87. Самый печальный псалом

Заглавие

«Песнь. Псалом. Сынов Кореевых». Это печальное сетование совсем не похоже на песнь. Сложно себе представить, почему этот плач был назван «песнью», словом, как правило, обозначавшим триумфальное или хвалебное песнопение. Возможно, автор хотел показать, что вера «хвалится и скорбями». Воистину, перед нами один из самых печальных псалмов и одна из самых безрадостных песен. Сынам Кореевым, которые привыкли к радостным и ликующим одам, было поручено исполнение печальнейшего из гимнов, более похожего на погребальную песнь. Слугам и певцам не приходится выбирать свои поручения. «Начальнику хора». Его задачей было наблюдать за певцами хора, чтобы они исполняли свою работу с усердием и старанием — благочестивая печаль требует от певцов столько же внимания, сколько радостная хвала. В доме Божьем нет места для нерадивости. Излить священный плач гораздо сложнее, чем выразить радость. «На Махалаф». Алекзандер переводит этот термин как «о болезни и скорби», и если таков его действительный смысл, то автор псалма, очевидно, страдал от умственного расстройства и взывал к Богу в унынии духа. «Учение». Страдания одного верующего — урок для всех остальных. Учению, основанному на личном опыте, нет цены.

«Емана Езрахита». Судя по всему, это имя автора псалма. Псалом был написал Еманом, однако каким точно сказать очень сложно, хотя и не будет большой ошибки, если мы предположим, что им был Еман из 3Цар.4:31, брат Ефана, один из пятерых сыновей Зары (1Пар.2:6), сына Иудина, названный Езрахитом. Если наше предположение верно, то автором псалма был человек широко известный своей мудростью. Минорное настроение псалма и его старинный слог, более свойственный Иову, чем Давиду, во многом объясняется тем фактом, что этот благочестивый муж был в египетском рабстве и испытал на себе гнет фараона. Во времена Давида также существовал Еман, один из трех великих певчих: «Еман, Асаф и Ефан» (1Пар.15:19). Никто не может утверждать, что он не мог являться сочинителем сей печальной оды. Впрочем, это едва ли имеет значение. Кем бы ни был автор этого псалма, он прошел через великие страдания и испытал глубокую душевную скорбь.

Тема и композиция

Псалом состоит из нескольких не связанных друг с другом фрагментов, однако единственным полезным для нас делением будет деление, предложенное Альбертом Барнсом.

В стихах 2—10 содержится описание скорби больного человека, стихи 11—19 — это молитва о милости и избавлении. Мы рассмотрим каждый стих в отдельности и тем самым исследуем бессвязные мысли страдальца, объятого горем. Однако для начала читателю следовало бы внимательно прочесть псалом целиком.

Истолкование

2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:3 да внидет пред лицо Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, 4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, 6 между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. 10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? 13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твое от меня? 16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. 17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

2. «Господи, Боже спасения моего!» Псалмопевец обращается к Богу словами, полными утешения, и это единственное упоминание о надежде в этом мрачном псалме. Автор уверен в своем спасении и в том, что Господь — единственный его источник. Пока человек видит в Боге свое спасение, для него не все потеряно. Пока мы уповаем на Бога, подающего нам жизнь и спасение, надежда наша не постыжает. Истинная вера отличается тем, что всегда обращается к Господу, Богу спасения, когда все другие источники надежды оказываются тщетными.

«Днем вопию и ночью пред Тобою». Порыв душевной скорби не смог потушить огня его вседневных молитв, но напротив, только раздул искры слабеющего пламени, и душа его запылала молитвенным пожаром. Он молился о себе и для себя, и молитвы его были преисполнены страсти. Они были пылкими и ревностными и потому заслужили название «вопль». Именно так дети просят своих родителей, надеясь вызвать в них жалость. Псалмопевец молился непрестанно; ни дневные заботы, ни вечерняя усталость не могли заглушить его стенаний. Такие молитвы не могут быть не услышаны. Возможно, если бы страдание Емана не было непрерывным, его молитвы не были бы столь усердными и прилежными. Благо нам, когда болезнь не дает нам покоя, и мы проводим ночь на коленях. Молитва хороша и днем и ночью. Молитва не дело тьмы, а посему присоединимся к Даниилу, молившемуся на глазах у всего народа. Но также перейдем вместе с Паковым поток Иавок и вступим вместе с ним в ночную схватку с Богом, доколе не придет утренняя заря. Для молитвы не требуется дневной свет. Зло превращается в добро, когда склоняет нас к молитве. Обратим особое внимание на слова «пред Тобою». Это ясное указание на то, что у всех стенаний Емана было четкое направление и цель. Его плач был не греховным сетованием, а взыванием благочестивого сердца к Господу и Спасителю. Есть ли польза от стрел, пущенных мимо цели? Лучник всегда должен целиться, прежде чем сделать выстрел. Все наши молитвы должны быть направлены к небесам. По крайней мере, так считал Еман, направляя все свои вопли к престолу Божьему. В отличие от фарисеев, он не искал одобрения у людей, но возносил все свои молитвы перед лицо Божье.

3. «Да внидет пред лицо Твое молитва моя». Услышь, Господи, вопль мой, и да войдет молитва моя в Твое милостивое присутствие. Не отвращайся от моих несовершенных молитв, о милосердный Боже! «Приклони ухо Твое к молению моему». Только милостивому уху оно будет приятно и угодно; Господь, не презри бессвязных воплей моих, ибо они естественное излияние моей скорби. Приклони ухо Твое к стенаниям страждущего сердца. Когда молитвы наши по той или иной причине не достигают престола Божьего, давайте молиться о том, чтобы Господь убрал с их пути все препятствия. Если в сердце нашем коренится грех, то Господь не услышит наших молитв. Давайте же просить Его о том, чтобы на пути молений наших не было никаких помех. Тот, кто молится Богу день и ночь, ожидает, что труды его не будут бесплодны. Только тот, для кого молитвы не имеют значения, не ожидает от них никакой пользы.

4. «Ибо душа моя насытилась бедствиями». Душа моя пресыщена бедствиями до тошноты. Сердце мое наполнено несчастьями, подобно сосуду, переполненному уксусом. Жизнь псалмопевца была одним сплошным страданием, но самое ужасное было то, что скорбь проникла в его сердце. Когда скорбь поражает душу человека, страданию его нет предела. Если душа, тронутая скорбью, достойна жалости, то что говорить о душе, пресыщенной бедствиями? Но еще хуже, когда душа человека исполнена горя, а молитвы его не получают ответа. «И жизнь моя приблизилась к преисподней». Псалмопевец чувствовал, что жизнь его висит на волоске, и уже видел себя нисходящим в могилу. Силы его истощались с каждой минутой, сердце наполнялось отчаяньем, разум отказывался мыслить, а тело трепетало от немощи. Он подступил к самым вратам смерти. Для некоторых из нас эти строки могут стать реальным опытом. Сколько раз нам приходилось блуждать в мрачной долине смерти и томиться в унынии сердца долгие месяцы! Мы с радостью согласились бы разрешиться, чтобы быть со Христом, ибо это было бы несравненно лучше, чем влачить жалкое существование, в страхе ожидая адских мук. Смерть была бы облегчением для тех, чье существование больше напоминает пребывание в аду. Должны ли благочестивые люди страдать подобным образом? Воистину так! Некоторые из них всю свою жизнь томятся под невыносимым бременем. Господи, освободи узников надежды! Пусть ни один из Твоих страдальцев не думает, будто с ним произошло что-то странное и необычное, но пусть возрадуется, что следует по следам таких же мучеников, как и он.

5. «Я сравнялся с нисходящими в могилу». Немощь моя столь очевидна, что все вокруг считают меня живым трупом, да и сам я вполне соглашаюсь с ними. Ближние мои, если и не говорят открыто о моем погребении, то, по крайней мере, обсуждают мою смерть и то, какая доля наследства им достанется после моего отшествия. Многих людей хоронят еще до того, как они умерли. Лицемерные близкие горюют лишь о том, что их немощный родственник не умер раньше. Часто бывает так, что излишне алчные родственники страждущих святых не могут дождаться кончины своего родственника и считают, что он живет слишком долго. «Я стал, как человек без силы». Все, что у меня осталось, это имя. Тело мое истощено, и я едва могу передвигаться по комнате. Разум мой ослабел еще больше, чем тело, и я не могу найти в себе сил веровать. Сыны и дочери Божьи, познавшие печаль на собственном опыте, хорошо понимают смысл этих строк, ибо не понаслышке знают, о чем идет речь.

6. «Между мертвыми брошенный». Силы оставили меня, и я подступил к самым вратам смерти. Полноправный житель смертной обители, я стал подобен ходячему мертвецу, ожидающему смертного покоя. Как ужасно, когда все наши ожидания связаны с могилой, когда мы надеемся освободиться духом в смертной тьме! «Как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь». Псалмопевцу казалось, что он совершенно забыт Господом, как трупы убитых бойцов, оставленные на поле брани. Еман воздыхал пред Богом в унынии духа, чувствуя, что Господь забыл о нем. Он был подобен смертельно раненому бойцу, истекающему кровью на поле битвы, который до последнего издыхания лежит никем не оплаканный и никем не утешенный. В какую же бездну отчаянья погружается порой дух благочестивых и храбрых мужей! Некоторые бедствия повергают нас в великое уныние, и сердце наше погружается в непроглядную тьму. Пребывающие в добром здравии часто смотрят свысока на своих больных и страждущих братьев, однако душевные недуги так же реальны, как кровоточащая рана, и их гораздо труднее сносить, чем это может показаться, ведь они поражают человека в самую душу. Только те, кто никогда не испытал ничего подобного, могут считать плач страдальца чем-то надуманным и ненастоящим. Дорогой читатель, никогда не относись с презрением к людям, страдающим нервными расстройствами или ипохондрией, ибо они испытывают реальные мучения. Многие недуги являются плодом излишней мнительности, но это вовсе не значит, что они мнимы. «И которые от руки Твоей отринуты». Несчастному Еману казалось, что Бог отринул его, поразил его десницей Своей и предал его наказанию вместе с осужденными на вечные муки. Он стенал, чувствуя, что рука Господня отошла от него и что он отлучен от Источника жизни. Вот что такое настоящая горечь. Удары человека — пустяк и ничто по сравнению с ударами жезла Господня, сокрушающего сердце благочестивого человека. Для сердца нет ничего ужаснее, чем осознание божественной немилости и неудовольствия.

7. «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну». Псалмопевец выражает крайнюю степень своей скорби в серии ярких и красноречивых метафор. Еман сравнил свое отчаянное положение с томлением в темнице ада, с заточением в обители мертвых, с погружением в бездну. Ни одно из этих сравнений нельзя назвать натянутым. Разум человека может погрузиться гораздо глубже, чем тело, и для него существуют бездонные рвы. Плоть человека может снести только определенное количество ран; душа же кровоточит беспрестанно и умирает по нескольку раз на день. Как ужасно душе, осознающей, что сам Господь низвергает ее в ров преисподний, погружает в долину смертной тени, гасит все ее светильники и облекает непроглядным мраком отчаянья. Скорбь, принятая из руки всеблагого Бога, кажется скорбью вдвойне, но если дать слово вере, то она напомнит унывающему духу о том, что лучше впасть в руку Господа, чем в руки безжалостного врага. Она скажет человеку, что Господь послал Иосифа в ров только для того, чтобы возвести его на престол, что Он навел на Авраама страх смертной тьмы только для того, чтобы явить ему Свой завет, и что Он вверг Иону в бездну только для того, чтобы провидение Божье вывело его на сушу. Увы, когда разум человека помрачен горестными мыслями, он забывает об этом и осознает только собственную невыразимую печаль. Человек видит труп льва, но не находит в нем меда; он чувствует колючки, но не видит вокруг них роз. Пишущий эти строки знает о бездне отчаянья гораздо больше, чем может или смеет сказать. Ему не раз приходилось огибать мыс Штормов и плыть вдоль берегов Скорби. Вслед за древним страдальцем он воздыхал: «Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя». Те, кто испытал подобную скорбь, поймут его тяжелые чувства, а от остальных нет смысла ожидать сострадания, ибо, даже если они его проявят, оно все равно не будет утешительным. Истинное утешение мы черпаем в том, что наш Господь Иисус Христос прошел через то же горнило испытаний, через которое проходим мы, за исключением греха. В гефсиманском саду Он ощущал все то, что ощущает человек, и скорбел смертельно.

8. «Отяготела на мне ярость Твоя». Для человека нет большего бедствия, чем испытать на себе ярость Господню. Любой гнев тяжек, а гнев Божий отягощает человека сверх меры. Под бременем божественной ярости душа человека не знает покоя. Гнев Божий — это самое сердце ада; когда человек испытывает его на себе, с его мучениями может сравниться, пожалуй, только мучение проклятых душ в озере огненном. Человек, отягощенный столь тяжким бременем, не может ощущать ни радости, ни покоя. Он жаждет полного бесчувствия, но не находит его. «И всеми волнами Твоими Ты поразил меня». Псалмопевцу казалось, что гнев Божий находит на него, словно волны морские, вздымающиеся, ревущие и всей своей яростью обрушивающиеся на берег. Могло ли его хлипкое суденышко выдержать натиск свирепой пучины, обнажившей свою пенную пасть, полную смертоносных клыков? Морская бездна всей своей мощью устремилась на бедного страдальца. Он чувствовал себя так же, как чувствовали себя израильтяне, томившиеся в египетском рабстве и взывавшие к Богу из глубин своего отчаянья. Ему казалось, что он достиг предела мыслимых мучений и что больших испытаний уже и быть не может. То же самое чувствовали и мы, не подозревая о том, что Бог оградил нас от самого великого зла. Ведь в каждой земной беде есть свои утешения. Что же касается бездны ада, то в этом месте нет никакой надежды и никакого утешения. Воистину ужасна была бы наша участь, если бы Господь позволил адской пучине сомкнуть над нами свою чудовищную пасть.

«Селах». Настало время для паузы. Плывущий по бурным водам псалмопевец на мгновение появляется на поверхности воды и делает глубокий вдох, ожидая нового удара. Даже плач время от времени останавливается. Как ночь разделена на стражи, так и плач разделяется естественными паузами. Печальная мелодия псалма, несомненно, требует от певцов и музыкантов большого напряжения, и поэтому им время от времени необходим отдых.

9. «Ты удалил от меня знакомых моих». Во время душевного уныния и телесной болезни мы нуждаемся в помощи друзей как никогда. Псалмопевец сетует на то, что Бог удалил от него всех друзей и знакомых. Возможно, он был оставлен потому, что болезнь его была заразной и оскверняющей. Или же люди боялись приближаться к его дому потому, что опасались, как бы его проклятье не перешло на них. Возможно также, что доброе имя его было осквернено настолько, что друзья старались всячески избегать его. Когда человек решает отказаться от друга, у него всегда найдется предлог это сделать. Ласточкам не требуется никакого извинения, чтобы оставить нас на милость лютой зимы. И все же, когда нас оставляют близкие друзья, мы испытываем мучительную боль. Эта рана кровоточит и не заживает долгое время.

«Сделал меня отвратительным для них». Друзья отвернулись от него, как если бы он стал для них отвратителен и противен, и все потому, что Бог поразил его болезнью и немощью. Вот почему псалмопевец прежде всего взывает к Господу, посетившему его жезлом железным. Тот, кто наслаждается общением со своими льстивыми друзьями, не догадывается, что произойдет с ним, когда он обеднеет или будет неправедно оклеветан, ибо тогда все, пользующиеся его богатством, не только бросят его на произвол судьбы, но и будут насмехаться над его горем. Проклятье измены гораздо могущественней благословения дружбы. Смертоносный яд гораздо сильнее целительного лекарства. Льстецы обступают человека со всех сторон и лижут ему руки, подобно ручным леопардам. Однако не стоит забывать, что очень скоро они с такой же страстью разорвут его на куски. «Проклят человек, который надеется на человека».

«Я заключен, и не могу выйти». Псалмопевцу казалось, что он подобен узнику, заточенному в подземелье, прокаженному в лепрозории, осужденному преступнику в одиночной камере. Разум его был словно скован железом, сердце его не могло надеяться, а душа не могла радостно парить в небесах. Когда Господь лишает нас друзей, мы вынуждены томиться в одиночестве и орошать свое ложе горькими слезами.

10. «Око мое истомилось от горести». Глаза его выплакали все слезы. Он истощил свои слезные железы, и глаза его застилал густой туман. Обильные слезы благотворны для души человека, однако если они текут нескончаемым потоком, то это может привести к печальным последствиям. «Весь день я взывал к Тебе, Господи». Слезы оросили его молитвы, но не угасили его ревностного пыла. Он продолжал молиться, хотя и не видел никакого ответа. Ничто не может заставить истинного верующего прекратить молиться; молитва — это часть его новой природы, он не может не молиться. «Простирал к Тебе руки мои». Он по собственной воле встал в смиренную позу просителя. Когда человек искренне взывает к Богу, его не нужно учить правильным позам. Сама сущность молитвы вынудит его встать в надлежащую позу. Объятое страданием чадо Божье простирало руки свои к Отцу Небесному, как плачущий ребенок простирает руки к матери. Он молился снова и снова, глаза его были полны слез, голос дрожал, руки были простерты к небу, а сердце — исполнено скорби. Воистину, этой молитве не было равных.

11. «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?» Зачем Ты хочешь предать меня смерти? Пока я жив, Ты можешь являть на мне чудеса Своей благодати, но когда я сойду в могилу, разве сможешь Ты являть мне Свою любовь? Если я умру, Ты потеряешь верного поклонника, который превозносил чудеса Твоей благости и сам являлся их подтверждением. Псалмопевец знал, что Бог не может не внять такой логике рассуждений, и потому повторил свою мысль: «Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?» Говоря это, он помышлял не о последнем дне, а исключительно о временном, земном существовании, и потому указывал Господу на то, что в его лице Он лишится истинного почитателя. Мертвецы не поют Богу хвалы, призраки не возносят Ему радостных славословий, из гробов и склепов не доносятся песни благодарения. Воистину, души усопших святых воздают славу Господу на небесах, но отягощенный скорбью псалмопевец видел только могильный мрак и пребывал по эту сторону вечности, не замечая ничего, кроме смертной тьмы.

«Селах». Псалмопевец как бы присел поразмыслить у края могилы, чтобы через мгновение возобновить свои сетования.

12. «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя?» Господи, кто будет возвещать милость Твою в холодном мраке смерти, где господствуют червь и тление? Сочинить «Размышления среди могил» могут только живые; мертвые ничего не знают и ничего не возвещают. «И истина Твояв месте тления?» Если Господь попустит рабу Своему сойти в могилу, прежде чем исполнится Его слово, кто будет возвещать истину Божью? Благословенный поэт смотрит на жизнь исключительно с точки зрения временного существования. Если верующий умирает в отчаянии и одиночестве, то, лежа в могиле, он не будет возвещать роду человеческому о том, что Бог простил его беззакония и избавил от всех страданий. Ни одна песня не воспарит к небу, чтобы воспеть истину и благость Господа. С человеческой точки зрения, с прекращением жизни мы утрачиваем способность славить Господа и, соответственно, прекращаем свидетельствовать о Его любви.

13. «Разве во мраке познают чудеса Твои?» Разве сможет певец воспеть благость Иеговы во мраке смерти? Разве сможет обратившийся в прах язык растревожить песней мертвенный холод могильной тьмы? Разве живая собака не лучше мертвого льва? Разве один живой верующий не угоднее Богу, чем все мертвецы? «В земле забвения — правду Твою?» Будет ли распространяться знание о Тебе в земле забвения? Можно ли свидетельствовать о божественной святости там, где нет ни памяти, ни любви, где забыты все и вся, где всякое знание испаряется, словно утренний туман? Довод псалмопевца состоит в следующем: когда верующий умирает без благословения, славе Божьей наносится ущерб. Мертвые не могут свидетельствовать о Его истине и правде.

14. «Но я к Тебе, Господи, взываю». Я продолжаю взывать к Тебе, о Господь, хотя Ты и медлишь с ответом. Истинное чадо Божье познается по его непрестанным молитвам. Лицемер проявляет резвость только в начале поприща, а истинный верующий бежит до конца. «И рано утром молитва моя предваряет Тебя». Псалмопевец не только не ослаблял молитв, но и умножал их число и пылкость. Он вставал рано и начинал молиться еще до восхода солнца, как бы предваряя приход Господа. Всевышний имеет полное право медлить, сколько Ему угодно; мы же не должны проявлять нерадивости в молитве. Если мы считаем, что долготерпеливый Господь медлит с исполнением обещания, то мы должны предварить Его ответ своими ревностными молитвами, дабы греховная нерадивость с нашей стороны не обратилась для нас проклятьем.

Святые песни Богу воспевай

И ожиданьем предваряй рассвет.

Молитвой возносись в тот светлый край,

Где Святой Бог подаст тебе ответ.

Пока трава еще росы полна,

Свой тяжкий грех слезами омывай,

А как зайдет за горизонт луна,

Заботы все ты Господу предай.

15. «Для чего, Господи, отрезаешь душу мою?» Господи, избравший меня от века, неужели Ты отвергнешь меня теперь? Неужели избранные Твои обречены на проклятие? Разве Ты подобен суетным сынам человеческим, дающим разводное письмо тем, с кем прежде заключили завет? Разве возлюбленные могут быть отвергнуты? Зачем же Ты скрываешь лицо Свое от меня? Неужели Ты не призришь на раба Своего с благоволением? Неужели Ты пожалеешь для меня одной-единственной улыбки? Зачем Ты так суров к тому, кто в прежние светлые дни наслаждался светом Твоей милости? Все эти вопросы мы можем возносить Господу без опасения. Более того, мы должны это делать. И это вовсе не фамильярность, а святое дерзновение. Когда мы спрашиваем Господа, почему Он гневается на нас, Он нередко открывает нам конкретный грех, препятствующий нашему с Ним общению. Господь всегда действует ради нашего блага и всегда являет нам Свое милосердие, а потому ни один удар Его жезла не должен интерпретироваться нами как свидетельство Его нелюбви. Усвоим же этот урок и извлечем из него пользу.

16. «Я несчастен и истаеваю с юности». Страдание его началось так давно, что он едва мог вспомнить, когда точно. Ему казалось, что смерть стучится в его двери с момента рождения. Разумеется, это было преувеличением, навеянным невыносимо долгой скорбью, однако, вполне возможно, что Еман родился больным и всю свою жизнь страдал от хронического телесного недуга. Для некоторых святых вся их жизнь превращается в нескончаемый урок терпения. Такие люди заслуживают нашего сострадания и почтения — да, именно почтения, ведь сам Господь и Спаситель назван в Писании мужем скорбей и изведавшим болезни. Вот почему страдальцы заслуживают особой чести. Человек, страдающий от болезни всю свою жизнь, вполне вероятно, получает великое благословение. Лучше страдать с детства до самой старости, чем предаваться греху.

«Несу ужасы Твои и изнемогаю». Острие божественного меча со временем не притупляется; ужасы его всегда вселяют трепет. Господь навел на псалмопевца поистине невыразимые страхи и поверг его в бездну отчаянья. Он был настолько сбит с толку и обескуражен, что не мог собраться с мыслями и трезво оценить свое положение. Все это вполне могло быть последствием болезни, к которой примешалось сознание божественного гнева. Совсем не удивительно, что в таком состоянии разум отказывался повиноваться. Насколько тонка грань между помешательством и духовной депрессией — не нам решать. Меж тем совершенно очевидно то, что в подобных обстоятельствах иногда бывает достаточно одного-единственного перышка, чтобы чаша весов накренилась в противоположную сторону. Страдальцы, благодарите Бога за то, что вы все еще в здравом уме! Благодарите Его за то, что в Его милостивом присутствии дьявол не может бросить на весы рокового перышка и склонить вас к отчаянью. Несмотря на то, что вы испытали всю горечь умственного изнеможения, благодарите безмерно милостивого Кормчего за то, что ваше судно все еще годится для плавания и слушается руля. Бури гонялись за ним с самого момента его спуска на воду, но он покорил все моря и бросил вызов ураганам.

17. «Надо мною прошла ярость Твоя». Благочестивый человек испытывает на себе ярость Божью. Как непостижимо! Слыша об этом, мы не можем не задаваться вопросом о справедливости Господа. На самом же деле псалмопевцу лишь кажется, что Бог гневается на него. Не все кажущееся соответствует реальности. Святые Божьи навек ограждены от наказания за грех благодаря Христу и Его заслугам. Вместе с тем отеческая любовь часто понуждает Бога наказывать сынов Своих ради их же блага и очищения. Христос понес мои грехи, и Небесный Судья произнес надо мной оправдательный приговор. Но как Отец, Он может и должен исправлять меня. Только в этом смысле Господь может гневаться на Своего заблудшего сына и повергать его в прах и отчаянье. Но, как бы велико ни было наказание Господне, мы всегда можем обратиться к Нему и вновь обрести Его благоволение. Еман описывает гнев Божий как волны морские, бьющие о борт его ветхого суденышка. «Устрашения Твои сокрушили меня». Устрашения Твои поставили на мне клеймо и я стал для святого собрания как прокаженный, который должен оставаться в отдалении от прочего народа. Все отвернулись от меня и стали почитать за мертвеца. Благодарение Богу, что все эти чувства были лишь плодом его нездорового воображения, а не истиной. Господь никогда не отвергает народ Свой; в свое время Он ниспошлет всем скорбящим великое утешение.

18. «Всякий день окружают меня, как вода». Скорби и устрашения Твои льются на меня обильными потоками, они проникают повсюду и окружают меня со всех сторон плотным кольцом. Духовное уныние подобно всепроникающей болезни, от которой невозможно укрыться. Оно пропитывает душу так же, как роса пропитала Гедеонову шерсть. Оно повергает душу в пучину отчаянья так же, как зыбучие пески поглощают судно. Оно покрывает душу человека, как воды всемирного потопа. «Облегают меня все вместе». Горести обступили псалмопевца со всех сторон. Он был подобен загнанному оленю, на которого бросается свора безжалостных собак. О бедная душа, если бы ты только знала, как любит тебя Господь!

19. «Ты удалил от меня друга и искреннего». Даже когда мои друзья находятся рядом, они все равно не могут плыть со мной по глубоким водам. Все, что они могут, это стоять на берегу и взирать на то, как я барахтаюсь в пучине. Увы, они сторонятся меня. Даже любящий Господь сторонится такого страдальца, как я, и все искренние мои избегают меня. Господь Иисус познал горечь отчаянья в полной мере. Он топтал это точило в одиночестве, и все Его одежды покрылись кровью этой скорбной виноградной лозы. Многим из нас приходится переносить скорби в полном одиночестве. Но не плачьте. Вступите в общение с любящим Господом, который никогда не оставляет Своих страждущих друзей. «Знакомых моих не видно». В душе моей осталась только печаль, все прочее забыто. Я ребенок, плачущий в ночи. Неужели Небесный Отец оставит Свое дитя без помощи? Здесь псалмопевец прерывает свои рассуждения, и любые наши домыслы испортили бы внезапность столь неожиданной концовки.

(Хотя я не стал искать в данном псалме пророчеств и предзнаменований о Господе Иисусе Христе, я, тем не менее, считаю, что Глава Церкви всегда проходит через то, через что проходят ее члены. Приводить двойное толкование по каждому стиху было бы сложно и местами невразумительно. Но если Бог Святой Дух дарует благочестивому читателю прозрение, он найдет множество разнообразных истин об Иисусе Христе, «муже скорбей и изведавшем болезни».)

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Уверенность в молитве: «Боже спасения».

2. Ревность в молитве: «Вопию».

3. Неотступность в молитве: «Днем… и ночью».

Стих 3. Молитва как посол.

1. Прошение о приеме.

2. Прошение о внимании.

3. Объяснение процедуры переговоров: сначала молитва, потом Бог действует.

Стих 4. Благочестивый человек подвержен:

а) внутренним тревогам;

б) внешним бедствиям: «Жизнь моя»;

в) внутренним тревогам и внешним бедствиям одновременно: «Душа… насытилась», «жизнь моя».

Стих 5 (вторая часть). Осознание немощи: болезненное, периодическое, в разных ситуациях. Сознание собственной немощи внушает нам смирение, желание молиться и, в конечном счете, приносит славу Богу.

Стихи 4—5.

1. Что общего между праведниками и нечестивыми?

а) Физическая смерть.

б) Телесные недуги.

2. Разница между ними. Праведник может «сравниться» с нечестивыми, но он не является одним из них.

а) Он испытывает только физическую смерть.

б) Сила его совершается в немощи.

в) Для него смерть — приобретение.

Стихи 7—8.

1. Как народ Божий воспринимает собственные беды?

а) Считает их невыносимыми: «Ты положил меня в ров преисподний».

б) Невыразимыми: «Во мрак».

в) Унизительными: «В бездну».

г) Суровыми: «Отяготела на мне ярость Твоя».

д) Всепоглощающими: «Все волны Твои».

2. Чем эти беды являются в действительности?

а) Легким и кратковременным страданием.

б) Данным нам по воле Божьей.

в) Страдания возвышают нас. «Смиритесь под крепкую руку Божию».

г) Страдания не являются непосильным бременем. Господь посылает их в любви, а не в гневе.

д) Страдания никогда не касаются всей нашей жизни. Не все волны обрушиваются на верующих, любые скорби — это только легкая рябь, пробегающая по тихим водам гавани, в то время как в открытом океане бушует неистовый шторм.

Стих 9 (вторая часть). Описание верующего в состоянии хронического уныния, когда беды осаждают его со всех сторон, болезнь мешает ему выйти в общество, христианское служение встречает препятствия, а молитвы кажутся напрасными.

Стих 10.

1. Печаль пред Богом: «Око мое».

2. Молитва к Богу: «Я взывал».

3. Ожидание Бога: «Весь день».

4. Упование на Бога: «Простирал к Тебе руки мои». Я ничего не могу делать без Тебя.

Стихи 11—12.

1. Предположения.

а) Когда верующий умирает, его существование прекращается.

б) Он навсегда остается в могиле.

в) Бог может уничтожить его полностью.

г) Он обречен пребывать во мраке всю вечность.

д) Он будет предан забвению, как если бы он никогда не существовал.

2. Выводы, основанные на этих предположениях.

а) Бог не сможет являть чудеса для умершего святого.

б) Хвала святых прекратится.

в) Святые уже никогда не будут возвещать Его милостей.

г) Верность Господа ставится под сомнение.

д) Никто уже не увидит чудес Господних, явленных святым.

е) Правда Божья, явленная в прошлом, будет забыта.

3. Молитва, навеянная этими рассуждениями: «Но я». Не может быть, чтобы милость Божья, явленная святому народу, была забыта. Возвестить ее могут только сами святые. «Что сделаешь тогда имени Твоему великому?»

Стих 14.

1. Бог медлит с ответом на молитвы. «К Тебе».

2. Молитва ожидает ответа и благословений. «Рано утром». Вседневные милости Господни побуждают нас молиться каждое утро.

Стих 14 (вторая часть). Преимущества утренних молитвенных собраний.

Стих 15.

1. Скорби непостижимы, но справедливы.

2. Справедливы, но непостижимы.

Стих 16.

1. Страдания праведных могут быть продолжительными и тяжелыми. «Я несчастен и истаеваю с юности».

2. Страдания праведных тяжелы:

а) мучительны: «Я несчастен»;

б) опасны: «Несу ужасы Твои и изнемогаю»;

в) ужасны: «Несу ужасы»)

г) лишают человека способности трезво мыслить.

Стих 17.

1. Благочестивые люди часто подвергаются испытаниям.

2. Проходящие через испытания часто неправильно судят о Божьем провидении.

3. Господь не слушает то, что они говорят. Он гораздо лучше, чем они думают.

Стих 19. Потеря друзей помогает нам помнить о нашей смертности, отвращает от дольнего мира, понуждает уповать на Господа всем сердцем, очищает от греха и призывает в славное собрание святых.

Стих 19.

1. Счастье в большей степени зависит от наличия близких друзей.

2. Боль расставания с близкими друзьями поистине велика.

3. Как и всегда, лучшим утешением в любой беде является вера в благое провидение Божье.