97-1.Коронационный гимн

Заглавие и тема

Эта священная песнь с простым заглавием «Псалом» продолжает тему предыдущего псалма и, судя по всему, является частью так называемого цикла царских псалмов. В предыдущем псалме описывается возвещение Евангелия и пришествие Царства Небесного, а данный псалом можно назвать коронационным гимном, официально провозглашающим победоносного Мессию владыкой над всеми народами под звуки труб, радостные рукоплескания и всеобщее веселие. Это необычайно смелая и живая песнь. Хотя ее выражения и фразы схожи с лексикой пророчеств Исаии, как было установлено рядом библейских экзегетов, едва ли мы можем по этой причине приписывать ему авторство псалма. На этом же самом основании половину книг на английском языке можно приписать Шекспиру. Дело в том, что все эти псалмы неразрывно связаны между собой и вместе образуют своего рода мозаику, каждая часть которой необходима для полноты общей картины. Посему логично заключить, что все эти псалмы были написаны одним человеком. Если я правильно трактую слова Павла, то он приписывает авторство девяносто четвертого псалма Давиду, а поскольку все псалмы этого цикла, скорее всего, были написаны одним человеком, то я склонен считать именно Давида автором девяносто седьмого псалма. Впрочем, кто бы ни написал этот псалом, он был и остается одним из самых воодушевляющих священных песнопений.

Композиция

Псалом состоит из трех строф по три стиха в каждой. Стихи 1—3 открывают тему хвалы. Стихи 4—6 содержат основания для хвалы. В стихах 7—9 говорится о масштабах хвалы.

Истолкование

1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.3 Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.

1. «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса». Если в девяносто пятом псалме автор призывал нас воспеть новую песнь в честь близкого пришествия Господа, то теперь он призывает нас прославить уже пришедшего Господа, к которому в полной мере относятся слова: «Пришел, увидел и победил». Царь Иисус Христос прожил чудесную жизнь, умер чудесной смертью и чудесно вознесся на небеса. Своей божественной силой Он ниспослал нам чудотворящего Святого Духа, могуществом которого ученики Христовы совершили великие деяния, изумившие весь мир. Пришествие Христово сокрушило идолопоклоннические религии, уничтожило суеверия, искоренило ереси и положило конец деспотичным империям. За все это Господь заслуживает высшей похвалы. Господь доказал Свою божественность чудесными деяниями, Он истинный Бог, и потому мы воспеваем Его как истинного Бога.

«Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу». Все победы Господа были обретены Его же собственной десницей, без посторонней помощи. Доблестный Воин сокрушил грех, смерть и ад, идолы и ереси были уничтожены могущественной мышцей Всевышнего. Победы Иисуса Христа тем чудесней, что были одержаны незначительными, с точки зрения мира, средствами. Господь одержал верх над врагами не физической, а нравственной силой, то есть силой Своей благости, справедливости и истины. Иначе говоря, Он одолел врага Своей святой десницей. Единственный залог благоуспешности Господа — это Его святость. Иисус Христос никогда не прибегает к грубой силе и хитрости. Его святость и совершенство — залог Его несомненной победы над всеми силами зла. Враг будет повержен так же легко и просто, как если бы великий воин нанес ему сокрушительный удар своей правой рукой и поверг наземь. Будь прославлен, о великий Завоеватель, и пусть новые песни звучат в Твою честь! Вдохновленный размышлениями о славных победах Господа, я не мог удержаться от написания нижеследующего триумфального гимна:

Господь Иисус в смертельный бой вступает,

Летит на колеснице в стан врагов,

В надежный лук Он стрелы возлагает,

И наземь повергает гордецов.

Пронзенные стрелами осужденья,

Сердца трепещут, видя смертный страх.

Господь разит их словом обличения,

И мертвые тела ввергает в прах.

Он острый меч из ножен вынимает,

Могучие удары нанося,

И словом обличительным сбивает,

Укором вражьи полчища разя.

Но вот уже на милость гнев сменился,

По полю брани вновь проходит Он,

И жалости полна Его десница,

И милует Он тех, кто сокрушен.

Силен спасать наш дивный Искупитель,

Силен людей из мертвых воскрешать,

И возводить в небесную обитель,

И радость сокрушенным даровать.

Он силой и любовью побеждает,

И все сердца склоняются пред Ним,

Любовью Он к себе нас привлекает,

И нами сам становится любим.

На поле брани Бога коронуем

И чествуем Владыку и Царя,

Трубим в трубу и в горны дружно дуем,

Ликуй пред Ним и радуйся, земля!

Спасение Господне — плод божественной премудрости, и поэтому автор приписывает его деснице Божьей. Спасение Господа справедливо, или, иными словами, доставлено Его святой мышцей. Вся слава за спасение рода человеческого принадлежит Господу: это чудо совершено Им без посторонней помощи. Спасение — это величайшее из чудес, и оно заслуживает новой песни.

2. «Явил Господь спасение Свое» в пришествии Иисуса Христа и в нисхождении Святого Духа, чьей силой Евангелие распространилось среди язычников. Господа надлежит славить не только за то, что Он осуществил спасение рода человеческого, но и за то, что Он явил его нам: без божественного откровения человек никогда не узнал бы о своей надежде. Ни одна душа сама по себе не узнала бы о милости Божьей, явленной нам через великого Ходатая. Господь сам открывает ее сердцу и разумению человека. В свете Твоем мы видим свет. Мы видим спасение только тогда, когда Бог являет в сердцах наших Своего Сына. «Открыл пред очами народов правду Свою». Апостолу язычников очень нравилось слово «правда». С великой радостью он размышлял о том, как Господь вменяет Свою праведность всем верующим, и о том, как божественный гнев отвращается от спасаемых жертвой умилостивления. Мы, некогда принадлежавшие к роду язычников, воистину должны воспеть во славу Господа хвалебный гимн за то, что нам даровано Евангелие, сила Божья ко спасению всякого верующего: «В нем открывается правда Божия от веры в веру». И это никакой не секрет. В Писании об этом сказано весьма однозначно. Более того, эта истина открыто проповедана всем народам. Все, что прежде было сокрыто в образах и символах, в Евангелии явлено четко и ясно.

3. «Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву». Во плоти Господь Иисус явился именно к Израилю, им первым было возвещено слово Евангелия. И хотя они оказались недостойными вечной жизни, завет Божий остался неизменен: истинный Израиль до сих пор призывается в общение с Господом Богом. Спасение, издревле обещанное Израилю по завету благодати, запечатлено печатью вечной милости и верности Божьей. «Все концы земли увидели спасение Бога нашего». Благодать Божья ниспослана не только семени Авраама по плоти, но также всем избранным сынам Божьим из всех племен и народов. Посему да воспоет Церковь Божья новую песнь Господу! То, что Евангелие было провозглашено по всему миру в столь короткий срок, с таким успехом и преизобильными плодами, поистине великое благословение и чудо. Благословение Пятидесятницы заслуживает новой песни точно так же, как подвиг страстной недели и чудо воскресения. Да возвеселятся сердца наши, помышляя о делах Господних! Господь, наш благословенный Господь, стал предметом поклонения для тех, кто ранее поклонялся мертвым истуканам! Народы земли действительно увидели спасение Божье, а не просто услышали о нем. Они не просто услышали проповедь, но и вполне усвоили провозглашенную в ней благодать. Воистину Сын Божий искупил Богу множество сынов из всякого колена и языка. В первых трех стихах псалмопевец учит нас славить Творца.

4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; 5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.

4. «Восклицайте Господу, вся земля». Всякий язык должен вознести Господу славословия, повинуясь побуждению радостного сердца. Мы должны восклицать Господу так же, как верноподданные чествуют своего царя. Во славу Божью должны звучать громогласные осанны, полные радости и ликования. Пришествие Господне с Царством Евангелия как ничто другое заслуживает наших радостных восклицаний. Как сказал Джон Уэсли своим прихожанам: «Пойте от всего сердца, с дерзновением. Берегитесь лености и нерадивости в прославлении, но восклицайте Богу громогласно. Не смущайтесь и не бойтесь своего громкого голоса, ведь вы же не смущались его, когда пели сатанинские песни». «Торжествуйте, веселитесь и пойте». Не сдерживайте своего ликования, пусть во славу Господу льется всякая музыка, покуда шум вашего торжества не отразится от небес многократным эхом. В прославлении Господа, даровавшего нам спасение, нельзя быть слишком страстным. Впрочем, мы должны бдительно следить за тем, чтобы песни наши были искренни, а иначе музыка наша не будет благоугодна Господу, как бы она ни была исполнена: с помощью голоса, органа или труб. Да вознесут сердца наши громогласную хвалу в честь победоносного Спасителя и да прославят Господа, восторжествовавшего над всеми врагами нашими и пленившего плен. Лучше всего это сделает тот, кто воистину любит Господа.

Ликует сердце и хвалу поет

Жемчужине, что я обрел на поле,

Господь Иисус любовь мне ниспошлет

И благодать дарует вскоре.

5. «Пойте Господу с гуслями». Музыкальные способности должны использоваться нами на благо святых, а не оскверняться служением мирским утехам. Если мы будем следовать этому правилу, то воспоем вслед за Джорджем Гербертом:

Господь, Господь,

Пусть музыка моя Тебя восславит.

Пусть каждая струна,

Звучит во славу благости Твоей.

Именно так Мартин Лютер славил своего возлюбленного Господа. При исполнении священных песнопений необходимо использовать все свои музыкальные способности, но вместе с тем не стоит забывать, что главное в этом деле — состояние духа. Созвучие веры и покаяния, гармония послушания и любви — вот музыка, услаждающая слух Всевышнего. Такие звуки более угодны Богу, чем громогласные возгласы хвалы, пусть даже они звучат в исполнении лучших музыкантов мира. «С гуслями». Гусли — восхитительный инструмент, звуки которого глубоки и выразительны. Псалмопевец повторяет это слово дважды, что вполне отвечает его художественному замыслу и еще раз подтверждает тот факт, что Бог прославляется даже мельчайшими проявлениями творчества. Поклонение Господу должно быть простым, но не должно быть неказистым. Иногда наша экспрессия и творчество более чем к месту. Бог, принимающий нескладную песенку пахаря, не отвергнет стройного стиха Купера и монументальной поэзии Мильтона. Не всякие повторения тщетны. В священных песнопениях есть место и для грациозных повторов, ибо они придают мысли экспрессивность и зажигают душу огнем страсти. Даже проповедники часто размышляют над одним словом и повторяют его снова и снова, пока не донесут свою мысль до самых безразличных слушателей.

«И с гласом псалмопения». Или: «с гласом музыки» — в противовес обычной речи. Как известно, интонация нашего голоса меняется в зависимости от того, что мы говорим. Она может быть повествовательной, жалобной, умоляющей или повелительной.

У каждого из нас должен быть, кроме всего прочего, и так называемый «голос псалмопения». Лучше всего человек поет тогда, когда он от всего сердца возносит величественную хвалу Всевышнему. Не все музыкальные произведения должны быть посвящены любви и войне. Самые сладкозвучные песни должны петься во славу завоеваний Эммануила и любви Господа Бога. Достаточно ли мы воспеваем Господа? Быть может, радостные трели птиц прозвучат упреком в адрес нашего мрачного и неблагодарного молчания?

6. «При звуке труб и рога торжествуйте». Прославление Бога должно быть громогласным и исходить из сердца. Как звуки трубы и рога разлетаются по окрестностям гулким эхом, так и хвала Господу должна изливаться из наших сердец мощными потоками славословия. «Пред Царем Господом». Помазанника Божьего, готовящегося взойти на престол, встречают и чествуют звуками труб и громогласными возгласами, сотрясающими стены города. Неужели же мы воздадим земным царям больше славы, чем Царю небесному? Неужели у Владыки вселенной не осталось ни одного верноподданного? Царь Господь имя Ему. Все цари земные по сравнению с Ним — ничто. Неужели мы не воздадим Ему чести громогласной хвалой? Если душа человека воистину ощутит благодать Царства Божьего, то уста его не смогут больше произносить невнятных бормотаний под грохот органа и тем самым подменять истинное церковное пение жалким суррогатом:

Если душе твоей хочется петь,

О чем могут петь уста?

На всем белом свете нет ничего

Слаще, чем имя Христа.

Тот, кто лишь раз эту сладость вкусил,

Будет вовек ликовать,

Бога восславит он в сердце своем

И будет хвалу воспевать.

7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы 9 пред лицом Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы верно.

7. «Да шумит море и что наполняет его». Шум моря — это песнь во славу Господа. Даже Гендель был бы рад, если бы некоторые из его мощных рефренов звучали под музыку океанской пучины. Вдохновленный Богом псалмопевец не зря призывает на помощь морскую стихию. Вселенная принадлежит Господу, так пусть же она восславит своего Владыку! В чреве моря живут великие твари Божьи, так пусть же они присоединятся к ликованию природы! Рев морской бездны прекрасно выражает тайну божественного благолепия. «Вселенная и живущие в ней». Земля должна присоединиться к славословиям водной стихии. Горы и равнины, города и деревни должны подхватить радостные возгласы во славу Господа всей вселенной. Этот стих — вершина богопочитания. Музы Парнаса не могут соперничать с музой Сиона. Кастальский источник никогда не искрился так, как «источник всякого благословения», в котором черпают вдохновение все священные поэты. Ни одна песнь не сравнится с гимном во славу Царя и Господа нашего Иисуса Христа.

8. «Да рукоплещут реки». Как народ приветствует своего царя радостными возгласами, так и бурлящие реки, бьющие источники и ревущие водопады должны прославлять Господа радостными рукоплесканиями. «Да ликуют вместе горы». Или: «Да ликуют горы вместе с речными потоками». Горы — безмолвные создания, но и они должны забыть о себе, выплеснув свою радость в бурных ликованиях. Вот как красочно представил себе эту картину один из поэтов:

Гром скачет по отрогам горным,

Шагает резво средь отвесных скал.

Все горы обрели вдруг речь, и Джура

Возносит голос из туманной мглы

И гласу Альп с восторгом отвечает.

9. «Ибо Он идет судить землю». Первое пришествие Господа, когда Он родился в Вифлееме, сопровождалось тихой музыкой звезд, таинственно струивших свой мягкий голубой свет. Второе же пришествие будет оглашено громогласными звуками труб, ибо Господь идет судить землю. Он облачится в царское величие и потребует всеобщего признания. Вся природа ликует, предвкушая явление Царства Божьего. Творение единым гласом благословляет престол Божий и Его пришествие. Скорое пришествие вселенского владычества Господа должно внушать творению радость, так же как заря заставляет землю плакать о близком пришествии солнца, застилая ей глаза сверкающими слезами росы. «Он будет судить вселенную праведно и народы верно». Какая радостная весть! Господь не деспот и не слабовольный монарх, Он не станет притеснять праведников и потворствовать нечестивцам. Закон Его благ, дела Его праведны и Царство Его — воплощение высшей справедливости. Единственное, чему мы действительно можем радоваться на этой многострадальной планете, так это пришествию истинного Избавителя и воцарению истинного Царя. Да восславит Христа все живущее! Мы слышим приближающийся грохот Твоей колесницы, Господи, и душа наша наполняется трепетным восторгом. Мы единодушно взываем: «Гряди скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Поэтическое переложение Кеблом последних четырех стихов псалма столь восхитительно, что я не могу лишить своих читателей удовольствия им насладиться:

Труба и рог пусть славу возглашают

И с ликованием Владыку восхваляют,

И все моря пусть Богу воспевают

И голос вознесут.

Пускай земля и жители земные,

Ручьи и реки, родники лесные

Поют пред Ним хвалы свои святые

И славу воздадут.

Скажите, что Господь не за горами,

Он суд идет творить под небесами,

По справедливости поступит Он с врагами,

Престол воздвигнув тут.

Советы проповедникам

Стих 1. «Новая песнь». Необходимость постоянного обновления в отношениях с Богом, служении и благочестии. Плоды и радость этого обновления.

Стих 1. «Ибо Он сотворил чудеса».

1. Он сотворил чудесный мир.