Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 4
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 6369 Все тексты автора Чарльз Сперджен
88. Псалом завета
Наконец мы достигли так называемого псалма завета, поистине великолепного сочинения, которым, согласно иудейской традиции, завершалась третья книга псалмов. Верующий псалмопевец изливает свою молитву пред Богом во время великого национального бедствия и просит Его вспомнить о завете, заключенном с Израилем. Он ожидает от верного и истинного Господа избавления и помощи.
Заглавие
«Учение». В псалме содержится множество полезных наставлений, и потому он совершенно справедливо назван учением. Тема завета, или обещаний Божьих, является ключевой для понимания богословия вообще. Всякий человек, наученный Святым Духом о завете благодати, будет книжником, сведущим в Царствии Божьем, а тот, чье богословие является помесью благодати и добрых дел, не способен даже наставлять младенцев. «Ефама Езрахита». Возможно, речь идет об Идифуне, который во время царствования Давида был одним из певчих хора, а во времена Соломона был широко известен своей мудростью. Судя по всему, он благополучно пережил беды, пришедшие в Израиль после воцарения Ровоама. Если автором псалма действительно был он, то псалом был написан им в преклонном возрасте. В те времена род Давидов и земля Иудина подвергались страшной опасности. В самом псалме существует немало указаний на истинность данной гипотезы.
Композиция
Вначале благословенный поэт возвещает свою надежду на верность Бога, заключившего завет с домом Давидовым. Тема меняется на стихе 5. В стихах 6—15 содержится благодарение Богу за могущество, справедливость и милость. В стихах 16—19 говорится о блаженстве народа, имеющего великого и славного Бога и, следовательно, находящегося под Его защитой и покровительством. Стихи 20—38 — это радостные воспоминания об условиях завета, а стихи 39—52 — плач к Богу, сетование и прошение. Завершается псалом искренними словами благословения и двукратным «аминь». Да благословит нас Святой Дух в чтении этого величайшего из поучительных псалмов.
Истолкование
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».
2. «Милости Твои, Господи, буду петь вечно». Благочестивая решимость псалмопевца была весьма похвальной, особенно в связи с тем, что в это самое время он оплакивал кажущийся отказ Господа от завета, заключенного с Давидом. Каким бы ни был наш непосредственный опыт, мы должны всегда неумолчно возвещать милости Господни, ибо они не меняются вовек, вопреки кажущимся обстоятельствам. Ходящие видением поют лишь время от времени, а ходящие верой поют всегда. Верующие не должны прекращать своих песен, что бы ни происходило вокруг. Они должны всегда славить Господа, поскольку любовь Его неизменна, даже когда все вокруг свидетельствует об обратном. Нам надлежит не только веровать в благость Господню, но и радоваться ей непрестанно. Благость Господня — неиссякаемый источник нашей радости; воды его никогда не пересыхают, а значит, и хвала наша должна струиться нескончаемым потоком. Мы поем хвалу не одной, а многим милостям Господа, и потому славословия наши не должны быть скудными. Господь милостиво подает нам хлеб насущный; Он абсолютный и неизменный Бог, и потому наша благодарность Ему должна только умножаться. Пусть эта «казна» всегда будет наполнена от «начатков прибытков наших». Хвала наша неподвластна времени, она льется из уст благочестивого народа всю вечность. Господь благословляет нас вечными милостями, а значит, и хвала наша не должна прекращаться.
«В род и род возвещать истину Твою устами моими». Грядущие поколения услышат мудрые наставления настоящего и вразумятся. Слова Ефама стали простой истиной для христиан всех веков и навсегда останутся душеполезным поучением. Во всех наших сочинениях мы должны думать о грядущих поколениях, ибо их наставление — наша ответственность. Все свои мысли Ефам сначала возвестил устами, а затем записал на бумаге, и это достойный пример для подражания. Нам надлежит делать и то и другое, ибо уста говорят мягче и слаще, чем перо, а перо пишет основательней и глубже. Записанное слово становится достоянием будущих поколений и распространяется среди широких масс. Что касается данного псалма, то он написан поистине блестящим слогом, и кажется, будто он изливается из уст псалмопевца, как струящийся поток. Слова псалма как будто имеют собственную жизнь, они живут и разговаривают, а точнее, воспевают. Заметьте, что во второй части стиха псалмопевец славит Бога за верность (в русском переводе «истину». — Примеч. ред.), величайшую из Господних милостей и ярчайшую жемчужину в венце Господней благости. Если бы Господь не был верен и истинен, Он не был бы достоин наших песен. Но Он полон неизменной любви и непреложных обещаний, а потому заслуживает наших славословий в полной мере. Во время скорби душа полагается именно на верность Господа Бога. Она надежный якорь для души, ее убежище. Бог верен и никогда не меняется, а потому в сердцах наших рождается песнь хвалы, которую будут петь все поколения. Эта песнь никогда не устареет, никогда не выйдет из репертуара, никогда не наскучит, никогда не станет тривиальной или ненужной. Мы должны петь ее постоянно, ибо людям свойственно забывать ее сладостные напевы и сомневаться в ее утешительном учении, когда приходят тяжелые времена. Песен о милости Божьей и Его истине не может быть слишком много — если они не нужны одному поколению, то понадобятся другому. Если скептики с усердием и прилежанием обращаются к старым сомнениям и изобретают новые причины для неверия, то насколько же более верующие должны свидетельствовать о милости Господней и приводить как старые, так и новые доводы в пользу Божьей верности? Всякий, кому Бог благоволит так же, как Ефаму, должен прилежно славословить Господа и не смотреть на неверие мира.
3. «Ибо говорю: навек основана милость». Сердце псалмопевца было уверено в этом, и он провозгласил свое убеждение как неоспоримый факт. Он ничуть не сомневался в том, что на сем надежном основании милости Господь воздвигнет великий чертог благости — убежище для всех народов, в котором Сын Давидов будет царствовать в вечной славе как Податель небесной благодати. «На небесах утвердил Ты истину Твою». Божественное здание вознесется до самых небес и будет увенчано верностью Божьей. Божественная верность нисходит с небес — на земле нет ничего вечного и незыблемого. Все земное подвержено тлению и изменчиво, как фазы Луны и бурное море. Верность рождается на небесах и обитает там в вечном могуществе. Верность Божья так же неизменна, как голубой небосвод над нашими головами. Как радуга является знаком непреложного завета Господня, так и верность Божья увенчана неизменной славой в небесных селениях. Мы можем сказать вслед за Ефамом: «Будь, что будет, но храм милости и верности воздвигнут великим Строителем, и Его вечное бытие есть гарантия его нерушимости». Об этом следует вспоминать всякий раз, когда Церкви Божьей угрожает опасность или когда наш дух чрезмерно отягощен печалью.
4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему». Уверенность псалмопевца в непреложности милости и верности Господней была основана на завете между Богом и Давидом. Ефам знал, что Господь дал Давиду и его семени обещание благодати и подтвердил его клятвой. Слова завета (2Цар.7:1—29) были явлены псалмопевцу откровением Святого Духа, и здесь он передал их основной смысл в нескольких предложениях. Давид был избранником Божьим, Господь заключил с ним и его потомками вечный завет, который окончательно исполнился в личности великого Сына Давидова. Дом Давидов всегда будет домом царя. Семя Давидово будет царствовать, доколе в Израиле существует престол. Ко кресту умирающего Иисуса Христа была прибита табличка с надписью: «Царь Иудейский». Эти слова были написаны на трех основных языках того времени, и до сих пор во всех языках и народах имя Господне почитается и прославляется непрестанно. Таким образом, данный Богом завет не был нарушен, хотя царство Израильское временно перестало существовать. Истинное Царство Давида, по обещанию, пребывает вовек. Во Христе Иисусе Бог заключил завет со всеми избранными, и они становятся рабами Господними по дару Божьей благодати, а впоследствии — царями и священниками. Как сладостно думать о том, что Господь не только заключил с нами завет, но и прилежно исполняет его, подтверждая истинность Своей клятвы. Очевидно, что для Ефама Езрахита этот факт был источником твердой веры в Бога. Пусть читатель вместе с автором этих строк поразмыслит над этими несравненными истинами и прославит милость Господа, который подтверждает завет Свой и тем самым обновляет упование святого народа. Господь тщательно описывает Свой завет, как будто эта тема Ему особенно приятна. Давайте и мы внимательно прочтем слова Божьего завета с Давидом в 2Цар.7:12—16: «Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки».
5. «Навек утвержу семя твое». Бог обещал, что семя Давида не прекратится вовек, и в Иисусе Христе это обещание исполнилось в полной мере. Скольких потомков приобрел Давид через своего великого Сына и Господа Иисуса Христа! Сын Давидов — это основатель нового человечества, второй Адам, отец вечности. Он видит Своих потомков и зрит в них страдание души Своей. «В род и род устрою престол твой». Род Давида никогда не кончается, а наоборот, только множится благодаря могущественному действию великого Архитектора неба и земли. Иисус Христос является одновременно Царем и основателем нового рода, и Царство Его растет с каждым днем. Владычество Его множится непрестанно и распространяется по всему миру.
Таков завет Господа нашего. Всякий раз, когда Церковь отступает от Бога, мы должны молиться верному Господу Богу так же, как молился псалмопевец в последних стихах этого священного гимна. Христу надлежит царствовать, но почему же ныне имя Его хулится и Евангелие находится в уничижении? Чем больше в сердце верующего благодати, тем более он будет ревновать о деле Божьем, и тем более он будет взывать к Богу великого завета, прося Его о пришествии Царствия.
«Селах». На этой ноте следует остановиться. Сделай паузу, о читатель, и пусть каждый слог священного завета отзовется в ушах твоих радостным звоном. Затем вознеси сердце свое к небесам и воспой вместе с благословенным поэтом хвалу Господу.
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. 10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее Ты основал. 13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! 15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
6. «И небеса прославят чудные дела Твои, Господи». Небеса воззрят на чудные дела Божьи на земле, совершенные и совершаемые по завету благодати, и наполнятся благоговейным восторгом. Солнце и Луна, знамения завета Божьего, восславят Господа за Его дивную милость, и ангелы вместе с душами искупленных сынов воспоют Богу новую песнь. «И истину Твою в собрании святых». Под собранием святых, скорее всего, подразумеваются святые, живущие на земле. Таким образом, вся небесная и земная семья восхвалит Бога единым гласом хвалы. Земля и небо благоговеют пред Богом Нового Завета. Святые, пребывающие на небесах, постигают глубину и высоту божественной любви и восхищаются ее чудесами, а святые на земле, сознающие свои многочисленные грехи, гневящие Бога, утешаются Его верностью. Небеса зазвенели дивной музыкой, услышав радостную весть о Вифлеемском Младенце, а святые, собравшиеся в храме, восславили верность Господа, даровавшего миру во исполнение обещания истинного Сына Давидова. С этого самого дня собрание святых на небесах и священное собрание на земле непрестанно поют славу Господу Богу, хранящему Свой завет.
7. «Ибо кто на небесах сравнится с Господом?» Небеса преклоняются перед единым истинным Богом, поскольку никто и ничто не может сравниться с Ним. «Кто среди сынов человеческих сравнится с Господом?» Никто. Вот почему Ему поклоняется собрание святых на земле, ибо никто не в состоянии бросить вызов Всевышнему. Пока мы не нашли Господу достойного соперника, мы будем чтить только Его. Ни среди сынов человеческих, ни среди сынов зари не найдется ни единого соперника Господу Богу. Вот почему Он достоин всей нашей хвалы. Господь Иисус Христос, будучи одновременно Богом и человеком, пребывает выше всякой твари, и потому Он достоин нашего благоговейного поклонения. Какая поэзия! Какой дерзкий вызов бросает этот стих! Как безоглядно святое хвастовство! Святой певец размышляет об имени Господа с видимым удовольствием. Для него Бог Израилев — единственный Бог, достойный прославления. Слова этого стиха очень похожи на слова из песни Мариам: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» Очевидно, псалмопевец мысленно вернулся к временам Моисея, когда Господь явил чудеса Свои при Чермном море и прославил Свое неизреченное имя. В этих двух вопросах слышится бряцанье тимпанов и ликование танцующих женщин. Неужели в наше время не осталось настоящих поэтов? Неужели сегодня нет человека, который мог бы сочинить гимн, воспаряющий к небу, словно неистовое пламя? О Дух Святой, воздвигни среди нас талантливого стихотворца!
8. «Страшен Бог в великом сонме святых». Даже святейшие из святых трепещут в присутствии трижды святого Бога. Они знают Его близко, и знание это пропитано благоговейным страхом. Совершенная любовь изгоняет страх, в котором есть мучение, но на его месте возникает другой, который по сути своей сравним с невыразимой радостью. Воистину поклонение наше должно сопровождаться благоговейными чувствами! Если ангелы закрывают лица свои крылами, находясь в присутствии Бога, то, конечно же, человек должен пасть ниц и воздать честь Господу вселенной. Грех — это самонадеянная дерзость, а святость — родная сестра благоговейного страха. «Страшен Он для всех окружающих Его». Чем ближе они к Господу, тем больше они Его боятся. Если простые твари благоговеют пред Господом, то насколько же более избранники небес должны воздать честь великому Царю! Дети Божьи должны с ревностью произносить слова молитвы Господней:
«Да святится имя Твое». Непочтительность — это все равно что бунт. Чем больше мы помышляем о завете благодати, тем больше мы испытываем благоговения пред Господом. Эти мысли привлекают нас к Богу, и чем больше мы видим Его совершенство, тем более смиренно преклоняемся перед престолом великого Царя.
9. «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи?» Буквальный перевод звучит так: «Иегова, Боже воинств, кто подобен Тебе, могучий Господь?» Согласно толкованию Алекзандера, в данном стихе псалмопевец воспевает бесконечное превосходство Бога над человеком и ангелами при помощи нескольких ярких эпитетов. Он называет Бога именами, указывающими на Его независимое бытие («Иегова»), на Его владычество над творением («Боже воинств»), а также на Его могущество, с которым Он управляет миром («могучий Господь»), Как ни удивительно, но этот великий Бог вступил в завет с человеком. Разве мы можем не воздать Ему хвалу за столь дивную любовь? «И истина Твоя окрест Тебя» (в англ. «верность». — Примеч. ред.). Он обитает в верности. Писание гласит, что чресла единородного Сына, совершенного образа Божьего, препоясаны верностью. Никто во всей вселенной не может сравниться с Ним по верности. Даже ангелы — если бы они действовали сами по себе, независимо от Бога — непременно погрешили бы против истины. Господь же не может лгать Давиду, не может забывать Своего завета. Человек часто поступается истиной, потому что силы его ограничены и ему легче нарушить слово, чем исполнить его. Что же касается Господа Бога сил, то Он достаточно могуществен, чтобы исполнить все Свои обещания, и воистину исполнит их. В характере Господа Бога верность и сила пребывают к неразрывном единстве. Да будет имя Его благословенно!
10. «Ты владычествуешь над яростью моря». Господь владычествует над морем даже тогда, когда оно исполнено ярости и неистовства. Бурные воды Чермного моря узрели Бога и расступились в благоговейном страхе. «Когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их». Никто, кроме Бога, не способен на такое. Любая попытка укротить волны — не что иное, как безумие. Господь же воистину укрощает бушующую бездну. Помазанник Господень укротил бурю в Галилее, ибо Он всевышний Бог. Великий Царь и Блюститель всей вселенной владычествует над немощной волей человека и укрощает мятежи народов. Как мать успокаивает своего младенца, так и Господь укрощает шум морей, гнев человеческий, неистовство скорби, душевное уныние и ярость ада.
«Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек». Какие бы действия Господь ни совершал, они всегда направлены на исполнение Его завета. И хотя мы, вопреки нашим желаниям, еще не с Богом, мы все равно радуемся Его истинному и непреложному завету. Мы радуемся Господу, ибо Он — наше спасение и предел всяких желаний.
11. «Ты низложил Раава, как пораженного». Египет был сокрушен колесами смертоносной колесницы, словно падший воин. Все его великолепие и слава были раздавлены могуществом Господа, словно вражеская армия. Египет был врагом Израиля с древних времен, и потому его поражение стало темой множества радостных песен. Наш Раав — греховная плоть — также был уничтожен великим Господом, и потому мы должны воздавать Ему славу и честь. «Крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». Сила Твоя рассеяла мертвые тела врагов по полю битвы, а остальных обратила в бегство. Господь низложил врагов Своих могуществом десницы Своей безо всякой посторонней помощи. Самонадеянный Раав неистовствовал, как бушующее море, но был сокрушен и рассеян перед лицом Господа Бога Саваофа.
12. «Твои небеса и Твоя земля». Все принадлежит Богу: как мятежная земля, так и благословенные небеса. Не будем же разочаровываться в истине Царства Божьего, Господь не покинул Свой престол и не предал его сатане. «Вселенную и что наполняет ее Ты основал». Господь создал плодоносную землю и все ее произрастения и поддерживает ее существование силой слова Своего.
13. «Север и юг Ты сотворил». Господь сотворил как северный полюс, так и южный. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Иначе говоря, восток и запад также созданы Богом и радуются своему Создателю. Куда бы вы ни обратили свой взор, Господь повсюду. Ему принадлежат снежные равнины и солнечные сады. Восток и запад радуются владычеству Господню. Гора Фавор находилась к западу от Иордана, а гора Ермон — на восток, и потому псалмопевец вполне естественно использовал их в качестве обозначений сторон света.
14. «Крепка мышца Твоя». Ты, Господи, силен, и от Тебя возвышение и падение. «Сильна рука Твоя», могущая создавать великое и достигать недостижимое. «Высока десница Твоя!» Твое мастерство несравненно, Твоя благосклонность облагораживает, Твои деяния славны. Псалмопевец был настолько восхищен могуществом Господним, что несколько раз повторил одну и ту же мысль.
И действительно, всемогущество Господа — тема столь утешительная для праведных сердец, что они не могут насытиться мыслями о нем, особенно, соединив его с Его милостью и истиной.
15. «Правосудие и правота — основание престола Твоего».
Царство Божье зиждется на правосудии и справедливости. Все великие деяния Господа в истории совершаются сообразно с этими двумя божественными качествами. Бог, будучи абсолютным Владыкой мира, никогда не поступает несправедливо или немудро.
Он свят, и потому не может быть неправедным. Он мудр, и потому не может ошибаться. Все благочестивые сердца находят в этой истине основание для великой радости. «Милость и истина предходят пред лицом Твоим». Эти два качества являются как бы вестниками или глашатаями Господа Бога. С их помощью Он спасает греховного и непостоянного человека. В Иисусе Христе милость и истина становятся миротворцами Божьими, и теперь немощный и греховный человек может свободно пребывать в присутствии праведного Господа. Если бы милость не проложила путь справедливости, то пришествие Господне к любому из нас стало бы роковым. Вот почему благословенный поэт воспевает славу завета Божьего с Давидом. Прежде чем излить печаль души своей, Он восславил Господа, дабы никто не подумал, будто скорби лишили его веры. Прежде чем вознести Господу свои сетования и прошения, мы должны признать Его верховным Властителем вселенной, великим и всеблагим Богом — в каких бы обстоятельствах мы ни оказались. Любой мудрый человек, желающий получить от Господа ответ в день скорби, будет поступать именно так.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, 17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, 18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.19 От Господа — щит наш, и от Святого Израилева — царь наш.
16. «Блажен народ, знающий трубный зов!» (в англ. «радостный зов». — Примеч. ред.). Если Господь, о котором пел псалмопевец, благословен, то и народ, приобщенный к божественному изобилию и радующийся Его милости, получает благословение. Хвала — по-особенному радостный зов, и блаженны те, кому он знаком. Обещания завета — также радостный и дорогой сердцу зов, и человек, понимающий его смысл и уповающий на него, воистину блажен. Богослужения в Израиле всегда сопровождались торжественными и радостными звуками труб и других музыкальных инструментов. Господь Бог Израилев, в отличие от языческих богов, всегда более благоволил к радостным возгласам благословенного народа, а не к блеянью несчастных жертв и воплям трепещущих идолопоклонников. «Они ходят во свете лица Твоего, Господи». Главное для истинных поклонников — это видеть светлый лик Божий. Улыбка Господня придает им сил, и они продолжают свой путь с обновленной силой. Только Бог великих и драгоценных обещаний может благоволить к грешному народу, и все познавшие Его милость радуются в Господе и пребывают в общении с Ним. Если мы приклоним ухо к словам Господа и услышим трубный звук, Он откроет нам Свой светлый лик и дарует радость. Когда светит солнце, ноги наши не спотыкаются, а когда Господь открывает нам Свое благоволение, сердца наши перестают печалиться и скорбеть.
17. «О имени Твоем радуются весь день». И это вполне понятно, ибо душа, вступившая в общение с истинным Богом через Иисуса Христа, находит в каждом Его имени источник великой радости. Об имени, о благости и о качествах Божества мы можем радоваться каждый день и каждый час, и нам не нужно других причин для ликования. Философы могли веселиться без музыки, мы можем радоваться без плотских увеселений. Бог всякого изобилия — неиссякаемый источник радости. «И правдою Твоею возносятся». Какими бы тяжелыми ни были личные обстоятельства святых, и сколько бы они ни скорбели, Господь всегда возвышает их, когда приходит время. Благодаря праведности Божьей, даруемой верующим по завету, они возносятся на высокую и безопасную скалу, и сердца их наполняются священным ликованием. Если бы Господь не был праведным и не видел в нас вмененной праведности, то положение наше было бы поистине незавидным. Но поскольку все это не так, мы возносимся правдою Его и славим имя Господне.
18. «Ибо Ты украшение силы их». В Господе Иисусе Христе мы обретаем и праведность и силу. Когда мы сильны в Нем, Он — наше украшение и слава. Он — наше утешение и поддержка, когда трепещем, сознавая собственный грех. Кто получил силу от Господа, не должен хвалиться самим собой. Всю славу и честь он должен приписывать Господу. Без Бога мы не имеем ни силы, ни славы. «И благоволением Твоим возвышается рог наш». Словом «наш» псалмопевец отождествляет себя с благословенным народом и тем самым учит нас, что намного лучше обладать Божьим благословением самому, чем лишь видеть его в других. Даруй нам, Господи, благодать, чтобы и мы были частью избранного народа, с которым Ты заключил завет в Иисусе Христе, ибо тогда мы в полной мере ощутим божественную милость и будем радостны и дерзновенны. Как зверь, полный сил и отваги, высоко поднимает рог свой, так и верующий становится сильным, отважным и дерзновенным. На Востоке рог использовался в качестве украшения и носился как мужчинами, так и женщинами. Эта традиция сохраняется и по сей день. Рог поднимался человеком тогда, когда он желал показать свое доброе расположение духа и уверенность в будущем. Мы не носим подобных атрибутов, но украшением нашей души служит ощущение благоволения Божьего. Люди мира сего высоко поднимают головы только тогда, когда их окружает материальное благополучие; святые же черпают поистине великое утешение и ободрение в непостижимой любви Господа Бога.
19. «От Господа — щит наш». Кто бы ни помогал нам в бою, вся защита наша — от Господа. «И от Святого Израилева — царь наш». Тот, кто защищает народ, должен им править; Господь есть щит Израилев, и потому должен быть признан Царем. Согласно альтернативному прочтению, царь и защитник Израилев был помазанником Господа, Его посланником и представителем. Но даже защитники земли нуждаются в защите Господа. Как радуется возрожденное сердце, когда слышит имя Святой Израилев! Бог един, и только Он достоин всей славы. Он — сама святость, и только Он заслуживает имени Святой Израилев. Его совершенство — подкрепление для веры нашей. Святой Бог не может нарушить обещаний Своих, не может не исполнить Своего завета и клятвы. Кроме того, Он — Святой Израилев, Бог избранного народа, связанный с ним крепкими узами вечной любви. Могут ли святые Божьи не радоваться своему избранию? Разве те, кто может назвать Господа Бога своим уделом, не безмерно блаженны?
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.26И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. 28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, 38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».
20. «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему». Псалмопевец снова вернулся к размышлениям о завете между Богом и Давидом. Святой Божий — это либо сам Давид, либо пророк Нафан, хотя, вероятнее всего, речь идет о пророке, ибо именно с ним Господь говорил в ночном видении (2Цар.7:4—5). По великой милости Своей Господь делает святых служителей посредниками между собой и Своими избранными сосудами. Даже царю Давиду завет Господень был открыт через пророка Нафана. Господь наделяет Своих служителей особой честью. «И сказал: ,Я оказал помощь мужественному»». Господь соделал Давида могущественным воином и дал обещание сделать его защитником Иудейского царства. В духовном смысле Господь соделал Иисуса Христа могучим воином и возложил на рамена Его дело спасения рода человеческого, гарантировав благоуспешность Его миссии Своим всемогуществом. Вера наша должна зиждиться на божественной помощи. «Вознес избранного из народа». Давид был помазанником Божьим, отделенным из числа избранного народа для его законного представительства. Ему было даровано особое положение и привилегии. Его выделение из среды народа, избрание и вознесение есть не что иное, как прообраз Господа Иисуса Христа, который также был взят из числа народа, избран Богом и поставлен Царем над Церковью. Нам надлежит возносить лишь тех, кто был вознесен Господом. Горе тем, кто презирает избранников Господних; такие люди виновны в оскорблении суда Божьего, а также в отречении от Его единородного Сына.
21. «Я обрел Давида, раба Моего». Господь нашел Давида посреди зеленых пастбищ и узнал в нем благочестивый дух, полный веры и мужества и способный управлять Израилем. «Святым елеем Моим помазал его». Давид был помазан на царство Самуилом задолго до того, как взошел на престол. Слова этого стиха также следует применять к Господу Эммануилу. Отец нашел в Его лице могучего воина, и сделал Его Своим служителем ради нашего спасения. Он даровал Ему Духа в великом преизбытке и усовершил Его на дело, для которого Он был избран. Наш Спаситель не явился к нам как самозванец, но был поставлен на служение божественным повелением. Спаситель также является Помазанником Божьим, или Христом. Он помазан священным елеем самого Бога — Духом святыни, почившем на Нем в преизбытке.
22. «Рука Моя пребудет с ним». Рука Господня не отойдет от него вовек. Бог-Отец никогда не оставит Иисуса Христа, Искупителя и Царя святого народа, но пребудет с Ним всегда. «И мышца Моя укрепит его». Ему будет дарована вся полнота божественной власти. Церковь должна неустанно взывать к Богу об этом благословении, ибо в настоящее время она испытывает недостаток силы. У нас есть все, кроме божественного могущества, и нам не следует успокаиваться, пока мы не увидим его чудесного действия среди нас. Если Христос пребудет с нами, то наши церкви никогда не будут немощны.
23. «Враг не превозможет его». Никто не сможет возобладать над царем и возложить на него дань. «И сын беззакония не притеснит его». Нечестивцы не смогут навредить ему. До того как Давид стал царем, Саул гонялся за ним, словно охотник за куропаткой. Хотя Давид во всем старался поступать справедливо по отношению к Саулу как к помазаннику Божьему, последний никогда не удовлетворялся его верностью, но гнал его нещадно. Вот почему Господь пообещал Давиду, что его страданиям и скорбям наступит конец. Это обещание исполнилось как в отношении Давида, так и в отношении его сына Соломона, которому был ниспослан необыкновенный мир. В образе Давида мы усматриваем Господа нашего Иисуса Христа, который стал должником смерти за наши грехи, подвергся жестокому поруганию от язычников, но в конце концов вознесся и навсегда освободился от ярости врагов. Теперь ни один Иуда не сможет предать Его на смерть, ни один грех не сможет отяготить Его душу.
24. «Сокрушу пред ним врагов его». Разрушу их замыслы. Господь сам вступит в битву, которую ведет Его Сын, и поразит врагов Своих. «И поражу ненавидящих его». Не дай Боже, чтобы кто-то из нас испытал Твой поражающий жезл, обрушившийся на неверующих, которые отвергли Сына Твоего и умерли в ожесточении сердец. Это же самое пророчество исполняется в низложении богословских заблуждений и ошибочных учений, а также в разрушении еретических замыслов. Благоуспешность дела Христова — проклятие на голову нечестивых.
25. «И истина Моя и милость Моя с ним» (в англ. «верность и милость». — Примеч. ред.). Именно эти два атрибута Божества псалмопевец упомянул в самом начале псалма. Очевидно, он считал, что именно они играют ключевую роль в Его завете с Давидом. Милость и верность Господни пребыли с Давидом и семенем его, и хотя в буквальном смысле царство Давидово утратило былую славу, а род его стал незаметным и незначительным в Израиле, родословная линия его не прервалась, но достигла своего апогея в воцарении Князя мира и Царя царствующих, с которым милость и верность пребывают вовек. Пусть же все верующие в Иисуса Христа возрадуются, ибо верность милосердного Господа подтверждается их собственным опытом! «И Моим именем возвысится рог его». Господь Иисус Христос, вознесшийся на небеса и воссевший во славе одесную Бога-Отца, высоко поднял голову Свою. Даже во всей славе своей Давид и Соломон были лишь тусклыми образами грядущего Господа, Владыки над всеми начальствами и силами в поднебесье. Впрочем, венец величия будет возложен на голову Иисуса Христа только с наступлением грядущего тысячелетнего царства.
26. «И положу на море руку его, и на реки — десницу его». Власть Царя распространится за пределы малых рек Палестины, служивших ей естественными границами. Все земли, от моря до моря, будут принадлежать могущественному Владыке Израиля. Рука Его будет распростерта над океаном, а десница — над могучими потоками. Как монархи берут в руки скипетр и державу в знак того, что желают распространить свое царство по всей земле, так и сей Монарх будет править над непокорными морями. Воистину, Он будет Господом всей земли. Сам Бог даст ему эту власть, и Он никогда ее не лишится. Именно так следует трактовать слова «положу… руку». В этом стихе все моряки и жители морских побережий могут почерпнуть немалое ободрение, ведь рука Иисуса Христа — над ними. Первые апостолы были найдены Господом именно у моря. Мы верим, что и доныне Он обретает у морских берегов множество верных учеников.
27. «Он будет звать Меня: Ты отец мой». Потомки Давида, по большей части, будут народом набожным, молящимся много и часто. Так и происходит на самом деле. Верующий, не имеющий возможности молиться, глубоко страдает. Сам Господь Иисус был великим молитвенником и начинал Свои молитвы со слова «Отче». Из уст «Первородного между многими братьями» звучали самые доверчивые речи, с которыми ребенок может обратиться к отцу. У Бога был только один Сын без греха, но у Него не было ни одного сына без молитвы. «Бог мой». Именно так Христос воззвал к Отцу с голгофского креста. «И твердыня спасения моего». Скорбя душой в гефсиманском саду и умирая на кресте, Господь взывал к Отцу и уповал на Его спасение. За мгновение до смерти Он предал Свой дух в Его руки. Все истинные дети Божьи должны подражать молитвенному рвению Господа. Молитва — это язык избранных. Все, что они приняли от Бога: и усыновление, и почтение, и вера, — наполняет их сердца жаждой общения с Отцом. Истинные наследники обещания не могут не открыть уст своих пред Господом. Никакая ученость и никакой талант не помогут человеку сказать: «Боже, Ты Отец мой». Только рождение от Духа Святого может произвести в человеке такое исповедание. Дорогой читатель, получил ли ты новую природу от Господа, Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!»?
28. «И Я сделаю его первенцем». Потомство Давида будет пользоваться особым благорасположением и милостивым покровительством Господа в отличие от других царей земли. Во Христе это обещание исполнилось в полной мере, Бог-Отец сделал Его первенцем во всех отношениях: по праву наследства Он получил имя выше всякого имени и был вознесен выше всех царей земных. Кто сравнится с Первенцем небес? Ему принадлежат власть и почтение народов. Земные цари прославляются тогда, когда они прославляют Господа Христа, да и любой прославляющий Христа становится царем! С наступлением тысячелетнего царства все очи узрят великую славу некогда презренного и отверженного Сына Давидова, однако и сейчас верующие сердца видят Царя царствующих и Господа господствующих увенчанным великой славой. Мы склоняемся пред Тобой, о Наследник мира! Наши снопы преклоняются пред Твоим снопом. Все сыновья матери Твоей называют Тебя блаженным. Тебя славят все братья Твои. Иисус Христос не преклоняется пред князьями и царями мира сего и не желает, чтобы Его Невеста, Церковь, унижалась до того, чтобы принимать из их рук жалкие подачки. Господь и Царство Его выше всех царств земных. Да вразумятся все вельможи и князья мира сего и да смирятся под крепкую руку Господа, ибо Он правит народами.
29. «Вовек сохраню ему милость Мою». До пришествия Сына Марии все цари из рода Давидова нуждались в милости Господней, поскольку только она могла уберечь их царство от верной гибели. Сам Царь не нуждался в милости, однако, будучи представителем всего человечества, Он нуждался в ней для тех, кто пребывает в Нем. И эта милость сохранится вовек. «И завет Мой с ним будет верен». Завет Иисуса Христа утвержден кровью жертвы и клятвой Бога, и потому не может быть отменен или изменен. Он стоит вечно и незыблемо, ибо опирается на верность Того, кто не лжет. Какая радость наполняет сердца наши, когда мы помышляем о непреложности великого завета благодати, заключенного с семенем Иисуса Христа, зная, что все мы связаны с Ним неразрывной связью!
30. «И продолжу вовек семя его». Семя Давидово продолжает существовать в Иисусе Христе, а семя Христа — во всех верующих. Ни жизнь, ни смерть не могут причинить вреда святому народу. Сколько бы римские священники и инквизиторы с преисподней жестокостью ни тщились уничтожить семя Нового Завета, «напрасна ярость их, пусты угрозы». Народ Божий будет жить, пока живет его Бог. «И престол его — как дни неба». Господь Иисус Христос царствует, и престол Его будет стоять незыблемо, доколе небеса не свернутся, как свиток, и не прейдут с великим шумом, и доколе стихии, разгоревшись, не разрушатся. Как же велик завет Господень! Некоторые толкователи усматривают в нем ряд условий, я же не вижу ни одного. Все обещания носят безусловный характер, однако если у завета и есть условия, то все они изложены в следующих стихах.
31. «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим». Как это ни печально, у сыновей Давидовых была реальная возможность отступить от Господа, и они воспользовались ей. Но что же случилось потом? Отступила ли от них милость Божья? Нет. Что касается семени Сына Давидова, то они не менее склонны к отступничеству, чем их предки, но может ли кто утверждать, что они по этой причине лишаются милости Господней? Нет. Об этом в тексте сказано однозначно. Все совсем наоборот. Толкователи страшатся кальвинистского учения о неотступности святых, однако не испытывают никакого страха, добавляя к Слову Божьему собственные измышления. В противном случае они не тратили бы столько времени на выискивание «условий» в этом совершенно безусловном завете.
32. «Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят». Снова мы видим зловещее слово «если». Что же будет, если они нарушат уставы Господни? Их ждет смерть и отлучение от Бога? Нет. Благодарение Господу, нет. Каким бы ни был их грех — отступление ли это или богохульство, даже если они нарушают уставы Господни и повеления Его не хранят, Господь не грозит им полным уничтожением, но обещает милость. Дух фарисейства неизменно навязывает нам условия для обретения милости Божьей, однако Господь поражает эту гидру, как только она поднимает свою отвратительную голову. Непреложные обещания Господа разбивают вдребезги все мнимые условия и воображаемые оговорки.
33. «Посещу жезлом беззаконие их». Обратите внимание: не мечом, не смертью, не истреблением, а жезлом наказания и исправления. Когда святые грешат, они должны быть наказаны, и Господь усматривает им надлежащее взыскание. Он ненавидит грех настолько, что не может оставить его без наказания. Он любит святых настолько, что не может не вмешаться в их беззаконные дела. Господь никогда не употребляет жезл Свой напрасно. Он посещает им детей Своих и посылает им несчастья в семье, телесные недуги и сердечные расстройства, чтобы показать, насколько Ему противен их грех. «И ударами — неправду их». Количество ударов зависит от того, как скоро сердце человека отступит от своих греховных помыслов. Жезл Господень — это благословение завета, и Господь употребляет его при необходимости. Сердце человека более чем склонно к греху, и жезл Господень редко лежит без дела. Господь не жалеет розги для детей Своих, Он любит их и хочет, чтобы сердца их были праведны.
34. «Милости же Моей не отниму от него». О, как утешительно это слово! Оно изгоняет всякий страх из сердца человека. Это обещание — венец и слава завета Господня. Милость никогда не отступит от избранных Божьих, в какие бы обстоятельства они ни попали. Милость Божья почиет на Христе, а поскольку мы в Нем, то даже в самых плачевных обстоятельствах милость Господня не оставит нас и поможет одолеть скорбь. Если бы грехи наши были способны нарушить завет с Господом, то он был бы нарушен уже давно. А если бы он был возобновлен, то наши грехи положили бы ему конец в два счета. Господь может оставить народ Свой на время и подвергнуть их тяжелым и долгим испытаниям, но Он никогда не оставит их совсем и не отнимет любви Своей от избранных. Он не станет бросать тень на Свое доброе имя и «не изменит истины Моей», как сказано в тексте. Человек изменчив, Бог же не меняется никогда. Верность — одно из вечных качеств Бога, в нем немалая часть божественной славы. Истина — это драгоценная жемчужина в венце Господа, и Он не допустит, чтобы ее сияние померкло. Псалмопевец уверяет нас в том, что Господь никогда не оставит наследников славы. А посему пусть тот, кто хочет, отвергает учение о неотступности святых; мы же не так познали Христа. Мы веруем в жезл Евангелия, а не в карающий меч, который якобы грозит сынам Божьим.
35. «Не нарушу завета Моего». Это Его завет. Господь сам придумал его, сам сделал его возможным и сам вступил в него. Вот почему он так для Него важен. Речь идет не о человеческом договоре, а о завете Господа Бога. Если нарушители человеческих договоров заслуживают порицания, то Господь никогда не допустит упрека в Свой адрес. «И не переменю того, что вышло из уст Моих». Люди, как правило, близоруки и недальновидны и потому меняют свои намерения, когда на их пути возникают неожиданные препятствия. Господь же видит все и никогда не меняет Своих замыслов. Он неизменен в Своей природе и намерениях и потому не может изменить Своих мыслей и обещаний. Единожды данное слово священно. Скажите лишь слово, и честность обяжет вас исполнить все обещанное до конца, если, конечно, речь не идет о грехе или о чем-то невозможном. Впрочем, ни то ни другое не применимо к Господу. Какое утешение знать, что слово Господне непреложно. В словах данного стиха Господь снова возвещает нам Свой завет и повторяет все Свои обещания. Разъяснения Его столь длинны и подробны, что кажется, будто Он находит удовольствие в рассуждениях об этом древнем и священном договоре. Если бы Он мог отменить сказанное, то, уж конечно, не стал бы рассуждать об этом столь пространно и повторять завет во всех подробностях.
36. «Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?» Господь не мог поклясться кем-то выше себя, и потому поклялся самим собой, а именно Своей святостью — качеством, в котором заключается все Его величие, троекратно воспеваемое воинством небесным. Бог поклялся венцом Своего Царствия, совершенством Своей личности, самой сутью божественного бытия. Тем самым Он как бы сказал, что нарушение Им священного завета равносильно отречению от самого себя. Мог ли Господь поклясться чем-то еще? Мог ли Он выразить Свою приверженность истине более красноречиво? Клятва прекращает всякий спор; так и мы, услышав клятву Господню, должны оставить всякие сомнения. Можно ли представить себе лгущего Бога? Меж тем Господь именно так выразился о себе, сказав, что если бы Он изменил Своему завету, то был бы лжецом. Его слова — подкрепление для нашей веры. Пусть же сердца наши в полной мере усвоят учение этих строк.
37. «Семя его пребудет вечно». Род Давидов будет вечно продолжаться в Иисусе Христе; семя же Христово, или совокупность всех верующих, когда-либо живших на земле, не прейдет вовек. Никакая сила, ни человек, ни дьявол не могут прервать род Сына Давидова. На смену одному поколению святых приходит другое, и так будет до скончания века, до наступления судного дня. У Иисуса Христа всегда будет достаточно последователей и служителей. «И престол его, как солнце, предо Мною». Господь Иисус Христос восседает на престоле Израиля как наследник рода Давидова. Он никогда не отрекался от Своего престола и никогда не покидал пределов Своего Царства. Ему надлежит царствовать, пока в небе светит солнце. В соответствии с заветом Божьим Давиду обещаны два благословения: семя и престол. И то и другое очень важно как для нас, так и для самого Господа Иисуса Христа. Именно мы являемся тем семенем, которое пребудет вовек, и Господь, Царству которого нет конца, защищает и ограждает нас от всякого зла.
38. «Вовек будет тверд, как луна». Как бы Царство Христово ни колебалось, оно не прейдет, пока красавица Луна льет свой серебристый свет. «И верный свидетель на небесах». Псалмопевец избрал в качестве символов незыблемости мессианского Царства два самых неизменных небесных тела — Солнце и Луну. Господь призывает себе в свидетели все, что есть в небе неизменного. Когда об истине Божьей свидетельствуют небо и земля, сердце человека изгоняет прочь все сомнения, и на их месте возникает твердая вера, покоящаяся в безмятежном уповании.
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; 40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; 45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? 49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. 51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. 53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
39. «Но ныне Ты отринул и презрел». Господь обещал никогда не оставлять семя Давидово, однако все обстоятельства, казалось, свидетельствовали об обратном. Все выглядело так, как будто Господь разгневался на царя и, презрев, отверг его. Всякий раз, когда нам кажется, что действия Божьи идут вразрез с Его обещаниями, мы должны обратиться к Нему в молитве и честно излить пред Ним все свои чувства. Господь позволяет нам делать это так же, как Он позволил благословенному певцу выразить свое недоумение и не стал его упрекать. Впрочем, мы должны стараться делать это смиренно и с верой. «Прогневался на помазанника Твоего». Несомненно, помазанник, о котором идет речь, заслужил гнев Божий, однако, по мнению псалмопевца, это противоречило милостивым обещаниям Господа. Он изложил суть своего сетования четко и ясно и дерзновенно обратился к Господу за ответом. Господь любит, когда Его дети обращаются к Нему за разъяснениями в сложных ситуациях. Тем самым они показывают свою веру в то, что все обещания Господни верны и истинны.
40. «Пренебрег завет с рабом Твоим». Обстоятельства, казалось, свидетельствовали о том, что Бог аннулировал Свой завет с домом Давидовым, хотя на самом деле все было совершенно иначе. «Поверг на землю венец его». Царь подвергся такому позору и унижению, что венец Его, образно выражаясь, был повержен на землю и втоптан в грязь. Казалось, что Господь, помазавший царя на царство, сам отнял у него царский венец, хотя тот и был Его законным представителем. То же самое относится и к нашему времени: в настоящее время многие церкви не признают Господа Иисуса Христа, а венец Его присвоен самозванцами. Как ужасно слышать о том, что где-то цари и царицы провозглашаются главами Церкви, а главный священник получает титул Наместника Христа! Как печально видеть парламенты и суды, диктующие свою волю Церкви Божьей! В наше время осталось мало тех, кто действительно признает Иисуса Христа и Его законные права на престол. Более того, сама эта тема считается старомодной и неактуальной. Господи, доколе?
41. «Разрушил все ограды его». Злые языки беспрепятственно хулили царя, оставленного без защиты. Царское имя уже не вызывало благоговейного трепета и почтения, как прежде. Казалось, он навсегда лишился благоволения Божьего. До сих пор царская семья была обнесена надежной оградой, как драгоценная виноградная лоза, но теперь ограда была разрушена, и каждый мог нанести ей вред. Как ни прискорбно, но и о Церкви Божьей можно сказать, что ограды ее во многих местах были разрушены, граница между Церковью и миром почти перестала существовать, а церковные должности заняли безбожники. Господи, когда же Ты восстановишь милость Твою к нам? Неужели Виноградарь навсегда отринул Свою лозу? Восстанови ограды ее и соблюди Церковь, избранную в Твой удел. «Превратил в развалины крепости его». Враги захватили крепости Израиля и разрушили их до основания. От древних цитаделей не осталось и следа. Точно так же ереси, наводнившие Церковь Божью, подорвали истинное учение Церкви, на котором она стояла как на твердом основании. Цитадели здравого учения были оставлены на милость врага. Боже, неужели Ты не вмешаешься? Боже правый, неужели Ты не восстанешь и не повергнешь в прах дьявольскую ложь?
42. «Расхищают его все проходящие путем». Теперь, когда вокруг виноградной лозы нет никакой ограды, ее обирают и обрывают все проходящие мимо. Как ужасно, когда каждый жалкий «мыслитель» может поносить истинную христианскую веру и когда орды пьяных гуляк могут беспрепятственно поливать грязью Евангелие Иисуса Христа. Им нет никакого дела до Господа, они ничуть не интересуются тем, что Он сотворил для их спасения, однако они стоят у подножия креста и с нетерпением ожидают того момента, когда им представится возможность вогнать еще один гвоздь в руки Спасителя. Они не желают прикоснуться к Нему верой, но в яростной злобе жаждут разорвать Его на куски. «Он сделался посмешищем у соседей своих». Сопредельные народы глумились над потомками Давида, они надсмеялись над добрососедскими отношениями и стали открыто поносить израильтян. Всякий раз, когда израильтяне попадали в беду, они делались посмешищем для своих соседей. В наше время все истинно верующие в Иисуса Христа подвергаются насмешкам, а некоторые из них — даже жестоким издевательствам. В действительности же все эти гонения развязываются против самого Христа. Доколе, Господи, враги будут злодействовать? Неужели Тот, кто заслуживает всей славы, будет подвергаться осмеянию народов? Господи, где же верность Твоя завету Твоему?
43. «Ты возвысил десницу противников его». Господи, Ты сам сотворил сие, Ты, который обещал Израилю помощь и победу. Ты встал на сторону его врагов и укрепил десницу их, дабы они одержали верх над народом Твоим. «Обрадовал всех врагов его». Они хвалятся своей победой, радуются поражению Израиля, и все это дело рук Твоих. Господи, доколе? Где же завет Твой? Неужели Ты забыл Свои собственные обещания и клятвы?
44. «Ты обратил назад острие меча его». Меч Израиля быстро затупился в бою, как если бы был сделан из свинца, и не принес ему победы. Оружие израильтян оказалось ненадежным. «И не укрепил его на брани». Сердца израильтян дрогнули так же, как их мечи. Под ударами врага народ Божий обратился в бегство. Даже самые отважные сердца, и те наполнились страхом: ужасы Господни лишили их мужества. В настоящее время в Церкви осталось мало мечей подлинно израильской закалки. Сыны Церкви излишне податливы, служители ее идут на компромисс с миром. Но нам нужны истинные воины, крепко держащие свои мечи, твердо стоящие за истину и подвизающиеся против ереси и греха ради освобождения сердец человеческих. Сегодня, когда ересь стала общепринятым и популярным грехом, а безразличие к истине рекламируется как наивысшая добродетель и свободомыслие, нам как никогда нужны решимость и отвага. Господи пошли нам таких людей, как пророк Илия, или, по крайней мере, как Лютер и Нокс.
45. «Отнял у него блеск». Господь лишил дом Давидов былого великолепия, и слава его померкла. «И престол его поверг на землю». Израиль уже не мог ни управляться с внутренними проблемами, ни решать внешние конфликты. Все это произошло с царями, восседавшими на престоле Давида, и, как ни прискорбно, до сих пор происходит в видимом Царстве Господа Иисуса Христа на земле. Где былая слава Пятидесятницы? Где величие Реформации? Где Царствие Божье, пребывающее среди нас? Горе нам, ибо мы утратили былую славу Церкви, и евангельский престол Христа сокрыт от глаз наших!
46. «Сократил дни юности его». Силы оставили царя раньше времени, юность его закончилась до срока. «И покрыл его стыдом». Видя немощь царя и его преждевременное старение, враги покрыли его позором. Автор псалма мучительно переживал эти тяжелые события, ибо был верным служителем дома Давидова. Что касается нашего времени, то нам остается лишь оплакивать немощность нашей религии. Героические дни христианской Церкви остались в прошлом, и виски ее убелены преждевременной сединой. Но разве так гласит завет Божий? Как может это соответствовать божественным обещаниям? Воззовем к праведному Судье всей земли и будем просить Его исполнить данное нам слово о том, что уповающие на Него обновятся в силе.
«Селах». Поэт на мгновение прерывает свои слезные ходатайства и переходит непосредственно к молитве.
47. «Доколе, Господи». Псалмопевец взывает к Господу Богу и приводит в качестве аргумента продолжительность страданий Израиля. Жезл Господень никогда не поражает долго, и потому автор просит Бога сократить скорбь избранного народа. «Будешь скрываться непрестанно». Разве Ты не обещал прийти на помощь к рабу Твоему? Зачем же Ты покинул его? «Будет пылать ярость Твоя, как огонь?» Неужели ярость Твоя будет пылать бесконечно, пока не превратит нас в прах и пепел? Господи, сдержи ярость гнева Твоего! Доколе Ты будешь гневаться? Неужели ты сожжешь престол, который обещал сохранить? Точно так же и мы должны молить Бога о восстановлении Царства Христова в наши дни. Неужели Он прогневался на Церковь настолько, что оставит ее без помощи? Сколько еще продлятся ее страдания? Неужели истина погибнет, а святые низвергнутся в бездну ада? Доколе, Господи? Впрочем, мы уверены в том, что Господь скоро подаст нам Свою помощь, ибо в противном случае истинная вера будет полностью уничтожена или, образно выражаясь, поглощена огнем.
48. «Вспомни, какой мой век». Век мой краток, пусть же он не состоит из одних бедствий! Если Ты не умеришь ярость Свою, гнев Твой поглотит меня, и милость Твоя уже не сможет восстановить меня. Некоторые экзегеты относят эти слова к земной жизни Господа Иисуса Христа и Его уничижению. Хотя такая интерпретация обладает своими преимуществами, я все же предпочитаю относить эти стихи к Церкви, которая, как известно, является семенем Христа, так же как цари израильские после Давида были семенем последнего. Мы преступили закон и испытали на себе тяжесть божественного жезла, но теперь мы молим Господа сократить дни страдания нашего, дабы вся наша жизнь не прошла в бедах. «На какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?» Если Господь не призрит на дело рук Своих, вся наша жизнь — суета. Если дело Господне не будет благоуспешно, то в жизни нашей нет никакого смысла. Мы живы, пока жив наш Царь. А если вера наша окажется тщетной, то все в жизни тщетно. Если Царству Божьему придет конец, то и весь мир ждет неминуемый крах. Если окажется, что Господь не верен Своему обещанию, то творение — это ошибка, провидение — это иллюзия, опыт — это медь звенящая. Если Евангелие — неправда, то для сынов человеческих не остается в жизни ничего надежного и незыблемого, и все их существование превращается в полную бессмыслицу.
49. «Кто из людей жил — и не видел смерти». Все мы смертны. На этот вопрос есть только один ответ — отрицательный. Никто не может похвалиться тем, что он бессмертен. «Избавил душу свою от руки преисподней?» Ни сила, ни мудрость, ни добродетель не может избавить человека от участи всех смертных, ибо все мы вернемся в прах. Господи, век наш так краток, не наполняй его одними бедствиями и не поражай нас бесконечно! Как Сын Твой и Глава Церкви умер, так и мы должны умереть. Не покидай нас в этой жизни, дабы мы могли свидетельствовать о Твоей верности. Не дай нам чувствовать, что жизнь наша прошла напрасно! Мы видим, что в своей молитве к Богу псалмопевец приводит два веских довода: мимолетность человеческой жизни и неотвратимость смерти.
50. «Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею». Псалмопевец переходит к самому важному в завете с Богом. В своей молитве он напоминает Господу о Его прежних милостивых деяниях, Его былой любви к Церкви и Его благоволении к святым. Далее он упоминает о данной Господом клятве благословить избранных Своих. И, наконец, он взывает к неизменным и благим качествам Бога, уповая на Его незыблемую истину. Все то же самое можем делать и мы. Когда приходит день скорби, мы можем возносить Богу в молитве все самые действенные аргументы и бороться с милостивым Богом, сказавшим: «Тогда придите — и рассудим».
51. «Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих». Нечестивцы насмехались над великими страданиями праведных, и потому псалмопевец воззвал к Господу о скором вмешательстве. Может ли отец спокойно смотреть на то, как злодеи издеваются над его ребенком? Псалмопевец умоляет Господа призреть на несчастное положение рабов Его, терпящих поругание от нечестивых кощунников. «Которое я ношу в недре моем от всех сильных народов». Псалмопевец воспринял поношение надменных врагов как личное оскорбление. Он чувствовал себя так, как будто все дьявольские насмешки были направлены лично против него, и он излил сердце пред Господом, сочувствуя своему народу. Так же и мы должны плакать с плачущими. Всякое бремя поношения, легшее на плечи народа Божьего, должно быть и нашим бременем. Если мы слышим, как хулится имя Христово, и как бесславятся его святые, однако не проявляем никакого сочувствия, значит, в нас нет истинно израильского духа. Все, что мы чувствуем по поводу страждущего народа, мы можем возносить Господу в молитве, и это будет действенным аргументом. Одно из возможных прочтений данного стиха заслуживает нашего внимания. В оригинале сказано: «Вспомни, что я ношу в недре моем все множество народов». Эти слова можно понимать как молитву о спасении Церкви, которая, согласно пророчеству Пс.76:2—21, станет матерью многих народов. Церковь уже стенает в муках деторождения, однако если враг одолеет ее прежде, то она никогда не сможет стать матерью многих народов. Церковь — это надежда мира. Если ей придет конец, то народы навсегда лишатся возможности духовного возрождения и будут поглощены смертью.
52. «Как поносят враги Твои, Господи». Вот еще один веский довод: враги Израиля — это враги Божьи, и их поношение направлено как против нас, так и против Него. Именно поэтому мы можем взывать к Господу о скором вмешательстве. Бог не может молчать, когда имя Его хулится язычниками. «Как бесславят следы помазанника Твоего». Враги идут за ним по пятам и ищут повод опорочить его доброе имя. Они следят не только за Его словами и поступками, но и за передвижениями. Христос и Церковь не от мира сего, что бы они ни делали, их поступки всегда хулятся и бесславятся безбожными язычниками. Возможно, этот стих вторит известному присловию: «Где обетование пришествия Его?» Возможно, враги хулили Христа за то, что Он медлил с исполнением Своего обещания. Господь, доколе Ты будешь терпеть поношения врага? Доколе? Доколе?
Гряди — Твое творение стенает
И Бога с нетерпеньем ожидает.
Устало сердце от тревог и бед,
А милости Твоей все нет и нет.
Гряди в величии Своем, о Боже,
И враг Тебя вовек не превозможет.
Рассей его перед лицом Своим.
Да будет вечно славен Божий Сын.
53. «Благословен Господь вовек!» Псалом заканчивается так же, как начался. Псалмопевец обогнул земной шар и снова вернулся в пункт отправления. Благословим же Господа до начала молитвы, во время молитвы и после нее, ибо Он всегда достоин наших славословий. Не будем сомневаться в Нем, даже если Его пути нам непонятны. Когда провидение Божье кажется нам непостижимым, не будем судить Бога в безумии сердец своих. Если мы осудим деяния Божьи, назвав их злыми, то нам не избежать этого безумия. Господь всегда благословен и всегда будет благословен. «Аминь, аминь», — восклицают сердца наши. Да будет так, Господи, да будет так. Да будет имя Твое благословенно вовек!
Советы проповедникам
Стих 2.
1. Празднование милостей Божьих.
а) Когда? «Вечно».
б) Кем? Теми, кто их получил.
в) Поэтому они должны жить вечно, чтобы вечно праздновать.
2. Воспевание верности Божьей:
а) среди нашего поколения;
б) для будущих поколений.
Стих 3.
1. Свидетельство:
а) о вечной милости;
б) о неизменной верности.
2. Подтверждение: «Ибо говорю»:
а) из Писания;
б) из опыта;
в) из размышлений;
г) из наблюдений за людьми.
Стихи 4—5.
1. Завет заключен.
а) С кем? С Давидом и в нем с Его Сыном и Господом. Истинный Давид, избранный служитель Отца, совершивший искупление.
б) О чем?
1) О семени;
2) о престоле.
2. Завет закреплен:
а) решением Бога: «Поставил»;
б) обещанием Бога: «Утвержу»;
в) клятвой Бога: «Клялся».
Стих 7. Сравнение Бога с самыми возвышенными существами неба и земли. Вызов брошен обоим мирам.
1. Истинный Бог, Владыка неба и земли, несравненно велик Своим бытием. Бытие Бога:
а) вечное;
б) совершенное;
в) независимое;
г) неизменное.
2. Бог несравненно велик Своими качествами:
а) святостью;
б) мудростью и знанием;
в) властью;
г) справедливостью;
д) долготерпением;
е) любовью и благостью.
3. Бог несравненно велик в Своих делах.
а) Творение.
б) Провидение.
в) Искупление.
г) Спасение рода человеческого.
Стихи 7—8.
1. В творении Бог выше всякой твари (ст. 7).
2. В искуплении Бог выше себя в творении (ст. 8).
Стихи 10—11. Владычество Божье вопреки бунту. Его окончательная победа над всеми врагами.
Стих 12.
1. Бог владеет землей так же, как Он владеет небом.
2. Владычество Бога над землей непременно будет явлено в будущем.
3. Как эти два факта влияют на наши действия.
Стих 13. Радость твари о Творце.
Стих 15.
1. Справедливость божественной власти — «правосудие». Нет никого в Божьем Царстве, с кем бы Бог обошелся несправедливо.
2. Суверенность божественной власти. Истина предшествует милости.
Милость опирается на истину. «Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму», Милостивый завет с Авраамом воистину исполняется в Иакове.
Стих 16.
1. Евангелие — радостный зов.
2. Евангельская весть приносит радость тем, кто слышит ее, верует в нее, любит ее и следует ей.
3. Блаженство таких людей. «Они ходят».
Стих 17.
1. Радость.
а) О чем? «О имени Твоем». Бог спасения, Бог всякой благодати и всякого утешения.
б) Когда? «Всякий день». Утром, днем и ночью.
2. Вознесение:
а) не собственной праведностью;
б) праведностью Божьей, «правдою Твоею». Приобретена для нас божественной личностью («Твоей»), вменена нам. Праведность Бога не принесла бы нам никакой пользы, если бы Он не стал Богочеловеком. Праведностью Божьей мы возносимся над адом, над землей, над раем и над ангелами. Бог возносит нас до положения Своих друзей, детей, единства с самим собой.
Стих 17 (вторая часть).
1. Праведность Божья возносит верующего над:
а) законом;
б) миром;
в) властью и злобой сатаны;
г) смертью;
д) всяким осуждением (Рим.8:33—34).
2. Праведность Божья возносит верующего к блаженству.
а) Он обретает мир с Богом.
б) Он становится сыном.
в) Он вступает в общение с Богом и получает к Нему свободный доступ.
г) И, наконец, облачается в бессмертную славу.
Стих 18.
1. Наши естественные немощи.
2. Наша сила в Боге.
3. Прославление Бога за эту силу.
Стих 19.
1. «Господь» («Иегова») — наша защита. Нас защищают Его сила, самодостаточность и величие.
2. «Святой Израилев» — наш Царь. Нами управляют Его святые качества и верность завету.
Стих 20.
1. Требуется выполнить особую работу: «Помощь».
а) Кто требует? Сам Бог.
б) Что надо сделать? Примирить Бога с человеком и человека с Богом.
2. Особая личность выбрана для выполнения этой работы.
а) Человек: «Из народа».
б) Бог: «Святому Твоему».
3. Особые условия для выполнения этой работы.
а) Пригодность работника: «Мужественному».
б) Разрешение Бога: «Избранного».
Стихи 21—22.
1. Мессия должен быть потомком Давида, истинным Давидом.
2. Он должен быть рабом Бога-Отца: «Раба моего».
3. Он должен быть поставлен на служение: «Святым елеем».
4. Он должен в совершенстве исполнить Свое служение: «Рука Моя пребудет с Ним».
5. Отец поддержит Его в этом служении: «Мышца моя».
Стихи 23—24.
1. Пророчество о противостоянии Мессии и сатаны. Сатане не удалось наложить на Христа никакой дани.
2. Пророчество о победе Мессии над врагами: «Сокрушу». Христос сокрушил книжников и фарисеев.
3. Пророчество об уничтожении их города и всего народа в целом: «Поражу ненавидящих».
Стих 27. Сыновний дух Господа Христа и его проявления.
Стих 30.
1. Подданные Мессии — Его семя, так как они:
а) едины с Ним;
б) подобны Ему;
в) многочисленны.
2. Царствование Мессии вечно.
а) Его подданные вечно едины с Ним.
б) Он вечно восседает на престоле.
Стихи 31—35.
1. О ком идет речь? «Сыновья его».
2. Допущение: «Если сыновья его оставят».
а) Они могут упасть, но не могут отпасть.
б) Они, скорее всего, упадут, ибо далеки от совершенства.
в) Они действительно упали — как Давид, так и его потомки.
3. Наказание.
а) «Жезл, удары». Рано или поздно они испытают и то, и другое.
б) Неотвратимость наказания: «Посещу».
4. Ограниченность наказания: «Милости же не отниму».
а) Господь не оставит народ Свой.
б) Несмотря на наказания, Господь останется верен Своему завету.
Стих 40.
1. Нам часто кажется, что обстоятельства идут вразрез с Божьими обещаниями.
2. Однако обещания никогда не идут вразрез с провидением Божьим. Господь действует в полном соответствии с заветом.
Стихи 41, 47.
1. Что Бог сделал? «Разрушил».
2. Чего Бог не сделал? Не лишил их сожаления о том, что Он покинул их, и желания, чтобы Он вернулся.
Стихи 45—46. Пророчество:
а) о кротости Мессии: «Отнял у него блеск»;
б) об уничижении Мессии: «Престол его поверг на землю»;
в) о преждевременной смерти: «Сократил дни юности его»;
г) о позорной смерти: «Покрыл его стыдом».
Стих 46. Величие раннего христианства. В каком смысле оно лишилось былого блеска в наши дни?
Стих 47. Рука Божья должна быть признана:
а) в испытании: «Доколе, Господи, будешь скрываться»;
б) в его продолжительности: «Доколе, Господи»;
в) в его тяжести: «Ярость Твоя… как огонь»;
г) в его окончании: «Доколе, Господи». Эти слова в равной степени применимы как ко Христу, так и к Его народу.
Стих 48. «Вспомни». Молитва умирающего на кресте разбойника, молитва плачущего христианина, молитва гонимого христианина.
Стих 48.
1. Воззвание к божественной благости. «Вспомни». Пусть моя жизнь состоит не только из скорбей и бедствий.
2. Воззвание к божественной мудрости. Неужели человек сотворен только для несчастий? Разве не напрасно создан человек, если его век краток да и еще полон несчастий?
Стих 53.
1. Провозглашение. «Благословен». Господь благословен в Своих делах и путях, судах и милостях. Он вовеки благословенный Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.
2. Отклик. «Аминь, аминь». «Аминь», — говорит Церковь на земле, Церковь на небе, ангелы Божьи, святая и ликующая вселенная, вечность прошлая и будущая.