Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 4
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 6369 Все тексты автора Чарльз Сперджен
93. Древняя тайна
Тема
Псалмопевец видит могущество злодеев и принимает от их руки страдание. Он помнит о божественном всевластии, которому был посвящен предыдущий псалом, и взывает к Богу, как к Судье всей земли. Молитва его исполнена страсти и настойчивости, из чего следует, что страдания его были велики. Уверенный в существовании Бога и в том, что Он наблюдает за всеми путями человеческими, псалмопевец осуждает своих безбожных врагов и пророчествует о своей скорой победе в Господе. Испытания, посланные рукой Господа, он почитает лучшим назиданием и называет блаженными всех томящихся под их бременем. Тема псалма — древняя и неразрешимая тайна: почему путь нечестивых благоуспешен? Снова благочестивый муж ломает голову над вопросом о том, почему же нечестивые благоуспешны в путях своих, и утешает сердце свое тем, что истинный Царь восседает на небесном престоле и обращает все события ко благу.
Композиция
Стихи 1—7 — это сетование на нечестивых притеснителей. В стихах 8—11 приводятся доводы в пользу того, что Господь наблюдает за путями человеческими. В стихах 12—15 псалмопевец показывает, что Господь благословляет Свой народ, даже если какое-то время он терпит от Него наказание. В стихе 16 содержится прошение о помощи. Стихи 17—19 — это исповедание полной зависимости от Бога и веры в Его защиту. В стихах 20—21 изложена жалоба на нечестивых. В заключение, стихи 22—23, звучит пророчество о том, что враги и все нечестивые в конце концов получат по заслугам и будут истреблены Господом.
Истолкование
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. 3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
1. «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!» Что может быть естественней, чем молиться о низвержении гордых притеснителей и восстановлении справедливости для угнетенных? Если восстановление справедливости есть благо, а это действительно так, то жаждать и алкать правды — это достойное и богоугодное дело. Когда человек жаждет отомстить за себя, он никогда не станет обращаться к Богу. Если же мы воистину жаждем правды и сочувствуем тем, кто страдает от рук безжалостных злодеев, то никогда не сможем спокойно смотреть на порабощение народов или притеснение отдельных людей и обязательно воззовем к Богу об отмщении. Из первого стиха следует, что автор объяснял отсутствие справедливости в его стране отсутствием самого Господа. Его слова могут значить лишь то, что Господу достаточно явить себя и злобные тираны прекратят свои злодеяния. Если Господь явит себя, то правда будет восстановлена. Господь придет, увидит и победит! Что касается нынешнего времени, то нам как никогда необходимо молиться о явлении божественного могущества, ибо древние враги Бога и человека снова рвутся к власти, и, обретя ее, несомненно, подвергнут святых великим страданиям.
2. «Восстань, Судия земли». Взойди на престол Судьи, и да признают народы в Тебе своего истинного Владыку! Восстань, как восстает человек, чтобы нанести удар изо всех сил, ибо беззакония человечества заслуживают Твоего сокрушительного удара. Воздай нечестивым по делам их. Отомсти им по справедливости Своей — удар за удар, зуб за зуб. Нечестивец смотрит на праведника сверху вниз и ищет, как бы поразить его. Он подобен великану, который с высоты своего роста обрушивает удары на своего противника. Боже, восстань, взойди на высоту и «воздай возмездие гордым». Пусть они узнают, что Ты, Боже, превознесен над всякой тварью. Как они смотрят на своих врагов сверху вниз, так и Ты, Господи, возвышаешься над ними подобно горе. Псалмопевец открыто взывает к Богу об отмщении, выражая вслух то, о чем непорочный человек, томящийся под гнетом тиранов, только помышляет, вознося к небу свои стоны и воздыхания.
3. «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» Неужели злу не будет конца? Неужели Господь не положит конец рабству, грабительству и тирании? Справедливый Бог пребывает на небесах, облаченный величием и всемогуществом, а значит, рано или поздно все зло искоренится, и непорочные страдальцы будут отомщены. Все праведники во все века направляют Господу наболевший вопрос: «Доколе?» В нем звучит недоумение по поводу великой тайны божественного провидения, а именно тайны существования зла и его кажущегося триумфа. «Доколе?» Этот вопрос похож на стон измучившегося сердца, из которого вырывается самый печальный звук, какой только может произнести человек. Сколько раз он звучал в застенках инквизиции, на галерах и во мраке темниц! Наступит время, и Господь даст Свой исчерпывающий ответ. Но не здесь и не сейчас.
4. «Они изрыгают дерзкие речи». Нечестивцам мало того, что они совершают свои беззакония, они добавляют к ним дерзкие речи, бахвальство, угрозы и оскорбления в адрес святых. Может ли Господь стерпеть такое? Допустит ли Он, чтобы дети Его навсегда остались жертвой богоненавистников? Неужели их дерзкие речи не разгневают Господа и не заставят Его вмешаться? Слова, как известно, ранят гораздо глубже, чем мечи. Они входят в сердце острым клином, словно камень, врезающийся в плоть. Дерзкие речи извергаются из уст нечестивых постоянно — таково значение слова «изрыгают». Для них хула стала чем-то привычным и обыденным. Доколе, Господи, Ты будешь терпеть злоречие врагов? «Величаются все делающие беззаконие». Беззаконники любят разговаривать с самими собой и размышлять над собственным величием. В гордыне сердца они воображают, будто совершают добро, притесняя бедных и нищих и злословя благочестивых и праведных. Хвастовство — характерная черта нечестивых, так же как смирение — неотъемлемое качество святых. Вечно ли великий Судья, всезнающий и всеслышащий, будет терпеть бахвальство злодеев? Долго, слишком долго они пользовались свободой слова. Слишком громко звучали их богохульства и злоречие. Не за горами тот час, когда Господь властно подвергнет их позору и бесчестию и исполнит Свое обещание. Ныне же все страждущие взывают к Господу и ожидают от Него отмщения. Может ли Господь не приклониться с небес и не воззвать к врагу Своему: «Что ты гонишь Меня?»
5. «Попирают народ Твой, Господи». Нечестивцы притесняют народ Божий и пытаются всячески унизить его. Но как бы они ни старались втоптать их в грязь, едва ли им это удастся: праведники страдают потому, что они народ Божий, а коль так, то они скоро будут избавлены. «Угнетают наследие Твое». Дети Божьи вынуждены терпеть скорбь и позор. «Наследие Твое» значит избранные Божьи, народ, возлюбленный особой любовью, согласно вечному и неизменному обещанию благости, данному отцам и их потомкам. Избрание является действенным доводом в молитве к Богу. Неужели Господь не защитит наследия Своего? Может ли человек отказаться от своего наследия и позволить врагу захватить его? Притесняемый народ не чужой Господу, а Его собственное наследие, избранное и отделенное благодатью. Когда же Господь избавит детей Своих от руки притеснителя?
6. «Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Самому жестокому обращению подвергаются те, кто заслуживает наибольшего сострадания. В законе Господа существуют конкретные заповеди, защищающие права сирот и вдов, и потому всякое притеснение, и уж тем более убийство беспомощных и обездоленных — тягчайший грех. Неужели столь бесчеловечное поведение не возбудит гнева Господнего? Неужели слезы вдов, стенания пришельцев и кровь сирот не побудят Бога к действию? Воистину небесный Судья посетит нечестие злодеев суровым наказанием. Он терпел их беззакония достаточно долго, но теперь настало время для отмщения, и кара Его не замедлит.
7. «И говорят: не увидит Господь». Неверие во всеведущего Господа было корнем их гордыни и верхом беззакония. Они были слепы в своем нечестии, ибо вообразили себе слепого Бога. Неудивительно, что человек, отрицающий всеведение Господне, дает выход всем своим низменным страстям. Упомянутые в данном стихе нечестивцы не только таили в своем сердце нечестие, но и исповедовали чудовищное учение о том, что Бог слишком далек от мира, чтобы видеть дела человеческие. «И не узнает Бог Иаковлев». Какое вопиющее богохульство и откровенная ложь! Если Господь воистину стал Богом Своего народа и доказал Свою любовь множеством милостивых деяний, как смеют нечестивцы утверждать, что Он не узнает о совершаемых против Него злодействах? Беззакониям нечестивых нет предела. Даже разум и тот не может положить им конец. Все злодеяния совершаются вопреки здравому смыслу. Бог услышал Иакова у потока Иавок, Он взял его за руку и вел его до самой смерти, возвестив о нем и его потомстве следующее: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла». Тем не менее нечестивцы смеют утверждать, что Господь не видит вреда, причиняемого избранному народу! Воистину в нечестивцах исполняется древнее пророчество о том, что, если Господь хочет кого-то покарать, Он предает его безумию собственного сердца.
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? 9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? 10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
8. «Образумьтесь, бессмысленные люди!» Они утверждали, что Бог не видит беззакония, и теперь псалмопевец использует то же самое слово, призывая их обратить внимание на истину и образумиться. Он называет их людьми бессмысленными, тварями неразумными, и они вполне заслуживают это название. Он увещевает их вразумиться и внять истине. Они почитали себя мудрецами, единственными разумными существами в мире, а псалмопевец назвал их бессмысленными животными. Все нечестивцы — безумцы, и чем больше они знают, тем безумнее становятся. «Ученый глупец — вдвойне глупец» — гласит мудрая пословица. Когда человек отказывается от Бога, он отказывается от самого себя и опускается до уровня бессловесных тварей и даже ниже, ибо «вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего». Безумных ученых следует жалеть, а не почитать за непререкаемый авторитет. Они смотрят на нас свысока, однако у нас есть гораздо больше причин превозноситься над ними. Глупцы, неужели вы никогда не образумитесь? Пришло время открыть глаза! Вы, познавшие пути безумия, какое благо вы обрели, ходя по ним? Неужели у вас не осталось ни разума, ни здравого смысла? Если в вас сохранилось хоть немного рассудка, послушайте доводы псалмопевца и поразмыслите над следующими вопросами.
9. «Насадивший ухо не услышит ли?» Неужели Тот, кто создал столь удивительный орган и поместивший Его в непосредственной близости к мозгу, может быть глух? Неужели Тот, кто придумал столь сложную систему, не может узнать, что происходит в созданном Им мире? Неужели не слышит Тот, кто дал вам возможность слышать? Вопрос этот риторичен. Скептика он ставит в тупик и приводит в полное смущение. «И образовавший глаз не увидит ли?» Он даровал нам глаза, неужели Он сам не может видеть? С какой мудростью Он образовал оптический нерв, глазное яблоко и его удивительную, превосходящую разумение функцию! Неужели Он не увидит то, что совершается Его же собственными созданиями? Если Бог существует, то Он должен быть разумной Личностью, обладающей бесконечной премудростью.
10. «Вразумляющий народы неужели не обличит». Тот, кто вразумляет целые народы, неужели не обличит грешника? Если Господь карает целые заблудшие народы, то неужели Он не сможет призвать к ответу одного злодея? Следующий вопрос таит в себе глубокий смысл, псалмопевец задает его с таким пылом, что останавливается на полуслове и не заканчивает начатого предложения. Оно начинается так: «Тот, кто учит человека разумению?» Далее предложение обрывается, и переводчики решили поставить после него вопросительный знак, хотя из оригинала это вовсе не следует. Мысль псалмопевца обрывается внезапно, как если бы вторая часть предложения была очевидной и не нуждалась в формулировании. Псалмопевец прерывает свою речь на полуслове, как бы устав от бесполезного разговора с безумцами, погрязшими в своих грехах. Искренний верующий понимает его чувства, ибо ему также часто хочется сказать: «Я вижу, что всякие разговоры с вами бесполезны! Если бы вы были людьми разумными, то все это было бы для вас очевидно и не нуждалось бы в объяснениях. А потому я умываю руки». Разумение — это дар от Бога. Научное знание в зачаточном виде было дано еще Адаму, и с тех пор научный прогресс происходит благодаря божественной помощи. Так неужели Даровавший нам знание не знает того, что происходит в мире?
11. Отрицает ли человек божественное всеведение или нет, псалмопевец однозначно утверждает одно: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны». Он не только слышит все их слова и не только видит их дела, но и знает все их тайные мысли. Он видит человека насквозь, и знает, что все помыслы его суетны. Для Господа нет ничего проще, чем узреть все мысли бренного человека, ибо он как пар, на малое время являющийся. Господь знает, что все его мысли — подлинная суета. Таков смысл оригинала, однако верно и то, что даже духовные помыслы человека, то есть лучшие проявления его природы и те суетны. Как же ничтожен человек! И это жалкое и немощное существо смеет превозноситься, мнить себя царем, тиранить таких же беспомощных червей, как он сам, и бросать вызов Богу! Воистину, суета человеческая перемешана с безумием, как дым с туманом: туман наполняется зловонием, а гуще не становится. Как же безумны те, кто считает, что Бог не видит их жизни! На самом деле Господь знает все, о чем помышляют их суетные сердца. Что может быть нелепей, чем называть Бога несуществующим, когда мы сами — легче пустоты в Его очах?
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, 13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
12. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи». Мысли псалмопевца постепенно успокаиваются. Он уже не сетует пред Богом и не спорит с людьми, а настраивает свою арфу на более мелодичный лад, ибо верующим сердцем прозревает то благо, которое приходит к страдальцу в результате наказания Господня. Конечно же, человек не ощущает особого благословения в тот момент, когда на него обрушивается жезл Господень, однако ощущения обманывают его. Он драгоценен в очах Божьих, а иначе Господь не стал бы исправлять его и направлять на путь истинный. Плоды божественного вразумления будут для него благословенны. Псалмопевец называет вразумляемого человеком с большой буквы, ибо использует древнееврейское слово, означающее силу. Настоящим человеком можно называть лишь того, кто терпит наказание от Господа и вразумляется Его жезлом. «И наставляешь законом Твоим». Книга закона и жезл наказания, закон и вразумление идут рука об руку. И то и другое необходимо и полезно человеку. Страдания без слова вразумления — это то же самое, что печь для металла, но без добавок, помогающих очистке. Металл плавится, но не очищается. Слово Божье — та самая добавка, которая делает огненные страдания полезными. Ведь гораздо больше благословляется тот, кто терпит наказание Господне, чем тот, кто заставляет других страдать. Гораздо лучше стонать по-человечески под ударами небесного Отца, чем реветь и бесноваться по-звериному в ожидании смертельного удара от Уничтожителя зла. Страдающий святой получает вразумление от Господа, небесный Отец готовит его к чему-то высокому и великому, и все, с чем он сталкивается на пути, содействует его высшему благу. Посему его можно назвать благословенным, сколько бы скорбей ему ни пришлось изведать.
13. «Чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» Жезл наказания и книга закона даются нам для того, чтобы мы научились покоиться в Господе. Мы понимаем, что Господь учит нас тихому упованию, и потому со смирением принимаем тяжелые обстоятельства и гонения, ожидая определенного Богом срока. Всевышний Судья готовит яму для нечестивых. Словно хищные звери, они бродят вокруг и нападают на беззащитных овец, однако очень скоро упадут в яму и безвозвратно погибнут. Вот почему народ Божий покоится в своем убежище во время печали и терпеливо ожидает дня отмщения. Яма готовится Господом Богом задолго до того, как нечестивцы в нее упадут. Ад — это уготованное место для вполне «готовых» людей. Как дни благодати помогают святым созреть для славы, так и время распутства помогает нечестивым «подготовиться» к вечному аду.
14. «Ибо не отринет Господь народа Своего». Господь может повергнуть народ Свой в прах, но никогда не отвергнет его. Во времена гонений святым часто кажется, что Господь оставил паству Свою и предал ее волкам. Однако Господь никогда так не поступал и никогда не поступит. Он никогда не отнимет любви Своей и никогда не откажется от Своего наследия. Он действительно может подвергнуть их временным скорбям для того, чтобы даровать им благословение, но Он никогда не покинет их.
Он может исправлять и вразумлять,
Наказывать, учить, но не бросать.
Он может нас любовно укорить,
Но милости не может нас лишить.
15. «Ибо суд возвратится к правде». Великий Судья взойдет на престол, и наступит век правды. В мире снова воцарится правда и справедливость, и праведные возрадуются. По улицам города торжественно прошествует колесница правды, и все святые последуют за ней ликующим сонмом. Поэт выражает надежду народа Божьего при помощи яркого и впечатляющего образа. Какое-то время власть в мире была узурпирована теми, кто использовал ее для осуществления своих гнусных и низких целей, однако благодаря молитвам праведных суд возвратился к правде и каждое благочестивое сердце наполнилось радостью.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
16. Хотя псалмопевец был убежден в том, что правда, в конце концов, восторжествует, он не видел никого, кто был бы готов встать рядом с ним в борьбе со злом. Вокруг не было ни воинов, готовых сражаться за правду, ни верных последователей Бога. Отсутствие борцов за правду — великое зло, творящееся под солнцем, однако и у него есть свое предназначение. Оно еще больше толкает человека к Богу, вынуждая его полагаться на Его милость всем сердцем. Если бы мы могли найти друзей в трудную минуту, Бог, возможно, не был бы нам так дорог. Но когда мы не видим от человека никакой помощи, несмотря на все наши взывания, мы начинаем ценить Господа и уповать на Него всецело, ибо получаем помощь только от Его могучей мышцы. Душа только тогда пребывает в полном покое, когда, не найдя помощи от человека, полагается на единого Господа. Сегодня, когда со всех сторон Церковь Божью обступают ереси, слова этого стиха звучат как нельзя кстати. Как мало в наше время верных Богу служителей! Как мало тех, кто готов «восстать… против злодеев»! Где Лютеры и Кальвины наших дней? Ложное милосердие лишило доблестных воинов Израиля всякого мужества. Джон Нокс был бы сегодня как нельзя кстати, но где он? Единственное наше утешение в том, что Бог Лютера и Нокса все еще с нами и в свое время призовет на служение Своих избранных воинов.
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.19 При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою.
17. «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания». Псалмопевец был уверен в том, что, если бы не помощь Божья, он уже давно бы погиб, и душа его вселилась бы в обитель молчания, где никто уже не может свидетельствовать о Господе. Или же он имел в виду, что, если бы не помощь Божья, ему нечего было бы сказать врагам, и он навлек бы на себя великий позор. Благодарение Господу, что ничего подобного не случилось ни с кем из нас. Всемогущий Господь неизменно помогает тем, кто надеется на Него. Душа наша клонится к земле, когда мы видим победы врагов Божьих. Мы не можем вынести этого зрелища и в смятении чувств умолкаем. Впрочем, Господь очень скоро восстанет и отомстит врагам Своим, и потому мы не теряем надежды.
18. «Когда я говорил: колеблется нога моя». Господи, нога моя колеблется даже сейчас. Я увидел опасность и возопил к Богу, но в момент крайней нужды «милость Твоя, Господи, поддерживала меня». Как часто мы взываем к Богу, чувствуя приближение опасности и сознавая собственное бессилие! В такие моменты нам может помочь только милость Божья. Мы не можем уповать на собственные заслуги, ибо знаем, что ноги наши поколебались в результате греха. Единственная наша отрада — это упование на вечную милость Божью, которая всегда готова вызволить нас из беды и поддержать в опасности. Некоторым из нас по опыту известно то, о чем говорит псалмопевец. Автор этих комментариев не раз подвергался смертельной опасности и был уверен в том, что положение его безнадежно. Опасность была неминуемой, он видел ее перед глазами и ужасался тому, что видел. Сердце его трепетало, и ему казалось, что настал его смертный час. Но внезапно приходила милость Божья, и все преображалось. Вместо того чтобы кануть в небытие, он обретал спокойствие и твердость, поддерживаемый незримой рукой. Эта рука расстраивала коварные замыслы врагов и вселяла в него песни радости. О верный Хранитель душ наших, будь превознесен во веки веков. Благословим Господа во всякое время, хвала Ему да не сходит с уст наших.
19. «При умножении скорбей моих в сердце моем». Когда сердце мое исполнено тревожных мыслей, волнений, вопросов и предчувствий, я бегу к своей твердыне, ибо «утешения Твои услаждают душу мою». Я спешу найти в Господе убежище от греховных мыслей, тщеславных идей, печальных чувств, горестей, забот и противоречий, ибо у Него источники божественного утешения, и Он не просто утешит, но и усладит душу мою. Как сладостны утешения Духа Святого! Кто может размышлять о вечной любви, неизменных замыслах Божьих, непреложных обещаниях, совершенной жертве искупления, воскресшем Спасителе, Его единстве со святым народом, грядущей славе, не испытывая при этом невыразимой радости? Наш внутренний мир ничуть не отличается от мира внешнего, бурлящего вопросами и противоречиями, но когда в него входит Иисус Христос и шепчет: «Мир тебе», там воцаряется покой и безмятежность. Отвратим же свой взор от печального зрелища мирских гонений и временного триумфа нечестивых и вступим в святилище полного покоя в Господе Боге.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
20. «Станет ли близ Тебя седалище губителей». (В англ. «Вступит ли престол беззаконный в общение с Тобой». — Примеч. ред.) Беззаконные престолы притязают на богоданность своей власти, но их притязания пусты и бессмысленны. Они суть обман и богохульство. Бог не вступает в союз с несправедливой властью и не санкционирует неправедных законов. «Умышляющих насилие вопреки закону?» Вопреки закону они умышляют грабительство и насилие. Но даже если бы их нечестие было утверждено законодательно, оно все равно осталось бы нечестием в очах Господа. Нечестивцы с великим тщанием пытаются использовать закон в своих целях, чтобы злодейство стало официально разрешенной практикой, однако истинная власть основывается только на правде. Когда в государстве недостает правды, все замыслы коварных властителей обречены на провал. Со временем все их неправедные указы будут изглажены из книги закона. Только справедливые законы пребывают вовек. Нечестие же преходяще, ибо Господь никогда не поставит на нем печати одобрения и никогда не вступит в союз со злодеями. Неправда обречена. Блажен тот день, в который мы увидим ее крах.
21. «Толпою устремляются они на душу праведника». Их так много, что они собираются в огромные толпы и совместными усилиями свершают свои злодеяния. Они популярны в народе и стремятся повергнуть святых в прах. Они единодушны в своих замыслах и действиях. Их единственная цель — сохранить свою деспотическую власть и погубить праведных. «И осуждают кровь неповинную». Они непревзойденные клеветники и обвинители. Им мало убийства: они готовы на все, что угодно, лишь бы втоптать в грязь рабов Божьих. Из истории мы знаем, что все эти описания вполне соответствуют действительности. Все это реально происходит во времена гонений на Церковь. В Англии церковь подвергалась жестоким преследованиям не раз, и если в будущем папство будет так же активно, как в прошлом, то мы, несомненно, увидим повторение ряда печальных событий. Господствующая в настоящее время секта утверждена законом и претендует на роль государственной религии, однако закон, утверждающий и возвышающий одну религию над другой, не может быть справедливым. Бог не имеет с ним ничего общего, и потому сборище обрядоверов в свое время станет зловонием для всех благоразумных людей. Какие еще испытания ждут нас в будущем, сказать сложно. Предадим все грядущее в руки Того, кто не сообщается со сборищем злодеев и не будет вечно терпеть откровенных оскорблений со стороны папских идолов и порочного священства.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, 23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
22. Сколько бы нечестивцы ни собирались на свои сборища, псалмопевец не страшился их коварства и радостно пел: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего». Любовь Господа тверда, как камень, и защищает нас от всяких бед. Только в Нем одном мы находим безопасность, сколько бы ни бушевал мир вокруг нас. Помощь человеческая суетна, и потому мы обращаемся за помощью к всемогущему Господу.
23. Естественный исход любой деспотии — истребление деспота. Он гибнет вследствие своих же собственных беззаконий. Отмщение, уготованное провидением Божьим, удивительно и справедливо. Великие преступления караются суровым возмездием, и нечестивцы навсегда исчезают с лица земли. Сам Бог вмешивается в ход земных событий и поражает тиранов в расцвете сил, не давая им довести до конца начатое. Иногда служители божественного отмщения берут преступников с поличным, и тогда вина их не вызывает сомнений. «И обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их». Гнев Божий истребит их, пока они еще жуют кусок украденного хлеба, суд Господень настигнет их, пока еще неправедное богатство хранится в их жилище. Бог сам посещает нечестие жезлом железным и являет Свою силу, предавая беззаконных смерти. «Истребит их Господь Бог наш».
Таков конец псалма. Вера видит настоящее в свете будущего и завершает свою песнь без страха и трепета.
Советы проповедникам
Стих 1.
1. Отмщение — исключительное право Господа.
2. В каком смысле мы можем желать отмщения?
3. Как и когда мы осуществляем это праведное желание?
Стих 1.
1. Отмщение принадлежит Господу, не человеку.
2. Отмщение Божье в отличие от отмщения человеческого справедливо: «Страшно впасть в руки Бога живого».
Стих 2. Как гордыня и подобные ей грехи возбуждают гнев Божий? Как гордыня влияет на гордеца, окружающих и Бога?
Стих 3. Доколе будет царствовать зло?
1. Пока не наполнит меру вины.
2. Пока не докажет собственное безумие.
3. Пока не научит святых доброделанию и молитве.
4. Пока не изгонит из человека упование на плоть и не заставит взирать лишь на Господа, Его Духа и пришествие.
Стих 3.
1. Сладкая чаша нечестивых — торжество в настоящем.
2. В сладости есть горечь, ибо она временна и против нее молятся.
Стихи 5—10.
1. Наглые гонения нечестивых (ст. 5—6).
2. Равнодушное пренебрежение божественным всеведением (ст. 7).
3. Целенаправленное явление божественного всеведения и отмщения (ст. 8—10).
Стихи 6—9.
1. Вопиющий грех.
2. Нелепое предположение.
3. Его бесспорное опровержение.
Стих 8. Атеисты не по убеждению, а по делам.
1. Их точное описание.
2. Мудрое наставление для них.
Стихи 8—11.
1. Увещевание (ст. 8).
2. Убеждение (ст. 9—10).
3. Утверждение (ст. 11).
Стих 11.
1. Суетные мысли современного мира.
а) Мир ищет удовлетворения там, где его найти невозможно.
б) Мир сосредоточен на событиях, которые нельзя повернуть вспять.
в) Мир ожидает бедствий, которые никогда не произойдут.
г) Свою ценность мир связывает с обладанием ничтожными и тленными богатствами.
д) Мир строит планы, заранее обреченные на неудачу.
2. Ошибочные мысли человека в отношении религии и будущей жизни.
а) Религиозные представления язычников.
б) Мысли, присущие христианскому миру, забывшему думать Божьи мысли вслед за Богом.
в) Практический атеизм, убеждающий человека поступать так, словно Бога нет.
г) Дерзкие и самонадеянные притязания нечестивых, уверенных в том, что угрозы и предупреждения Бога нереальны.
д) Тщеславные мысли тех, кто уповает на собственную праведность, они наполняют их умы тщетными надеждами и мешают смириться перед праведностью Бога.
Стих 11. Бог знает все мысли человека. Пугающая и смиряющая истина.
Стихи 12—13. Школа Христа. Директор, учебник, розга, благословенный ученик, результат обучения.
Стихи 12—13.
1. Благословенные:
а) наученные Богом;
б) претерпевшие наказание от Бога.
2. Благословение:
а) покой в скорби;
б) покой от скорби.
Стих 14.
1. Подспудный страх — Бог отринет.
2. Побежденный страх — Бог не покинет.
Стих 14.
1. Покажите эту светлую истину на темном фоне. Что было бы, если бы все было иначе? Что заставляет нас думать, что Бог может отринуть нас?
2. С радостью поразмышляйте над самой истиной. В чем ее суть? Почему Господь не отринет нас? Нам даны подсказки (народ, наследие).
Стих 15.
1. Отсрочка суда.
2. Возобновление суда.
3. Признание законности суда.
Стих 16.
1. Вопрос Церкви к своим воинам.
2. Ответ любого преданного Богу человека.
3. Обнадеживающий ответ от Господа.
Стихи 16—17. Единственный источник поддержки.
1. Крик о помощи как бы из уст воина или защитника Церкви.
2. Ответ земли. Мертвая тишина, нарушаемая только эхом (ст. 17).
3. Разрушающий тишину и дающий надежду голос Господа (ст. 17).
Стих 18. Благословенное исповедание немощи.
1. Исповедание.
2. Помощь.
3. Время.
4. Признание.
Стих 19. Утешения Твои услаждают душу мою при умножении в сердце моем:
1) сомнений;
2) покаянных мыслей;
3) мирских мыслей;
4) мыслей о семье и обществе;
5) отчаянья;
6) мыслей о будущем.
Или:
1) Человек не может найти утешение в себе самом;
2) человек не может найти утешения в других;
3) единственное его утешение — в Боге.
Стих 19.
1. Душа в тисках тревожных мыслей.
2. Утешение от лучшего Друга.
Стих 20. «Таков закон». В каком случае эта фраза не имеет силы над христианами?
Стих 20.
1. Бог не сообщается с нечестивыми.
2. Нечестивые никогда не приблизятся к Богу.
Стих 20. Божественная политика.
1. Существует богопротивная власть, или «седалище губителей» (в англ, «престолы беззакония». — Примеч. пер.). Эти люди ущемляют права человека и свободу вероисповедания и во всем преследуют свои корыстные цели.
2. Эти «престолы» отлучены от лица Божьего, какими бы ни были их притязания. Между ними и Богом разверзлась бездна.
Стихи 21—22.
1. Угроза святым (ст. 21).
2. Защита святых (ст. 22).
Стихи 21-23.
1. Приговор «беззаконного суда» (ст. 21).
2. То, что этот суд выпустил из внимания (ст. 22).
3. Справедливый приговор заслужившим наказание (ст. 23). (В этом фрагменте при ближайшем рассмотрении можно увидеть Христа. Мтф. 27:1.)
Стих 23.
1. Никто, кроме Бога, не имеет права на отмщение: «И обратит на них».
2. Они сами себя накажут:
а) полным истреблением: «Истребит их»;
б) неизбежным истреблением: «И обратит… истребит».