Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 4
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 6369 Все тексты автора Чарльз Сперджен
86. Все источники мои в Тебе
Заглавие
«Сынов Кореевых. Псалом. Песнь». Перед нами священный псалом и патриотическое стихотворение. Когда государством правит Бог, патриотизм и вера становятся единым целым. Когда народ принимает христианство, в его популярных песнях начинают звучать религиозные мотивы. Что касается нашей страны, то в этом отношении она едва ли оправдывает свое название христианской державы. Из заглавия ясно, что псалом был либо написан сынами Кореевыми, либо посвящен им. Они служили привратниками в доме Божьем и могли исполнять эту чудесную песнь как в стенах храма, так и на улицах города.
Тема
Псалом посвящен славному граду Иерусалиму. В нем рассказывается об особом благоволении Господа к Сиону, который был выделен из числа других гор, о пророчествах, сделавших Иерусалим великим градом, и о великой чести родиться в его стенах. Многие считают, что данная песнь была написана ко дню основания города Давидова, однако упоминание о Вавилоне указывает на более позднюю дату написания. Есть все основания полагать, что псалом был сочинен после воздвижения храма, когда в израильской истории уже накопилось достаточно славных событий, о которых можно было бы сложить песнь. Одним из явных чудес божественной любви является тот факт, что Иерусалим не был уничтожен Сеннахиримом во время ассирийского нашествия в отличие от прочих городов Израиля и Иудеи. В годы царствования Езекии Вавилон стал ведущей державой мира. Именно оттуда к царю израильскому явились посланцы, поздравившие его с чудесным выздоровлением. Что касается Тира, то в те времена он находился на пике своей славы. Поскольку мы не располагаем исчерпывающей информацией и поскольку эти обстоятельства не имеют особого отношения к разбираемому нами предмету, мы оставим их и перейдем непосредственно к размышлениям над псалмом.
Композиция
Песнь слишком коротка, поэтому не нуждается в делении.
Истолкование
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его».6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе.
2. «Основание его на горах святых». Псалом начинается как будто с середины. Сердце псалмопевца было переполнено чувствами настолько, что они нашли себе выход во внезапном потоке славословий.
Крепки основанья Господнего града,
Тверды цитадели на Божьей горе.
Господь возлюбил укрепленъя Сиона
И славу ему даровал на земле.
Внезапный порыв страсти часто бывает греховным, тогда как внезапный всплеск благоговейных и радостных чувств ценен в глазах Господа. Бог благоволил основать Свой земной храм на горе, и хотя Он мог бы избрать другие места, выбор Его пал на гору Сион. Избрание Господне сделало это место святым, и с тех пор оно служит Его благословенным целям. Церковь, как мистический Иерусалим, была основана на вечных, непреложных и всесильных повелениях Господа. По воле Господа Церковь будет существовать вечно. Господь сам призывает ее, спасает, хранит от зла и ведет к совершенству. Подобно горам окрест Иерусалима, Господь Бог окружает и поддерживает Церковь всеми своими совершенствами. Церковь основана не на песке лицемерной политики и не на трясине земных царств, а на могуществе славной десницы Господней. Все Его совершенства способствуют утверждению возлюбленной Церкви Божьей, на благо которой направлены все Его деяния. Основание Церкви в древних заветах — достойнейшая тема для размышлений. Внезапное начало псалма указывает на то, что мысли автора уже давно были сосредоточены на этом прекрасном предмете. Долгие и глубокие размышления об извечных замыслах Господа выплеснулись у псалмопевца в словах изумления и восхищения. Сердце его не могло не ликовать, когда ум его наполнялся мыслями о милости Господней. Рим, стоящий на семи холмах, был воспет в тысяче песен. А ведь Сион гораздо более достоин славы, чем все горы Божьи! Пока на свете есть певцы и поэты, слава Сиона не померкнет.
«Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова». Как бы ни была велика любовь Божья к народу, произошедшему от возлюбленного Иакова, Он предпочел установить Свою скинию на горе Сион. Никакое другое сравнение не смогло бы передать любви Господа к Иерусалиму лучше, чем это — если любовь Божья к Иакову велика, то Его любовь к Сиону поистине безмерна. Духовный смысл этих стихов совершенно ясен. Хотя Бог благоволит к молитвам и славословиям верующих семей и отдельных членов Церкви, христианские собрания пользуются Его особым благорасположением. Господь любит их молитвы больше всего на свете. Он испытывает великую радость, глядя на торжественные церковные праздники, когда ликующий сонм святых с песнями и славословиями приступает к вратам храма. Он ликует, видя торжествующий собор и Церковь первенцев, имена которых написаны на небесах. Каждый верующий должен быть частью Церкви Божьей. Все христиане жаждут быть там, где любовь Божья проявляет себя наиболее ярко и заметно. Как бы дороги нам ни были наши собственные жилища, мы не должны предпочитать их собраниям святых.
3. «Славное возвещается о тебе, град Божий!» Все это в полной мере относится к Иерусалиму, столице Израиля. Его история полна славных и величественных событий. Слава его проявляется хотя бы в том, что именно здесь Господь поставил Свое жилище. «Славное» возвещалось как на улицах города, так и в храме Божьем. Более того, слава Израиля предвозвещалась еще в древних пророчествах, и Иерусалим служил предызображением грядущих благословений. Все это еще в большей степени относится к Церкви, ибо она основана на благодати, и купола ее сверкают славой Божьей. Мы можем хвалиться этой славой безо всякого бахвальства, ибо слава Церкви воистину безмерна. Как бы святые ее ни воспевали, они все равно не смогут превознести ее так, как она была превознесена пророками, воспета ангелами и прославлена Богом. Блаженны уста, с которых слетают славословия в адрес Невесты Агнца. Эти голоса должны раздаваться повсюду: в домах, на рыночных площадях, в собраниях. Да не умолкают славословия твои, о Невеста Агнца, о прекраснейшая из дев, которой Господь ниспослал все Свое благоволение и назвал чудеснейшим из имен: «Но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему», а землю твою — „замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается». Никто не сравнится с тобой по красоте, о град благолепный, ибо Господь избрал тебя и сделал тебя местом Своего обитания. Ты — центр мира, жемчужина и царица всех городов, «вечный град», истинная столица мира, матерь всех боящихся Бога. Грядет время, когда вся вселенная поразится твоим дивным совершенствам и наступит день славы твоей.
«Селах». Псалмопевец приостановил свои славословия, размышляя о том, что однажды весь мир поклонится Господу Богу, и самые лютые враги Церкви обратятся в ее друзей. Да и как мог он петь о славе новорожденного Тира и Ефиопии, с распростертыми объятиями принятых в союз с Сионом, не подготовив сердце свое и голос свой к столь божественной теме?
4. «Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне». Вот уж воистину славная тема для беседы. Древние враги Израиля уподобились новорожденным младенцам; они стали друзьями Сиона и поклоняются в храме Господнем. Раав, или Египет, некогда державший Израиль в рабстве, станет его верной сестрой. Вавилон, в котором народ Божий претерпел свой второй плен, будет поклоняться Богу бок о бок со своими бывшими пленниками. Старая вражда будет забыта, и на ее месте взойдут ростки новой дружбы.
Некоторые воспринимают этот стих как слова Господа и переводят его так: «Упомяну о Рааве и Вавилоне как о знающих Меня». Я же предпочитаю обычный перевод и приписываю эти слова псалмопевцу, предвосхищающему обращение двух соперничающих держав и ликующему в предвкушении этого славного события. «Вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею». Филистимляне, Тир и Эфиопия также поклоняются Господу. Земля филистимская отречется от своей древней вражды. Тир уже не будет помышлять только о коммерции. Эфиопия, как бы далеко она ни находилась, примет спасение Божье. «Скажут: „такой-то родился там“». Речь идет не о человеке, а о народе. Иначе говоря, все эти народы стали частью Сиона, частью возрожденного сонма святых. О возрождении народов мы поговорим отдельно, поскольку это одновременно и великое благословение, и великое чудо. Что может быть чудесней и удивительней, чем обращение к Богу целых народов?
Филистимлян бесчисленные орды
К Иерусалиму славному идут.
И Тир и Хуш в святых местах Сиона
Себе обитель вечную найдут.
По мнению ряда толкователей, смысл данного стиха состоит в том, что каждый человек, так или иначе, гордится своей страной, и поэтому то же самое можно сказать о жителях Сиона. Об одном сказано: «Он родился в Египте», о другом: «Он родом из земли филистимской», следовательно, и о сыновьях Господа можно с гордостью сказать, что они родились в граде Божьем. Впрочем, из-за неясности фрагмента едва ли какое-то истолкование следует считать единственно верным. Что касается меня, то я предпочитаю первый вариант толкования.
5. «О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нем“». Не только целые народы, но и каждый отдельный житель нового Иерусалима будет на счету у Господа, и Он открыто возвестит их имена. Господь не оставит без внимания ни одного человека, ибо все они многоценны в очах Его. Никто не будет забыт, каждый будет почитаем. Нет лучшего свидетельства о благородном происхождении человека, чем факт его рождения на Сионе. Что касается царственного священства, истинной аристократии и царственного рода, то каждый из его представителей был рожден дважды. Слово, переведенное как «муж», обозначает по-настоящему благородного человека, из чего следует, что Церковь подарит миру множество уникальных личностей. Более того, каждый человек, преображенный в образ Христов, становится удивительной и неповторимой личностью. Некоторые из них сияют посреди сего развращенного рода, как истинные светила, и даже слепым глазам неверующих кажутся необычными и прекрасными людьми. Имена церковных пророков, апостолов, мучеников, проповедников, реформаторов и миссионеров сопоставимы с именами, прославляемыми мире, а во многом даже превосходят их в славе. Сиону никогда не придется краснеть за своих сыновей и внуков. «Оправдана мудрость чадами ее». «И Сам Всевышний укрепил его». Нам нужно только такое укрепление. Умножающееся число обращенных в веру — свидетельство о том, что Господь воистину созидает Свою Церковь. Только Господь достоин звания защитника веры. Он — единственный покровитель и защитник истинной Церкви. Нет никакой необходимости беспокоиться за наследие Божье, Господь вполне способен защитить то, что принадлежит Ему по праву. Всевышний выше всех наших врагов, а потому вера пребудет вовек.
6. «Господь в переписи народов напишет: „такой-то родился там“». В великой переписи народов, которую проведет сам Господь, будут записаны все народы земли без исключения, каково бы ни было их происхождение. Запиши и нас, Господи, в Свой церковный и небесный свиток, дабы мы в жизни и смерти принадлежали к Твоему избранному народу. Перепись Господа будет иной, чем все человеческие списки: Он включит в число избранных тех, кого мы отвергли, и отвернется от многих, кого мы почитали. Его суд беспристрастен. Будем же молиться о том, чтобы Господь даровал нам усыновление и возрождение, необходимые для нашего участия в небесной жизни. В древние времена считалось великой честью быть записанным в золотую книгу Венеции, земные цари и князья дорого платили за то, чтобы их имена были внесены в эти списки. Что же касается небесной книги жизни, то все, записанные на ее страницах, облачены неувядаемой славой.
7. В пророческом видении псалмопевец видит жителей Сиона ликующих на одном из священных праздников и торжественно шествующих в великом сонме под звуки хора и музыкальных орудий. Всюду звучат песни и бряцают музыкальные инструменты: где пребывает Господь Бог, там всегда веселье. Когда Церковь умножается числом, радость ее становится преизобильной и переливается через край. «И поющие и играющие». Впереди праздничного шествия выступали псалмопевцы и трубачи, вдохновленные не Вакхом и не Кастальским источником, а Подателем всякого блага, который и воспевался в их песнях. «Все источники мои в тебе». Значит ли это, что псалмопевец пообещал всегда черпать свои силы и радость в Сионе, или же он имел в виду, что единственным источником его вдохновения, утешения, крепости, радости и жизни будет Господь? Думаю, что второе. Церковь недостаточно совершенна, чтобы быть надежным источником нашего утешения; Господь же, основавший Церковь, будет всегда восполнять все наши нужды и, уповая на Него, мы не будем испытывать недостатка ни в каком благе. Воистину весь наш опыт призывает нас взглянуть на Господа с верой и сказать: «Все мои надежды — в Тебе». Ты источник моей веры и всех благих даров. Ты начало моей жизни и всех моих радостей. Все мои действия и добрые дела — в Тебе. Без Духа Твоего я был бы иссякшим колодцем и разбитым источником, который не может питать ни себя, ни других. Господи, я уверен в том, что принадлежу к возрожденным сынам Божьим, уповающим на Тебя, ибо чувствую, что не могу жить без Тебя. Вот почему я присоединяюсь к празднующему сонму святых и пою славу Тебе всем сердцем.
Пусть празднующий сонм вовек ликует,
Небесный хор пусть славу возгласит:
«С Сиона благо мне Господь дарует,
Вовек душа Его благодарит».
Советы проповедникам
Стихи 2—3.
1. Основание Сиона.
а) Единственное основание Сиона.
б) Оно положено Господом.
в) Святость этого основания.
г) Сион основан на извечных намерениях Божьих.
д) Сион основан на неизменных принципах.
е) Благословенное местоположение Сиона.
2. Божье благоволение к Сиону.
а) Бог любит селения Иакова. Он вел потомков Иакова, хранил их от всякого зла, а также просвещал их очи и пребывал с ними в бедах.
б) Он любит Сион больше других селений Иакова и ниспосылает ему самые щедрые дары.
в) Занятия жителей Сиона более духовны.
г) Их песни и славословия более вдохновенны.
д) Их свидетельство более убедительно.
е) Их знание истины более полно.
ж) Их общение «более небесно». Мы должны быть частью Церкви Божьей и любить ее всем сердцем.
3. Слава Сиона: «Славное возвещается».
а) О нем в истории.
б) На нем его служителями.
в) Для нее во Христе.
г) О нем в пророчествах.
Стих 3. Церковь как «град Божий» и ее славные характеристики.
1. Славное строительство этого града.
а) Архитектурный проект этого града совершенен, безупречен и чудесен своим великолепием и величием. Врата, стены, строения, улицы, памятники, источники, сады свидетельствуют о непревзойденном искусстве главного Архитектора — Создателя неба и земли.
б) Место строительства. См. ст. 2.
в) Время основания города восходит к глубокой и священной древности. Город существует уже много веков. Он стоял еще во времена Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов». Он был хорошо известен Давиду (Пс.45:2—12). Город существовал еще до потопа. Ной, Енох и Авель были его жителями. Он был основан сразу после сотворения мира.
2. Славные крепостные стены и укрепления города. С самых первых моментов своего существования он подвергался атакам врагов, однако все их попытки бесплодны до сего дня. «Город крепкий у нас».
3. Славные запасы города.
а) Они хороши.
б) Они обильны.
в) Они от Бога.
4. Славный Царь. Его имя, характер и деяния.
5. Славные жители града Божьего.
Стих 3.
1. Обратите внимание на то, что город не похож на цветок, дерево или растение, пускающее свои корни в почву и питающееся ее соками. Он нечто искусственное, спроектированное мудростью и построенное силой.
2. Любой город, как правило, обносится стеной.
3. Иерусалим (самый славный из городов, служащий прообразом небесного града) был воздвигнут на вершине горы, и красота его была известна всему миру.
4. В любом городе есть здания, построенные из разных материалов, имеющие разную форму и ценность, — прообраз различных деноминаций в Церкви Божьей.
5. В любом городе есть муниципальные законы.
6. В любом городе есть торговля, движение и т. п.
7. Применительно к Церкви Христовой этот образ заключает в себе идею безопасности и славы.
8. Также он заключает в себе идею немногочисленности.
Стих 3. О граде Божьем говорят славное.
1. Он будет вечной обителью Господа Бога.
2. Он будет объектом величайших благословений.
3. Он будет пребывать в безопасности и покое.
4. Его слава и влияние распространится по всему миру.
5. На небесах символизм его атрибутов сменится реальностью.
Стих 4.
1. Человек, рожденный в земле филистимской, язычник и враг Господа Бога.
2. Обретает новое рождение на Сионе.
3. Обретая новое рождение, он становится свободным гражданином небесного града.
Стихи 4—5.
1. Сион, в противоположность Рааву, Египту, Вавилону и другим земным царствам, — самое лучшее место для рождения.
2. Благословенное рождение на Сионе:
а) знатное происхождение от Духа Святого;
б) рождение в святом месте — вечной обители Всевышнего;
в) обретение особых родовых привилегий.
Стихи 4—7.
1. Из Сиона выйдет множество благочестивых и великих людей.
2. Благо Сиона будет обеспечено божественной властью.
3. Сыны Сиона будут записаны в особую книгу Господа.
4. Песни Сиона будут петься с радостью и триумфом.
Стихи 4—7.
1. Совершенство Церкви.
2. Обещание ее непрестанного роста.
Стих 5. Славные обитатели Церкви Божьей.
1. Великие воины, подвизавшиеся против соблазнов.
2. Великие поэты, слагавшие песни своими жизнями.
3. Великие герои, жившие и умершие ради Христа.
4. Великие цари, владычествовавшие над самими собой. Апостолы, мученики, проповедники, реформаторы и добродетельные святые — творение Божьей благодати.
Стих 5. «Такой-то родился там». Истинная вера всегда личная.
1. Каждый человек сам отвечает за свой грех.
2. Каждый принимает Спасителя для себя.
3. Каждый будет судим индивидуально.
4. Каждый получит награду или наказание в зависимости от собственных дел.
Стих 6.
1. Господь произведет великую перепись.
2. Он измерит все человеческие поступки.
3. Все, рожденные на Сионе, будут учтены в этой переписи.
Стих 6.
1. О каком времени идет речь? О времени, когда «Господь в переписи… напишет», то есть когда Израиль будет спасен.
2. Перепись: «Господь в переписи… напишет», то есть запишет имена спасенных в книге жизни Агнца. Сравните участь званых с участью избранных.
3. Испытание:
а) пребывание на Сионе, приобщение к средствам благодати;
б) рождение на Сионе.
4. Полное число спасенных: «Господь… напишет». Точное количество камней в совершенном здании соответствует точному числу членов в совершенном теле Божьем. Все они — Невеста Агнца.
5. Особое внимание к каждому спасенному: «Такой-то родился там». В Адаме мы пали все вместе, а во Христе спасемся каждый в отдельности.
Стих 7.
1. Радость наша в Боге.
2. Бог восполняет все наши нужды.
3. Бог достоин всей хвалы.
Стих 7 (последняя часть). Все источники мои в Боге: все, что есть во мне, и все, что от меня исходит, принадлежит Богу. Существуют небесные и земные потоки, а также закрытые источники и источники в долинах, текущие между гор (Пс.103:10), и все они — от Господа.