54. Псалом о предательстве

Заглавие

«Начальнику хора. На струнных орудиях». Это еще одна песнь, исполнявшаяся на струнных орудиях. Иногда ее следовало играть напевно и задумчиво, а иногда — мягко и сладостно. Чтобы музыка в точности отражала сложное настроение псалмопевца, требовалось особое внимание со стороны опытного музыканта. «Учение Давида». Перед нами не личные размышления псалмопевца, а учение, полезное для всех верующих. Везде, где Давид прообразно изображает Господа Иисуса Христа, кроется великая тайна. Человек, на долю которого выпали испытания и благословения, гонения и избавления, облекшие его неувядаемой славой, писал о скорбях обыкновенных скитальцев и о скорбях Господа нашего так, как подсказывал ему опыт.

Тема

Едва ли возможно четко указать время и обстоятельства написания этого псалма. По всем признакам он относится к песням, сложенным во время восстания Авессалома и его советника Ахито-фела. События, описанные в псалме, происходят после периода относительного покоя (ст. 15), когда Давид находился в стенах города (ст. 10—12) и вспоминал свои прежние скитания. Скорее всего, он описывает события, связанные с предательством самого верного своего советника. На пылающем полотне этого псалма духовное око то и дело видит великого Сына Давидова, оплакивающего предательство Иуды, а также неясные силуэты первосвященников.

Композиция

В стихах 2—9 Давид излагает суть дела в общих чертах, в стихах 10—12 описывает врагов, в стихах 13—15 упоминает о предателе, в стихе 16 молится или пророчествует об отмщении, в стихах 17—20 утешает себя молитвой и верой, в стихах 21—22 во второй раз упоминает о вероломном предательстве, в стихе 23 радостно увещевает святых, в стихе 24 провозглашает суд над злодеями и нечестивцами.

Истолкование

2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь 4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; 6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

2. «Услышь, Боже, молитву мою». Мы уже привыкли к этой мысли, однако, нас должен был бы поразить тот факт, что святые всегда прибегают к помощи молитвы в тяжелые времена. Каждый член Божьей семьи, от Первородного Сына до самого меньшего из святых, находит величайшее удовольствие в молитве. Когда приходит скорбь, святые бегут к престолу благодати так же естественно, как птенцы, завидев опасность, бегут к своей матери. Но заметьте: их не удовлетворяет сама молитва — им нужен ответ, они непременно желают, чтобы Бог услышал их. «И не скрывайся от моления моего». Не отворачивайся от меня и не удерживай Свою щедрую руку. В Израиле считалось, что когда человек слышит мольбу ближнего своего, но проходит мимо, он тем самым «скрывается от моления его». Псалмопевец просит Бога не скрываться от его молитв. Когда наш Господь Иисус Христос висел на кресте, Бог Отец отвернулся от Него, и это было самой ужасной мукой нашего многострадального Спасителя. А потому молитва о том, чтобы Бог не скрывался от молений наших, вполне оправдана и понятна.

3. «Внемли мне и услышь меня». Вот уже третий раз Давид просит Бога услышать его. Он молится искренно, от сердца. Если Бог не услышит его, то у него нет никакой надежды. Поэтому он и обращается к Нему снова и снова и молит Его об ответе. «Я стенаю в горести моей, и смущаюсь». Псалмопевец дает выход своей скорби, вспоминает все свои печали и изливает их в словах, пусть не совсем вразумительных, но вполне соответствующих случаю. Какое благословение, что мы можем так смело приступать к престолу благодати! Приходя в присутствие Бога, мы сетуем не на Него, а на свои беды. В тяжелые времена мы приходим к Нему со своими блуждающими мыслями и изливаем их скорее путанным, бессвязным языком, чем понятными словами. Но Господь слушает внимательно и непременно нас поймет; более того, Он исполнит даже те наши желания, которые мы не смогли выразить. «Воздыхания неизреченные» зачастую становятся теми самыми молитвами, на которые Бог никогда не скажет «нет». Сам Господь «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение».

4. «От голоса врага». Враг был громогласен и многословен и говорил в полный голос тогда, когда благочестивый страдалец едва мог вымолвить несколько бессвязных фраз. Клеветникам красноречия не занимать. Уста их полны злословия и пустых речей. Ни Господь, ни Давид, ни прочие святые не избежали клеветы злых языков в дни своей жизни, но до дна испили эту горькую чашу. «От притеснения нечестивого». Нечестивцы притесняли святых всеми возможными способами; они возложили на их плечи неудобоносимое бремя и заставили их опуститься на колени пред Господом. Этот сценарий повторяется снова и снова, и мы опять увидим его в конце времен. Плотский человек всегда будет гнать того, кто рожден от Духа. Даже Господь, великое семя жены, и Тот был ужален в пяту. «Ибо они возводят на меня беззаконие». Они поливали псалмопевца грязью, чернили его своими лживыми языками и травили ядовитым сарказмом. Они пытались уловить меня в свои сети и говорили, что я пал, когда я прямо стоял на ногах. «И в гневе враждуют против меня». Они ненавидели святого всей душой. Их сердца таили не просто неприязнь, а лютую злобу. Нет нужды говорить о том, что это применимо к нашему Господу Иисусу Христу.

5. «Сердце мое трепещет во мне». Душа псалмопевца корчилась от боли, словно жалкий червь. Эмоциональные страдания были столь же нестерпимыми, как муки роженицы. Клевета поразила Давида в самое сердце, а пораженный дух кто может подкрепить? Если эти слова были написаны Давидом во время восстания его возлюбленного сына, то у изгнанного и обесчещенного царя были все причины для страха и трепета. «И смертные ужасы напали на меня». Душа Давида была объята страхом смерти: внезапно он почувствовал, как вокруг него сомкнулась непроглядная тьма и наступила вечная ночь. Страдания наступали на него со всех сторон, но главное мучение, казалось, обрушилось откуда-то сверху, так как в оригинале стих звучит так: «Смертные ужасы обрушились на меня». Давид чувствовал, что это конец и никакого выхода нет. Сердце его содрогалось при мысли о грядущих бедах. Вспомните скорбь Господа нашего в Гефсиманском саду — «душа Моя скорбит смертельно» — и вы хотя бы отчасти поймете то, что чувствовал псалмопевец. Дорогой читатель, если ты до сих пор не ходил долиной смертной тени, то скоро тебе предстоит приобрести этот печальный опыт. Когда вокруг тебя сгустится тьма, не забывай о том, что Господь оставил свои следы на этом нелегком отрезке пути.

6. «Страх и трепет нашел на меня». Страх и трепет ворвались в его душу, как грабители врываются в дом. Ужас нашел на ослабшего Давида внезапно, подобно обмороку. Страх был настолько велик, что сердце его вострепетало. Он не знал, что ждет его в ближайшем будущем и когда придет еще худшая беда. Коварная клевета ранит благородное сердце гораздо больше, чем открытое противостояние. Мы храбро бьемся в открытом5 бою, но смущаемся от тайных пересудов и лукавых замыслов. «И ужас объял меня». Сгустившаяся вокруг тьма была почти осязаемой. Давид погрузился в пучину отчаянья так же, как Иона погрузился в бездну океана. Мужество оставило его, он был смущен, сбит с толку и объят тревожным ожиданием.

7. «И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы». Он не мог сражаться как орел, и потому решил улететь как голубь. Он мечтал умчаться на быстрых и сильных крыльях прочь от обители зла и нечестия. Он так любил мир, что жаждал поскорее забыть о всех мятежах.

Как часто мы позволяем себе эти суетные мысли! Воистину, они бессмысленны и тщетны: ни голубиные, ни орлиные крылья не могут унести нас прочь от скорбей и страха. Тревоги сердца не лечатся расстоянием. Кроме того, мы не можем трусливо уклоняться от битвы, которую нам посылает Бог. Гораздо лучше встретить врага лицом к лицу, так как доспехи не защищают нас со спины. На самом деле, голубиные крылья не помогли бы Давиду убежать от злословий врага. Настоящий покой испытывает только тот, кто предает себя и свою судьбу в руки Божьи и не пытается убежать от опасности. Даже голубь Ноя не мог найти себе покоя, пока не вернулся в ковчег. Так и мы посреди бурь и штормов можем обрести прибежище только в Иисусе Христе.

8. «Далеко удалился бы я». Любопытно, что когда Давид действительно был вдали от Иерусалима, он жаждал возвращения. Какими бы ни были наши скорби, нам всегда кажется, что прошлое лучше настоящего. Когда-нибудь вам, возможно, придется уехать из того места, где вы находитесь, и вы вовсе не обязательно сделаете это с радостью. Вот почему не стоит мечтать о немедленном избавлении от земных страданий. «И оставался бы в пустыне». Когда-то это место нравилось ему гораздо меньше, теперь же он мечтает жить там постоянно! Если бы ему действительно выпало наказание провести всю жизнь в пустыне, он в конце концов понял бы то, что понял Селкирк (моряк, оказавшийся на необитаемом острове. — Примеч. пер.) в известном стихотворении:

О одиночество, где ж все твое очарованье?

Воспетое поэтом-мудрецом?

По мне так лучше прозябать среди страданья,

Чем быть среди песков царем.

Господь наш Иисус Христос, хотя и не питал тщетных иллюзий, все же находил утешение в тишине и одиночестве: Он любил взойти на гору под пологом ночи и побродить среди маслин Гефсиманского сада. Впрочем, лучше наслаждаться одиночеством, чем воздыхать по нему. Если же на человека со всех сторон наступают враги, то для него желание скрыться вполне естественно. И все же естество должно уступить благодати: мы призваны терпеть злословия грешников и не падать духом.

«Селах». После такого стремительного бегства, позволим мыслям прийти в порядок. В спешке мы слишком часто даем волю сетованиям и ропоту, и теперь нам необходимо время, чтобы в голову пришли более трезвые мысли.

9. «Поспешил бы укрыться». Давид пробовал остановиться, но все напрасно: он был подобен скачущей во весь опор лошади, которая не может сразу перейти на шаг и по инерции продолжает бежать, даже когда всадник натягивает поводья. Давид не мог больше выносить оскорблений врага, поэтому решил покинуть Иерусалим немедленно, без лишних церемоний, опасаясь, что скоро будет поздно. «От вихря, от бури». Давид хотел бы уподобиться быстрокрылому голубю и улететь от надвигающегося шторма. Он полетел бы быстрее грозовой тучи и избежал бы проливного дождя и грохочущих раскатов грома. Но, увы, ни у кого из смертных нет крыльев, и мы вынуждены пребывать здесь, на земле, посреди бурь и ветров. И все же мы не должны терять мужества, очень скоро мы отрастим иные крылья и воспарим к дивным небесам, где все наши печали сменятся весельем и ликованием среди райских кущей.

10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; 11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его.

10. «Расстрой, Господи». Обрати врагов в бегство, Господи. Они пришли с мечом, пусть же от меча и погибнут. От царя-изгнанника едва ли стоило ожидать иных молитв — он молился о поражении мятежного войска Авессалома и коварного Ахитофела. «И раздели языки их». Расстрой их планы, когда они станут совещаться, как Ты расстроил планы строителей вавилонской башни. Смешай их языки. Раздели волчью стаю, чтобы загнанный олень мог убежать. Истина торжествует тогда, когда заблуждения начинают враждовать друг с другом. «Ибо я вижу насилие и распри в городе». Чернь и ее вожди вынашивали коварные замыслы против царя, они придумывали одну западню за другой и кипели ненавистью. В городе начались беспорядки, и царь надеялся, что то самое зло, которое изгнало его из столицы, внесет раскол во вражеские ряды. Революция пожирает своих детей. Те, кто уповают на свою силу, в конце концов обнаружат, что сила обернулась для них погибелью. Авессалому и Ахитофелу удалось поднять народ на восстание, но управлять разбушевавшейся толпой не так-то просто. Да и сохранить согласие между собой было довольно сложно. Молитва Давида была услышана: очень скоро мнения врагов разделились, и Ахитофел пошел прямой дорогой к виселице, а Авессалом помчался к роковому дубу.

11. «Днем и ночью ходят они кругом по стенам его». Святой град Божий стал вертепом разбойников. Злодеи собирались кучками и обговаривали свои зловещие планы средь бела дня. В стране же тем временем бурлило восстание, и отступники за стенами города грозили окружить город и объединиться со злодеями внутри. Давид знал, что Авессалом подстрекал народ к мятежу еще до того, как он покинул город, но теперь, когда его не было в столице, волнения переросли в пожар. «Злодеяния и бедствие посреди его». О несчастный город, обложенный врагами, оставленный монархом, бурлящий беззакониями и злодействами разъяренной толпы! Несчастен тот царь, которому пришлось увидеть, как разоряют и грабят его любимый город! Не будем забывать, что в истории был еще один Царь, который тоже оплакивал мятежный город, говоря: «Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»

12. «Посреди его пагуба». Зло гнездилось в самом центре города. В царских палатах царили беззаконие и отчаяние. Во главе черни стояли самые опасные и преступные элементы. Все, что было в городе распутного и нечестивого, всплыло на поверхность. Справедливость была забыта, население было полностью деморализовано. Благосостояние города исчезло вместе с общественным порядком. «Обман и коварство не сходят с улиц его». Во всех общественных местах лукавые языки подстрекали народ к бунту ложью и обманом. Хитроумные демагоги водили простой народ за нос. Благочестивый царь был лишен чести и обесславлен, а когда злодеи поняли, что он оставил Иерусалим, то начали поносить ими же поставленных начальников. Ложь и обман были общественным форумом, козни и лукавство — законодательным собранием. О многострадальный Иерусалим, жертва греха и позора! Ты поносишь добродетель, а зло возводишь на престол. Твоим святым собраниям пришел конец, твои священники скрылись, твой царь вынужден был покинуть город, а улицы твои приютили полчища отпетых злодеев, которые прохлаждаются на твоих стенах и хулят твои святыни. У израильтян были все основания для печали, которую псалмопевец и выплеснул в этих горестных строках.

13 Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, 15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

13. Обратите внимание на то, как точно псалмопевец описал свой псалом: «Я стенаю в горести моей», или, скорее: «Я даю выход своим мыслям». Давид как бы переходит от одной ступени стенания к другой, бредет, подобно человеку, попавшему в лабиринт, никак не может освободиться от мучающей его темы. Оплакав мятежный город, он вспоминает о предательстве близкого друга и советника. «Ибо не враг поносит меня,это я перенес бы». Я сражаюсь не с врагом — меня предал близкий друг. Он перешел на сторону врагов и доказал им свою верность злословиями в мой адрес. Самые лютые враги — это бывшие друзья. Злословия со стороны того, кто когда-то был близким другом, ранят в самое сердце. Как правило, такой человек хорошо знает наши слабости и наносит удар в самое уязвимое место. Клевета из уст заклятого врага не сравнится с подлостью и бессердечием предателя, изрыгающего свои проклятия. Враг не может ранить нас слишком глубоко, поскольку мы не можем обвинить его в неблагодарности и вероломстве. То, что можно простить Шимею, нельзя просить Ахитофелу. «Не ненавистник мой величается надо мною,от него я укрылся бы». От явных врагов можно найти убежище, но что спасет нас от предательства друзей? Когда на нас восстает враг, мы собираемся силами и идем на войну, но что делать, когда вероломные друзья начинают поливать нас грязью? Господу Иисусу Христу пришлось в полной мере вкусить горечь предательства избранного ученика. Стоит ли удивляться тому, что и нам порой приходится брести унылой тропой, по которой ступали изъязвленные ноги Спасителя.

14. «Но ты». Давид как бы видит своего бывшего друга лицом к лицу и обращается к нему в порыве поэтического негодования. Он выделяет его из толпы, указывает на него и направляет в него свой укор. «Но ты». «И ты, Брут». И ты, Ахитофел, среди них? Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? «Который был для меня то же, что я». Я никогда не почитал его ниже себя, но всегда относился как к равному, как к верному другу. Он всегда был мне мудрым советником, я доверял ему сложные вопросы и всегда находил его ответы благоразумными.

«Друг мой и близкий мой». Он знал меня так же хорошо, как я знал его, поскольку мы делились друг с другом самым сокровенным. Он был мне близким и дорогим другом — не просто случайным знакомым. А потому его вероломное предательство — верх злодейства. Такой измене нет оправдания. Именно так Иуда предал Господа: к нему относились как равному, доверяли общие деньги и в этой связи часто с ним советовались. Он знал, где Господь любит бывать в одиночестве. Более того, он знал все передвижения Христа и предал Его в руки безжалостных врагов. Господь мог бы со всей справедливостью обратиться к нему с вопросом: «Но ты?» И все-таки Он предостерег сына погибели мягко, потому что сам был кроток и смирен сердцем, и если бы Иуда не был одержим дьяволом, он непременно оставил бы свои злые помыслы.

15. «С которым мы разделяли искренние беседы». Они не просто говорили друг с другом так, как люди обсуждают общественные вопросы, собравшись на городской площади, а общались близко и доверительно. Предатель был доверенным лицом царя, он знал его тайны. Совместные беседы приносили им немало утешения и радости. Они рассказывали друг другу самые сокровенные мысли. Это было общением на уровне сердца, по крайней мере, со стороны Давида. Даже если предатель и не был с ним искренним, Давид никогда не относился к нему с недоверием и не боялся говорить в его присутствии. Позор тому, кто мог опошлить такое общение и злоупотребить таким доверием!

«И ходили вместе в дом Божий». Их общение касалось веры и потому было священным. Они вместе ходили в дом Божий и общались на небесные темы. Если какие-то узы и должны оставаться священными, то это узы духовного родства. Когда человек оскверняет союз с тем, с кем делил общую веру, он совершает великое зло. Мыслимо ли осквернять лицемерием и притворством храм Божий? Можно ли порочить святые собрания предательством и изменой? Во всех этих злодеяниях был повинен Ахитофел и отчасти Иуда. Его союз с Господом был основан на доверии, они вместе совершали святое дело и выполняли благородную миссию. Но он общался с Христом исключительно ради достижения своих корыстных целей, и это заклеймило его сыном погибели. Лучше бы ему вообще не родиться. Пусть же вразумятся все притворщики и лицемеры, узрев его бесславную кончину, ибо Иуда, как и Ахитофел, сам поверг себя в бездну ада, став первым из грешников. Его предательство наполнило сердце Искупителя невыносимой горечью. Всем последователям Христа придется вынести нечто подобное. Среди порождений ехидны есть еще немало тех, кто готов жалить вскормившую их руку и продать за тридцать серебряников того, кто возвысил их до положения, которое позволило им совершить столь низкое деяние.

16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

16. Воин Давид молился не так, как молился Христос; он излил печаль своего сердца, раненного неслыханным предательством и незаслуженной злобой. Для воина естественно желать поражения своих врагов, ибо он сражается именно для этой цели. К тому же, с точки зрения закона и справедливости, желание Давида было вполне оправданным, поскольку он вел справедливую, оборонительную войну против тех, кто презрел истину и справедливость.

«Да найдет на них смерть». Подобные предатели достойны смерти, они не могут жить. Земля осквернена их гнусными деяниями. Если мы караем смертью вражеских лазутчиков, то тем более следует предавать мечу лукавых злодеев. «Да сойдут они живыми в ад». Да сойдут они в преисподнюю в расцвете сил, пусть радости живых внезапно сменятся для них могильной тишиной. Вместе с тем совсем не обязательно считать этот стих проклятием; его можно воспринимать как пророчество или уверенное ожидание: Давид был убежден, что Бог поразит его врагов и ввергнет их в преисподние места земли.

«Ибо злодейство в жилищах их, посреди их». Они не достойны жалости; дома их — пристанища разврата, а сердца — вместилища скверны и порока. Они — проклятье рода человеческого, нравственная чума, духовная язва, которую необходимо истребить с помощью справедливых законов и провидения Божьего. Ахито-фел и Иуда вскоре расстались с жизнью. Авессалом запутался волосами в ветвях дуба и был убит, а прочие бунтовщики встретили смерть в лесу. В мире есть справедливость — этого требует любовь. Ибо жалость к тем, кто восстает на Бога, не есть добродетель. Мы можем молиться за них как за людей, но, как врагов Божьих, мы должны их ненавидеть. В настоящее время нам гораздо больше следует опасаться излишней мягкости ко злу, этого скрытого беззакония, которое почитает всякое наказание жестокостью, чем суровости прежних веков. Мы так далеко отплыли от Сциллы, что оказались возле самой Харибды.

17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. 18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, 19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня; 20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога.

17. «Я же воззову к Богу». Псалмопевец не пытался отомстить своим врагам их же методами и не подражал их безудержному насилию, но в противоположность их беззаконию непрестанно взывал к Богу. Иисус делал то же самое и призывал всех Своих последователей подражать Его вере. Яркий контраст между духом нечестивых и духом праведных соответствует контрасту между их судьбами: праведные вознесутся к Господу, а нечестивые ввергнутся в погибель. «И Господь спасет меня». Иегова исполнит желание сердца моего и прославится в моем спасении. В этом Давид не сомневался. Он знал, что будет молиться и будет услышан. Тот, кто вступил с Богом в завет, уверен в непреложности обещания.

18. «Вечером и утром и в полдень буду умолять». Даже столь частых молитв может быть недостаточно. Когда приходит острая нужда, мы должны молиться непрестанно. Давид избрал самые лучшие часы для молитвы: он начинал, продолжал и заканчивал день с Богом, а это — величайшая мудрость. Естественное деление суток — самое лучшее время для молитв. Давид имел в виду, что он будет молиться непрестанно. Прошения будут изливаться из его уст на протяжении всего дня и следовать за движением солнца. Враги Давида работали день и ночь (Пс.54:11), а значит, и он должен противостоять их козням постоянно, пребывая в неустанных молитвах. «И вопиять». Давид изливал свои сетования вслух, молясь усердно и ревностно. Можно вопить долго и громко и при этом не произносить ни слова. Но если человек молится от сердца, то его голос звучит на небесах подобно гулкому колоколу. Глубокие сердечные переживания должны выплескиваться в сильных, пусть даже и несвязных воплях. Благодарение Богу, Он всегда понимает, что стоит за нашими стонами. Сердце Отца понимает сердце ребенка. «И Он услышит голос мой». Давид убежден в том, что голос его будет услышан. Он ничуть не сомневается в этом и рассуждает так, как если бы он уже получил ответ. Когда мы распахиваем окна сердца, Господь отверзает для нас окна небесные. Если вы молитесь всем сердцем, Господь прострет к вам Свою щедрую руку.

19. «Избавит в мире душу мою от восстающих на меня». Давид был уверен в спасении Божьем, и оно пришло. Иоав поразил восставших на царя. Бог избавил помазанника Своего. Вера — это и видение, и предвидение. Вера видит будущее как настоящее. Давид был не просто избавлен — он был избавлен в мире, душа его пребывала в полном спокойствии. «Ибо их много у меня». Давид с благодарностью признает, что Господь послал ему неожиданную помощь, оказал ему милость, когда он больше всего в ней нуждался, и снова поставил отвергнутого царя во главе огромного войска. Господь в силах изменить обстоятельства нашей жизни и часто делает это в ответ на наши горячие молитвы. В любом испытании происходит невидимая борьба. Тот, кто лишил нас всех друзей, чтобы мы в их отсутствие научились уповать на милость небес, способен дать нам друзей в преизбытке, чтобы мы ощутили радость от их присутствия.

20. «Услышит Бог, и смирит их». Нечестивые произносят свои ругательства вслух, и Бог слышит их. Голос клеветы, злобы и гордыни достигает не только тех, против кого он направлен, но также долетает до небес, доходит до Бога, взывает об отмщении и получает его сполна. Бог слышит Свой народ и дарует ему избавление, нечестивых же смиряет. Небесный Судья воздает злодеям за жестокие насмешки, подлую ложь, малодушные оскорбления и дерзкие речи, ибо слышит их непрестанно. «От века Живущий». Господь вечен, небесный Судья пребывает вовек. Он слышит со Своего престола все молитвы святых и богохульства грешников и вершит Свой справедливый суд.

«Селах». Псалмопевец делает паузу, замерев в благоговении перед вечным и неизменным Богом.

«Потому что нет в них перемены; они не боятся Бога». Давид благоговеет перед Богом и на фоне своего благочестия лишь отчетливей видит дерзость безбожников. Он чувствует, что испытания приблизили его к Богу, и понимает, что нечестивцы, развращенные мирским благополучием, пренебрегают небесным Судьей. Ни для кого не секрет, что плотские удовольствия и земное благополучие производят в душе безбожника полное пренебрежение к Богу. Страдания не меняют его характера, а их отсутствие побуждают греховную природу раскрыться вовсю. В тихом омуте заводятся черти. Летняя жара — рассадник вредных насекомых. У кого в жизни нет тревог, у того в сердце чаще всего нет Бога. Ничто так не доказывает порочность человеческой природы, как наша способность обращать милость Божью в повод к распутству. Спаси нас, Боже, от подобного зла!

21 Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

21. Псалмопевец не может забыть о предательстве друга и снова возвращается к этой теме. «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире». Они восстают против тех, кому подали руку дружбы, нарушают древние договоры и предают тех, кто живет с ними в мире. «Нарушили союз свой». Они нарушают священный союз вопреки своим клятвам и обетам.

22. «Уста их мягче масла». Нечестивец льстил и пел дифирамбы тому, кого хотел поглотить. Приблизившись к нему с помощью лести, он вероломно нанес ему удар. Опасайтесь того, чей язык источает слишком много меда. Чем вкуснее приманка, тем ближе опасность. Где не достает истины и искренности, там изобилуют мягкие, вкрадчивые, елейные речи. «А в сердце их вражда». Он тешил слух своего друга мягкими речами, а за пазухой держал нож. Кто говорит одно, а думает другое, тот настоящий злодей, и горе тем, на кого он нападает. «Слова их нежнее елея». Ничего нежнее и приятнее Давиду не приходилось слушать, в этих словах не было ничего грубого и неблагозвучного, они струились, как оливковое масло. «Но они суть обнаженные мечи», острые стрелы, тяжелые копья. О низкий и подлый злодей, ты обхаживаешь свою жертву, желая проглотить ее, заманиваешь ее в свои сети, словно дикое животное. В действительности же ты улавливаешь самого себя.

23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

23. «Возложи на Господа заботы твои». Возложи на Господа то, что Он возложил на тебя. Он по мудрости Своей дал тебе нести бремя, твоя же мудрость в том, чтобы вернуть Ему это бремя. Тебе выпал жребий от Господа, верни же Ему то, что выпало на твою долю. Он возложил на тебя иго страданий, прими же его со смирением и радостью, а затем возложи снова на рамена небесного Отца. «И Он поддержит тебя». Господь даст тебе хлеб насущный и утолит твою жажду. Он даст тебе все необходимое для того, чтобы ты вынес возложенный на тебя груз. По мере трудов твоих придет к тебе сила. «Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Праведник колеблется подобно тому, как ветви дерева колышутся на сильном ветру, но само дерево никогда не падает. Кто стоит в Господе, тот стоит крепко. Многие с радостью поглотили бы праведных, но Господь никогда не допускал этого зла и не допустит. Народ Божий стоит непоколебимо, словно столпы в доме Божьем, во славу великого Зодчего.

24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.

24. «Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих». Бог уготовал для нечестивых ужасное, сокрушительное и неотвратимое поражение. Как бы они ни карабкались вверх, под ними зияет пропасть, и Бог сам ввергнет их в бездну великую навстречу вечной погибели. Кровожадные и коварные, помышляющие только о жестокости и лукавстве, не доживут и до половины дней своих. Они либо погибнут в междоусобице, либо разочаруются в своих коварных замыслах и погибнут в отчаянии. Сердце их жаждало гибели другим; на самом же деле они стали самоубийцами. Не сомневайтесь: добродетель продлевает жизнь, а порок, как правило, укорачивает. «А я на Тебя, Господи, уповаю». Мудрое и практичное решение. Упование на Бога делает человека непоколебимым. Господь — достаточное и более, чем достаточное, основание для нашей веры. Господи, умножь нашу веру!

Советы проповедникам

Стих 2 (вторая часть).

1. Беда, которой следует опасаться: «не скрывай»:

а) верующего Бог может услышать не сразу;

б) неверующего Бог может вообще не услышать.

2. Причины этой беды:

а) в человеке;

б) в самой молитве;

в) в способе молитвы.

3. Другие беды, следующие из этой.

4. Как бороться с этой бедой. С этой бедой нельзя справиться, пока она не пройдет сама. Исследование сердца, покаяние, взывание к имени Иисуса может ускорить отмену наказания.

Стих 3. Великий Слушатель.

1. С какой речью мы к Нему обратимся?

2. Какого внимания с Его стороны мы ожидаем?

3. Как мы можем завладеть Его вниманием?

4. Каков наш ответный долг? Слушать Его.

Стих 3 (вторая часть). Допустимое сетование.

1. Когда мы сетуем не на Бога, а в молитве к Богу.

2. Когда мы сетуем, главным образом, на себя.

3. Когда мы сетуем на мир, противостоящий Богу и праведности.

4. Когда мы сетуем в святой скорби, а не выражаем личное недовольство.

Стих 7. Одиночество.

1. Его воображаемые благословения.

2. Связанные с ним соблазны.

3. Его редкие благословения.

4. Его сладостное утешение.

Стих 9. Поспешное бегство от испытания:

1. есть бунт против Бога;

2. выдает недостаток веры и малодушие;

3. лишает возможности обрести полезный опыт;

4. приведет к еще большим бедам;

5. мешает славить Бога;

6. препятствует преображению в образ Христа и общению со святыми;

7. не дает оценить небеса.

Стих 10 (первая часть). Вавилон ересей. Разделение еретиков естественно, ибо истина одна. Оно неизбежно, ибо цели еретиков противоречивы. Оно — от Бога, чтобы ослабить еретиков. Оно является карой Божьей, поскольку еретики мучают друг друга.

Стих 11 (вторая часть). Злодеяния и бедствия — неразлучные спутники. Причина и следствие.

Стих 15. Дружба, возникающая на почве веры:

1. строится на прочном основании;

2. полезна: «беседы»;

3. приятна: «искренние»;

4. приносит радость: «ходили вместе»;

5. требует к себе бережного отношения;

6. требует к себе неусыпного внимания.

Стих 17. Контраст.

1. Сын Божий не причиняет зла, подобно нечестивым.

2. Сын Божий взывает к Богу в отличие от них.

3. Бог слышит Его, а от нечестивого отвращается.

4. Святые получат в удел вечную жизнь, а нечестивцы — вечную смерть.

Стих 18.

1. Усердные молитвы Давида: «буду умолять и вопиять».

2. Частые молитвы Давида: каждый день, трижды в день, вечером, утром и в полдень.

Стих 19. Битва, близость поражения, помощь, избавление, хвала.

Стих 20. Вечное царство Божье — угроза для нечестивых.

Стих 20 (вторая часть). Благополучие часто приводит к неверию. Неверующие люди:

1. неблагодарны (они должны быть более благочестивыми);

2. самодовольны (мнят себя богами);

3. забывчивы (забывают, что ничто не вечно под солнцем);

4. невежественны (не ведают, что временное благоденствие часто дается в удел проклятым);

5. безумны (их действия бессмысленны);

6. полны скверны (они будут выброшены вон на попрание).

Стих 22. Уста лицемера:

1. многословны;

2. бессердечны;

3. мягче елея;

4. неискренни;

5. остры как обнаженные мечи;

6. гибельны для самих себя.

Стих 23 (первая часть). У верующего есть:

1. заботы;

2. ответственность: «возложи»;

3. обещание: «поддержит».

Стих 23 (вторая часть). Кто такие праведники? Что значит для них «поколебаться»? Чье позволение нужно, чтобы поколебать их? Будет ли дано это позволение? «Никогда». Почему?

Стих 24 (вторая часть). «Уповаю» (весь псалом):

1. когда я молюсь (ст. 2—4);

2. когда я изнемогаю (ст. 5—8);

3. когда я окружен бедами (ст. 10—12);

4. когда меня предали (ст. 13—15, 21—22);

5. когда погибают нечестивцы (ст. 16);

6. когда я избавлен (ст. 19);

7. в любом состоянии (ст. 23).