83. Жемчужина Псалтири

Тема и заглавие

«Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом». Данный псалом вполне заслуживает того, чтобы исполняться лучшими музыкантами. Ни одна мелодия не может надлежащим образом передать всю его сладость, никакая гармония не в силах выразить всего великолепия этих строк. Святые собрания в доме Божьем доставляют человеку больше радости, чем сладкое вино (как вы помните, слова, переведенные «на Гефском орудии», по всей видимости, означают «давильный пресс»). Даже для столь прославленных музыкантов, какими были сыны Кореевы, едва ли можно было найти песнь более изысканную, чем песнопение в честь священных празднеств Сиона.

Время и обстоятельства написания данного псалма не имеют особого значения. Я чувствую в этом псалме неповторимый дух царя Давида: эти дивные строки источают аромат горного вереска и необитаемой пустыни, в которой царь Давид, несомненно, проводил немало времени, пока был в военных походах. Этой изысканной оде нет равных среди прочих псалмов. Она светится мягким небесным светом, и потому по праву называется «жемчужиной Псалтири». Если двадцать второй псалом можно назвать самым популярным, сто второй — самым радостным, сто восемнадцатый — самым прочувствованным, пятидесятый — самым печальным, то восемьдесят третий — самый вдохновляющий из псалмов.

Паломничества к скинии Господней были неотъемлемой частью жизни древнего Израиля. В Англии, например, уже много веков совершаются паломничества к гробницам Фомы Кентерберийского и Богоматери в Уолсингэме, и это оказало значительное влияние на жизнь всего английского общества: стали строиться дороги, возводиться гостиницы, даже возникло новое литературное направление. Очевидно, что на жизнь древнего Израиля паломничества к святым местам оказывали не меньшее влияние. Израильтяне путешествовали семьями и на каждой стоянке присоединялись к другим семействам, отчего общее количество путешествующих паломников постоянно росло. Они делали остановки на солнечных полянах, пели радостные песни, вместе перебирались через топи и болота, их память постепенно обогащалась светлыми и незабываемые переживаниями. Всякий, лишенный возможности следовать вместе с другими паломниками к месту поклонения, а также участвовать во всеобщем богослужении, нашел бы в этом псалме подходящие слова для выражения своей печали.

Композиция

Мы будем делать смысловые остановки там, где их сделал автор, а именно на паузах, отмеченных знаком «селах».

Истолкование

2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! 3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. 4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

2. «Как вожделенны». Автор не стал описывать жилища Господни, потому что знал, что не сможет в полной мере выразить свои чувства. Собрания святых вожделенны для памяти, разума, сердца, глаз и души. На земле нет более утешительного зрелища, чем собрание верующих, славящих Бога. Несчастен тот христианин, который не находит в священных собраниях ничего вожделенного. «Жилища Твои». Скиния Господня имела несколько дворов. Все эти дворы вызывали в сердце Давида чувство восторга. Он любил и внешний и внутренний двор скинии — каждый канат, каждый занавес был для него драгоценностью. Находясь вдали от скинии, он с радостью вспоминал священный шатер, в котором обитал сам Господь Бог. Давид славил Господа радостными восклицаниями, мысленно представляя священные богослужения и его торжественные ритуалы. «Господи сил!» Скиния была дорога народу Божьему, потому что в ней пребывал сам Бог. Шатер Твой, Господи, разбит в центре стана, и рабы Твои собираются вокруг него и взирают на Тебя, как воинства взирают на шатер своего царя. Ты правишь Своим народом так милостиво, что они радуются Твоему благодатному присутствию. Ликующий сонм святых приветствует Господа Бога Саваофа и клянется Ему в верности.

3. «Истомилась душа моя». Душа моя жаждет встречи со святыми в доме Божьем. Желание Давида было глубоким и нестерпимым; душа его томилась, ожидая общения с Богом. Он провел столько времени вдали от скинии, что душа его истощилась. Давид томился любовью к Господу, душа его изнемогала от того, что он был отлучен от святого места. «Желая во дворы Господни». Псалмопевец с нетерпением ждал минуты, когда снова сможет попасть во дворы Господни и присоединиться к сонму празднующих. Все верноподданные любят быть при дворе своего царя.

«Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». Он жаждал живого Господа, единого истинного Бога. Даже плоть его ощущала сильное желание видеть светлый лик Божий. Пылкий дух разжег в его холодной плоти огненный жар. Сама по себе плоть очень редко желает угодного Богу, но когда дело касается богослужений священной субботы, она нередко вторит томящемуся духу, ибо жаждет физического покоя не меньше, чем душа жаждет духовного отдохновения. Псалмопевец объявил, что не может сдерживать бурлящего потока своих желаний и начал воздыхать по Богу и Его святому жилищу. Он плакал, стенал и молил Господа снова ниспослать ему это благословение. Некоторые ходят в Церковь из-под палки, а Давид не может дождаться момента, когда он снова вступит в ее врата. Ему не нужен был колокольный звон; колокол звонил у него в груди. Священная жажда общения с Богом призывает нас в Его присутствие гораздо действеннее, чем все колокола в мире.

4. «И птичка находит себе жилье». Давид завидовал птицам, живущим во дворах Господних и питающимся крошками, падающими с алтаря. Ему хотелось так же часто бывать в этом священном месте и уносить с собой частицу небесной трапезы. «И ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих». Он завидовал ласточкам, строившим свои гнезда под крышами священнических домов и там заводившим себе потомство. Нам приносит радость не только возможность быть в благословенном месте, но и возможность приводить с собой детей.

«У алтарей Твоих, Господи сил». Птицы свободно гнездились у алтарей Божьих, никто им не препятствовал. Давид жаждал обрести такую же свободу, какая была у птиц, и приступать к жертвеннику Господнему в любое время. Обратите внимание на то, как часто он повторяет благословенное имя Господа сил. Сладость этого имени помогала ему справиться с нестерпимой внутренней жаждой. Во время написания псалма Давид, по-видимому, находился в военном походе, и ему приходилось во всем полагаться на могущество Господа. Вот почему он обращается к Господу по имени, означающему не только то, что Бог пребывает за священным занавесом, но и то, что Он обитает в военных шатрах.

«Царь мой и Бог мой!» Находясь вдали от благословенной скинии, Давид присягает Господу на верность. Он любит своего Царя, даже когда не имеет возможности быть с Ним. Даже на чужбине он остается верен своей родине. Даже когда мы отлучены от дома Божьего, Бог все равно пребывает в наших мыслях и восседает на престоле нашего сердца. Псалмопевец не напрасно использует местоимение «мой» дважды: он как бы хватается за Господа обеими руками и не отпускает Его до тех пор, пока Бог не дарует ему просимого.

5. «Блаженны живущие в доме Твоем». Давид считал счастливыми тех, кто постоянно пребывал в доме Божьем: приходских каноников, заведующих церковным хозяйством, уборщиков. Посещать храм время от времени — великое утешение, а пребывать в нем постоянно — все равно, что обитать на третьем небе. Постоянно жить в гостях у Господа, наслаждаться радушием небес, заниматься святыми обязанностями вдали от суетливого и шумного мира, прикасаться к святыням — что может быть лучше для сынов человеческих под солнцем? «Они непрестанно будут восхвалять Тебя». Находясь в непосредственной близости к Господу, они славили Его всей своей жизнью. Уста и сердца их никогда не переставали возносить Господу хвалу. Боюсь, что у Давида было идеализированное представление о служителях в храме — далеко не все люди, трудящиеся в церквах, отличаются благочестием. Совсем наоборот: как говорится, чем ближе к церкви, тем дальше от Бога. Но в отношении духовной Церкви все это верно: дети Божьи, постоянно пребывающие духом в доме Божьем, непрестанно возносят хвалу своему Господу. Истинное поклонение рождается в недрах общения с Богом. Не хвалит Бога тот, кто с Ним не общается. Пребывающие с Господом восхваляют Его день и ночь.

«Селах». Столь благословенным делом мы могли бы заниматься вечно. Остановимся на мгновение и поразмыслим над тем, что ожидает нас в вечности, — о постоянном пребывании с Богом и постоянном восхвалении Его.

6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!

6. «Блажен человек, которого сила в Тебе». Отметив, что постоянно пребывающие в храме блаженны, Давид описывает блаженных паломников, посещающих святые места лишь время от времени вместе со своими собратьями по вере. Заметьте, что он называет блаженными лишь тех, кто охотно посещает святые праздники. Блаженство — это удел не вялых и апатичных поклонников, а тех, кто ищет Бога всем сердцем. Ни молитва, ни прославление, ни слушание Слова не принесут человеку никакой пользы, если сердце его не будет всецело предано Господу. Группа паломников, оставивших свои сердца дома, — все равно, что вереница мертвецов, которые едва ли способны присоединиться к живым поклонникам вечно живущего Господа. «И у которого в сердце стези направлены к Тебе». Блажен тот, кто возлюбил стези Божьи. Когда стези Божьи становятся нашими, когда мы всецело предаем сердца свои путям Господним, мы всегда и во всем исполняем Его святую волю и наслаждаемся божественным расположением.

7. «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники». С радостью проходя свое поприще, блаженные паломники находят источники утешения даже на самых мрачных участках пути. Как путники утоляют жажду после долгого и утомительного перехода и весело беседуют друг с другом у колодца, так и странники, проходящие долиною плача по дороге к небесной отчизне, находят сладостное утешение в братском общении и ожидании всеобщего небесного ликования и неизреченной радости. Под долиной плача псалмопевец, скорее всего, подразумевал вполне конкретное место, однако в настоящее время определить, что это было за место, едва ли возможно. Впрочем, общий смысл стиха от этого не меняется. Радости совместного паломничества вытесняют из сердца горести пройденного пути.

«И дождь покрывает ее благословением». Господь обеспечивает Свой народ всем необходимым, пока он идет по предназначенному ему пути. В пустынных и бесплодных местах Господь посылает Своим паломникам благословение с небес и всегда обильно восполняет нужды избранного народа. Путь, проходящий по необитаемой пустыне, превращается в широкую дорогу, по которой на ежегодное поклонение в Иерусалим может пройти множество народа. Благодаря христианскому общению и радости совместного поклонения многие тяготы нашего земного странствования становятся легким и приятным бременем.

8. «Приходят от силы в силу». Вместо того чтобы утомляться, они обретают новые силы. Каждый из них становится более счастливым, каждая группа более многочисленной, каждая песня исполняется с большей сладостью и благоговением. По дороге к небесам мы укрепляемся, а не ослабеваем. Если мы потратим силы, идя по истинному пути, они обновятся. «Являются пред Богом на Сионе». В конце концов они достигают своей цели, вступают в святую обитель и ощущают радость всех верующих сердец. Каждый истинно верующий израильтянин хотел не просто прийти на общее собрание — он хотел явиться пред Богом. О, если бы все члены наших церквей были исполнены этого священного стремления! Сами по себе собрания бессмысленны, если мы не почувствуем в них присутствие Божье.

9. «Господи, Боже сил! Услышь молитву мою». Дай мне, Господи, войти в дом Твой, а если это невозможно, то услышь хотя бы голос мой. Ты всегда слышишь совместные молитвы святых; не отвергай же и мое скромное прошение, хотя я и недостоин Твоего внимания. «Внемли, Боже Иаковлев!» Господи, Ты не только Господь Бог Саваоф, но и милостивый Господь всех несчастных и одиноких просителей, подобных Иакову. Внемли же моей скорбной мольбе! Я борюсь с Тобой в одиночестве, а народ Твой ушел в другие, более благословенные места. Прошу Тебя, благослови и меня, ибо я намерен держать Тебя за полу одежды, доколе ты не скажешь слово благодати душе моей. Псалмопевец несколько раз повторяет свое прошение, ибо жажда мучит его нестерпимо. Будучи не в состоянии общаться со святыми, мы все равно можем общаться с Господом святых, и это великое утешение.

«Селах». После столь ревностной и усердной молитвы псалмопевцу необходима была передышка.

10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. 11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. 13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

10. «Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего». Эти слова — молитва всего Израиля за Давида как помазанника Божьего и молитва каждого верующего за Сына Давидова. Если Бог призрит на лицо Господа Иисуса Христа, мы будем спасены от всякого зла. Пусть же Он призрит на лицо Его — тогда и мы воззрим на это лицо с великой радостью. Кроме того, все христиане помазаны благодатью Божьей и потому желают обрести благоволение Божье во Христе Иисусе. Находясь во святилище, мы возносим пламенные молитвы за нашего великого Царя, чтобы Он всегда видел перед собой светлый лик Отца.

11. «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи». Псалмопевец, разумеется, имеет в виду тысячу дней, проведенных вдали от Бога. Все наслаждения земли и все благословенные места земли — ничто по сравнению с радостью служения Богу. Истинные верующие каждый день ощущают любовь Божью, наслаждаются общением с помазанником Божьим и Спасителем Иисусом Христом, размышляют над обещаниями и принимают силу от Святого Духа, производящего в душе верующего веру в истину. Людям мира сего эта радость непонятна и недоступна. Один мимолетный взгляд на любовь Божью дает душе большую радость, чем тысячелетия, проведенные в плотских утехах.

«Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Самое низкое положение в доме Божьем лучше самого высокого положения среди нечестивых. Быть привратником в доме Божьем и время от времени заглядывать во святилище, чтобы узреть Христа, — верх блаженства. Быть чернорабочим в храме, открывать и закрывать двери церкви — большая честь, чем царствовать с безбожниками. Каждый человек должен сделать свой выбор. Уничижение у Бога лучше, чем вознесение у сатаны. На ступеньках храма Господнего мы обретем больший покой, чем на пуховых перинах в шатрах нечестия, даже если пролежим на них всю жизнь, упиваясь плотскими наслаждениями. В оригинале псалмопевец называет дом Божий «домом моего Бога». Именно эта истина наполняла его сердце радостью. Когда Бог становится нашим уделом, мы почитаем драгоценностью все, что Ему принадлежит: дом Божий, алтарь, ступени храма… Мы по опыту знаем, что, каким бы убогим ни был дом, когда в нем пребывает Иисус Христос, он лучше и красивее всех великолепных шатров, в которых царит безбожие.

12. «Ибо Господь Бог есть солнце и щит». Паломники нуждаются и в солнце, и в щите. Только солнце спасает их от холодных ветров, и только благодаря постоянной защите Господа они могут не бояться нападений безжалостных разбойников, которые с радостью разграбили бы священный караван. Небесные паломники всегда находятся под покровительством Господа. Для израильтян, странствовавших по пустыне, солнцем и щитом был столп облачный — символ божественного присутствия. Христиане же находят свет и покровительство в Господе Иисусе Христе. В благоденствии Господь светит им как солнце, а в дни скорби служит им щитом. Господь есть солнце в небесах и щит на земле. Подобно светилу, Он указывает им путь, и, подобно щиту, отражает нападение врагов. Блаженны те, кто путешествует в сопровождении этого великого Спутника. Светлая и темная стороны жизни для них одинаково благословенны.

«Господь дает благодать и славу». И то, и другое Господь дает в нужное время. Он дает по нужде и с избытком. Дары Божьи нисходят на нас неизменно. Благодать и слава Господние воистину обильны. Во Христе обитает вся полнота славы и вся полнота благодати. Народ Божий получает и то, и другое как безвозмездный дар от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Может ли Бог дать нам что-то сверх этого? Можем ли мы желать большего?

«Ходящих в непорочности Он не лишает благ». Благодать производит в нас праведность, в результате чего мы принимаем от Бога все обещанные благословения. Воистину, обещание это не имеет пределов! Господь может лишить нас лишь мнимых благ, но истинного блага не лишит никогда. «Все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий». Господь — источник всякого блага; вне Бога блага нет вообще. Если мы готовы принимать Его дары, то Он не откажет нам ни в чем и не станет лишать нас благословений. Но мы, со своей стороны, должны быть непорочны и не должны следовать по злому пути. Непорочность наша должна выражаться в практическом благочестии. Иначе говоря, мы должны ходить в истине и святости. Только в этом случае мы унаследуем обещания Господни и, достигнув возраста совершенного, вступим в свои наследственные права. Но пока мы совершаем свое земное поприще, Господь дает нам ровно столько, сколько мы способны принять. Это относится не к горстке избранных, а ко всем святым во все времена.

13. «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» Это главная тема всего псалма. Только уповающие на Господа могут поклониться Ему в истине; блаженство — это удел верующих. Ни один притворщик не может постичь этой тайны. Человек должен познать Господа живой верой, прежде чем он сможет возрадоваться самой возможности славить Бога, вступить в Его дом, узреть Его Сына и ходить Его путями. Дорогой читатель, жива ли твоя вера?

Советы проповедникам

Стих 2.

1. «Жилища Твои»:

а) святое святых;

б) святилище;

в) внешний и внутренний двор скинии: «вожделенны». Дворы вожделенны, святилище еще более вожделенно, святое святых — самое вожделенное.

2. «Господи сил»: жилища Господни находятся в любом месте, где присутствует Бог.

3. «Вожделенны», так как Бог пребывает на земле

а) как Бог любви, милости и благодати;

б) ради спасения грешников и их утешения.

Стихи 2—4. Имена Божьи в эти трех стихах заслуживают нашего внимания. Господь сил, Бог живой, Царь мой и Бог мой.

Стих 4.

1. Красноречие скорбящего сердца. Находясь в изгнании, Давид завидует воробьям и ласточкам, вьющим гнезда у алтарей Божьих, более, нежели Авессалому, захватившему его дворец и престол.

2. Изобретательность в молитве. Почему воробьи и ласточки должны быть ближе к Богу, чем я, Господи сил, Царь мой и Бог мой?! «Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц».

Стих 5.

1. Великое блаженство пребывать в доме Божьем. Некоторые птицы пролетают над домом Божьим, некоторые садятся у алтарей время от времени, а некоторые вьют там гнезда и выводят птенцов. Именно этого и жаждал псалмопевец.

2. «Блаженны живущие», те, кто делает дом Божий домом для себя и своих детей.

3. Причина хвалы, «будут восхвалять»:

а) они будут славить Бога за щедрые дары;

б) они будут славить Бога за Его совершенства.

Стих 6. «Блажен»:

1. тот, чья сила в Господе. Он получает от Бога силу верить, исполнять заповеди, страдать;

2. тот, у кого в сердце стези Господа, у кого учение, заповеди и обещания Божьи написаны на скрижалях сердца.

Стих 7.

1. Доверие Богу приносит утешение в настоящем: «проходя».

2. Утешение в настоящем приносит еще большее благословение: «и дождь».

Стих 7. Долина плача — символ отчаянья, а «источники» — символ неиссякаемых потоков спасения и утешения (ср. Ин.4:14, Ис.12:3).

Стих 8.

1. Движение вперед, «приходят»:

а) народ Божий не может стоять на одном месте;

б) он не может отступать;

в) всегда должен двигаться вперед.

2. Обретение новых сил, «от силы в силу»:

а) от одной заповеди к другой;

б) от одного дела к другому;

в) от одного благословения к другому;

г) от одной меры благодати к другой. Вера к вере, добродетель к добродетели, знание к знанию и т. п.

3. Завершение пути, «являются».

Стих 9. Имена Божьи и молитва о помощи.

1. Господь Бог или Иегова — живой, премудрый, всемогущий, верный, милостивый и неизменный Бог.

2. Господь сил или Господь Бог Саваоф — держит все в Своих руках, посылает ангелов, сдерживает бесов, побуждает к действию добрых людей, ниспровергает замыслы злодеев и управляет всем миром.

3. Бог Иаковлев или Бог избранного Иакова, виденный им во сне. Бог, хранивший Иакова в изгнании, боровшийся с ним (Бог, побежденный в молитве), Бог, простивший грехи Иакова, Бог, сохранивший Иакова и его потомков.

Стих 10.

1. Чем Бог является для нас?

2. На что мы просим Его призреть?

3. Результат: Бог надежно защитит нас через Иисуса Христа.

Стих 12.

1. Чем Бог является для Своего народа, «солнце и щит»:

а) источником всякого блага;

б) защитой от всякого зла.

2. Что Бог дает:

а) благодать в этом мире;

б) славу в грядущем.

3. Чего Бог нас лишает:

а) мнимого блага;

б) если Он лишает нас здоровья, богатства или своего светлого лика, то это потому, что в данный момент эти блага не приносят нам пользы.

Стих 13.

1. Единственный источник благословения — упование на Бога, «блаженны»:

а) во всех начинаниях;

б) во все времена;

в) во всех обстоятельствах.

2. Блаженство упования. Бог становится нашим уделом:

а) милость Его дарует нам прощение;

б) сила Его дарует нам защиту;

в) мудрость Его дарует нам водительство;

г) верность Его хранит нас от зла;

д) обильная благодать дарует нам все необходимое для жизни.

3. Непреложность благословения:

а) опыт Давида;

б) плод искренней молитвы к Богу, «Господи, Боже сил».