Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10397 Все тексты автора Чарльз Сперджен
53. Молитва о защите от смерти
Заглавие
«Начальнику хора. На струнных орудиях». Псалом был предназначен для исполнения на струнных инструментах. Мы должны овладеть самыми разными музыкальными орудиями и стать поистине искусными музыкантами, чтобы должным образом исполнять священные песнопения. Монотонность убивает церковное поклонение. Пути Господни многоразличны, и наши песни должны отражать это многообразие. «Учение Давида». Наши песнопения должны быть наставлением как для нас, так и для других. И в песнях должно быть наставление. Сочинения Давида были многочисленны и душеполезны. Жизнь его была полна событий и переживаний, и все они послужили к нашему благу, ибо сладостные гимны Псалтири уходят корнями в эти события. Сегодня эти песни так же актуальны, как и тогда. «Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: „Не у нас ли скрывается Давид?“» Заискивания зифеев перед Саулом были нарушением законов гостеприимства. Они готовы были пролить невинную кровь, только бы втереться в доверие царя. Давид поселился у них тихо, надеясь немного отдохнуть от нескончаемых скитаний; они же предали его. Давид обратился к Богу в молитве, и вера его была столь сильна, что скоро он ощутил безмятежную радость.
Композиция
Начиная с третьего стиха, перед которым стоит пауза «селах», псалмопевец возносит молитву к Богу. В остальных стихах он, отбросив все сомнения, воспевает гимн радости и торжества. Сильная вера убивает беспокойство и дает чувство безопасности.
Истолкование
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
3. «Боже! именем Твоим спаси меня». Ты — Спаситель мой. Вокруг меня одни враги и их пособники. Мне негде найти прибежище. Все земли отвергли меня и отказывают мне в пристанище. Ты же, Господи, укроешь меня в тени крыл Своих и избавишь от всех моих врагов «именем Твоим», то есть Твоей всеблагой сущностью. Пусть все Твои божественные качества помогут мне в этой беде. Пусть все совершенства Твоего великого имени придут ко мне на помощь. Разве Ты не поручился за мое спасение Своей славой? «И силою Твоею суди меня». Восстанови для меня справедливость, ибо никто, кроме Тебя, не способен на это. Ты можешь рассудить меня по правде и воздать за грех, совершенный против меня, державным могуществом Своим. Мы едва ли дерзнем обратиться к Богу, если мы не правы, однако если мы знаем, что можем не бояться Его правосудия, то смело предаем Ему свое дело.
4. «Боже! услышь молитву мою». Именно так святые во все века защищались от своих врагов. Пока Бог слышит наши молитвы, у нас всегда есть выход. Даже если все оружие мира бессильно против врага, к молитве мы можем прибегать всегда. Ни один враг не в силах расстроить замыслы Бога. «Внемли словам уст моих». Молитва вслух весьма полезна, ибо, когда мы произносим слова и разумом, и языком, то лучше осознаем происходящее. Но что толку молиться, если Бог не слышит молитв? Если Бог затворил уши, то совершенно все равно, говорим ли мы разумные вещи или несем чушь. Оказавшись в опасности, Давид не мог довольствоваться формальной молитвой, произнесенной по привычке. Ему непременно надо было, чтобы Бог услышал его, а иначе он стал бы жертвой своих врагов.
5. «Ибо чужие восстали на меня». Не имевшие никаких причин для ненависти восстали на Давида — люди, которым он не мог причинить вреда, ибо не знал их. Они были чужими как Давиду, так и Богу. Разве можно было позволить им досаждать благочестивому Давиду и грозить ему уничтожением? Ребенок всегда жалуется отцу, когда на него нападают чужие. Есть ли у них на это право? Пусть убираются прочь и занимаются своими делами.
«И сильные ищут души моей». Саул, этот тиран и гонитель, породил целую армию таких же, как он. Цари любят чеканить свое изображение и распространять его по всему свету. Он подал пример, и ему последовали другие. Они искали души Давида и жаждали его крови. Ненависть их была жестокой и неудержимой; они хотели уничтожить благочестивого мужа и не остановились бы на полпути. «Они не имеют Бога пред собою». Нечестивцы не знали Бога и потому не придавали значения правде и справедливости. Если бы они чтили Бога, то не предали бы невинную кровь, и Давид не уподобился бы загнанному оленю. Давид чувствовал, что корнем этой вражды было неверие. Благочестивые люди подвергаются гонениям ради Господа и должны молить Его о спасении именно по этой причине.
«Селах». Давид как бы сказал: «Довольно, сделаем паузу». Он слишком устал, изливая свой праведный гнев. Глубокое осознание несправедливости заставило его приостановить пение. Следует отметить, что, делая больше пауз, мы будем молиться с большим успехом. Как правило, мы слишком спешим, поэтому чем больше мы будем позволять себе пауз и тратить их на благочестивые размышления, тем больше в наших словах будет смысла, а в чувствах — страсти.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
6. «Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою». Давид видел, что враг окружил его со всех сторон, но, взглянув на тех, кто сражался вместе с ним, Он увидел среди них великого Помощника, чья помощь ценнее помощи целого мира. Давид обрадовался, узнав божественного Воина, и воскликнул: «Вот Бог помощник мой!» Воистину, эта тема радовала святых во все времена: могучий Господь защищает народ Свой. Сколько бы врагов ни восстало на нас, какой бы жестокой ни была их ненависть, Господь поднимает Свой щит и меч и приходит к нам на помощь. Когда Господь — защита наша, мы не боимся даже самого лютого врага. Господь среди тех, кто помогает душе моей. Царствующий Господь, великий Адонай, сражается на моей стороне. Этот великий Воин сильнее тройки храбрых, сильнее всех тех, кто избрал Давида своим вождем. Псалмопевец был полон святой уверенности в Боге и, чувствуя, что сердце его всецело предано Господу, был убежден, что Господь за него. В третьем стихе Давид просил Бога об избавлении, а здесь он благодарит Бога за поддержку. Прося об одной милости, нельзя забывать о том благе, которое мы уже имеем. Иметь друзей — великое благо, а иметь среди своих друзей Господа — благо наивысшее. Сколько бы ни было у нас друзей, все они — ноль, пока Господь не станет перед ними, подобно единице, чтобы сделать из них реальное число.
7. «Он воздаст за зло врагам моим». Они творили зло и получат по заслугам. Злоба никогда не останется без наказания. Снисходительность к гонителям была бы жестокостью по отношению к гонимым. Однако извечное правило непреложно: стрелы ненависти падут на голову тех, кто их выпустил. Сколько гонителей было убито отдачей собственного ружья! «Истиною Твоею истреби их». Эти слова были сказаны не в мстительном духе, но в духе согласия с обоснованным вердиктом справедливого Судьи. Пусть Твои предупреждения не будут пустыми; определения Твои справедливы и истинны, так пусть же они исполнятся. Это не личное желание Давида, это торжественные слова воина, познавшего лишения и боль, слова народного вождя, помазанного на царство, слова человека, воспитанного в школе Моисея, чей закон гласит: «Око за око, зуб за зуб».
8. «Я усердно принесу Тебе жертву». Я принесу жертву Богу от всего сердца. Давид был настолько уверен в Божьем спасении, что заранее дал обет. Его благодарность была столь велика, что он готов был наполнить все жертвенники Бога приношениями радостного сердца. Чем больше мы получили, тем больше должны отдавать. Угодны ли Богу наши жертвы, во многом зависит от того, приносим ли мы их от всего сердца, с желанием. «Доброхотно дающего любит Бог». «Прославлю имя Твое, Господи». Давид решил прославить Господа вслух, как если бы никакие жертвы не могли выразить его чувства. Он вознесет в благодарении то имя, которое ранее он упомянул в молитве (ст. 3). Смотрите, как прямо он обращается к Богу: «Господи». Иегова — главное имя, в котором Бог открылся Израилю, имя, которое пробуждает самые возвышенные чувства и рождает угодную Богу хвалу. Никто не может славить Господа так благоугодно, как те, кто познал ценность имени Бога во время скорби. Псалмопевец добавил: «Ибо оно благо». Эти слова можно понять двояко: Давид называет либо благим имя Бога, либо благой хвалу Ему. О, как полезно для души нашей постоянно восхвалять Господа! Нет большего счастья, чем хвалить Бога усердно и непрестанно. Хвала делает нас святыми. Хвала хороша, потому что она приносит пользу нам и окружающим. В пятом стихе Давид написал, что его враги не имеют пред собой Бога. Здесь он решительно отмежевывается от них и принимает решение всегда помнить о Господе, приносить Ему жертвы тельцов и жертву хвалы.
9. «Ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое». Давид надеялся, что, поскольку Бог избавлял его прежде, Он и теперь избавит его от врагов. Жизнь Давида была полна опасностей и безвыходных ситуаций, но Бог неизменно хранил его. Вспомнив эти великие избавления, Давид пожелал излить свою хвалу Господу. Он думал о милости Божьей, как о чем-то гарантированном и непреложном, и пел:
Новая песнь из уст моих льется,
Нежные звуки, любимые мной.
Слава, Всевышний, за всю Твою милость,
За благодать, что вкушаю с Тобой.
Господь, заключивший с нами новый завет, пообещал, что избавит нас от всех скорбей. Давайте же вознесем Ему торжественную хвалу уже сейчас, ибо Он верно хранит тех, кто уповает на Него. До сих пор обещания неизменного Бога всегда исполнялись, поэтому, когда мы вступим в неизвестность будущего, Он обязательно будет нашим покровителем и защитником. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему».
«И на врагов моих смотрело око мое». Давид знал, что смело посмотрит в глаза надменному врагу, посмотрит сверху вниз на тех, кто некогда презирал его. Это было для него делом справедливости, а не просто желанием отомстить. Его праведная душа ликовала при мысли о том, что ничем не спровоцированная, необоснованная злоба будет осуждена справедливым судом. Если бы и мы, как Давид, могли очистить сердце от всякой ненависти, то могли бы вместе с ним возрадоваться тому, что божественная справедливость спасает праведных и наказывает злопыхателей. В завершение давайте усвоим, что во всякой беде и во всякой опасности мы можем, как благочестивый Давид, прибегать к помощи Божьей, уповать, как он уповал, и петь те же самые хвалебные песни.
Советы проповедникам
Стих 3. В избавлении святых на карту поставлена слава и могущество Божье.
1. Если святые не будут избавлены, то пострадает и слава, и могущество Божье.
2. Если святые будут спасены, то это прославит славу и могущество Божье.
3. Мы можем всегда просить Бога о явлении Его славы и могущества, ибо они неизменны.
Стих 4. Самое главное в молитве:
1. что подразумевается под утверждением: «Бог слышит наши молитвы»;
2. как мы можем быть уверены, что Он слышит нас;
3. что делать, если у нас возникают сомнения;
4. что мы должны делать, когда Бог услышал нас.
Стих 5. Странные испытания:
1. не являются чем-то необычным:
а) для Бога они вполне обычны;
б) в истории Церкви их было множество;
в) когда мы их ожидаем, укрепившись благодатью, они не кажутся нам странными;
2. обновляют нашу жизнь:
а) открывают по-новому Бога;
б) напоминают давно забытые обещания;
в) выявляют наши скрытые способности;
г) учат новой хвале.
Стих 5 (вторая часть). Корень греха:
1. если бы нечестивые помнили о власти Господа, то не посмели бы грешить;
2. если бы они вкусили Его любовь, то никогда не захотели бы грешить;
3. если бы они были преображены в Его образ, то не смогли бы грешить.
Стих 6. Истина, вызывающая изумление:
1. Бог на моей стороне — незаслуженная благость;
2. Бог милостиво помогает мне — кто в силах Ему воспротивиться;
3. Бог помогает мне в реальных бедах — Он подкрепил душу мою.
Стих 8. Наши жертвы должны быть доброхотными, щедрыми, бескорыстными, радостными и постоянными.
Стих 8. Блаженство в прославлении благого имени.
Стих 9 (первая часть). Восклицание прощенного грешника, ликование спасенного, песнь зрелого христианина, крик прославленного верующего.