73. История покинутой Церкви

Заглавие

«Учение Асафа». История страдающей Церкви всегда поучительна. Видя то, как верные уповали на Бога и боролись с Ним в тяжелые времена, мы понимаем, как нам следует вести себя в подобных обстоятельствах. Кроме того, мы узнаем, что испытания, выпадающие на нашу долю, — это вовсе не случайное приключение, а следование истинной стезей воинства Господнего.

Композиция

В стихах 1—11 поэт описывает горести народа Божьего и вред, причиненный ему врагами. Далее, в стихах 12—23, он взывает к Богу о помощи, напоминая Ему, что в прошлом Он всегда избавлял Свой народ. Очень сложно определить, является ли данный псалом пророчеством, предвещающим будущие беды, или же он был написан другим Асафом, жившим гораздо позже, после вторжения Сеннахирима или во время маккавейских войн. Первое предположение, однако, кажется мне вполне разумным.

Истолкование

1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище. 4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; 6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами; 7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.

9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое? 11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.

1. «Для чего, Боже, отринул нас навсегда?» Когда Ты оставляешь нас на время, мы мучаемся и стенаем, но если Ты отринешь народ Свой навсегда, это будет для нас невыносимым горем и бездной отчаянья. Взывать в час скорби: «Объяви мне, за что Ты со мною борешься?» великая мудрость, и чем дольше продолжаются наши несчастья, тем более мы должны вопрошать Бога о смысле этих страданий. Как правило, Бог отворачивается от того человека, который много грешит. Будем же всегда просить Бога открывать нам наши грехи, чтобы мы могли раскаяться в них, бороться с ними и отрекаться от них. Если Церковь перестает видеть лицо Божье, она не должна сидеть, сложа руки, но должна обратиться к поразившей ее деснице и смиренно ждать ответа, за что ее постигло такое наказание. С другой стороны, псалмопевец неправильно задает вопрос — в нем содержится два заблуждения. На следующие два вопроса может быть только отрицательный ответ: «Неужели Бог отверг народ Свой?» (Рим.11:1) и «Неужели навсегда отринул Господь» (Пс.76:8). Бог никогда не отвергает Свой народ и никогда не оставляет Его насовсем; гнев Его длится всего лишь мгновение, да и то — ради истинного покаяния и вечного блага избранных. Когда человек объят горем, он задает странные вопросы и воображает себе несусветные ужасы. Господь явил чудо благодати в том, что не отверг народа Своего. Он не любит никого бросать и всегда будет терпелив со Своими избранниками.

«Возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?» Мы — овцы пажити Твоей, и Ты печешься о нас; мы же бедны, неразумны и беззащитны. Сжалься над нами и приди к нам на помощь! Мы — всего лишь овцы; не гневайся на нас сверх меры. Гнев Божий поистине ужасен, и то, что он лишь теплится, а не пылает в полную мощь — безмерная милость. Мы должны просить Господа удалить от нас все напоминания о гневе Его, ибо для овец паствы Божьей нет ничего более мучительного, чем ощущать на себе немилость доброго Пастыря. Ослушаться Святого Духа — великий грех, и мы часто его совершаем. Стоит ли удивляться тому, что время от времени мы оказываемся под плотной завесой тумана.

2. «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле». Что может быть действенней, чем молитва об искуплении? О Боже, разве Ты не видишь кровавых отметин на Своих агнцах? Почему же Ты позволяешь волкам нападать на них? Бог стяжал Церковь издревле; еще до сотворения мира Агнец Божий был заклан ради искупления мира. Умерла ли прежняя любовь? Отказался ли Бог от Своих извечных намерений? Господь сам заповедал Израилю помнить о пасхальном Агнце, о червленых кровью дверных косяках и о победе над Египтом, так может ли Он забыть то, о чем сам заповедал помнить? Будем же напоминать Ему об искуплении и молиться единодушно. Покинет ли Господь тех, кого искупил собственной кровью, оставит ли тех, кого стяжал издревле? Никак. Обещания Божьи непреложны, ибо основаны на крестных муках и завете крови.

«Искупил в жезл достояния Твоего». Столь сладостная молитва нуждалась в дополнении и разъяснении. Святой народ — наследие Божье; может ли Он отказаться от собственного удела? Господь простирает над Церковью жезл Своего царства. Позволит ли Он врагу лишить Его этого жезла? Мы принадлежим Богу, и в этом наше утешение: тьма расступается, когда мы вспоминаем о том, что для Господа мы драгоценны, что Он над нами царствует и желает с нами общаться. Никто по доброй воле не откажется от своего наследства, ни один монарх не отдаст своих владений. Мы веруем, что Царь царствующих сохранит наследие Свое и не позволит врагам вторгаться в него.

«Эту гору Сион, на которой Ты веселился». Господь сделал Сион местом Своего особого присутствия на земле, местом обитания Своей славы, а это еще одна причина надеяться на избавление Иерусалима. Осквернят ли язычники своим присутствием храм Иеговы? Услышит ли престол великого Царя кощунства врагов? Если Святой Дух сделал наши сердца Своим пристанищем, то может ли Он оставить их на милость дьявола? Если Он освятил нас Своим присутствием, то может ли теперь покинуть Свой престол? Упаси Боже! Следует отметить, что автор псалма, говоря о горе Сион как о месте обитания Господа, очевидно, имел в виду не скинию Давида, а храм Соломона. Здесь описывается разрушение величественного сооружения, воздвигнутого в царствование Соломона. Видевшие славу великого и бесподобного храма не могли не плакать, взирая на то, как язычники превращают великолепное здание в груду руин.

3. «Подвигни стопы Твои к вековым развалинам». Псалмопевец с трудом мог смотреть на развалины Сиона: они вызывали в его душе чувство безнадежности. Царящая в стране разруха, казалось, никогда не кончится. Но псалмопевец возносит к Богу просьбу о помощи. Допустит ли Господь Бог, чтобы Его земля превратилась в пустыню, а Его дворец — в груду развалин? Пока Он не придет на помощь, все останется по-прежнему. Только Он может исцелить раны Сиона, и потому псалмопевец просит Господа поскорее вмешаться в судьбу избранного народа. «Все разрушил враг во святилище». Каждый камень взывал к Господу; все вокруг свидетельствовало о злодеяниях безбожных язычников, в святилище тоже царила разруха. Может ли Господь терпеть подобное зло? Разве не вступит Он в бой с врагами, бросившими Ему наглый вызов и втоптавшими Его славу в грязь? Верующий даже в самых отчаянных обстоятельствах знает, о чем молиться. Даже развалины храма становятся в его руках орудиями, при помощи которых он осаждает врата небес; молитвы его бьют в стены небесного града, словно исполинские тараны.

4. «Рыкают враги Твои среди собраний Твоих». Там, где некогда раздавались ангельские песни, слышится злобный рев врагов. Жестокие злодеи обрушиваются на святых, словно свирепые львы, когда те собираются на богослужения. Они презирают священные собрания, и оскверняют их своими вторжениями и богохульствами. Сколько раз Церкви приходилось слышать рычание лютых врагов во времена гонений и бурного распространения ересей! Да сохранит нас Господь от подобных напастей! Кроме того, Церковь оскверняется присутствием лицемеров. Упаси нас Господи от кощунственных речей! «Поставили знаки свои вместо знамений наших». Над жертвенником Господа были водружены вражеские стяги как богохульный символ победы над Израилем и унижения побежденных и их Бога. Паписты, ариане и современные либералы— все совершили это зло в свое время. Суеверия, безбожие и плотская мудрость всегда притязали на место Христа и приносили Церкви много неприятностей. Внутренние враги всегда намного опаснее, чем внешние. На место истины приходит заблуждение, люди обманываются и идут прямой дорогой в погибель. Как иудей содрогался при виде языческих фетишей, водруженных в святом месте, так и протестантская церковь содрогается, когда видит в своем лоне католическое безумие, когда с ее кафедр вместо истины Божьей провозглашается философия и обольщение.

5. «Показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева». Некогда люди рубили лес для постройки храма, а теперь секирам найдено иное употребление: потомки древних зодчих поднимают секиры на разрушение. В прежние времена отцы нещадно рубили ересь под самый корень и сражались с лесом заблуждений, а их сыновья, увы, уничтожают истину и обращают в руины все то, что возвели их предки. О старые добрые времена! Если бы только в современной Церкви вновь появилась секира Лютера и Кальвина!

6. «И ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами». Захватчики разрушали с таким же усердием, с каким строители строили. Уничтожение великолепных украшений храма было великим варварством, но вандалы были бесчувственны и безжалостны и не оставили камня на камне. И в наше время вандалы разрушают Церковь Божью и Евангелие секирами и бердышами. Современный критицизм безжалостно крушит великие истины Божьи, несмотря на то, что они намного более прекрасны, чем резьба древнего храма. Надменные готы разбивают вдребезги драгоценные истины, вдохновлявшие и подкреплявшие страждущих на протяжении веков. Они называют себя учеными мужами, но в действительности не знают даже основ вероучения. Своими ядовитыми насмешками и хитроумной философией они подрывают веру многих, и, если бы было возможно, ввели бы в соблазн даже избранных. Ассирийцы, вавилоняне и римляне — это всего лишь предтечи грозных духовных врагов Церкви, которые тщатся сокрушить истину и истребить народ Божий.

7. «Предали огню святилище Твое». Разрушителям мало было секир и молотков — они прибегли к помощи огня. Злодеи злодействуют без меры. Богоненавистники не жалеют средств, когда речь идет об уничтожении Церкви. В наше время сердца человеческие так же ненавидят Бога, как и в прежние века. Если бы не сдерживающая сила провидения Божьего, святых по сей день сжигали бы на кострах. «Совсем осквернили жилище имени Твоего». Храм Божий был превращен в груду развалин; от него не осталось камня на камне. Когда слава Божья покинула Иерусалим и в город ворвались разъяренные римляне, святилище Израиля было предано огню и разрушено до основания. Если бы Бог не сдерживал силы тьмы, то же самое произошло бы и с Церковью Христовой. «Уничтожьте их, — говорят злобные враги, — сотрите с лица земли». Для Церкви осквернение — это все равно, что уничтожение. Враги жаждут наполнить Церковь скверной греха настолько, чтобы от ее истинной чистоты не осталось ни следа. Они хотят извратить ее сущность. Но даже если они могут повредить делу Христову хотя бы отчасти, уничтожить Церковь им не удастся никогда. Она переживет все их удары и все их поджоги. Бог держит всех псов ада на поводке, и в конце концов расстроит все их замыслы.

8. «Сказали в сердце своем: „разорим их совсем»». Слова эти были искренними, шли от сердца и не были пустыми угрозами. Аман, как и все тираны до и после него, жаждал полного истребления своих врагов. Если бы гонителей не сдерживала сила свыше, от народа Божьего уже давно не осталось бы и следа. Целью фараона было полное уничтожение евреев, однако они выжили, и будут выживать всегда. Священный куст Моисеев горел, но не сгорал. Церковь Христова прошла через крещение мученичеством и огнем, но в результате засияла еще ярче.

«И сожгли все места собраний Божиих на земле». Поскольку все собрания Божьи в земле израильской происходили в храме, с его уничтожением израильтяне потеряли единственное место для священных собраний. Одной из главных целей всех притеснителей во все времена было уничтожение тайных собраний. Не дайте им встречаться, и они рассеются — таким всегда был их девиз. Но, благодарение Богу, святые не зависят от стен. Они могут проводить свои встречи на склонах гор, в долинах, в катакомбах и на кораблях, плывущих по морю. Что же касается Израиля, то здесь гонения были столь жестокими, а действия врага столь успешными, что верным Божьим часто приходилось скитаться в одиночку, а священные собрания, если и проводились, то очень редко. В такие времена Господу Богу Саваофу возносились слезные молитвы и воздыхания о помощи. Какое великое благословение, что у нас есть возможность встречаться там, где нам хочется, и никто не может нам помешать!

д. «Знамений наших мы не видим». Бедные, несчастные израильтяне! Они не могли больше видеть урима и туммима на груди первосвященника. Слава Божья уже не сияла им с крышки ковчега. Со святой горы не понимался дым всесожжений, торжественные праздники были приостановлены и даже знамение обрезания, знак завета, и тот был запрещен злобным тираном. Верующим также известно, что такое остаться без знаков благодати и бродить во тьме. Церковь часто теряет знамения Господнего присутствия, и ее светильники остаются без масла. Что может быть печальней для народа, некогда шествовавшего за огненным столпом?

«Нет уже пророка». Народ больше не слышал пророчеств. Прозорливцы никого не одобряли своими предсказаниями; музыканты не пели своих утешительных песен. Как ужасно положение народа, когда голос благовестников умолкает и наступает жажда по слову Божьему. Богом поставленные служители так же нужны народу Божьему как насущный хлеб, и горе тому собранию, в котором нет верного пастыря. Боюсь, что из всего множества ныне действующих служителей небесный огонь коснулся уст и сердец всего лишь горстки людей. «И нет с нами, кто знал бы, доколе это будет». Если бы кто-то предсказал конец нашим бедствиям, их можно было бы хоть как-то перенести, но когда никто не видит конца и не может сказать, когда придет избавление, беды кажутся нестерпимыми, а горе непереносимым. Но благодарение Богу, Он не оставляет Церковь Свою без утешения в годину испытаний. Будем же молиться Ему о том, чтобы утешительное слово всегда достигало наших ушей. Слово Божье часто подвергается осмеяниям и хулениям, и потому Бог в любой момент может навести на землю голод по слову Божьему. Господи, долготерпи нас по милости Своей и не лишай слова жизни!

10. «Доколе, Боже, будет поносить враг?» Боже, я не знаю, доколе Ты будешь допускать злодейства. Времена и сроки в Твоих руках. Когда имя Божье хулится, мы имеем все основания надеяться на то, что Господь услышит с неба и воздаст врагам за все их кощунства. Господь дал злу большую свободу действий и временно удерживает Свое справедливое отмщение. У Него Свои причины для промедления; Он действует только тогда, когда приходит срок, однако в конце концов все увидят, что Он никогда не медлил с исполнением обещания.

«Вечно ли будет хулить противник имя Твое?» Будет ли враг хулить имя Твое, пока не упадет замертво? Восстанешь ли Ты на защиту имени Своего и пресечешь ли злые языки? Вечно ли Ты будешь терпеть насмешки кощунников? Будет ли конец святотатству и ругательствам? Конец будет, но произойдет это не обязательно скоро. Есть время грешить, есть время терпеть, а есть время мстить. Грядет день отмщения, и тогда!..

11. «Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою?» Господи, почему Ты бездействуешь, почему проявляешь безразличие к собственной славе и безопасности Своего народа? Как смел, почти дерзок, псалмопевец в молитве! Не грешит ли он? Вовсе нет. Грешим мы, когда молимся вяло и апатично. Царство Божье усилием берется, и всякий, кто прилагает усилие, будет услышан. Нет ничего дурного в том, что мы спрашиваем Бога о причинах Его промедления и временного триумфа врагов. Эти вопросы могут навести нас на весьма ценные размышления.

«Из среды недра Твоего порази их». (В англ. «Оторви руки от Своей груди». — Примеч. ред.) Очень смелая метафора! Но когда человеку грозит смерть, он готов рисковать. Когда нам кажется, что Бог сложил руки, мы не должны складывать свои, но, напротив, должны неотступно просить Бога о том, чтобы Он восстал на войну. О если бы молитвы истинных христиан совершались с большей ревностью! Тогда мы непременно увидели бы чудеса Божьи. Перед нами — образец ревностной и даже иступленной молитвы. Она смиренна, но одновременно ревностна, дерзновенна, искренна и действенна. Бог не может остаться безучастным к таким мольбам. Когда мы неотступно возносим к Нему наши искренние прошения, Он не замедлит ниспослать нам Свои обильные милости.

12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; 14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни;15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.

16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.

20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия. 21 Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.

Рассказав Богу о своих тяжелых обстоятельствах, псалмопевец перешел к доводам иного свойства и стал просить Бога о помощи на основании Его прошлых милостей и могущественных избавлений.

12. «Боже, Царь мой от века». Какое утешительное исповедание! Верный Богу Израиль признает Господа своим Царем и Покровителем от века, и на этом основании просит Его о защите и избавлении. Если Господь действительно является единственным Владыкой сердец наших, то Он не замедлит явить нам силу. Если мы принадлежали Ему от века, то Он непременно спасет нас от нападок врага. «Устрояющий спасение посреди земли!» Господь был Спасителем Израиля с самых древних времен. Особое избавление устроил Он у Чермного моря. Ныне любой верующий может просить Господа о повторении сих древних чудес, о силе голгоф-ского креста, о поражении греха, смерти и ада. Бог, спасавший Свой народ издревле, не оставит его и теперь. Каждое новое чудо убеждает нас в том, что начавший доброе дело будет совершать его до полного избавления нас от греха. Все Свои деяния Господь совершал открыто — враги видели их. Чудеса Божьи — не обман и не иллюзия, а посему во всех испытаниях мы молимся о явлении силы Божьей и вскоре обретем ее.

13. «Ты расторг силою Твоею море». Господь разделил воды Чермного моря могуществом десницы Своей. Об этом древнем чуде в Израиле говорили постоянно. «Ты сокрушил головы змиев в воде». Морские чудовища, привыкшие к водной среде, оказались на сухой земле. Дивные обитатели морских пещер и гротов лишились родной среды обитания и с сокрушенными головами лежали на обнажившемся морском дне. Даже фараон, этот древний змей, встретил здесь свой конец, и глава египетского царства пал под ударами божественного жезла. Точно так же Помазанник Божий поразил в голову древнейшего змея, и теперь нам уже не грозят волны гнева Божьего. Мы проходим через это море по сухой земле. Сегодняшняя вера всегда основывается на вчерашних милостях.

14. «Ты сокрушил голову левиафана». Все это совершил Господь. Великий дракон Египта был поражен; Господь отсек его надменные головы. Господь Иисус — наш истинный Геракл, поправший многоголового дракона. Это Он уничтожил восставшую из ада гидру. «Отдал его в пищу людям пустыни». Не только дикие звери получили пользу от трупов египтян; люди, жившие в пустыне, и те получили свою долю добычи. Кроме того, сам Израиль обогатился останками своих утонувших врагов. Как же часто напасти обращаются нам во благо! Левиафан жаждал поглотить нас, но сам лежит пораженный, и из его трупа мы черпаем сладкий мед. Не будем же унывать: многоголовое зло будет уничтожено, чудовищные трудности будут преодолены, и все обстоятельства обратятся нам во благо.

15. «Ты иссек источник и поток». Воды Иордана были разделены точно так же, как воды моря. Господу не трудно повторять свои чудеса: то, что Он сделал с морем, Он может сделать и с рекой. Тот, кто сумел преодолеть большее препятствие, сумеет преодолеть и меньшее. Очевидно, что под источником имеется в виду рассеченная скала, из которой неиссякаемой струей потекла вода. Господь открывает для нас источники даже посреди сухой и безводной земли. «Ты иссушил сильные реки». Господь раздвинул воды могучих рек — не просто ручьев, которые то текут, а то пересыхают. Даже могучий Иордан расступился перед могуществом Господа и на время обнажил свое дно. В этой песне так часто употребляется местоимение «Ты», что мы понимаем, что главная ее тема — Бог. Все молитвы направлены только к Нему. Псалмопевец надеется на то, что Господь, совершивший великие дела в прошлом, не откажется снова явить Свое могущество и помочь человеческой нужде.

16. «Твой день и Твоя ночь». Времена и сроки в Твоих руках. Ты посылаешь нам благоденствие и бедствие. Ты владычествуешь над тьмой, и одного Твоего взгляда достаточно, чтобы озарить ее светом. Господь, не замедли прийти на помощь народу Своему, исполни слово Свое. «Ты уготовал светила и солнце». Ты, Господи, — источник света и сам свет. В Твоих руках наша жизнь и средства, через которые мы ее получаем. Власти Твоей нет предела. Яви же могущество Свое, Господи, и возвесели Свой народ. Да взойдут плоды Твоей святой милости. Скажи: «Да будет свет», и свет рассеет нашу тьму.

17. «Ты установил все пределы земли». Все пределы земли и моря положены Тобой. Ты провел границы континентов и островов. Обратите внимание, что посредством местоимения «Ты» псалмопевец снова привлекает наше внимание к Богу как к первопричине всего происходящего в мире. Он ни слова не говорит о естественных законах природы или о силах, изначально присущих мирозданию. Везде и всюду действует один Господь. Как было бы хорошо, если бы все наши ученые одновременно были и богословами! Тогда бы мы воистину увидели Господа, управляющего Своей вселенной. Псалмопевец взывает к Богу, установившему пределы моря, зная, что Он может с легкостью поразить его врагов. Тот, кто провел границы континентов, способен вступиться за избранных Своих. «Лето и зиму Ты учредил». Верни нам, Господи, лето благости Твоей. Мы знаем, что все перемены от Тебя, и мы уже вкусили тяготы Твоей суровой зимы, так дай же нам насладиться теплой улыбкой лета. Бог благодати является Творцом природы, а следовательно, печали наши непременно уступят место радости, как времена года неизменно сменяют друг друга. Очень скоро мы увидим яркие цветы надежды, из которых вырастут сочные плоды радости.

18. «Вспомни же: враг поносит Господа». Они возвели хулу на Творца неба и земли, очернили Его славу и презрели Его величие. Господь — ревнитель Своей славы, и потому слова псалмопевца, несомненно, побудят Его к действию. Мы сразу вспоминаем молитву Иисуса Навина: «И что сделаешь тогда имени Твоему великому?» «Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Раб-сака, которого послал царь… хулить Бога живого?» Иегова ревнует о славе Своей и никому не позволит очернить ее. В этом наша твердая надежда. «И люди безумные хулят имя Твое». Псалмопевец указывает на безумие врагов Божьих. Нечестивцы глупы — так можно ли позволить глупцам хулить Господа и притеснять Его народ? Могут ли жалкие грешники безнаказанно поносить Господа и бросать Ему вызов? Когда нечестивцы становятся слишком дерзкими, это значит, что погибель их уже близка. Надменность — это верный признак скорого созревания зла, после чего следует неизменно гниение. Не стоит завидовать нечестивым, умножающим зло и утверждающимся в гордыне своей, ибо их надменность есть не что иное, как признак их скорого истребления.

19. «Не предай зверям душу горлицы Твоей». Церковь Твоя беззащитна, как хрупкая горлица, и все же враги не могут прикоснуться к ней без Твоего позволения. Не предай души ее хищным зверям, готовым растерзать ее на куски своими клыками. Церковь — это горлица, голубица, не отдавай ее на милость врагов. Защити слабых, смилуйся над ними. Все мы можем молиться Богу подобными молитвами и уповать на Его ответ, ибо Господь весьма милостив и благ.

«Собрания убогих Твоих не забудь навсегда». Они ищут Тебя повсюду, ибо они очень бедны. Более того, они — избранное Тобой священное собрание. Не оставляй их надолго, не скрывай от них лица Своего. Призри на немощь и убогость их и посети обездоленный народ Свой. Каждый из нас может просить Бога о том же, когда оказывается в тяжелых обстоятельствах и желает снова обрести благоволение Господа.

20. «Призри на завет Твой». Завет Господа с человеком — это ключ к райским вратам. Бог — не человек, чтобы Ему лгать. Он не изменит Своих обещаний и не отречется от слов уст Своих. Бог обещал благословить семя Авраама и сделать их благословением, и псалмопевец просит Господа вспомнить Свой завет. Так и каждый из нас может просить Бога об исполнении обещаний нового завета в Иисусе Христе. Какое утешительное слово! Дорогой читатель, взываешь ли ты к Господу: «Призри на завет Твой»?

«Ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия». Тьма — подходящая среда обитания для хищных зверей, а невежество — естественная среда для насилия. В какой-то мере весь мир лежит во тьме, а значит, враги подстерегают народ Божий повсюду. Но есть места, в которых тьма суеверий и безбожия висит плотной и непроглядной завесой. Там ярость против Божьего народа граничит с безумием. Но разве не возвестил Господь, что вся земля будет полна славы Его? Может ли земля наполниться Его славой, если Он вечно будет попускать беззаконие? Воистину Господь восстанет и положит конец притеснениям и насилию. Данный стих — пример действенной миссионерской молитвы.

21. «Да не возвратится угнетенный посрамленным». Сокрушенные и израненные, они, тем не менее, возвращается к Тебе с твердой верой. Не дай им постыдиться в своей надежде, не оставь их. «Нищий и убогий да восхвалят имя Твое». Скоро ответь на молитвы их, и сердца их возвеселятся, и они воспоют Тебе песни радости. Уповающие на Господа никогда не постыдятся, ибо сказано: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

22. «Восстань, Боже, защити дело Твое». Воздай хулителям за все их насмешки; изреки слово, которое истребит и кощунства, и кощунника. Суды Господни — грозный ответ на вызов врагов. Он сокрушает империи и поражает гонителей в самое сердце. Он сам защищает Свое дело, ибо никто не мог бы защитить его так же, как Он. Господи, поборись за нас! Исход сражения висит на волоске, но одного Твоего взгляда, одного Твоего слова достаточно для того, чтобы водрузить знамена победы над поверженным врагом. «Вспомни вседневное поношение Твое от безумного». Псалмопевец просит Бога вспомнить, как безумец поносил Его. Богохульники утратили всякий разум: они поносят Бога каждый день. Верующий же даже в богохульных устах дракона может почерпнуть тему для молитвы; он приводит Господу в качестве веского довода кощунственные речи безумцев.

23. «Не забудь крика врагов Твоих». О великий Воин, услышь крик врага и вступи в бой! Они бросают Тебе вызов; прими же его и порази их Своей могущественной десницей! Если сыновья взывают к Тебе недостаточно громко, то услышь хотя бы крики врагов и затвори их уста навеки. «Шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается». Нечестивые поносят Тебя и народ Твой; хула их громогласна и непрестанна. Они бросают вызов Тебе, всемогущему Богу; они смеются над Тобой, потому что Ты не отвечаешь им. Они умножают беззакония и добавляют грех к греху. Ярость их грохочет как надвигающаяся гроза. Чем же все это кончится? Какой еще грязью враги обольют Тебя и Твой народ? Боже, доколе будешь терпеть? Почему не возревнуешь Ты о собственной славе? Большая часть заметок по этому псалму была составлена мной в Риме (в ноябре 1871 года), пока я наблюдал за царящим в церкви идолопоклонством и размышлял над судьбой миллионов убитых святых. Господи, когда же Ты очистишь землю от этих богохульных злодеев-священников и ввергнешь вавилонскую блудницу в геенну огненную? Церковь Божья не должна прекращать своих молитв, доколе Господь не явится на суд и не поразит антихриста духом уст Своих.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Немилость Божья как факт.

2. Бог оставляет нас лишь на мгновенье, а нам кажется, что на всю вечность.

3. Даже когда Бог оставляет нас на время, мы все равно остаемся Его уделом: «овцы пажити Твоей».

4. Мы должны спрашивать Бога о причинах Его немилости и действовать соответственно.

Стих 2.

1. Взаимоотношения Господа и Его народа:

1) Господь избрал;

2) искупил;

3) пребывает в сердце.

2. Молитва, возникающая из этих взаимоотношений: «вспомни».

Стих 3. Беды Церкви:

1. враги Церкви;

2. беззакония в Церкви — лучшее оружие врага;

3. от беззаконий в Церкви страдают как немощные святые, так и те, кто еще ищет Бога. Грех Церкви — причина отсутствия мира, должной молитвенной жизни и надлежащих служений;

4. спасти Церковь может только Бог.

Стихи 3—4. Сила молитвы.

1. Сначала было:

1) разрушение: «вековое»;

2) осквернение;

3) крики врагов: «рыкают враги»;

4) демонстрация силы врагов: «поставили знаки свои».

2. Потом было:

1) мольба;

2) Божья помощь пришла скоро.

Стих 4. «Знаки свои». Лукавый пытается подменить истину ложью.

Стих 5. Истинная слава — строить для Бога с усердием, дерзновением, прилежанием и умением.

Стих 6. Варварские действия против истины Божьей.

Стихи 6—7. Опасности, угрожающие Церкви:

1. искажение учения и поклонения: «резьбы»;

2. дух распрей и разделений;

3. осквернение грехом.

Любая из этих опасностей может оказаться фатальной. Церковь должна бодрствовать и молиться.

Стих 8. Уничтожение сельских церквей — цель наших врагов. Какой вред враг наносит. Предотвращение злодеяний — наш долг. Нечестивцы прибегают к взяткам, насилию и т. п. Правильный способ поддержки малых церквей.

Стих 9 (первая часть).

1. Знамения — это знаки особого расположения Господа.

2. Эти знамения можно видеть, когда Бог Святой Дух милостиво показывает их.

3. Иногда эти знамения увидеть нельзя, поскольку они скрыты плотной завесой тьмы.

Стих 10. Молитва о пробуждении:

1. хула на Бога;

2. к чему она ведет;

3. когда Бог начинает мстить.

Стих 12.

1. Абсолютная власть Бога-Вседержителя.

2. Его власть вечна.

3. Наша преданность Богу как Царю.

4. Деятельное царствование: «устрояющий».

5. Милостивое царствование: «устрояющий спасение».

6. Расположение Его царства: «посреди земли».

Стих 14. Победа Бога над нашими врагами и наши благословения.

Стих 15. Вода из скалы — доказательство Божьей щедрости и заботы.

Стих 16. Бог руководит всеми событиями.

Стихи 16—17.

1. Бог благодати — это Бог, сотворивший природу: «Твой день».

2. Бог, сотворивший природу, — это Бог благодати: Его мудрость, сила и верность.

Стих 19. Душа верующего подобна горлице.

Стих 20.

1. Языческие народы: «мрачные места земли». Они лишены света откровения, хотя и имеют свет творения, разума, совести и философии, как Греция и Рим.

2. Их состояние: «наполнились» насилием: насилие в обществе и в личной жизни. См. Рим.1: «Осуетились… омрачились… обезумели».

3. Их участие в завете. То, что они могут вступить в завет, явно из обещаний и пророчеств, например: «И дам народы в наследие Тебе».

4. Ходатайство за них: «призри», «пошли свет».

Обращение мира к Господу будет ответом на молитвы Церкви.

Стих 22. Бог защищает дело Свое, посещая народы и отдельных людей,

а также производя чудесные обращения и пробуждения.

Стих 22.

1. Наше дело славно, так как принадлежит Господу.

2. Наше дело будет успешно, потому что Он продвигает его.

3. Надежда посреди гонений: Бог восстанет, чтоб защитить дело Свое.