Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 3
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 10397 Все тексты автора Чарльз Сперджен
55. Опасность и вера
Заглавие
«Начальнику хора». Благословенный певец накопил богатейший репертуар духовных песнопений и положил их на музыку. «О голубице, безмолвствующей в удалении». Эти слова, скорее всего, означали тип мелодии. Раб Божий, Давид, возвратился домой после долгого изгнания, наконец покинул унылые места, в которых ему приходилось «молчать даже о добром». Псалом проникнут глубочайшим духовным знанием, и мы можем сказать о его авторе: «Блажен ты, Давид, сын Иессеев, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». «Писание Давида». Это второй из золотых псалмов. Он очень похож на первый, пятнадцатый, особенно своим окончанием. В обоих псалмах автор открывает нам бесценную и благословенную тайну жизни с Богом по вере. «Когда Филистимляне захватили его в Гефе». Враги захватили Давида в свои сети, словно голубицу, но он освободился от их пут и воспел Богу гимн хвалы.
Композиция
В стихах 2 и 3 Давид изливает скорбь своей души, в стихах 4 и 5 говорит о своем уповании на Бога. Стихи 6, 7 — снова слова сетования, стихи 8— 10 — ревностная молитва Давида. В стихах 11—14 Давид поет песнь благодарности.
Истолкование
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
2. «Помилуй меня, Боже!» Душа моя объята великой скорбью, поэтому обращается к Тебе, Бог мой. Ждать милости от человека бессмысленно — удвой же Свою милость ко мне! Если враг восторжествовал надо мной по справедливости, то пусть милость Твоя удержит его от дальнейших беззаконий. Как утешительно видеть, что Давид, подобно испуганной голубице, ищет в час скорби милосердного Бога! «Ибо человек хочет поглотить меня». Обыкновенный человек, простой смертный уподобился свирепому чудовищу, жаждущему крови. Он мчится во весь опор, разинув свою страшную пасть, и хочет не просто ранить меня, а полакомиться моей плотью, проглотив меня целиком. Когда грешники отверзают свою пасть, мы должны открывать уста в ревностной молитве. Жестокость врагов — веская причина для Божьего вмешательства; отец не сможет долго сносить издевательства над сыном.
«Нападая всякий день, теснит меня». Враг не дает мне ни минуты покоя — теснит меня всякий день. В этой несправедливой войне он одерживает верх: нападает на меня, теснит и сокрушает. Давид молится против своего главного врага, предводителя своих недругов, и молитва его весьма действенна. Если мы можем так молиться против обычных людей, то, конечно, мы можем просить Бога об избавлении от заклятого врага душ наших, дьявола. Когда мы просим Господа простить нам долги наши, мы тем самым как бы говорим: «Будь милостив ко мне, Боже» и «не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Чем сильнее нападает сатана, тем горячее мы должны молиться об избавлении.
3. «Враги мои всякий день ищут поглотить меня». Их жажда крови не утихает никогда. С ними невозможно заключить перемирие. Их много, но их ведет один ум. Остановить их мне не под силу. Они не успокоятся, пока не проглотят меня. Людоеды из детских сказок переходят в реальный мир, воплотившись в лютых врагов Церкви. Они сокрушают кости праведных и проглатывают их в безмерном количестве. «Ибо много восстающих на меня». Гонители живут стаями. Волки, нападающие на паству Божью, редко приходят в одиночку. Видя перед собой многочисленных врагов, мы можем смело молиться Богу об избавлении, ибо Он — единственный защитник Церкви, могущий сокрушить оковы нечестивых. Враги народа Божьего обладают острым зрением; недаром альтернативный перевод данного стиха называет их «наблюдателями». «О, Всевышний!» Псалмопевец призывает на войну с великими мира сего величайшего из воинов, всевышнего Господа. Некоторые переводят этот стих иначе и считают, что Давид имел в виду высоты, с которых напали на него гордые и высокомерные враги. Саул, заклятый враг Давида, напал на него с престола, употребив для этого всю царскую власть. Но от могущественного врага праведник имеет надежную защиту, ибо Всевышний поразит противника, как бы высоко тот ни был превознесен. Величие Всевышнего — неиссякаемый источник утешения для душ, изможденных непрестанными нападками грозных врагов.
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
4. «Когда я в страхе». Давид не был хвастуном и не утверждал, что никогда не испытывает страха. Он не был бесчувственным стоиком, лишенным человеческих эмоций. Давид был умен и не впадал в безрассудство, свойственное невеждам. Он видел неотвратимость беды и испытывал страх. Все мы люди, и всех нас можно убить. Мы немощны и часто не можем предотвратить беды. Мы грешны и заслуживаем наказания. Вот почему для человека естественно испытывать страх. Вместе с тем чувства псалмопевца были неоднозначны: он боялся, но страх не заполнял его сознания полностью, ибо он сказал: «На Тебя я уповаю». Таким образом, страх и вера вполне могут уживаться в одном сердце. Человек — странное существо, а его духовный опыт — удивительное явление. Мы часто пребываем, можно сказать, в полумраке, где смешаны и свет и тьма, и очень трудно понять, чего там больше. Благословен тот страх, который ведет нас к вере. Если плотский страх уводит нас от Бога, то спасительный страх, напротив, гонит в Его объятья. Если я боюсь людей, то лучшее противоядие от такого страха — упование на Бога. Если мы уповаем только тогда, когда бояться нечего, вера наша подобна неверию. Если же мы веруем, когда вокруг сгущаются тучи, то вера наша истинна и победоносна. Хотя в оригинале Давид выразил свое упование в форме решения «буду уповать», вера была неотъемлемой частью его жизни уже в настоящем. Давайте же и мы возложим на Господа все свое упование. Откуда бы ни пришел страх — из глубин сердца или из внешнего мира, из прошлого, из настоящего или из будущего, от временных вещей или вечных, от человека или от дьявола, если мы сохраним веру, к нам очень скоро вернется мужество.
5. «В Боге восхвалю я слово Его». Вера рождает в сердце хвалу. Тот, кто уповает, скоро начнет славословить. Исполнение обещания Божьего — достойная тема для песен, но хвалить Его нужно еще до того, как оно было исполнено. Хвала зарождается в нас благодаря действию Бога. Мы молимся и славословим в Духе. Мы хвалим Господа главным образом за то, что Он явил нам в Своем написанном Слове, а также за то, что Он всегда держит Свое слово. «На Бога уповаю». Мы должны уповать только на Господа и ни на кого другого. Здесь псалмопевец делает то, что обещал в предыдущем стихе, — уповает на Господа. «Не боюсь; что сделает мне плоть?» Когда сердце наполняется верой, всякий страх исчезает, и душа в святом триумфе вопрошает: «Что сделает мне плоть?» Действительно, что? Человек не может причинить мне настоящего вреда — все его козни будут обращены в добро. Человек — это плоть, а плоть — это трава полевая. Господи, во имя Твоя я бросаю вызов гневу человеческому.
Перед нами два стиха сетования и два стиха уверенности. Вкус скорби всегда следует перебивать сладким ароматом упования.
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло: 7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
6. «Всякий день извращают слова мои». Извращение чужих слов — излюбленный прием нечестивцев. Они подвергают наши слова пытке, вкладывая в них смысл, которого там нет. Они превратно истолковали пророчество Спасителя о воздвижении храма в три дня, и прочие обвинения в адрес Его служителей построили на ложном основании. Кто постоянно практикуется в этом искусстве, со временем становится мастером лжесвидетельства. Волк всегда найдет в словах овцы причину ее съесть. Даже молитвы становятся богохульством, если их прочитать задом наперед. «Все помышления их обо мне — на зло». Никакого добра не хватит, чтобы уравновесить их злобу. В каком бы качестве они ни представляли Давида — царем, псалмопевцем, человеком, отцом, воином, страдальцем — мысли их были злы, а суждения окрашены ненавистью. Они презирали даже те его деяния, которые были, несомненно, совершены на благо всего Израиля. О грязный источник, о поврежденный родник, из тебя не проистекает ни капли чистой воды!
7. «Собираются». Когда горящие уголья собраны в одну кучу, они горят лучше, чем по отдельности. Нечестивцы боятся подойти близко к праведным, пока не превысят их числом во много раз. Презренные трусы, выходите же и сразитесь с бывалым воином один на один! Нет, они ждут, пока их число не вырастет, но и тогда нападают на праведного из-за угла. В вас нет ни капли смелости! «Притаиваются». Они прячутся в засаде и ждут своего часа. Люди, исполненные злобы, как правило, малодушны. Кто не осмеливается встретить человека лицом к лицу при свете дня, тот записывается в разбойники. Как часто доброе имя праведника порочится коварными кознями и лукавыми замыслами безымянных врагов! «Наблюдают за моими пятами». Они идут по моим следам, подобно выслеживающему добычу охотнику. У всех злодеев острое зрение, и они быстро подмечают недостатки праведника — или воображаемые недостатки. Не все соглядатаи находятся на довольстве государства, некоторые получают плату непосредственно от того, кто был хитрее всех зверей полевых. «Чтобы уловить душу мою». Ничто другое их не удовлетворит: единственное, что им нужно — это видеть мое окончательное поражение и гибель. Давид, впрочем, не был глуп, он видел, как многочисленны и коварны его враги. Он осознавал опасность своего положения, поэтому поступил мудро, предав Господу все свои тревоги и страхи и заручившись Божьим покровительством.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей? 10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
8. «Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою?» Неужели они будут процветать, несмотря на свои злодеяния? Неужели они избегнут земного наказания за все свои безбожные поступки? Они клевещут на доброго человека, чтобы спасти себя, — неужели им не воздастся? До сих пор они благоденствовали, неужели не будет конца их грязным играм? «Во гневе низложи, Боже, народы». Улови их, Господи, в их же сети. Низвергни их со скалы.
Если гонимый находит друга даже в разгневанном Боге, то сколь же более он найдет его в Боге любящем! Когда нечестивцы жаждут низринуть праведных, нет ничего более естественного и справедливого, чем молиться о том, чтобы Бог низложил бесстыдные замыслы злодеев. Просить Бога о том, что Он и так делает постоянно, правильно.
9. «У Тебя исчислены мои скитания». Господь не только наблюдал за каждым шагом Давида, но и счел необходимым записать в Свой свиток все его скитания. После долгих и изнурительных испытаний мы едва помним, где мы были; Отец же душ наших всеведущ и внимателен: Он помнит наши скитания все до единого, ибо считает их, как человек считает золото. Даже испытания праведников драгоценны в очах Господа. «Положи слезы мои в сосуд у Тебя». Давид выплакал столько слез, что для их хранения понадобился бы целый сосуд. Речь, однако, идет не о маленьких кувшинчиках, в которых знатные и сентиментальные римляне хранили слезы. Метафора предполагает более глубокий смысл. Давид пролил столько слез, что они не могли бы вместиться в обычный сосуд для воды. Но он верил, что Господь положит все его слезы в Свой сосуд, подобно тому, как виноградари собирают виноградный сок в огромные бочки. Он надеялся, что Господь будет хранить его слезы в особом месте — «сосуде у Тебя». «Не в книге ли они Твоей?» Воистину так! Все слезинки Давида были записаны в свитке. Господь, призри же не только на них, но и на саму скорбь! Взгляни на мои настоящие горести, ибо то, что мы видим глазами, трогает сердце гораздо больше, чем то, что мы слышим от других. Как же милостив Господь! Как исчерпывающе Его знание о нас! Как заботлив Он в Своем попечении о нас!
10. «Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе». Они обращаются в бегство, как только я начинаю молиться. Я взываю к Господу, и они покидают поле боя в страхе. Как действует молитва, мы до конца не понимаем, но она действует! Бог склоняет нас к молитве, мы взываем к Нему в сердечной скорби, Он слышит нас, и враг обращается в бегство. Воистину мощна та артиллерия, которая после первого же выстрела выигрывает бой. Поистине велик тот Бог, который внимает мольбам Своих детей и в тот же миг избавляет их от сильного врага! «Из этого я узнаю». На этом псалмопевец основывает свою веру, это его аксиома, неоспоримая истина. «Что Бог за меня». Это мы знаем наверняка; мы знаем, что никакой враг не может возобладать над нами. «Если Бог за нас, кто против нас?» Кто в здравом уме откажется от молитв, если они так действенны? Кто станет искать себе иного союзника, кроме Бога, приходящего на помощь в тот самый миг, когда мы произносим условленный пароль и открываем тем самым и свою нужду, и упование?
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его. 12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? 13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.
11. «В Боге восхвалю я слово Его». И снова Давид благодарит Бога. Бесчестен тот, кто, получив помощь, забывает воздать хвалу ее подателю. Самое меньшее, что мы можем сделать для нашего Спасителя, это с благодарностью признать Его великие заслуги. Возможно, Давид хотел сказать «восхвалю Бога по благодати Его». Если Давид имел в виду именно это, значит, он учит нас тому, что наши чувства по отношению к Богу должны быть вызваны самим Богом. Но, может быть, в эти слова заложен иной смысл: «Больше всего в Боге я восхваляю Его слово и ту верность, с которой Он хранит его». Если таков истинный смысл слов Давида, то это показывает, насколько крепко мы должны прилепиться к обещаниям Божьим и насколько преданны мы должны быть Слову воплощенному. Господь должен быть прославлен за все Свои совершенства и деяния, однако некоторые Его милости вызывают в нас особое восхищение. Если мы хвалим Бога только в общем и никогда не касаемся частностей, едва ли наша хвала идет от сердца и едва ли Бог сочтет ее угодной. «В Господе восхвалю слово Его». Псалмопевец славословил Бога от всей души и потому решил повторить те же самые слова. Упоминанием имени Господа он, без сомнения, хотел подчеркнуть, что Бог и Его Слово дороги ему во всех проявлениях.
12. «На Бога уповаю, не боюсь». Этот стих, как и предыдущий, очевидно является своеобразным припевом к псалму. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы наше упование основывалось исключительно на Слове Божьем. «Что сделает мне человек?» Вера изгоняет всякий страх. Давид смотрит на своих могущественных врагов и называет их даже не плотью, а «человеком». Он не испытывает страха. Даже если бы на него пошло войной все человечество, он не устрашился бы, уповая на могущество Господа Бога. Он не испугался бы их угроз, поскольку большую их часть они не смогли бы исполнить. Что же касается реальных угроз, то Давид, исполненный священного мужества, бросил бы им вызов. «Не боюсь», — сказал Давид, будучи уверен, что мужество и дерзновение не оставят его и в будущем.
13. «На мне, Боже, обеты Тебе». Если Давид не забыл своих обетов, данных им в дни печали, то и мы не должны забывать своих. Мы принесли их добровольно и потому должны исполнить с радостью. Обеты Господу дают все христиане, однако те, кто в дни скорби заново посвятил себя Царю, должны хранить их с еще большей ревностью. «Тебе воздам хвалы». Господа надлежит славить всем сердцем и всеми дарами, воспевая Ему хвалу гласом радости и веселья. Приносить Господу обеты во дни печали — похвально, но лишь тогда, когда мы исполняем свои обещания по прошествии скорбей.
14. «Ибо Ты избавил душу мою от смерти». Давид предал свою жизнь Господу, избавившему его от безжалостных врагов. «Да и ноги мои от преткновения». Одна милость взывает к другой, и вторая, вполне возможно, будет естественным дополнением к первой. Само по себе избавление от смерти едва ли имеет значение, если мы поступаемся своей верой под давлением вражеских угроз. «Чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых». Чтобы я мог наслаждаться благоволением и присутствием Бога и находить радость в жизни с Ним. Я хочу быть свободным, служить Богу от всего сердца, пребывать с Ним в общении, возрастать в святости и радоваться светлому лику Господа каждый день. Пребывать с Богом, ходить в Его правде, наслаждаться Его присутствием и видеть Его славу и величие есть верх желаний всякого верующего. Таким образом, этот короткий псалом вывел нас из пасти свирепого врага к сияющему свету божественного присутствия. Только вера может проделать такой путь.
Советы проповедникам
Стихи 3—4.
1. Страх охватывает время от времени всех людей.
2. Люди часто используют неправильные способы избавления от страха.
3. В этих стихах предлагается действенный способ избавления от страха.
Стих 4. «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю». Всякий раз, когда нам угрожает зло, мы должны уповать на Господа.
1. Что значит уповать на Бога:
а) не позволять страхам лишать нас надежды и повергать в уныние;
б) утешаться Господом;
в) ожидать избавления от Него.
2. На что конкретно мы должны уповать:
а) на обещания;
б) на качества Бога (Его могущество, мудрость, справедливость, милость).
3. Почему мы должны уповать на Бога, когда испытываем страх:
а) никто другой не может избавить нас от страха;
б) нет такого страха, от которого Бог не мог бы избавить: Он либо устраняет причину страха, либо дает нам способность не бояться.
Стих 4.
1. Бывает страх без упования.
2. Бывает упование без страха.
3. Бывают страх и упование одновременно.
Стих 8.
1. От беззакония есть избавление.
2. Беззаконие никого не спасет.
Милость Божья дает первое. Справедливость Божья гарантирует второе.
Стих 10.
1. Бог на стороне Своего народа.
2. Мы знаем об этом.
3. Он заступается за нас по нашей молитве.
4. При Его появлении враги отступают.
Стих 13.
1. Обеты, данные в прошлом.
2. Посвящение себя Господу в настоящем.
3. Прославление в будущем.