий в сердцах, горит жарче, чем пламень, вырывающийся из уст. Лучше всего поймут Асафа те, кто сам испытал нечто подобное.

17. «Доколе не вошел я во святилище Божие». И вот мысли Асафа вошли во святилище Господне и оставили временное ради вечного и невидимого. Сердце его заглянуло за завесу, туда, где в невыразимом величии пребывает трижды святой Бог. В этот момент мысли его переменились, и смущение уступило место ясности ума. «И не уразумел конца их». Опыт его был слишком скуден, и он не мог судить верно. Но когда познания его расширились, он узрел конец нечестивых, и душа его перестала сокрушаться об их кажущемся благополучии. Зависть ушла из его сердца, и на ее место пришел святой ужас, когда он задумался о горькой участи злодеев. Асаф немедленно оставил свои завистливые мысли и перестал желать доли тех, на кого еще совсем недавно взирал с восхищением.

18Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. 19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

18. Печаль псалмопевца окончилась мыслями о том, что благоденствие нечестивых является частью Божьего плана. Подумав об этом, он перестал им завидовать. Если бы их процветание было случайностью, он мог бы удивляться, но не мог бы сетовать. Но почему же Вседержитель столь странно распределил Свои святые благословения? Этот вопрос не давал ему покоя. Но, войдя во святилище, он увидел, что Бог ниспослал нечестивым благоденствие не для того, чтобы их благословить, а для того, чтобы их наказать.

«Так! на скользких путях поставил Ты их». Пути эти были настолько опасными, что Бог уготовал их исключительно для Своих врагов, а не для друзей. В Своей великой любви Он избрал для возлюбленных более безопасные пути, хотя они и казались им более тернистыми. «И низвергаешь их в пропасти». Господь возвел их на Тарпейскую скалу[2] и сам низверг их в пропасть. Во исполнение справедливого приговора они были возведены на высоту, а потом низвергнуты с нее. Тех, кто созрел для вечного наказания, откормившись туком в дни процветания, ждет поистине ужасная участь. Положение нечестивых в этом мире весьма прискорбно. Мирские радости ничуть не ослабляют их страха, но, напротив, усиливают его, подобно тому, как яркие молнии не просветляют грозового неба, а напротив только сгущают тьму. Восхождение на виселицу было неотъемлемым ингредиентом ужаса, который должен был испытать Аман, услышав приговор: «Повесьте его на нем». Если бы нечестивцы не вознеслись так высоко, то не упали бы так низко.

19. «Как нечаянно пришли они в разорение». Внезапное и полное поражение нечестивых вызвало у псалмопевца святое удивление. Они пали неожиданно, и крах их был полным и окончательным. Смерть невозможно остановить утонченными манерами, золотыми цепями или богатой одеждой. Справедливость небес невозможно подкупить земными сокровищами. «Исчезли, погибли от ужасов!» Нечестивцы исчезли навсегда. Господь истребил память о них, и ни в этом мире, ни в том от их былой славы не осталось ни следа. Пламя гнева пожрало их, как сухие листья, и они стали знамением божественного отмщения. Подобно руинам Вавилона они свидетельствуют о суде Божьем в предостережение тем, кто слишком возвышается и превозносится. Мимолетная слава беззаконников исчезает в одно мгновение; пламя поглощает их гордыню в один миг.

20. «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». Своей жизнью и процветанием нечестивые обязаны долготерпению Божьему, которое псалмопевец сравнил со сном. Но как сон рассеивается в одно мгновение, так и вся помпезность и процветание гордых беззаконников исчезнет в тот миг, когда Господь пробудится для справедливого отмщения и призовет всех людей к ответу. Когда Господь придет вершить суд, все ненавидящие Его будут повержены в прах. Ныне они «ходят подобно призракам», а в тот день будут истреблены окончательно. Наслаждайтесь же своим мимолетным успехом, о дети призрачной мечты! Скоро суд над вами свершится. Пробудившись от сна, Господь, как великий исполин, сокрушит нечестивых и уничтожит все их мечты. Кому нужны сокровища призрачного мира? Только безумцам. Господь, не дай нам гнаться за иллюзорным богатством мира сего, но ниспошли нам Свою мудрость!

21Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, 22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. 23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

21. Святой псалмопевец снова заговорил о своей внутренней борьбе и осудил себя за безумные мысли. Душа его стенала, и потому он сказал: «Когда кипело сердце мое». Воистину скорбь его была мучительна и поражала в самое сердце. В другом переводе этот стих звучит так: «В сердце мое вошло недовольство». Сознание его помрачилось, и он стал грубым, дерзким и раздражительным. Уста его стали произносить обидные и резкие речи, а в сердце поселились гнев и злоба. Исток жизни его был отравлен, и все проистекавшие из него ручьи бурлили желчью и ожесточением. «И терзалась внутренность моя». Он терзался внутренне так же, как человек мучается от почечной болезни. Он подверг себя многим скорбям. Тяжелые мысли были подобны камням в почках; он был разбит своими же размышлениями. Безумная философия сама себя подвергает пыткам, а благословенная вера изгоняет инквизиторов и отпускает пленников на свободу.

22. «Тогда я был невежда». Псалмопевец был сыном Божьим, однако вел себя как нечестивец, которого Бог отверг. Он позавидовал беззаконным, а значит, желал быть таким же, как они. Даже в самых мудрых сердцах обитает достаточно невежества для того, чтобы погубить человека, и только вмешательство всемогущей благодати может предотвратить это зло. «И не разумел». Он вел себя как полный невежда и произносил безумные речи. Асафу трудно было найти слова для того, чтобы в полной мере описать свое слабоумие. «Как скот был я пред Тобою». Даже в присутствии Господа он был подобен неразумной скотине. Как безмозглые твари, не знающие о существовании загробной жизни, меряют свое существование исключительно чувственными наслаждениями, так и псалмопевец оценивал благополучие своей земной жизни меркой плотских утех и материальной обеспеченности. На какое-то время он утратил величие бессмертного духа и уподобился неразумному животному, оценивающему мир физическим зрением. Мы никогда не рискнули бы назвать богодухновенного автора Псалтири невежественным животным, но сам он назвал себя именно так, ибо был движим искренним раскаяньем. И все же глубокое осознание собственного безумия было верным признаком истинной мудрости, обитавшей в его сердце. Таким образом, мы видим, как благочестивые мужи оплакивают собственные заблуждения. Они не пытаются себя оправдать, но, напротив, пригвождают свои грехи к позорному столбу и открыто осуждают их. Даруй нам, Боже, благодать, чтобы даже искушение грехом вызывало в нас отвращение.

23. «Но я всегда с Тобою». Даже пребывая в безумии, Асаф не оставлял своей веры. Мы можем общаться с Богом даже тогда, когда души наши отягчены грехом, ведь Господь никогда не отвергнет нас, если мы оплакиваем свои грехи и отрекаемся от них. Он гневается лишь тогда, когда мы любим свои грехи и не собираемся от них отказываться. Какой же парадокс мы видим в этом стихе! Асаф был подобен зверю, однако всегда пребывал с Господом. Двойственная природа человека, вызывающая в нем духовную борьбу, — удивительный парадокс: плоть роднит нас с животным миром, а дух возносит к Богу. «Ты держишь меня за правую руку». Господь окружил меня любовью, возвеличил милостью и укрепил силой. Асаф был на грани падения, но Господь удержал его. Он был загадкой для самого себя и дивом для окружающих.

В этом стихе сочетаются две великие милости Господни — общение и подкрепление, а поскольку обе были ниспосланы человеку, исповедавшему себя безумцем, то и мы можем надеяться на подобное благоволение.

24. «Ты руководишь меня советом Твоим». Я прекратил собственные мудрствования и обратился к Твоему совету. Асаф не про-сто согласился с Богом в чем-то одном, а полностью предал свою жизнь в Его руки, чтобы Господь водил его божественным советом. Благословенны наши прежние ошибки, если они ведут нас к такому решению. Конец человеческой мудрости — начало истинной мудрости. У Господа — вся мудрость, и когда мы обращаемся к Нему за советом, Он направляет нас на верный путь. «И потом». О, благословенное «потом»! Настоящие беды вполне терпимы, если мы уверены в грядущем утешении. Все наши нынешние скорби — ничто по сравнению с грядущей славой. «Примешь меня в славу». Ты введешь меня в небесную радость. Руководимый советом Твоим, я вступлю в райскую обитель. Ты облечешь меня славой и сам введешь меня в славу небес. Еноха не стало, ибо взял его Господь. Так и все святые будут взяты на небо и приняты в славу.

25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. 27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. 28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.

25. «Кто мне на небе?» Он отвратился от блеска земных сокровищ и обратился к истинному золоту и истинному сокровищу на небесах. Он понимал, что Бог дороже для него, чем все богатство, все здоровье, вся слава и все благоденствие, которых он так жаждал, завидуя нечестивым. Бог был его единственным сокровищем не только на земле, но и на небе. Чтобы обрести Господа, он почел все прочее за сор. «И с Тобою ничего не хочу на земле». Все его желания были прикованы к одному объекту, он больше не метался из стороны в сторону. В вечном Господе он нашел свое высшее благо.

26. «Изнемогает плоть моя и сердце мое». Силы покинули Асафа, и он был на грани изнеможения. Если бы он положился на плоть и кровь в смертный час, то они непременно подвели бы его. «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Бог же никогда не оставит его, но подаст ему помощь и утешение в тесное время. Сердце псалмопевца всегда будет подкрепляться Божьей любовью и наполняться Божьей славой. Потрепанный сильными бурями корабль Асафа наконец бросил якорь в тихой гавани. Последуем же и мы его примеру. На свете нет ничего более желанного, чем Бог. Возжаждем Его всеми силами своей души. Все прочее преходяще; так пусть же сердца наши всегда пребывают в вечном Господе.

27. «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут». Человек живет только в общении с Господом. Отделиться от Него из-за греха — значит погибнуть. «Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя». Если мы хотим быть рабами Господа, то должны помнить о том, что наш Бог — ревнитель, и что Он требует от всех Своих детей духовного целомудрия. Нарушение брачного обета — великий грех, но ведь все грехи против Бога суть не что иное, как преступление против брачного союза между Богом и человеком. Все подобные преступления заслуживают суровой кары. Язычники, отделенные от общения с Богом, умирают каждый в свое время. Что же касается детей Божьих, открыто заявляющих о своей вере, но действующих вопреки своему исповеданию, то Господь сокрушит их в гневе Своем. В израильской истории мы видим тому целый ряд примеров. Не дай Бог нам дополнить этот ряд!

28. «А мне благо приближаться к Богу!» Если бы он сделал это с самого начала, ему не пришлось бы столько страдать. Когда псалмопевец начал приближаться к Богу, он нашел ответ на загадку. Пребывая с Господом постоянно, он навсегда был бы избавлен от подобной скорби. Чем ближе мы к Господу, тем меньше мы подвержены соблазнам мира сего и обольщениям плоти. Доступ в святое святых — великая честь для детей Божьих и исцеление для множества недугов. Приближение к Богу есть благо, как для всех вместе, так и для каждого в отдельности. Приближение к источнику всякого блага, к Господу, всегда было и будет благословением для святого народа. «На Господа Бога я возложил упование мое». Асаф решил уповать на славное имя Господа Бога и сделал его своим прибежищем. Вера есть высшая мудрость. Она ключ ко всем загадкам, выход из всех лабиринтов, полярная звезда в безбрежном море. Веруй и обретешь знание. «Чтобы возвещать все дела Твои». Истинно верующий обретет знание и сможет наставлять других. Асаф был медлен на выражение своих мрачных мыслей; что же касается дел Господних, то их он возвещал открыто и свободно. Чем больше людей знает о делах Господа, тем больше славы Он получает. Верующий в благость Божью увидит в своей жизни многочисленные проявления этой благости; возвещающий дела Господа, будет видеть Его чудеса постоянно.

Советы проповедникам

Псалом в целом. Повествует о скорби благочестивого мужа и о его триумфе.

1. До стиха 15 — противоборство плоти и духа.

2. Со стиха 15 до конца псалма — славная победа духа над плотью.

Псалом в целом.

1. Чем была вызвана депрессия?

2. Что ее исцелило?

3. Как все это изменило псалмопевца?

Стих 1 (первая часть). Дары Божьи: бесчисленны, великолепны, утешительны, непреложны, непреходящи.

Стих 2.

1. Как низко может пасть верующий?

2. Когда Бог останавливает его падение?

3. Какие страхи допустимы, а какие нет?

Стих 2. Исповедь грехов, предчувствие грозящей опасности и подготовка к ней.

Стих 4. Спокойная смерть; разные причины спокойствия у праведных и грешных; ненадежное свидетельство чувств.

Стих 5. Участь незаконнорожденного сына по сравнению с участью истинного сына.

Стих 7. Искушения от богатства и роскоши.

Стих 8. Связь между порочным сердцем и дерзким языком.

Стих 10. Чаша верующего горька, полна, наполнена различными водами, не безмерна. Это чаша народа Божьего, поэтому приносит ему высшее благо.

Стих 11. Открытый вопрос атеиста. Практический вопрос тирана. Тайный вопрос беспечного грешника. Сомнения в душе изможденного страдальца. Причины, порождающие этот вопрос, и однозначный ответ на него.

Стих 14. Частые и даже непрестанные наказания праведных. Необходимость и целесообразность наказаний. В чем праведник черпает утешение?

Стих 15. Как мы можем навредить святым? Почему и как этого следует избегать?

Стих 17.

1. Вход в святилище для общения с Богом. Это место благословенно. Путь к этому месту.

2. Уроки, почерпнутые в святом месте (в тексте упоминается по крайней мере один).

3. Практическое влияние общения и наставления.

Стих 18. «Так! На скользких путях поставил Ты их».

1. В любой момент на них может обрушиться кара Господня. Стоящий на скользких путях в любой момент может упасть. Он не может предвидеть, что будет с ним в следующее мгновение. Падение его всегда внезапно.

2. Они падают сами, без постороннего вмешательства.

3. Только волей Божьей нечестивцы продолжают жить на земле и не ввергаются в бездну ада.

Стихи 18—20. Конец нечестивых:

1. близок: «поставил Ты». Может настигнуть их в любой момент;

2. справедлив: «низвергаешь»;

3. внезапен: «как нечаянно!»;

4. мучителен: «погибли от ужасов»;

5. вечен: нечестивые будут отлучены от Бога, вычеркнуты из Его памяти. Бог не облегчит их участи ни спасением, ни небытием.

Стих 19. Первое знакомство с адом гордого и богатого грешника, умершего спокойно.

Стих 20. Объект презрения: самонадеянный, гордый, злобный и ропщущий грешник в руках разгневанного Бога.

Стих 22. Наше невежество, безумие и неразумность. Их проявления. Как это на нас влияет? Каким образом наше безумие открывает божественную благодать?

Стихи 22—25.

1. Слова псалмопевца о плоти.

2. Исповедь духа.

3. Итог.

Стих 25. Бог — предел желаний верующего. Ни на небе, ни на земле нет сокровища, подобного Господу. Покажите, что земные радости не сравнимы с небесными, на конкретных примерах.

Стих 26.

1. Жалоба псалмопевца: «изнемогает плоть моя и сердце мое».

2. Утешение псалмопевца: «Бог твердыня». Асаф изнемогает, а вера его процветает.

Стих 26.

1. Ненадежность плоти. Даже самые святые сердца не могут выдержать нападок мира и сатаны. Пророк изнемог, хотя был полон благодати и силы.

2. Утешение христианина в том, что даже в самых отчаянных обстоятельствах Бог является его вечным наследием.

Стих 26. Наши поражения и наши победы.

Стих 27.

1. Ужасное положение.

2. Ужасное наказание.

3. Непременное утешение.

Стих 28. Приближение к Богу — наша мудрость, честь, безопасность, мир, богатство.

Стих 28. Язык:

1. молитвы: «благо»;

2. веры: «возложил упование»;

3. хвалы: «чтобы возвещать».