85. Молитва о Божьем вмешательстве

Заглавие

«Молитва Давида». Перед нами один из пяти псалмов, озаглавленных «молитва». Он одновременно содержит в себе и молитву и хвалу, но поскольку все его стихи обращены непосредственно к Богу, он вполне справедливо назван «молитвой». Молитва не перестает быть молитвой от того, что мы добавляем к ней славословия: напротив, от этого она становится еще более совершенной. Псалом носит название «молитва Давида», так же как псалом 89 назван «молитвой Моисея». Автором его был Давид, который часто излагал свои мысли в подобном стиле. Тема псалма и описываемые в нем события вполне сочетаются с обстоятельствами жизни Давида и отражают некоторые особенности его мышления. Псалом во многом совпадает по тематике с первой частью 16-го псалма (ст. 1—15), имеющей то же заглавие, но в то же время он самобытен и не похож на другие сочинения Давида. Все молитвы благочестивого человека в чем-то похожи друг на друга, но каждая из них по-своему неповторима. Читая этот псалом, мы узнаем, что великие святые древности молились точно так же, как мы: верующие всех веков объединены единым Духом. В псалме часто звучит имя Божье — чаще всего Адонай. По мнению ряда толкователей, в оригинале псалма использовалось имя Иегова, но излишне суеверные еврейские переписчики изменили его на Адонай. Живя в новозаветные времена, мы не испытываем столь великого страха перед именем Божьим и радуемся в Господе Боге нашем. Удивительно, что люди, трепетавшие перед именем Божьим и боявшиеся писать его в богослужебной книге, не побоялись изменить Слово Божье.

Композиция

Композиция данного псалма необычна, но его все равно можно разделить на три условные части. Каждая из них кончается нотой благодарения или исповеданием твердого упования. Первая часть — стихи 1—7, вторая — стихи 8—13, третья — стихи 14—17.

Истолкование

1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. 2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. 7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

1. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня». Господи, посмотри на уничижение мое и немощь мою и приклони ухо Твое, услышь меня. Когда молитвы наши отягчены уничижением, бессильны от болезни или бескрылы от уныния, Господь преклоняется с небес и ловит каждое наше слово. Всевышний Господь милостиво внимает всем нашим молитвам. Верующее сердце, призывающее Бога самым величественным из имен, называет Господа Иеговой и дерзновенно просит Его о чудесах любви. Несмотря на все Свое величие, Господь хочет, чтобы дети Его смело приступали к небесному престолу.

«Ибо я беден и нищ». Я беден вдвойне. Я беден потому, что не имею необходимого пропитания, я беден потому, что у меня слишком много нужд и я не могу их восполнить. Милостивый и щедрый Бог с готовностью слушает нас, когда мы взываем к Нему, находясь в беде. Самая действенная молитва — это молитва несчастного, взывающего о милости. Гордый человек никогда не прибегнет к подобной молитве. Когда слова этой молитвы звучат из уст великих мира сего, называющих себя христианами и одновременно попирающих бедняков точно прах земной, они звучат кощунственно. Худшие из грешников — те, кто молится Богу так, как если бы они были самыми нищими духом, хотя на самом деле почитают себя богатыми.

2. «Сохрани душу мою». Сохрани жизнь мою от посягательств врагов, а мой дух — от соблазнов. Давид чувствовал себя в безопасности только тогда, когда его защищал Бог. «Ибо я благоговею пред Тобою». Ты, Боже, сделал меня святым и отделил меня для себя. Не дай врагам причинить мне вред и тем самым совершить святотатство. Я не виновен в том, в чем меня обвиняют, и в этом смысле совершенно чист. Прошу Тебя, Боже, не дай мне пострадать от несправедливых обвинений. Я никого не обижаю, кроток и мягок к другим, будь же милостив ко мне. Такие рассуждения, все вместе и каждое по отдельности, помогают прояснить смысл стиха. Человек, просящий Бога об избавлении от возведенных на него ложных обвинений, вовсе не является фарисеем, уповающим на собственную праведность. Кающиеся грешники покрывают себя грязью не потому, что им это нравится; они отнюдь не пытаются выглядеть хуже, чем есть на самом деле. Смиреннейшие из святых вовсе не безумцы — они хорошо знают, в чем они невиновны. Признавать себя виновным в преступлениях, которых ты не совершал, — это еще больший грех, чем отрицание действительной вины.

«Спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». Дабы избежать обвинений в уповании на собственную праведность, Давид немедленно исповедал свою веру в Бога и еще раз подтвердил, что ему нужно спасение Божье. Как утешительно имя «Боже мой», стоящее рядом со словами «раб Твой»! Как сладостна вера в то, что Господь всегда спасает рабов Своих и не оставляет их на милость врагам, подобно амаликитянину, бросившему своего больного раба! Давид, воззвавший к Богу словами «беден я», обратился к Иегове со святым дерзновением, порожденным крайней и неумолимой нуждой, и с верой, сдвигающей горы.

3. «Помилуй меня, Господи». Каким бы благочестивым ни был человек, он всегда нуждается в милости Господней, взывает о ней и не просит Бога ни о чем другом. Он не может без нее жить и просит о ней как об удовлетворении насущной нужды. «Ибо к Тебе взываю каждый день». Разве Бог не обещал ответить на наши неотступные молитвы? А коль так, то мы можем использовать свою настойчивость как веский довод в молитве к Богу. Кто молится Богу каждый день или, как сказано в оригинале, весь день, тот обязательно будет услышан Богом. Если мы привыкли обращаться к человеку или прибегать к какому-то другому средству за помощью, то в час нужды снова сделаем это. Если же мы всегда уповали только на Бога, то мы можем быть уверены в том, что Он не покинет нас. Обратите внимание на то, как Давид молился: сначала он сказал о том, что беден и нищ, затем о том, что он благоговеет пред Господом, далее о том, что он раб, уповающий на своего господина, и, наконец, о том, что он взывает к Богу каждый день. Любой верующий может использовать эти святые аргументы, когда борется с милостивым Богом в молитве. Даже самый смиренный проситель может победить в этой схватке, когда в руках у него столь мощное оружие.

4. «Возвесели душу раба Твоего». Возвесели душу раба Твоего, Господи, ибо я почитаю за честь называться Твоим рабом. Все, что мне нужно, — это Твоя милость. Я ищу свое счастье только в Тебе, «ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». Цветы тянутся к солнцу, а я обращаю сердце к Тебе. Ты как медный змей для моей раненой души, и я возвожу очи мои к Тебе, чтобы исцелиться. Я знаю, что чем ближе я к Тебе, тем больше радуюсь. Приблизься ко мне, Господи, ибо и я приближаюсь к Тебе. Вознести душу — дело непростое. Когда сердце человека увязло в трясине отчаянья, душа его может вырваться на свободу только благодаря огромным усилиям. Вознести душу к Господу чрезвычайно сложно, ибо Он обитает на небесах небес, а душа наша обременена бесчисленными земными заботами. Господу, впрочем, достаточно нашего желания, и Он приходит на помощь к бедным рабам Своим и возносит их к небесам могуществом десницы Своей.

5. «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд». Господь благ и милосерд: Он щедро одаряет нас Своими благословениями и прощает наши грехи. Вот почему псалмопевец искал радости и веселья только в Боге — все, что радует нас, исходит только от Него. Даже внешне набожные люди часто реагируют на обиды с гневом и раздражением и в гордости своей не могут простить обидчика. Однако чем благочестивей человек, тем больше в нем готовности прощать. Благой и милосердный Господь с готовностью прощает беззакония народа Своего. «И многомилостив ко всем, призывающим Тебя». Господь преисполнен всякого блага и щедро раздает его всем, кто призывает имя Его. Милости Его сыплются как из рога изобилия. Он щедро обогащает тех, кто молится и в молитве упоминает святое имя Его. Мне иногда кажется, будто Давид стоял вместе с Моисеем на горе откровения и слышал, как Господь возвещал Свое славное имя законодателю Израиля. Дважды в этом псалме Давид почти дословно цитирует Исх.34:6: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».

6. «Услышь, Господи, молитву мою». Давид увидел великого и превознесенного Господа собственными глазами, однако не перестал молиться. Напротив, увиденная им слава вдохновила его на еще более ревностную молитву, и он стал настойчиво просить Господа об удовлетворении своих прошений. «И внемли гласу моления моего». Это повторение вовсе не бессмысленно. Когда ребенок плачет, он повторяет одни и те же звуки, однако каждый раз они звучат настойчивее, призывнее. То же самое можно сказать и о молитве Давида. Обратите внимание на фразу «глас моления моего». Автор как будто хотел сказать, что его молитвы иногда превращаются в бессвязные вопли, больше похожие на плач, однако посреди этих бессвязных воплей четко слышится голос его внутреннего моления, выражающий истинную сердечную жажду. Давид просит Бога услышать именно этот голос и отбросить все остальное. Пусть все наши молитвы звучат как этот внутренний голос сердца. Пусть все прошения наши будут исполнены истинных желаний, дабы молитвы наши были живыми и действенными.

7. «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». Давид говорит о своем намерении взывать к Господу и объясняет, почему он принял такое решение. Взывать или обращаться к тому, кто тебя не слышит, — бессмысленно. Убедите людей в том, что молитва никак не влияет на Бога, и они перестанут молиться. В наш стремительный век люди не могут позволить себе роскоши терять время на бессмысленные молитвы. Однако то, что Господь Бог действительно отвечает на молитвы детей Своих, подтверждается нашим опытом. Наши молитвы — не дань суевериям и не бессмысленное занятие. Мы молимся потому, что молитва является действенным способом получения реальной помощи в час нужды. Зачем молиться, если мы не надеемся получить от Бога ответ? Кто станет молиться ветру или взывать к водам морским? Престол благодати — это не более чем насмешка, если Бог не слышит наших молитв и не отвечает на них. Как ясно следует из последующих стихов, Давид верил, что Бог воистину жив и воистину всемогущ. Для него Он был единым истинным Богом. Вот почему он положил в сердце своем уповать на Господа в час скорби.

8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

8. «Нет между богами, как Ты, Господи». Царей и судей можно в определенном смысле назвать богами, ибо они приняли от Господа право быть Его наместниками на земле. Однако по сравнению с Господом Богом они — ничто. Есть боги, созданные суеверием, но все они — суета в присутствии единого истинного Бога. Даже если бы языческие боги существовали на самом деле, они не могли бы сравниться с абсолютным и всесильным Богом Израиля ни по силе, ни по совершенству. Даже если бы все воображаемые божества ожили и стали настоящими богами, мы все равно предпочли бы Господа Бога и отвергли бы всех остальных. «И нет дел, как Твои». Каковы дела лжебогов? Что они сотворили и что разрушили? Назовите хоть одно чудо, совершенное ими. Разделили ли они Чермное море и прошли ли по пустыне, даруя народу израильскому хлеб с неба? Господи, Ты во всех отношениях выше и могущественней земных богов, подобно тому, как небеса выше самой глубокой бездны.

9. «Все народы, Тобою сотворенные», то есть весь род человеческий, произошедший от первого Адама и существующий благодаря Божьему могуществу. Все они «приидут и поклонятся пред Тобою». Они придут к Тебе с покаянием, ибо Ты, Господи, выше всех богов земных. Те, кто обманывался долгое время относительно идолов, наконец откроют для себя Твое величие и сотворят Тебе надлежащую хвалу. Они поклонятся Тому, кто их сотворил. Именно по этой причине Давид положил в сердце своем обращаться к Богу в час нужды. Он чувствовал, что однажды все народы преклонятся перед Господом и признают Его единым истинным Богом. Мы не сокрушаемся о том, что сегодня нас мало, ибо знаем, что завтра к нам присоединится великий сонм народов. Воистину так!

Придет день, и все народы единодушно признают Творца. Давид не говорит здесь, что со временем мир будет становиться все хуже и хуже и что новозаветные времена окончатся наступлением тьмы и всеобщим идолопоклонством. Некоторые наши братья предсказывают, что после гибели солнца землю окутает непроглядная ночь. Мы же так не думаем. Мы ожидаем дня, когда все обитатели земли признают истину Божью, уверуют в Спасителя, возложат на Него свое упование и «прославят имя Твое». Современные теории значительно подорвали миссионерский пыл Церкви, и чем быстрее мы разоблачим их небиблейскую сущность, тем лучше для благовестия. Они не согласуются с библейскими пророчествами, бесславят Бога и не пробуждают в верующих любовь к погибшему миру. Лучше отказаться от них раз и навсегда.

10. «Ибо Ты велик». Как вы помните, в пятом стихе Давид сказал: «Ты, Господи, благ». Сочетание величия и благости поистине чудесно! В совершенстве и то и другое качество существуют только в Господе Боге. Какое великое утешение, что и величие, и благость присущи Ему в равной степени! Когда царь велик, но не благ, это приводит к тирании, а когда он не велик, его подданные подвергаются бесчисленным опасностям. Таким образом, оба варианта неприемлемы. Но если величие и благость присущи монарху одновременно, его верноподданные ликуют, ибо чувствуют себя в полной безопасности.

«И творишь чудеса». Господь благ и потому готов прощать Свой народ. Будучи велик, Он творит для них чудеса. Мы можем соединить эти качества воедино, ибо нет большего чуда, чем прощение наших беззаконий. Дыхание Господне — тайна великая. Он издает глас, и земля содрогается от грома. Обыкновенная ромашка является чудом; речная галька — воплощением мудрости. Все, что Бог сотворил, достойно восхищения, и глуп всякий, кто считает хоть что-то скучным. Обратите внимание, что глагол «творить» употреблен здесь в настоящем времени. Господь постоянно творит чудеса; куда ни оглянись, мир полон чудес. Вы спросите, где они? Взгляните на лопающиеся весной почки деревьев или на зреющий осенью плод, посмотрите на небеса или окиньте взглядом морской простор. Узрите плоды провидения Божьего и победу Его благодати. Чудеса Господни происходят повсюду и во всякое время.

«Ты, Боже, един Ты». Прежде чем был создан мир, Ты, Господи, был единым Богом. Ты един и сейчас, когда мир наполнен мириадами Твоих созданий, и останешься единым Богом всегда, ибо никто не может сравниться с Тобой. Истинная вера не идет на компромиссы. Она никогда не признает божественность Ваала или Дагона. Она избирательна, щепетильна и приписывает Иегове абсолютно все. Вера не сочетается с хваленым либерализмом современной христианской мысли. «Философская широта взглядов» прокладывает дорогу силам ада. Христиане не должны участвовать в этом зле. Мы должны быть нетерпимы к уступкам миру и ради блага человечества и славы Божьей просвещать христиан относительно опасности компромиссов, ибо они суть отступление от истины. Богу надлежит поклоняться не как одному из благих существ, а как единому истинному Богу. Евангелие надлежит проповедовать не как один из способов спасения, а как единственный спасительный путь. Ошибочные воззрения могут сосуществовать лишь под знаменем всепринятия, но в храме истины можно поклоняться только одному истинному Богу.

11. «Наставь меня, Господи, на путь Твой». Боже, наставляй меня непрестанно, дай мне жить в школе Твоей. Наставь меня прямо сейчас, ибо я пребываю в смятении и крайней нужде. Покажи мне, Господи, как милость и мудрость готовят мне спасение. Я отрекаюсь от упрямства и своеволия, открой мне Свои святые и милостивые помышления. Не наставляй меня на путь мой, но научи меня Твоему пути, и тогда я буду следовать за Тобой и уже не буду бунтовать против Тебя.

«И буду ходить в истине Твоей». Научившись от Тебя, я буду применять свои знания на практике. Истина будет для меня не простым знанием или умонастроением, а тем, что я воплощаю в повседневной жизни. Истинные служители Божьи ходят согласно воле своего Господина. Они никогда не блуждают, ибо пути Господни есть истина. Провидение Божье приготовило нам особый путь, и мы не должны сходить с него. Мы не должны уподобляться упрямому лошаку, которого нужно тянуть и толкать в правильном направлении; благочестивый человек доверяет милостивому Господу и Другу и по доброй воле следует по назначенному ему пути.

«Утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Научив меня единому пути, утверди сердце мое, чтобы я ходил по этому пути, ибо во мне постоянно борются две природы и два желания состязаются за первенство. Ум наш часто разделен между несколькими мыслями, подобно журчащему потоку, разветвляющемуся на сотни маленьких ручейков. Меж тем все желания наши должны слиться в один могучий поток, рвущийся к единому Господу вселенной.

Человек с разделенным сердцем слаб, а человек, мысли которого подчинены одной цели, является настоящей личностью. Бог, наделивший нас различными способностями души и тела, может снова связать их единой нитью, сплести, утвердить и укрепить. Утвержденные спасительной благодатью, мы будем яростно подвизаться за добро и отвращаться от зла. Страх Божий есть начало, становление и созревание мудрости, а потому мы должны стремиться к нему всеми силами души.

12. «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим». Когда сердце мое будет утверждено в страхе имени Твоего, я отдам его Тебе целиком и полностью. Мы должны воздавать Богу хвалу всем сердцем, всей душой и всей крепостью, а иначе хвала наша не будет искренней и богоугодной. Уже во второй раз в этом псалме Давид называет Господа «Боже мой». В первый раз это имя прозвучало в молитве страдальца (ст. 2), а теперь звучит из уст ликующего поклонника. Если что-то и может заставить человека молиться и славословить, то только знание о том, что Бог принадлежит ему. «И славить имя Твое вечно». Вечность сделает его хвалу непрестанной. Благословения Божьи льются на нас нескончаемым потоком, так давайте и мы славить имя Господа во всякое время. Пусть хвала наша соответствует полученным дарам.

13. «Ибо велика милость Твоя ко мне». Лучше всего поет тот, кто поет от души, прочувствованно. Господи, как бы Ты ни поступал с другими, ко мне милость Твоя велика. Псалмопевец обращается к Богу во весь голос, ибо долг его перед божественной милостью огромен. «Ты избавил душу мою от ада преисподнего». Бог избавил Давида от неминуемой смерти и великого бесчестия: враги не просто предали бы его мечу, а подвергли бы страшным мучениям, если бы Господь не держал их на коротком поводке. Кроме того, псалмопевец чувствовал, что если бы не милость Божья, то беззакония уже давно увлекли бы его в бездну ада. Вот почему он возблагодарил Бога за избавление души его от геенны огненной. Некоторые из ныне живущих могли бы сказать Господу то же самое, и пишущий эти строки смиренно признается в том, что он один из них. Если бы Бог предал его воле его страстей и попустил ему и далее идти путем неправедным и бунтовать против Господа с безумным легкомыслием, он, несомненно, попал бы в самую бездну ада. Выбор его был прост: милость Господня или геенна огненная. Вот почему он всем сердцем воспевает: «Велика милость Твоя ко мне, ибо Ты избавил душу мою от ада преисподнего».

После столь радостного и дерзновенного аккорда псалмопевец снова переходит к печальной теме.

14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; 17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

14. «Боже! гордые восстали на меня». Нечестивцы не могли оставить бедного раба Божьего в покое; они ненавидели его благочестие и решили разделаться с ним. Никто так не презирает благочестивых, как гордые и великие мира сего. «И скопище мятежников ищет души моей». Мятежники объединились в своем стремлении уничтожить псалмопевца. Они гнались за ним как свора быстроногих гончих, взявших след. Во времена гонений многие святые могли бы сказать эти слова о папских епископах и инквизиторах. «Не представляют они Тебя пред собою». Если бы они хоть немного почитали хозяина, то никогда не тронули бы его раба. Те, в ком нет страха Божьего, не боятся совершать злобные и жестокие деяния. Все атеисты — человеконенавистники. Безверие производит бесчеловечность.

15. «Но Ты, Господи». Какой контраст! Мы отвращаемся от грозных, но одновременно жалких врагов и обращаемся к славе и благости Господа. Мы отвращаемся от пенистых волн шумного прибоя и обращаемся к стеклянному морю, смешанному с огнем, тихому и спокойному. «Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». В этом поистине чудесном славословии нет ни одного лишнего слова. Как мы помним, эти слова являются переложением Исх.34:6. В них мы видим жалость к немощным и скорбящим, благость к недостойным грешникам, долготерпение к мятежным, милость к виновным и истину для испытанных. Любовь Божья проявляется по-разному, но каждое из ее проявлений великолепно. В каком бы состоянии мы ни находились, любовь Божья будет проявляться к нам особенным образом, и ее конкретное проявление всегда будет соответствовать нашей нужде. Любовь одна, но проявлений ее множество. Белый луч любви содержит в себе всю гамму цветов. Скорбим ли мы?

Господь приходит к нам с состраданием. Подвизаемся ли против соблазнов? На помощь приходит благодать. Заблуждаемся ли? Господь терпит нас. Грешим ли? Он полон милости. Уповаем ли на Его обещания? Господь исполнит их, будучи верен и праведен.

16. «Призри на меня». Псалмопевец просит Бога о том, чтобы Он снова явил ему Свое благоволение и не сдерживал милость Свою справедливым гневом. Если Господь призрит на нас Своим светлым лицом, тьма наша рассеется. «И помилуй меня». Сердце псалмопевца было сокрушено, и он просил Бога только о милости. Все, что ему было нужно, — это милосердие, ибо только милость Божья может восполнить все нужды грешника. «Даруй крепость Твою рабу Твоему». Подпояшь меня силой, дабы я служил Тебе, храни меня силой Твоей, дабы не восторжествовал надо мною враг. Получив силу от Господа, мы сможем преодолевать любые препятствия и избавимся от страха перед врагами. «И спаси сына рабы Твоей». Автор имел в виду, что он был рожден в доме господина своего. Все рабы, родившиеся в доме рабовладельца, принадлежали хозяину дома, и псалмопевец радовался тому, что родился от рабыни, принадлежавшей Господу. Он безо всякого смущения использовал иллюстрацию, которая другим могла бы показаться унизительной, и тем самым показал, что служение Господу было для него великим сокровищем. Кроме того, он просил Господа о помощи на том основании, что не был только что купленным рабом, а пребывал в Его доме с самого рождения.

17. «Покажи на мне знамение во благо». Боже, избавь меня от скорбей и убеди меня в том, что Ты благоволишь ко мне. «Да видят ненавидящие меня и устыдятся».

Яви нам, Господи, великое знаменье,

И на врагов Своих смятенье ниспошли.

Пускай они узрят Твое благоволенъе,

Ведь мы прибежище в Тебе, Господь, нашли.

Знамение, данное мне во благо, внушит врагам трепет и смятение. Злодеи замыслили зло против праведника, но Господь одержал над ними победу и облек позором. «Потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня». Господь ничего не делает наполовину; те, кому Он помогает, получают от Него и утешение. Господь дарует нам не только безопасность, но и радость, отчего нечестивцы приходят в ярость, а Бог обретает еще большую славу. Боже, да не отступит от нас милость Твоя вовек, дабы мы славили и восхваляли Тебя непрестанно. Аминь.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Особое прошение: «Приклони, Господи, ухо Твое».

2. Особый довод: «Я беден и нищ».

3. Особая благодать Божья ответит на это прошение, поскольку именно она позволила просителю осознать свою нужду.

Стих 2.

1. Псалмопевец просит Бога о немедленном, духовном, полном и окончательном спасении.

2. Причины нашего упования на это спасение:

а) мы принадлежим Господу;

б) Бог принадлежит нам: «Боже мой»;

в) мы веруем в Господа и наследуем обещание;

г) мы видим плоды, подтверждающие нашу веру: «Раба Твоего».

Стих 3. Неотступность.

1. Молитвы возносятся непрестанно: «Каждый день».

2. Громогласно: «Взываю».

3. К Господу: «К Тебе».

4. С целью получить милость: «Помилуй».

Стих 3. «Взываю каждый день» о прощении, освящении, помощи, защите опеке и водительстве.

Стих 4.

1. Радость верующего — от Господа: «Возвесели».

2. Радость верующего в Господе: «К Тебе».

Стих 4. Великое вознесение:

а) великая тяжесть: «Душу мою»;

б) человеческая немощь: «Возношу»;

в) великая высота: «К Тебе»;

г) Богом данные средства благодати;

д) ожидаемая помощь: «Возвесели».

Стих 5. Вдохновляющие мысли о Боге:

а) Он близко;

б) готов прощать;

в) имеет обильную благодать, действующую в нас могущественно;

г) милостиво избирает: «Ко всем, призывающим Тебя».

Стих 6. Более всего молящийся ожидает ответа на свои молитвы. Почему не все ожидают ответа на молитву? Почему мы, тем не менее, должны ожидать? Какие обязанности лежат на том, кто ожидает Бога?

Стих 6. «Глас моления». Глас немощи, покаяния, веры, надежды, новой природы, знания.

Стих 7.

1. Нужда в помощи.

2. Прошение о помощи.

3. Обретение помощи.

Стих 7.

1. Время ожидания: «День скорби».

2. Действие: «Взываю к Тебе».

3. Результат: «Услышишь».

Стих 8.

1. Единый истинный Бог, возвышающийся над всеми ложными богами.

2. Уникальность Его деяний. Величие божественного бытия, провидения и благодати.

Стих 9. Грядущее обращение мира к Богу вопреки современным теориям. Стих 10.

1. Бог велик, и мы можем ожидать от Него великих деяний.

2. Мудрость Его неисследима, и потому мы можем ожидать от Него великих чудес.

3. Господь всемогущ и может делать то, что другим не под силу. «Ты, Боже, един Ты».

Стих 11. Христианин — это:

а) не невежественный и безрассудный грешник, который не думает, куда идет;

б) не законник, ревнующий об учении, но нерадеющий о его практическом применении;

в) не фарисей, следующий только букве закона, а не его духу;

г) не лицемер, мечущийся между миром и верой.

Стих 11. Христианин — это ученый, человек действия, молитвенник.

Стих 11. Наставление в святости, практическое применение истины, поклонение Богу, совершенствование жизни.

Стих 11 (третья часть). Необходимость, благословение и разумность полного посвящения себя Богу.

Стих 12. Искусство прославлять Бога всем сердцем.

Стих 13.

1. Где я мог бы быть: «Ад преисподний».

2. Божье спасение: «Ты избавил душу мою».

3. Что Бог делает в настоящее время: «Велика милость Твоя».

Стих 13 (первая часть). Величие Божьей милости в избрании, искуплении, призвании, прощении, поддержке. Господь оказывает мне милость в эту самую минуту, восполняя мои нужды, храня от опасности, утешая в печали. «Велика милость Твоя ко мне», великому грешнику с великими нуждами, мятежному, сомневающемуся.

Стихи 13—15. Эти три стиха говорят о спасении, гонениях за веру и полном утешении.

Стих 15. Оттенки божественной любви. Страждущим — утешение, недостойным — благодать, мятежным — терпение, грешным — милость, надеющимся — исполнение обещаний.

Стих 16.

1. Мой род: «Сын рабы Твоей».

2. Моя работа: «Раб Твой».

3. Мое состояние: нуждающийся в милости.

4. Моя просьба: «Призри на меня».

Стих 16. В каком смысле верующий подпоясывается силой Божьей?

Стих 17. Какие чувства и обстоятельства являются «знамениями во благо»?