Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 4
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 6369 Все тексты автора Чарльз Сперджен
101. Плач о бедствиях страны
Заглавие
«Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». По духу этот псалом вполне можно назвать молитвенным, хотя из самих слов автора это вовсе не очевидно. Формальных прошений здесь очень мало, однако дух мольбы и стенания ощущается в каждом стихе. Эта скрытая молитва, словно подводное течение, несет свои стоны и взывания к небесам в форме скорбных восклицаний и исповеданий веры, составляющих основу всего псалма. Это молитва страждущего. Она родилась в страданиях и несет на себе их скорбный отпечаток, подобный тому, как имя Иависа несет на себе отпечаток материнских мук: «Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью» (1Пар.4:9). Все то же самое можно сказать и об этом псалме. Впрочем, не следует забывать, что Бенони, сын печали, рожденный Рахилью, был также Вениамином, сыном ее правой руки. Также и в псалме мы находим не только печаль и скорбь, но и утешение. Едва ли этот псалом заслуживает название покаянного: печаль и уныние присущи скорее страдальцу, чем грешнику. Скорбь этих строк отличается от скорби пятидесятого псалма. Псалмопевец больше печалится о других, чем о себе, больше о Сионе и доме Господнем, чем о собственном жилище. Он пребывает в унынии и изнеможении. Даже великие праведники не всегда могут совладать с потоками горестей и тревог. Лодка может наполниться водой до краев, несмотря на то, что в ней находится сам Иисус Христос. «Изливает пред Господом печаль свою». Когда мы опрокидываем чашку на пол, все ее содержимое выливается. Великие страдания развязывают человеку язык, и он начинает изливать свою душу в бесконечных потоках скорби. Хорошо, когда сердце человека время от времени обновляется благодатью Божьей. Для простоты запоминания мы назовем этот псалом «Плач патриота».
Тема
Перед нами песнь патриота, оплакивающего бедствия своего народа. Он облачается в печаль своих соотечественников и посыпает голову пеплом общенационального горя в знак своей великой скорби. Помимо национальных бедствий, он страдает от личных невзгод и вражеских козней. Он поражен болезнью, однако горести народа Божьего доставляют ему гораздо больше мучений, и он изливает их в своем жалобном сетовании. Впрочем, сердце его не теряет надежды. Он уповает на Бога и верует, что благодатью всемогущего Господа народ его восстанет из пепла. Он обходит руины Иерусалима и восклицает с надеждой в голосе: «О нет, Сион не погибнет вовек! Солнце твое не зайдет, и будущее принесет с собой благословение». Определить точные обстоятельства израильской истории, вызвавшие написание этого псалма, не представляется возможным. Земля обещанная часто находилась под гнетом врагов, и каждый раз подобные песни и молитвы были вполне уместны и естественны.
Композиция
В первой части псалма (ст. 2—12) автор стенает и плачет, его полностью захватила печаль. Во второй части (ст. 13—29) звучат слова надежды. Псалмопевец говорит о милостивом Боге, Его вечном бытии, Его заботе о святом народе. Несмотря на постоянную смену дня и ночи, тьмы и света, псалом оканчивается на обнадеживающей ноте. Псалмопевец возвещает свою надежду на лучшее будущее и обретение покоя в Господе. Настроение псалма можно сравнить с дождливым и ветреным утром, которое сменилось ясным полднем. Теперь на небе сияет солнце, и хотя время от времени все же набегают дождевые тучи, день заканчивается великолепным закатом.
Истолкование
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. 3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; 8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. 9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. 10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.12 Дни мои как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
2. «Господи! услышь молитву мою». Искренние просители никогда не молятся лишь для того, чтобы помолиться. Они хотят, чтобы слова уст их были услышаны великим Господом и вошли в Его сердце. Когда мы можем в дни печали поделиться своими тяжелыми чувствами с кем-то другим, это приносит нам облегчение. Если же сам Господь сострадает нам в нашем горе, то это поистине сладчайшее из утешений. Господь слышит наши молитвы, и это несомненный факт, а не пустые фантазии. Как велико было бы наше горе, если бы мы доподлинно знали, что Господь не слышит наших молитв и не отвечает на них! Тот, кто сможет убедить нас в этом, произнесет над нами смертный приговор. Лучше умереть, чем лишиться престола благодати. Лучше быть безбожником, чем верить в Бога, который не слышит наших молитв и вообще ничего не чувствует. «И вопль мой да придет к Тебе». Когда печаль наша становится невыносимой и мы теряем дар речи, наша молитва переходит в вопль. В такие моменты сердце жаждет общения с Богом гораздо больше, чем обычно. Если мы не можем войти за завесу и оказаться в присутствии живого Бога, то лучше вообще отказаться от молитвы, поскольку в простом сотрясении воздуха нет никакого смысла. Но благодарение Богу, философия, внушающая нам столь отвратительную мысль, опровергается повседневным опытом человечества. Тысячи святых ежедневно провозглашают: «Ты услышал меня».
3. «Не скрывай лица Твоего от меня в день скорби моей». Господи, не веди себя так, как если бы Ты не видел меня и не заботился обо мне. Подари мне по крайней мере Свою улыбку. Не гневайся на меня до тех пор, пока я не буду в силах перенести Твой гнев. Впрочем, я не знаю, наступит ли этот момент когда-нибудь. Пока душа моя разбита страданием, взирай на меня с жалостью! «Приклони ко мне ухо Твое». Снизойди с высоты небес и услышь Своего немощного раба. Если лицо Твое отвращено от меня из-за греха, то дай мне по крайней мере узреть Тебя со спины. Приклони ухо Твое, если я не могу видеть Твоих глаз. «В день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня». Скорбь моя велика, а душа отягчена сверх меры. Мы можем просить Господа о немедленном вмешательстве, однако мы не должны роптать, если Бог в мудрости Своей решит иначе. Нам позволено просить Бога о скорейшей помощи, однако мы не можем диктовать Ему своих условий или проявлять нетерпение. Впрочем, если нам действительно необходима безотлагательная помощь, то мы можем просить об этом Бога со спокойной совестью, ибо Он готов поддерживать нас как сегодня, так и завтра, и не медлит с исполнением обещания. Поговорка «кто дает быстро, тот дает дважды» применима только к человеческой помощи, поскольку человеческий дар тем ценнее, чем ближе он к моменту острой нужды. В отношении же небесного Покровителя мы можем быть уверены, что Он ниспошлет нам великие дары и преизобильную благодать в благовременье и не оставит нас в беде. Чем меньший срок отделяет наше прошение от его исполнения, тем больше этот дар нас впечатляет, утешает и вдохновляет. В двух первых стихах псалмопевец умоляет Бога ответить на его молитвы, используя для этого множество слов и выражений. В целом они могут восприниматься как прелюдия к молитве следующих стихов.
4. «Ибо исчезли, как дым, дни мои». Силы мои истощились от нескончаемых бед, и я уподобился легкой струйке дыма, которая появляется и исчезает на глазах. Псалмопевец отлично подобрал метафору: для несчастных людей жизнь хуже, чем суета, им кажется, что их окружает только мрак, скверна, пустота и безысходность. Отчаявшись, они сравнивают себя с людьми, бредущими в густом тумане, измученными настолько, что они больше похожи на столб дыма, чем на живых существ. Когда дни наши лишены радостей жизни и животворных сил и напоминают курящийся лен, тихо догорающий в ночи, у нас есть все основания взывать к Господу о том, чтобы Он не угасил нас совсем. «И кости мои обожжены, как головня». Псалмопевец уподобился обгоревшей головне, еле тлеющему пеплу. Душа его была истощена, как рассеявшаяся струйка дыма, а тело было измождено настолько, что напоминало погасший очаг, в котором не осталось ни одного красного уголька. Как часто нам кажется, что нашему благочестию грозит неминуемая гибель! Мы спрашиваем себя, действительно ли мы были искренни в своей вере, и не была ли она подобна пару, являющемуся на малое время, а потом исчезающему. Мы видим, насколько она слаба, ибо не можем выжать из нее ни капли утешения, так же как замерший путник не может согреться у остывшего очага. Наши личные тревоги и беспокойства помогают нам понять образный язык псалмопевца. Церковные треволнения также способствуют лучшему пониманию этих печальных строк. Душа псалмопевца была пресыщена национальными бедствиями. Горести народа Божьего лежали на сердце патриота тяжелым грузом и переполняли его тревогой и переживаниями. Дух его был истощен, и сама жизнь, казалось, близилась к концу. Когда у страны есть такие сыновья, для нее не все потеряно. Бессмертен тот народ, за который готовы отдать жизнь такие люди.
5. «Сердце мое поражено», словно растение, обожженное лучами тропического солнца. «И иссохло, как трава», скошенная и оставленная лежать под лучами солнца. Сердце псалмопевца было подобно высохшему цветку, великолепие которого было уничтожено в жарком горниле жизненных тревог. Печаль безжалостно лишила его сил, красоты, свежести и радости. «Так что я забываю есть хлеб мой». Человек, испытывающий горе, часто теряет аппетит. Но когда он забывает есть хлеб свой, физические силы его истощаются еще больше, и в результате он приходит в еще большее уныние. Как иссохший цветок не пьет росы и не получает питание из почвы, так и сердце, обожженное печалью, часто отказывается от утешения и отвергает питание, необходимое для поддержания физических сил, погружаясь в еще большее отчаянье, тревогу и немощь. То, о чем говорит псалмопевец, отнюдь не редкость. Мне не раз приходилось встречаться с людьми, которые, будучи разбиты печалью, забывали о столь важной составляющей жизни, как прием пищи. Кроме того, признаюсь, что и сам я бывал в подобном состоянии. Сердце мое, испытывавшее острую боль, отказывалось думать о чем-то другом, кроме своей печали, и все прочее отошло на второй план. Даже столь обыкновенное занятие, как прием пищи, стал казаться чем-то отвратительным и излишним. Я не замечал, когда приходило время завтракать, обедать или ужинать, и, хотя тело мое не выказывало особых признаков истощения, душа моя постепенно впадала во все большее уныние.
6. «От голоса стенания моего кости мои прилъпнули к плоти моей». За истощением души последовало телесное истощение. От псалмопевца в буквальном смысле остались кожа да кости. Он действительно стал подобен струйке дыма, иссохшему цветку и обожженной головне. Не скоро настанет тот момент, когда члены христианской Церкви истощатся скорбями настолько, чтобы от них остался один скелет. Псалмопевец же проникся горестями Сиона настолько, что пришел в состояние полного физического изнеможения.
7. «Я уподобился пеликану в пустыне» и представляю собой жалкое и даже отвратительное зрелище, образ полного отчаянья и безысходности. «Я стал как филин на развалинах», уподобился одинокой птице, гнездящейся среди руин и издающей неблагозвучные уханья. Псалмопевец сравнил себя с птицами, которые на Востоке считались символами уныния и несчастья. Раньше он был подобен орлу, ныне же горе ввергло его в пучину отчаянья, глаза лишись былого блеска, а душа — красоты. Он казался себе мрачной птицей, сидящей на развалинах дворцов и храмов Иудеи. Разве не должны мы сокрушаться, видя разорение Сиона и его немощь? Если бы в нас было больше благочестивой скорби, мы очень скоро увидели бы руку Господню, восстанавливающую развалины Церкви. Мы не должны чваниться и превозноситься, как павлины, когда мир вокруг нас переживает тяжелые времена. Напротив, мы должны уподобиться пеликану, томящемуся в пустыне. Что может быть печальней, чем видеть людей, растаскивающих останки Церкви Божьей, словно хищные птицы, вместо того, чтобы оплакивать ее плачевное положение, уподобившись ухающим филинам?
8. «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле». Я храню покой своего многострадального народа, словно одинокий часовой. Собратья мои слишком себялюбивы и безразличны к судьбе нации, чтобы заботиться о ней, и потому я сижу на кровле, как одинокая птица, и охраняю свой удел. Псалмопевец сравнивает себя с птицей, которая потеряла своего партнера или птенцов и теперь сидит в одиночестве. Едва ли речь идет о веселом и беззаботном воробье, которого мы видим каждый день, но даже если и так, то иллюстрация от этого не становится ущербной. Лишите воробья общества других воробьев, и он несомненно загрустит и начнет тосковать. Изнемогший псалмопевец остро осознавал собственную немощь и незначительность и чувствовал, что может повлиять на ход печальных событий не больше, чем воробей. Угнетенный мыслями о тяжелых испытаниях своего народа, псалмопевец сидел в одиночестве и оплакивал беды, которых он не мог поправить. Ревностные и бдительные христиане часто обнаруживают себя в обществе тех, кто их не понимает. Даже в церкви они не находят себе родственных душ. Продолжая свои молитвы и труды, они чувствуют себя одинокими, словно птица, сидящая на кровле и смотрящая вокруг в поиске тех, кто мог бы разделить ее чувства.
9. «Всякий день поносят меня враги мои». Ярость врагов была безжалостной и неумолимой и выражалась в насмешках и оскорблениях. Нечестивцы глумились и издевались над патриотическим духом псалмопевца и его горестями. Указывая на плачевное положение богоизбранного народа, они спрашивали: «Где Бог ваш?» Они потешались над поверженными и приписывали победу своим богам. Поношения врагов ранят, как лезвие ножа, и если это продолжается достаточно долго, то жизнь может стать невыносимой. «И злобствующие на меня клянут мною». Враги псалмопевца были столь злобны, что связали себя клятвой погубить его и использовали его имя как проклятье и ругательство, как синоним презрения и отвращения. На плечи его легла поистине невыносимая ноша душевной печали и вражеских посягательств.
10. «Я ем пепел, как хлеб». Несчастный патриот так часто посыпал голову пеплом в знак своей скорби, что тот смешивался с едой и скрипел на зубах. Он часто забывал о своем хлебе, но когда вспоминал о нем, то ел с таким аппетитом, что проглатывал и упавший на него пепел. Горе выражает себя весьма странно и непредсказуемо. «И питье мое растворяю слезами». Питье было таким же отвратительным на вкус, как и еда, а потоки слез делали его еще более тошнотворным. Это яркий образ всепоглощающей и всепроникающей скорби. Все эти горести, как ни странно, выпали на долю лучшего из людей, человека, сострадавшего народу Божьему. Впрочем, все христиане призваны переносить испытания. «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Мы согрешили как в еде, так и в питье. Удивительно ли, что теперь мы терпим скорбь?
11. «От гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня». Народ Божий был низвергнут разгневанным Богом. Помышляя о позорном изгнании детей Божьих, сердце псалмопевца унывало. Он чувствовал себя травинкой, гонимой сильными ветрами, морскими брызгами, вздымающимися и рассыпающимися мелкими каплями. Судя по настоящему переводу, псалмопевец сравнил себя с огромным судном, поднятым волной на такую высоту, что его падение было бы фатальным. То же самое можно представить в образе борца, поднимающего своего противника на руках, чтобы низвергнуть его с большей высоты. Первая иллюстрация, однако, лучше соответствует оригиналу. Она показывает, насколько псалмопевец был напуган и обескуражен, когда его захватило и понесло в горестную пучину скорби.
12. «Дни мои как уклоняющаяся тень». Дни его и так были подобны тени, но теперь эта тень стала еще и укорачиваться. Тень — это нечто пустое и бессодержательное. А если она уменьшается, то в конце концов превращается в ничто. Поистине яркую метафору выбрал псалмопевец для выражения своей полной беспомощности. «И я иссох, как трава». Он уподобился траве, спаленной жаркими ветрами, или скошенной и оставленной под полуденным солнцем. Бывают моменты, когда человек, объятый унынием, чувствует, как будто жизнь окончательно оставила его, как будто все его существование есть не что иное, как огненное дыхание смерти. Когда сердце человека пребывает в печали, это отражается на всем его организме. Даже в свои лучшие годы плоть наша не более, чем цвет полевой. Если же в сердце наше вонзились острые стрелы скорби, то тело теряет свою былую красоту и становится иссохшим, увядшим и непривлекательным зрелищем.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.14Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. 17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; 18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, 22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. 24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.26 В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук;27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. 29Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
13. Мысли псалмопевца переметнулись с личных переживаний и бедствий народа Божьего на Господа как на Источник истинного утешения, а именно на Его милостивый завет с домом Израилевым. «Ты же, Господи, вовек пребываешь». Я умру, Ты же, Господи, бессмертен. Народ Божий почти истреблен, а Ты ныне и вовеки — Тот же. В оригинале предложение звучит так: «Ты же, Господи, вовек сидишь». Царству Твоего нет конца. Престол Твой незыблем, несмотря на то, что народ Божий уведен в плен, а город Твой лежит в руинах. Самый надежный источник утешения — это божественное всевластие. Господь владычествует над миром, что бы ни происходило вокруг нас, и потому сердца наши радостны:
Незыблемо Его обетованье,
Господь, мой Бог, вовеки сохранит
Все то, что я предал в Его десницу.
«И память о Тебе в род и род». Обо мне скоро забудут, а Твоих непреходящих знамений забыть невозможно, и потому имя Твое будут помнить в род и род. Господь вчера, сегодня и вовеки — Тот же. Все, что отцы рассказывали нам о Боге, остается в силе до сих пор. Все, что мы узнаем о Боге из своего опыта, будет передано следующему поколению, а потом и их детям. Все прочее прейдет, как дым, и исчезнет, как трава полевая. Над всеми преходящими и мимолетными тенями сияет вечное и неизменное Солнце.
14. «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом». Псалмопевец твердо верил, что кажущееся бездействие со стороны Бога очень скоро обратится в избавление народа Божьего. Лень и бездействие свойственны человеку, Бог же — великий Деятель. Он избрал Сион в Свой удел, окружил его благоволением, населил его племенами израильскими и хранил его милостью Своей долгие столетия. На основании прошлых милостей Господа можно было утверждать, что скоро она явится снова. Бог не оставит Свой народ в поругании вечно. Он может покинуть его лишь на время, чтобы дать ему увидеть свою наготу и беззащитность, но потом Он сменит гнев на милость и встанет на защиту наследия Своего. «Ибо время помиловать его, — ибо пришло время». По мудрости Своей Господь определил время для помилования Церкви, и когда это время наступит, благословениям ее не будет конца. Вавилонское пленение народа Божьего длилось ровно столько, сколько Господь определил. Как только истек назначенный свыше срок, Израиль покинул место своего изгнания, и никакие двери и решетки не могли его удержать. Когда пришло время для восстановления стен Иерусалима, ни Санаваллат, ни Товия не смогли помешать работе, ибо сам Господь Бог помогал евреям. Кто может воспротивиться руке Его? Ни дьявол, ни гонители, ни безбожники не могут помешать распространению Царства Божьего, когда приходит Богом установленный срок. Спасение — дело Божье. Господь должен восстать и восстанет в свое время. Но пока Он медлит, мы должны ожидать Его со святым нетерпением и верой.
15. «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его и о прахе его жалеют». Рабы Божьи радуются Сиону и почитают его руины великой ценностью. Когда пленный народ начал тосковать по родине, для Иерусалима это было добрым предзнаменованием. Я убежден, что современные евреи вернутся в пределы земли обещанной, как только проникнутся любовью к своей родной земле, и как только эта любовь вытеснит из их сердец любовь к наживе и корысти. Доброе предзнаменование для Церкви заключается в живом интересе ее членов к церковным делам. Церковь не может процветать, пока ее члены проявляют безразличие к установленным обрядам, делам и служениям. Но как только прихожане начинают обращать внимание на все, даже самые незначительные дела Царства Божьего, мы можем быть уверены, что время благоволения к Сиону пришло. И беднейший член Церкви, и великий грешник, и ничего не знающий новообращенный — все они дороги в очах наших, поскольку каждый является жителем нового Иерусалима. Если нас не интересует процветание Церкви Божьей, то мы не должны удивляться тому, что Господь удерживает от нее благословение.
16. «И убоятся народы имени Господня». Милость Божья, явленная в Церкви, скоро становится заметной для окружающих. Когда в доме зажигается свет, он виден в окнах. Когда Сион ликует о Господе, соседние народы тоже проникаются почтением к имени Господа, ибо слышат о чудесах Его могущества и изумляются. «И все цари земные — славы Твоей». Восстановление Иерусалима вызвало у царей земных изумление. А восстановление славы Иерусалима в судный день будет величайшим чудом в истории. Церковь, оживотворенная божественной силой, настолько удивительна, что ее невозможно не заметить. Цари не могут не обращать на нее внимание, поскольку она влияет на законодательство и заставляет великих мира сего признать действие Божье. О, если бы и среди нас произошло великое пробуждение, которое заставило бы наших мэров и губернаторов преклониться перед именем Господним и признать славу благодати Его! Впрочем, этого никогда не произойдет, пока святые не будут лучше наставлены в Слове, и пока Святой Дух не воздвигнет из них, как из живых камней, жилище Богу Всевышнему. Влияние Церкви на внешний мир прямо пропорционально ее внутреннему процветанию.
17. «Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей». Когда цари воздвигают себе столицу, они пытаются явить в ней всю свою славу, могущество и богатство. Слава же Господа будет явлена в восстановлении Сиона, Он прославится в созидании Церкви Божьей. Когда Церковь процветает, святые превозносят Бога до небес. Созидание Церкви заключается в том, что Господь приводит в ее лоно новых людей и подготавливает их на дело служения. Он наставляет, просвещает и освящает святое собрание, дабы соединить его членов узами любви. И, наконец, Он наполняет Тело Свое благодатным действием Святого Духа. Другие строители только надмевают Церковь: дерево, сено и солома, из которых они строят, рассыпаются, едва строительство заканчивается. Господь же возводит совершенное строение, прославляющее своего Творца. Обратите внимание на то, как беспомощны, безумны и равнодушны хваленые «строители» Церкви, когда та переживает тяжелые времена. С другой стороны, враги Церкви в это время необычайно энергичны, хитры и убедительны. Я убежден, что если Церковь когда-нибудь будет восстановлена в своей первоначальной славе и непорочности, то это будет результатом действия всемогущей благодати.
18. «Призрит на молитву беспомощных». На развалинах Сиона остались только беспомощные бедняки, стенавшие и взывавшие к Богу. Все остальные были уведены прочь из Израиля и стали «переселенцами в чужой земле», отлученными от храма и богослужений. И все же Господь слышал молитвы пленников и беспомощных земли. Молитвы наши достигают Господа не потому, что мы богаты или владеем большим имением, а потому, что Он милосерд и внимает тем, кто взывает к Нему в крайних обстоятельствах. «И не презрит моления их». Когда земные цари занимаются постройкой собственных чертогов, они едва ли станут выслушивать просьбы каждого бедняка. Господь же, хоть и восседает на престоле, облаченный славой и великолепием Восстановителя Сиона, тем не менее, внимает мольбам бедных и обездоленных во всякое время. Он не отвергает их прошений и не относится к ним с пренебрежением. Ухо Его готово слышать, сердце — внимать, а рука — поддерживать. Какое утешение — знать, что Господь всегда готов прийти на помощь бедным и нищим! Он милостиво обещает им восполнить их нужду. Если же Господь отвечает нам ради бедности нашей, то беспомощность — поистине блаженное качество.
19. «Напишется о сем для рода последующего». В грядущем поколении будут свои бедные и нищие, а следовательно, мы должны рассказать им о милости Господней. «Нищие всегда будут среди земли твоей», но когда они узнают о милости Божьей к бедным и нищим, глаза их засияют радостью. Все милостивые деяния Божьи заслуживают того, чтобы их занесли в особый список и хранили для ободрения будущих поколений. Мы наполняем страницы истории свидетельствами о бедствиях, войнах, гладах, морах и землетрясениях, насколько же более мы должны писать о неизменной благости Господа? Претерпевшие духовную нищету и получившие помощь от Господа едва ли забудут о том, что с ними произошло. Свое знание они должны передать будущим родам, а в первую очередь — собственным детям.
«И поколение грядущее восхвалит Господа». Псалмопевец говорит о том, что восстановление Иерусалима будет историческим фактом, и что Господь будет прославляем за Свои славные деяния в род и род. Пробуждения приносят великую радость не только тем, кто непосредственно в них участвует, но и грядущим поколениям святых, черпающих в них ободрение и утешение. На протяжении всей истории Церкви пробуждения служили мощным побудителем к благочестию и праведности. Данный стих учит нас заботиться о надлежащем наставлении своих потомков. Наша задача — передать грядущим родам знание о милости Господа к Церкви и к нуждающимся, чтобы они знали о том, что Бог отцов их благ и полон сострадания. Псалмопевец был объят горем, когда писал эту часть псалма, его одолевали думы о национальных бедствиях святого народа, однако это не помешало ему сказать слово о грядущих поколениях. Тем самым он показал, что положение богоизбранного народа не казалось ему безнадежным, ибо тот, кто говорит о благе будущих поколений, не может считать свой народ погибшим. Господь должен прославляться во всех наших делах. Высшая цель всех разумных существ — прославлять Господа в настоящем и заботиться о том, чтобы Он был прославляем в будущем.
20—21. «Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю». Господь посмотрел на землю с неба, как наблюдатель с высокой башни. С какой же целью Он воззрел на нас сквозь бойницы небесного града? Что хотел Он разглядеть среди сынов человеческих? Ответ на этот вопрос поражает своей благодатью. Господь призрел на землю не для того, чтобы увидеть царей и князей, а для того, «чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Стоны узников поистине ужасны, но Господь преклоняется, чтобы услышать их. Осужденные на смерть — малоприятное общество, однако Господь приклоняется с небес, чтобы облегчить их ужасные страдания и разрешить их узы. Он спасает их чудесным образом, дарует исцеление больным и подает хлеб умирающим от голода. В духовном смысле Господь восполняет нашу нужду Своей всемогущей благодатью, посредством которой мы обретаем прощение и оправдание в очах Божьих. Сладостное обещание освобождает нас от отчаянья, которое мы испытывали, помышляя о своих грехах. Те, кто некогда были сынами смерти, могут восславить Господа всем сердцем, ибо ныне мы вступили «в свободу славы детей Божьих». Во времена Амана евреи были осуждены царским декретом на смерть, однако Господь нашел способ избавить их от руки нечестивца, и они с радостью установили праздник Пурим в память о своем чудесном избавлении. Да восхвалят Господа безмерной благости все, кто был избавлен от лукавства и коварства древнего змея!
22. «Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме». Наиболее ярко Всевышний являет Свои совершенства в милосердии к тем, кто больше всего в нем нуждается. Дела говорят громче слов, и потому деяния благодати открывают милосердие Господне гораздо лучше, чем самые сладкие обещания. Восстановление Иерусалима, воздвижение Церкви, ободрение скорбящих и прочие знамения Господней власти возвещают славу небесного Царя громче, чем любые слова. Обстоятельства нашего дня должны быть свидетельством о божественной любви, доброй вестью с небес, сообщением о неизменной милости Всевышнего.
Мы должны рассказывать своим братьям о том, что делает для нас Господь, и тем самым делать их сопричастниками нашей хвалы. Впрочем, несмотря на то, что Господни милости говорят сами за себя, мы не должны молчать. Да и может ли человек не говорить о том, что Господь сделал для него и для Церкви? Господь всегда и во всем ищет Своей славы, и мы не должны лишать Его того, что Ему по праву принадлежит.
23. «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». Даже в золотой век обращения народов земли к Господу разговоры о восстановлении развалин Сиона не будут умолкать. Это великое событие заслуживает того, чтобы о нем говорили даже в золотой век Мессии, точно так же, как переход израильтян через Чермное море стал ключевым и незабываемым моментом в истории народа Божьего, в котором избранные до сих пор черпают великое ободрение. Блажен тот день, в который все народы объединятся для служения Господу. Они будут читать священную историю с изумлением и восторгом, видя руку Господню во всем, что происходило с избранными. В честь Освободителя пленников и Избавителя сынов смерти, в честь Того, кто восстановил многовековые развалины и воздвиг храм из камней и мусора, будут вознесены радостные славословия.
24. «Изнурил Он на пути силы мои». Снова псалмопевец берет минорный аккорд и изливает перед Господом свое сетование. Тело и дух его были истощены печалью. Словно хромой паломник, одиноко бредущий по дороге, он готов был опуститься на землю в полном изнеможении и умереть. «Сократил дни мои». Псалмопевец не надеялся дожить до тех светлых дней, когда Сион будет восстановлен Господом, хотя живо представлял себе картины грядущего триумфа. Он чувствовал, что жить ему осталось немного, и дни его скоро закончатся. То же самое может относиться и к нам, а посему мы значительно облегчим свою жизнь, если обретем уверенность в неизменности обещаний Господа, даровавшего нам вечность.
25. «Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих». Псалмопевец молился. Что еще может помочь сердцу, сокрушенному печалью, как не молитва? Мы имеем полное право просить у Господа исцеления и дерзновенно ожидать от Него ответа. Благочестивые люди не должны бояться смерти, и им не запрещается любить жизнь. Даже если человек влюблен в небеса, он вполне может желать остаться не земле еще немного — ради семьи, работы, Церкви или славы Божьей. Господь, не восхить меня в вихре, подобно пророку Илии, восшедшему на небо на колесницах огненных! Я прожил только половину дней своих, да и то не самую радостную. Дай мне увидеть конец моих страданий и зарю нового, блаженного дня. «Твои лета в роды родов». Ты, Боже, живешь вечно, дай и мне жить. Ты источник жизни, позволь же мне испить Твоей живой воды. Обратите внимание на контраст между состоянием изможденного псалмопевца, готового лечь и умереть, и состоянием Бога, исполненного силы и жизни во веки веков. Этот контраст полон утешения для тех, кто уповает на Господа всем сердцем. Да будет имя Господне благословенно, уповающий на Него не постыдится вовек. Надежда наша тверда: ни Церковь Божья, ни мы сами не погибнем.
26. «В начале Ты основал землю». Господь — Творец, и Ему не составит особого труда сделать Иерусалим славою на земле. Задолго до того, как Иерусалим был превращен в груду развалин, Господь сотворил небо и землю. А посему Он силен восстановить разрушенные стены и установить камни там, где они должны стоять. Человек не может ни сохранить собственной жизни, ни сотворить других живых существ. Господь же не только живет вовек, но еще и является Творцом всего видимого и невидимого. Даже когда дела наши идут из рук вон плохо, мы не должны отчаиваться, ибо всемогущий и вечный Господь непременно поможет нам. «И небеса — дело Твоих рук». Господь не только заложил основание Сиона, но и раскинул над ним голубой шатер небес. Последние этажи земных чертогов Господа будут возведены так же легко, как первые, поскольку Господь является создателем звезд и небесных сфер. Перед началом великого дела хорошо смотреть на силу Того, кто собирается его совершить. Когда наши силы подходят к концу, мы черпаем великое утешение в том, что нам помогает всемогущий Господь.
27. «Они погибнут, а Ты пребудешь». Сила, которой они были созданы, сокрушит их, точно так же, как возлюбленный город был превращен в руины по слову Господа. Впрочем, ни разрушенный город, ни разоренная земля не могут изменить Тебя, Господи, не могут отменить Твоих намерений и затмить Твоей славы. Ты пребудешь, а все стихии, воспламенившись, прейдут. «И все они, как риза, обветшают». Время разрушает все. Вещи выходят из моды, и мы забываем о них. Видимое творение, эта одежда невидимого Бога (Ис.51:6), в конце концов обветшает и прейдет. Царь наш, однако, не настолько беден, чтобы всегда носить одну и ту же одежду. Грядет время, когда Он свернет видимый мир, словно старое облачение, и забудет о нем. Затем Он облачится в новую одежду, в новое небо и новую землю, на которых будет обитать правда. Воистину время это не за горами! «И, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Всемогущий Господь восстановит славу Свою на Сионе так же легко, как Он сотворил этот мир.
28. «Но Ты — тот же». Как человек, переменивший одежду, остается самим собой, так и Господь всегда остается неизменным, какими бы разнообразными ни были Его действия и пути. Небо и земля побегут от грозного лика праведного Судьи, но Он не изменит Своих намерений из-за возникшего вокруг смятения. Когда стихии будут объяты пламенем, Господь останется самим собой. Псалмопевец вспомнил о том, что, даже когда Израиль был захвачен в плен, столица превращена в груду руин, а храм разрушен до основания, Господь оставался все Тем же абсолютным и самодостаточным Богом. Он возродит народ Свой и воссоздаст небо и землю, даровав им новую, доселе невиданную славу. Учение о неизменности Господа Бога заслуживает гораздо большего внимания, чем ему уделяется. Слишком многие теологи пренебрегают им в своих исследованиях и поэтому нередко делают нелепые утверждения о Боге. Этого никогда не произошло бы, если бы они помнили о словах пророка Малахии (3:6): «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились». «И лета Твои не кончатся». Господь бессмертен, Ему не грозит тление, и Он никогда не перестанет существовать. Какая великая радость заключена в этой истине! Мы можем потерять своих драгоценных земных друзей, но небесного Друга — никогда. Часто жизнь человека прерывается на половине, но даже если он доживает до старости, то едва ли жизнь его можно назвать долгой. Лета же Господа не кончаются. У Него нет ни начала, ни конца, ни рождения, ни смерти. Радуйся, душа моя, в Господе непрестанно, ибо Он вчера, сегодня и вовек — Тот же.
29. «Сыны рабов Твоих будут жить». В начале псалма псалмопевец уже говорил о будущем поколении. Теперь же он выражает свою уверенность в том, что Господь непременно сохранит этот род от зла и дарует им благословение. Некоторые переводят этот стих как молитву: «Да живут сыны рабов Твоих». Так или иначе, слова эти исполнены доброй надежды. Мы можем просить у Господа благоволения к нашим потомкам и ожидать, что в будущих поколениях дело Божье и Его истина останутся неизменными. Давайте же надеяться, что дети наши не будут такими же ожесточенными, упрямыми и маловерными, как мы. Если в результате нынешнего охлаждения Церковь Божья была повержена в прах, то давайте просить Господа о том, чтобы Он воздвиг после нас более праведное поколение, послушание и ревность которого принесло бы Церкви многолетнее процветание. Пусть наши дети будут частью благочестивого поколения, ходящего путями Господа до конца. «И семя их утвердится пред лицом Твоим». Господь не пренебрегает детьми Своих рабов. Как известно, сын Авраама Исаак получил благословение от Господа, Иаков, сын Исаака, был предпочтен Исаву, а Иосиф, сын Иакова, обрел благоволение в очах Божьих. Благодать не передается по наследству, однако Господу всегда нравилось, когда ему служат члены одной семьи. Надежда Сиона заключалась в том, что он будет восстановлен потомками нынешнего поколения, и что грядущий род вернет ему былую славу. Мы можем ежедневно молиться о том, чтобы наши сыновья и дочери были соблюдены благодатью Божьей ко спасению и утверждены пред лицом Господним вовек — если не ради самих себя, то ради любви к Церкви Божьей.
Мрачные тучи отчаянья остались позади, и скоро над нашими головами засияет теплое солнце сто второго псалма. Путь христианина — это чередование белых и черных полос. Если в седьмой главе Послания к римлянам Павел плачет и стенает, то в восьмой главе он ликует и радуется. После псалма печали мы переходим к псалму веселья и ликования, благословляя Господа за то, что «вечером водворяется плач, а на утро радость».
Советы проповедникам
Заглавие.
1. Страждущие могут молиться.
2. Страждущие должны молиться, даже когда их одолевает отчаянье.
3. Молитва страждущего должна быть излиянием искренних чувств, а не шедевром ораторского искусства.
Стихи 2—3. Пять шагов к престолу благодати. Псалмопевец молится:
а) о том, чтобы Бог его услышал: «Господи! услышь молитву мою»;
б) о том, чтобы Бог принял его молитвы: «Вопль мой да придет к Тебе»;
в) о том, чтобы Бог явился ему: «Не скрывай лица Твоего от меня»;
г) о внимании: «В день скорби моей приклони ко мне ухо Твое». Божий ответ.
Стихи 2, 18, 21. На этих стихах можно построить превосходную проповедь.
1. Молитва о Божьем внимании (ст. 2).
2. Бог обещает Свое внимание (ст. 18).
3. Свидетельство о том, что Бог исполнил обещание (ст. 21).
Стих 3.
1. Скорбящее сердце нуждается в молитве.
2. Молитва скорбящего сердца доходит до Бога в первую очередь.
3. Молитва скорбящего сердца нуждается в скором ответе: «Скоро услышь меня».
Или:
1. Молитва в скорби: «В день скорби моей».
2. Молитва скорби: «Не скрывай лица Твоего от меня». Не удаляй от меня страдания, но пребудь со мной в нем. Даже горнило огненное покажется раем, если Бог с нами.
Стих 3 (первая часть). Псалмопевец сокрушается о том, что в час страдания Господь отвратил от него Свой лик.
1. Немилость Божья усугубляет страдание.
2. Немилость Божья лишает человека сил и терпения.
3. Псалмопевец не может в страдании воздавать славу Богу.
4. В результате страдание может оказаться бесплодным.
Стих 3 (вторая часть).
1. Мы часто нуждаемся в немедленном ответе на молитву.
2. Бог может дать нам немедленный ответ.
3. Он делает это.
4. Он обещал это делать.
Стихи 4—12.
1. Причины скорби:
а) быстротечность жизни (ст. 4);
б) физические страдания (ст. 4);
в) духовное уныние (ст. 5—6);
г) одиночество (ст. 7—8);
д) поругание (ст. 9);
е) унижение (ст. 10);
ж) сокрытие лица Божьего (ст. 11);
з) истощение (ст. 12).
2. Язык скорби:
а) быстротечность жизни сравнима с тающей струйкой дыма;
б) телесный недуг подобен огню, пылающему в костях;
в) уныние духа подобно высохшей траве: кто может есть, когда сердце исполнено печали;
г) одиночество подобно пеликану в пустыне, филину, сидящему на развалинах, птице, сидящей на кровле;
д) поругание подобно обступившим со всех сторон врагам: «Всякий день поносят меня враги»;
е) унижение подобно вкушению пепла с хлебом и смешиванию питья со слезами;
ж) сокрытие лица Божьего подобно вознесению и резкому падению;
з) истощение подобно уклоняющейся тени и сохнущей траве.
Стих 5. Когда скорбь соединяется с неверием, человек уходит от источника действительной помощи и поддержки:
а) мы забываем обещания Божьи;
б) мы забываем прошлый опыт и его уроки;
в) мы забываем Господа Христа, жизнь нашу;
г) мы забываем о вечной любви Господа. Неверие в конце концов приводит человека к истощению. Неверия и сомнений следует опасаться.
Стих 8. Плюсы и минусы одиночества.
1. Когда следует искать одиночества?
2. Когда глупо оставаться в одиночестве?
Или:
Скорбный наблюдатель.
1. Одинокий.
2. Отрезанный от общества.
3. Незаметный.
4. Жаждущий общения.
5. Страж поневоле.
Стих 10. Скорби святых.
1. Их число.
2. Их тяжесть.
3. Их источник.
4. Их справедливость.
5. Их воздействие.
6. Их утешение.
Стих 11.
1. Тягчайшее из испытаний: ярость и гнев Божий.
2. На фоне прежних милостей испытание казалось еще более тяжким: «Ибо Ты вознес меня».
3. Как лучше всего вести себя в скорби (ст. 10, 13, 14).
Стих 11 (вторая часть). За периодом процветания всегда следует период упадка, и это относится как в Церкви в целом, так и к каждому ее члену. Вслед за мирским успехом часто приходит страдание. Вслед за великой радостью в Господе часто приходит испытание.
Стихи 12—13. Любопытное противопоставление.
1. «Дни мои как уклоняющаяся тень».
а) Тень — символ пустоты и тщеты.
б) Природа тени — тьма.
в) Чем длиннее тень, тем короче ее существование.
г) Я подобен скошенной траве, которая высохла под жарким солнцем.
2. «Ты же, Господи»:
а) пребываешь вовек;
б) достопамятен;
в) вожделенный объект познания.
Стих 14.
1. Сион часто нуждается в возрождении, то есть в милости Господней.
2. Восстановление Сиона гарантировано обещанием Божьим: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом».
3. Восстановление будет произведено в установленный Богом срок: «Ибо время помиловать его, — ибо пришло время».
4. Скорое пришествие Господа предваряется видимыми знамениями: «Ибо пришло время».
Стихи 14—15.
1. Ожидание пришествия Господня.
2. Упование на предопределение: «Время помиловать».
3. Наблюдение за знамениями.
Стихи 14—15. Народ Божий печется о благе Сиона. Эта забота и интерес — знак того, что народ снова движется к процветанию.
Стих 16. Влияние Церкви в мире прямо пропорционально ее внутреннему здоровью.
Стих 17. Бог на Сионе — Искупитель, Архитектор, Строитель, Обитатель и Господь.
1. Восстановление Сиона.
а) Частые обращения.
б) Прочное единство.
в) Здравое наставление.
г) Широкая миссионерская деятельность.
2. Прославление Бога.
а) Основание Сиона славит Бога.
б) Служение Сиона славит Бога.
в) Испытания и враги Сиона славят Бога.
г) Бедняки Сиона славят Бога.
д) Недостаток средств и материалов для восстановления славит Бога.
е) Даже наши неудачи и падения славят Бога.
3. Надежда: мы надеемся на то, что Господь прославит имя Свое.
4. Вопрос: каково мое участие в восстановлении Сиона? Заинтересован ли я в восстановлении Сиона не только доктринально, но и лично?
Стих 18.
1. Молитва беспомощных.
2. Непрестанные молитвы беспомощных.
3. Молитвы беспомощных искренни и богоугодны.
4. Молитвы беспомощных действенней других.
Или:
1. Молитва наиболее действенна тогда, когда молящийся нищ духом.
2. Объясните, почему это так.
Стихи 20—23.
1. Господь наблюдает за делами мира (ст. 20).
а) Откуда Он наблюдает? С небес. Он не смотрит на вещи земными глазами.
б) Как Он наблюдает? «Ибо Он приникнул со святой высоты Своей». С престола благодати.
2. Кто привлекает Его внимание в этом мире? «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти» (ст. 21).
3. Для какой цели Он это делает? «Чтобы… разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне» (ст. 21—22).
4. Когда Он наблюдает за миром? «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу» (ст. 23).
Стих 24. Для больных:
а) смирение. Господь послал испытание: «Изнурил Он на пути силы мои»;
б) служение. Господь частично освободил меня от работы, но теперь требует терпения и старания;
в) подготовка к возвращению домой;
г) молитва о том, чтобы другой занял мое место;
д) ожидание: дни мои сократились, и я скоро буду на небесах.
Стих 25.
1. Молитва: «Боже мой! не восхити меня в половине дней моих».
а) Некоторые молятся: «Не восхити меня в половине жизни».
б) Многие молятся: «Не восхити меня посреди земного благополучия», ради тех, кто зависим от них.
в) Распространенная молитва: «Не восхити меня посреди духовного становления». «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться».
г) Нередкая молитва: «Не восхити меня посреди христианского служения».
2. Довод: «Твои лета в роды родов». «Ты, Господь, живешь вечно, а значит, можешь без труда даровать мне долгоденствие».
Стихи 26—28.
1. Неизменность Господа, несмотря на произошедшие перемены: «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук».
а) До основания земли Ты был самим собой.
б) После основания земли Ты остался самим собой.
2. Неизменность Господа, несмотря на грядущие перемены: «Они погибнут».
а) До гибели нынешнего творения Господь останется самим собой.
б) После гибели творения Господь не изменится.
в) Неизменность Господа в прошлом и будущем: «Ты — тот же».
Стихи 27—28.
1. Бог меняет только Свою одежду, то есть внешнее выражение Своей сущности: творение и провидение.
2. Бог неизменен в Своей сущности, качествах, обещаниях, любви и т. п.
3. Благословенные выводы.
Стихи 27—28.
1. Материальная Вселенная:
а) не более, чем одежда Бога;
б) ветшает, Бог же остается неизменным;
в) скоро погибнет и преобразится. Господь же живет вечно.
2. Наш ответ:
а) мы не должны любить одежду больше, чем того, кто ее носит;
б) мы должны уповать на вечное, а не на тленное и изменчивое;
в) мы не должны жить ради временных благ.
Стих 29. Истинная апостольская преемственность.
1. Святые пребудут вовек.
2. Они часто являются потомками плотских детей Авраама.
3. Они всегда являются духовным семенем благочестивых, ибо Бог обращает людей только так.
4. Все наши усилия должны направляться на благо Церкви будущего.