106. Благодарность за избавление от многих бед

Тема

Эта изысканная песнь прославляет милость Божью, явленную всем искупленным (ст. 2). Автор празднует чудесные избавления от смерти, поэтому этот псалом могут петь все, кто был избавлен от опасности. Вместе с тем главное внимание автора сосредоточено на возвеличивании духовных благословений Господа, которым временные избавления и милости служат лишь образами и знаками. Тема псалма — благодарение и причины для благодарения. Псалом представляет собой шедевр библейской поэзии. С точки зрения поэтического стиля, ему, пожалуй, нет равных среди литературных произведений, созданных человеком. Вдохновленные Богом певцы Писания ни в чем не уступают мирским стихотворцам и сочинителям песен.

Композиция

В стихах 1—3 содержится посвящение псалма всем искупленным Господа, возвратившимся в Иерусалим из плена. Псалмопевец представляет их историю как историю: паломников, бредущих по пустыне (ст. 4—9); узников, томящихся в рабстве (ст. 10—16); больных и страждущих (ст. 17—22); корабельщиков, попавших в бурю (ст. 23—32). Заключительные стихи посвящены возвещению Божьего суда над непокорными и описанию милостей, ниспосланных страждущему народу (ст. 33—42). В конце псалма звучит подытоживающее утверждение о том, что все наблюдающие дела Божьи и Его пути увидят благость Божью и прославят благого Творца (ст. 43).

Истолкование

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

1. «Славьте Господа, ибо Он благ». Это все, что мы можем Ему дать, и самое меньшее, что мы можем Ему дать, — будем же воздавать Господу прилежную хвалу. В призыве псалмопевца звучат настойчивость и убеждение. Он призывает нас хвалить Господа усердно и страстно, как словами, так и делами — возносить Ему как благодарение уст, так и хвалу благочестивой жизни. Иегову — именно это имя употреблено псалмопевцем в этом стихе — надлежит славить не стонами и не воплями, а благодарением, ибо Он благ. Благодарить Господа надлежит искренним сердцем, ибо благость Его не сравнима ни с чем. Господь благ по Своей природе, и все Его непреходящие деяния проникнуты благостью. По сравнению с Ним никто не благ (Мр. 10:18). Благость Господа вечна, совершенна и безмерна. Человек зависит от милостивого Бога каждую секунду своей жизни, и потому должен более всех прочих существ превозносить имя Творца.

Благость Господа неистощима, и, размышляя об этом, сердца наши переполняются хвалой. «Ибо вовек милость Его!» — гласит Писание, и мы уверены в том, что Господь никогда не перестанет посылать нам благие дары. Милость Господа не имеет ни начала, ни конца. Грех наш требовал прощения, и Господь даровал нам Свою благость в форме милости, которая не прейдет вовек. Не будем же нерадивы в прославлении чудной благости Божьей, ибо грех наш прощен исключительно милосердием Господа.

2. «Так да скажут избавленные Господом». Что бы ни говорили другие, избавленные Господом имеют более чем достаточно причин для восхваления божественной благости. Господь послал им великое избавление, и они должны воздать Ему великую хвалу. Велика слава Искупителя, велик принесенный Господом выкуп, совершенна жертва умилостивления, а значит, искупленные Господом должны хвалить своего Избавителя непрестанно и неумолчно. Пусть же они славят Создателя не только восторженными чувствами, но и словами уст. Пусть они поют радостные песни и призывают других присоединиться к ним. «Которых избавил Он от руки врага». Превозносить своего Избавителя — святой долг всех искупленных, ибо Он вырвал их из рук врага могуществом Своей славной десницы. Они искуплены Господом, божественное искупление принадлежит им в полной мере. Всевышний спас их без меча и без копья, мышца Господня принесла им свободу. Неужели освобожденные рабы не благословят руку своего Освободителя? Можно ли в достаточной мере возблагодарить Того, кто избавил нас от власти греха, смерти и ада? Самый сладостный гимн, звучащий на небесах: «Ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу» (Откр.5:9).

3. «И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря». Избавив Свой народ от ига рабства, Господь собрал их из разных народов и вернул на родину. Из всех уголков земли и даже из-за моря в Иерусалим потянулись караваны искупленных рабов. Какими бы расстояниями ни был разделен избранный народ, Господь силен собрать его в одно тело. Сначала на земле они будут объединены «одним Господом, одной верой, одним крещением», а затем на небесах — блаженством искупленных сынов Божьих. Как же велик Пастырь наш, собирающий Своих кровью искупленных овец от четырех сторон света! Проведя их через множество испытаний, Он покоит их на райских пажитях. В свое время все они разбрелись по миру, оставив родной загон. Как же велики сила и благодать Господа, собравшие их в единое стадо! Да восславят они Господа, собравшего их от народов, единым гласом хвалы.

4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, 7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

4. «Они блуждали в пустыне». Блуждая по дорогам мира сего, они сбились с верного пути. Хуже того, они оказались в пустыне, посреди раскаленных песков, уподобившись грешнику, заблудившемуся в лабиринте собственных грехов. Все блуждания их были напрасны, как напрасны старания грешника, пытающегося самостоятельно найти верный путь. Что бы они ни предпринимали, они оставались в пустыне безо всякой надежды на спасение. «По безлюдному пути». Путь их лежал вдали от человеческих поселений и проезжих дорог. Когда человек отрезан от мира, страдания его усугубляются. Мертвая тишина пустыни вселяла уныние в сердца странников, затерянных в бескрайних песках. Отчаянье их возрастало еще и оттого, что, оставив мало-мальски хоженые тропы, они оказались в совершенно необитаемом месте. Душа, лишенная утешения, вселяется в обитель ада. Пустынный путь — путь отчаянья. «И не находили населенного города». Городов вокруг не было. Блуждая по пустыне, Израиль жил в шатрах и не знал радостей оседлой жизни. Путешествующие по Сахаре не видят вокруг ни городов, ни поселений. Те, кто объят отчаяньем, не находят себе ни покоя, ни утешения, ни мира. Сколько бы усилий они не прилагали, спасение остается для них недосягаемым. Одиночество наполняет их сердца неизбывной печалью.

5. «Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них». Когда тело человека долго не получает пропитания, его душевные силы истощаются. Кто может оставаться храбрым, падая от физического изнеможения? Пища их кончилась, запасы воды иссякли, а в пустыне не найдешь ни пшеничных полей, ни водных потоков. Помышляя об этом, сердца человеческие исполнялись отчаяньем. Так чувствует себя душа, осознающая свой грех, но еще не вкусившая утешения Господа Иисуса Христа. Она изнемогает от нестерпимого голода, крайней нужды и мучительных страхов. В ней не остается ни капли крепости, ничто в целом мире не может придать ей сил.

6. «Но воззвали к Господу в скорби своей». Израильтяне воззвали к Господу лишь тогда, когда потеряли последнюю надежду. Милость же Господня состояла в том, что они начали молиться. Молитва их была благоугодна: они взывали и вопияли к Господу. Больше им ничего не оставалось: ни в себе, ни в других они не нашли никакой поддержки. Они «воззвали к Господу». Господь благоволит к прошениям, порожденным крайней нуждой. Он отвечает на них в первую очередь, поскольку такие прошения, как правило, искренни и убедительны в очах милосердного Господа. Некоторые люди начинают молиться лишь тогда, когда голод становится нестерпимым. А потому в их интересах быть нищими и уязвимыми, а не сытыми и жестоковыйными. Если только голод может поставить нас на колени, то нам лучше голодать, чем пировать. Если только жажда побуждает нас прибегать к истинному источнику, то это гораздо лучше, чем пить из разбитых водоемов мира сего. Если немощь ведет нас к молитве, то она лучше, чем все могущество сильных. «И Он избавил их от бедствий их». Вслед за молитвой приходит избавление. Вопли изнемогших израильтян были слабыми и немощными, как и их вера, однако Господь услышал их в тот же миг. Малейшее промедление было бы фатальным, но промедления не было. Господь с готовностью ответил на их призыв. Господь любит приходить на помощь тогда, когда все остальные помощники оказываются несостоятельными. Положение израильтян было безнадежным, пока не явился Господь. Они были отрезаны от мира, ввергнуты в отчаянье и обречены на гибель, но Господь пришел к ним на помощь, как только они вспомнили о Нем и обратились к Нему в молитве. Кто не желает просить хлеба, тот достоин голодной смерти, кто не ищет провожатого в пустыне, тот не достоин жалости, даже если его ждет верная погибель.

7. «И повел их прямым путем». Ложных путей множество, а верный — только один, и никто, кроме Господа, не может вести нас по нему. Когда Господь идет впереди, путь наш прям. В этом не может быть никаких сомнений. Господь вывел заблудших овец из бескрайнего лабиринта пустыни. Он нашел верный путь, встал на него и повел Свой изнемогший и обездоленный народ. «Чтобы они шли к населенному городу». Цель оправдывала тяготы пути. Господь привел утомленных путников не в другую пустыню, а в место покоя. Сами они не могли найти человеческих поселений, Господь же нашел им город. Наши силы — ничто по сравнению с могуществом Господа. Изможденные странники сменили одиночество на городскую жизнь, безлюдные пути — на оживленные улицы, усталость — на тепло домашнего очага. Еще большие изменения происходят в душе грешника, когда Господь отвечает на его молитвы и приводит его домой ко Христу. Неужели мы не восславим Господа за столь дивную милость? Можем ли мы, вкусившие божественной благодати, неблагодарно сомкнуть уста?

8. «Да славят Господа за милость Его». Псалмопевец призывает всю вселенную восславить Господа. Пока чудные дела Господа-Освободителя свежи в памяти человека, он будет делать это безо всяких увещеваний. Поистине ужасна неблагодарность тех, кто отказывается восславить Искупителя за столь дивное избавление от смерти. Искупленные Господом должны постоянно слышать призывы к славословиям, поскольку спасение Божье заслуживает неумолчной хвалы. Впрочем, Господа должны благодарить даже те, кто не видел стольких бедствий и не обрел столь чудесного спасения, однако разделяет радость искупленных и понимает их чувства. «И за чудные дела Его для сынов человеческих». Великие благословения дарованы роду человеческому, семье, к которой мы принадлежим, а потому мы должны присоединиться к общей хвале. Сыны человеческие столь ничтожны, столь немощны и столь недостойны, что Господня благость к ним кажется невероятной. Так или иначе, Господь любит посылать нам великие благословения. Он печется о благе ищущих Его и совершает для них мудрые, могущественные и милостивые деяния. Жизнь каждого искупленного полна бесчисленных чудес Божьих, а потому каждый из нас должен непрестанно славить Господа за Его преизобильную милость. Что касается милостивых деяний Господа на благо Церкви, то им поистине нет числа. Они превосходят наше разумение так же, как небеса возвышаются над землей. Когда же наступит тот день, в который хвала, возносимая христианами, будет соответствовать ниспосланным им милостям?

9. «Ибо Он насытил душу жаждущую». Это предложение подытоживает весь опыт блуждания потерявшегося путника. Те, кто был избавлен Господом от ужасов обычной пустыни, должны благословить избавившего и выведшего их к людям Господа. Духовная аналогия весьма назидательна. Господь сначала производит в нас жажду, а затем полностью насыщает нас Своей благостью. Жажда производит в нас одиночество, чувство богооставленности, томление, изнеможение и отчаянье. Все это, в свою очередь, побуждает нас молиться, веровать, искать водительства Божьего, что ведет к насыщению души и дарует покой. Рука Божья видна на всех стадиях этого процесса, равно как и в его благословенных плодах. «И душу алчущую исполнил благами». Жаждущую душу Господь насыщает, а алчущую исполняет благами. В обоих случаях Господь восполняет наши нужды совершенным образом. Как же безмерна благость Господня! Все деяния Господа свидетельствуют о Его щедрости и даже расточительности. Своих гостей Он потчует досыта. Приходящие к Господу и живущие под Его кровом не испытывают недостатка ни в чем. Они насыщаются не просто благом, а самой благостью Божьей. Испытывающие нужду принимают от Бога не просто благие дары, а саму суть Господней благости. Неужели мы не воздадим хвалу Тому, кто усаживает нас за царскую трапезу? Упаси нас, Господи! Возблагодарим же Господа ныне, присоединившись к сонму искупленных, и помолимся о наступлении того дня, когда вся земля исполнится славы Божьей.

10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; 11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.

13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

10. «Они сидели во тьме и тени смертной». Тюремная камера — мрачное место, а страх близкой смерти мрак сгущает. Человек жесток к себе подобным: десятки тысяч человек томятся в месте, более подходящем для погребения — в зловонной, грязной и удушливой могиле, в которой человек заболевает и умирает от отчаянья. Однако самое ужасное в этом наказании — ожидание близкой смерти. Узники чувствуют себя так, будто тень смерти пронизывает все их существо леденящим холодом. Прозябание в темнице — подходящий образ для души, устрашенной сознанием собственного греха. В таком состоянии человек не видит никакой надежды на утешение. Он сидит в отчаяньи и ничего не предпринимает. Все мысли его поглощены ужасами грядущего суда, и он чувствует себя так, как если бы смерть была уже на пороге. «Окованные скорбью и железом». Многие узники окованы не только железом, но и скорбью. Псалмопевец мог также иметь в виду, что скорбь стала для них железными оковами, или что железные оковы стали для них скорбью. Тяжесть тюремного заточения знает лишь тот, кто его испытал. Мы оценили бы свободу гораздо выше, если бы на опыте узнали, что такое кандалы и цепи. Что касается духовного истолкования, то сознание греха часто производит в сердце человека скорбь. На человека наваливается двойная тяжесть, и страдания его удваиваются. Железо входит в душу его. Несчастные пленники не могут пошевелиться в своих оковах, не могут воспрянуть духом из-за скорби и чувствуют полное изнеможение и отчаянье. Все, кто лишился свободы, терпит скорбь.

Избавленные Господом должны помнить об этом, помышляя о тех, кто все еще томится под игом рабства.

11. «Ибо не покорялись словам Божиим». Непокорность была основной причиной скорбей древнего народа Божьего. Господь предавал их в руки врагов, потому что они не были Ему верны. Слово Божье не терпит пренебрежительного отношения, те, кто осмеливается на подобную дерзость, заплатят за нее годами неволи. «И небрегли о воле Всевышнего». Они считали себя умнее Судьи всей земли и потому оставили Его пути и прилепились к своим собственным. Когда люди не следуют воле Всевышнего, они показывают свое пренебрежение к ней. Кто не желает связывать себя узами закона, в конце концов будет связан узами суда. Даже среди христиан немало тех, кто пренебрегает волей Господа. Вот почему лишь некоторые из нас «стоят в свободе, которую даровал нам Христос».

12. «Он смирил сердце их работами». На Востоке всех заключенных, как правило, заставляют работать, как вьючных животных. Их лишают всяких прав и не дают им покоя. Такое положение вещей быстро смиряет даже самые крепкие сердца, и гордецы меняют свое отношение к жизни. Лишения и тяжелый труд укрощают даже львов. Бог знает, как сбить спесь с самодовольных бунтарей. Даже исполины, и те не могут устоять перед мраком темницы и тяжестью невольничьего труда. «Они преткнулись, и не было помогающего». Прижатые к земле неподъемным грузом, они споткнулись во тьме и упали, но никто не пришел к ним на помощь и не оказал им милости. Их падение могло бы быть фатальным, но никому не было до этого дела. Никто не видел их напастей, но даже если бы кто-то их и видел, то все равно не посмел бы восстать против могущественных тиранов. Мучительные страдания заставили непокорных израильтян смириться умом и сердцем и осознать тяжесть совершенных против Бога грехов. В тот самый момент, когда душа человека понимает, что все ее попытки спаси саму себя не приносят результатов, и осознает свое полное бессилие, Бог смиряет ее гордыню и готовит к принятию милости. Дух такого человека поражен и сокрушен, но именно в этой почве божественное семя произрастает лучше всего. Некоторые из нас помнят, как чудесно сияет милость Божья во мраке тюремной камеры и как сладостна музыка цепей, когда они падают с наших рук. Освободить нас могла только Божья любовь. Без нее мы были бы обречены.

13. «Но воззвали к Господу в скорби своей». До того они не молились. Пока у них сохранялась надежда на земное спасение, они не обращались к Богу. Они не взывали о помощи до тех пор, пока сердца их не потеряли последнюю надежду и не впали в отчаянье. Лишь скорбь заставила их воззреть на небеса. Многие люди возносят Богу так называемые молитвы, когда у них все хорошо, и ничто не тяготит душу. Однако истинная молитва — та, что вырывается из глубин отчаянья и беспомощности. Самые благоугодные молитвы мы возносим тогда, когда души наши повержены в прах. «И Он спас их от бедствий их». Милосердный Господь послал им помощь незамедлительно. Несмотря на то, что израильтяне обратились к Нему только в крайней нужде, Он не отказал им в поддержке. Прежде чем прийти к Господу, они прибегли ко всем возможным земным средствам, однако Господь все равно спас их, когда они обратились к Нему. Тот, кто спас их в безлюдной пустыне, без труда избавил их от мрака темницы. Господа не могут остановить ни двери, ни засовы, искупленные не будут долго оставаться в заточении.

14. «Вывел их из тьмы и тени смертной». Господь освобождает узников из темниц и выводит их на белый свет, чтобы они снова дышали полной грудью. Он снимает оковы с их больных ног и дает им свободу движения. Господь избавляет народ Свой от забот и скорбей, а главное — от греховного рабства и отчаянья. Все это Господь совершает Своей могучей десницей: опыт всех святых показывает, что только сам Судья может выпустить узников на свободу. «И расторгнул узы их». Мышца Господня освободила израильтян от ига рабства и разорвала связывавшие их цепи. Теперь уже ничто не могло сделать их рабами. Избавление Господне совершенно и необратимо. Господь никогда не оставляет душу во тьме или в узах и никогда не позволяет силам тьмы снова овладеть освобожденной душой. Дела Господа вечны и неизменны.

15. «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих». Любой здравомыслящий человек, видящий благость Божью, захочет прославить имя Господа, даровавшего нам столь непостижимую милость. Да и можно ли не восславить Бога, видя, как Он открывает ворота темниц и расторгает узы ярма? Сердце наполняется невыразимой мукой при мысли о том, что чудесное милосердие Спасителя может остаться невоспетым. Мы не можем не напоминать людям о том, что славить Господа — их святая обязанность.

16. «Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил». Этот стих продолжает мысль предыдущего и довершает список милостей Господа. Спаситель сокрушает самые крепкие ворота и засовы, когда приходит время освободить многострадальный народ. Что касается духовной интерпретации, то Господь Иисус сокрушил самые крепкие узы, какие только можно себе представить, и отпустил пленников на свободу. Медь и железо сгорают в огне божественной любви, как сухая солома в пламени костра. Врата ада не одолеют нас, смерть не сможет удержать нас в своих когтях. Все, кого Господь искупил Своей безмерной силой, должны славить своего Освободителя за Его чудесную благодать и воистину будут это делать.

17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. 19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! 22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!

17. «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои». Множество болезней — прямой результат безрассудства. Беспечные и похотливые люди сами впускают в свои тела опасные болезни, предаваясь пьянству, обжорству и прочим губительным страстям. Всякая печаль в конечном счете коренится в грехе, некоторые же скорби являются прямым результатом безбожия. Безрассудные люди должны пенять только на себя за то, что на долю их выпадает столько страданий. Как ни печально, но они не перестают быть безумцами даже в страдании. Как гласит Писание, «толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его» (Прит.27:22). Начиная с незначительных грехов, они постепенно совершают все более тяжкие, добавляя беззаконие к беззаконию. Как ужасно, что даже христиане порой впадают в безрассудство и поступают как безумцы.

18. «От всякой пищи отвращалась душа их». Тело не принимает пищи, когда человек болен. Даже самые изысканные яства вызывают у больного тошноту и отвращение. «И они приближались ко вратам смерти». Недостаток пищи и изнурительные болезни постепенно брали свое. Ни один врач не мог остановить этого губительного процесса. Страждущий народ не мог принимать пищу, и тела их не получали необходимой поддержки. Когда человек поражен тяжелой болезнью, остатки его сил тратятся впустую и не приносят никаких результатов. Именно так чувствует себя душа, сокрушенная осознанием собственных грехов. Самые изысканные обещания вызывают у нее отвращение, и она отвергает Евангелие, постепенно приближаясь к вратам отчаянья. Впрочем, милость Божья настигает их прежде, чем они окажутся по ту сторону могилы.

19. «Но воззвали к Господу в скорби своей». В конце концов, они присоединились к великому сонму молитвенников. «Неужели и Саул во пророках?» Безумец сменил разноцветные одежды на саван и пал на колени. Как удивительно Господь исцеляет болезни души человеческой с помощью Своей благодати! «И Он спас их от бедствий их». На одре болезни молитва не менее действенна, чем в пустыне или в темнице. В каких бы обстоятельствах мы ни молились, Господь всегда слышит наши прошения. Мы можем надеяться на Его ответ, даже молясь об исцелении телесных недугов и немощей. Отсутствие аппетита к земной пище пробуждает в нас аппетит к молитве. Что же касается тех, кто не может вкушать Слово Божье, то они все равно могут обратиться к Богу и обрести у Него милость.

20. «Послал слово Свое и исцелил их». Никто не исцеляется исключительно силой лекарств. От могилы нас спасает только слово, исходящее из уст Божьих. Слова вполне достаточно, и подтверждений тому великое множество. «И избавил их от могил их». Народ Божий избежал множество смертельных опасностей, угрожавших им со всех сторон. Слово Господне творит чудеса. Господу достаточно лишь открыть уста, и смертоносные полчища обращаются в бегство. Души, мучающиеся сознанием грехов, должны помнить о безмерном могуществе Слова и посвящать себя постоянному слушанию глаголов Божьих и вседневным размышлениям о них.

Что касается духовного истолкования, то в этих стихах описывается состояние души, уязвленной сознанием собственного греха, безрассудной, но вполне понимающей свою вину. Такая душа отказывается от каких бы то ни было утешений, отчаянье сковывает ее бездействием. Оправдываются ее худшие страхи — впереди ее не ждет ничего, кроме смерти. Она видит перед собой открытые врата ада и летит в эту бездну очертя голову. Однако муки и страдания помогают душе обратиться к Господу Христу, вечному Слову Божьему, и Он приходит к ней на помощь с целительной силой, избавляя ее от всех бед, какими бы великими они ни были.

21. «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!» То, что человек может исцелиться от болезни и не возблагодарить Господа, поистине непостижимо. Трудно поверить, что израильтяне забыли о столь дивной милости. Было бы гораздо более естественно, если бы они и их друзья стали всю жизни благословлять имя Господа. Однако, когда исцеляются десятеро, только один возвращается поблагодарить оказавшего им милость (Лк.17:17). Где же остальные девять? Когда человек хвалит Господа — это верный знак того, что духовное действие великого Целителя в его сердце приносит свои плоды. Душа, исцеленная от болезни греха и мучительного осознания собственной вины, не может не восславить Иегову-Рофи, Бога исцеляющего.

22. «Да приносят Ему жертву хвалы». Так пусть же к дарам и жертвам добавятся слова хвалы. Труды благого Целителя достойны оплаты благодарностью. Избавленные Господом должны принести свою жизнь в дар Тому, кто ее продлил. Непрестанно приносить на алтарь Господа жертву благодарности — их святая обязанность. Чудесное благословение заслуживает радостных жертв с нашей стороны. «И да возвещают о делах Его с пением!» Можно ли молчать о дивных делах Господа? Личное свидетельство о милосердии Божьем воздает Господу честь и славу, приносит покой душе, утешает других и являет благость Спасителя так ярко, что ее невозможно проигнорировать.

23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, 24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине: 25 Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.

28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. 29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!

23. «Отправляющиеся на кораблях в море». Мореплавание не было развито у древних евреев, и потому все, связанное с передвижением по морю, было окутано мраком тайны. Морское дело считалось опасным и трудным занятием, а истории о корабельщиках вызывали у слушателей искреннее благоговение. Те, кто возвращался живым из Офира и Фарсиса, удостаивались большой славы; в древнем мире рассказы мореплавателей слушали, затаив дыхание. На путешественников по морю смотрели как на вернувшихся из бездны. «Производящие дела на больших водах». Если бы у этих людей не было дел за морем, они никогда не рискнули бы отправиться в столь опасное путешествие. В Писании нет ни одного стиха, упоминающего об увеселительных прогулках по морю. Водная стихия казалась израильтянам столь враждебной, что даже царь Соломон не имел прогулочной лодки. Средиземное море было для Давида и его соотечественников «большими водами», они восхищались отважными людьми, занимавшимися торговлей с риском для жизни.

24. «Видят дела Господа». Мореплаватели, в отличие от тех, кто никогда не покидает твердой земли, каждый день видят великие деяния Господа, по крайней мере, с точки зрения обитателей суши. Океан — вовсе не водная пустыня, он кишит жизнью. Даже если бы мы переселились на край земли, пытаясь убежать от присутствия Божьего, мы все равно упали бы в Его распростертые объятья, оказавшись в самом центре Его творческой деятельности. «И чудеса Его в пучине». Дела Божьи на море и в море поистине чудесны. Самое море — великое чудо, и недра его исполнены чудес. Как правило, моряки более наблюдательны, чем их сухопутные братья, поскольку окружающие их морские просторы разнообразием не отличаются. Возможно, именно поэтому они видят «чудеса Его в пучине». В океане обитают огромные и удивительные существа, непредсказуемый нрав морской стихии являет могущество и величие Господа. Величайшее из чудес пучины, о которых говорит псалмопевец, — это внезапная буря и наступающее после нее затишье.

Не всем верующим даны глубокие переживания. Но некоторых премудрый Господь, готовя к особому служению, посылает в открытое море душевных мук, чтобы они узрели чудеса благодати. Плывя по бездне порока, пересекая пустынный океан нищеты и обездоленности, спасаясь от гонений, настигающих их, словно огромные волны, и противостоя морю испытаний, они нуждаются в Господе, как никто другой, и находят Его.

25. «Он речет». Как могущественно слово Господа! Стоило Ему только захотеть, и на море тут же поднялась буря. «И восстанет бурный ветер». Казалось, только что океан спокойно спал, но Господь дал слово, и ветер, услышав веление Творца, немедленно пробудился и стал дуть в полную силу. «И высоко поднимает волны его». Зеркальная поверхность моря покрылась рябью, появились белые буруны, и вот уже морская стихия бушует, гонимая неистовым ветром. Только что все было спокойно, но всего через несколько мгновений картина переменилась. Огромные волны неистово вздымались над поверхностью моря и устремлялись к небесам под звуки ревущего ветра. Господу достаточно сказать лишь слово, и душа человека погружается в пучину скорбей, бросаемая из стороны в сторону бурным ветром страданий. Господь насылает на нас штормовой ветер, и тут же на поверхности души нашей поднимаются бурлящие волны сомнений, страхов, тревог и опасений.

26. «Восходят до небес». Мореплаватели и их судна, застигнутые бурей, поднимаются на гребне волны так высоко, что им кажется, будто они взлетают до небес. Впрочем, их полет длится всего лишь мгновение, потому что в следующий мир они «нисходят до бездны». Подобно морской птице, корабли то опускаются до самого основания волны, то поднимаются к небесам, взлетая на ее гребне. «Душа их истаевает в бедствии». Усталые, вымокшие, потерявшие всякую надежду на спасение, они окончательно падают духом и теряют всякое мужество. С потерей надежды в их сердцах не остается ни капли храбрости.

Тот, кто в своей жизни испытал хотя бы одну из духовных бурь, которые время от времени обрушиваются на душу человека и погружают его в пучину скорби, знает, о чем говорит псалмопевец. Во время духовных треволнений в душе человека происходит переворот: самонадеянность сменяется отчаяньем, а равнодушие — мучением. Человек падает духом, мужество оставляет его вместе с надеждой. Опыт страждущей души подобен шторму на море, однако приносит человеку гораздо больше страданий. Некоторым из нас довелось выдержать не один такой шторм, и каждый раз мы становились свидетелями чудес Господних.

27. «Они кружатся и шатаются, как пьяные». От ужасной качки находящиеся на палубе не могут устоять на ногах, страх парализует их, и они не могут мыслить трезво. «И вся мудрость их исчезает». Исчерпав все известные им средства, они не знают, что делать дальше. Вопреки всем стараниям, они не могут удержать судно на плаву.

В этом отношении опыт духовного мореплавателя также совпадает с опытом обыкновенных моряков. Мы, как никто, знаем, что такое качка! Житейские бури не раз выбивали у нас из-под ног всякую опору, и мы шатались, подобно пьяным. Человеческая мудрость не могла нам помочь, и даже если бы мы знали, что делать, это все равно было бы нам не по плечу. Мы не могли мыслить трезво и не знали, что лучше — погибнуть или оставаться в состоянии неопределенности. Что касается человеческой мудрости, то от нее не осталось и следа.

28. «Но воззвали к Господу в скорби своей». Они не знали, что делать дальше, но помолиться Господу не забыли. Сердца их расплавились, как воск, и они возопили к Господу Богу о помощи. Это был правильный поступок, и он принес свои добрые плоды, ибо сказано: «И Он вывел их из бедствия их». Буря — лучшее время для молитвы. Когда мы теряем точку опоры, падаем или сомневаемся, мы должны молиться, и Бог услышит нас посреди бури и грома и придет на помощь. Мореплаватели поступили правильно, что обратились за помощью к Господу, поскольку именно Он навел на них бедствие, и мольбы их не были напрасны.

29. «Он превращает бурю в тишину». Великие и внезапные превращения, которые Господь совершает в природе силою Своего Слова, свидетельствуют о Его могуществе. Буря началась по велению Господа и окончилась также по Его велению. Все, что происходит в природе, вызывается непосредственно Господом, и мы во всем должны видеть Его руку. «И волны умолкают». Волны смиряются пред Господом и утихают. Только что бурлившая стихия успокаивается, и наступает полный штиль. Мир, который производит Господь, совершенен и нерушим: «Мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил.4:7). Господь может изменить состояние нашего духа так быстро, что внезапный переход от душевного смятения к полной безмятежности может показаться нам великим чудом. Действуй же, Господи, в сердцах тех, кто был ввергнут в пучину житейских бурь и внутренних страхов! Скажи лишь слово, Господи, и эти бури превратятся в тишину.

30. «И веселятся, что они утихли». Понять этот стих могут только те, кому довелось быть в открытом море во время шторма. Нет музыки сладостней, чем лязганье якорной цепи, когда она опускается на дно гавани, нет места более вожделенного, чем маленькая и тихая бухта или широкий залив, где корабль может укрыться от неистовства бушующих волн. «И Он приводит их к желаемой пристани». Чем страшнее буря, тем больше путешественники жаждут оказаться в тихой гавани. При умножении скорбей наших небеса становятся для нас все более и более желанной пристанью. Посредством штормов и благоприятного ветра, бурь и безветренной погоды великий Кормчий и Властелин морей приводит мореплавателей в желанную гавань, а народ Свой — на небеса. Вся слава за наше успешное странствование по дорогам бренного мира принадлежит Господу, и когда судно наше пришвартуется к надежному причалу небесной реки, мы позаботимся о том, чтобы хвала Господу была непрестанной. Если бы не покровительство Божье, мы уже давно потерпели бы крушение. Только благодаря Его мудрости, верности и могуществу мы можем выстоять в грядущих штормах. Когда мы достигнем небесной гавани, благословенные берега огласятся криками радости и ликования.

31. «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!» Да восславит море своего Творца за спасительное милосердие! Пусть все мореплаватели, благополучно достигшие берега, воспоют Господу благодарственный гимн, и пусть все свидетели их чудесного избавления от смерти единым гласом хвалы воздадут Спасителю славу и честь.

32. «Да превозносят Его в собрании народном». Хвала должна звучать там, где весь народ собирается на богослужение. «И да славят Его в сонме старейшин!» Кроме того, славословия должны возноситься в присутствии опытных, зрелых и уважаемых членов собрания. Великие и чудесные благословения заслуживают торжественного и праздничного богослужения, жертву хвалы надлежит приносить благопристойно и чинно. Слишком часто, слыша о чьем-то чудесном избавлении от смерти, мы не придаем этому особого значения и называем это везением. Так быть не должно. Человек, прошедший через горнило испытаний и обретший, наконец, мир и покой, обязан поведать о милости Господней всему собранию. Для него это будет великой честью. Повеление возвещать милость Божью в присутствии служителей Слова и людей опытных вполне естественно: зрелый человек гораздо лучше оценит это свидетельство.

33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, — 40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.

41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

33. «Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу». В наказание за грех Господь может лишить Свой народ самого необходимого — словом иссушить реки и неиссякаемые источники превратить в пустыню. В жарком климате после долгой засухи реки пересыхают, а подземные источники перестают бить. Как правило, это происходит во время мощных колебаний земной поверхности. Духовной аналогией природной катастрофы может служить неудачный исход торговой сделки, потеря источников дохода, ухудшение здоровья, упадок жизненных сил, утрата друзей и разрыв с близкими по духу людьми. Что касается душевных потрясений, то Господь может превратить успешное служение в безжизненную организацию, лишить нас размышлений, ранее приносивших нам утешение, или сделать некогда благотворные духовные занятия пустыми и безблагодатными. Господь силен послать нам истинное утешение, равно как и отнять его, следовательно, мы должны воздавать Ему благодарность и хвалу всей своей жизнью и ходить пред Ним так, чтобы Ему не было необходимости нас наказывать.

34. «Землю плодороднуюв солончатую». Это проклятье сходило на землю не раз, а на землю псалмопевца — особенно часто. Когда-то Ханаан был славой среди прочих земель, а ныне большую часть его территории покрывает пустыня. «За нечестие живущих на ней». Корень всякой скорби — грех. После грехопадения отца нашего Адама земля стала бесплодной, и до сих пор его пагубные последствия приносят человеку неисчислимые бедствия. Если в нас нет соли святости, то скоро мы станем солью бесплодия; Господь превратит нас в землю солончатую и пустынную. Если мы не воздадим Господу жатвы послушания, Он может лишить нас жатвы хлеба. И что тогда? Если мы воздаем Господу злом за добро, стоит ли удивляться тому, что Господь платит нам той же монетой и воздает нам бесплодием? Многие церкви стали бесплодными в результате собственного нечестия, многие христиане оказались в плачевном положении из-за своего греха и беспечного поведения. Не дай Бог, чтобы ныне плодоносящие ветви становились сухими из-за нечестия. Пусть они сохраняют бдительность, чтобы не лишиться Твоей милости.

35. «Он превращает пустыню в озеро». Одним мановением руки Господь не просто восстанавливает то, что отнял, но и дает нам несравненно больше, чем у нас было до наказания. Господь одаряет нас с поистине царской щедростью: там, где раньше была пустыня, теперь плещется озеро. Заметьте, чудо совершается не естественными силами природы, а самим Господом: «Он превращает…» «И землю иссохшую — в источники вод». Господь производит источники вод, животворящие и укрепляющие все живое, там, где раньше была пустыня. Рука Господня посылает наказание непокорному народу, и она же снимает его, превращая проклятье в чудесную милость. Милость Божья производит поистине чудесные изменения как в Церкви, так и в сердце каждого верующего, когда в них начинает действовать благодать обновления и возрождения. Дай нам, Господи, видеть Твою преображающую милость во всем, что нас окружает, в том числе и в наших сердцах, и тогда слова этого стиха станут возгласом восхищения и песнью заслуженной хвалы.

36. «И поселяет там алчущих» — там, где раньше жизнь была невозможна. Тот, кто испытывает голод, лучше всего оценит преображающую милостью Божью и богатство Его благодати. Когда Господь вернет солончатой земле плодородие, никто уже не вспомнит о голоде, вызванном ее бесплодием. Счастливый и благословенный народ поселится в благодатной земле и будет благодарить Господа за каждую пригоршню зерна. Только тот искренно благодарит Бога за великие милости, кто был прежде этих милостей лишен. Души, насыщенные преизобильными дарами Господа, поют сладостные песни. Можем ли мы сказать, что наши души поистине алчут? Или же мы насыщаем их свиными рожками, которые предлагает нам мир? «И они строят город для обитания». Там, где земля хорошо орошается и обрабатывается, постепенно возникают большие и густонаселенные города. Когда благодать Господня искореняет грех, избавленные сердца покоятся в любви Божьей, как в укрепленном городе. Церковь созидается там, где раньше была пустыня, когда Господь посылает туда реки Евангелия.

37. «Засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды». Человек работает лишь тогда, когда работает Бог. Благословения Господни ободряют сеющих, веселят насаждающих и вознаграждают трудящихся. Когда небеса посылают земле обильные дожди, люди получают не только хлеб насущный, но и изысканные яства, вино и молоко. Кроме того, божественные посещения производят в нас преизбыток духовных плодов — дело веры и труд любви. Господь преумножает духовные плоды ради нашего утешения и собственной славы. Не следует думать, будто благословение Божье делает человека ленивым, напротив, оно поощряет его к активным действиям. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6).

38. «Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет». Благосостояние народа зависит только от Божьего благословения. По милости Господней люди не просто становятся счастливыми, но и умножаются числом. Сотворив Адама и Еву, Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), — и мы видим, как это благословение вновь сходит на народ израильский. Когда Господь благоволит к народу Своему, Он благословляет не только людей, но и скот — домашние животные всегда делят с человеком его долю, какой бы она ни была. Если Бог благорасположен к народу, Он хранит его стада от болезней и кровососущих насекомых. Если же Он гневается и хочет его наказать, то и стада его умаляются. Все народы должны во время благоприятное признавать руку Божью, ниспославшую им благоденствие, всем, что у них есть, они обязаны благословению Господа.

39. «Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби». Последствиями греха были угнетение, бедствия и скорбь. В Ветхом Завете благословения и проклятья нисходили на народ Божий в прямой зависимости от того, насколько он соблюдал заповеди Господа. Испытания бывают самые разные, но здесь псалмопевец приводит только три: угнетение, бедствие и скорбь. Жезл наказания нисходит на нас каждый раз по-разному: множество грехов заслуживают множества ударов. Когда в народе или в церкви уменьшается благодать, уменьшается и сам народ или сама церковь. Если в нас уменьшается любовь к Богу, удивительно ли то, что Господь уменьшает Свои благословения? Будем же ходить пред Ним в смирении духа, не забывая о том, что мы полностью зависим от Его благоволения.

40—41. В этих двух стихах мы читаем о том, как Господь обращает Свои благословения в проклятья. Воображаемое величие человека не производит на Него никакого впечатления, и Он посылает князей блуждать в пустыне, где некогда блуждали их пленники, будучи гонимыми от одного царства к другому. Что же касается бедных и нуждающихся, то милосердный Господь извлекает их из бедствия, и они обретают утешение и счастье. И то и другое многократно подтверждается в уроках истории. Существует также и духовное истолкование этих строк. Господь покрывает позором тех, кто надеется только на самого себя, и они блуждают в пустыне собственного порочного сердца, ища помощи и не находя ее. Если же душа человека бедна и мучается осознанием грехов, то Господь принимает ее в Свою семью и хранит ее безопасно, как овцу в хорошем загоне.

42. «Праведники видят сие и радуются». Божье провидение веселит сердца истинных детей Божьих. Во всем они видят Божью руку и с радостью размышляют о путях справедливости и милости. «А всякое нечестие заграждает уста свои». Да и что оно может сказать? Божье провидение столь однозначно и недвусмысленно, что спорить с ним бесполезно. Наглый безбожник не может долго не раскрывать уст, однако, когда Господь совершает Свой суд, у него пропадает дар речи.

43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

43. «Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа». Кто замечает милости Божьи, тому Бог вскоре пошлет замечательную милость. Наблюдать за делами Господа мудро, ибо совет Его поистине чуден. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и неразумно закрывать их, когда вокруг столько дивного и непостижимого. Вместе с тем наблюдения наши должны быть мудрыми, чтобы своими поспешными выводами о путях Господних не ввести самих себя и других в заблуждение. Милость Господня видна во всем, и если мы будем искать ее мудрым сердцем, то поймем ее гораздо лучше. Должное понимание милости Божьей — полезное и приятное приобретение. Те, кто преуспел в этой науке, будут лучшими певцами славы Божьей.

Советы проповедникам

Псалом в целом. Сто шестой псалом подобен дому Толкователя в книге Джона Беньяна «Путешествие пилигрима». Войдя в него, Христианин услышал обещание, что здесь он увидит много прекрасного и полезного. То же самое обещание дается нам в начале сто шестого псалма.

1. Источник прекрасного: благость Господа и Его вечная милость, которая не иссякает несмотря на то, что человек грешен.

2. Признание благости и милости Господа: «Так да скажут избавленные Господом».

а) Мир, в отличие от искупленных Господом, не признает этого.

б) Данный псалом есть не что иное, как образное описание опыта искупленных. Каждый пусть говорит о Боге то, что ему открылось.

в) Можем ли мы сказать, что Бог одинаково благ, когда Он дает и когда отнимает? Искупленные скажут «да».

г) Можем ли мы сказать, что Господь одинаково милостив и когда благоволит к нам, и когда наказывает? Искупленные скажут «да».

д) Действительно ли Господь все обращает во благо избранным Своим? «Так да скажут избавленные Господом».

3. Цель — хвала и благодарение: «Славьте Господа»:

а) за милость ко всему человечеству;

б) за искупление;

в) за особые милости к избранным.

Стихи 1—2. Хвалить Бога — обязанность всего человечества.

1. Искупленные хвалят Господа лучше всего.

2. Особое искупление, дарованное избранным, требует особой хвалы, а особое свидетельство — истины и твердой веры в Бога: «Так да скажут избавленные Господом».

Стих 3. Господь собирает избранных вместе.

1. Все блуждали.

2. Каждый ушел в свою сторону.

3. Господь не выпускал никого из вида.

4. Всех привел ко Христу. Обратите внимание на способ и время возвращения плена Израилева.

Стих 4. Блуждания иудеев. Опишите блуждание ума в поисках истины, мира, любви, чистоты.

Стихи 4—10. Краткий обзор человеческого падения, последовавшего проклятия и искупления в Иисусе Христе.

1. Утрата первородного состояния.

2. Когда человек осознает свою греховность, он взывает к Господу Иисусу об избавлении.

3. Господь слышит их и избавляет от всех бедствий.

4. Дань благодарности за столь великое спасение.

Стих 5. Духовная жажда — причина духовного изнеможения. Необходимость питать душу.

Стих 7. Божественная благодать, побуждающая нас к действию: «И повел их… чтобы они шли».

Стих 8. Вкусивший благодати Божьей не должен забывать:

а) в каком положении он находился;

б) как он взывал к Богу;

в) как Бог помог ему;

г) как он возблагодарил Бога;

д) как он будет благодарить Бога в будущем.

Стих 9. Состояние человека, его Благодетель, его благословение, хвала (ст. 8).

Стихи 12—13.

1. Жалкое состояние души, отягченной сознанием греха.

а) Уничижение.

б) Утомление.

в) Подавленность.

г) Одиночество.

2. Скорое вмешательство Бога.

а) «Воззвали… в скорби своей».

б) «Воззвали к Господу… и Он спас их от бедствий их».

Стих 13. Дело человека и дело Бога: они воззвали — Он спас.

Стих 14. Бог дарует свет, жизнь и свободу.

Стихи 17—21.

1. Скорбь больных.

2. Исцеление, дарованное великим Целителем.

3. Их благодарное поведение.

Стихи 18—22. Посещение больницы Иисуса Христа.

1. Имена пациентов: «Безумцы». Все грешники — безумцы.

2. Причина их скорби: «За беззаконные пути свои».

3. Развитие болезни: «От всякой пищи отвращалась душа их». «И они приближались ко вратам смерти».

4. Врачебное вмешательство: «Но воззвали к Господу в скорби своей» (ст. 19—20). Обратите внимание на то, когда приходит Целитель.

а) В ответ на их призывы.

б) Не просто на молитвы, а на взывания.

в) Действия Целителя: «И Он спас их… исцелил… избавил от могил».

г) Как это было сделано? «Послал слово».

5. Поведение исцеленных.

а) Прославление Господа.

б) Жертвоприношения (ст. 22).

в) Пение песен: «Да приносят Ему жертву хвалы».

г) Возвещение радости: «И да возвещают о делах Его с пением!»

Стих 18. Душа, отягощенная сознанием греха, не слышит ни приглашений, ни утешений, ни обещаний.

1. Молоко для нее слишком обыкновенная еда.

2. Мясо — слишком тяжелая пища.

3. Вино — слишком горячительный напиток.

4. Манна — слишком легкое блюдо.

Стих 18. Из этого стиха следует, что даже наш аппетит является благим даром от Господа, а также, что Господь к нам ближе всего тогда, когда мы оказываемся в крайних обстоятельствах.

Стих 20. Всякое исцеление — от Бога. Мы должны всегда благодарить Господа за наши исцеления. В данном контексте речь идет как о телесных, так и о духовных недугах. Обратите внимание на следующее:

1. Пациент, крайне нуждающийся во врачебной помощи.

а) Безумец, склонный ко злу по самой своей природе.

б) Жизнь его полна безумств (ст. 17).

в) Он потерял всякий аппетит и не может быть исцелен земными средствами.

г) Он у врат смерти.

д) В последний момент он прибегает к молитве.

2. Простое исцеление.

а) Исцеление приходит от Слова Божьего, Иисуса Христа. Он снимает с нас чувство вины, избавляет от дурных привычек, депрессии и пагубных последствий греха. Он исцеляет все виды болезней. Следовательно, возвещать Христа — главная задача проповедников. Каждый из нас должен постоянно размышлять о Христе.

б) Библейское слово — действенное средство исцеления. Учения, доктрины, установления, обещания, ободрения, призывы и примеры.

в) Слово Господа в соединении с Духом Святым — лекарство, принятое внутрь. Святой Дух приводит нас к вере. Его должна искать страждущая душа. На Него должны уповать те, кто желает привести к великому Целителю других людей.

Стих 26. Разные состояния души, сознающей свой грех.

Стих 27. Растерянное состояние грешника, осознавшего свой грех.

Стихи 33—34. Перед нами красивая и плодородная земля. Внезапно она превращается в сухую и безжизненную пустыню. Реки пересыхают, источники иссякают, и вся зелень превращается в пепел под палящими лучами солнца. Причина бедствия — «нечестие живущих на ней». Народу Божьему не нужно истолковывать смысл этого образа. Именно это происходит с ними на духовном уровне, когда они впадают в грех.

Стих 34. Бесплодие в Церкви, его причины и способ исцеления.

Стих 35. Упадок церковной жизни может быть исцелен только Богом. Господь может чудесным образом обратить проклятье в благословение: «Он превращает пустыню в озеро».

Стихи 35—38. Снова перед нами красивая и плодородная земля. Источники снова полны вод, тихие озера плещутся посреди густой листвы и благоухающих цветов, холмы одеваются обширными виноградниками, а поля — пшеницей. В города и деревни приходит изобилие, их население растет, а стада умножаются. Все то же самое происходит с благочестивым народом на духовном уровне: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое». «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс». Сцена проклятья предшествует молитве, а сцена благословения следует за ней. До молитвы — безжизненная пустыня, после нее — сад Господень.

Стихи 39—41. И снова картина меняется. Там, где была свобода, царит угнетение, там, где было изобилие, царит нужда. Слава сменилась на бесчестие. Но внезапно проклятие обращается в благословение. Господь восставляет бедных из праха, а обездоленных собирает в семьи, как овец в стада. Таковы меняющиеся обстоятельства народа Божьего, пока он странствует по дорогам этого мира. Благодаря испытаниям, сердца детей Божьих приготавливаются к чистым, совершенным и вечным радостям рая.

Стихи 42—43. Меняющиеся обстоятельства производят:

а) утешение в сердцах святых:

1) они воспринимают эти перемены с радостью: «Праведники видят сие и радуются»;

2) они славят благость Божью и Его владычество над сынами человеческими;

б) устрашение в сердцах неверных: «Всякое нечестие заграждает уста свои». Бог обличает безумие тех, кто отвергает божественное присутствие;

в) удовлетворение в сердцах тех, кто наблюдает Господню благость: «Кто мудр, тот заметит сие», «и уразумеет милость Господа».

Стих 43. Господня благость — лучшее, за чем можно наблюдать, и лучшее, что нужно понять.