95. Миссионерский гимн

Тема

Судя по всему, этот псалом является частью того священного песнопения, которое Давид сочинил, когда израильтяне «принесли ковчег Божий и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид». Первая часть этой оды была опущена, видимо, потому, что она имела прямое отношение только к Израилю, тогда как Святой Дух желал создать песнь для язычников — триумфальный гимн в честь обращения всех народов к Богу в евангельские времена. То, что она следует за девяносто четвертым псалмом, описывающим ожесточение Израиля, вполне естественно. В наказание за свои грехи народ Божий лишился провозвестников Евангелия, которые двинулись в языческие страны, более готовые к принятию Благой вести, зная, что при наступлении полноты времени Христос полностью покорит их Своей власти. Таким образом, девяносто пятый псалом является как бы продолжением девяносто четвертого. Перед нами миссионерский гимн. Удивительно, что иудеи могут читать его и, тем не менее, ограничивать благодать Божью пределами Израиля. Если бы в народе Божьем не произошло частичного ожесточения, они уже давно поняли бы, что Господь изначально желал распространить Свою любовь на все народы и племена земли и не имел намерения ограничивать Свою благодать и Свой завет семенем Авраама по плоти. Нет ничего удивительного в том, что великодушный Давид пустился в пляс перед ковчегом завета, когда ему было даровано видение всех народов земли, оставляющих языческих богов и обращающихся к единому истинному Богу. Если бы Мелхола могла узреть эту радость, она никогда не стала бы упрекать своего мужа в излишнем ликовании пред ковчегом. Если бы только ныне иудеи могли проникнуться жалостью и состраданием ко всем народам земли, то они, несомненно, возрадовались бы пророчеству о том, что в конце концов вся земля наполнится познанием Бога.

Композиция

Псалом не нуждается в композиционном делении. Подобно бесшовному хитону, славной одежде, не сшитой, а тканой сверху, мысль его течет единым потоком.

Истолкование

1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.

6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; 8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля! 10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;12 да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные 13 пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.

1. «Воспойте Господу песнь новую». Слыша весть о благословении, грядущем на все народы, сердца человеческие наполняются новой радостью. Воспоем же Господу новую песнь! Пришествие Нового Завета было оглашено ангельской песнью, так почему бы и нам не вознести к небу славословий? Навеки умолкают гимны Юпитеру, Нептуну, Вишне и Шиве и звучат песнопения во славу единого истинного Бога. Оргии в честь Вакха навсегда позабыты, и мир более не слышит сладострастных сонетов. Вся музыка звучит во славу единого истинного Бога. Время скорби ушло, настало время радости и ликования. Зловещие языческие ритуалы канули в лету: никто уже не приносит человеческих жертв, никто не колет себя ножами, никто не издает безумных и фанатичных воплей. Мир наполняется радостью и выплескивает свою любовь и благоговение пред Господом в сладостных песнопениях. Все народы отныне являются новым творением во Христе Иисусе и воспевают Господу новую песнь. Никто уже не прославляет Ваала, никто не возносит похотливых славословий Астарте. Языческий мир позабыл свои безумные оды и походные песни. Отныне все племена земные воспевают святые, небесные, непорочные и сладкозвучные хоралы. Слова псалмопевца звучат так, как будто бы он сам желал быть начальником хора и дирижировать этим огромным празднующим сонмом. Он призывает, увещевает и убеждает народы присоединиться к его торжественному песнопению и восклицает: «Воспойте Господу новую песнь».

«Воспойте Господу, вся земля». Ни один народ не настаивает на своей исключительности. Иудей призывает язычников к совместному поклонению и сам присоединяется к ним, дабы вся земля могла восславить Господа и Спасителя единым гласом хвалы. Ни одно племя, ни один народ не остается безучастным, сердца всех людей настроены на один радостный лад, и они воспевают Господу стройно и благозвучно. Земля и все, что наполняет ее, принадлежит Господу, и потому все народы должны хвалить своего Создателя. Солнце светит во всех уголках земли, и все живущие на ней утешаются светом великого Солнца Правды. Е Pluribus Unum (лат. «единство в многообразии») — из множества песен сложится один общий гимн. Когда народы земли соберутся на Сионе, разделение языков, проклятье Вавилона, будет снято. Все народы земли вознесут Господу песнь единым гласом хвалы. Не только человек, но и вся земля должна хвалить своего Создателя. Тварь покорилась суете недобровольно, по необходимости, но будет избавлена от рабства тлению в свободу славы сынов Божьих. Моря и леса, поля и реки возвеселятся пред Господом. Вы скажете, все это похоже на сон? Тогда давайте снова погрузимся в грезы! Блаженны очи, которые узрят Царство Божье, и уши, которые услышат его песни. Гряди же, о благословенный Господь! Скорей ниспошли Сиону жезл могущества Своего, дабы все народы преклонились перед Господом Богом и Помазанником Его.

2. «Пойте Господу, благословляйте имя Его». Имя Господа упомянуто псалмопевцем трижды, и это не случайность. Просвещенные народы земли воспоют славу триединому Господу. Неверие в троицу — это религия единиц. Она слишком холодна, чтобы разжечь в народах жажду богопочитания. Святой огонь поклонения пылает лишь там, где в сердцах живет вера в Троицу и любовь к триединому Богу. Песни не единственный способ прославления благословенного Господа. Мы должны утешаться Его именем, славой, благостью, записанным Словом и благодарить Его непрестанно. Да и как не благодарить Того, Кто щедро благословляет нас Своими небесными дарами! При первом упоминании святого имени следует восклицать: «Благословен Господь вовеки».

«Благовествуйте со дня на день спасение Его». Наиболее ярко Бог являет себя в Евангелии. Спасение — более славное деяние, чем даже сотворение и провидение, а потому будем славить Господа за Его великую милость. Будем непрестанно возвещать Благую весть, не прекращая святого свидетельства о Господе. Евангелие всегда звучит по-новому, оно всегда уместно, всегда спасительно, всегда совершенно, а посему давайте возвещать его всякий день, вплоть до пришествия Господа нашего. Будем провозглашать Благую весть как словами, так и делами, как песнями, так и проповедями, как святым крещением, так и святым причастием, как книгами, так и речами, как воскресными богослужениями, так и собраниями по будням. Каждый день мы все глубже познаем Господа и Спасителя, каждый новый день заново показывает нам нашу нужду в спасении. Мы видим перед собой многочисленные свидетельства о силе Евангелия и о действии Святого Духа в сердцах человеческих. Будем же всякий день провозглашать благословенную весть о спасении по благодати. Особенно же ценно свидетельство из уст тех, кто на опыте знает, что такое евангельское спасение. Эти люди расскажут нам о том, что спасение можно обрести только в Господе и что благодать Его поистине безмерна. Пусть они возвещают величие Евангелия, доколе их весть не пронесется многократным эхом по всей земле, и доколе с небес не зазвучит мощный глас ангельского сонма во славу Господа, Целителя душ человеческих.

3. «Возвещайте в народах славу Его». Спасение рода человеческого и есть слава Господа. Он прославляется словом Евангелия, которому надлежит распространиться во все пределы земли, дабы все народы услышали спасительную весть. Борясь за господство в языческом мире, Англия пролила немало крови и истратила немало золота. О, если бы она с таким же пылом распространяла владычество своей веры, славу Господню! К сожалению, имя Господа Иисуса Христа слишком часто хулилось среди язычников в результате беззаконных действий со стороны номинальных христиан. В свете этого прискорбного факта истинные верующие должны с еще большим усердием распространять Евангелие во все концы обитаемого мира.

«Во всех племенах чудеса Его». Евангелие — это чудо из чудес, история его распространения — это летопись о дивных знамениях и сверхъестественных событиях. В личности Своего Сына Господь явил чудеса Своей любви, премудрости, благодати и могущества. Да будет имя Его достославно во веки веков! Весть о благодати искупления и жертвенной любви достойна того, чтобы ее рассказали всему миру. Народы земли должны услышать о чудесах Господних. Истинная Церковь, полная самоотверженных людей, с радостью разбредется по всему миру, только бы донести ему весть о спасении. Евангелие должно достигнуть всех: как вымирающие племена, так и растущие народы, поглощающие своих мелких соседей, точно тучные коровы фараона. Краснокожие индейцы нуждаются в спасительной вести точно так же, как белые англосаксы. Для благодати Божьей все народы одинаковы.

4. «Ибо велик Господь и достохвален». Господь велик и не похож на ничтожных языческих богов, которые, по представлениям варварских народов, владычествуют каждый над своим народом и нуждаются в служении рук человеческих. Господь велик Своим могуществом и властью, велик Своей премудростью и деяниями. Ни в Его природе, ни в Его деяниях нет ничего незначительного. Он бесконечен во всем. Хвала должна быть соразмерной своему объекту, и потому мы должны непрестанно петь славу достопоклоняемому Господу. Бога нельзя славить слишком много, в почтении нельзя быть слишком ревностным, слишком прилежным, слишком восторженным. Все в прославлении Господа должно быть великим и грандиозным. Хвала Ему должна возноситься от всего сердца и со всяким усердием.

«Страшен Он паче всех богов». Ослепленные идолопоклонники приносили своим богам огромное количество жертв и служили им со страхом и трепетом. Насколько же более Господь Бог достоин нашего поклонения! Даже если бы каменные истуканы в действительности были богами, они все равно не могли бы сравниться с Богом Израилевым, из чего следует, что к прославлению Всевышнего следует относиться со всяким усердием. Господь страшен потому, что у человека есть все основания Его бояться. Страх перед другими богами не более чем суеверие, а трепет перед Создателем неба и земли — чистое поклонение. Святой страх — начало праведности и неизменный спутник непорочного сердца. Страх Божий — это краска на лице святости, которая лишь добавляет ей красоты.

5. «Ибо все боги народовидолы». Боги народов — истуканы, высеченные из дерева или камня, подлинная суета, ничто. «А Господь небеса сотворил». Истинность Господа Бога подтверждается Его делами, величайшим их которых является сотворение небосвода, бесподобного шедевра божественной архитектуры, раскинувшегося над нашими головами, словно огромный шатер. Солнце, Луна и звезды, сияющие с небес, являются для нас источниками света. Дожди и росы нисходят на землю во всех частях планеты. Господь беседует со Своими тварями голосом грозы. Идолы народов не существуют вовсе, Господь же — источник жизни всего творения. Идолы — это суета мира сего, Господь же не только пребывает на небесах, но и является их Творцом. Псалмопевец призывает нас восславить Господа именно за то, что Он является Творцом небесного великолепия. Кто, кроме Него, достоин поклонения? Никто не может сравниться с Господом Богом, а потому вся хвала принадлежит только Ему.

6. «Слава и величие пред лицом Его». Человек способен лишь подражать истинному величию. Вся мирская помпезность не более чем маскарад. Вся слава и величие принадлежат Господу и только Ему. Истинная слава и подлинная власть — неизменные атрибуты Божества. «Сила и великолепие во святилище Его». В Господе соединено все могущественное и великолепное, все владычество и вся красота. Мы знаем, что такое грубая сила, лишенная красоты, и что такое грациозность, лишенная силы. Соединение же этих качество поистине чудесно. Хотим ли мы увидеть одновременно и величие и красоту? Если да, то мы должны направить свои взоры к небесному престолу. В 1Пар.16:27 мы читаем о могуществе и радости. Это прочтение ни коим образом не противоречит нашей версии, поскольку все по-настоящему великолепное приносит радость. Слава Божья не заключается в показном блеске и великолепии. При помощи таких средств тщеславные цари обманывают свой невежественный и ослепленный народ. Во дворах же Господа пребывают святость, справедливость, мудрость и благодать. Вот драгоценные камни, золото и роскошь, которыми славится небесный престол.

7. Первые шесть стихов начались с призыва воспеть Господу новую песнь, который был повторен трижды. Кроме того, псалмопевец трижды упомянул имя Господа. Стих седьмой начинается фразой «воздайте Господу», которая также звучит три раза. Очевидно, псалмопевец принадлежал к числу тех поэтов, которым удается в своих сочинениях полностью завладеть вниманием слушателей. Они повторяют некоторые слова и фразы до тех пор, пока те не проникнут в самую душу человека и не разожгут в сердце пламя страсти. Призыв псалмопевца снова обращен ко всему роду человеческому. Он говорит: «Племена народов». Все племена и все народы призваны явиться пред Господом и воздать Ему славу и честь. «Вся слава Богу» — таков девиз одной из лондонских компаний в Сити. Эти слова вполне могли бы стать девизом всех племен и народов земли. Господь, создавший все племена израильские, в особенности благоволит к семейному поклонению. «Воздайте Господу славу и честь». Иначе говоря, признайте власть и могущество Господа Бога и посвятите Ему свои торжественные гимны. Кто сравнится с достославным Господом? Чье могущество сравнится с Его безмерной властью? Оставьте свое бахвальство, о великие народы, почитающие себя знаменитыми и могущественными! Смиритесь пред истинным Владыкой, о цари, внушающие трепет всей земле! Только в Боге обитают истинная слава и могущество. Все прочее не более чем подражание. Как верно сказал Массалион: «Только Бог велик».

8. «Воздайте Господу славу имени Его». Кто может воздать Господу надлежащую хвалу? Могут ли все народы земли сообща вернуть этот неоплатный долг? Вся мыслимая слава принадлежит Творцу, Хранителю, Благодетелю и Искупителю вселенной. Сколько бы мы ни славили Господа, мы никогда не сможем возблагодарить Его должным образом. Но даже если не в наших силах возложить к ногам Всевышнего все, что по праву Ему принадлежит, давайте, по крайней мере, сделаем все, на что мы способны. «Несите дары и идите во дворы Его». Идите во дворы Его с бескровными жертвами. Теперь, когда Господь принес жертву искупления, мы должны воздавать Ему только жертву хвалы. Не будем забывать об этом. Все, что мы имеем, — от Господа, и потому мы с радостью отдаем Ему десятую часть своих прибытков. Собираясь на богослужение, каждый из нас должен принести с собой дар для Господа, согласно древнему слову: «И пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками». Придет время, когда Господь примет дары от всех людей земли, собравшихся на общее поклонение. Гряди, о долгожданный день!

9. «Поклонитесь Господу во благолепии святыни». Только такая красота благоугодна Господу на богослужениях, и ничто другое не может ее заменить. Красота убранства и архитектуры не имеет никакого значения в очах Всевышнего. Душа Его благоволит к нравственной и духовной красоте. Господу нельзя поклоняться небрежно, притворно и с нечистыми помыслами. Все наши молитвы и славословия должны исходить из благоговейного, искреннего и чистого сердца. Хор Господень облачен в белые одежды непорочности, священники Его облачены в праведность, а служители — в царские одежды святости. «Трепещи пред лицом Его, вся земля!» Трепетать — значит испытывать глубочайший страх. Если бы люди узрели все могущество и всю славу Господа, то тело их вострепетало бы от этого зрелища, и они пали бы ниц перед Царем вселенной. Люди мира сего насмехались над квакерами за то, что они тряслись, когда на них сходила сила Святого Духа. Но если бы они могли увидеть все величие Господа Бога, то сами испытали бы нечто подобное. Святой трепет сравним с радостью. Сердце часто трепещет, когда его переполняет восторг. Апостол Иоанн, увидев в видении на острове Патмос великого Царя, не испугался, но все же пал пред лицом Его, как мертвый. О, если бы и мы всегда поклонялись Господу в благоговейном трепете и священном страхе!

10. «Скажите народам: Господь царствует!» Это самая радостная весть, какую только можно себе представить. Господь Бог в лице Иисуса Христа воссел на Свой небесный престол и взял в руки скипетр безграничной власти. Разнесите эту весть всем языческим народам, и пусть они сами, обратившись, провозглашают ее с радостью. Власть Господа Иисуса Христа не обременительна для Его подданных, владычество Его сулит нам несказанную благодать. Иго Его благо, и бремя Его легко. «Потому тверда вселенная, не поколеблется». Ничто не нарушит мирную жизнь народа, в котором владычествует сам Бог. Царство Его не знает ни внутренних, ни внешних потрясений. Как известно, общество процветает лишь тогда, когда им руководит сильное правительство. С воцарением истинного и праведного Бога это правило реализуется в полной мере. Грех разрушил основания вселенной, но Иисус Христос снова восстановит их и утвердит Своей безраздельной властью. «Он будет судить народы по правде». Ничто не упрочивает жизнь общества так, как праведный суд. Восстановление справедливости и правопорядка — источник великой радости для угнетенных народов. Нечестивые цари гибнут в результате своих беззаконий, а престол праведного Царя Иисуса Христа стоит твердо. Он будет судить иудеев и язычников по правде, и суд Его будет нелицеприятен на радость всем угнетенным мира сего.

11. «Да веселятся небеса и да торжествует земля». Пусть радость о Господе звучит на небе и на земле. Ангелы, дивившиеся пороку и нечестию рода человеческого, пусть возрадуются его покаянию и обращению и воспоют торжественный гимн в честь воцарения истинного Владыки. На обеих сторонах книги творения слава Божья запечатлена золотыми буквами ликования. «Да шумит море и что наполняет его». Пусть море уже не воет над обломками разбитых кораблей и не вторит горестному плачу вдов и сирот, а восшумит и возрадуется торжествующим ревом бури о Царстве Господа Бога. Пусть в шуме бурлящих волн гремит слава имени Его, и пусть все обитатели морских глубин выразят свою радость о Царстве Всевышнего. Море, как и все остальное творение, мучилось и стенало, ожидая дня искупления, но очень скоро время скорби его закончится, и печаль сменится ликованием. Грядет тот день, когда все волны морские возгремят хвалу Господу, ходившему по водам.

О ветер, спой нам песнь о Божьей славе,

Пусть бездна бурная ликует и ревет.

Пусть весть о Господе, подобно океану,

Своими водами сей бренный мир зальет.

12. «Да радуется поле и все, что на нем». Пусть возрадуются о Господе возделанные поля. Их хозяева наслаждаются наступившим миром и без страха обрабатывают плодородную землю, не опасаясь вражеских набегов. Радостными криками они чествуют Того, чье Царство является залогом мира и покоя. Псалмопевец рисует картину всеобщего ликования: люди, животные, пасущиеся на лугах, и даже урожай — все возносит хвалу Господу Богу. Эти образы дерзновенны, но вполне оправданы: грядет день, когда каждый уголок обитаемой земли воспоет Господу песнь хвалы, и каждая усадьба превратится в церковь. «И да ликуют все дерева дубравные». Заметьте, псалмопевец не призывает дерева воспеть Господу, но говорит, что они это сделают. Верующее сердце псалмопевца не просто выражает свое желание, но возвещает будущее как свершившийся факт. В древние времена рощи и дубравы содрогались от звуков языческих оргий, устраиваемых под их сенью, но грядет день, когда они воспоют от радости, услышав рядом с собой звуки святых песнопений и благочестивых молитв. Все разбойники и воры используют деревья как засаду для пролития крови, но скоро все дерева станут местом блаженного покоя и общения с Богом. Возможно также, что под ликованием дерев псалмопевец имел в виду пение птиц.

13. «Пред лицом Господа; ибо идет». Господь близко. Пришествие Его не за горами, а потому сердца наши наполняются радостью. Мы уже стоим пред лицом Господа, давайте же превозносить Его с ликованием. «Ибо идет судить землю». Господь, в отличие от земных царей, придет не для того, чтобы наложить на землю бремя податей и налогов, и не для того, чтобы подвергать ее игу рабства, а для того, чтобы занять место главного Судьи и судить народы по правде, как и подобает истинным земным судьям. Нет в мире такого уголка, который был бы свободен от справедливого суда Божьего, Он призывает к ответу всех и каждого. Господь уже в пути, и время пришествия Его близится с каждой минутой. День суда Его уже объявлен. Неужели вы не слышите звука трубы? Господь стоит на пороге.

«Он будет судить вселенную по правде». Все дела и тяжбы будут решаться по справедливости, поскольку сам Господь справедлив. Никто не сможет подкупить небесного Судью или склонить Его к лицеприятию. Кроме того, Он никогда не совершает судебных ошибок. «И народы — по истине Своей», а точнее — «народы — по верности Своей». Суд Господень чист, истинен, непорочен и нелицеприятен. Ни один народ не будет пользоваться у Господа привилегиями, ни один человек не пострадает от предвзятости или пристрастия. Черный раб подвергнется такому же суду, как и его белый господин, аборигены будут восстановлены в своих правах и увидят исполнение праведного приговора над своим «цивилизованным» мучителем. Гонимый и притесняемый бушмен воззовет к небесному суду и станет свидетелем осуждения буров, истребивших его племя. Житель Океании будет услышан сострадательным Судьей, и подлый нечестивец, обманом увезший его из родного дома, подвергнется суровому наказанию. Каждый получит по делам своим, ибо суд Господень беспристрастен. Да возрадуется вселенная и да возвеселятся народы земли!

Давайте и мы с вами, прежде чем оставить этот псалом, присоединимся к ликованию псалмопевца и воспоем его торжественную песнь. Когда вся вселенная веселится и поет, можем ли мы оставаться в стороне? Как писал Джон Хоуи, «разве можем мы не присоединиться к ликованию богобоязненной и благочестивой вселенной и не воспеть Господу песнь вместе с хором Его верных служителей? Разве можем мы лишить себя радости приобщения к празднующему сонму? Разве намеренное отлучение от всеобщего ликования не поселит в сердца наши скорбь и неизбывную печаль?»

Советы проповедникам

Стих 1. Новизна благодати.

1. Новое спасение.

2. Новое сердце.

3. Новая песнь.

4. Новые свидетельства о Боге.

5. Новообращенные.

Стихи 1—3.

1. Псалмопевец желает, чтобы земля пела славу Господу и благословляла имя Его.

2. Средства достижения этой цели: возвещение спасения Господнего день от дня, провозглашение Его славы и т. п.

3. Достижение цели. Обещано Богом: «Воспойте». Земля не может не подчиниться велению своего Владыки.

Стихи 1—3. Рост ревности о Боге.

1. Родник желания (ст. 1).

2. Ручей ежедневных усилий (ст. 2).

3. Река миссионерского служения (ст. 3).

Стихи 1—9. Прославление Господа:

1) песнями (ст. 1—2);

2) проповедями (ст. 3);

3) богослужениями (ст. 7—9).

Стих 3 (первая часть).

1. Возвещайте между язычниками славу совершенств Божьих, чтобы они признали Его истинным Богом.

2. Возвещайте славу спасения Его, чтобы они признали Его истинным Искупителем.

3. Возвещайте славу Его провидения, чтобы они уповали на Него, как на верного Блюстителя душ человеческих.

4. Возвещайте величие Слова Его, чтобы они дорожили им, как сокровищем.

5. Возвещайте величие служения Богу, чтобы они избрали это благороднейшее из занятий.

6. Возвещайте славу Его присутствия, чтобы они искали его, как самое надежное убежище.

Стих 3.

1. Что такое Евангелие? Слава и чудеса Господа.

2. Что мы должны с ним делать? Возвещать.

3. Кому? «В народах». Всем народам.

Стих 3 (вторая часть). «Во всех племенах чудеса Его».

1. Чудеса божественного бытия, внушающие благоговение.

2. Чудеса творения, внушающие восторг.

3. Чудеса судов Божьих, внушающие страх.

4. Чудеса благодати, внушающие любовь.

Стихи 4—6. Миссионерская проповедь.

1. Противопоставьте Господа Библии вымышленным богам.

2. Проведите различие между поклонением Богу и идолопоклонством.

3. Призовите идолопоклонников оставить свои пути.

Стих 6. Слава и величие пред лицом Его.

1. Слава и величие исходят от Господа.

2. Являются Его совершенствами.

3. Присущи всему, что Он делает.

4. Переходят на всех, кто пребывает в Его присутствии.

Стих 6 (вторая часть). Что мы можем увидеть во святилище? Что мы можем обрести во святилище? (Пс.89:17). Могущество и великолепие.

Стих 8. Природа Бога и Его бытие. Многоразличные деяния Божьи и Его отношения с творением. Дела Божьи, которые мог совершить только Он. Человек и творение обязаны воздавать Богу славу и честь за Его величие. Воздавать должную славу имени Его — значит почитать Его и смиряться перед Ним сообразно Его бытию, качествам и деяниям. Какого поклонения достоин Бог:

1) сообразно Своему бытию?

2) сообразно Своим качествам?

3) сообразно Своим делам творения, провидения и искупления?

Стих 8. Объект поклонения. Природа поклонения. Неизменные спутники поклонения (жертвоприношения). Место поклонения.

Стих 9 (первая часть). Разница между истинным и ложным поклонением.

1. Ложное поклонение: слепое невежество, пустой формализм, попустительство греху, отвратительное лицемерие.

2. Истинное поклонение: благолепие святыни.

Стих 9. Святой страх — неотъемлемая характеристика истинной веры.

Стихи 10—13. Царство правды.

1. Весть о пришествии праведного Царя и Судьи.

2. Радостные приготовления.

3. Славное пришествие.

Стихи 11—12. Созвучие природы и благодати, особенно в период тысячелетнего Царства.