Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10397 Все тексты автора Чарльз Сперджен
84. Молитва за многострадальный народ
Заглавие
«Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом». Нет нужды снова комментировать заглавие, которое встречается в Псалтири очень часто. Читатель может обратиться к предыдущим псалмам, если ему снова стала интересна эта тема. Мы же ограничим свои комментарии цитатой из книги пророка Неемии 12:46: «Ибо издавна во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные».
Цель и обстоятельства написания
Этот псалом — молитва патриота, который просит Бога о том, чтобы Он возвратил Своему многострадальному народу прежние милости. Рассматривая нынешние обстоятельства через призму веры, он предвидит скорое наступление светлых дней. Я убежден в том, что это псалом Давида, хотя многие сомневаются в том, что именно он был его автором. Некоторые толкователи полагают, что Давид вообще не участвовал в создании Псалтири, и утверждают, что все псалмы были написаны во времена Езекии, Иосии, вавилонского плена и династии Маккавеев. Примечательно, однако, то, что, как правило, чем критичнее автор относится к Псалтири, тем больше он хочет избавиться от Давида. Комментаторы, евангельские христиане, по большей части, отстаивают авторство Давида. Стоит заметить, что новой теорией увлекаются те, кому нечего было бы сказать, если бы они не изобрели новой гипотезы и не исказили оригинал так, чтобы оправдать свои предположения. Что касается данного псалма, то его, конечно же, отнесли ко времени вавилонского пленения. Критики не могли устоять против такого соблазна, но я не могу с ними согласиться. Пленение действительно упоминается в первом стихе, однако это вовсе не значит, что народ Божий покинул пределы своей земли. Как известно, Господь возвратил из плена Иова, однако тот никогда не покидал пределы родной земли. В тексте сказано о возвращении из плена Иакова, однако если бы речь шла о вавилонском плене, то было бы упомянуто колено Иудино, поскольку ни Иаков, ни Израиль из плена не вернулись. Во втором стихе сказано «к земле Твоей», из чего следует, что автор не находился в плену. На мой взгляд, Давид написал этот псалом в то время, когда земля Господня томилась под игом филистимлян, и благодаря дару пророчества предсказал мир, наступивший в царствование сына его Соломона. Все пророчества этого псалма имеют самое непосредственное отношение ко Христу. Присутствие Христа-Спасителя примиряет небо с землей и является залогом наступления золотого века Мессии и дней блаженного покоя.
Композиция
В стихах 2—5 псалмопевец поет о прежних милостях Господа и просит возобновить их; в стихах 6—8 содержится ходатайство за многострадальный Израиль; стих 9 — это священное предсказание; а в стихах 10—14 псалмопевец во всеуслышание заявляет о том, что в будущем их ожидает благо.
Истолкование
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова; 3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его, 4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
2. «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей». Псалмопевец взывает к совершенному и абсолютному Иегове. Посылая Моисея освободить израильский народ из рабства, Господь явил ему Свое имя — Сущий. Псалмопевец избрал именно это имя для своей молитвы. Мудрость велит нам размышлять о тех свойствах Бога, которые вызывают в нас самые светлые воспоминания о Его любви и милости. Имя «Отче наш», с которого начинается молитва Господня, вызывает в христианах самые радостные чувства. Псалмопевец называет Ханаан землей Господней, поскольку именно Господь избрал ее для Израиля и даровал ее святому народу во исполнение древних обещаний. Господь очистил ее от язычников могуществом десницы Своей, поставил на горе Сион Свою скинию и стал благотворить ее жителям. Вот почему благоволение Господа к земле израильской было вполне естественным и объяснимым. Молить Господа о том, что служит одновременно Его интересам и нашим, — значит проявлять мудрость. Тем самым мы как бы прикрепляем свое легкое суденышко к Его огромному кораблю и позволяем священному соседу хранить нас от штормов. Господи, не только наша земля подверглась опустошениям, но и Твоя.
Псалмопевец размышляет о милостях Господних, явленных земле обещанной за всю ее историю. Господь всегда поступает в настоящем так же, как Он поступал в прошлом. В этом и заключается наша надежда: коль скоро Господь миловал землю Свою в прошлом, Он помилует ее и теперь. Милость Господня не раз преграждала путь нашим врагам, прекращала моры и болезни, останавливала голод и обещала грядущее избавление. Поэтому псалмопевец призывает Господа снова явить Свое милосердие. В молитве к неизменному Богу не может быть более убедительного довода, чем этот. Мы не уничтожены только потому, что Господь не изменяется. Если Он помиловал нас хоть раз, значит, будет миловать всегда. Научимся у Давида молиться Господу в подобных обстоятельствах. Совершенно очевидно, что в момент написания псалма Израиль не находился в плену, ибо псалмопевец вознес молитву за землю, а не за народ.
«Возвратил плен Иакова». Милостивый Господь призрел на Свой народ, принявший за грехи свои суровое наказание, и снял с его плеч тяжелое бремя чужеземного гнета, изгнал от лица его всех врагов и даровал ему покой. Более того, Он сделал это не раз и не два, а много раз. Мы также часто оказываемся в плену из-за грехов, но Господь никогда не оставляет нас без милости. Господь, вернувший Иакова в дом отца его из Месопотамии, вернул и нас в Свое благодатное присутствие. Так неужели милости Его могут иссякнуть? Давайте же бороться с Господом в молитве, как боролся Иаков, и просить Его о милости, которая бы избавила нас от всех грехов. Пусть заблудшие церкви вспомнят свою славную историю и вознесут Господу дерзновенные молитвы о том, чтобы Он снова возвратил их из плена.
3. «Простил беззаконие народа Твоего». Господь прощал народ Свой много раз. Даже в раздражении Он сдерживал Свой гнев и не посылал на избранных уготованного наказания. Кто так же милостив, как Господь Бог? Кто так же медлен на гнев и так же готов прощать? Каждый верующий во Христе имеет прощение грехов и должен почитать это благословение залогом всех грядущих милостей Господних. Молитесь же так: «Господи, Ты простил меня, так не дай же погибнуть мне без благодати Твоей, не дай впасть в руки врагов из-за бездействия Твоей спасающей десницы. Не оставляй дела рук Своих!»
«Покрыл все грехи его». Любовь Божья покрыла все наши грехи, и теперь мы чисты — без пятна и порока. Господь забыл о грехах наших, убрал их прочь с глаз Своих. Он покрыл их Своей искупительной жертвой, окропил их кровью Христовой и истребил бывшее против нас рукописание, устранив грехи наши целиком и полностью. Ныне даже всевидящий Господь не видит в нас никакого порока. Таково великое чудо любви. Заслонить солнце было бы гораздо легче, чем покрыть все наши беззакония. Грехи наши заглажены не без умилостивления; мы чисты благодаря совершенной жертве Господа нашего Иисуса Христа. Как же чудесно это искупление!
4. «Отъял всю ярость Твою». Когда Господь омыл грехи народа Своего, Он перестал гневаться на них. Сколько раз Господь отвращал от Израиля Свой справедливый и вполне заслуженный гнев! Как часто Он удерживает от нас Свою карающую десницу, хотя мы вполне заслуживаем ее ярости!
«Отвратил лютость гнева Твоего». Господь сдерживал гнев Свой даже тогда, когда израильтяне совершали грехи, достойные смерти. Стрелы, пущенные из лука Господнего, останавливались на полпути. Рука Его уже была готова опуститься на заблудший народ, но Он всякий раз миловал их и отвращал лютость гнева Своего. В Книге Судей мы находим множество свидетельств о том, как Господь проявлял милость к Своему народу, и псалмопевец ссылается на них в своей молитве совсем не случайно. Разве наш опыт не свидетельствует о том, что Господь проявляет милость там, где следовало бы проявить суровость? Слова псалмопевца о гневе и ярости Господа удивительным образом контрастируют с обещанием мира в стихе девятом. Христианская жизнь полна неожиданных и резких поворотов, и потому мы не должны отчаиваться, когда идем долиною плача, ибо скоро, очень скоро, плач наш обратится в ликование.
5. «Восстанови нас, Боже спасения нашего». Избранный народ нуждался в этом в первую очередь. Если бы только колена израильские покаялись пред Господом, их благоденствие продолжилось бы. Бог прекратит Свой гнев, как только мы прекратим грешить. Чаще всего испытания приходят к нам потому, что мы грешим, и скорби наши не прекратятся, пока мы не оставим свои порочные пути. Нам необходимо отвратиться от грехов своих, однако сделать это мы можем только с помощью Господа. Сам Господь и Спаситель должен произвести в нас покаяние — это главная составная часть нашего спасения. Обращение — это начало спасения. Обратить сердце к Господу так же сложно, как заставить землю вращаться вокруг своей оси. Однако всякий, кто начинает молиться за свое обращение, уже встает на верный путь, поскольку начавший молиться скоро отвратится от своих грехов. Нет прекраснее зрелища, чем народ, обращающийся к Господу. О, если бы Бог послал и нашей земле великое пробуждение, чтобы люди вновь ощутили желание поклоняться любящему Господу и потоками устремились на богослужение, словно голуби, возвращающиеся в голубятню!
«И прекрати негодование Твое на нас». Отврати гнев Свой. Сдержи потоки ярости Своей. Как только грешники прекращают бунтовать, Господь прекращает гневаться. Как только они обращаются к Нему, Он обращается к ним. Однако верно и то, что инициатива в покаянии всегда исходит от Господа. Он сам обращает к себе сердца бунтовщиков, которые иначе никогда не оставили бы свой грех. Все, от кого Господь сокрыл Свой светлый лик, должны сокрушить сердца свои и обратиться к Создателю, и тогда горестям их придет конец. Благословенный певец просит для своего народа величайшее из благословений и приводит Господу весьма убедительные доводы. Господь всегда миловал народ Свой в прошлом, и потому псалмопевец просит Его возродить заблудший народ.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
6. «Неужели вечно будешь гневаться на нас». Слова псалмопевца поистине дерзновенны. Господь, мы существуем во времени, а не в вечности, так неужели гневу Твоему не будет конца? Неужели Ты будешь гневаться на нас вечно? Неужели нет предела Твоему негодованию? Неужели гнев Твой не истощится вовек? Неужели Ты будешь вечно гневаться на благословенное семя Авраама, друга Твоего? Если враги наши вечно негодуют на нас, то это вполне естественно, но можешь ли Ты, Господи, гневаться на нас без конца? Каждое слово — это довод. Человек, объятый скорбью, никогда не бросает слов на ветер. «Прострешь гнев Твой от рода в род?» Должны ли сыновья страдать за грехи отцов, должно ли проклятье переходить по наследству? О всемилостивейший Господь, неужели Ты прострешь гнев Свой на многие века вперед? Отвратись от гнева Своего, как в дни древние, и да владычествует благодать Твоя, как в прежние века. Когда Господь подвергает нас тяжелым испытаниям, мы можем молиться так же, как псалмопевец, о том, чтобы Бог сократил дни нашей печали и не дал унынию вселиться в сердца наши.
7. «Неужели снова не оживишь нас?» В этих словах звучит надежда. В сердце своем псалмопевец знал, что Господь непременно придет на помощь народу Своему. Умираем ли мы или уже мертвы, слабы ли или изнемогаем, только Господь может оживить нас. Он делал это для народа Своего не раз и сделает снова, поскольку не меняется вовек. Да и может ли Господь поступить иначе? Может ли Он не ответить, когда мы взываем к Нему?
«Чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» Ты, Господи, любишь, когда дети Твои радуются чистой радостью общения с Тобой. Оживи нас, чтобы радость наша переливалась через край! Данный стих учит нас, что человек, принявший дар, всегда направляет свою благодарность к подателю дара, и сквозь полученное благословение взирает на его источник: «Чтобы народ Твой возрадовался о Тебе». Те, кого Господь оживил, радуются не только новой жизни, но и ее подателю, Господу. Радость в Господе — это сладчайший плод благодати; все пробуждения и возрождения, в конечном счете, ведут к обильной радости. По наличию радости в сердце человека можно судить о его духовном здоровье. Радость — это верный признак внутреннего благополучия. Без радости в Господе не может быть истинного пробуждения, как без цветов не может быть весны и как рассвета не может быть без солнечных лучей. Молитва этого стиха не должна сходить с наших уст, когда в нашем сердце или в сердцах братьев наших владычествуют уныние и скорбь. Если же Господь даровал нам Духа Святого и ниспослал обильную благодать, то давайте ликовать в святой радости и торжествовать в Боге нашем.
8. «Яви нам, Господи, милость Твою». Яви ее нашим полуслепым глазам. Мы не способны видеть ее из-за долгого и мучительного страдания, но Ты, Господи, сам покажи нам милость Свою. Ты являешь ее другим, так дай же и нам узреть ее сияние. Мы видели, Боже, гнев Твой, дай же нам увидеть и благость Твою. Мы слышали о ней от пророков; яви же ее, Господи, в час нужды. «И спасение Твое даруй нам». Избавь нас, Господи, от греха и от гнева Своего, ибо спасение Твое возносит нас из бездны отчаянья к вершинам божественной любви. Спасение Божье совершенно, необъятно и чудесно. Излей на нас благодать Свою, Господи, как из рога изобилия.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; 12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; 13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Вознеся ревностные молитвы о страждущем, но кающемся народе, святой певец в духе истинной веры ожидает явления божественного слова. Радостно предвкушая скорый ответ, он на мгновение прерывает свои молитвы, а затем на волне благоговейного восторга изливает свои чаянья в сладчайшей песне.
9. «Послушаю, что скажет Господь Бог». Если мы уверены в том, что Господь слышит нас, мы с готовностью слушаем Его. Только от Него мы можем принять глаголы вечной жизни, которые могут утешить нашу душу. Человеческие голоса не могут принести нам утешения. Этот пластырь слишком узок для наших ран. Глас же Господа могущественен; Он говорит, и слово Его исполняется. Когда мы слышим глас Господень, скорби оставляют нас.
Блажен тот проситель, который имеет достаточно терпения, чтобы спокойно лежать у порога в доме Божьем, ожидая, когда Господь выйдет из чертогов Своих и явит ему милость, как в дни древние, и исцелит скорбь души его. «Он скажет мир народу Своему и избранным Своим». Какое-то время голос Отца был строг, но Бог не долго гневается и не вовек негодует. Скоро Отец сменит гнев на милость, и голос Его зазвучит с обычной мягкостью и состраданием. Только Господь Бог может дать мир народу Своему, и мир этот будет полон, нерушим, вечен. Впрочем, слово Божье приносит мир не всем, а только избранному народу, ибо у избранных есть святость, дарованная Господом, и эту святость Господь производит в них до полного освящения.
«Но да не впадут они снова в безрассудство». Если они снова впадут в грех, то жезл Божий обрушится на них с новой силой и лишит их мира. Кто желает постоянно общаться с Богом, тот должен хранить себя от скверны и избегать всего, что может оскорбить Духа Святого. Кто наслаждается постоянным общением с Богом, тот должен блюсти себя не только от серьезных грехов, но и от безрассудства, и от глупых поступков. Мы служим Богу-Ревнителю, а потому должны бдительно следить за тем, чтобы не впасть в грех. Отступники должны прочитать этот стих очень внимательно, ибо он их утешит и предостережет, вернет на истинный путь и заставит устрашиться своего отпадения. Возвращение к безрассудству гораздо хуже, чем совершение одного глупого поступка. Когда человек возвращается к прежнему безумию, он лишний раз показывает ожесточенность своего сердца и ввергает собственную душу в тяжкий грех. Кто еще так глуп, как тот глупец, который ведет себя безрассудно, прекрасно зная, что ему это дорого обойдется?
10. «Так, близко к боящимся Его спасение Его». Верующее сердце знает, что Господь-Спаситель всегда близко, однако спасение — это особый удел боящихся Бога и преклоняющихся пред Ним в благоговейном страхе. В новозаветном домостроительстве эта истина очевидна. Если спасение близко к ищущим грешникам, то к тем, кто некогда уже вкусил благого глагола Божьего, но по безрассудству сердца отступил, оно еще ближе. Все, что им нужно, — это обратиться к Господу, и они снова обретут Его благоволение. Не нужно совершать никаких духовных приготовлений или заниматься умерщвлением плоти; достаточно прийти к Богу через Иисуса Христа так же, как мы пришли к Нему в первый раз, и Он снова заключит нас в Свои объятия. Идет ли речь о страждущем народе или о страждущем святом, претерпевающем наказание, эта сладчайшая истина призывает и побуждает нас к покаянию и святости.
«Чтобы обитала слава в земле нашей!» Благодать вернется в землю обещанную с единственной целью — восстановить и утвердить ее былое благоденствие, дабы она постоянно и неизменно славила Господа и принимала от Него изобильные благословения. Слава Израиля всегда была напрямую связана с его послушанием. Бесславие всегда было результатом его непокорства. Так же и верующие: когда мы ходим в послушании, Господь благословляет нашу жизнь, а когда мы отступаем, мы теряем истинную славу нашей веры.
Кроме того, у этих двух стихов есть и более глубокий смысл: в них говорится о приходе к страждущим народам во время их богоотступничества и скорби давно обещанного Слова Божьего. Долгожданный Спаситель принесет с собой спасение и славу — славу Господа, пребывающего среди Своего народа. В следующих стихах псалма об этом сказано ясно.
11. «Милость и истина сретятся». Ликующий псалмопевец представляет, что черты характера Божьего как бы сливаются воедино для того, чтобы благословить скорбящий народ. Милость и истина приходят рука об руку, чтобы исполнить непреложное обещание милостивого Бога. Народ видит одновременно благодать и истину Господа Бога; для них Он не тиран и не обманщик. «Правда и мир облобызаются». Господь, нанесший рану в наказание за грех, в сострадании посылает наказанному народу мир и перевязывает его раны. Народ, получивший силу отступить от своих злых путей и следовать за праведным Господом, обретает мир.
Таков буквальный смысл этого стиха. Но за ним скрывается другой, иносказательный, смысл, открывающий нам Господа Иисуса Христа, Слово примирения. Во Христе все свойства Божества объединились, чтобы спасти грешный мир. Объятые страхом и исполненные светлых надежд, мы не могли себе и вообразить, что такой великий и славный союз возможен. Во Христе Бог поступает абсолютно справедливо, как если бы Он до конца исполнил букву Своего закона и воздал нечестивым по делам их. Он абсолютно праведен, как если бы никогда не обещал мир отягченной совести грешника. Любовь Его сияет лучезарным светом, и ни одно из Его совершенных свойств не стало менее совершенным.
Многие современные мыслители потешаются над учением о заместительной жертве. Если бы они знали, что такое совесть, отягченная осознанием своей греховности, они, несомненно, думали бы иначе. Их точку зрения об искуплении хорошо описал доктор Дункан: «Они допускают, что Господь Иисус Христос, возможно, совершил что-то, что, может быть, как-то связано со спасением людей». Но этот вздор есть не что иное, как суррогат, замещающий учение о заместительной жертве. Наши факты гораздо убедительней, чем их досужие домыслы, однако они продолжают смеяться. Чего еще можно ожидать от невозрожденного, плотского ума? Можно ли ожидать, что животные по достоинству оценят открытия науки? Так же и недуховные люди не могут уразуметь Божье решение духовной дилеммы, ибо оно выше их разумения. Что же касается тех, кто находит радость в великом примирении, то они не перестают удивляться и восхищаться чудесным замыслом Божьим.
12. «Истина возникнет из земли». Неисполнившиеся обещания, лежавшие в земле, словно замершее семя, дадут всходы и принесут богатый урожай радости. Возрожденные благодатью научатся быть верными Господу и друг другу и возненавидят ложь, которую прежде любили. «И правда приникнет с небес». Правда откроет небесное окно и воззрит на раскаивающийся народ. Раньше она не могла бы смотреть на них без гнева и без желания посетить нечестие жезлом отмщения. Какая великолепная картина предстает нашему взору: земля покрывается цветочным ковром, небеса сияют звездами святости и небесные сферы отражают великолепие друг друга.
«Земля покроется истиной и оденется правдой». Она станет нижним небом. Когда Господь взирает на нас с благостью, сердца наши наполняются послушанием. Этот стих о нашем возлюбленном Иисусе Христе. В Нем истина стала свойством нашей человеческой природы, а благодаря Его божественности мы обрели божественную праведность. Действие Святого Духа уже сейчас создает священную гармонию между Церковью на земле и всесильной праведностью на небесах. В последний день земля обретет все драгоценные добродетели и таким образом вступит в общение с небесами. В этих стихах заложен очень глубокий смысл, над ними нужно долго размышлять. Воистину, глубок этот колодец, однако если у вас есть Святой Дух, значит, вам есть чем черпать из него.
13. «И Господь даст благо». Господь благ; когда народ Божий придет к Нему с покаянием, Он с радостью оставит гнев и снова будет благотворить им. Сеющий зло пожинает скорбь, а совершающий добро обретает благословение у Господа. Материальное благо дается нам лишь тогда, когда мы можем наслаждаться им без ущерба для духа. «И земля наша даст плод свой». Господь снимет с земли проклятие бесплодия вместе с проклятием греха. Посмотрите, во что грех превратил Палестину: сады ее превратились в пустыню, а плодородные угодья — в бесплодные равнины. Вернуть земле благословение смогли только покаяние и божественное прощение. Грядет время, когда весь мир будет сиять благословениями Господа.
14. «Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои». Божья праведность проследует триумфальным маршем и проложит путь для святого народа, который, в свою очередь, с радостью последует стезями Господа. Подвергший Израиль справедливой каре помилует его по справедливости, и праведность Господня будет явна и в наказании, и в милости. Таково было благословение первого пришествия Господа, а Его второе явление умножит это благословение во много раз.
Советы проповедникам
Стих 2.
1. Пленение:
а) народа Божьего;
б) несмотря на избранность;
в) по причине избранности: «только вас признал Я».
2. Возвращение из плена: «возвратил плен Иакова»:
а) факт;
б) по Божьей инициативе: «возвратил». Израиль был возвращен Богом в Богом назначенный срок.
3. Причина возвращения — благоволение Божье: «умилосердился»:
а) ради прошлых милостей;
б) ради уготованного благословения.
Стих 3.
1. Кого Бог простил? «Народ Твой»:
а) избранием;
б) искуплением;
в) действенным призывом,
2. Когда простил? В прошлом: «простил беззаконие».
3. Каким образом?
а) в еврейском оригинале слово «простил» буквально означает «понес». Лев.16:22: «И понесет козел на себе все беззакония их»;
б) покрыл, как крышка ковчега покрывала закон, который евреи постоянно нарушали.
4. Мера прощения: «все грехи».
Стих 4.
1. Слова покаяния; в данном случае они показывают, что гнев Божий был:
а) великим;
б) справедливым.
2. Слова веры:
а) в благодати прощения: «отъял ярость гнева Своего». Никакие наши усилия не смогли бы отвратить Его гнева.
б) в способе прощения: «отвратил». Снял вину с нас и перенес ее на нашего Искупителя.
3. Слова прославления: «отъял… отвратил».
Стих 5.
1. В чем состоит спасение:
а) в отвращении гнева Божьего от нас;
б) в нашем обращении к Господу.
2. Кем оно осуществляется? Богом спасения:
а) Он отвращает от нас Свой гнев;
б) Он прекращает нашу вражду против Него.
3. Каким образом? Через нашу молитву: «восстанови нас».
Стих 7.
1. Если произошло пробуждение, значит, до этого был упадок.
2. Пробуждение — от Бога: «неужели не оживишь?» Человек не может быть автором пробуждения.
3. Пробуждения нужны Церкви постоянно: «неужели снова не оживишь ?»
4. Пробуждения — это ответ на молитвы: «неужели?»
5. Пробуждения — повод для великой радости:
а) святых;
б) в Боге.
Стих 8.
1. Спасение — Божье деяние: «спасение Твое»:
а) у Бога есть план спасения;
б) Он готовит спасение;
в) Он определяет условия;
г) Он дарует спасение, кому хочет;
д) Он доводит его до конца.
2. Спасение — дар Божий:
а) дар милости: «яви нам, Господи, милость Твою».
б) дар благодати: «и спасение Твое даруй нам».
3. Спасение — ответ Бога на наши молитвы:
а) все наши молитвы — о спасении;
б) все прочие молитвы вытекают из молитвы о спасении.
Стих 9.
1. Мы должны ожидать ответа на молитву. После разговора с Богом мы должны слушать то, что Он скажет в ответ:
а) в Слове;
б) в провидении;
в) Духом душе нашей.
2. Мы должны ожидать от Него мир: «скажет мир».
3. Мы должны осознавать, что препятствует миру: «да не впадут они снова».
Стих 11.
1. Качества Бога, открывшиеся в спасении рода человеческого:
а) милость в обещании спасения;
б) истинность в исполнении спасения;
в) праведность в способе его исполнения;
г) мир в плодах спасения.
2. В спасении людей качества Бога проявляются в гармонии:
а) Как? Встречаются и лобызаются;
б) Зачем? Каждое ради себя и одновременно ради других;
в) Где? Милость и истина встречаются и лобызаются:
1) в завете;
2) в воплощении Сына Божьего;
3) в Его крестной смерти;
4) в обращении каждого грешника;
5) в прославлении святых на небесах.
Стих 13.
1. Всякое духовное благо — от Бога. «Господь даст благо»:
а) покаяние;
б) прощение;
в) веру;
г) оправдание;
д) возрождение;
е) рост в благодати;
ж) неотступность в вере;
з) вечную славу.
2. Всякое материальное благо — от Бога: «земля»:
а) плодородная земля;
б) плод земли;
в) мы полностью зависим от даров Божьих: «подает нам времена плодоносные».
Стих 13. Плоды наших трудов — дар Божий.
Стих 14.
1. Оправдывающая нас праведность существовала задолго до момента нашего оправдания: «правда пойдет перед Ним».
2. Оправдание вмененной праведностью предшествует освящению.
3. Праведность как результат освящения всегда следует за праведностью, полученной в результате оправдания.
[1] Пороховой заговор — заговор католиков-иезуитов, которые собирались взорвать здание Палаты лордов британского парламента 5 ноября 1605 года и в том числе короля Якова I. — Примеч. ред.
[2] Тарпейская скала — в Древнем Риме отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников. — Примеч. пер.
[3] Прещение — угроза, наказание. — Примеч. ред.
[4] Имеется в виду поклонение хлебу во время мессы. — Примеч. ред.