Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10401 Все тексты автора Чарльз Сперджен
79. Псалом плача
Заглавие
«Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф». Уже в четвертый раз встречается нам заглавие «шошанним-эдуф», «на лилиях». Точно так же начинались псалмы 44, 59 и 68. Смысл этого заглавия установить едва ли возможно, но предположительно оно указывает на особый поэтический лад и великолепный слог псалма. «Эдуф» означает «свидетельство». Псалом представляет собой свидетельство о Церкви и называет ее лилией среди терний. По мнению некоторых переводчиков, это заглавие означает шестиструнное музыкальное орудие, поэтому Шлойснер переводит его как «гексаккорд свидетельства». Возможно, будущие исследования помогут нам проникнуть в «тайну музыкальных сказаний на арфе». Так или иначе, из данного заглавия можно понять, что в древнем мире священные песнопения были в большой чести. «Псалом Асафа». Судя по всему, псалом был написан другим Асафом, жившим в тяжелые времена. Если же он был написан Асафом, служившим при дворе Давида, то он является пророческим, поскольку в нем говорится о событиях, к которым Давид не имел никакого отношения.
Композиция
Повтор «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!» делит псалом на три части. В стихах 2—4 содержится вступительное обращение к Господу Богу Израилеву. В стихах 5—8 псалмопевец оплакивает национальное бедствие. В стихах 9—20 тот же плач раздается из уст народа, образно представленного в виде виноградной лозы. Перед нами псалом плача.
Истолкование
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
2. «Пастырь Израиля! Внемли». Услышь блеянье Своего страждущего стада. Псалмопевец назвал Господа «пастырем Израиля», поскольку это имя внушало надежду и давало утешение. Сокрушенный дух радуется, когда слышит звуки, пробуждающие надежду. Патриарх Иаков с великой радостью называл Бога пастырем Израиля; возможно, когда псалмопевец писал этот стих, он вспоминал предсмертное изречение праотца: «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева». Мы можем быть уверены в том, что Господь, милостиво согласившийся стать Пастырем для народа Своего, никогда не отвергнет их жалобных молитв.
«Водящий, как овец, Иосифа». Здесь народ Божий назван именем прославленного сына Иакова, который стал для племен израильских вторым отцом, ибо кормил и содержал их в Египте. Возможно даже, египтяне знали потомков Иакова под именем «род Иосифов». А коль так, то псалмопевец вполне оправданно использовал здесь это имя. Кроме того, под именем Иосиф могут подразумеваться десять колен Израилевых во главе с Манассией. Господь вел, направлял и пас все племена израильские, и потому псалмопевец взывает к нему как к «водящему Иосифа». Глядя на то, как Господь вел народ Свой в прошлом, мы можем черпать надежду на Его действенную помощь в настоящем и будущем.
«Восседающий на Херувимах, яви Себя». Благодатное присутствие Господа пребывало над крышкой ковчега, между херувимами, и потому все наши прошения должны направляться именно туда. Благодать Господня может быть дарована нам только там, где она была явлена. Будем же призывать имя Господа Иисуса Христа непрестанно, ибо только Он является для нас истинным престолом благодати, к которому мы можем приступать с дерзновением. Только через Него Бог может дать нам Свою спасительную славу. Более всего мы боимся лишиться присутствия Господня и более всего надеемся на Его возвращение. В тяжелые времена Израиль уповал на Господа, зная, что присутствие великого Пастыря восполнит все их нужды.
3. «Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас». Упоминать в молитве имена святых — великая мудрость, ибо все они дороги Господу. Иисус Христос носит имена братьев и сестер в сердце Своем. Как отец не может быть равнодушным к детям своим, так и Господь не может не благоволить к Своему уделу. Псалмопевец упомянул три родственных колена: Ефрема и Манассию, сыновей Иосифа, и Вениамина, младшего сына Рахили. Пока Израиль блуждал по пустыне, эти три колена ходили непосредственно за ковчегом. В своей молитве Асаф просит Бога Израиля вступиться за своих избранников, изгнать врагов их от лица их и спасти Свой удел. О, если бы и ныне Господь оказал милость всем частям вселенской Церкви и явил спасение всем ее племенам. В молитвах своих мы должны упоминать не только свою деноминацию, но и все другие части единой Церкви Божьей.
4. «Боже! восстанови нас». Псалмопевец просит не столько о том, чтобы Бог изменил обстоятельства их жизни, сколько о том, чтобы Он изменил их самих. Если в нашем сердце царят мир и праведность, то никакие беды не будут казаться нам невыносимыми. Самые лучшие перемены — это изменения в характере. Если Господь меняет сердца детей Своих, то скоро Он изменит и их обстоятельства. Только Господь мог сотворить мир, так же только Он может совершить чудо — обратить человека. Если уже обращенный человек отходит от Господа, то вернуть его на путь истинный может только сам Бог. Как первое, так и все остальные обращения человека производятся Богом. Воистину, если Господь хочет восстановить душу мою, то делает это по благодати.
«Да воссияет лице Твое». Боже, будь милостив к Нам, дай нам увидеть светлый Твой лик! Именно так священники Ветхого Завета благословляли народ израильский. Это же благословение Бог даровал нам через Первосвященника и Посредника нашего Иисуса Христа, и мы можем дерзновенно просить Его о нем. «И спасемся!» Все, что израильтянам нужно было для спасения, — это светлый лик Божий. Одного милостивого взгляда Господа достаточно, что превратить Тофет в райский сад. Какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, как бы жесток ни был враг, когда мы видим перед собой светлый лик Господа, мы уверены в победе и скором избавлении. Молитва этого стиха весьма поучительна. Все мы время от времени блуждаем, как овцы, и потому все должны взывать: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся».
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5. «Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?» Доколе дым гнева Твоего будет поглощать молитвенные воскурения Твоего народа? Молитвы наши поднимаются во святилище, но им мешает гнев Твой. Когда Бог гневается на нас за грехи, в этом нет ничего удивительного, но что может быть ужасней гнева Божьего, пылающего против наших молитв? «Доколе?» — вопрошает страждущий. Доколе Господь и Царь всех воинств, который может спасти Свой скорбящий народ, будет медлить с ответом?
6. «Ты напитал их хлебом слезным». Народ Твой ест хлеб, перемешанный со слезами. Их трапезы, которые некогда были веселыми и многолюдными, теперь более похожи на поминки, куда каждый приходит со своим собственным горем. Прежде народ Твой питался пшеничным хлебом, а ныне Ты сам подаешь ему хлеб, напитанный слезами. «И напоил их слезами в большой мере». Слезы стали их пищей и питьем. Чаша их наполнилась слезами до самых краев, они плавали в океане горя и стенаний, и все это было ниспослано им Господом. Они принимали страдания не от рук врага, а от Бога Израилева, не желавшего вступиться за Свой удел. Слезный хлеб в гораздо большей степени является результатом проклятия, чем хлеб, зарабатываемый в поте лица, однако любовь Божья обратит его в великое благословение для душ наших.
7. «Положил нас в пререкание соседям нашим». Эдом и Моав, заклятые враги и лютые завистники Израиля, превозносились над страждущим народом и спорили о том, как разделить между собой его пределы. Что может быть болезненней, чем насмешки из уст соседей, особенно для тех, кто всегда был достоин чести в гораздо большей степени, чем они, и всегда претендовал на благоволение Господа? Завистливые соседи — худшие из врагов. «И враги наши издеваются над нами». В несчастном положении избранного народа они находили повод для веселья, в их трагедии — фарс, в море слез — пищу для насмешек, в страданиях — причину для издевок. Смеяться над чужими страданиями — забава сатаны: точно так же забавляется лежащий во зле мир. Семя змея во всем следует примеру своего прародителя и находит великую радость в страданиях невинных.
8. «Боже сил! восстанови нас». Псалмопевец вновь обращается к Господу и называет Его «Боже сил». Чем чаще мы приближаемся к Богу в молитве и размышлениях, тем возвышеннее наше представление о Нем.
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. 11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; 12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. 15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; 15 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, 19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9. «Из Египта перенес Ты виноградную лозу». Израильтяне жили в Египте в той местности, где почва была неплодородна. Воды Нила не орошали виноградник Господень, а напротив, несли смерть его корням. Египтяне презирали насаждение Бога и вытаптывали его. Но Господь Своей могущественной десницей вырвал виноградную лозу из рук безжалостных рабовладельцев и пересадил ее в благословенную почву. «Выгнал народы и посадил ее». Господь выкорчевал семь ханаанских народов, прежде чем насадить лозу Израиля. Он очистил землю от старых и гнилых деревьев, стоявших там издревле, вырвал с корнем дубы васанские и вместо пальм Иерихона насадил избранный виноградник. Израиль обитал в земле обещанной безопасно, ибо был посажен там божественной мудростью и провидением. Он был мал числом, слаб, во всем зависим от Господа и часто неверен своему Вождю. И, тем не менее, он оставался избранным народом, и Господь знал, что Его непрестанными заботами и великой силой, виноградник Израиля со временем принесет добрый плод.
10. «Очистил для нее место». Господь очистил землю от сорняков, колючек и камней; аморреи и их сотоварищи по беззаконию, были вырваны с корнем и преданы огню. Воинства их были разбиты, цари казнены, города захвачены, и постепенно Ханаан превратился в участок плодородной земли, на которой и был посажен виноградник Господа. «И утвердил корни ее, и она наполнила землю». Корни Израиля утвердились, и, прижившись в новой земле, он зацвел полным цветом и стал расползаться направо и налево. Эта иллюстрация вполне применима к жизни любого верующего. Бог поместил нас в плодородную почву, и постепенно корни наши проникают в нее все глубже и глубже. В результате мы начинаем бурно расти и приносить обильный плод. К Церкви этот образ применим в еще большей степени: по благоволению доброго Виноградаря ветви Церкви каждую минуту распространяются по всему миру.
11. «Горы покрылись тенью ее». Виноградник Израиля распространился по всем холмам ханаанским, не упуская ни единой пяди плодородной земли. Народ Божий умножался так быстро, что скоро соседние народы стали ощущать его влияние, и тень его осенила их пределы. «И ветви ее как кедры Божии». Постепенно могущество народа израильского выросло настолько, что даже отдельные его колена ни в чем не уступали великим народам земли. В оригинале стих звучит так, как будто виноградник Господень обвил великие кедры. Как известно, виноградная лоза, вырастая, цепляется за деревья и обвивается вокруг них. Лоза, сумевшая обвить кедры Божьи и даже подняться над ними, воистину была великим чудом. Именно таким было процветание народа израильского в его благословенные времена. В царствование Соломона, например, малолюдный Израиль пользовался огромным почетом у всех народов земли. В истории Церкви также были периоды, когда слава ее была велика, а могущество ощутимо по всей земле.
12. «Она пустила ветви свои до моря». Могущество Израиля ощущалось по всему побережью Средиземного моря и даже за его пределами. «И отрасли свои до реки». Торговые караваны Израиля достигли великой реки Евфрат. В те времена слава народа Божьего была поистине великой и никогда не померкла бы, если бы не грех. Когда Церковь угождает Богу, влияние ее растет и распространяется по миру гораздо шире, чем можно было бы ожидать от столь немногочисленной группы людей. Но увы, когда Господь оставляет Церковь из-за ее грехов, она остановится бесполезной, ненужной и отвергнутой, как увядшая виноградная лоза, которая в ином состоянии была бы бесценна.
13. «Для чего разрушил Ты ограды ее?» Господи, Ты лишил защиты народ, который некогда пользовался Твоим покровительством. Для чего Ты сделал это? Лоза, не обнесенная забором, подвергается множеству опасностей; никто о ней не заботится, но, напротив, все ее нещадно обрывают. То же самое произошло и с Израилем, когда Господь предал их в руки врагов. Церковь за долгую историю своих отступлений не раз лишалась покровительства Божьего. «Так что обрывают ее все, проходящие по пути». В виноградник Господень вторгались то жестокие соседи, то банды мародеров: и те, и другие бессовестно обрывали насаждение Божье и не щадили его ветвей. Когда Бог с нами, враг не может причинить нам никакого вреда, но когда мы лишаемся Его защиты, у нас есть все основания бояться даже самого ничтожного врага.
14. «Лесной вепрь подрывает ее». Кабаны и вепри, как известно, любят вторгаться в чужие наделы. Вавилон ворвался в пределы Иуды и Израиля и опустошил их подобно дикому зверю, вышедшему из болот Евфрата. Свирепые народы, которых можно сравнить, пожалуй, только с лесными вепрями, осаждали народ иудейский до тех пор, пока он не пал под ударами их клыков, словно виноградник, разоренный дикими зверями. «И полевой зверь объедает ее». Удары один за другим сыпались на многострадальный народ, и Бог не вмешивался и не преграждал врагам путь. Страна постепенно превращалась в руины; молодые поросли винограда уничтожили лисы, вторгшиеся после нашествия вепрей. Бедная, несчастная земля! Какому унижению ты подверглась от рук врага! Его сокрушительных ударов не выдержали бы даже могучие дубы и кедры; так способна ли тонкая виноградная лоза выстоять в неравном поединке? Вот каковы последствия грехов против Господа — что может быть ужасней, чем лишиться Его защиты и покровительства?
15. «Боже сил! обратись же». Обратись к нам, Господи, и обрати нас к себе! Ты отринул нас из-за наших грехов; вернись к нам, Боже, ибо мы стенаем и жаждем Тебя. Если же мы просим Тебя о слишком многом, то обрати хотя бы Свое внимание на наши горести и посмотри на наши беды. «Призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». Не отвращай от нас взора Своего; мы — виноградник Твой и насаждение Твое; не оставляй нас совсем. О великий Виноградарь, воззри на опустошения, произведенные в пределах Твоих дикими зверями, и да исполнится сердце Твое жалостью, а рука — действием.
16. «Охрани то, что насадила десница Твоя». Неужели все труды Твои напрасны? Неужели все, что совершила десница Твоя, будет уничтожено? Сила Твоя и мудрость даровали народу Божьему великие чудеса, неужели Ты отвергнешь то, что насадила десница Твоя и оставишь на милость врагам отраду сердца Своего? «И отрасли, которые Ты укрепил Себе». Это молитва за воздвигнутого Господом вождя, за Мессию, которого издревле ожидал народ Божий. Хотя Господь оставил Свой виноградник, один маленький отросток остался нетронутым. Именно он стал тем побегом, из которого позже выросла другая лоза. Эти мысли побудили псалмопевца молиться об отрасли Господней, соблюдаемой благодатью. Будем же и мы молиться Господу о том, чтобы Он всегда прежде всего смотрел на Иисуса Христа и ради Него неизменно оказывал милость отвергнутой Церкви. Нет действенней молитвы, чем возносящая Христа к небесному престолу молитва: «Воззри прежде на Него, Боже, а затем помилуй меня грешного ради ран Господних».
17. «Он пожжен огнем, обсечен». Горе псалмопевца было невыразимым, и слова, слетавшие с его уст, часто было бессвязны. Виноградник Господа был подобен сожженному лесу; пожар оставил от избранной лозы лишь обугленные сучья. Острый топор обрубил все плодоносные ветви и зеленые поросли, а ствол рассек на несколько частей. Всюду царило запустение. «От прещения лица Твоего погибнут». Упрек из уст Господа для Израиля — все равно, что топор для виноградной лозы. Если благоволение Господа — это жизнь, то гнев Его — это вестник смерти. Одного гневного взгляда Иеговы достаточно, чтобы уничтожить виноградник Ефрема огнем неугасимым. Боже, сохрани церкви наши от подобной участи! Не обличай нас во гневе Своем!
18. «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей». Да почиет рука Твоя на истинном Вениамине, сыне десницы Твоей! Пошли нам мужа сильного, который мог бы привести нас к победе. Прославь Его, спаси нас и сотвори себе вечную славу. В этих словах, вне всякого сомнения, слышатся отзвуки мессианских ожиданий: именно с явлением Мессии иудеи связывали свои надежды на избавление. «Над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе». Облеки силою Своей мужа, которого Ты пошлешь для исполнения Своей благой воли. Господь всегда действует на благо человечества через человека. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых». Возвышение и падение целых народов зачастую зависит от действий одного-единственного человека. Наполеон стал орудием наказания для целого ряда народов, а Веллингтон спас человечество от жестокого тирана. Падший народ израильский восстанет благодаря человеку Иисусу Христу. Через Того, кто назвал себя Сыном Человеческим мир будет спасен от тирании дьявола и первородного проклятия. Господи, исполни Слово Свое мужу десницы Своей, умножающему Твою славу, и даруй Ему успешно исполнять волю Твою.
19. «И мы не отступим от Тебя». Следуя за истинным вождем, народ Божий сохранит верность своему Владыке. Благодать Божья произведет в них благодарение и тем самым дарует им послушание. Только во Христе мы можем неотступно следовать воле Божьей. Мы будем жить благодаря тому, что Он живет. Без Него мы обязательно отступим от пути истинного. «Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое». Если Господь даст нам жизнь посреди смерти, мы прославим святое имя Его. Иисус Христос — истинный вождь Своего народа; в Нем наша жизнь, и жизнь эта — свет. Он наша жизнь. Когда Он снова посетит души наши, мы оживем, восстанем из праха и будем благодарными устами восхвалять имя Триединого Бога.
20. «Господи, Боже сил! восстанови нас». Псалмопевец поднимается еще выше и обращается к Господу именем Иегова или «Сущий». С каждым днем вера наша ликует все больше и больше, и молитвы наши становятся более весомыми и исполненными благоговения. «Да воссияет лице Твое, и спасемся!» Погибшая лоза снова вырастет. Для Господа нет неразрешимых задач. Любую безвыходную ситуацию Он обращает в спасение; улыбки Господней вполне достаточно для того, чтобы восстановить страждущих. То, что человек не может совершить всем своим могуществом, Бог совершает одним благосклонным взглядом. Господи, даруй нам вечно видеть Твой светлый лик!
Советы проповедникам
Стих 2. Сравните, как Господь вел Израиль и как Он ведет Церковь.
Стих 3. Спасение исходит от народа Божьего, их молитв, трудов и ежедневного служения.
Стих 4. Два аспекта спасения:
1. обрати нас;
2. обратись к нам.
Стих 5. Молитвы, гневящие Господа.
Стих 6. Неприятная еда, «хлеб слезный»:
1. почему она была послана;
2. кто послал ее;
3. польза от такого рациона;
4. более приятные части этой диеты.
Стих 8. Обращение, приобщение, уверенность в спасении.
Стихи 9—16. Аллегорическое изображение Церкви как виноградника. Стих 13.
1. Ограждения вокруг Церкви.
2. Сломанные ограждения.
3. Плачевные последствия.
Стих 14. Злейшие враги Церкви. Откуда они пришли? Как от них защититься?
Стихи 18—19. Сила Божья, действующая во Христе, — причина неотступности святых.
Стих 19 (вторая часть). Чтобы поклонятся угодным Богу способом, надо иметь жизнь.