103. Второй псалом о творении и провидении

Это один из тех величественных и развернутых псалмов, которые по праву можно назвать полетом божественного вдохновения. В нем автор говорит от лица всей природы и воспевает как творение, так и провидение Божье. Здесь упомянуты все аспекты мироздания: море и суша, солнце и облака, растения и живые существа, свет и тьма, жизнь и смерть. И каждый из этих аспектов несет на себе отпечаток божественного присутствия. На всем протяжении псалма мы отчетливо слышим отзвуки шести дней творения, и хотя о человеке, венце творения, здесь ничего не сказано, это объясняется тем, что повествование ведется от лица самого человека. Некоторые усматривают в тридцать пятом стихе ссылку на седьмой день творения, божественный покой. Весь псалом проникнут духом усердной хвалы и осознанием того, что Бог является Подателем жизни, достойным нашей любви, доверия и почитания.

Автор псалма не назван, однако, поскольку Септуагинта приписывает авторство Давиду, мы не видим никаких причин приписывать его кому-то другому. Самобытный стиль Давида, его дух и манера письма узнается в каждой строчке псалма, и если он был написан кем-то другим, то это, несомненно, был человек, мысливший точно так же, как сын Иессеев. Возможно, его автором был Соломон, сын Давидов, поэт-проповедник, чьи природоведческие комментарии в книге Притч имеют поразительное сходство с настоящими рассуждениями псалмопевца. Впрочем, чье бы перо ни записало эти божественные строки, любой духовный человек ясно увидит в нем величественные и совершенные глаголы Святого Духа.

Композиция

Стихи 1—6 — это славословие в адрес Господа и воспевание света и тверди небесной, которые были сотворены в первый и второй день. В стихах 7—18 описан третий день творения: отделение суши от воды, сотворение дождя, ручьев и рек и появление первой травы. В стихах 19—23 говорится о четвертом дне творения, о повелении относительно функций небесных светил: Солнца для управления днем, Луны для управления ночью. В стихах 24—30 после упоминания о многочисленных живых существах, сотворенных Богом, идет речь о слове о жизни, которой Господь милостиво наполнил воздух, море и сушу. Все эти уникальные формы жизни были сотворены в пятый и шестой дни. Заключительные стихи, 31—35, можно считать субботними размышлениями, гимном и молитвой. В целом псалом предстает благочестивому взору читателя как обширная панорама сотворенной Богом вселенной. Да снизойдет на нас преизобильная благодать, чтобы мы должным образом восславили Господа, читая эти чудесные откровения.

Истолкование

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

1. «Благослови, душа моя, Господа!» Сто третий псалом начинается и кончается так же, как сто второй, и это вполне достойные начало и конец. Все великолепное и совершенное заслуживает того, чтобы мы говорили о нем непрестанно. Прославление Господа должно начинаться с нас самих. Призывать других к вознесению хвалы и при этом не произносить ни единого слова благодарности — недопустимо. Прославлять Господа нужно всеми силами души, всей крепостью и всем разумением. Нерадивость и лень свойственны человеку, однако, если мы в таком состоянии начнем славить Бога, то будем постыжены. Будем же славословить Господу от всего сердца! Даже самая искренняя хвала не воздаст Господу всей славы, которой Он достоин.

«Господи, Боже мой! Ты дивно велик». В этом восклицании удивительным образом сочетаются как дерзновение веры, так и благоговейный страх. Псалмопевец называет Господа Бога «Боже мой» и в то же время, пораженный Его величием, произносит в благоговейном трепете: «Ты дивно велик». На горе Синай Бог явился народу Израилеву как великий и всемогущий Господь, однако первыми словами Его обращения были: «Я Господь, Бог ваш». Величие Бога не повод отказываться от Него как от своего наследия. Слова о величии Господа Бога были бы вполне уместны в конце псалма, после того как мы внимательным взором окинули созданную Им вселенную. Псалмопевец же упомянул о величии Бога в самом начале своего сочинения, и это свидетельствует о том, что все нижеследующее было им тщательно продумано и только потом выражено в словах. Только так мы можем объяснить тот факт, что всплеск восторженных чувств предшествует размышлениям о величии Творца. Обратите также внимание на то, что величие приписывается не творению, о котором пойдет речь в псалме, а самому Богу. Псалмопевец не сказал: «О творение, как ты дивно!», а: «Ты дивно велик». Слишком многие из нас прославляют творение, не перенося восторженного взора на Творца, и в результате становятся идолопоклонниками. Но тот, кто переносит свою хвалу на истинного Создателя вселенной, являет свою мудрость.

«Ты облечен славою и величием». Ты, Господи, невидим, но будучи облачен в одежду дел Своих, полных красоты и величия, Ты являешь нам Свою славу. Как известно, одежда одновременно и скрывает человека, и открывает его. То же самое относится ко всем творениям Божьим. Господь открывается нам в делах рук Своих, ибо все они являют Его мудрость, благость, могущество и величие. Творя вселенную, Господь явил нам Свою безраздельную власть, ибо сотворил все так, как Ему хотелось, не спрашивая разрешения у человека. Воистину слеп тот, кто не видит в природе руку великого Царя. Картина творения — это выразительные мазки божественной премудрости, мощные штрихи божественной справедливости, отпечаток неисследимой тайны Божества и Его абсолютной власти. Все это делает творение загадкой, неразрешимой для человеческого ума. Глядя на творение, человек может сказать лишь то, что его Создатель не дает никому отчета в том, что делает. Он все совершает по изволению Своей благой воли. Величие Божье, явленное в делах рук Его, всегда приносит славу Его благому характеру. Господь делает все, что хочет, однако все Его деяния так же святы, как пресвятая Троица. Мы видим это в облачении невидимого Духа и признаем Его величие в трепетном благоговении.

2. «Ты одеваешься светом, как ризою». Господь облачается в свет, как монарх облачается в царские одежды. Какой выразительный образ! Размышляя о нем, мы понимаем, что слава Божья непостижима и таинственна. Если свет является для Господа всего лишь ризой, то каково же действительное сияние Его естества? Мы не можем этого представить и не смеем вторгаться в столь таинственную область, чтобы не быть ослепленными неприступным светом Божества. «Простираешь небеса, как шатер». Свет был сотворен в первый день, а твердь — во второй, так и псалмопевец строит свои рассуждения, согласуясь с порядком сотворения. Как восточные монархи, облачившись в царские одежды, восседают на престоле, скрытом за занавесом, так и Господь сокрыт светом, словно ризой. Впрочем, едва ли этот бедный образ может описать истинную славу Божества, если даже свет, исходящий от Бога и дарующий сияние небесным светилам, является всего лишь ризой Божьей, и если покрывало, скрывающее Бога, — это лазурное небо, усеянное звездным жемчугом. Так или иначе, все это свидетельствует о том, что было сказано псалмопевцем в самом начале псалма: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик».

3. «Устрояешъ над водами горние чертоги Твои». Величественные чертоги Господа Бога возвышаются над водной твердью. Горницы в доме Господнем, тайные уровни, недоступные человеческому разумению, палаты, в которых пребывает сам Господь, воздвигнуты над водами верхнего океана. Господь утверждает силой Своей все невещественное, горние чертоги Всевышнего не нуждаются ни в балках, ни в стропилах. Не следует забывать, что это образный язык, и буквальная трактовка этих слов была бы полнейшей нелепицей. «Делаешь облака Твоею колесницею». Господь выходит из Своих тайных чертогов и садится на облака, как на царскую колесницу, приготовленную для величественного шествия. «Колесница гнева Божьего — грозовые облака», колесница же милости Господней источает изобилие, бороздя небесные просторы. «Шествуешь на крыльях ветра». Восседая на облаках, как на колеснице, и управляя ветрами, словно крылатыми пегасами, великий Царь шествует по миру, неся то суд, то милость. Благодаря столь образному повествованию мы гораздо яснее представляем себе небесного Царя — Его величественные чертоги, Его колесницу, и Его крылатых скакунов. Впрочем, можно ли представить царский чертог, сделанный из хрусталя и возведенный на затвердевшем паре? Кто способен вообразить себе величественную колесницу из быстрокрылых облаков, с чьей красотой не мог бы сравниться даже Соломон во всей своей славе? Может ли наш смертный разум понять, как быстро несется небесный престол на крыльях ветра и дыхании Святого Духа? «Господи, Боже мой! Ты дивно велик!»

4. «Ты творишь ангелами Твоими духов». Или «ветра»: древнееврейское слово, переведенное как «дух», может означать и «ветер», и «дух». Ангелы — это бестелесные духи, которые иногда по воле Господа принимают зримый образ и являются нам. Бог есть дух, и служителями Своими Он творит духов. Ангелы подобны ветру своей таинственностью, силой и незримостью, да и сами ветра зачастую служат Господу, исполняя Его царскую волю. Бог одинаково способен делать ангелами ветер и ветра — ангелами. Что касается Божьего провидения в природе, то здесь ветра служат благой воле Господа постоянно. «Служителями Твоимиогонь пылающий». Это предложение можно понимать двояко. Либо Господь делает Своих служителей такими же быстрыми, могущественными и ужасными, как всепожирающий огонь, либо Он делает всепожирающий огонь Своим служителем и посылает его на исполнение Своей божественной воли. То, что в данном стихе речь идет об ангелах Господних, ясно из Послания к евреям 1:7. Псалмопевец по вполне понятным причинам упоминает об ангелах, говоря о свете и небесах, царском облачении и Его быстрокрылых скакунах. Упомянуть о царской колеснице, но не сказать ни слова о свите Царя, было бы в высшей степени непоследовательно. Обойти вниманием ангелов, когда речь идет об устроении вселенной, было бы непростительной ошибкой, а лучшего контекста для этой темы не найти. Размышляя о могучей силе ангельских существ и о таинственной славе серафимов и четырех животных, исполненных очей, мысли наши устремляются к величию Того, кому они служат, и мы вместе с псалмопевцем восклицаем: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик!»

5. «Ты поставил землю на твердых основах». Так псалмопевец описывает начало творения, и слова его почти полностью совпадают с описанием начала мира в книге Иова 38:4. «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» Более того, эти слова употреблены в том же контексте: «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости». «Не поколеблется она во веки и веки». Каким бы образным ни был язык псалмопевца, описанная им реальность от этого не становится менее чудесной. Земля прочно утверждена на своих основах и не отклоняется с назначенного пути ни на йоту. Она движется столь бесшумно и равномерно, что земному наблюдателю может показаться, будто она действительно покоится на трех китах, как было принято считать в древности. Как искусно Небесный Мастер сотворил землю — она стоит твердо и незыблемо! Как могущественна десница Божья, утвердившая столь огромное небесное тело на его неизменном пути и заставившая его двигаться по заданной орбите! Поистине мудр тот Механик, чье изобретение не знает ни поломок, ни сбоев! Бог сотворил великую и сложную вселенную, и каждая ее часть работает безотказно. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик!»

6. «Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее». Новорожденная земля была завернута в водную твердь, словно в пелену. На заре творения, еще до того, как на земле появился первый человек, первобытные воды покрывали всю поверхность земного шара и владычествовали над ней безраздельно. «На горах стоят воды». Суша еще не была сотворена, и вся земля была окутана водяным паром. Геологи сообщают нам об этом факте как о научном открытии, Святой Дух же явил нам его уже давным-давно. В шестом стихе описано самое начало творения — то, как Бог заложил основание для упорядоченного мироздания, полного красоты и великолепия. Когда мы помышляем об этом с благоговеющим духом, сердца наши исполняются хвалой. Всякие грубые и вульгарные мысли о столь возвышенном предмете были бы вопиющим богохульством.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; 8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. 9Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут, 11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. 13Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; 17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

7. «От прещения Твоего бегут они». (Прещение — устар. «укор, порицание». — Примеч. ред.) Господь сказал лишь слово, и воды, покрывавшие землю, обратились в бегство. Услышав Его глас, они поспешно удалились в назначенное им место, словно были разумными существами, и обнажили часть земной поверхности. Горы взметнулись ввысь своими остроконечными пиками, поднялись обширные плато, и постепенно сформировались континенты, острова, холмы и равнины. Глас Божий совершил великое. Воистину, слово Божье может восполнить любую нашу нужду и совершить непостижимые чудеса. Запрет уст Господних обращает вспять бездну скорби и укрощает бушующую стихию греха. Грядет день, когда вся богохульная бездна порока обратится в бегство, заслышав глас Господень. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик».

8. Неистовая бездна покорилась божественной власти. «Восходят на горы». Водный пар вознесся к небу и над горами сгустились облака, подобные тем, что окутывают альпийские вершины. «Нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них». Воды не только понимаются в небеса, образуя облака, но и нисходят в долины, образуя многочисленные ручьи и потоки. Покорность стихии воле Господа поистине удивительна. Бурные потоки, стремительные горные реки и мощные водные лавины состоят из той же самой воды, из которой состоит капля росы, трепещущая на нежном стебельке цветка. Вода подчиняется законам Господа вне зависимости от своей формы и объема. Ни одна частица водяных брызг не смеет ослушаться владычественного гласа Господа. Ни водопады, ни мощные потоки не преступают воли Владыки вселенной. Находясь в горах, не перестаешь изумляться тому, как удивительно Господь утоляет жажду земли: по склонам гор стелятся белые облака, на камнях и деревьях оседает чистая дождевая вода, новорожденная стихия стремительно несется вниз, образуя мощные и бурные реки, которые затем впадают в океан, в то «место, которое Ты назначил для них».

9. «Ты положил предел, которого не перейдут и не возвратятся покрыть землю». Однажды они уже перешли свой предел, но второй раз этого не случится. Воды пролились на землю в результате того, что Господь на время прекратил сдерживать бездну в ее пределах, и та, вспомнив свое былое первенство, попыталась вернуть утраченное. Но теперь Господь Своим обещанием воспретил разрушительным водам возвращаться на землю и владычествовать над ней. Возможно, это печальное событие стоит назвать не буйством первобытной стихии, а карой разгневанного Бога, чья честь была осквернена беззакониями древнего рода. Господь удерживает океанские воды в их пределах с помощью тончайшей береговой линии, и хотя этот предел кажется легко преодолимым, он вполне отвечает своей цели: море покорно воле Господа, как младенец. Погибель наша тихо почиет в океанских недрах, и, сколько бы мы ни грешили, она никогда не покинет своих пределов, будучи сдерживаема обещаниями Господней милости. Греховное человечество никогда не будет уничтожено водами потопа.

10. «Ты послал источники в долины: между горами текут». Как премудро Господь распределил воды по поверхности земли! Стекая с гор, они находят себе путь к свободе и благословляют долины своим благодатным присутствием. Горные склоны рассечены расщелинами, и водные потоки прокладывают себе путь именно по ним, вырвавшись из-под земли в виде родников и источников. Господь посылает источники в долины точно так же, как садовник направляет воду в свои оросительные каналы. Пока воды пребывают в бездне, Господь сдерживает их в установленных границах, а когда они свободно текут по горным склонам, Он направляет их.

11. «Поят всех полевых зверей». Никто, кроме Господа, не может напоить полевых зверей. Они — Его паства, и Он водит их к водам тихим. У Владыки вселенной не забыт ни один полевой зверь. «Дикие ослы утоляют жажду свою». Всеблагой Господь не только удовлетворяет их нужды, но и дает им изобилие. Дикие ослы знают пастбище Господина своего. Их невозможно обуздать или навьючить, однако они знают своего Творца и знают, где текут хрустально чистые ручьи, утоляющие смертельную жажду. Как удивительно, что Господь заботится о простых ослах, тем более о диких! Неужели же Он не позаботиться о нас? Мы видим, что в природе нет ничего лишнего: вполне возможно, что ручей, текущий вдали от человеческих поселений, тем не менее, удовлетворяет жажду тысячи тварей. Разве этого мало? Разве творение должно существовать только ради человека? Только гордыня и тщеславие человека могли породить такую мысль! Даже если цветок благоухает вдали от человеческих глаз, это не значит, что его аромат пропадает понапрасну: на него садятся пчелы и кормятся его сладким нектаром. Человек — это только одно из творений Божьих, о которых Создатель непрестанно заботится и печется.

12. «При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос». Какие живительные слова! Они навеивают нам мысли о грохочущих водопадах и о лесных зарослях, о местах, где на фоне шумящей и ревущей воды раздаются дивные трели птиц. Так пойте же, о прелестные создания! Чем еще вы можете прославить Господа, если не своими песнями? Можно ли воздать славу Богу лучше, чем это делаете вы? Вкусив плодов с древа жизни и испив живой воды из потока Божьего, мы должны присоединиться к пению птиц и воспеть Господу «из среды ветвей». О птицы, места вашего обитания всегда оглашены радостными трелями! Так неужели же мы не возрадуемся в Господе, который был нам прибежищем в род и род? Перелетая с места на место, птицы постоянно возносят Господу свой радостный щебет. Так и мы должны прославлять Господа в месте своих земных странствований. Воистину, райские птицы не должны уступать своим земным сородичам в пении хвалы!

13. «Ты напояешъ горы с высот Твоих». Горы слишком высоки, чтобы их могли напитать ручьи и родники, текущие в долинах, и потому Господь напояет их из небесных хранилищ, которые псалмопевец образно назвал «высотами Твоими». Облака собираются вокруг утесов и скал и проливаются на землю обильными и животворными дождями. Господу возможно то, что не под силу никому из смертных. Когда никто не может дать благодать, Господь изливает ее обильными потоками. Господь ниспосылает нам дождь, когда все другие источники иссякают. «Плодами дел Твоих насыщается земля». Все, чего касается перст Божий, обретает полноту. Земля насыщается обильными дождями, семена прорастают, звери утоляют жажду, а птицы весело поют Богу хвалу. Господь восполняет нужды всего творения. То же самое относится и к возрожденным христианам, которые суть новое творение в Господе Иисусе Христе. «Но тем большую дает благодать». Господь насыщает благами народ Свой, и они смиренно исповедуют: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».

14. «Ты произращаешъ траву для скота, и зелень на пользу человека». Скот нуждается в пропитании точно так же, как человек, и потому Господь произращает и траву и зелень. Даже самые ничтожные создания регулярно получают от Бога пищу. Господь употребляет все Свое безмерное могущество на то, чтобы питать животных и человека. Понаблюдайте за травинкой, вы непременно увидите в ней руку Божью, если, конечно, будете смотреть духовным зрением. Человек получает плоды от земли только в результате упорного труда, однако зелень в огороде произрастает исключительно благодаря Господу — так же, как трава полевая. Человек часто забывает об этом и считает, что урожай — это дело его рук, на самом же деле без Бога все его труды были бы напрасны. Каждая травинка прорастает благодаря Господу, каждый колосок созревает в результате Его благодатного действия. Откройте глаза, и вы увидите, как Господь шествует по пшеничному полю! «Чтобы произвести из земли пищу». Трава, которой питается скот, и зелень, растущая на пользу человека, произрастают из земли. Этот факт является указанием на то, что прах, который более годится для погребения, чем для поддержания жизни, по воле Господа становится для нас хлебом насущным. Чем больше мы об этом размышляем, тем больше удивляемся. Как велик Господь, производящий жизнь из смертного праха и превращающий проклятую землю в благословенные хлеб, вино и масло!

15. «И вино, которое веселит сердце человека». Обильные дожди производят из земли не только хлеб насущный, но и то, что приносит человеку наслаждение, не только то, чем мы утоляем голод, но и то, что помогает нам веселиться. О, если бы только люди научились правильно употреблять веселящий плод виноградной лозы! Увы, они слишком часто используют его во зло. Такие люди достойны порицания, ибо всякий, кто превращает благословение в проклятие, заслуживает суровой кары. «И елей, от которого блистает лицо его». Восточные люди пользуются маслами гораздо чаще, чем мы, и поступают весьма мудро. Они любят умащать себя благовониями и почитают блистающее лицо признаком сердечной радости. Восславим же Господа за все произрастения земли: мы имеем их только потому, что Он сам произвел их. «И хлеб, который укрепляет сердце человека». Сытый человек смелее голодного. Немало людей было спасено от душевного уныния с помощью обильного обеда. Благословим Господа за крепость наших сердец и за силу наших рук, ибо и то и другое — Его милостивый дар.

16. Нисходящие с неба дожди производят не только траву и культурные растения, но и благородные древа, растущие в условиях дикой природы. «Насыщаются древа Господа». Могучие, величественные и царственные древа, насаждаемые Господом, а не человеком, насыщаются благодатью Создателя. Они цветут круглый год: Господь питает их обильными дождями, и они, подобно вечнозеленым кедрам, полны пахучей смолы и жизненных сил. «Кедры Ливанские, которые Он насадил». Кедры произрастают там, где их никто не садил. Эти гигантские деревья растут на протяжении долгих веков вдали от человеческих глаз, и никто не может их срубить. Интересно, что сказал бы псалмопевец о деревьях, растущих в Йосимитской долине? Они столь огромны своей высотой и толщиной, что вполне заслуживают названия «дерев Господних». Глядя на эти гигантские произрастения, мы понимаем, как велика забота Господня о творениях рук Своих. Если даже дерева Господни, о которых не заботится никто из смертных, насыщаются божественной благодатью, то мы можем быть уверены в том, что народ Божий, живущий верой, всегда будет окружен милостью своего Творца. Никто из уповающих на Господа не лишится животворных вод, и потому мы можем смело бросить вызов урагану и засухе. Мы знаем, что нас насадила божественная десница и уповаем на благодать Господа.

17. «На них гнездятся птицы: елижилище аисту». Древа Господни полны сил и не нуждаются ни в чьей опеке. Более того, в их ветвях находят себе приют другие существа. В еловых ветвях гнездятся птицы, как маленькие, так и большие. Приняв изобильную благодать от Господа, гигантские деревья делятся ею со своими меньшими братьями. В Божьем творении все гармонично, и все дополняет друг друга. Дождь напояет великие ели, а те в свою очередь дают приют птицам небесным. Таким образом, мы можем сказать, что грозовые тучи способствуют строительству воробьиных гнезд, а обильные дожди помогают аистам сооружать свои жилища на твердом основании. У каждого живого существа есть свой дом: аисты гнездятся на елях. Псалмопевец называет гнездо аиста жилищем потому, что в большинстве случаев эти птицы живут семьями, и самки проявляют к своему потомству поистине материнскую заботу. Гнездо аистов подобно небольшой семье. Автор псалма, разумеется, видел гнезда аистов не раз. Как правило, гнезда аистов можно увидеть либо на крышах домов, либо на развалинах, но, находясь в лесу, аисты вполне удовлетворяются еловыми ветвями. Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по лесу, полному огромных и прекрасных деревьев, и испытывать благоговейный трепет при созерцании величественного храма природы? Если да, то вы никогда не забудете о том, что каждая птица является святыней, поскольку пребывает в священной тишине божественного присутствия. Те, кто видит и слышит Бога исключительно в готических соборах при громких звуках органа и пении величественного хора, не могут ощутить того, что ощущает простая и искренняя душа, слышащая «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня».

18. «Высокие горысернам; каменные утесыубежище зайцам». Земля полна живых существ. Мы называем города густонаселенными, но они ничто по сравнению с населенностью лесов и гор. Мы называем некоторые места непригодными для жилья, но где эти места? Серны живут даже на высоких горах, а зайцы роют норы даже под землей. Первые обитают на высотах, а другие прыгают по камням в низинах. И те и другие находят приют и безопасность в своих местах обитания. Вся земля полна счастливого и безмятежного существования. Жизнь кишит повсюду. В мире нет абсолютно безжизненных уголков. Даже серны, аисты, зайцы и воробьи вносят свой вклад в хвалебный псалом природы. Неужели же у нас не найдется песни во славу Господа? Какими бы ничтожными существами мы ни были, давайте славить Господа, создавшего нас для вполне определенной цели, и наполнять землю своим присутствием.

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. 20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; 21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

19. Внимание псалмопевца переключилось на сотворение великих небесных светил, и он начал воспевать чудесные творения Божьи. Луну он упомянул в первую очередь потому, что у евреев день начинался с ночи. «Он сотворил луну для указания времен». Фазы луны помогают нам делить год на месяцы и недели, в результате чего мы можем с точностью устанавливать дни священных праздников. Таким образом, светильник луны служит на благо человека и помогает ему определять дни священных празднеств (как было у евреев). Не думайте, что вращение Луны вокруг Земли является лишь следствием безликих законов мироздания: Луна и ее фазы были сотворены мудрым Господом. «Солнце знает свой запад». Солнце всегда знает, когда садиться, а когда вставать, и псалмопевец описывает это чудесное явление с помощью яркого образа. Дневное светило никогда не колеблется в нерешительности, не зная, как поступить, оно движется ровно и непрерывно и не останавливается ни на миг. И хотя продолжительность светового дня меняется каждый день, солнце никогда не опаздывает к своему западу. Человек нуждается в том, чтобы его будили по утрам, солнце же встает с точностью до сотой доли секунды и в отличие от человека, который смотрит на часы, чтобы определить время отхождения ко сну, закатывается за горизонт в назначенный срок безо всяких напоминаний. Человек должен непрестанно славить Господа за свет Солнца и Луны. Эти два светила служат нам хронометром, с помощью которого в мире поддерживается определенный порядок.

20. «Ты простираешь тьму и бывает ночь». Господь как бы задергивает шторы в нашей спальне и помогает нам спать. Если бы тьмы не существовало, мы возжаждали бы ее всем сердцем. Как трудно было бы отдыхать, если бы тяжелый трудовой день никогда не кончался темнотой! Наступление тьмы — дело рук Божьих, а потому нас не должны пугать ни природный мрак, ни мрак скорби, ибо и то, и другое сотворил Господь. «Во время нее бродят все лесные звери». Для львов покров ночи — то же, что день для человека. Ночью он выходит на охоту и рыкает о добыче. Что удивительного в том, что и у диких зверей есть свой рабочий день? У каждого из них есть свои повседневные дела, и потому они должны регулярно питаться. Диким зверям ночь приносит гораздо больше пользы, чем человеку, за исключением, пожалуй, тех из нас, кто возлюбил тьму больше, чем свет. Народ, пребывающий во тьме невежества, страдает от бесчисленных суеверий, жестокостей и пороков. Евангелие же, подобно восходящему солнцу, разгоняет злобных чудищ по их норам, и они, встревоженные ярким светом, ищут убежища в недрах земли. Такова истинная ценность света: там, где царит ночь, бродят хищные и свирепые звери.

21. «Львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе». Так поэтично псалмопевец истолковывает смысл львиного рыка.

К кому же взывают львы? Конечно, не к своей жертве — заслышав львиный рык, всякая живая тварь пугается и обращается в бегство. Рыканье — это уникальный способ выражения голода и своего рода молитва о насущном пропитании. Именно это наблюдение породило в сердце псалмопевца благочестивую мысль о том, что дикие звери тоже молятся своему Создателю и просят у Него пищу. Впрочем, ни львам, ни людям не достаточно просто молиться: они должны искать того, о чем просят. И львы это прекрасно понимают: то, о чем они просят на своем львином языке, они идут и ищут. В этом отношении они гораздо мудрее многих людей, ибо последние часто возносят Богу неискренние молитвы и, в отличие от львов, отвергают те средства, которыми Бог мог бы им ответить. Львы же рыкают и ищут. Как много среди нас лжецов мы рыкаем, но не ищем.

Святой Дух назвал рыканье львов молитвой к Богу о пропитании, и это поистине утешительное слово. Все мы искренне надеемся на то, что наш плач и наши стенания, которые мы в скорби называем «голосом рыканья нашего», будут услышаны Господом и истолкованы в нашу пользу. Господь истолковывает наши бессвязные стоны в благоприятном свете: Он слушает не столько звук нашего голоса, сколько то, что мы пытаемся им передать.

22. «Восходит солнце». Вечер всегда сменяется утром — таково обычное течение суток. Если бы рассвет не был каждодневным явлением, мы; несомненно, сочли бы его величайшим из чудес. «И они собираются и ложатся в свои логовища». Таким образом львы удаляются от человека, и последний не встречается с ними, если только не ищет встречи намеренно. Лесные воины удаляются на покой в свои логовища, как только их ушей достигают первые звуки утра. В расщелинах между скал они находят тьму, необходимую им для сна и отдыха. Там они ложатся и переваривают свою пищу, ибо Бог даровал им способность наслаждаться жизнью и покоем. В этой связи стоит упомянуть Того несчастного, кому, в отличие от львов и лисиц, не было даже где голову приклонить. Всякая живая тварь имеет пропитание и кров, кроме Того, кто является Подателем всех благ. Благословен Ты, Господи, ибо в уничижении Своем Ты сделался ничтожнее диких зверей, чтобы избавить от смерти Свой одичавший народ!

Удивительно, что Господь владычествует над самыми свирепыми из зверей так же легко, как пастух управляет паствой. Ночью львы выходят на охоту и повсюду несут милость Господню, прекращая страдания больных и слабых животных. Что касается сильных и молодых особей, то они без труда уходят от погони и только укрепляют мышцы в результате постоянного бега. Гибнут лишь те животные, для которых жизнь была бы нескончаемым страданием. Таким образом, львы — это орудия милости Господней, точно так же, как охотничьи псы являются орудиями в руках человека. Впрочем, даже эти могучие охотники не должны бродить по лесам и полям круглые сутки. Как только человек выходит на дело свое, хищники исчезают в своих логовах. Кто способен загнать свирепых зверей в их логовища и держать их там до наступления ночи? Кто может посадить их на цепь и сделать их безобидными существами? Только солнце. Солнце — истинный укротитель львов. Дикие звери собираются в своих логовищах, словно послушные овцы, и остаются там до тех пор, пока ночная тьма не позволит им снова выйти на охоту. Божественная воля исполняется с помощью простых, но величественных средств. Что касается Господа нашего, то Ему повинуются даже бесы (Лк.10:17). Восходит солнце евангельского дня, и свирепые бесы, словно дикие звери, оставляют этот мир. Восходит Солнце Правды, и все бесы, лжебоги, суеверия и ереси убегают в недра земли, прячась среди кротов и летучих мышей.

23. «Выходит человек». И вот очередь дошла до человека. Как только наступает утро, он покидает домашний очаг и теплую постель и отправляется на поиски хлеба насущного. Поиски эти приносят ему благо. Работа не позволяет ему заниматься сомнительными делами, и к тому же он постоянно совершенствует свои умения. «На дело свое и на работу свою до вечера». Он выходит не ради праздных забав, а ради работы, не ради пустого времяпрепровождения, а ради хлеба насущного. Такова участь лучшей части человечества. Мы были созданы для труда, а посему мы должны трудиться постоянно и не роптать. Вместе с тем рабочий день не должен быть слишком долгим. Если человек работает на другого в течение светового дня, то этого вполне достаточно. Но, увы, на свете немало несчастных, которые и за двенадцать часов не могут заработать себе на хлеб насущный. Позор тем, кто подвергает рабскому труду женщин и детей. Работать ночью недопустимо, и мы должны избегать этого изо всех сил. Есть двенадцать часов для работы, ночь же существует для отдыха и сна.

У ночи есть свой «глас хвалы». Он звучит мягче и приглушенней, чем голос дня, но воздает Господу истинное поклонение.

Восходит луна и озаряет своим серебристым сиянием благоговейную тишину елового леса. Легкий ночной ветерок, гуляющий среди крон деревьев, тихо поет славу Всевышнему. Время от времени в лесу раздаются какие-то звуки, и хотя днем мы не обратили бы на них никакого внимания, ночной мрак делает их страшными и даже зловещими. В этот момент чье-то незримое присутствие наполняет наши сердца трепетом, и мы чувствуем на себе воздействие чего-то большого и непостижимого. Ночь будит воображение. Неверие несовместимо с тишиной и торжественностью ночи. Верующее сердце взирает в небеса и видит небесную реальность гораздо четче в отсутствие дневного света. Благоговеющее сердце преклоняется пред Невидимым. Те, кто бродил в ночные часы по тихому лесу, знает, что в это время здесь бодрствуют разнообразные духи, и человек не может не ощущать их присутствия. Каждую ночь Бог шествует по земле, и слава Его таинственного присутствия подчас кажется более великой, чем слава Его явленного присутствия. «Благослови, душа моя, Господа!»

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; 26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.

24. «Как многочисленны дела Твои, Господи!» Дела Господни не только многочисленны, но и многоразличны. Неживая природа, растения, животные — сколько дел Господа заключено в этих трех категориях. Даже внутри одного класса нет двух одинаковых явлений. Классы же столь многочисленны, что наука затрудняется назвать их точное число. Вот лишь несколько из них: дела небесные и дела земные, многолетние и однолетние, прекрасные и устрашающие, дела внутри дел и т. д. Кто может назвать хотя бы одно из тысячи? Творение Божье полно разнообразия. Изучать многоразличные дела Божьи — привилегия человека, ибо все произведения Господни исполнены величия и доставляют удовольствие тем, кто любит их. Что касается Царства благодати, то здесь дела Господа столь же многоразличны, как и в природе, однако увидеть это способны только те, кто избран Господом.

«Все соделал Ты премудро». Вселенная сотворена Господом, и каждая ее часть несет в себе отпечаток Его могущества и премудрости. Сотворить вселенную во всем ее многообразии было мудрым решением. Каждый ее элемент необходим и является неотъемлемой частью целого: дикие животные так же необходимы, как человек, ядовитые растения — так же, как благоухающие травы. Все в мире сотворено премудро. Каждый элемент творения полностью соответствует своему предназначению, исполняет волю Творца и радуется своему делу. Все сотворенное свидетельствует о премудрости Создателя. Даже если что-то покрыто мраком тайны и пронизано ужасом, Господь, тем не менее, обращает это во благо. Творение Божье представляет собой единое гармоничное целое и полностью соответствует цели своего существования.

«Земля полна произведений Твоих». Земля не дом бедняка, а царский дворец, не бесплодная земля, а кладовые, полные припасов. Создатель не поместил Свои творения в скудные места, где нет ни пищи, ни воды, напротив, Он наполнил землю до краев — не только хлебом насущным, но и всяким изобилием: лакомствами, деликатесами, красотами и усладами. Под землей хранятся дивные сокровища, а на ее поверхности произрастают обильные урожаи. Все это дело рук Господа. Природные ресурсы нельзя называть «достоянием народов», они «произведения Твои». Изобилие Господне не ограничено пределами одной земли, оно повсюду. Северный Ледовитый океан полон труднодоступных природных ресурсов, а под экваториальным солнцем зреют благоухающие плоды, придающие пикантный вкус различным блюдам земли. Если земной дом Господа преисполнен изобилия, то каково же богатство Его небесных чертогов?

25. «Это — море великое и пространное». Псалмопевец иллюстрирует многообразие и многочисленность произведений Божьих на примере широкого и пространного моря. Он говорит: «Взгляните на океан, окружающий землю плотным кольцом. Он полон самых разнообразных форм жизни, и недра его таят несметные сокровища». В языческой мифологии океан был отделен от наземного царства и отдан во владение Нептуну. Мы же знаем, что волны морские повинуются только Господу Богу. «Там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими». Море кишит живыми организмами, им поистине нет числа.

Если одна-единственная волна несет в себе миллионы живых частиц, и если к одному-единственному подводному камню прилепляются бесчисленное множество микроскопических существ, то нам придется отказаться от всякой арифметики. Кажется, что море в любой своей части переполнено жизнью, и каждая капля таит в себе целый мир. Вместе с тем в море живут не только микроскопические организмы, но и гигантские млекопитающие, превосходящие своими размерами любое наземное животное. В водах океана плавает несчетное количество огромных рыб, они прячутся в подводных пещерах и гротах, подобно тиграм, укрывающимся в густых зарослях, или львам, живущим в прериях. Воистину, Господи, Ты наполнил море Своими произведениями точно так же, как землю.

26. «Там плавают корабли». Океан не отделен от жизнедеятельности человека. Он не разделяет, а, наоборот, соединяет земли, являясь главным средством сообщения между народами. «Там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем». Океан для огромного кита словно игровая площадка, здесь он играет и резвится, как заповедал ему Господь. Вспомнив о китах, псалмопевец прославил всемогущего Господа, создавшего этих исполинских животных для океана и игры в нем. На древних картах морское пространство, как правило, обозначалось с помощью изображения кита и корабля. Таким образом, упоминание кита и корабля в связи с морем вполне естественно и поэтично.

27. «Все они от Тебя ожидают». Всякая тварь прибегает к Тебе, подобно тому, как цыплята прибегают к дверям крестьянского дома, когда подходит время обеда. Все без исключения зависимы от милости Творца: и человек, и сурок, и орел, и муравей, и кит, и мелкая рыбешка. «Чтобы Ты дал им пищу их в свое время». Господь дает им пищу тогда, когда они в ней нуждаются, и когда она готова. У Бога для всего время. Он питает Свои творения не иногда, а регулярно. Каждый день Он ниспосылает им хлеб насущный в соответствии с их нуждой, и никто не может ожидать от Него большего. Если даже дикие звери удовлетворяются своим пропитанием, то и мы не должны проявлять алчность.

28. «Даешь импринимают». Господь посылает им пищу, и они должны ее принять. Они радуются тому, что Господь щедро сыплет на них Свои дары — иначе все их усилия были бы напрасны. Мы часто забываем о том, что хотя птицы и ведут свободную жизнь, им, тем не менее, приходится добывать себе пропитание не меньше, чем нам. Впрочем, Небесный Отец питает как их, так и нас. Хозяйка, рассыпающая зерно вокруг себя и цыплята, клюющие это зерно, — наглядная иллюстрация того, как Господь восполняет нужды всего живущего: Он дает, а они принимают. «Отверзаешь руку Твоюнасыщаются благом». Вот поистине божественная щедрость: неоскудевающая рука питает всякую тварь, и все живущее насыщается благом. Господь воистину всемогущ: отверзает десницу Свою и насыщает все живущее по благоволению. Что было бы с нами, если бы подаяния Его прекратились? Господу не пришлось бы даже вступать в бой со Своими врагами: они погибли бы от голода. Восславим же щедрого и великодушного Господа, чья благодать наполняют наши уста благом.

29. «Скроешь лицо Твоемятутся». Все живущее зависит от благоволения Господа, и потому любой знак Его немилости вселяет в нас ужас, и мы трепещем, как если бы сердца наши были потрясены скорбью. Все это в равной степени относится как к физическому миру, так и к духовному. Святые приходят в смятение, когда Господь скрывает от них Свой светлый лик. «Отнимешь дух ихумирают и в персть свою возвращаются». Дыхание кажется нам чем-то незначительным и мимолетным, словно дуновение ветерка. Но когда тела наши остаются без воздуха, они умирают и возвращаются в прах, из которого вышли. Этому закону подвластны все живые существа, в том числе и те, что обитают в океане. Таким образом, все существует исключительно по воле Господа. Обратите внимание, что смерть — это деяние Господа. «Отнимешь дух их». Мы бессмертны, пока Господь не повелит нам умереть, точно так же как бессмертны малые птицы: «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего».

30. «Пошлешь дух Твойсозидаются». Господь совершает великие и дивные дела с царственной легкостью: когда Он посылает дух Свой, мы созидаемся, а когда отнимает — умираем. Слово «дух» весьма назидательно: мы видим, что Дух Божий создает как естественную жизнь, так и духовную. Всемирный потоп уничтожил все живое на земле, но как же быстро всемогущий Господь снова заполнил землю! Каждую зиму природа как бы засыпает, и все вокруг кажется безжизненным и холодным. Но как же быстро Господь обновляет лицо земли, посылая ей весну и возвращая ей цветущую молодость! Ты, Господи, Творец всего видимого и невидимого, и мы поем славу имени Твоему.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! 32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. 35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя!

31. «Да будет Господу слава во веки». Дела Господа могут быть временными, однако слава Его вовек. Всевышний достоин того, чтобы мы непрестанно прославляли Его за то, что Он уже сотворил. Даже если бы вся тварь исчезла с лица земли, Господь все равно заслуживал бы самой усердной хвалы, будучи достопоклоняемым и всеблагим Богом. «Да веселится Господь о делах Своих!» Господь радовался произведениям рук Своих, когда, сотворив мир, почил в седьмой день. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Он радуется и ныне, видя красоту и чистоту, сохранившуюся в мире, несмотря на грехопадение. Впрочем, грядет день, когда Господь уничтожит древнего змея, и тогда Его радость об обновленном творении будет поистине безмерна. Какая ревность и страсть ощущаются в этом стихе! Сердце псалмопевца ликовало при мысли о величии творений Божьих. Он понимал, что Господь с великой радостью сотворил мир, полный премудрости, благости и могущества.

32. «Призирает на землю, и она трясется». Тот, кто милостиво явил нам Свое могущество, ниспослав обильные благословения, мог бы с легкостью вселить в сердца наши смертный ужас — земля трепещет от одного вида божественного величия. «Прикасается к горам, и дымятся». Когда Господь сошел на гору Синай, она запылала огнем. Одного прикосновения божественной десницы хватило для того, чтобы на горе вспыхнуло всепожирающее пламя. «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий». Горе всем, кто раздражает Господа. Они погибнут от одного Его прикосновения. Если бы сердца грешников не были черствы, они вострепетали бы от одного взгляда божественных очей, и прикосновение Его руки произвело бы в их душах пожар покаяния. «Все сущее внимает голосу разума», за исключением ожесточенных человеческих сердец.

33. «Буду петь Господу во всю жизнь мою». Точнее: «во все жизни мои». Псалмопевец обещает славить Господа отныне и вовек, ибо слава Его вечна и обновляется каждое утро. Если птицы воспевали хвалу Господу до того, как были сотворены Адам и Ева, то искупленный народ Божий будет славословить Своего Творца после того, как птицы исчезнут с лица земли. Вечноживущий и животворящий Господь будет вечно прославляем в песнях искупленных сынов Божьих. «Буду петь Богу моему, доколе есмъ». Это намерение принесет радость псалмопевцу и славу Богу. Обратите внимание на утешительные слова «Богу моему». Лучше всего поет тот, что лично получил благословения Божьи и постоянно пребывает в общении с достопоклоняемым Господом.

34. «Да будет благоприятна Ему песнь моя». Да будет песнь моя приятна как Богу, так и мне. С радостью буду взирать на дела рук Господа и помышлять о Нем, а Он будет милостиво благоволить к моим песням. Размышления о Боге — это суть истинной веры, древо жизни в саду святости, сочный плод для утомленной души. Размышления о Боге приносят нам благо, и потому они благоприятны Господу. Всевышний более чем достоин наших размышлений, и наши мысли угодны Ему. О Боге надлежит размышлять как ради собственного блага, так и ради славы Божьей. Впрочем, все наши мысли должны быть богоугодны. Недостаток размышлений о Боге ведет к потере отношений с Ним и, соответственно, к потере блаженства. «Буду веселиться о Господе». Для души, склонной к размышлениям, каждая мысль о Боге радостна. Теперь, когда мы примирились с Богом в Иисусе Христе, каждое из божественных качеств становится для нас источником ликования.

35. «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более». Грешники — это пятно на лике творения. В святом негодовании псалмопевец просит Бога избавить мир от порочных существ, отказывающихся славить милостивого Творца и в слепоте сердца бунтующих против своего Благодетеля. Впрочем, он жаждет лишь того, чего чают все святые, — наступления того дня, когда в Царстве Божьем не останется ни одного бунтовщика и ни одного вероотступника. Выражаясь христианским языком, псалмопевец молится о превращении грешников в святых и возвращении нечестивых на истинный путь. «Благослови, душа моя, Господа!» Таков итог всего псалма. Какими бы ни были беззакония грешников, душа моя должна оставаться верной избранному пути и своему призванию. Молчание нечестивых не должно передаваться мне, напротив, я должен удвоить свои славословия, чтобы компенсировать недостаток благодарности с их стороны. Впрочем, я не могу справиться с этой задачей в одиночку и нуждаюсь в помощи. Да воскликнут все святые: «Аллилуйя!» Да воздадут Богу славу все благочестивые сердца. О небесное слово «Аллилуйя»! Именно им заканчивается этот псалом. Что еще можно добавить к сказанному? Аллилуйя! Славьте Господа!

Советы проповедникам

Стих 1 (первая часть). Увещевание к собственному сердцу:

а) помни Господа как истинного Подателя всех благ. Благословляй не силу человеческую и не удачу, а Бога;

б) благословляй Господа любящим, благодарным и искренним сердцем: «Благослови, душа моя, Господа»;

в) благословляй Господа непритворно и всеми силами души: «Душа моя»;

г) благословляй Его непрестанно; Он достоин самой разнообразной хвалы.

Стих 1 (вторая часть). Таково бытие Бога, а также Его качества, провидение, благодать и суд.

Стих 2 (первая часть). Даже когда Бог является нам, Он остается таинственным. Свет — это риза, скрывающая Бога. Бог облачается светом, как ризой, и мы видим Его в откровении, в славе на небесах и в благодати на земле.

Стих 3 (вторая часть).

1. Бог спешит медленно.

2. Бог скор, даже когда медлит: «Шествуешь на крыльях ветра».

3. Практический вывод: у Бога всегда достаточно времени для осуществления Своих намерений. Мы же должны дорожить отведенным нам временем, с нетерпением ожидать победы Царства Божьего и приближать его посредством святых дел.

Стих 4.

1. Природа ангелов. Духи.

2. Господь ангелов: «Творишь ангелами Твоими духов». Какова же духовность того, кто творит духов?

3. Служение ангелов. Ангелы — посланники Божьи: «Служителями Твоими». Они деятельны: «Огонь пылающий». Полностью зависят от Бога: «Творишь ангелами».

Стих 7. Могущество слова Божьего, явленное в природе, показывает его власть в других областях.

Стих 9.

1. У всего есть свой предел.

2. Перейти этот предел без особого Божьего позволения — беззаконие: «Ты положил предел, которого не перейдут».

3. После каждого исключительного случая необходимо возвращаться к повседневным обязанностям: «Не возвратятся».

Стих 10. Забота Божья о тех, кто, подобно долинам, унижен, безызвестен и в нужде. Неизменность божественных даров. Утешительные плоды божественной заботы.

Стихи 10—11. Бог заботится о диких зверях. Какие можно из этого сделать выводы?

1. О Своем народе Бог заботится гораздо больше, чем о диких зверях.

2. Бог не оставляет Своих блудных сыновей, одичавших вдали от Отчего дома.

3. Мы должны заботиться о творении Божьем так же, как его Создатель.

Стих 14. «Ты произращаешь траву для скота».

1. Образ полевой травы используется для обозначения:

а) бренности человеческой жизни;

б) краткого века нечестивых;

в) цветения избранных Божьих (Ис.35:7; 44:4; Пс.71:6, 16).

2. В растущей траве мы видим Бога:

а) как Творца: «Ты произращаешь траву». Мы должны видеть Бога как в обыденном, так и в исключительном;

б) как заботливого Отца: «Для скота». Бог заботится даже о беспомощных, глупых и бессловесных тварях. Бог обеспечивает их той пищей, которая им необходима: «Траву». Мы должны во всяком событии видеть руку Всевышнего.

3. В том, что Бог производит траву для скота, мы видим образ действия благодати.

а) Бог печется о жизни скота, удовлетворяя его нужды, и, следовательно, должно быть пропитание и для человека и его бессмертной души.

б) Бог обеспечивает зверей травой, однако есть ее они должны сами. Господь Иисус Христос — питание для душ наших, которое мы принимаем верой.

в) Предшествующую благодать можно увидеть в следующем образе: трава была создана до того, как на земле появились звери. Завет существовал до того, как были созданы люди.

г) Иллюстрация безвозмездности благодати: звери едят без платы. Почему? Они принадлежат Господу (Пс.49:10), и Бог обещал питать их (Быт.9:9—10).

Учение этого стиха несовместимо с учением о свободной воле. «Ты произращаешь траву для скота». Благодать не произрастает в сердце человека без Божьего вмешательства. Если Господь произращает траву, то тем более Он будет взращивать благодать в наших сердцах. Трава растет для кого-то: «Для скота». Скот — для человека. Каково же предназначение человека? Заметьте, что существование травы необходимо для поддержания гармонии в природе. Следовательно, даже малейший из сынов Божьих необходим для существования всей семьи.

Стих 16. «Кедры Ливанские».

1. Независимость от человеческой заботы. Эти деревья — Господни, потому что:

а) Господь насадил их: «Которые Он насадил»;

б) они не зависят от орошения человеком;

в) их не защищает смертная плоть;

г) они не замечают людей, смотрящих на них снизу вверх;

д) их возвышение — от Бога.

2. Великолепные плоды Божьей заботы:

а) вечнозеленые;

б) огромные;

в) красивые;

г) живут столетиями.

Стихи 17—18.

1. Каждому месту уготована своя форма жизни. Ели — аистам, высокие горы — сернам. Так и в духовном мире: каждому месту уготована своя форма божественной жизни.

а) В каждом поколении есть свои святые.

б) Они принадлежат к разным сословиям. Христианская вера сочетается с любыми условиями жизни.

в) Духовная жизнь присутствует в любой церкви.

г) В каждом городе есть истинные верующие.

2. У каждого творения есть свое место.

а) Каждому человеку Бог определил его место в обществе.

б) То же самое относится и к его духовной жизни;

в) и к особенностям характера.

3. Бог обеспечил кровом все живущее.

Стих 19.

1. Мудрость Божья, явленная в материальной вселенной: в смене лунных фаз и времен года.

2. Благость Божья, явленная в материальной вселенной. Все во вселенной служит на благо человека: восполняет его нужды и веселит сердце.

3. Верность Божья, явленная в материальной вселенной. Четкие закономерности, присущие вселенной, помогают нам веровать в Господа.

Стих 20. Тьма и таящиеся в ней чудища.

1. Незнание Бога и безудержные страсти (Рим.1).

2. Осознание греха: эти чудовища всегда были рядом, но раньше не устрашали, т. к. не были видны.

3. Духовное уныние, страх, отчаянье.

4. Летаргический сон Церкви. Проникновение в Церковь ересей.

Стихи 20—23.

1. Ночь — время диких зверей: «Простираешь тьму и бывает ночь».

2. День — время для человека: «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера». Благочестивые люди делают свои дела днем. Злодеи творят злодеяния ночью. Их дела — дела тьмы.

Стих 21. Безмолвные молитвы. Бессвязные звуки, выражающие просьбу человека, могут быть угодны Богу так же, как истинная молитва.

Стих 22. Влияние солнечного света на хищных зверей, и влияние божественной благодати на наши греховные страсти.

Стих 24.

1. Возглас удивления: «Как многочисленны дела Твои, Господи!» Их число, разнообразие, взаимосвязь и гармония.

2. Возглас почтения: «Все соделал Ты премудро». Как говорил доктор Чалмерс, «могущество Божье явлено как в малом, так и в великом».

3. Возглас благодарности: «Земля полна произведений Твоих».

Стих 24.

1. Дела Божьи многочисленны и разнообразны.

2. В их замысле и предназначении явлена высшая мудрость Божья.

3. Все они принадлежат Богу и должны использоваться только в соответствии со своим предназначением. Бездумное или небрежное отношение к творению есть не что иное, как нанесение ущерба божественной собственности.

Стих 26. «Там плавают корабли».

1. Мы видим плывущие корабли.

а) Корабли предназначены для плаванья.

б) Плывущий корабль постепенно исчезает из вида.

в) Корабли везут товары.

г) Корабли плавают по неспокойному морю.

2. Как корабли плывут?

а) Корабли плывут по ветру.

б) Чтобы плыть по ветру, морякам приходится прикладывать усилия.

в) Корабли управляются рулем.

г) Рулевой определяет направление по картам и небесным светилам.

д) Ход корабля зависит от его конструкции.

3. Подадим им знак.

а) Кто ваш владелец?

б) Какой груз вы везете?

в) В каком направлении вы следуете?

Стихи 27—30. Аналогия с духовным миром. Святые ожидают Бога (ст. 27). Господь отверзает руку и насыщает их (ст. 28). Господь скрывает лицо Свое, и святые мятутся. Бог отнимает у них Духа, и они умирают (ст. 29). Дух возвращается, и они оживают (ст. 30).

Стихи 29—30.

1. Начало жизни — дар Божий: «Пошлешь дух Твой».

2. Течение жизни — дар Божий: «Обновляешь».

3. Закат жизни — дар Божий: «Скроешь лицо Твое».

4. Конец жизни — дар Божий: «Отнимешь дух их».

5. Воскресение — дар Божий: «Обновляешь».

Стих 32.

1. Очи Господни: «Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся». Гневный взгляд Бога: на египтян Бог призрел из облачного столпа. Светлый лик Бога: на израильтян Бог призрел из того же столпа, но с благоволением.

2. Прикосновение Божье: «Прикасается к горам, и дымятся». Прикосновение перста Божьего может возвести человека на небеса или ввергнуть в бездну ада.

Стих 33.

1. Певец: «Буду петь».

2. Песнь: хвалу.

3. Объект прославления: «Господу… Богу моему».

4. Продолжительность песни: «Доколе есмь».

Стих 33. Два обещания.

1. Потому что Бог даровал мне жизнь.

2. Потому что Бог даровал мне жизнь в себе.

3. Потому что Он Господь.

4. Потому что я буду жить в вечном блаженстве.

Стих 34.

1. Песни и размышления Давида.

2. Ликование Давида.

Стих 35.

1. Тот, кто отказывается прославлять Господа, не достоин жить на земле: «Да исчезнут грешники с земли».

2. Небес они достойны в еще меньшей степени.

3. Славящие Бога достойны и земли и небес. Святые славят Бога, даже когда никто вокруг этого не делает: «Благослови, душа моя, Господа!» Святые славят Бога на земле вопреки молчанию нечестивых. Они славят Бога на небесах вместе с воинством небесным. Повсюду раздается глас: «Аллилуйя!»