107. Утренний гимн воина

Тема и заглавие

«Песнь. Псалом Давида». Эту песнь надлежит петь либо торжественно, как национальный гимн, либо благоговейно, как священный псалом. Хотя Пс.56:8—12 и Пс.59:5—12 содержат фрагменты, частично совпадающие с текстом данного псалма, отсылать к ним читателя, отказавшись от размышлений об этом псалме, было бы неразумно. Так поступают большинство библейских экзегетов, но я не стану спорить с мудростью их решений. На мой взгляд, эти фрагменты не повторялись бы, если бы в этом не было смысла. Кроме того, никто никогда не понял бы смысла библейских повторений, если бы все говорили: «Я уже встречал этот отрывок раньше, а размышлять над ним второй раз незачем». Святой Дух повторяется не потому, что Ему не хватает слов, и уж конечно не потому, что Ему нужно хоть как-то заполнить страницы Писания. Два вышеупомянутых речения Господа соединены в новом контексте не случайно, а понимаем мы причины этого соединения или нет — это уже вопрос второй. Так или иначе, со своей стороны мы должны попытаться понять намерения Святого Духа, и Господь непременно поможет нам в этом деле.

Псалмопевец возносит славу Господу и утверждается в Его силе прежде, чем вступить в новый день тревог и волнений, а потому псалом можно назвать «утренним гимном воина». Как один прусский офицер в пылу битвы призвал на помощь «августейшего Союзника Его Величества», так и Давид призывает на помощь своего Бога и в Его имя поднимает свои знамена.

Композиция

В стихах 2—6 содержатся славословия, навеянные духом благодарения. В стихах 7—13 описано второе избавление, дарованное в ответ на благоговейную молитву. В стихе 14 воин слышит звук боевого горна и вступает в бой вместе со своими товарищами с уверенностью в помощи Божьей.

Истолкование

2 Готово сердце мое, Боже, буду петь и воспевать во славе моей.3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.6 Будь превознесен выше небес, Боже;. над всею землею да будет слава Твоя.

Первые пять стихов присутствуют в псалме 56:8—12 почти дословно. Единственная разница между двумя псалмами — порядок стихов. Если в псалме 56 хвала следует за молитвой, то здесь она предваряет все остальное. После вступительного славословия мы читаем дерзновенную молитву Давида, звучащую так, будто он не просил Бога о милости, а уверенно требовал своего. Иногда мы забираемся на высоты хвалы по лестнице молитвы, а иногда благословляем Господа за прошлые милости, прежде чем с верой помолиться за настоящее или будущее. С помощью Святого Духа мы можем либо молиться Господу до тех пор, пока нам не захочется Его восславить, либо хвалить Его до тех пор, пока нам не захочется Ему помолиться. В псалме 56 слова первых пяти стихов являются частью песни, воспетой Давидом в пещере Одолламской. Они первые плоды его веры, готовой вступить в битву со злобными врагами, которые к тому же были его соотечественниками. Эти строки — хвала и выражение уверенности в Боге из уст того, кто выдержал немало испытаний, выстоял во множестве конфликтов и теперь готовился к будущим победам. Кроме того, эти несколько стихов служат прекрасным завершением одного псалма и прекрасным вступлением к другому.

Переусердствовать в прославлении Господа невозможно, а потому, если какие-то слова или фразы помогают нам приблизиться к Богу, то мы должны без колебаний использовать их снова и снова. Господь не любит ни бессмысленных повторений, ни бессмысленного разнообразия. Некоторые формы прославления и молитвы столь восхитительны, что мы должны пользоваться ими постоянно. Никто не станет выбрасывать кружку только потому, что он из нее уже пил. Бог достоин самых сладостных славословий, и когда они у нас есть, мы не должны употреблять их лишь однажды. Вместе с тем, если мы всегда молимся одними и теми же словами и никогда не возносим Богу новых песен, то это не что иное, как греховная нерадивость с нашей стороны, которая в конечном счете приводит к мертвому формализму. Впрочем, угодность молитвы не определяется наличием в ней новых слов. Возможно, Господь учит нас не отчаиваться, когда мы не можем подобрать в молитве разнообразных слов и выражений. В этом случае мы можем петь или молиться Господу, используя одни и те же слова несколько раз.

2. «Готово сердце мое, Боже». Сердце мое утверждено в Тебе, Господи, и ничто — ни войны, ни заботы — не может поколебать его. Я предан Тебе целиком и полностью и намерения мои тверды. Благодать Твоя восторжествовала над моей немощной природой, и я готов славить Тебя всем своим существом. «Буду петь и воспевать». Вознесу Тебя, Боже, в словах и в музыке. Некоторые переводят эту фразу: «Буду петь и играть». Душа моя будет петь, даже когда я издаю боевой клич в пылу битвы. Пальцы, натягивающие тетиву, будут касаться струн десятиструнной псалтири. «Во славе моей». Буду возвеличивать Тебя всем, что составляет мою славу: интеллектом, языком, даром стихосложения, музыкальный талантом. Слава моя состоит в том, чтобы говорить и не быть бессловесным животным. Следовательно, язык мой возгласит Тебе хвалу. Слава моя состоит в том, чтобы познавать Тебя и не быть язычником. Следовательно, я восславлю Тебя своим интеллектом. Слава моя состоит в том, чтобы быть не ожесточенным грешником, а святым. Следовательно, я благословлю имя Твое по данной мне благодати. Слава моя состоит в том, чтобы не быть тленной плотью, а жить с Господом вечно. Следовательно, сердце мое возвеселится о Твоем величии. Когда Давид говорит «буду», он имеет в виду, что сердце его вполне готово к радостному прославлению Господа, и никакие испытания не могут ему помешать. Тот, чье сердце «готово», будет петь постоянно и будет петь хорошо.

3. «Воспрянь, псалтырь и гусли!» Свое веселие Давид выражал не только с помощью голоса, но и с помощью струнных орудий. Что может быть прекрасней звучащей струны? Кажется, что сладкие напевы гуслей и псалтири сливаются с душой исполнителя и передают ей свое трепетание. Музыка может быть угодна Богу лишь тогда, когда пение струн созвучно пению восторженной души. Сами по себе музыкальные ноты не производят на Господа никакого впечатления, Он хочет, чтобы они выражали мысль и чувство. Человек, обладающий музыкальными способностями, должен знать, что его дар слишком велик, чтобы его употреблять для служения греху. Как великолепно сказал Чарльз Уэсли:

Коль к музыке талант Господь мне дал,

Чтоб я сердца мелодией пленял,

Всю славу я Ему воздам, конечно.

Душою всей Всевышнему пою,

И все дары Ему я отдаю,

И славу Божества хвалю сердечно.

Пошли певцу, о Боже, вдохновенье

И гуслям ниспошли благословенье,

Чтоб вторили Давиду Твоему.

Открой во мне Христа Своей любовью

И дай родиться в сердце славословью,

Чтоб всей душою честь воздать Ему.

«Я встану рано». Первые лучи солнца застанут меня бодрствующим и хвалящим имя Господне. Некоторым певцам иногда приходится просыпаться во время пения. Они поют так протяжно и заунывно, что мелодии их звучат монотонно, безо всяких чувств и эмоций. Хор вымучивает из себя механические и однообразные звуки, словно идущие из старого органа. Пробудитесь, о певцы славы Божьей, ибо прославление Господа не для спящих! Оно требует от вас полной отдачи сил и эмоционального напряжения. Каждый истинный поклонник должен сказать вслед за псалмопевцем: «Я встану рано».

4. «Буду славить Тебя, Господи, между народами». Кто бы ни пришел послушать меня, святой или безбожник, цивилизованный человек или грубый язычник, — я не прекращу своей музыки. Очевидно, Давид, будучи пророком, знал, что этот псалом будут петь от «снежных вершин Гренландии до коралловых берегов Индии». В сердце псалмопевца хватало места для всех, и он с удовольствием поделился бы своей радостью о Боге со всем человечеством. И его желание исполнилось: псалмы Давида известны во всех народах. Единственной темой его песен был Господь Бог. Он не пел ни о чем другом. Его благословенные труды, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней, выдержали огненное испытание временем и стяжали себе неувядаемую славу. Воистину, Давид был благословен, ибо пел Господу. За ним вечно сохранится титул придворного музыканта Небесного Царя. «Буду воспевать Тебя среди племен». Эти слова не просто завершают параллелизм, начатый в предыдущей строке, но и подтверждают твердое намерение псалмопевца. Давид вступал в бой с хвалой Господа на устах, и везде, где он одерживал победу, слышались песни во славу Бога-Вседержителя. Все завоеванные народы узнавали его Господа Бога. Народы, поверженные в прах, слышали не хвалу в адрес Давида-завоевателя , а славословия в адрес Господа Бога Саваофа. Дай же Бог, чтобы христиане, где бы они ни путешествовали, всегда несли с собой хвалу Господу. К несчастью, многие из нас, уезжая в чужие края, оставляют веру дома. Если бы каждый путешественник-христианин был так же набожен, как царь Давид, Евангелие Иисуса Христа уже давно было бы провозглашено во всех народах. Как жаль, что имя Господне не славится, а хулится у язычников по милости тех, кто называет себя христианами.

5. «Ибо превыше небес милость Твоя». Для хвалы Твоей нет пределов — она не ограничена ни временем, ни местом, ни границами государств. Как небеса простираются над землей, подобно шатру, и одождяют на народы Господню милость, так и хвала Господу слышится по всей земле. Хотя горы протыкают своими вершинами облака, милость Господня выше их. Земля слишком мала, чтобы уместить все дары Божьи. Они столь преизобильны, столь щедры и столь велики, что возвышаются даже над небесным куполом. «И до облаков истина Твоя». Истина и правда Божья повсюду, куда бы мы ни обратили взор. Облака частично скрывают от нас великолепие Небесного Царства, но мы знаем, что там милость Божья, даже если у нас нет возможности ее увидеть. Вознесем же песнь во славу Господа, и хвала Ему разнесется по миру громогласным эхом. Великий Бог достоин самых громких восклицаний, а потому прославим Его единым гласом хвалы.

6. «Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя». Да будет слава Тебе соразмерна богатству Твоей милости. Если бы у нас была возможность определять меру нашей набожности, хвала из наших уст зазвучала бы с двойным пылом. Земля, покоящаяся под куполом небес, показалась бы нам слишком маленькой для того, чтобы вместить всю подобающую Богу хвалу, способностей всего человечества было бы недостаточно для вознесения должных славословий. Мы призвали бы на помощь ангелов, и они, конечно, не отказали бы нам в содействии. Они явятся в тот день, когда вся земля будет наполнена хвалой в адрес Господа. О, как мы жаждем пришествия того дня, когда все народы поклонятся своему Создателю и познают славу Божью в Евангелии! Об этом молятся все миссионеры. В отличие от современных иудеев и некоторых узко мыслящих христиан, которым свойственно приписывать себе исключительность, Давид жаждал увидеть небо и землю исполненными славой Божьей, дабы величие Божества было явно всем без исключения. Да будет так, аминь.

7 Дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.8 Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду».11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? 12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.

За славословиями следует молитва, воспаряющая к небесам на крыльях веры и святого дерзновения. Богослужение лучше всего начинать с гимна, а потом приносить Богу благовонные воскурения под сладостные звуки арфы.

7. «Дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня». Да будет молитва моя во спасение всем возлюбленным святым! Иногда судьба всего народа зависит от молитв одного человека. Давид искренне и пылко изливает свою душу. Легко ходатайствовать за возлюбленный народ, когда мы уверены в положительном ответе и знаем, что Господь и так ищет ему блага. Но гораздо сложнее молиться тогда, когда понимаешь, что состояние народа зависит от молитв тех, кто молится от его имени. Ответь мне, «дабы избавились возлюбленные Твои». Молитва Давида была настойчивой. Он чувствовал, что для спасения необходима помощь десницы Божьей, то есть Его скорое, безотлагательное и действенное вмешательство. Поскольку его спасение было напрямую связано со спасением возлюбленного народа, Давид был уверен в благоволении Божьем. Мог ли Господь не спасти Своей десницей тех, кого Он посадил одесную себя на небесах? Спасет ли любящий Господь тех, кого Он назвал Своими возлюбленными? Когда прошения наши не эгоистичны, но связаны с намерениями Господа, мы можем просить Его с дерзновением.

8. «Бог сказал во святилище Своем». Господь даровал Давиду великие и драгоценные обещания и утвердил их святостью Своего имени. Благословения были обещаны сыну Иессееву святым и совершенным Господом, а потому можно было не опасаться, что хотя бы одно из них окажется невыполненным. «Восторжествую». Когда Бог глаголет, мы радуемся. Откровение уст Божьих это всегда радость. Если бы Господь намеревался уничтожить нас, Он не стал бы говорить во святилище Своем. Слова Господни — повод для ликования, а Господь возвестил «неизменные милости, обещанные Давиду». Потомки Давида всегда будут восседать на престоле Израиля. Услышав глагол Божий через Нафана, Давид чрезвычайно обрадовался (1Пар.17:15). Он сидел пред лицом Господа и восхищался Его милостью.

После этого Давид поразил врагов своих (1Пар.18:1), как сказано в псалме, «разделю Сихем». Дела внутри страны требовали его внимания в первую очередь. Враги должны были быть изгнаны с земли израильской, дабы народ обрел покой. «И долину Сокхоф размерю». По обе стороны Иордана земля нуждалась в защите от бесчинствующих банд мародеров. Часто бывает так, что вместе с радостью к нам приходит лень и бездействие, что же касается живой веры, основанной на Слове Божьем, то она никогда не бездействует. Давид молился так, как если бы уже имел благословение Божье и мог им делиться. Такая уверенность была результатом усердного прославления милостивого Бога. Давид действовал так, как если бы его молитва была не просто частью его жизни, а неотъемлемой частью самих его действий.

9. «Мой Галаад». Благодарные сердца постоянно размышляют над дарами Божьими и могут с легкостью перечислить все до единого. «Мой Манассия». Манассия уже мой. Это знак того, что остальная часть дарованного мне наследия придет в назначенное Богом время. Если мы благодарим Господа за то, что у нас есть, нам будет гораздо легче получить то, чего у нас еще нет. Дарующий нам Галаад и Манассию не преминет дать нам и остальную часть святой земли. «Ефремкрепость главы Моей». Из этого колена у Давида было двадцать пять тысяч крепких воинов. Поскольку эта часть Ефрема была всецело предана Давиду, он мог рассчитывать и на верность остальных. Вот почему он назвал Ефрем крепостью главы своей, почитая его опорой своей царской власти. «Иудаскипетр Мой». Именно там находилось правительство Израиля и его суды. Только Иуда мог успешно править, «доколе не придет Примиритель», и потому Бог наделил его этой властью (Быт.49:10). Господь, вышедший из колена Иудина, является единственным истинным Законодателем. Таким образом, когда Рим или Кентербери пытаются навязать Церкви Божьей свои правила и законы, у нас для них один ответ: «Иуда мой правитель». Царственный псалмопевец радовался тому, что его родная земля была, наконец, очищена от внешних врагов, и в ней было утверждено законное правительство. Помышляя об этом, Давид чувствовал, что может уверенно просить Господа о помощи в борьбе с нынешними врагами. Что касается нас с вами, то мы усердно молимся Господу о том, чтобы другие земли и народы узнали Евангелие Христово точно так же, как оно было явлено одному народу, Израилю. И тогда вся земля преклонится пред Господом, а Едом антихриста будет сокрушен под Его ногами.

10. «Моавумывальная чаша Моя». Этот враждебный народ Израиль считал своим заклятым врагом. Когда Давид покорил его, царство Израиля распространилось и на пределы Моава. Давид твердо веровал в свою победу, властно подверг своего могущественного противника позору и одержал над ним верх: «И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Цар. 8:2). Оставшиеся позади препятствия укрепляют дух человека, так же как вода освежает его после долгого пути. Вот почему Давид сравнил пораженного Моава с умывальной чашей. «На Едома простру сапог Мой». Я опущу на Едом свой сапог, так же как купальщик опускает свои сандалии на пол. Едом покорится воле Давида и будет повержен в прах. Столица Едома была городом гордым и превознесенным, но Давид простер над ним свой сапог. Это был укрепленный город, но Давид бросил в него сапог, как если бы тот был карточным домиком. И хотя ему не удалось захватить горных укреплений Едома, он знал, что Господь на его стороне, и его окончательная победа не за горами. Ведомый Господом Богом, Давид был настолько уверен в своем грядущем триумфе, что относился к своему противнику как к рабу, с которым можно делать все, что угодно. Мы не должны бояться тех, кто сражается на стороне неправды. Бога с ними нет, и, следовательно, вся их мудрость — безумие, вся их сила — слабость, и вся их слава — бесчестие. Как правило, мы слишком благоговеем перед врагами Божьими и относимся к ним с постыдным почтением. «Над землею Филистимскою восклицать буду». В юности Давид уже одерживал победу над филистимлянами, и был уверен, что одержит победу и на этот раз. «После сего Давид поразил Филистимлян и смирил их» (2Цар.8:1), точно так же, как он смирил Едом и наполнил его своими войсками. Враги, с которыми мы сражались в юности, все еще живы, и прежде чем мы умрем, нам придется еще не раз столкнуться с ними. Благословен Господь, мы ничуть не страшимся этой перспективы, будучи уверены в своей победе.

С десницей Божьей мы триумф одержим,

Обетованием Господь нас укрепит,

Едом лежит под сапогом повержен.

И филистимская земля дрожит.

С Тобою мы отважно в бой вступаем,

И над врагами торжествуем мы.

Твоею верой горы мы сдвигаем

И, как мякину, делаем холмы.

11. Вера предшествует исполнению обещания. А потому у псалмопевца возник естественный вопрос: «Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?» Перед ним стояла сложная задача. Петра был укрепленным городом, захватить который было не так-то просто. Поэт-воин знал, что овладеть городом собственными силами ему не удастся, и потому задал вопрос: «Кто введет меня в укрепленный город?» Вопрос был направлен в нужную инстанцию, ибо Господь скажет: «Укажите путь рабу Моему», и путь будет указан. Другим Он может сказать: «Пробейте себе путь в город посреди скал», и они сделают это. Пророк Авдий сказал об Едоме: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: „Кто низринет меня на землю?“ Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд.1:3—4). Давид ожидал от Господа явления безмерной силы, и ожидания его не были напрасны.

12. «Не Ты ли, Боже, Который отринул нас». Поистине велика вера того, кто уповает на Бога, несмотря на Его кажущееся отсутствие. Некоторые уповают на Него лишь в благоденствии, тогда как Давид полагался на Господа в мрачные времена, когда Израилю казалось, что Бог скрыл Свой светлый лик. О, если бы в мире было больше такой веры! Когда человек держится за Господа живой верой, он не будет отринут Им надолго. Только избранные Божьи, обретшие подобную веру, могут воспеть:

Ты страшное лицо Свое к нам обращаешь

И нас благоволения лишаешь.

А мы сквозь толщу серых мрачных туч

Увидеть жаждем снова светлый луч.

«И не выходишь, Боже, с войсками нашими?» Отвергнешь ли народ Свой навсегда, отдашь ли их на милость врагу? Благословенный певец был уверен в том, что Едом обречен, поскольку Господь не мог не выйти с войсками Израиля. Задавая вопрос, каким образом мы можем обрести данное Богом благословение, не стоит отчаиваться, если мы не видим для этого никаких земных средств. Мы можем всецело положиться на Бога великих обещаний, веруя, что Он вполне способен исполнить обещанное. Если никто не может ввести нас в Едом, Господь сделает это — при условии, конечно, что Он дал нам соответствующее обещание. Если Господу нужны земные средства для достижения Своей цели, то Он может использовать даже наши войска, какими бы немощными они ни были. Создавать новые средства нет никакой нужды: Господь вполне может укрепить наши войска и использовать их для Своих целей. Все, что необходимо для завоевания мира, это присутствие Господа с нашими немощными войсками. Он способен ввести нас в укрепленный город, какими бы средствами мы ни располагали.

13. «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна». Эта молитва часто звучит из уст тех, кто был глубоко разочарован в человеческой помощи. Кроме того, ею молятся те, перед кем стоит трудная задача, для решения которой требуются нечеловеческие усилия. В Едом невозможно войти своими силами, однако из него постоянно выходят банды грабителей. Вмешайся же, Господи, и дай народу Твоему избавление. Когда человеческая помощь не может принести нам пользы, мы просим о помощи Господа. Поскольку человеческая защита суетна, мы должны больше полагаться на защиту Божью. Даже если человек не приходит к нам на помощь, мы всегда можем рассчитывать на помощь Бога.

14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.

14. С Божьей помощью мы можем помочь самим себе. Вера не делает людей трусами и лентяями, напротив, когда мы знаем, что Бог за нас, мы подвизаемся за правое дело отважно. Бог будет попирать врагов веры, вера же вдохновит человека вступить с ними в бой во имя Господа. Если до начала сражения мы хвалим Бога и молимся Ему, то мы увидим великие чудеса и славные победы. Таков незримый источник нашей силы, из него мы черпаем мужество, мудрость и крепость в битве. «С Богом мы окажем силу». Это публичное свидетельство о тайном источнике нашей силы. Отважные дела и смелость в бою — доказательство искренности нашей веры. «Он низложит врагов наших». Господь низвергнет в прах всех наших врагов, с помощью Божьей мы будем попирать их. Так гласит пророчество. Отчасти оно исполнилось во времена Давида и отчасти исполнится во время пришествия Сына Давидова на благо всем, кто подвизается на Его стороне. Церковь Божья еще восславит Господа всем сердцем и с возгласами «Аллилуйя!» и «осанна!» на устах вступит в великую битву. Враги Церкви будут побеждены и повержены силой Господа, и слава Божья будет по всей земле. Даруй же нам, Господи, увидеть этот благословенный день еще при жизни!

Советы проповедникам

Псалом в целом. Автор соединяет части двух псалмов в новом контексте.

1. Повторение сделано по вдохновению Святого Духа.

а) Повторение чего? Гимнов, молитв, проповедей.

б) Ради чего это сделано? Ради лучшего воздействия слова: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю» (Гал. 1:9). Ради подтверждения слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4). «И проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян.15:41). Ради сохранения слова: цитаты подтверждают оригинал; две копии лучше, чем одна.

2. Перестановка стихов сделана по вдохновению Святого Духа.

а) Разный духовный опыт требует разного порядка стихов. Иногда сердце более готово в начале духовного упражнения, а иногда — в конце. Поэтому начало одного псалма является концом другого.

б) Разные обстоятельства требуют разного порядка стихов. Например: скорбь и радость. Две части двух разных гимнов лучше сочетаются с особыми обстоятельствами, чем каждая из них по отдельности.

Стих 2.

1. Прекрасное занятие — хвала. Оно достойно:

а) самых лучших сердец;

б) самых лучших способностей самых образованных людей.

2. Прекрасное намерение:

а) рождается в готовом сердце;

б) обдуманное;

в) торжественно произнесенное.

3. Прекрасные результаты.

Прославление Бога делает человека счастливее и святее, сильнее и мужественнее (как видно из последующих стихов).

Стих 3. Польза раннего пробуждения. Благословение утренней молитвы.

Стих 4. Мы не должны сдерживать своих славословий только потому, что нас могут услышать язычники, безбожники и прочие противники истины. Напротив, в таких обстоятельствах нам надлежит славить Господа еще более открыто и свободно.

Стихи 5—6. Величие милости. Высота истины. Безмерность славы Божьей.

Стих 7. Молитва представителя. Бывают времена, когда ответ на мою молитву принесет спасение всей Церкви. В такие моменты молитва моя действенна, как никогда.

Стих 8. Глас Божий. Причина для радости. Причина для активных действий. Гарантия успеха.

Стих 9. «Иудаскипетр Мой». Иисус — единственный Законодатель в Церкви.

Стих 12 (первая часть). Уверенность в Боге, скрывающем Свой лик.

Стих 12 (вторая часть). Выйдет ли Бог с нашими войсками, зависит от того, что это за войска.

1. Каковы их цели?

2. Что ими двигает, и какой дух ими руководит?

3. Каким оружием они пользуются?

Стих 13. Бесполезность человеческой помощи может быть:

а) причиной, побуждающей нас молиться с большим усердием;

б) действенным доводом в молитве;

в) причиной надеяться на Бога.

Стих 14. Отвага и мужество. Как, когда и почему верующий может быть отважен.